Профориентационная работа на занятиях по трудовому развитию с воспитанниками социально – реабилитационного центра.
Автор: Родионова Валентина Васильевна Должность: инструктор по труду Учебное заведение: МБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Населённый пункт: поселок Ивня, Белгородская область Наименование материала: статья Тема: Профориентационная работа на занятиях по трудовому развитию с воспитанниками социально – реабилитационного центра. Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение «Социально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних» п. Ивня.
Профориентационная работа на занятиях по трудовому развитию с
воспитанниками социально – реабилитационного центра.
Инструктор по труду
Родионова Валентина Васильевна
В современных условиях возрастает значимость профессионального
самоопределения
школьников,
а
особенно
воспитанников
социально-
реабилитационных
центров.
Актуализируется
задача
подготовки
воспитанника, умеющего ориентироваться в сложных ситуациях, способного
принимать решения, обладающего развитым чувством ответственности за
личностное самоопределение и самореализацию. Е.А Климов писал: «для
школьника как субъекта учебно-познавательной, трудовой и общественной
деятельности систематизирующим фактором личностного самоопределения
является профессиональное самоопределение».
На занятиях по трудовому
воспитанию
формируется
потребность
к
осознанному
выбору
будущей
профессиональной
деятельности
детей
с
учётом
их
склонностей
способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда. В процессе
проведения
работы
по
профессиональному
самоопределению
необходимо
учитывать направленность в развитии отраслей народного хозяйства данного
экономического
района,
сложившиеся
трудовые
традиции,
наличие
общеобразовательных
и
профессиональных
учебных
заведений.
Важным
компонентом
системы
профессиональной
ориентации
воспитанников
является профессиональное просвещение – «сообщение детям сведений о
различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в
кадрах,
условиях
труда,
требованиях,
предъявляемых
профессией
к
психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения,
оплате труда». Кроме того, воспитанники должны знать, что такое культура
труда,
трудовая
дисциплина,
принципы
планирования,
структура
предприятия и т.п. Знания о профессиях дети получают не только в школе.
Источниками
знаний
по
этому
вопросу
служат
средства
массовой
информации, родственники, знакомые и др. При этом сведения о содержании
профессии и их значимости иногда могут быть даны весьма искаженно,
вследствие
чего
возможно
создание
картины
н е о п р а вд а н н о й
привлекательности одних профессий и атмосферы недоброжелательности к
другим. В связи с этим перед нами, как и перед всем обществом, стоит
довольно
сложная
задача
–
исправить
идущие
вразрез
с
потребностями
экономики
страны
и
общества
отношение
к
некоторым
профессиям
и
сформировать
новое.
Чтобы
работа
по
профориентации
имела
положительные результаты, она должна проводиться умело и с большим
педагогиче ским
тактом.
Главный
принцип,
которым
с л е д у е т
руководствоваться в работе по профориентации, - связь его с жизнью. Исходя
из этого, основные направления работы в этой области можно выразить так:
профориентационная
работа
предполагает
формирование
целостного,
многопланового представления воспитанников о народном хозяйстве страны,
его отраслях, предприятиях, профессиях». Профессиональное просвещение
детей
должно
основываться
на
реальной
потребности
в
конкретных
профессиях. Ознакомление с миром профессий следует тесно увязывать с
профессиональными
интересами,
склонностями
и
способностями
воспитанников и динамикой развития этих особенностей у детей. Основными
формами
проведения
профориентационной
работы
являются
–
встречи
с
представителями
различных
профессий,
лекции
о
различных
отраслях
народного хозяйства, производствах и профессиях и т.д. Значительное место
в работе по профориентации занимают беседы, которые проводят работники
социально
–
реабилитационного
центра
или
представители
различных
профессий.
При
этом
тематика
бесед
должна
отвечать
возрастным
особенностям воспитанников и охватывать круг вопросов, интересующих
самих детей. Во время выполнения работы у воспитанников
развиваются
творческие задатки,
проявляется индивидуальность, и совершенствуются
коммуникативные
умения
и
навыки.
У
детей
формируются
навыки
обращения с инструментами и приспособлениями по рукоделию, умения
работать
с
сельскохозяйственным
инвентарём,
ухаживать
за
растениями,
выполнять
кухонные
работы,
которые
помогут
им
в
дальнейшей
жизни.
Происходит ориентация воспитанников на ценность труда в эмоционально-
поведенческом аспекте.
Профессиональное самоопределение-это не только момент выбора, но
и
динамический
процесс,
характерный
для
всех
этапов
жизни
человека.
Изучив ряд методических пособий и литературы по профориентационной
работе с детьми, а также опыт работы социально-реабилитационных центров
различных
регионов
нашей
страны,
выявили,
что
профориентационная
работа в социально – реабилитационных центрах
включена в занятия по
трудовой
реабилитации.
Многие
из
них
большую
роль
отводят
профориентационной
работе
с
воспитанниками
центров,
потому
что
в
современном
мире
насчитывается
более
пятисот
видов
профессий
и
воспитанникам
трудно
сделать
правильный
выбор.
Многолетний
опыт
работы
с
детьми
инструкторов
по
труду
районов
Московской
области,
изучение Федеральной целевой программы «Дети России» подпрограммы
«Дети-сироты»
позволил
систематизировать
и
обобщить
“наработанный”
материал в «Программу по профориентационной работе для детей школьного
возраста. В программе использован комплексный материал с определением
цели,
задач
и
содержания
трудовой
реабилитации
детей,
оказавшихся
в
трудной
жизненной
ситуации.
Основными
принципами
построения
программы являются:
-практическая
направленность
(выполнение
воспитанниками
различных
видов работ)
-доступность содержания теоретического материала
-связь теории с практикой
-создание условий для развития личности каждого ребёнка
Наша
программа
направлена
на
развитие
кругозора
воспитанников,
умений ориентироваться в современном мире профессий. Сформирование у
детей
готовности
к
обоснованному
осознанному
выбору
направления
будущей профессиональной деятельности. В программе мы ставим такие
задачи, как учить детей ориентироваться в современном мире профессий,
сопоставлять
свои
притязания,
возможности
и
желания
с
требованиями
профессии
к
здоровью,
знаниям,
личностным
качествам.
Развивать
стремление
к
адекватной
самооценке
и
самовоспитанию
в
контексте
профессионального
самоопределения,
поддерживать
потребность
в
самоутверждении,
самореализации.
Формировать
положительно-
эмоциональное восприятие окружающего мира; воспитывать любовь к труду
и уважение к рабочему человеку, интерес к различным видам профессий.
Профессиональная
ориентация-
это
система
педагогических
и
медицинских мероприятий, направленных на оказание помощи молодому
человеку
в
выборе
профессии
с
учётом
его
интересов,
склонностей,
способностей и потребностей государства в профессиях. В нашей программе
«Профориентационная
работа
на
занятиях
по
трудовому
воспитанию
в
условиях
социально-
реабилитационного
центра»
сделаны
следующие
акценты:
-подготовка воспитанников к трудовой деятельности в условиях разных форм
собственности и конкуренции на рынке труда,
-развитие
у
них
предприимчивости,
самостоятельности,
ответственности,
инициативности, честности, порядочности,
-создание условий для развития личности каждого ребёнка путём вовлечения
в
различные
виды
труда
сообразно
со
способностями,
интересами,
возможностями, а также потребностями общества.
Во время занятий по трудовому воспитанию формируются знания о
сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере, прививаются трудовые
навыки, любовь к труду. Происходит формирование технического мышления
в
совокупности
с
интеллектуально
–
творческим
развитием
ребенка,
расширение и обогащение жизненного опыта воспитанников и их знаний об
окружающем мире и его преобразовании собственными силами. Занятия по
трудовому воспитанию способствуют социализации ребенка, адаптации его к
окружающему миру, подготовке к будущей трудовой деятельности.
В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится о содержании
образования,
которое
«является
одним
из
факторов
экономического
и
социального прогресса общества и должно быть направлено на обеспечение
самоопределения личности, создание условий для ее самореализации...»
Актуальность проблемы профориентации как общественной, проявляется в
необходимо сти
преодоления
противоречия
между
о бъ е кт и в н о
существующими
потребностями
общества
в
сбалансированной
структуре
кадров
и
не адекватно
этому
сложившимися
с у бъ е к т и в н ы м и
профессиональными
устремлениями
молодежи.
То
есть
по
своему
назначению система профориентации должна оказать существенное влияние
на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути
молодежью, адаптацию ее к профессии.
В условиях социально-экономических перемен в России подготовка
профессиональных кадров является одним из важнейших приоритетов, как
для организации самого процесса воспроизводства рабочей силы, так и в
совершенствовании
дальнейшей
трудовой
деятельности
воспитанников.
Глубокие
социальные
перемены
в
стране,
связанные
с
переходом
на
рыночную
экономику,
необходимостью
быстрой
социальной
и
психологической
адаптации,
профессиональной
мобильности
работников,
обусловили потребность поиска новых путей подготовки молодежи к выбору
профессии и их социально-профессиональной адаптации.
Список литературы
1.Технология.Материалы к урокам раздела «Профессиональное
сомоопределение по программе В.Д.Симоненко» 9 класс, А.Н. Бобровская.
2.Вариативные технологии, способствующие профессиональному
самоопределению воспитанников образовательных учреждений для детей
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Г. В. Боровик, 2003г.
3.Вульфов Б.З. Взаимодействие факторов социализации личности ребенка//
Сотрудничество семьи, детских объединений и социальных педагогов в
процессе социализации личности ребенка. - Челябинск, 1996.
4.Классный час играючи.В.А.Герасимова.2002г.
5.Климов Е. А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. М.: Просвещение.
1990.
6.Социально-трудовая реабилитация несовершеннолетних в сельской
местности (опыт районов Московской области). 2006г.
7.«Методы активизации профессионального и личностного
самоопределения» Н.С. Пряжников, Москва, Издательство НПО «Модэк»
2002.
8.Неделя технологии в начальной и средней школе. Праздники, викторины,
посиделки, игры. О.В. Павлова.
9.«Профессиональная ориентация молодежи» А. Д. Сазонов, Н. И. Калугин,
А. П. Меньшиков и др., М.: Высшая школа 1989..
10.Профессиональная ориентация учащейся молодежи / Под ред. А. Д.
Сазонова. М.: Просвещение. 1988.
11.Приложение2к Приказу Министерства образования РФ от 22.08.96№448
Временные(примерные требования к содержанию и методам воспитания и
обучения, реализуемым в школьном образовательном учреждении.
12.Требования к содержанию и оформлению образовательных программ
школьного образования. 2001г. №20, стр.44-74.