Автор: Довбня Светлана Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ "Средняя школа №8" Населённый пункт: г. Когалым, ХМАО - Югра Наименование материала: статья Тема: Игровая деятельность на уроках чтения Раздел: начальное образование
Игровая деятельность на уроках чтения.
Сделать серьёзное занятие для
ребёнка
занимательным вот задача
первоначального
обучения.
К.Д. Ушинский
Игра включает в себя компоненты структуры самодетерминированной
деятельности (С.Л. Рубинштейн).
Игра служит как бы переходным мостиком к учению, той средой, в
которой легче, интереснее проходит познавательная деятельность.
В основу организации игровой среды положены следующие принципы:
-
эмоциональной комфортности (призванный обеспечить эмоциональное
тепло,
поддержку
каждому
ребёнку,
доброжелательно сть
в о
взаимоотношениях детей);
-
активности
(призванный
стимулировать
активное
поведение
детей
посредством
самостоятельного
выбора
разнообразных
видов
игровой
деятельности и участия в различных формах её организации);
-
открытости (призванный дать более широкий диапазон впечатлений от
новых
знаний,
эмоций
за
счёт
включения
в
состав
среды
новых
видов
игрового материала в соответствии с изменением потребностей, интересов,
возможностей детей, уровня их развития);
-
индивидуализированности
(призванный
сделать
среду
субъективно
значимой, где каждый ребёнок найдёт свою «нишу», получит возможность
максимально
реализовать
себя
и
показать
свой
успех
в
деятельности
с
помощью созданных им объектов предметно – игровой среды);
-
информативности
(призванный
предоставлять
каждому
ребёнку
возможность
максимальной
свободы
действий,
обеспечив
среду
такими
средствами, которые позволяли бы детям совершенствоваться в освоении
разного рода игр).
На уроках чтения необходимо применять дидактические игры.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально
создаваемых
педагогикой
в
целях
обучения
и
воспитания
детей.
Они
направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в тоже время в
них
проявляется
воспитательное
и
развивающее
влияние
игровой
деятельности. Необходимость использования дидактических игр как средства
обучения детей в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:
1.
Игровая
деятельность
как
ведущая
в
дошкольном
возрасте
ещё
не
потеряла своего значения (не случайно, поэтому многие дети приносят в
школу игрушки). Можно согласиться с Л.С. Выготским, который писал, что в
школьном
возрасте
игра
не
умирает,
а
проникает
в
отношения
к
действительности.
Она
имеет
своё
внутреннее
продолжение
в
школьном
обучении и в труде. Отсюда следует, что опора на игровую деятельность,
игровые
формы
и
приёмы
–
это
важный
и
наиболее
адекватный
путь
включения детей в учебную работу.
2.
Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной
устойчивостью
и
произвольностью
внимания,
преимущественно
непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно – образного
типа мышления. Дидактические игры как раз и способствуют развитию у
детей психических процессов.
3.
Недостаточно
сформирована
познавательная
мотивация.
Основная
трудность в начальный период обучения заключается в том, что мотив, с
которым
ребёнок
приходит
в
школу,
не
связан
с
содержанием
той
деятельности, которую он должен выполнять в школе. Мотив и содержание
учебной деятельности не соответствуют друг другу. Побуждать же к учению
должно то содержание, которому ребёнка учат в школе (освоение им новой
роли – роли ученика, установление взаимоотношений со сверстниками и
учителями).
Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных
трудностей.
Дидактическая игра – это ещё и игровая форма обучения, которая. Как
известно, достаточно активно применяется на начальных этапах обучения.
Выделяются следующие виды игр: игры – путешествия, игры – поручения,
игры – предположения, игры – загадки, игры – беседы.
Особой популярностью у детей пользуются игры в загадки. Младшим
школьникам очень нравится отгадывать загадки. У них вызывает интерес как
сам
процесс,
так
и
результат
этого
своеобразного
интеллектуального
состязания. Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром,
явлениями природы; развивая и обогащая речь, загадки имеют неоценимое
значение
в
формировании
интеллектуальных
компонентов
способности
к
творчеству:
логического
мышления
(способность
к
анализу,
синтезу,
сравнению,
сопоставлению),
элементов
эвристического
мышления
(способность выдвигать гипотезы, ассоциативность, гибкость, критичность
мышления).
Загадка, по словам К.Д. Ушинского «доставляет уму ребёнка полезное
упражнение».
Процесс отгадывания, по мнению современных педагогов, является
своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы
ребёнка,
отгадывание
загадок
оттачивает
и
дисциплинирует
ум,
приучая
детей к чёткой логике, к рассуждению и доказательству.
Отгадывание загадок младшими школьниками на уроках чтения можно
рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую
задачу.
Основные типы загадок:
1.
Загадки
в
которых
даётся
описание
предмета
или
явления
путём
перечисления различных его признаков.
2.
Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета
или явления.
3.
В загадку включено отрицательное сравнение.
4.
Загадки, в описании которых использованы метафоры.
5. Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а
буквенного
(слогового)
состава
слова,
его
обозначающего:
шарады,
метаграммы, анаграммы, логогрифы.
Также на уроках чтения я использую индивидуальные и групповые игры в
загадки – загадки – трафаретки, кроссворды загадок.
В основе игр с загадками лежит проверка знаний, находчивости.
Разгадывание
загадок
развивает
способность
к
анализу,
обобщению,
формирует умение рассуждать, делать выводы.
При использовании игр в загадки предлагаю памятку к работе над
загадкой.
Памятка к работе над загадкой.
1.Загадка малое по форме (размеру) литературное произведение.
2.Каждая
загадка
содержит
вопрос,
поставленный
в
явной
или
скрытой
форме.
Например:
Никого не обижает, а её все толкают. (Дверь)
(Скрытый,
предполагаемый вопрос.)
Что вниз вершиной растёт? (Сосулька) (Явный, прямой вопрос.)
3.Цель
создания
загадки:
поставить
собеседника
в
затруднительное
положение, заставить подумать.
4. В загадке используют образные слова и словосочетания.
Метафора – употребление слова в переносном значении. Например:
Под крышей белый гвоздь висит. Сосулька сравнивается с гвоздём.
Олицетворение – сопоставление предмета, явления с человеком, животным.
Например: Часы ходят, ветер воет.
Эпитет – определение, прибавляемое к названию предмета для большей
художественной выразительности. Например: Повернулось к солнцу золотое
донце. (Подсолнух) Золотая рожь, мороз седой, алый огонёк.
Сравнение – сопоставление одного предмета, явления с другим. Например:
Кругла, как шар; красна, как кровь.
5.Чаще всего загадка строится на перечислении признаков предмета,
явления.
(Величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материалы, назначение.)
6. Необходимость перечисления признаков влечёт за собой использование в
загадках
однородных
членов
предложения.
Например:
Маленький,
удаленький,
сквозь
землю
прошёл,
красну
шапочку
нашёл.
(Гриб
–
подосиновик.)
7. Загадку можно построить на основе отрицательного сравнения. Например:
Летит, а не птица, воет, а не зверь. (Ветер)
8. В целях создания замысловатого вопроса в загадке используется
многозначность слова. Например: Одной ручкой всех встречает, другой
ручкой провожает. (Дверь)
9. Загадка может иметь форму диалога. Например:
- Это чёрная?
- Нет, красная.
- А почему она белая?
- Потому что зелёная.
(Незрелая красная смородина)
10. В загадках встречается рифма – взойдёт – упадёт.
11. Используется в загадках звуковая подсказка. Это когда звучание слова,
фразы помогают найти отгадку. Например:
Маленький шарик под лавкою
шарит.
(Мышь) Звук ш помогает использовать образ шуршащей мыши.
Главное
заключается
в
том,
чтобы
игра
органически
сочеталась
с
серьёзным, напряжённым трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а,
наоборот, способствовала бы интенсификации умственной работы.
Дидактическая игра имеет определённую структуру (основные элементы,
характеризующие
игру
как
форму
обучения
и
игровую
деятельность
одновременно).
Выделяются
следующие
структурные
составляющие
дидактической игры:
- игровые действия;
- игровая задача;
- дидактическая задача;
- правила игры;
- подведение итогов (результат).
Цель дидактических игр и игровых приёмов обучения – облегчить переход
к учебным задачам, сделать его постепенным.
Основные функции дидактических игр:
-
функция
формирования
устойчивого
интереса
к
учению
и
снятия
напряжения,
связанного
с
процессом
адаптации
ребёнка
к
школьному
режиму;
- функция формирования психических новообразований;
- функция формирования собственно учебной деятельности;
-функция
формирования
общеучебных
умений,
навыков
учебной
и
самостоятельной работы;
- функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
-
функция
формирования
адекватных
взаимоотношений
и
освоения
социальных ролей.
Итак,
дидактическая
игра
–
это
сложное,
многогранное
явление.
Я
заметила, что с использованием игры на уроках чтения происходит не только
усвоение
учебных
знаний,
умений
и
навыков.
Но
и
развиваются
все
психические процессы детей, их эмоционально – волевая сфера, способности
и умения.