Напоминание

"Организация предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГОС"


Автор: Батыршина Фирузя Ханяфиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ДСКВ №9"СОЛНЫШКО"
Населённый пункт: город Лангепас, ХМАО - ЮГРА
Наименование материала: статья
Тема: "Организация предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Организация предметно-развивающей среды ДОУ

в соответствии с ФГОС»
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Образовательная среда
– совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Развивающая предметно-пространственная среда
– часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста) в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Требования ФГОС к развивающей предметно – пространственной среде:


реализация различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе; ● в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия; ● учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать :
• возможность общения совместной деятельности детей и взрослых(в том числе детей разного возраста; во всей группе и в малых группах), • возможность двигательной активности детей,
• возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
 содержательно – насыщенной  трансформируемой  полуфункциональной  вариативной  доступной  безопасной
Насыщенность

среды
(разнообразие материалов, оборудования и инвентаря – в здании и на участке) должна соответствовать  возрастным возможностям  содержанию программы
Трансформируемость

пространства
обеспечивает возможность изменений среды в зависимости:  от образовательной ситуации  от меняющихся интересов детей  от возможностей детей
Полуфункциональность материалов
предполагает: 
возможность

разнообразного

использования

р а з лич ны х

составляющих

предметной

среды

(
детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т.д.) 
наличие

не

обладающих

жёстко

закреплённым

способом

употребления (
полуфункциональных)
предметов
(в том числе природные материалы, предметы – заместители)
Вариативность среды
предполагает: 
наличие различных пространств
(для игры, конструирования, уединения и пр. 
разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования
(обеспечивающий свободный выбор детей)

переодическую сменяемость игрового материала
(стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей) 
появление новых предметов

Доступность среды
предполагает:  доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность  свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности  исправность и сохранность материалов и оборудования
Безопасность предметно – пространственной среды:
 соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования
Условия для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-

и

н

в

а

л

и

д

о

в
(изложены в разделе Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования) предполагают наличие
специальных
:  архитектурных условий  методических пособий  дидактических материалов  спортивного оборудования
Развивающая предметно-пространственная среда
в группах детского сада – э т о совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении. Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Основные составляющие при проектировании развивающей предметно- пространственной среды в группе:  Пространство  Время  Предметное окружение Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка. Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена её активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности:
К рабочему сектору относится:
- центр познавательной и исследовательской деятельности -центр продуктивной и творческой деятельности - центр правильной речи и моторики
Активный сектор включает:
- центр игры - центр двигательной деятельности - центр конструирования - центр музыкально- театрализованной деятельности
Спокойный сектор включает:
- центр книги - центр отдыха - центр природы
Организация предметно-развивающей среды с учётом гендерного подхода

Целью
гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциальных возможностей.
Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:
1) накопление игрового материала (отдельно для мальчиков и девочек) для развития психофизического, умственного, речевого, нравственного потенциала дошкольников и их творческих способностей;
2) подбор и изготовление дидактических игр, способствующих формированию гендерных представлений у детей и желание использовать полученные знания и умения в игровых ситуациях и быту 3) организация предметно-развивающего пространства в группах, способствующего формированию гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольников.
Предметно – развивающая среда в детском саду должна:
 Иметь привлекательный вид;  Выступать в роли естественного фона жизни ребенка;  Снимать утомляемость;  Положительно влиять на эмоциональное состояние;  Помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;  Давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
1.Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. 2. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. 3. Элементы декора должны быть легко сменяемыми. 4. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. 5. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. 6. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Примерные

центры,

которые

должны

быть

созданы

в

группе

по

образовательным областям в свете требований ФГОС

Социально-коммуникативное развитие:
 Формирование основ безопасности жизнедеятельности  Трудовое воспитание (уголок дежурств)  Развитие игровой деятельности (центр сюжетно – ролевой игры)  патриотическое воспитание
Познавательное развитие:

 Центр конструктивной деятельности  Центр математического развития  Центр сенсорного развития  Центр экспериментирования  Центр «Мы познаём мир» или Уголок краеведения
Речевое развитие:

Художественно-эстетическое развитие включает:
 Центр изодеятельности или уголок творчества  Центр музыкально-театрализованной деятельности
Физическое развитие:
 Центр сохранения здоровья  Центр физического развития Создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.


В раздел образования