Напоминание

Профориентационная работа на занятиях по трудовому развитию с воспитанниками социально – реабилитационного центра.


Автор: Родионова Валентина Васильевна
Должность: инструктор по труду
Учебное заведение: МБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"
Населённый пункт: поселок Ивня, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Профориентационная работа на занятиях по трудовому развитию с воспитанниками социально – реабилитационного центра.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» п. Ивня. Профориентационная работа на занятиях по трудовому развитию с воспитанниками социально – реабилитационного центра. Инструктор по труду Родионова Валентина Васильевна
В современных условиях возрастает значимость профессионального самоопределения школьников, а особенно воспитанников социально- реабилитационных центров. Актуализируется задача подготовки воспитанника, умеющего ориентироваться в сложных ситуациях, способного принимать решения, обладающего развитым чувством ответственности за личностное самоопределение и самореализацию. Е.А Климов писал: «для школьника как субъекта учебно-познавательной, трудовой и общественной деятельности систематизирующим фактором личностного самоопределения является профессиональное самоопределение». На занятиях по трудовому воспитанию формируется потребность к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности детей с учётом их склонностей способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда. В процессе проведения работы по профессиональному самоопределению необходимо учитывать направленность в развитии отраслей народного хозяйства данного экономического района, сложившиеся трудовые традиции, наличие общеобразовательных и профессиональных учебных заведений. Важным компонентом системы профессиональной ориентации воспитанников является профессиональное просвещение – «сообщение детям сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда». Кроме того, воспитанники должны знать, что такое культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия и т.п. Знания о профессиях дети получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу служат средства массовой информации, родственники, знакомые и др. При этом сведения о содержании профессии и их значимости иногда могут быть даны весьма искаженно, вследствие чего возможно создание картины н е о п р а вд а н н о й привлекательности одних профессий и атмосферы недоброжелательности к другим. В связи с этим перед нами, как и перед всем обществом, стоит
довольно сложная задача – исправить идущие вразрез с потребностями экономики страны и общества отношение к некоторым профессиям и сформировать новое. Чтобы работа по профориентации имела положительные результаты, она должна проводиться умело и с большим педагогиче ским тактом. Главный принцип, которым с л е д у е т руководствоваться в работе по профориентации, - связь его с жизнью. Исходя из этого, основные направления работы в этой области можно выразить так: профориентационная работа предполагает формирование целостного, многопланового представления воспитанников о народном хозяйстве страны, его отраслях, предприятиях, профессиях». Профессиональное просвещение детей должно основываться на реальной потребности в конкретных профессиях. Ознакомление с миром профессий следует тесно увязывать с профессиональными интересами, склонностями и способностями воспитанников и динамикой развития этих особенностей у детей. Основными формами проведения профориентационной работы являются – встречи с представителями различных профессий, лекции о различных отраслях народного хозяйства, производствах и профессиях и т.д. Значительное место в работе по профориентации занимают беседы, которые проводят работники социально – реабилитационного центра или представители различных профессий. При этом тематика бесед должна отвечать возрастным особенностям воспитанников и охватывать круг вопросов, интересующих самих детей. Во время выполнения работы у воспитанников развиваются творческие задатки, проявляется индивидуальность, и совершенствуются коммуникативные умения и навыки. У детей формируются навыки обращения с инструментами и приспособлениями по рукоделию, умения работать с сельскохозяйственным инвентарём, ухаживать за растениями, выполнять кухонные работы, которые помогут им в дальнейшей жизни. Происходит ориентация воспитанников на ценность труда в эмоционально- поведенческом аспекте.
Профессиональное самоопределение-это не только момент выбора, но и динамический процесс, характерный для всех этапов жизни человека. Изучив ряд методических пособий и литературы по профориентационной работе с детьми, а также опыт работы социально-реабилитационных центров различных регионов нашей страны, выявили, что профориентационная работа в социально – реабилитационных центрах включена в занятия по трудовой реабилитации. Многие из них большую роль отводят профориентационной работе с воспитанниками центров, потому что в современном мире насчитывается более пятисот видов профессий и воспитанникам трудно сделать правильный выбор. Многолетний опыт работы с детьми инструкторов по труду районов Московской области, изучение Федеральной целевой программы «Дети России» подпрограммы «Дети-сироты» позволил систематизировать и обобщить “наработанный” материал в «Программу по профориентационной работе для детей школьного возраста. В программе использован комплексный материал с определением цели, задач и содержания трудовой реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Основными принципами построения программы являются: -практическая направленность (выполнение воспитанниками различных видов работ) -доступность содержания теоретического материала -связь теории с практикой -создание условий для развития личности каждого ребёнка Наша программа направлена на развитие кругозора воспитанников, умений ориентироваться в современном мире профессий. Сформирование у детей готовности к обоснованному осознанному выбору направления будущей профессиональной деятельности. В программе мы ставим такие задачи, как учить детей ориентироваться в современном мире профессий, сопоставлять свои притязания, возможности и желания с требованиями
профессии к здоровью, знаниям, личностным качествам. Развивать стремление к адекватной самооценке и самовоспитанию в контексте профессионального самоопределения, поддерживать потребность в самоутверждении, самореализации. Формировать положительно- эмоциональное восприятие окружающего мира; воспитывать любовь к труду и уважение к рабочему человеку, интерес к различным видам профессий. Профессиональная ориентация- это система педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оказание помощи молодому человеку в выборе профессии с учётом его интересов, склонностей, способностей и потребностей государства в профессиях. В нашей программе «Профориентационная работа на занятиях по трудовому воспитанию в условиях социально- реабилитационного центра» сделаны следующие акценты: -подготовка воспитанников к трудовой деятельности в условиях разных форм собственности и конкуренции на рынке труда, -развитие у них предприимчивости, самостоятельности, ответственности, инициативности, честности, порядочности, -создание условий для развития личности каждого ребёнка путём вовлечения в различные виды труда сообразно со способностями, интересами, возможностями, а также потребностями общества. Во время занятий по трудовому воспитанию формируются знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере, прививаются трудовые навыки, любовь к труду. Происходит формирование технического мышления в совокупности с интеллектуально – творческим развитием ребенка, расширение и обогащение жизненного опыта воспитанников и их знаний об окружающем мире и его преобразовании собственными силами. Занятия по трудовому воспитанию способствуют социализации ребенка, адаптации его к окружающему миру, подготовке к будущей трудовой деятельности. В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится о содержании образования, которое «является одним из факторов экономического и
социального прогресса общества и должно быть направлено на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации...» Актуальность проблемы профориентации как общественной, проявляется в необходимо сти преодоления противоречия между о бъ е кт и в н о существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и не адекватно этому сложившимися с у бъ е к т и в н ы м и профессиональными устремлениями молодежи. То есть по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии. В условиях социально-экономических перемен в России подготовка профессиональных кадров является одним из важнейших приоритетов, как для организации самого процесса воспроизводства рабочей силы, так и в совершенствовании дальнейшей трудовой деятельности воспитанников. Глубокие социальные перемены в стране, связанные с переходом на рыночную экономику, необходимостью быстрой социальной и психологической адаптации, профессиональной мобильности работников, обусловили потребность поиска новых путей подготовки молодежи к выбору профессии и их социально-профессиональной адаптации.
Список литературы 1.Технология.Материалы к урокам раздела «Профессиональное сомоопределение по программе В.Д.Симоненко» 9 класс, А.Н. Бобровская. 2.Вариативные технологии, способствующие профессиональному самоопределению воспитанников образовательных учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Г. В. Боровик, 2003г. 3.Вульфов Б.З. Взаимодействие факторов социализации личности ребенка// Сотрудничество семьи, детских объединений и социальных педагогов в процессе социализации личности ребенка. - Челябинск, 1996. 4.Классный час играючи.В.А.Герасимова.2002г. 5.Климов Е. А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. М.: Просвещение. 1990. 6.Социально-трудовая реабилитация несовершеннолетних в сельской местности (опыт районов Московской области). 2006г. 7.«Методы активизации профессионального и личностного самоопределения» Н.С. Пряжников, Москва, Издательство НПО «Модэк» 2002. 8.Неделя технологии в начальной и средней школе. Праздники, викторины, посиделки, игры. О.В. Павлова. 9.«Профессиональная ориентация молодежи» А. Д. Сазонов, Н. И. Калугин, А. П. Меньшиков и др., М.: Высшая школа 1989.. 10.Профессиональная ориентация учащейся молодежи / Под ред. А. Д. Сазонова. М.: Просвещение. 1988. 11.Приложение2к Приказу Министерства образования РФ от 22.08.96№448 Временные(примерные требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в школьном образовательном учреждении. 12.Требования к содержанию и оформлению образовательных программ школьного образования. 2001г. №20, стр.44-74.


В раздел образования