"Организация предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГОС"
Автор: Батыршина Фирузя Ханяфиевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ДСКВ №9"СОЛНЫШКО" Населённый пункт: город Лангепас, ХМАО - ЮГРА Наименование материала: статья Тема: "Организация предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГОС" Раздел: дошкольное образование
в соответствии с ФГОС»
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды
ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением
нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к
структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа
интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных
образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности
взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при
проведении режимных моментов.
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно
создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной
среды, представленная специально организованным пространством
(помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для
развития детей дошкольного возраста) в соответствии с особенностями каждого
возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и
коррекции недостатков их развития.
Требования ФГОС к развивающей предметно – пространственной среде:
● реализация различных образовательных программ, используемых в
образовательном процессе;
● в случае организации инклюзивного образования необходимые для него
условия;
● учёт национально-культурных, климатических условий, в которых
осуществляется образовательный процесс.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать :
•
возможность общения совместной деятельности детей и взрослых(в том
числе детей разного возраста; во всей группе и в малых группах),
•
возможность двигательной активности детей,
•
возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
содержательно – насыщенной
трансформируемой
полуфункциональной
вариативной
доступной
безопасной
Насыщенность
среды (разнообразие
материалов,
оборудования
и
инвентаря – в здании и на участке) должна соответствовать
возрастным возможностям
содержанию программы
Трансформируемость
пространства обеспечивает возможность
изменений
среды в зависимости:
от образовательной ситуации
от меняющихся интересов детей
от возможностей детей
Полуфункциональность материалов предполагает:
возможность
разнообразного
использования
р а з лич ны х
составляющих
предметной
среды
( детская
мебель,
маты,
мягкие
модули, ширмы и т.д.)
наличие
не
обладающих
жёстко
закреплённым
способом
употребления ( полуфункциональных) предметов (в том числе природные
материалы, предметы – заместители)
Вариативность среды предполагает:
наличие различных пространств (для игры, конструирования,
уединения и пр.
разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования
(обеспечивающий свободный выбор детей)
переодическую сменяемость игрового материала (стимулирует
игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность
детей)
появление новых предметов
Доступность среды предполагает:
доступность
для воспитанников всех помещений, где осуществляется
образовательная деятельность
свободный
доступ
детей
к
играм,
игрушкам,
материалам,
пособиям,
обеспечивающим все основные виды детской активности
исправность и сохранность материалов и оборудования
Безопасность предметно – пространственной среды:
соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности
и безопасности их использования
Условия для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-
и
н
в
а
л
и
д
о
в
(изложены
в
разделе
Требования
к
психолого-педагогическим
условиям
реализации основной образовательной программы дошкольного образования)
предполагают наличие специальных :
архитектурных условий
методических пособий
дидактических материалов
спортивного оборудования
Развивающая предметно-пространственная среда в группах детского сада –
э т о совокупность
условий,
оказывающих
прямое
и
косвенное
влияние
на
развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического
здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность
всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Организация
развивающей
среды
в
ДОУ
с
учетом
ФГОС
строится
таким
образом,
чтобы
дать
возможность
наиболее
эффективно
развивать
индивидуальность
каждого
ребёнка
с
учётом
его
склонностей,
интересов,
уровня активности.
Основные составляющие при проектировании развивающей предметно-
пространственной среды в группе:
Пространство
Время
Предметное окружение
Такое
проектирование
среды
показывает
её
влияние
на
развитие
ребёнка.
Проектирование
среды
с
использованием
таких
составляющих
позволяет
представить все особенности жизнедеятельности ребёнка в среде. Успешность
влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена её активностью в этой
среде.
Вся
организация
педагогического
процесса
предполагает
свободу
передвижения ребёнка. В среде необходимо выделить следующие зоны для
разного вида активности:
К рабочему сектору относится:
- центр познавательной и исследовательской деятельности
-центр продуктивной и творческой деятельности
- центр правильной речи и моторики
Активный сектор включает:
- центр игры
- центр двигательной деятельности
- центр конструирования
- центр музыкально- театрализованной деятельности
Спокойный сектор включает:
- центр книги
- центр отдыха
- центр природы
Организация предметно-развивающей среды с учётом гендерного подхода
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного
пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих
потенциальных возможностей.
Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:
1) накопление игрового материала (отдельно для мальчиков и девочек) для
развития психофизического, умственного, речевого, нравственного потенциала
дошкольников и их творческих способностей;
2) подбор и изготовление дидактических игр, способствующих формированию
гендерных представлений у детей и желание использовать полученные знания и
умения в игровых ситуациях и быту
3) организация предметно-развивающего пространства в группах,
способствующего формированию гендерной идентичности и гендерной
социализации дошкольников.
Предметно – развивающая среда в детском саду должна:
Иметь привлекательный вид;
Выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
Снимать утомляемость;
Положительно влиять на эмоциональное состояние;
Помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
Давать возможность ребенку заниматься самостоятельной
деятельностью.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
1.Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую,
стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.
Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и
самодеятельности ребенка.
2. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
3. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
4. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
5.
При
создании
развивающего
пространства
в
групповом
помещении
необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
6. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от
возрастных
особенностей
детей,
периода
обучения,
образовательной
программы.
Примерные
центры,
которые
должны
быть
созданы
в
группе
по
образовательным областям в свете требований ФГОС
Социально-коммуникативное развитие:
Формирование основ безопасности жизнедеятельности
Трудовое воспитание (уголок дежурств)
Развитие игровой деятельности
(центр сюжетно – ролевой игры)
патриотическое воспитание
Познавательное развитие:
Центр конструктивной деятельности
Центр математического развития
Центр сенсорного развития
Центр экспериментирования
Центр «Мы познаём мир» или Уголок краеведения
Речевое развитие:
Художественно-эстетическое развитие включает:
Центр изодеятельности или уголок творчества
Центр музыкально-театрализованной деятельности
Физическое развитие:
Центр сохранения здоровья
Центр физического развития
Создавая
предметно-развивающую
среду
любой
возрастной
группы
в
ДОУ,
необходимо
учитывать
психологические
основы
конструктивного
взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн
и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические
особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.