Напоминание

"Авторская программа игровой деятельности по плаванию "Плавай! И будешь здоров!" для детей 4-7 лет.


Автор: Прозоровская Марина Николаевна
Должность: инструктор по физической культуре 1 кк
Учебное заведение: МКДОУ "Нововоронежский детский сад № 14"
Населённый пункт: город Нововоронеж, Воронежская область
Наименование материала: Учебная программа.
Тема: "Авторская программа игровой деятельности по плаванию "Плавай! И будешь здоров!" для детей 4-7 лет.
Раздел: дошкольное образование





Назад




МКДОУ «Детский сад № 14 общеразвивающего вида городского округа г. Нововоронеж »
Авторская программа

игровой деятельности по плаванию

«Плавай! И будешь здоров!»

для детей 4 – 7 лет
Разработала и составила программу Инструктор по физической культуре I КК Прозоровская М.Н. г. Нововоронеж 2014 1

Содержание Программы



Наименование разделов

Стр.

I.

Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
3
1.2. Цели и задачи реализации Программы
3
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
4
1.4. Возрастные характеристики особенностей развития детей
4-6
1.5. Планируемые результаты освоения Программы
6
1.6. Система мониторинга
6

II.

Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности (перспективное планирование, комплексно-тематическое планирование, учебный план, расписание)
7-8
2.2. Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы
8
2.3. Описание особенностей взаимодействия с семьями воспитанников
9
2.4. Описание особенностей взаимодействия с педагогическим коллективом
9

III.

Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы
9-10
3.2. Методическое обеспечение Программы
10
3.3. Особенности организации мероприятий
10
3.4. Особенности организации предметно – развивающей среды
10-11
2

I.

Целевой раздел

I.1.

Пояснительная записка.
Одно из основных направлений работы образовательной деятельности «МКДОУ Нововоронежский детский сад № 14» является физкультурно-оздоровительное, ориентированное на эффективное физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка. В процессе решения этой задачи особое внимание уделяется усилению образовательного потенциала физической культуры через использование альтернативных методов и приёмов, дополняющих и обогащающих традиционные формы детской деятельности в условиях образовательного учреждения. Одна из них – это занятия плаванием. Плавание способствует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно - сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата, служит одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребёнка. Поиск эффективных путей реализации данного направления с учётом современных требований привёл к организации непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию два раза в неделю в виде занятий плаванием. Программа не ставит основной целью научить детей профессиональным приемам плавания. Она направлена на повышение эффективности оздоровления и укрепления детского организма при проведении физкультурного занятия на воде с помощью игры.
I.2.

Цели и задачи реализации Программы.

Цель

программы
– создание условий для повышения эффективности и укрепления детского организма, гармоничного психофизического развития с помощью образовательной деятельности по плаванию.
Задачи:

Оздоровительные:
 Укрепить здоровье детей, содействовать их гармоничному психофизическому развитию;  Содействовать расширению адаптивных возможностей детского организма;  Совершенствовать опорно-двигательный аппарат, формирование правильной осанки, повышение работоспособности организма.
Образовательные:
 Формировать теоретические и практические основы освоения водного пространства;  Учить плавательным навыкам и умениям.
Развивающие:
 Расширять спектр двигательных умений и навыков в воде;  Развивать творческое самовыражение в игровых действиях в воде.
Воспитательные:
 Воспитывать нравственно- волевые качества, настойчивость, смелость, выдержку, силу воли;  Формировать устойчивый интерес к занятиям по плаванию, обеспечить эмоциональное благополучие при выполнении упражнений в водной среде. 3

I.3.

Принципы и подходы Программы

систематичности
- занятия проводятся в определённой системе, регулярные занятия дают несравненно больший эффект, чем эпизодические; 
доступности,

сознательности
– формирование устойчивого интереса детей к занятиям плавания, 
наглядности –
создание у детей полного представления о разучиваемых движениях и способствование лучшему их усвоению; 
комплексности

и

интегрированности
– решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса; 
личностной ориентации
– учёт разноуровневого развития и состояния здоровья каждого воспитанника, умение адаптировать содержание к категориям разного возраста; 
сопровождения
– систематическое наблюдение за развитием ребёнка и оказание ему своевременной помощи в случаях опережения и отставания в развитии.
I.4.

Возрастные характеристики особенностей развития детей

Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Средний дошкольный возраст – возраст активного приобщения детей к воде. Дети 4-5 лет быстрее и менее болезненно адаптируются к новым условиям. На первом этапе в игровую деятельность в воде включаются игры с игрушками, все виды ходьбы, бега, прыжков. Дети учатся, не боясь входить в воду и выходить из нее самостоятельно. Приучаются к простейшим передвижениям в воде, к погружению лица в воду. У детей формируется правильная осанка. Развиваются и совершенствуются двигательные умения и навыки детей, психофизические качества: быстроту, выносливость, ловкость и др. Учатся построениям, соблюдению дистанции во время передвижения, выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно относиться к выполнению правил игры. Во всех формах организации двигательной деятельности детей развиваются организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками. Подвижные игры. Продолжаем развивать активность детей в играх с мячами, обручами, нудлами, резиновыми, плавающими и тонущими игрушками и т.д. Развиваем быстроту, силу, ловкость, пространственную ориентировку. Воспитываем самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр. Приучаем к выполнению действий по сигналу. Гигиенические навыки: дети учатся самостоятельно раздеваться, одеваться, вытираться, принимать душ, сушить волосы.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
К старшей группе дети уже достаточно осваиваются в воде. Двигательные навыки, приобретённые в средней группе, закрепляются уже на большей глубине. Упражнения в воде и игры выполняются без поддержки взрослого. Продолжаем формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения. Учим доставать предметы со дна, бегать наперегонки, ориентироваться в пространстве. 4
Учим элементам спортивных игр, играм с элементами соревнования, играм-эстафетам. Дети учатся погружаться в воду и открывать под водой глаза, выполнять вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой, выполнять серии выдохов в воду, упражнения на задержку дыхания. Учим продвигаться с плавательной доской на груди, работая ногами. Совершенствуем двигательные умения и навыки детей. Уделяем большое значение организованности и дисциплинированности детей. Развиваем быстроту, силу, выносливость, гибкость. Закрепляем умение ходить и бегать в воде, энергично отталкиваясь от дна. Поддерживаем интерес детей к различным видам спорта, сообщаем им некоторые сведения о событиях спортивной жизни страны. Подвижные игры. Учим новым усложненным играм и упражнениям. Продолжаем учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество. Воспитываем у детей стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх- эстафетах. Гигиенические навыки: дети умеют самостоятельно раздеваться, одеваться, вытираться, принимать душ, сушить волосы.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
Дети 6-7 лет должны преодолеть водобоязнь, получить элементарные азы плавания. Главное, необходимо научить маленьких пловцов пользоваться приобретенными навыками в различных сочетаниях и в самых разнообразных упражнениях, заложив прочную основу для дальнейших занятий, выработать привычку к навыкам здорового образа жизни. В играх и упражнениях продолжаем воспитывать самостоятельность, организованность, решительность, уверенность в своих силах, инициативность. Дети уверенно погружаются в воду, открывают глаза в воде, достают предметы со дна, проплывают через обруч под водой с открытыми глазами, задерживают дыхание. Дети умеют лежать на животе и на спине на воде, умеют выполнять упражнения «Звездочка», «Поплавок», «Акула», «Краб» и т.д. Продолжаем формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности. Воспитываем умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности. Совершенствуем технику основных движений, добиваемся естественности, легкости, точности, выразительности их выполнения. Продолжаем развивать психофизические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость, упражнять детей в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве. Продолжаем учить детей самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать движения. Закрепляем навыки выполнения спортивных упражнений. Поддерживаем интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта, здоровому образу жизни. Подвижные игры. Учим детей использовать разнообразные подвижные игры (в том числе игры с элементами соревнования), способствующие развитию психофизических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость), координации движений, умения ориентироваться в пространстве; самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры со сверстниками, справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей. 5
Учим придумывать варианты игр, комбинировать движения, проявляя творческие способности. Гигиенические навыки: дети умеют самостоятельно раздеваться, одеваться, вытираться, принимать душ, сушить волосы, аккуратно складывать свои вещи.
I.5.

Планируемые результаты освоения Программы
 Укрепление здоровья детей, снижение заболеваемости;  Расширение адаптивных возможностей детского организма;  Повышение показателей физического развития детей;  Расширение спектра двигательных умений и навыков в воде;  Развитие творческого потенциала и личностного роста ребёнка.  Развитие эмоционального и двигательного раскрепощения в воде, проявления чувства радости и удовольствия от движения;  Формирование нравственно-волевых качеств.
1.6.

Система мониторинга
К определению физической подготовленности дошкольников в воде и на суше предъявляются особые требования - это учет особенностей развития каждого ребенка, а так же его сил и возможностей. Важно так же состояние здоровья детей, степень подверженности простудным заболеваниям, индивидуальные реакции на физические нагрузки и изменение температурных условий. Следует учитывать, что успешное выполнение заданий в воде требует от детей высокой концентрации духовных сил и приложение волевых усилий. Из этого следует сделать вывод, что количественные показатели не могут в полной мере отразить степень сформированности двигательных навыков и овладение элементами техники способов плавания. Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится инструктором по плаванию в рамках педагогической диагностики. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в специально организованной деятельности. Инструментом для педагогической диагностики являются карты наблюдений физического развития детей, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе проведения игровой деятельности в воде.
Средняя группа
№ ФИ Преодоление водобоязни Самостоятельный вход и выход в воду. Свободное передвижение в чаше бассейна. Погружение в воду с головой
Старшая группа.
№ ФИ Погружение в воду с головой Выдохи в воду Задержка дыхания под водой с последующим выдохом в воде. Упр. «Кит» Скольжение на груди с плавательной доской (руки прямые, работа ног под водой) Доставание игрушек со дна бассейна. 6

Подготовительная группа.
№ ФИ Доставани е игрушек со дна Плавание через обруч под водой «Кто дальше?» Фигура «Морская звезда» на груди Фигура «Морская звезда» на спине Фигура «Поплавок» Фигура «Краб» Другие фигуры: «Акула», «Рыбка», «Морской конек»
II.

Содержательный раздел

II.1.

Описание образовательной деятельности
Ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста является игра. Игра выгодно отличается от других средств обучения тем, что одно движение, под час представляющие определенную трудность, может легко разучиваться в самых различных игровых ситуациях. Для того чтобы быстрей преодолеть все страхи у детей, в занятия добавляются различные игры и игровые моменты. Содержание материала каждого занятия направлено на решение нескольких задач, которые взаимосвязаны друг с другом, объединяясь в одну общую. Содержание занятий строится в порядке возрастающей трудности, постепенного увеличения нагрузки, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей: занятия первой и третьей недели – обучающие, второй и четвёртой недели – закрепляющие. При повторении упражнений, использовать задания одного типа, но разного содержания. Упражнения должны опережать имеющийся у детей в данный момент уровень умений и навыков, хотя индивидуальные данные каждого ребёнка могут внести свои коррективы. Так как игре принадлежит большая роль в формировании личности ребенка, все занятия проводятся в игровой форме. В играх дети отражают свое представление об изображаемых событиях. Ребенок, как и взрослый, познает мир в процессе деятельности. Играя, дети обогащаются новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Игры расширяют кругозор, развивают наблюдательность, сообразительность, умение сопоставлять и обобщать увиденное. Игры на воде используются для развития физических качеств и двигательных навыков, разучивания или совершенствования элементов техники, переключения с основного вида физических нагрузок на другой. Организуя игры, обязательно учитывается возраст и подготовка детей. Игры в воде должны быть подвижными. Они делятся на:  игры для ознакомления с водой;  игры для разучивания двигательных навыков;  игры для изучения и совершенствования некоторых отдельных элементов плавания;  игры на развитие дыхания.
Задачи подвижных игр применяемых на занятиях по плаванию:
7
 способствовать правильному физическому развитию детей;  содействовать овладению элементарными двигательными навыками, умениями и их совершенствованию;  воспитывать у детей волевые и физические качества;  воспитывать культуру поведения;  научить соблюдать культурно-гигиенические правила при посещении бассейна. Игры для занятий по плаванию подобраны таким образом, что они понятны, доступны и интересны детям дошкольного возраста. В игре должен учитываться уровень плавательной подготовленности и физического развития детей. Любая игра должна быть средством познания окружающего мира. В игре должны активно принимать участие все занимающиеся. При организации занятий следует строго соблюдать установленные санитарно – гигиенические требования и правила безопасности на воде. Водные процедуры прививают стойкие гигиенические навыки, которые постепенно становятся потребностью и привычкой.
Требования, предъявляемые к проведению подвижных игр в воде:
 игры следует подбирать таким образом, чтобы они были понятны, доступны и интересны детям;  в игре должен учитываться уровень плавательной подготовленности и физического развития детей;  в игре должны активно участвовать все занимающиеся;  игра должны служить средством эмоционально воздействия;  в игре можно совершенствовать ранее изученные упражнения и элементы;  в каждой игре участники должны получать активную физическую нагрузку;  дети должны заранее быть ознакомлены с условиями проведения игры: правила, инвентарь;  при проведении игры инструктор обеспечивает постоянный контроль за соблюдением правил поведения детей в плавательном бассейне.
Перспективное планирование.
Приложение 1.
Комплексно – тематическое планирование
Приложение 2.
II.2.

Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы
Методы обучения – это наиболее рациональные приемы, посредством которых инструктор воспитывает у занимающихся необходимые умения и навыки, и передает им свои знания. Известны три основные группы методов обучения – это словесные (беседа, рассказ, беседы, объяснения), наглядные (показ изучаемого материала) и практические. Помимо перечисленных методов, на занятиях по плаванию широко применяются звуковые, зрительные и комбинированные сигналы (голосом, свистком и жестами), дыхательная гимнастика, элементы аквааэробики. 8

II.3.

Описание особенностей взаимодействия с семьями воспитанников.
Опыт работы инструктора по физической культуре, анализ педагогической литературы показали, что один из наиболее действенных методов оздоровления – водное закаливание. Благотворное влияние плавания на организм ребенка заключается в укреплении различных функциональных систем организма. Плавание помогает адаптироваться к изменениям окружающей среды, повышает общее эмоциональное состояние. Оздоровление детей плаванием возможно лишь при тесном сотрудничестве педагогов детского сада и семей воспитанников. Равноправные партнерские отношения инструктора по физкультуре, родителей и детей приводят к положительным результатам. К концу подготовительной к школе группы дети умеют держаться на воде, овладевают простейшими способами плаванья, у них формируется стойкий интерес продолжать заниматься этим видом спорта и применять накопленный опыт в других, мало знакомых ситуациях. В работу по оздоровлению воспитанников родителей вовлекают постепенно, поэтапно, консультируя их по возникающим вопросам и трудностям при проведении игровой деятельности в воде. Через анкетирование родителей и беседы с ними выявляется уровень осведомленности взрослых в вопросах оздоровления детей, отношение родителей к обучению плаванию в детском саду. Традиционные формы взаимодействия инструктора по плаванию с родителями (родительские собрания, конференции, открытые занятия, праздники) активно используются в нашем ДОУ.
II.4.

Описание особенностей взаимодействия с педагогическим коллективом
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового образа жизни. Для того чтобы педагогический процесс проходил плодотворно, инструктор по физической культуре должен работать в тесном сотрудничестве со всем педагогическим коллективом. Для этого он посещает родительские собрания, проводит индивидуальные консультации для родителей и воспитателей, показывает презентации, проводит совместные мероприятия (досуги, праздники и развлечения), выступает на педагогических советах, проводит анкетирование, организует совместные выставки детских рисунков, освещает свой опыт в папках передвижках, на сайте дошкольного учреждения и на собственном сайте.
III.

Организационный раздел

III.1.

Материально-техническое обеспечение Программы
При бассейне имеется инвентарь и оборудование для обеспечения безопасности занятий и страховки детей во время занятий:  Нарукавники.  Надувные круги.  Надувные жилеты.  Доски для плавания. Имеются пособия и игрушки, предназначенные для наиболее эффективной организации занятий:  Резиновые и пластмассовые игрушки;  Мячи разного размера;  Мелкие и крупные тонущие игрушки; 9
 Заводные игрушки;  Лейка и ведерки;  Цветные нудолсы и муфты;  Обручи. Игрушки позволяют разнообразить занятия, повышают их эмоциональную насыщенность. Они должны быть яркими, разноцветными, привлекать детей к занятиям и играм на воде. Все пособия и игрушки периодически подвергаются санитарной обработке в установленном порядке.
III.2.

Методическое обеспечение Программы
1. « Вода дарит здоровье», В.В. Горбунов, изд. «советский спорт», 1990г., с.32 2. Научно-практические журналы «инструктор по физкультуре». 3. «Обучение плаванию в детском саду», Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Т.Л. Богина, изд. Москва, Просвещение, 1991, с.158 4. «Программа обучения детей плаванию в детском саду», Е.К. Воронова, изд. Санкт- Петербург «Детство-Пресс», 2003, с.80 5. «Плавание», учебник для институтов физической культуры, под ред. Н.Ж. Булгаковой, изд. Москва «Физкультура и спорт», 1984, с. 286 6. «Развитие физических способностей детей», А.Д. Викулов, И.М. Бутин, изд. Ярославль «Гринго», 1996г. 7. «Система обучения плаванию детей дошкольного возраста», А.А. Чеменева, Т.В. Столмакова, Изд. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2011, с.335
III.3.

Особенности организации мероприятий
Программа рассчитана на 3 года обучения для детей 4 – 7 лет. Занятия проводятся по подгруппам (до 10 человек) в первую половину дня,
продолжительностью

20-30

минут

в

соответствии

с

СанПиН
. Структура занятий традиционная и состоит из вводной, основной, заключительной частей. Занятия проводятся с
сентября по май месяц.
Количество занятий
в неделю
: -в средней группе (4-5 лет) – 2 раз в неделю, 8 раза в месяц, 56 – в год. -в старшей группе (5-6 лет) – 2 раза в неделю, 8 раз в месяц, 56 - в год. -подготовительной группе (6-7 лет) – 2 раза в неделю, 8 раз в месяц, 56 - в год. Их количество в год может варьироваться в зависимости от праздничных и карантинных дней. Обязательно ведется журнал посещаемости детей. Медицинская сестра бассейна осматривает детей и ведёт контроль за самочувствием каждого ребёнка.
III.4.

Особенности организации предметно-развивающей среды
Одной из главных задач дошкольного учреждения является создание условий, способствующих эмоциональному комфорту воспитанников, укреплению их физического и психологического здоровья. Кроме того, предметная среда в плавательном бассейне и в целом по детскому саду должна способствовать всестороннему развитию детей, формированию их творческой активности и индивидуальности. Создание именно такой развивающей среды является главной в работе с детьми. Помещение нашего плавательного бассейна включает в себя – просторную светлую комнату, где расположена сама чаша, раздевалку, душевую, умывальную и туалетную комнату, и комнату для сушки волос, оснащенную фенами – сушилками. 10
Технические помещения оснащены оборудованием по самым современным технологиям. Хлором вода не обрабатывается. Вместо этого используется новейшая установка – Система генерации озона Prozon серия PZ 2 и Blue Lagoon UV-C Tech. Вода проходит через фильтр тонкой очистки, при которой задерживаются примеси, оставшиеся в воде. Затем вода проходит через трубку, в которую встроена ультрафиолетовая лампа Blue Lagoon UV-C Tech и обеззараживается. Далее происходит процесс озонирования воды Системой генерации озона Prozon серия PZ 2. И в конце вода в чаше бассейна проходит очистку водным пылесосом. Постоянно поддерживается определенная температура воды 29 – 31 градус, температура воздуха 30 – 32 градуса. Присутствует приточная вентиляция. Полы везде подогреваются и застелены массажными ковриками. Имеется циркулярный душ для ног. В ДОУ проводится совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи. Родителей знакомят с разными формами работы по физическому воспитанию в ДОУ, информируют о состоянии здоровья и физическом развитии, привлекают родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках. Созданная в нашем плавательном бассейне предметно развивающая среда обогащает двигательный опыт детей. Помогает осуществить образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи для реализации программы «От рождения до школы» по физическому воспитанию. Мы помогаем детям развивать физические качества, формировать у них осознанную потребность заниматься спортом и здоровым образом жизни. 11


В раздел образования