Роль классного руководителя в сплочении коллектива
Автор: Кабланбаева Хамида Бахтыгалиевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ г.Астрахани СОШ №6 Населённый пункт: г. Астрахань Наименование материала: статья Тема: Роль классного руководителя в сплочении коллектива Раздел: начальное образование
В условиях введения Федеральных государственных образовательных
стандартов
второго
поколения
значительно
возрастают
воспитательные
функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели
воспитания
– самоактуализации личности
растущего
человека .
При
обновлении содержания и организации педагогического процесса главным
направлением
становится воспитание. Ориентируясь
на
формирование
личности
обучающегося,
признание
ее
ценности
и
необходимости
для
современного
общества,
нам
нужно
помнить,
что
она
формируется
личностью
самого
учителя.
Ключевая
роль
в
решении
задач
воспитания
принадлежит классному руководителю.
Классный
руководитель
–
главное
звено
в
воспитании
детей
в
современной
школе.
Он
сотрудничает
с
семьей,
социальным
педагогом,
психологом,
учителями
предметниками,
обеспечивает
социальную
среду
ребенка.
Каждый
класс
индивидуален,
приходится
изучать
его,
находить
индивидуальный
подход
к
каждому
ученику,
и формировать
дружный,
«зрелый»
коллектив.
Чувство
«Мы»
позволяет
ребенку
чувствовать
себя
уверенно перед сложной и не всегда понятной ему социальной реальностью,
адаптироваться к «взрослой» жизни. Работа по формированию сплочённого
коллектива проводится последовательно, целенаправленно. И помогают нам в
этом наши традиции класса. На всех стадиях развития коллектива возникают,
крепнут
и
сплачивают
коллектив
большие
и
малые
традиции.
Традиции
школьного
ученического
коллектива
создают
атмосферу
взаимопомощи,
взаимоподдержки,
взаимопонимания.
Они
обеспечивают
социально-
психологические предпосылки для возникновения у личности чувства своей
значимости,
нужности,
востребованности,
формируют
ответственное
отношение
к
делу. Ведь
сейчас,
как
никогда
обществу
нужны
люди,
способные
принять
важные
решения,
взять
ответственность
на
себя.
Владеющие умениями поддерживать взаимоотношения, имеющие высокий
уровень культуры общения.
В воспитательной деятельности внедряю в практику принцип обучения
и воспитания успехом . Успех рождает дополнительный импульс к активной
работе,
содействует
становлению
достоинства
ученика.
Это
залог
положительного отношения к учению, школе, науке, труду.
Как классный руководитель я вижу, что каждый ребенок, независимо от
своих индивидуальных особенностей, любит участвовать во внеклассных и
внешкольных мероприятиях. Приятно смотреть на детей, когда они увлечены
общим делом, когда у них «загораются глаза» от новых идей, фантазий,
которые необходимо воплотить в жизнь. Формирование классного коллектива
– задача непростая.
Взяв детей в 1-ом классе, постаралась определить, какие же мои дети
каждый отдельно, и как я смогу собрать их в единый классный « кулачок-
организм». Мне очень хотелось, чтобы они раскрылись передо мной.
Но главным вопросом для меня оставался один: « Как сделать так,
чтобы мы поняли друг друга?»
Перед собой я поставила ряд задач, это, прежде всего:
1.Формирование
классного
коллектива,
дружного,
сплочённого,
творческого.
2.Формирование нравственно - ценностных взглядов учащихся.
3.Организация видов деятельности, которые помогли бы раскрыться
индивидуальным качествам учащихся в моём классе.
Первой важнейшей целью стало создание коллектива. А это процесс
трудный и длительный, требующий не только терпения, но и выдумки.
Главное для меня заключается в том, чтобы ребёнок рос и развивался
не только физически, но и духовно. Радостно видеть, как ученики не только
рассказывают о своих успехах и победах, но учатся сопереживать успехам и
победам своих товарищей и даже учителя.
Я
приведу
примеры
некоторых
традиций,
в
результате
которых
формируется
гражданская
идентичность
личности,
коллектив
становится
более сплочённым, дружным.
Это,
конечно,
проведение
классных
часов:
«Правила
поведения
в
школе»,
«Масленица»,
«Зимние
народные
праздники»,
посвящённый
Всемирному Дню воды, «Первый человек в космосе», «День птиц», ко Дню
Победы и т.д.
Также участие детей и в общешкольных мероприятиях.
Конкурсах: «Битва хоров», «Звёздный дождь», «Кормушка для птиц»,
«Зимний калейдоскоп», «А ну-ка, мальчики!», рисунков, посвящённых Дню
Победы.
Единых классных часах: «Моя малая Родина», «День Добрососедства»,
Международный день пожилых людей», «Лучше мамы нет на свете».
Участие в предметных неделях.
Традиции нашего класса благотворно влияют на каждого ученика.
Ребятам доставляет радость участвовать в интереснейших мероприятиях. Это
формирует у них гражданскую позицию, сплачивает их и хочется верить, что
они
будут
достойными
гражданами
нашего
Российского
государства.
В
конечном счёте, моя позиция такова — мир должен быть основан на любви,
доброте, милосердии, взаимоотношении, когда законом жизни становится «
Закон протянутой руки, души распахнутой для добра»