Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Автор: Бессонова Лариса Васильевна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: ДОУ "Незабудка" Населённый пункт: РС(Я), Нерюнгринский район, п. Серебряный Бор Наименование материала: эссе музыкального руководителя Тема: Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Раздел: дошкольное образование
стаж работы 28 лет
2016г.
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии,
творчества.
В.А. Сухомлинский
На свете есть много различных профессий
И в каждом есть прелесть своя
Но нет благородней, нужней и чудесней
Чем та, кем работаю я!
Иногда я задаю себе вопрос: «Счастливый ли я человек?». У меня замечательная семья и любимая
работа… Работа? Да нет же, детский садик – это моя жизнь! То, без чего я не могу представить
своё будущее. У меня никогда не возникал вопрос о смене профессии музыкального руководителя.
Еще с детства я знала: «Буду музыкантом»!
К своей профессии я шла обдуманно и четко: в музыкальной школе я проучилась четыре года,
(класс аккордеон). Мой педагог по специальности порекомендовал мне поступить в музыкальное
училище. Сдав вступительный экзамен, я стала студентом Учалинского музыкального училища. И
я чётко знала, что всё это мне пригодится в будущей профессии. Годы учебы незаметно
пронеслись. По распределению я попала в уральскую музыкальную школу, п. Уральск – педагог
ДМШ по классу аккордеона и руководитель самодеятельного оркестра. Проработав один год, по
семейным обстоятельствам я переехала в Якутию, г. Нерюнгри. Устроилась в подростковый клуб
при СОШ №15, где преподавала игре на аккордеоне. Мне не очень нравилась моя работа, мне было
скучно, обыденно, а мне хотелось творить, петь, плясать! Вопрос выбора учреждения не стоял.
Конечно же - детский сад! Как хотелось научить малышей пению, танцу! И я по воле судьбы стала
музыкальным руководителем. И вот уже 28 лет работаю в детском саду. И ни минуты не пожалела
об этом. Я часто думаю о том, что бы я делала без этих маленьких шалунишек, без их горящих
глаз, без ста вопросов «Почему». Наверное, не случайно так распорядилась судьба и привела
меня в детский сад. Теперь это мой дом, в котором меня ждут, любят, ценят; в который я спешу с
интересными идеями, хорошим настроением. Я творческий человек и очень эмоциональная
личность. Мне хочется стать для своих малышей самым близким другом, хочется отдать им все
свои знания и умения, показать им как красив и приветлив окружающий мир. Как он хрупок и
беззащитен, как нуждается в нашем участии. Основным в моей профессии я считаю, что надо
привить детям любовь к музыке, к чувству прекрасного.
Музыкальный руководитель - это не просто должность, это звание, которое нужно нести с
достоинством, это огромная ответственность перед дошколятами, которым потом
выходить в большую жизнь. Я счастлива тем, что моя профессия и моё хобби - единое
целое. Это дело всей моей жизни. И прав тот мудрец, который сказал, что нельзя привить
любовь к тому, чего не любишь сам.
Какое счастье видеть восторженные глаза детей, когда они впервые в своей жизни
начинают понимать язык музыки, его речь, интонацию… Вскоре понятия: тембр, ритм,
форма, жанр… для них становятся близкими и простыми, а это значит, что каждый
ребёнок постепенно становится образованным, интеллектуально развитым и культурным
человеком.
Наступает ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ! Входят в зал новые детки! Конечно, сразу видно, что это
не лебеди и соловушки, а утята и воробушки и ты знаешь, сколько потов прольется, пока
научишь утят порхать бабочками, а воробушков петь соловушками. Но проходит год за
годом, и ты видишь, как твои воспитанники впитали в себя то, чему ты их учила. Они
теперь стали самыми лучшими. Твоим артистам одинаково хорошо выступать, что в
родном детском садике перед малышами, что во Дворце культуры города и посёлка, не
смущаясь большой аудитории. Радостно смотреть, как они тянут носочек в танце, как
элегантны мальчишки, встающие на колено перед своей ДАМОЙ, а эти ДАМЫ, как они
грациозно плывут в хороводе, как делают перестроения – как по линеечке! Радостно
слышать, как они поют! Сразу представляется чистый, бегущий по камешкам ручеек в
жаркий летний день. Это дорогого стоит! Правда это только присказка, а сказка будет...
Ох уж эти сказки! Они живут с нами с рождения и у каждого есть своя любимая, которая
помогает идти по дороге жизни. Только это всегда сложно найти правильную дорогу.
Очень многим помогает в этом наш театр "Артемошка", где дети учатся понимать и
чувствовать своих героев. Здесь, на сцене, как нигде проявляется их благородство,
сострадание, понимание друг друга. Участвуя в театральном представлении, ребенок
становится дружелюбнее, проще, раскованнее и добрее. У детей меняется отношение к
«братьям нашим меньшим», да и как их можно не любить, после того как сам вчера на
сцене был верным щенком, ласковой кошечкой или пугливым зайчишкой. Мне всегда ясно,
что ребенок, лишь раз танцевавший танец цветов, грибочков, различных зверюшек и
участвовавший в хороводе бабочек, никогда не пойдет через цветочную клумбу и не
сломает ветку у деревца.
Моя главная задача как педагога - формировать уважение к традициям, культуре своего
народа, развивать национальное самосознание, учить понимать роль семьи, своё место в
ней. На занятиях дети узнают про жизнь, быт, деятельность своего народа, знакомятся со
старинными предметами обихода, забытыми словами и понятиями.
Приобретённые знания дети проявляют на замечательных необыкновенно красочных
праздниках! «Осенины», «Новый год», «Вечерние посиделки», «Святки», «Широкая
Масленица», Пасха…- радость для всех. Дети приходят в настоящий восторг, когда им всё
удаётся. Часто реквизит, музыкальные инструменты (трещётки, звучашие коробочки),
элементы костюмов мы изготовляем с детьми сами, родители поддерживают наше
благородное начинание и всячески стараются помочь.
Воспитание достойных граждан, настоящих патриотов своей страны - это ещё одна из тех
важных задач, которые я определила для себя. Я очень надеюсь, что праздники, концерты,
тематические вечера, посвящённые «Дню защитника отечества», «Дню победы» помогают
мне в этом. Много ли в России найдётся людей, которые знают гимн и песню "Этот день
победы"?- сказать трудно. Знаю только, что мои воспитанники исполняют эти песни стоя с
необыкновенной гордостью. На каждое такое мероприятие мы по возможности
обязательно приглашаем военных и ветеранов Великой Отечественной войны. Дети с
неподдельным интересом слушают их рассказы, ощущая связь времён и поколений. Это
поистине незабываемые минуты, потому, что ветераны - это живая легенда, живая история
нашего героического народа. Участвуют в театрализации на военную тему, играя роль
"детей войны".
Я работаю по программе "Ладушки". Программа "Ладушки" - помогает превратить каждое
занятие в маленький праздник. Занятие проходит в интересной, увлекательной форме.
Принцип построения занятий традиционный, но с введением необычных игровых
моментов и вариантов. В программу включён новый раздел - "Развитие чувства ритма".
Разнообразные упражнения помогают детям легко двигаться и быстрее осваивать
музыкальные инструменты. В разделе "Слушание музыки" благодаря яркому и
характерному музыкальному материалу дети достаточно легко выражают своё отношение
к музыке словесно, через движение, в рисунке. В интересной и доступной форме
знакомятся с творчеством разных композиторов. Вижу глаза детей, как они у них
загораются при любом задании - спеть попевку, прохлопать ритм, придумать свой рассказ
о прослушанной мелодии, придумать и показать под заданную мелодию какие - нибудь
движение.
Благодаря музыкальным занятиям, все виды муз. деятельности, дети получают различные
знания, умения и навыки. У ребят развивается слух, чувство ритма, певческие и
танцевальные навыки, раскрываются исполнительские возможности.
В разделе музыкально – ритмические движения на занятиях я принимаю ритмопластику.
Детям очень нравиться двигаться под музыку не просто бег или марш, а ещё танец
практически придуманный ими самими.
Музыкант, сценарист, постановщик, дизайнер, декоратор, доктор и конечно педагог - вот
как бы я определила свою уникальную профессию. Посвящая себя воспитанию и
обучению детей, я не перестаю самосовершенствоваться, изучая и применяя различные
программы и методики. По крупицам собираю всё самое лучшее и интересное, чтобы
затем отдать эти знания «моим» детям. А ещё я учусь… у ребят душевной чистоте.
Хороший музыкальный руководитель в детском саду – это доброжелательная атмосфера,
счастливые дети; радость и детей, и взрослых от совместных переживаний на праздниках,
развлечениях, нетрадиционных занятиях, от активного взаимодействия в
театрализованных играх, фольклорных действиях.
В детском саду невозможно работать без любви к детям. Я люблю своих дошколят. Люблю
их восторженные глаза, их задорный смех, открытые улыбки, неподдельную
любознательность. Люблю бойких и скромных, веселых и серьезных, самостоятельных и
неуверенных, - всех тех, кому необходимо мое внимание. Из своего опыта работы знаю,
что порою со стороны многим кажется, будто бы работа музыкального руководителя
сводится к игре на музыкальном инструменте и подпеванию детям на утреннике. Но это
далеко не так, вернее совсем не так!
Дети дошкольного возраста очень восприимчивы и эмоциональны. Именно в этом
возрасте и нужно воспитывать любовь к настоящей музыке. Мне нравится заниматься с
детьми музыкальной деятельностью по всем разделам традиционно – классического
занятия. Но из опыта работы могу сказать, что с особым интересом дети занимаются
театрализацией.
Трудно переоценить значение театрализованной деятельности в детском саду – ведь это
симбиоз, включающий все виды детской деятельности. Театрализованные игры
раскрывают возможности и особенности детей, учат верить в себя, познавать красоту
речи, звуков, окружающих нас. А творческая атмосфера, возникающая, когда ребенка не
«натаскивают», а играют с ним, обучая, способствуют формированию познавательного
интереса, любознательность. Развитие творческих способностей ребенка средствами
театрализованной деятельности способствует развитию в ребенке творческой личности.
Можно сказать, что причина выбора моей профессии, это любовь к детям. Именно что бы
научить детей петь и создать им мир, который описывается в песнях, что бы они могли
почувствовать, передать людям эмоции, смысл той песни. Учить детей особенно
дошкольного возраста, труднее, чем взрослого человека. Каждый ребенок это один
огромный мир, что бы войти в их мир это нужно быть очень терпеливым, сильным, и
добрым в первую очередь.
По - моему мнению, каждый педагог сам по себе психолог, и должен знать психику каждого
ребенка. Каждое достижение, успех моих детей – это стимул к моему завтрашнему дню.
Современный ритм жизни требует от музыкального руководителя постоянного профессионального
роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Профессиональный опыт музыкального
руководителя обеспечивает ему квалификационную профессиональную деятельность в различных
коллективах, социальных группах – воспитанников и их родителей, коллег.
Сферами профессиональной, деловой компетенции музыкального руководителя являются:
специальное педагогическое просвещение, участие в психологической помощи, образовательная и
социально-педагогическая деятельность, организация и руководство образованием, научно-
исследовательская деятельность в профессиональной области.
Важнейшие черты профессионального характера музыкального руководителя с большим опытом
работы – это доброта, ответственность, оптимизм, терпение, энергичность, увлеченность своей
работой, уважение и любовь к своим воспитанникам, профессиональная честность и
порядочность.
Музыкальный руководитель учится всю жизнь, развивая и совершенствуя свой профессиональный
опыт и щедро делясь им с коллегами, единомышленниками, родителями.