"Авторская программа игровой деятельности по плаванию "Плавай! И будешь здоров!" для детей 4-7 лет.
Автор: Прозоровская Марина Николаевна Должность: инструктор по физической культуре 1 кк Учебное заведение: МКДОУ "Нововоронежский детский сад № 14" Населённый пункт: город Нововоронеж, Воронежская область Наименование материала: Учебная программа. Тема: "Авторская программа игровой деятельности по плаванию "Плавай! И будешь здоров!" для детей 4-7 лет. Раздел: дошкольное образование
МКДОУ «Детский сад № 14 общеразвивающего вида
городского округа г. Нововоронеж
»
Авторская программа
игровой деятельности по плаванию
«Плавай! И будешь здоров!»
для детей 4 – 7 лет
Разработала и составила программу
Инструктор по физической культуре I КК
Прозоровская М.Н.
г. Нововоронеж
2014
1
Содержание Программы
№
Наименование разделов
Стр.
I.
Целевой раздел
1.1.
Пояснительная записка
3
1.2.
Цели и задачи реализации Программы
3
1.3.
Принципы и подходы к формированию Программы
4
1.4.
Возрастные характеристики особенностей развития детей
4-6
1.5.
Планируемые результаты освоения Программы
6
1.6.
Система мониторинга
6
II.
Содержательный раздел
2.1.
Описание образовательной деятельности (перспективное планирование,
комплексно-тематическое планирование, учебный план, расписание)
7-8
2.2.
Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы
8
2.3.
Описание особенностей взаимодействия с семьями воспитанников
9
2.4.
Описание особенностей взаимодействия с педагогическим коллективом
9
III.
Организационный раздел
3.1.
Материально-техническое обеспечение Программы
9-10
3.2.
Методическое обеспечение Программы
10
3.3.
Особенности организации мероприятий
10
3.4.
Особенности организации предметно – развивающей среды
10-11
2
I.
Целевой раздел
I.1.
Пояснительная записка.
Одно из основных направлений работы образовательной деятельности «МКДОУ
Нововоронежский
детский
сад
№
14»
является
физкультурно-оздоровительное,
ориентированное на эффективное физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка. В
процессе решения этой задачи особое внимание уделяется усилению образовательного
потенциала
физической
культуры
через
использование
альтернативных
методов
и
приёмов, дополняющих и обогащающих традиционные формы детской деятельности в
условиях образовательного учреждения. Одна из них – это занятия плаванием.
Плавание
способствует
разностороннему
физическому
развитию,
стимулирует
деятельность
нервной,
сердечно
-
сосудистой
и
дыхательной
систем,
значительно
расширяет возможности опорно-двигательного аппарата, служит одним из лучших средств
закаливания и формирования правильной осанки ребёнка. Поиск эффективных путей
реализации данного направления с учётом современных требований привёл к организации
непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию два раза в
неделю в виде занятий плаванием.
Программа не ставит основной целью научить детей профессиональным приемам
плавания. Она направлена на повышение эффективности оздоровления и укрепления
детского организма при проведении физкультурного занятия на воде с помощью игры.
I.2.
Цели и задачи реализации Программы.
Цель
программы
–
создание
условий
для
повышения
эффективности
и
укрепления детского организма, гармоничного психофизического развития с помощью
образовательной деятельности по плаванию.
Задачи:
Оздоровительные:
Укрепить
здоровье
детей,
содействовать
их
гармоничному
психофизическому
развитию;
Содействовать расширению адаптивных возможностей детского организма;
Совершенствовать
опорно-двигательный
аппарат,
формирование
правильной
осанки, повышение работоспособности организма.
Образовательные:
Формировать
теоретические
и
практические
основы
освоения
водного
пространства;
Учить плавательным навыкам и умениям.
Развивающие:
Расширять спектр двигательных умений и навыков в воде;
Развивать творческое самовыражение в игровых действиях в воде.
Воспитательные:
Воспитывать нравственно- волевые качества, настойчивость, смелость, выдержку,
силу воли;
Формировать
устойчивый
интерес
к
занятиям
по
плаванию,
обеспечить
эмоциональное благополучие при выполнении упражнений в водной среде.
3
I.3.
Принципы и подходы Программы
систематичности -
занятия проводятся в определённой системе, регулярные
занятия дают несравненно больший эффект, чем эпизодические;
доступности,
сознательности –
формирование
устойчивого
интереса
детей
к
занятиям плавания,
наглядности – создание у детей полного представления о разучиваемых движениях
и способствование лучшему их усвоению;
комплексности
и
интегрированности –
решение
оздоровительных
задач
в
системе всего учебно-воспитательного процесса;
личностной ориентации – учёт разноуровневого развития и состояния здоровья
каждого воспитанника, умение адаптировать содержание к категориям разного возраста;
сопровождения – систематическое наблюдение за развитием ребёнка и оказание
ему своевременной помощи в случаях опережения и отставания в развитии.
I.4.
Возрастные характеристики особенностей развития детей
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Средний дошкольный возраст – возраст активного приобщения детей к воде. Дети
4-5 лет быстрее и менее болезненно адаптируются к новым условиям.
На первом этапе в игровую деятельность в воде включаются игры с игрушками, все виды
ходьбы, бега, прыжков.
Дети учатся, не боясь входить в воду и выходить из нее самостоятельно.
Приучаются к простейшим передвижениям в воде, к погружению лица в воду.
У детей формируется правильная осанка.
Развиваются и совершенствуются двигательные умения и навыки детей, психофизические
качества: быстроту, выносливость, ловкость и др.
Учатся построениям, соблюдению дистанции во время передвижения, выполнять
ведущую роль в подвижной игре, осознанно относиться к выполнению правил игры.
Во всех формах организации двигательной деятельности детей развиваются
организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские
взаимоотношения со сверстниками.
Подвижные игры.
Продолжаем развивать активность детей в играх с мячами, обручами, нудлами,
резиновыми, плавающими и тонущими игрушками и т.д.
Развиваем быстроту, силу, ловкость, пространственную ориентировку.
Воспитываем самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр.
Приучаем к выполнению действий по сигналу.
Гигиенические навыки: дети учатся самостоятельно раздеваться, одеваться, вытираться,
принимать душ, сушить волосы.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
К старшей группе дети уже достаточно осваиваются в воде. Двигательные навыки,
приобретённые в средней группе, закрепляются уже на большей глубине. Упражнения в
воде и игры выполняются без поддержки взрослого.
Продолжаем формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения.
Учим доставать предметы со дна, бегать наперегонки, ориентироваться в пространстве.
4
Учим элементам спортивных игр, играм с элементами соревнования, играм-эстафетам.
Дети учатся погружаться в воду и открывать под водой глаза, выполнять вдох над водой и
выдох в воду с неподвижной опорой, выполнять серии выдохов в воду, упражнения на
задержку дыхания.
Учим продвигаться с плавательной доской на груди, работая ногами.
Совершенствуем двигательные умения и навыки детей.
Уделяем большое значение организованности и дисциплинированности детей.
Развиваем быстроту, силу, выносливость, гибкость.
Закрепляем умение ходить и бегать в воде, энергично отталкиваясь от дна.
Поддерживаем
интерес
детей
к
различным
видам
спорта,
сообщаем
им
некоторые
сведения о событиях спортивной жизни страны.
Подвижные игры.
Учим новым усложненным играм и упражнениям.
Продолжаем учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры,
проявляя инициативу и творчество.
Воспитываем у детей стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх-
эстафетах.
Гигиенические навыки: дети умеют самостоятельно раздеваться, одеваться, вытираться,
принимать душ, сушить волосы.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
Дети
6-7
лет
должны
преодолеть
водобоязнь,
получить
элементарные
азы
плавания. Главное, необходимо научить маленьких пловцов пользоваться приобретенными
навыками
в
различных
сочетаниях
и
в
самых
разнообразных
упражнениях,
заложив
прочную основу для дальнейших занятий, выработать привычку к навыкам здорового
образа жизни.
В играх и упражнениях продолжаем воспитывать самостоятельность, организованность,
решительность, уверенность в своих силах, инициативность.
Дети уверенно погружаются в воду, открывают глаза в воде, достают предметы со дна,
проплывают через обруч под водой с открытыми глазами, задерживают дыхание.
Дети
умеют
лежать
на
животе
и
на
спине
на
воде,
умеют
выполнять
упражнения
«Звездочка», «Поплавок», «Акула», «Краб» и т.д.
Продолжаем формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.
Воспитываем умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.
Совершенствуем
технику
основных
движений,
добиваемся
естественности,
легкости,
точности, выразительности их выполнения.
Продолжаем
развивать
психофизические
качества:
силу,
быстроту,
выносливость,
ловкость, гибкость, упражнять детей в статическом и динамическом равновесии, развивать
координацию движений и ориентировку в пространстве.
Продолжаем учить детей самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать
собственные игры, варианты игр, комбинировать движения.
Закрепляем навыки выполнения спортивных упражнений.
Поддерживаем
интерес
к
физической
культуре
и
спорту,
отдельным
достижениям
в
области спорта, здоровому образу жизни.
Подвижные игры.
Учим детей использовать разнообразные подвижные игры (в том числе игры с элементами
соревнования),
способствующие
развитию
психофизических
качеств
(ловкость,
сила,
быстрота, выносливость, гибкость), координации движений, умения ориентироваться в
пространстве;
самостоятельно
организовывать
знакомые
подвижные
игры
со
сверстниками, справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей.
5
Учим
придумывать
варианты
игр,
комбинировать
движения,
проявляя
творческие
способности.
Гигиенические навыки: дети умеют самостоятельно раздеваться, одеваться, вытираться,
принимать душ, сушить волосы, аккуратно складывать свои вещи.
I.5.
Планируемые результаты освоения Программы
Укрепление здоровья детей, снижение заболеваемости;
Расширение адаптивных возможностей детского организма;
Повышение показателей физического развития детей;
Расширение спектра двигательных умений и навыков в воде;
Развитие творческого потенциала и личностного роста ребёнка.
Развитие эмоционального и двигательного раскрепощения в воде, проявления
чувства радости и удовольствия от движения;
Формирование нравственно-волевых качеств.
1.6.
Система мониторинга
К определению физической подготовленности дошкольников в воде и на суше
предъявляются особые требования - это учет особенностей развития каждого ребенка, а
так же его сил и возможностей. Важно так же состояние здоровья детей, степень
подверженности простудным заболеваниям, индивидуальные реакции на физические
нагрузки и изменение температурных условий. Следует учитывать, что успешное
выполнение заданий в воде требует от детей высокой концентрации духовных сил и
приложение волевых усилий. Из этого следует сделать вывод, что количественные
показатели не могут в полной мере отразить степень сформированности двигательных
навыков и овладение элементами техники способов плавания.
Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей.
Такая оценка производится инструктором по плаванию в рамках педагогической
диагностики. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью
детей в специально организованной деятельности. Инструментом для педагогической
диагностики являются карты наблюдений физического развития детей, позволяющие
фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе
проведения игровой деятельности в воде.
Средняя группа
№
ФИ
Преодоление
водобоязни
Самостоятельный
вход и выход
в воду.
Свободное
передвижение
в чаше
бассейна.
Погружение в воду с
головой
Старшая группа.
№ ФИ
Погружение
в воду
с головой
Выдохи
в воду
Задержка
дыхания
под
водой с
последующим
выдохом в воде.
Упр. «Кит»
Скольжение на
груди с
плавательной
доской
(руки прямые,
работа ног
под водой)
Доставание
игрушек со
дна
бассейна.
6
Подготовительная группа.
№
ФИ
Доставани
е игрушек
со дна
Плавание
через обруч
под водой «Кто
дальше?»
Фигура
«Морская
звезда» на
груди
Фигура
«Морская
звезда» на
спине
Фигура
«Поплавок»
Фигура
«Краб»
Другие
фигуры:
«Акула»,
«Рыбка»,
«Морской
конек»
II.
Содержательный раздел
II.1.
Описание образовательной деятельности
Ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста является игра. Игра выгодно
отличается от других средств обучения тем, что одно движение, под час представляющие
определенную
трудность,
может
легко
разучиваться
в
самых
различных
игровых
ситуациях. Для того чтобы быстрей преодолеть все страхи у детей, в занятия добавляются
различные игры и игровые моменты.
Содержание материала каждого занятия направлено на решение нескольких задач,
которые взаимосвязаны друг с другом, объединяясь в одну общую. Содержание занятий
строится в порядке возрастающей трудности, постепенного увеличения нагрузки, с учётом
возрастных и индивидуальных особенностей детей: занятия первой и третьей недели –
обучающие, второй и четвёртой недели – закрепляющие. При повторении упражнений,
использовать
задания
одного
типа,
но
разного
содержания.
Упражнения
должны
опережать
имеющийся
у
детей
в
данный
момент
уровень
умений
и
навыков,
хотя
индивидуальные данные каждого ребёнка могут внести свои коррективы.
Так как игре принадлежит большая роль в формировании личности ребенка, все
занятия проводятся в игровой форме. В играх дети отражают свое представление об
изображаемых событиях. Ребенок, как и взрослый, познает мир в процессе деятельности.
Играя, дети обогащаются новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Игры
расширяют
кругозор,
развивают
наблюдательность,
сообразительность,
умение
сопоставлять и обобщать увиденное.
Игры на воде используются для развития физических качеств и двигательных
навыков,
разучивания
или
совершенствования
элементов
техники,
переключения
с
основного вида физических нагрузок на другой. Организуя игры, обязательно учитывается
возраст и подготовка детей.
Игры в воде должны быть подвижными. Они делятся на:
игры для ознакомления с водой;
игры для разучивания двигательных навыков;
игры для изучения и совершенствования некоторых отдельных элементов плавания;
игры на развитие дыхания.
Задачи подвижных игр применяемых на занятиях по плаванию:
7
способствовать правильному физическому развитию детей;
содействовать овладению элементарными двигательными навыками, умениями и
их совершенствованию;
воспитывать у детей волевые и физические качества;
воспитывать культуру поведения;
научить соблюдать культурно-гигиенические правила при посещении бассейна.
Игры для занятий по плаванию подобраны таким образом, что они понятны, доступны и
интересны детям дошкольного возраста. В игре должен учитываться уровень плавательной
подготовленности и физического развития детей. Любая игра должна быть средством
познания
окружающего
мира.
В
игре
должны
активно
принимать
участие
все
занимающиеся.
При организации занятий следует строго соблюдать установленные санитарно –
гигиенические требования и правила безопасности на воде. Водные процедуры прививают
стойкие
гигиенические
навыки,
которые
постепенно
становятся
потребностью
и
привычкой.
Требования, предъявляемые к проведению подвижных игр в воде:
игры следует подбирать таким образом, чтобы они были понятны, доступны и
интересны детям;
в игре должен учитываться уровень плавательной подготовленности и физического
развития детей;
в игре должны активно участвовать все занимающиеся;
игра должны служить средством эмоционально воздействия;
в игре можно совершенствовать ранее изученные упражнения и элементы;
в каждой игре участники должны получать активную физическую нагрузку;
дети должны заранее быть ознакомлены с условиями проведения игры: правила,
инвентарь;
при
проведении
игры
инструктор
обеспечивает
постоянный
контроль
за
соблюдением правил поведения детей в плавательном бассейне.
Перспективное планирование.
Приложение 1.
Комплексно – тематическое планирование
Приложение 2.
II.2.
Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы
Методы обучения – это наиболее рациональные приемы, посредством которых
инструктор воспитывает у занимающихся необходимые умения и навыки, и передает им
свои знания. Известны три основные группы методов обучения – это словесные (беседа,
рассказ, беседы, объяснения), наглядные (показ изучаемого материала) и практические.
Помимо
перечисленных
методов,
на
занятиях
по
плаванию
широко
применяются
звуковые,
зрительные
и
комбинированные
сигналы
(голосом,
свистком
и
жестами),
дыхательная гимнастика, элементы аквааэробики.
8
II.3.
Описание особенностей взаимодействия с семьями воспитанников.
Опыт работы инструктора по физической культуре, анализ педагогической
литературы показали, что один из наиболее действенных методов оздоровления – водное
закаливание. Благотворное влияние плавания на организм ребенка заключается в
укреплении различных функциональных систем организма. Плавание помогает
адаптироваться к изменениям окружающей среды, повышает общее эмоциональное
состояние. Оздоровление детей плаванием возможно лишь при тесном сотрудничестве
педагогов детского сада и семей воспитанников. Равноправные партнерские отношения
инструктора по физкультуре, родителей и детей приводят к положительным результатам. К
концу подготовительной к школе группы дети умеют держаться на воде, овладевают
простейшими способами плаванья, у них формируется стойкий интерес продолжать
заниматься этим видом спорта и применять накопленный опыт в других, мало знакомых
ситуациях. В работу по оздоровлению воспитанников родителей вовлекают постепенно,
поэтапно, консультируя их по возникающим вопросам и трудностям при проведении
игровой деятельности в воде. Через анкетирование родителей и беседы с ними выявляется
уровень осведомленности взрослых в вопросах оздоровления детей, отношение родителей
к обучению плаванию в детском саду. Традиционные формы взаимодействия инструктора
по плаванию с родителями (родительские собрания, конференции, открытые занятия,
праздники) активно используются в нашем ДОУ.
II.4.
Описание особенностей взаимодействия с педагогическим коллективом
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада
является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в
двигательной активности, привычки здорового образа жизни.
Для того чтобы педагогический процесс проходил плодотворно, инструктор по
физической культуре должен работать в тесном сотрудничестве со всем педагогическим
коллективом. Для этого он посещает родительские собрания, проводит индивидуальные
консультации для родителей и воспитателей, показывает презентации, проводит
совместные мероприятия (досуги, праздники и развлечения), выступает на педагогических
советах, проводит анкетирование, организует совместные выставки детских рисунков,
освещает свой опыт в папках передвижках, на сайте дошкольного учреждения и на
собственном сайте.
III.
Организационный раздел
III.1.
Материально-техническое обеспечение Программы
При бассейне имеется инвентарь и оборудование для обеспечения безопасности занятий и
страховки детей во время занятий:
Нарукавники.
Надувные круги.
Надувные жилеты.
Доски для плавания.
Имеются пособия и игрушки, предназначенные для наиболее эффективной организации
занятий:
Резиновые и пластмассовые игрушки;
Мячи разного размера;
Мелкие и крупные тонущие игрушки;
9
Заводные игрушки;
Лейка и ведерки;
Цветные нудолсы и муфты;
Обручи.
Игрушки позволяют разнообразить занятия, повышают их эмоциональную насыщенность.
Они должны быть яркими, разноцветными, привлекать детей к занятиям и играм на воде.
Все
пособия
и
игрушки
периодически
подвергаются
санитарной
обработке
в
установленном порядке.
III.2.
Методическое обеспечение Программы
1.
«
Вода дарит здоровье», В.В. Горбунов, изд. «советский спорт», 1990г., с.32
2.
Научно-практические журналы «инструктор по физкультуре».
3.
«Обучение плаванию в детском саду», Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Т.Л. Богина,
изд. Москва, Просвещение, 1991, с.158
4.
«Программа обучения детей плаванию в детском саду», Е.К. Воронова, изд. Санкт-
Петербург «Детство-Пресс», 2003, с.80
5.
«Плавание»,
учебник
для
институтов
физической
культуры,
под
ред.
Н.Ж.
Булгаковой, изд. Москва «Физкультура и спорт», 1984, с. 286
6.
«Развитие
физических
способностей
детей»,
А.Д.
Викулов,
И.М.
Бутин,
изд.
Ярославль «Гринго», 1996г.
7.
«Система обучения плаванию детей дошкольного возраста», А.А. Чеменева, Т.В.
Столмакова, Изд. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2011, с.335
III.3.
Особенности организации мероприятий
Программа рассчитана на 3 года обучения для детей 4 – 7 лет.
Занятия
проводятся
по
подгруппам
(до
10
человек)
в
первую
половину
дня,
продолжительностью
20-30
минут
в
соответствии
с
СанПиН .
Структура
занятий
традиционная
и
состоит
из
вводной,
основной,
заключительной
частей.
Занятия
проводятся с сентября по май месяц.
Количество занятий в неделю :
-в средней группе (4-5 лет) – 2 раз в неделю, 8 раза в месяц, 56 – в год.
-в старшей группе (5-6 лет) – 2 раза в неделю, 8 раз в месяц, 56 - в год.
-подготовительной группе (6-7 лет) – 2 раза в неделю, 8 раз в месяц, 56 - в год.
Их количество в год может варьироваться в зависимости от праздничных и карантинных
дней. Обязательно ведется журнал посещаемости детей. Медицинская сестра бассейна
осматривает детей и ведёт контроль за самочувствием каждого ребёнка.
III.4.
Особенности организации предметно-развивающей среды
Одной
из
главных
задач
дошкольного
учреждения
является
создание
условий,
способствующих эмоциональному комфорту воспитанников, укреплению их физического
и психологического здоровья. Кроме того, предметная среда в плавательном бассейне и в
целом
по
детскому
саду
должна
способствовать
всестороннему
развитию
детей,
формированию их творческой активности и индивидуальности. Создание именно такой
развивающей среды является главной в работе с детьми.
Помещение нашего
плавательного
бассейна включает в себя – просторную
светлую
комнату,
где
расположена
сама
чаша,
раздевалку,
душевую,
умывальную
и
туалетную комнату, и комнату для сушки волос, оснащенную фенами – сушилками.
10
Технические помещения оснащены оборудованием по самым современным технологиям.
Хлором
вода
не
обрабатывается.
Вместо
этого
используется
новейшая
установка
–
Система генерации озона Prozon
серия PZ 2 и Blue Lagoon UV-C Tech. Вода проходит
через фильтр тонкой очистки, при которой задерживаются примеси, оставшиеся в воде.
Затем вода проходит через трубку, в которую встроена ультрафиолетовая лампа Blue
Lagoon UV-C Tech и обеззараживается. Далее происходит процесс озонирования воды
Системой генерации озона Prozon серия PZ 2. И в конце вода в чаше бассейна проходит
очистку водным пылесосом. Постоянно поддерживается определенная температура воды
29 – 31 градус, температура воздуха 30 – 32 градуса. Присутствует приточная вентиляция.
Полы везде подогреваются и застелены массажными ковриками. Имеется циркулярный
душ для ног.
В ДОУ проводится совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада
и семьи. Родителей знакомят с разными формами работы по физическому воспитанию в
ДОУ, информируют о состоянии здоровья и физическом развитии, привлекают родителей к
участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.
Созданная
в
нашем
плавательном
бассейне
предметно
развивающая
среда
обогащает
двигательный
опыт
детей.
Помогает
осуществить
образовательные,
воспитательные и оздоровительные задачи для реализации программы «От рождения до
школы» по физическому воспитанию. Мы помогаем детям развивать физические качества,
формировать у них осознанную потребность заниматься спортом и здоровым образом
жизни.
11