Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся: опыт социального партнерства.
Автор: Плево Людмила Леонидовна Должность: учитель географий и экономики Учебное заведение: ГБОУ СОШ №512 Невский район Населённый пункт: г. Санкт-Петербург Наименование материала: Презентация Тема: Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся: опыт социального партнерства. Раздел: среднее образование
партнерства.
Плево Людмила Леонидовна
Плево Людмила Леонидовна
Учитель географии и экономики
Учитель географии и экономики
ГБОУ СОШ №512
ГБОУ СОШ №512
Невский район г.Санкт-Петербург.
Невский район г.Санкт-Петербург.
«Мир полон
«Мир полон
решений, ищущих
решений, ищущих
свои проблемы»
свои проблемы»
Р. Эванс
Р. Эванс
Для размышления
Для размышления
Учение есть совместное
Учение есть совместное
исследование, проводимое
исследование, проводимое
учителем и учеником.
учителем и учеником.
С.Л. Рубинштейн
С.Л. Рубинштейн
Исследовательская деятельность
Исследовательская деятельность
-
-
деятельность обучающихся, связанная
с поиском ответа на творческую,
исследовательскую задачу с заранее
неизвестным решением и
предполагающая наличие основных
этапов, характерных для исследования
в научной сфере.
Структура научного
Структура научного
исследования
исследования
гипотеза
эксперимент
рабочая
гипотеза
количественные
качественные
наблюдения
факты
объяснения
результаты
теория
ЗАКОН
(ЗАКОНОМЕРНОСТЬ)
отвергается
корректируется
принимается
Исследовательские
Исследовательские
работы
работы
—
—
творческие работы, выполненные
творческие работы, выполненные
с помощью корректной с научной точки
с помощью корректной с научной точки
зрения методики, имеющие полученный
зрения методики, имеющие полученный
с помощью этой методики собственный
с помощью этой методики собственный
экспериментальный материал,
экспериментальный материал,
на основании которого делается анализ
на основании которого делается анализ
и выводы о характере исследуемого
и выводы о характере исследуемого
явления. Особенностью таких работ
явления. Особенностью таких работ
является непредопределенность
является непредопределенность
результата, который могут дать
результата, который могут дать
исследования.
исследования.
Учебно-исследовательская
Учебно-исследовательская
деятельность
деятельность
–
–
процесс решения
процесс решения
научных и личностных
научных и личностных
проблем, имеющий своей
проблем, имеющий своей
целью построение
целью построение
субъективно нового
субъективно нового
знания.
знания.
При построении учебно-
При построении учебно-
исследовательского процесса важно:
исследовательского процесса важно:
►
выбор темы исследования, на самом деле интересной для
ученика и совпадающей с кругом интереса учителя;
►
хорошее осознание учеником сути проблемы, иначе весь
ход поиска ее решения будет бессмыслен, даже если он
будет проведен учителем безукоризненно правильно;
►
организация хода работы над раскрытием проблемы
исследования во взаимоответственности и взаимопомощи
учителя и ученика друг перед другом;
►
оказание взаимоинициирования через совместный поиск
неизвестного саморазвития (как ученика, так и учителя) в
различных сферах (интеллектуальной, коммуникативной,
творческой);
►
раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить
что-то новое ученику, а уже потом науке.
Значение исследовательской
Значение исследовательской
работы
работы
►
Способствует более глубокому и прочному
Способствует более глубокому и прочному
усвоению знаний
усвоению знаний
►
Вырабатывает умения и навыки
Вырабатывает умения и навыки
самостоятельной работы обучающихся
самостоятельной работы обучающихся
►
Формирует умения применять теоретические
Формирует умения применять теоретические
знания в решении конкретных практических
знания в решении конкретных практических
задач
задач
►
Развивает личностные качества
Развивает личностные качества
обучающихся
обучающихся
►
Влияет на развитие компетентности
Влияет на развитие компетентности
Виды учебных исследований
Виды учебных исследований
►
Особенности организации
Особенности организации
►
Особенности сопровождения
Особенности сопровождения
►
Особенности результата
Особенности результата
►
Особенности оценивания результата
Особенности оценивания результата
Организация исследовательской
Организация исследовательской
деятельности
деятельности
Индивидуально
В группе
Особенности организации
Особенности организации
►
Социальное партнерство
Социальное партнерство
►
Сетевое взаимодействие
Сетевое взаимодействие
Ключевые моменты социального
Ключевые моменты социального
партнерства:
партнерства:
1)Социальная проблема
1)Социальная проблема
2)Интересы партнеров
2)Интересы партнеров
3)Правовая обоснованность партнерства
3)Правовая обоснованность партнерства
4)Возможности и сильные стороны партнеров
4)Возможности и сильные стороны партнеров
5)Правила взаимодействия и взаимного контроля
5)Правила взаимодействия и взаимного контроля
6)Наличие информационного поля,освещающего процессы
6)Наличие информационного поля,освещающего процессы
социального партнерства
социального партнерства
7)Наличие проекта как способа соорганизации сторон
7)Наличие проекта как способа соорганизации сторон
8)Постоянство и стабильность процесса
8)Постоянство и стабильность процесса
9) Инновационные пути решения социальных проблем
9) Инновационные пути решения социальных проблем
Артикуляция интересов сторон
Артикуляция интересов сторон
1)Значимость социальной проблемы
1)Значимость социальной проблемы
2)Установление интересов каждого
2)Установление интересов каждого
3)Совместное формирование целей и задач
3)Совместное формирование целей и задач
4)Осознание своей роли, статуса в обществе,
4)Осознание своей роли, статуса в обществе,
оценка своих возможностей по решению
оценка своих возможностей по решению
проблемы
проблемы
5)Выработка четких правил действий в
5)Выработка четких правил действий в
процессе сотрудничества
процессе сотрудничества
6)Осознание сторонами, что объединение их
6)Осознание сторонами, что объединение их
сил и средств дает кумулятивный эффект
сил и средств дает кумулятивный эффект
Чему помогает социальное
Чему помогает социальное
партнерство:
партнерство:
►
1)Направлять ресурсы учреждения доп.
1)Направлять ресурсы учреждения доп.
образования на развитие совместной
образования на развитие совместной
деятельности любого образовательного
деятельности любого образовательного
учреждения: самоорганизация и
учреждения: самоорганизация и
самоуправления
самоуправления
►
2)Привлекает ресурсы общества для развития
2)Привлекает ресурсы общества для развития
образовательной сферы
образовательной сферы
►
3)Помогает накапливать и передавать
3)Помогает накапливать и передавать
жизненный опыт
жизненный опыт
►
4)Позволяет действовать эффективно и
4)Позволяет действовать эффективно и
успешно на приоритетную перспективу
успешно на приоритетную перспективу
Эффективное социальное
Эффективное социальное
партнерство в образовании
партнерство в образовании
предполагает:
предполагает:
►
1)Наличие общественной потребности
1)Наличие общественной потребности
►
2)Готовность к сотрудничеству с
2)Готовность к сотрудничеству с
учреждениями дополнительного
учреждениями дополнительного
образования
образования
►
3)Потребность учреждения доп.
3)Потребность учреждения доп.
Образования
Образования
►
4)Инициативы учреждения доп. Образования
4)Инициативы учреждения доп. Образования
►
5)Инициативы негосударственного сектора
5)Инициативы негосударственного сектора
Самым трудным оказалось…
Самым трудным оказалось…
- найти свободное время;
- найти свободное время;
- уметь самостоятельно организовывать свою
- уметь самостоятельно организовывать свою
работу;
работу;
- начать работу;
- начать работу;
- определить тему исследования;
- определить тему исследования;
- проанализировать полученные результаты;
- проанализировать полученные результаты;
- разобраться в большом количестве
- разобраться в большом количестве
информации;
информации;
- поверить в свои силы.
- поверить в свои силы.
Самым интересным оказалось…
Самым интересным оказалось…
- проведение исследования;
- проведение исследования;
- изучение жизнедеятельности объекта исследования;
- изучение жизнедеятельности объекта исследования;
- соотнесение теории с практикой;
- соотнесение теории с практикой;
- составление модели;
- составление модели;
- увидеть работу одноклассников;
- увидеть работу одноклассников;
- всё!
- всё!
- работа в группе;
- работа в группе;
- заниматься серьёзными вещами;
- заниматься серьёзными вещами;
- делать самостоятельно выводы;
- делать самостоятельно выводы;
- узнать новое об объекте.
- узнать новое об объекте.
Научились…
Научились…
- организовывать свою работу;
- организовывать свою работу;
- систематизировать материал;
- систематизировать материал;
- определять цель и планомерно ее достигать;
- определять цель и планомерно ее достигать;
- осваивать новые методики;
- осваивать новые методики;
- включаться в проект и составлять модель;
- включаться в проект и составлять модель;
- контактировать с людьми;
- контактировать с людьми;
- проводит кропотливую работу;
- проводит кропотливую работу;
- верить в себя.
- верить в себя.
Открыли в себе…
Открыли в себе…
- желание заниматься исследовательской
- желание заниматься исследовательской
деятельностью;
деятельностью;
- способность достигать поставленные цели;
- способность достигать поставленные цели;
- способность решать возникающие трудности;
- способность решать возникающие трудности;
-
желание узнать новое;
желание узнать новое;
-
дух исследователя и нового человека,
дух исследователя и нового человека,
способного загрузить себя работой
способного загрузить себя работой
-
кучу отрицательных качеств, мешающих
кучу отрицательных качеств, мешающих
заниматься делом;
заниматься делом;
- маленького ученого.
- маленького ученого.
Открыли в других…
Открыли в других…
- взаимопомощь со стороны
- взаимопомощь со стороны
одноклассников;
одноклассников;
- надежных товарищей;
- надежных товарищей;
- самообладание и творческий подход;
- самообладание и творческий подход;
- энтузиазм и большой запас терпения;
- энтузиазм и большой запас терпения;
- желание общаться со мной.
- желание общаться со мной.
Среди основных программ
Среди основных программ
партнерства , которые
партнерства , которые
реализуются обучающимися :
реализуются обучающимися :
►
1 Проект « Интеллект будущего»
1 Проект « Интеллект будущего»
2.Всероссийский конкурс эрудитов «Познание
2.Всероссийский конкурс эрудитов «Познание
и творчество» 3.Творческий конкурс
и творчество» 3.Творческий конкурс
«Созвездие талантов» 4.Участие в проекте
«Созвездие талантов» 4.Участие в проекте
«Наблюдай и исследуй» 5.Участие в научно –
«Наблюдай и исследуй» 5.Участие в научно –
практической конференции « Балтийский
практической конференции « Балтийский
регион : вчера ,сегодня ,завтра .»
регион : вчера ,сегодня ,завтра .»
6.Международный проект « СПБ 21 век»
6.Международный проект « СПБ 21 век»
Благодарю за
Благодарю за
внимание!
внимание!