Напоминание

Теоретические основы валеологической культуры детей дошкольного возраста


Автор: Шилина Елена Вадимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ДС №6 "Колобок"
Населённый пункт: город Стрежевой Томской области
Наименование материала: проект "В здоровом теле - здоровый дух"
Тема: Теоретические основы валеологической культуры детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДС

№ 6 «Колобок» комбинированного вида городского округа Стрежевой»
* 636783, Томская область, г. Стрежевой, ул. Новая, дом 22, помещение 3; ( /факс (38-259) 5-70-72, 5-70-73 E-mail: kolobok@guostrj ОГРН 1027001619810 ГРН 2067022019634 ИНН/КПП 7022010090/702201001
Педагогический проект

«В здоровом теле – здоровый дух»

База исследования: воспитанники средней группы МДОУ «ДС №6 «Колобок» комбинированного

вида городского округа Стрежевой Томской области

Содержание
Введение……………………………………………………………………………………….. 3
I.
Теоретические основы валеологической культуры детей дошкольного возраста…… 3 1.1. Отношение детей к своему здоровью на разных возрастных этапах…………….. 4 Авторы проекта: Шилина Елена Вадимовна – воспитатель; Яковлева Надежда Федоровна – воспитатель.
1.2. Формирование у ребенка осознанного отношения к своему здоровью…………. 5 II. Практическая часть…………………………………………………………………........ 5 III. Экспериментальное исследование уровня развития представлений дошкольников о здоровом образе жизни………………………………………………………………………. 7 IV. Заключение………………………………………………………………………………….11 Список литературы…………………………………………………………………………… Приложение 1………………………………………………………………………………… 14 Приложение 2………………………………………………………………………………… 14 Приложение 3………………………………………………………………………………… 15 Приложение 4…………………………………………………………………………………. 20
Введение
Здоровье – это то, что желает каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может никто. Не иметь никаких отклонений в работе организма – невозможно. Сложившиеся социальные условия, научно-технические
МДОУ «ДС №6 «Колобок»

2

преобразования не способствуют сохранению здоровья. Но можно противостоять этим влияниям, приостановить разрушения организма, не страдать от болезней и быть готовым к любой деятельности. Стоит только изменить свой образ жизни, и человек сможет чувствовать себя здоровым. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясе ниями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи. От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной. Обозначенная проблема особенно значима в дошкольный период детства – наиболее благоприятный для активного развития познавательных процессов и личности ребенка, его представлений об образе жизни.
I.

Теоретические основы валеологической культуры детей дошкольного возраста
Проблема укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни детей нашла отражение в многочисленных исследованиях психологов, педагогов, политологов, философов, социологов, физиологов, экологов: - обоснование связи физического и психического состояния человека находим в исследованиях И.С. Бериташвили, Н.А. Берштейна, В.М. Бехтерева, С.П. Боткина, Л.Р. Лурье, А.Ю. Рахнера и др.; - проблема психологического здоровья детей исследовалась в трудах Л.А. Абрамян, И.В. Дубровиной, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Я.З. Неверович, Т.А. Репиной, М.Ю. Стожаровой и др.; - принцип взаимосвязи физиологического и психического развития был реализован в трудах психологов П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др.; - на важность проблемы формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни указывают исследования А.А. Бодалева, А.Л. Венгера, В.Д. Давыдова, М.И. Лисиной, А.В. Мудрика, И.П. Подласого, В.А. Сластенина, Е.О. Смирновой.
1.1. Отношение детей к своему здоровью на разных возрастных этапах.
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. Дети младшего дошкольного возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую эл е м е н т а р н у ю характеристику здоровью еще не могут. Вследствие этого никакого отношения к нему у маленьких детей
МДОУ «ДС №6 «Колобок»

3

п р а к т и ч е с к и н е с к л а д ы в а е т с я . В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как "не болезни". Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым — значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т.д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк), а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т.д.). В старшем дошкольном возрасте благодаря возрастанию опыта личности отношение к здоровью существенно меняется. Но наблюдается смешение понятий "здоровый", как большой, хороший (вот здорово!) и "здоровый", как не больной, дети по-прежнему соотносят здоровье с болезнью, но более отчетливо определяют угрозы здоровью как от своих собственных действии ("нельзя есть грязные фрукты", "нельзя брать еду грязными руками" и пр.), так и от внешней среды. При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие "здоровье" с выполнением правил гигиены. Они начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья и в его определении (как, собственно, и взрослые) на первое место ставят физическую составляющую. В этом возрасте дети (хотя еще интуитивно) начинают выделять и психическую, и социальную компоненты здоровья ("там все так кричали, ругались, и у меня голова заболела"). Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему у детей старшего дошкольного возраста остается достаточно пассивным. Причины такого отношения кроются в недостатке у детей необходимых знаний о нем, а также не осознании опасностей не здорового поведения человека для сохранения здоровья. Нездоровое поведение в ряде случаев приносит удовольствие (как приятно съесть холодное мороженое, выпить целую бутылку охлажденного лимонада, пробежать по луже, поваляться подольше в постели и т.п.), а долговременные негативные последствия т а к и х п о с т у п ко в к а ж у т с я р е б е н к у д а л е к и м и и м а л о в е р о я т н ы м и . Значительная часть самоохранительного поведения детей старшего дошкольного возраста определяется их представлениями о здоровье. При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физкультурой отношение детей к своему здоровью существенно меняется. Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой формирования у детей п о т р е б н о с т и в з д о р о в о м о б р а з е ж и з н и . В свою очередь, наличие этой потребности помогает решить важнейшую психологическую и социальную задачу становление у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.
I.2. Формирование у ребенка осознанного отношения к своему здоровью.
Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша
МДОУ «ДС №6 «Колобок»

4

самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье. Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, воспитателям, необходимо знать, прежде всего, что сам термин "здоровье" определяется неоднозначно. Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:  Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого со ст авляет б и о л о г и ч е с к а я программа индивидуального развития.  Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма. Психиче ское здоровье — с о с тоя н и е психической сферы, основу кото р о й составляет состояние общего душевного комфорта.  Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе. От чего же зависит здоровье ребенка? Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т.е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья мы, воспитатели, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.
II.

Практическая часть.

Актуальность.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу. Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму. Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:  Занятия физкультурой, прогулки.  Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна.  Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды.  Бережное отношение к окружающей среде, к природе.
МДОУ «ДС №6 «Колобок»

5

 Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций.  Формирование понятия «не вреди себе сам».
Проблема.
Несмотря на многочисленные исследования, названная проблема недостаточно разработана в практике дошкольных образовательных учреждений, что обусловливает выбор темы настоящего исследования: «Формирование у детей 4-5 лет представлений о здоровом образе жизни».
Объект исследования:
формирование мотивации детей к здоровому образу жизни.
Предмет

исследования:
педагогические условия формирования основ здорового образа жизни у дошкольников 4-5 лет.
Цель:
формирование у детей дошкольного возраста мотивации здорового образа жизни.
Гипотеза:
повышение уровня представлений воспитанников о здоровом образе жизни будет проходить успешнее посредством специально созданной методики по валеологии и мероприятий. Исходя из предмета, цели и гипотезы нами поставлены следующие
задачи экспериментальной работы:
1. Осуществить подбор методического материала для исследования валеологических знаний детей среднего дошкольного возраста. 2. Разработать и провести комплекс занятий по формированию валеологической культуры детей 4-5 лет. 3. Проверить эффективность проведенных занятий путём диагностики. Для решения поставленных задач нами были использованы комплекс следующих
методов исследования
:  теоретические (анализ и синтез литературы по теме исследования);  эмпирические (наблюдение, анкетирование, беседы с детьми, тестирование), метод количественной обработки данных.
Содержание этапов.

Первый этап:
 Анализ научной литературы, освещающей вопросы валеологической культуры детей дошкольного возраста.  Подбор методик и проведение диагностики для выявления представлений детей 4-5 лет о валеологической «компетенции».  Обсуждение результатов диагностики с ПМПк МДОУ.  На основе полученных данных подбор развивающих материалов и разработка программы комплексных занятий.
Второй этап:
 Проведение групповых занятий по приобщению детей среднего дошкольного возраста к здоровому образу жизни.
МДОУ «ДС №6 «Колобок»

6


Третий этап:
 Проведение повторной диагностики, для выявления динамики развития в а л е о л о г и ч е с к и х з н а н и й к а ж д о го р е б е н к а участвующего в данной экспериментальной работе.  Обсуждение результатов повторной диагностики с ПМПк МДОУ.  Анализ полученных данных и результатов проведенной работы.  Проведение консультаций для родителей (как индивидуальных так и групповых) по результатам проведения занятий, практические рекомендации по формированию валеологической культуры детей.  Разработка практических рекомендаций для педагогов детского сада по методам и приемам эффективного развития валеологической культуры детей среднего дошкольного возраста.
Практическая значимость работы:
- создание системы работы образовательной направленности; - повышение уровня компетентности воспитанников, педагогов, родителей. - привлечение родителей к сотрудничеству по вопросам здоровьесбережения.
III.

Экспериментальное исследование уровня развития представлений

дошкольников о здоровом образе жизни
С целью определения уровня представлений у детей 4-5 лет о здоровом образе жизни был проведено экспериментальноеисследование уровня развития представлений дошкольников о здоровом образе жизни. В эксперименте участвовали 24 ребенка средней группы МДОУ детский сад №6 «Колобок» комбинированного вида городского округа Стрежевой. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования выявил критерии сформированности представлений дошкольников по следующим показателям: 1) представление дошкольника о понятии «здоровый образ жизни»; 2) представление дошкольника о вреде нездорового образа жизни на организм и психику человека. Были рассмотрены уровни в различной степени: выделены высокий, средний и низкий уровни представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни с опорой на следующие показатели: - высокий уровень: ребенок имеет четкое представление о понятии «здоровый образ жизни»; отрицательно относится к вредным привычкам; настроен на здоровый образ жизни; - средний уровень: ребенок имеет смутное представление о понятии «здоровый образ жизни»; имеет небольшое представление о вредных привычках; не всегда стремится «настроить себя» на здоровый образ жизни; - низкий уровень: ребенок не имеет представления о понятии «здоровый образ жизни»; не отрицает вредных привычек; не считает, что человек должен вести здоровый образ жизни. Основу экспериментального исследования составил комплекс диагностических методов: наблюдение, анкетирование, эксперимент.
МДОУ «ДС №6 «Колобок»

7

С целью определения уровня представлений дошкольников о здоровом образе жизни был проведен метод наблюдения за детьми в трудовой деятельности (Приложение 1) и анкетирование (Приложение 2).
Диаграмма 1: Уровни сформированности представлений

дошкольников о здоровом образе жизни в начале эксперимента.
12% 46% 42%
Уровень сформированности представлений
Высокий Средний Низкий Анализ проведенных методов наблюдения и анкетирования позволил сделать вывод о том, что уровень представлений дошкольников о здоровом образе жизни основном – средний и низкий. Результаты начала эксперимента показали необходимость и целесообразность проведения определенной работы по повышению уровня сформированности представлений дошкольников о здоровом образе жизни путем реализации выделенных нами педагогических условий:  учет индивидуальных и возрастных особенностей детей;  эмоциональный комфорт для каждого ребенка;  установление тактики сотрудничества при взаимодействии детей и взрослых;  уважение прав ребенка на развитие индивидуальности;  использование разнообразных целенаправленных методов и форм формирования здорового образа жизни, их оптимальное использование;  системный и систематический характер методической и воспитательной работы, направленный на формирование здорового образа жизни детей. Нами был разработан перспективный план по формированию валеологических знаний у детей 4-5 лет (Приложение 3).
МДОУ «ДС №6 «Колобок»

8

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с человеческим организмом включает в себя следующие компоненты: 
ценностны
й – формирование ценностного отношения к человеческой жизни, ответственности за свою жизнь, уважения к чужой жизни и здоровью: 
гностический
– специально отобранный и адаптированный к восприятию старшими дошкольниками объем медицинских знаний; анатома – физиологических, санитарно – гигиенических; 
развивающий
– формирование у ребенка активной позиции, направленной на саморазвитие; 
практический
– практическое осуществление и применение познанного. В процессе ознакомления с человеческим организмом мы поставили перед собой следующие задачи:  сформировать у детей адекватные представления об организме человека (о строении собственного тела);  помочь ребенку создать целостное представление о своем теле;  научить «слушать» и «слышать» свой организм;  осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;  формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;  прививать навыки гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;  воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать сопереживать чужой боли. В оздоровительную и воспитательную направленность образовательного процесса в среднем дошкольном возрасте мы включили следующие мероприятия:  занятия по ознакомлению детей с человеческим организмом;  дидактические игры:  самомассаж, водные процедуры, специальные оздоровительные игры;  работа с природным материалом:  музыкальную терапию;  закаливающие мероприятия;  работа с родителями  работа со специалистами. Нами разработаны конспекты занятий по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с основами здорового образа жизни Мы поставили перед собой следующие задачи: 1. Закреплять полученные знания; развивать представления, воображение, воспитывать любовь к собственному организму. 2. Вызывать у детей желание следить за собой, чистотой своего тела. Воспитывать у детей положительное отношение к чистоте. 3. Воспитывать трудолюбие, негативное отношение к беспорядку в помещении. 4. Знакомить детей с правилами безопасности в различных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью. 5. Обобщать, систематизировать и закреплять полученные знания о правильном здоровом образе жизни.
МДОУ «ДС №6 «Колобок»

9

В течение года мы проводили с детьми дидактические игры, которые помогали им на занятиях лучше освоить учебный материал. В целях формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни мы использовали парные сюжетные картинки, где на одной из них изображен ребенок, который ведет здоровый образ жизни, а другой – нет. Побуждали детей выразить свое отношение к происходящему, оценить поведение персонажей и отметить, кто из персонажей нравится, кто - не нравится и почему. Может судить о наличии у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, если ребенок во всех ответах, независимо от того, кто будет действовать в данной ситуации – он или сверстник, устойчиво отвечает верно. Если ребенок путается в ответах, использует подсказку взрослого, то это подтверждает недостаточную сформированность представлений ребенка о здоровом образе жизни. Обогащая восприятия дошкольника о феномене здоровья различными, непохожими друг на друга жизненными ситуациями (в процессе игры, учебы, труда), способствовали обогащению представлений детей о здоровом образе жизни. В процессе формирования представлений старшего дошкольника о здоровом образе жизни большой силой воздействия обладает личный пример педагога. Воспитательное действие его основано на склонности и способности детей к подражанию. Поэтому мы старались на всех этапах работы по данной проблеме показать, в первую очередь, свой пример, выразить свое отношение к этому процессу. Большую помощь в поиске информации и наглядности нам оказывали родители воспитанников. Нами был разработан план взаимодествия с родителями на год В феврале 2011 года проведено родительское собрание в группе на тему: «Создание в семье благоприятных условий для формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста». На собрании было проведено анкетирование родителей по вопросам формирования валеологической культуры у детей в семье. В группе создан информационный уголок, с папками передвижками, где родители могут получить нужную им информацию по вопросам здорового образа жизни. В конце учебного года мы провели контрольный эксперимент по определению уровня представлений воспитанников нашей группы о здоровом образе жизни.
Диаграмма 2: Итоговый уровень сформированности представлений дошкольников о

здоровом образе жизни на завершающем этапе эксперимента.
63% 33% 4%
Уровень сформированности представлений
Высокий Средний Низкий
МДОУ «ДС №6 «Колобок»

10

Сравнительный анализ результатов диагностики показал, что создание и организация педагогически-целесообразной предметно-воспитательной среды позволили уменьшить процент детей, относящихся к низкому уровню сформированности представлений о здоровом образе жизни, по сравнению с началом эксперимента: высокий уровень представлений детей повысился на 51%, средний уровень понизился на 13%, низкий снизился на 38%.
Заключение
Данное исследование посвящено рассмотрению проблемы формирования представлений детей старшего возраста о здоровом образе жизни. Анализ литературы по данному вопросу показал, что ухудшение здоровья населения страны в российском обществе приобрело глобальный характер и стал острой социально-педагогической проблемой, требующей незамедлительного решения. Эта проблема напрямую касается и российского образования, в новой парадигме которого выдвигаются задачи развития физически и психологически здоровой личности ребенка. Важнейшей современной образовательной стратегией является формирование у детей дошкольного возраста здорового образа жизни, которая представлена как система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико- санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья детей. Проведенное исследование проблемы формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни позволило сделать вывод о значимости данного аспекта в воспитании детей и о недостаточной его разработке в практике современного ДОУ. Цель нашей работы – повышение уровня представлений воспитанников нашей группы о здоровом образе жизни посредством специальных методик и мероприятий. Цель контрольного эксперимента – определение эффективности комплекса мероприятий, выделенных педагогических условий, направленных на повышение уровня сформированности представлений дошкольников о здоровом образе жизни. Результаты контрольного эксперимента показали, что созданные педагогические условия формирования представлений у дошкольников о здоровом образе жизни в трудовой деятельности позволили уменьшить процент детей, относящихся к низкому уровню сформированности представлений.
МДОУ «ДС №6 «Колобок»

11


Список литературы
1. Бодалев, А.А. Личность и общение / А. А. Бодалев. – М. : Педагогика. – 1985. – 217 с. 2. Божович, Л.И. Психология формирования личности / Л.И.Божович. – М. : Просвещение, 1995. – 464 с. 3. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Р.Болотина, С.П.Баранов, Т.С.Комарова. – М. : Академический Проект, 2005. – 240 с. 4. Венгер, Л.А. Психология: учебник для вузов / Л.А.Венгер, В.С.Мухина. – М. : Академия, 2007. – 446 с. 5. Веремкович, Л. Закаливание детей в современных условиях / Л.Веремкович // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 2. – С. 7 - 8. 6. Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М.Воробьева // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 7. – С. 5 - 9. 7. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. – Т.4 / Л.С.Выготский. – М. : Педагогика, 1984. – 213 с. 8. Гальперин, П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец. – М. : Просвещение, 1978. – 240 с. 9. Глазырина, Л.Д. Физическая культура – дошкольникам: программа и программные требования / Л.Д.Глазырина. – М. : ВЛАДОС, 1999. – 365 с. 10. Годовикова, Д.Б. Общение со взрослым и познавательная активность детей / Д.Б.Годовикова // Дошкольное воспитание. – 1977. – № 9. – С. 44 - 48. 11. Давыдов, В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте / В.В.Давыдов. – М.: Просвещение, 1992. – 342 с. 12. Доронова, Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого- психологической культуры родителей / Т.Н.Доронова // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 1. – С. 63. 13. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века / сост. Ю.Е.Антонов, М.Н.Кузнецова и др. – М. : Гардарики, 2008. – 164 с. 14. Змановский, Ю.Ф. Воспитание здорового ребенка: физиологический аспект / Ю.Ф.Змановский // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 9. – С.34-36. 15. Карманова, Л.В. Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада: методическое пособие / Л.В.Карманова – М. : Нар. Асвета, 1980. – 162 с. 16. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.А.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. – М. : МарТ, 2005. – 448 с. 17. Леонтьев, А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / А.Н.Леонтьев. – М. : Педагогика, 1979. – С. 13 - 25. 18. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И.Лисина. – М. : Институт практической психологии, 1997. – 98 с. 19. Макаренко, А.С. Собрание сочинений. – В 2-х т. – Т.2 / А.С.Макаренко. – М.: Правда, 1971. – 534с. 20. Мартыненко, А.В. Формирование здорового образа жизни молодежи / А.В. Мартыненко. – М. : Медицина, 1988. – 224 с. 21. Маханева, М. Новые подходы к организации физического воспитания детей / М.Маханева // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 2. – с. 22 - 24.
МДОУ «ДС №6 «Колобок»

12

22. Немов, Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – В 3-х кн. – Кн.2: Психология образования / Р.С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 1995. – 608 с. 23. Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н.В.Нежина // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 4. – С. 14-17. 24. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. – М.: Современное слово, 2005. – 116 с. 25. Пичугина, Н.О. Дошкольная педагогика: конспект лекций / Н.О.Пичугина. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 384 с. 26. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Астрель : АСТ : Транзиткнига, 2006. – 479 с. 27. Рубинштейн, С.Л. Развитие мышления ребенка / С.Л. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1946. – 421с. 28. Сластенин, В.А. Общая педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Сластенин. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 288 с. 29. Смирнова, Е.О. Психология ребенка: учебник для пед. вузов и училищ / Е.О. Смирнова. – М. : Школа-Пресс, 1997. – 384 с. 30. Стожарова, М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников / М.Ю. Стожарова. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 208 с. 31. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А.Сухомлинский. – М. : Полит. литература, 1975. – 35 с. 32. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии: Избр. пед. соч. / К.Д. Ушинский. – М. : Педагогика, 1974. – 600 с. 33. Филатов, Ф.Р. Основы психологии: учеб. пособие / Ф.Р. Филатов. – М. : Дашков и К.; Ростов н/Д : Наука-Пресс, 2006. – 656 с. 34. Фомина, А.И. Физкультурные занятия, игры и упражнения в детском саду / А.И.Фомина. – М. : Гардарики, 2007. – 183 с. 35. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студ. вузов / И.В.Шаповаленко. – М. : Гардарики, 2007. – 349 с. 36. Юрко, Г.П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста / Г.П.Юрко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 98 с. 37. Юматова, А.В. Формирование здорового образа жизни дошкольников / А.В. Юматова // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 3. – С. 12 - 14.
МДОУ «ДС №6 «Колобок»

13

Приложение 1 План наблюдения за старшими дошкольниками 1. Проявление интереса к здоровому образу жизни: а) проявляет или не проявляет интерес к здоровому образу жизни; б) проявляет активный или неактивный интерес. 2. Представления о здоровом образе жизни: а) имеет или не имеет представление о здоровом образе жизни. б) полнота представлений о здоровом образе жизни. Приложение 2 Анкета для дошкольников 1. Имеешь ли ты представление о понятии «здоровье»? 2. Как ты понимаешь словосочетание «здоровый образ жизни»? 3. Ведешь ли ты здоровый образ жизни? 4. Что ты делаешь для того, чтобы быть здоровым?? 5. Делаешь ли ты утреннюю зарядку? 6. Выполняешь ли ты утренние водные процедуры? 7. Умеешь ли ты плавать? 8. Умеешь ли ты кататься на лыжах и коньках? 9. Что такое труд? 10. Любишь ли ты трудиться? 11. Входит ли в понятие здорового образа жизни трудовая деятельность? 12. Как ты трудишься? 13. Знаешь ли ты, что такое «вредные привычки»? 14.Знаешь ли ты о последствиях вредных привычек? 15. Почему нужно соблюдать здоровый образ жизни? 16.Как ты думаешь, правильно ли, что труд есть основа здорового образа жизни?
МДОУ «ДС №6 «Колобок»

14


МДОУ «ДС №6 «Колобок»

15

Приложение 3
Тематический план занятий по валеологии в средней группе.

Тема занятий

Цели

Методы и приемы

Предварительная работа

Последующая работа

Взаимодействие с

семьей

Октябрь

1.«Я –

человек».
1.Сформировать у детей понятие об уникальности человека. 2.Формировать у детей представление о разумном образе жизни для здоровья. 1.Рассказ. 2.Беседа. 3.Дидактическая игра «Зоосад». 4.Дыхательная гимнастика. 1. Чтение стихотворений А.Барто «Помощница», К.Мурзалиева «Я сам». 2.Рассматривание и обсуждение иллюстраций (животных, людей). 1.Оформление выставки рисунков «Вот и Я!» 2.Дидактическая игра «Зоосад» (подражание голосам животных). 3. Дидактическая игра «Угадай по описанию». 1.Оформление альбома, «Я когда то был маленький». 2.Информационно- консультативный материал на тему «Здоровьесберегаю щие условия пребывания детей в детском саду».
2. «Что такое

здоровье?»
1. Познакомить детей со строением человека. (части тела, основные внутренние органы). 2.Формировать представление о том, что такое здоровье. 3.Развивать у детей интерес к сохранению своего здоровья, побудить к активным личностным проявлениям. 1.Рассказ. 2.Беседа. 3.Оздоровительная минутка. 1.Дидактическая игра «Все помощники нужны, все помощники важны, а кому какой нужнее?» 2.Дидактическая игра «Угадай по описанию», «Убери лишнее». 1. Оформление выставки рисунков «Моя семья». 1.Оформление альбома, «Как я расту». 2. Родительское собрание « Задачи воспитания. Возрастные особенности детей».
Ноябрь



1.«Я и мое

здоровье».
1.Формировать у детей представление о здоровье, здоровом образе жизни. 2.Расскрыть значение оздоровительных мероприятий. 1.Беседа. 2.Рассказ. 3.Показ иллюстраций. 4.Оздоровительная 1. Проведение закаливающих процедур. 1.Игровое упражнение «Послушаем свой организм». 2. Оформление 1. Информационно- консультативный материал на тему «Оздоровительные мероприятия в


Ноябрь

2. «Что

помогает мне

быть

здоровым».
1. Показать детям значимость личной гигиены для здоровья. 2. Формировать позитивное отношение к культурно- гигиеническим навыкам. 1.Беседа. 2.Рассказ. 3.Показ иллюстраций. 4.Дидактическая 1.Дидактическая игра «Послушаем свой организм». 2.Чтение стихотворений И.Мазник «Утренние стихи», Г.Виеру «С добрым утром!», 1.Дидактическая игра «Мое лицо». 1.Инфорамция в родительском уголке о режимных моментах и об оздоровительных
МДОУ «ДС №6 «Колобок»

16


Декабрь

Декабрь

1. «Зачем мы

дышим».
1.Формировать представление об органах дыхания. 2. Дать представление о пользе правильного дыхания. 1.Рассказ. 2.Беседа. 3.Дыхательная гимнастика. 4.Опыт. 1. Чтение стихотворений В.Бианки «Чей нос лучше?» 2. Подбор материалов по теме в валеологический уголок. 1.Дидактическая игра «Узнай по запаху». 2. Выставка рисунков на тему « Зеленая планета». 1.Информационно- консультативный материал на тему «Польза носового дыхания в осенне- зимний период».
2. «Что еще

умеет нос?»
1.Познакомить детей с механизмом обоняния и приемами безопасного дыхания. 2.Закрепить упражнения дыхательной гимнастики. 3. Развивать у детей обоняние. 1.Беседа 2.Рассказ. 3.Опыт. 4. Дыхательная гимнастика. 1. Чтение стихотворения Э.Машковской «Мой замечательный нос». 1. Дидактическая игра «Нюхачи». 1. Изготовление книжки-малышки «О приключениях принца Кислорода».
Январь

1.«Слышит

кошка,

слышит

человек
1.Познакомить детей с особенностями слуха человека и животных. 2.Активизировать знания детей о роли слуха для ориентировки 1.Беседа. 2. Рассказ. 3.Художественное слово. (Э.Машковская 1.Рассматривание иллюстраций «Строение уха». 2. Закрепление приемов самомассажа ушной 1.Дидактическая игра «Определи по звуку». 1.Информационно- консультативный материал на тему «Профилактика заболеваний
Январь

2.«Нам

нужны

уши?»
1.Развивать слуховое восприятие. 2.Развивать умение детей видеть связь между рекомендацией по 1. Дидактическая игра «Определи по звуку». 2. Беседа. 3. Рассказ. 1.Подбор материалов для валеологического уголка. 2. Слушание аудио записи «Звуки природы». 1.Игровое упражнение «Скажи тихо, скажи громко». 1.Родительское собрание на тему «Растим детей здоровыми, крепкими,
Февраль

1.«Роль

зрения в

жизни

человека».
1Формировать представление об органах зрения. 2.Показать детям важность значения органов зрения в жизни человека. 3.Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. 1.Рассказ. 2.Беседа. 3. Опыт. 4. Художественное слово А.Барто «Очки» 1. Подбор и рассматривание иллюстраций. 2. Закрепление приемов гимнастики для глаз. 3. Чтение стихотворения Н.С.Орлова «Телевизор», «Ребятишкам про глаза». 1. Ознакомление с художественной литературой Н.С.Орлова «Про очки», «Береги свои глаза». 1.Информационно- консультативный материал «Как сохранить хорошее зрение».
МДОУ «ДС №6 «Колобок»

17


Февраль

2.«Чтобы

глаза хорошо

видели».
1.Активизирова знания детей об органах зрения. 2. Выработать рекомендации по охране органов зрения. 3. Познакомить с приемами оказания первой помощи при травме глаз. 1. Беседа. 2. Рассматривание сюжетных картин. 3. Рассказ. 4. Игровое упражнение «Чьи глаза тебе помогут?» 1. Закрепление приемов гимнастики для глаз. 2.Упражнения для развития мимики и пантомимики «Веселые и грустные, добрые и злые – наши глазки». 1.Дидактическая игра «Мое лицо». 2. Подбор материалов для валеологического уголка. 1. Беседа по проведению гимнастики для глаз.
Тема занятий

Цели

Методы и приемы

Предварительная работа

Последующая работа

Взаимодействие с

семьей

Март

1.«Для чего

нужен

язык?»
1.Формировать у детей представление об органах осязания (язык). 2.Показать важность органов осязания для полноценной жизни человека. 1.Беседа. 2. Рассказ. 3. Опыт. 4. Художественное слово. 1. Чтение стихотворения Е.Пермяк «Язык и нос». 2. Рассматривание иллюстраций. 1.Художественное слово. С.Маршак «Одна дана нам голова». С Капутикян «Шепчет ротик». 1.Анкета для родителей «Что нужно делать, чтобы ваш ребенок часто не болел?»
2.«Крепкие -

крепкие

зубы».
1.Сформировать у детей представление о значении зубов. 2.Развивать гигиенические навыки у детей на основе собственного опыта. 3. Вырабатывать привычку ухаживать за полостью рта. 1. Беседа. 2. Рассказ. 3.Рассматривание иллюстраций. 1. Подбор иллюстраций. 2. Дидактическая игра «Что можно кусать зубами?» 1.Пословицы и поговорки о языке и зубах. 1. Информационно- консультативный материал на тему «Народные методы, используемые при заболеваниях дыхательных путей».
1.«Красивая

осанка».
1.Формировать у детей представление о функции позвоночника. 2. Формировать у детей правильную осанку. 1. Беседа. 2.Рассказ. 3. Опыт на определение правильности осанки. 1.Упражнения для формирования правильной осанки. 2. Подбор иллюстраций. 3.Игровое упражнение «Послушаем свой организм». 1. Дыхательное упражнение «Ветерок и тучка». 1.Информационно- консультативный материал на тему «Упражнения для сохранения и коррекции правильной осанки».
МДОУ «ДС №6 «Колобок»

18




Апрель

2. «Зачем

человеку

сердце?»
1.Сформировать у детей представление о значении сердца в организме человека. 2. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. 1. Беседа. 2. Рассказ. 3.Рассматривание иллюстраций. 4.Игровое упражнение «Послушаем свой организм». 1. Художественное слово. Чтение стихотворения Е. Багрян «Маленький спортсмен». 2.Подбор иллюстраций. 1. Беседа о необходимости соблюдения здорового образа жизни. 2.Художественное слово. Э.Машковская «Приказ». 1.Информационно- консультативный материал на тему «Организация двигательной активности детей дома в зависимости от времени суток».
Май

1.«Солнце,

воздух и вода

– наши

лучшие

друзья».
1.Активизировать знания детей о сохранении здоровья. 2.Развивать умения детей использовать имеющиеся знания для сохранения своего здоровья и здоровья своих близких. 1.Беседа. 2. Рассказ. 3.Рассматривание иллюстраций. 4. Составление рассказов детьми по картине. 1.Художественное слово. А. Барто «Я расту», Г.Виеру «С добрым утром». 2. Рассматривание изображений режимных моментов. 1. Дидактическая игра «Все помощники важны, все помощники нужны, а кому какой нужнее?» 1.Наглядная информация для родителей о проведенных в течении года оздоровительных мероприятиях.
2. «В

здоровом

теле –

здоровый

дух».
1. Воспитывать привычку бережного отношения к своему здоровью. 2.Поощрять желание вести здоровый образ жизни, обогатить опыт детей социокультурными представлениями. 1. Беседа. 2. Рассказ. 3.Дидактическая игра «Мой день». 4. Дидактическая игра «Полезно и вредно». 1.Беседа на тему «Вредные привычки». 1. Художественное слово. К. Чуковский «Мойдодыр», Р.Куликова «Мыло», Е. Благинина «Аленушка». 1.Итоговое родительское собрание «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными» .
МДОУ «ДС №6 «Колобок»

19


МДОУ «ДС №6 «Колобок»

20

Приложение 4
План взаимодействия с родителями.

Срок

Мероприятия.

Сентябрь
1. Информационно-консультативный материал по теме: «Как проводить закаливание». 2. Родительское собрание «Познай себя как родителя». Анкетирование.
Октябрь
1 Информационно-консультативный материал по теме: «Охрана жизни и здоровья детей в семье». 2. Информационно-консультативный материал по теме: «Режим дня дошкольника».
Ноябрь
1. Информационно-консультативный материал по теме: «Отдыхаем всей семьей». 2. Информационно-консультативный материал по теме: «Организация сна». 3. Тематическая беседа: «Одежда и здоровье детей». 4. Родительское собрание «Здоровье детей, как важный фактор успешности».
Декабрь
1. Информационно-консультативный материал по теме: «Приемы самомассажа для профилактики ОРЗ». 2. Дни открытых дверей: «Неделя здоровья». 3. Развлечение для детей и родителей. КВН «Я здоровье берегу – быть здоровым я хочу!» 4. Родительский субботник «Сохраним тепло и уют в группе».
Январь
1. Информационно-консультативный материал по теме: «Правильная осанка». 2. Тематическая беседа: «Упражнения для коррекции осанки». 3. Информационно-консультативный материал по теме: «Чистота – та же красота». 4. Семинар с участием врача-педиатра Фокеевой С.В. по проблеме здоровьесбережения: «Здоровье ребенка в ваших руках».
Февраль
1. Информационно-консультативный материал по теме: «Комплекс дыхательных упражнений». 2. Информационно-консультативный материал по теме: «Окружающая среда и здоровье ребенка».
Март
1. Информационно-консультативный материал по теме: «Искусство быть здоровым». 2. Информационно-консультативный материал по теме: «Психологическая готовность ребенка к школе».
Апрель
1. Информационно-консультативный материал по теме: «Как научить детей чистить зубы». 2. День открытых дверей: «Неделя здоровья». 3. Развлечение с участием детей и родителей «Неразлучные друзья – взрослые и дети».
Май
1. Информационно-консультативный материал по теме: «Как сохранить зрение». 2. Родительское собрание «Итоги работы за год».
МДОУ «ДС №6 «Колобок»

21


В раздел образования