Напоминание

"Сборник игр, направленных на коррекцию нарушений интеллектуального развития младших школьников"


Автор: Пиканова Наталья Викторовна
Должность: студентка
Учебное заведение: Камышловский педагогический колледж
Населённый пункт: Свердловская область, Богдановичский район, с. Каменноозерское
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Сборник игр, направленных на коррекцию нарушений интеллектуального развития младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж» СБОРНИК ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА КОРРЕКЦИЮ НАРУ- ШЕНИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬ- НИКОВ. «Играй и развивайся» Камышлов, 2016
Сборник игр «Играй и развивайся.»/сост. Н.В. Пиканова. – Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2016. – с.29 Данный сборник включает в себя коррекционно - развиваю- щие и дидактические игры, которые могут быть включены педагогом в структуру любого урока/ коррекционно-развивающего занятия, а так же в режиме работы группы продленного дня. Может использоваться педа- гогами ОУ в работе с обучающимися, имеющими нарушения интел- лектуального развития (легкой и средней степенью умственной отста- лости), а так же студентами и родителями для занятий с детьми. ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» 2
Содержание Пояснительная записка…………………………………………………..4 Раздел I. Игры, направленные на развитие у младших школьников умения классифицировать объекты и предметы………………….……8 Раздел II . Игры, направленные на развитие у младших школьников умения обобщать объекты и предметы……………………………......15 Раздел III. Игры, направленные на развитие у младших школьников умения сравнивать объекты и предметы……..………………………20 3

Пояснительная записка
Дети с интеллектуальной недостаточностью – это одна из наи- более многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем разви- тии от нормы. Такие дети составляют около 2,5% от общей детской по- пуляции. Понятие «умственно отсталый ребенок» принятое в рос- сийской коррекционной педагогике и специальной психологии, охваты- вает весьма разнообразную по составу группу детей, которых объеди- няет наличие органического повреждения коры головного мозга, имею- щий диффузный, т.е. «разлитой», характер. Все это обуславливает возникновение у ребенка различных, с разной отчетливостью отклонений, обнаруживающихся во всех видах его психической и познавательной деятельности. Согласно «Википедии». Умственная отсталость - это врождён- ная или приобретённая в раннем возрасте задержка, либо неполное раз- витие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная па- тологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации. Про- является в первую очередь в отношении разума (откуда и название), также в отношении эмоций, воли, речи и моторики. Умственная отсталость классифицируется по различным осно- ваниям, отражающим этиологию и патогенез этого заболевания. Традиционно все формы умственной отсталости по глубине интеллектуального дефекта делят на три степени: 1) дебильность ( легкая степень умственной отсталости); 2) имбецильность (средняя степень умственной отсталости); 3) идиотия (тяжелая степень умственной отсталости). 4
Дети с
легкой степенью умственной отсталости
, обладаю- щие хорошим вниманием и хорошей механической памятью, способны обучаться по специальной (коррекционной) программе. В дальнейшем он приобретает профессиональные навыки и может самостоятельно трудиться на производстве. Основные затруднения обычно наблюдаются в сфере школьной успеваемости, у многих детей особые трудности вызывают чтение и письмо.
Умеренная умственная отсталость
– средняя степень психи- ческого недоразвития. Она характеризуется несформированными по- знавательными процессами. Мышление конкретное, непоследователь- ное, тугоподвижное и, как правило, неспособное к образованию отвле- ченных понятий. У детей данной категории нарушено внимание. Оно с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Лица с
тяжелой

степенью

умственной

отсталости
могут самостоятельно передвигаться, минимально использовать речь как средство общения. Лица с тяжелой степенью умственной отсталости не могут су- ществовать самостоятельно, они требуют постоянной помощи и под- держки. Лица с
глубокой умственной отсталостью
весьма ограниче- ны в способностях к пониманию или выполнению требований или инструкций. У них не развиты внимание, восприятие, память. Отсут- ствуют способности к элементарным процессам мышления. Данный сборник направлен на работу с детьми легкой и сред- ней степени умственного развития. 5
У детей с интеллектуальными нарушениями легкой и сред- ней степени умственного развития страдает не только мелкая мотори- ка, но и проявляются стойкие нарушения познавательной деятельно- сти, возникающие вследствие органического поражения головного моз- га. При этом страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведе- ние, физическое развитие. Коррекционно-развивающая работа с данной категорией детей строится с учётом ведущего вида деятельности, иг- рой. В психологическом словаре дается определение понятию «Игра» - это активность индивида, направленная на условное модели- рование той или иной развернутой деятельности. К выбору игр для детей с нарушением интеллекта легкой и средней степени умственной отсталости, следует подходить с особым вниманием. Так как, отдельные дети способны выполнить задание с первой попытки, другие используют метод «проб и ошибок», но почти у всех наблюдаются рассогласование между движением и его словес- ным опосредованием, затруднения в последовательности движений, их количественном выполнении, самоконтроле. Поэтому требования, предъявляемые в игре, не должны превышать возможностей детей. Все это позволяет говорить о том, что (дидактические) игры предоставляют большие возможности для умственного развития детей младшего школьного возраста. Несмотря на отклонения, дети с легкой и средней степенью ум- ственной отсталости, способны к обучению и развитию. 6
Целью данного сборника: подобрать и пробировать игры направленные на коррекцию нарушений интеллектуального развития младших школьников. Сборник предназначен для организации работы по активиза- ции познавательной деятельности младших школьников, позволяет обеспечить условия для воспитания интереса к познанию; повышению уровня познавательной активности и мотивации; развития мыслитель- ных процессов. Игры, в данном сборнике рекомендованы для младших школь- ников с нормой интеллекта, а также для детей с нарушением интеллек- туального развития. Могут использоваться учителями коррекционных классов, начальных классов, студентами. Данные игры рекомендовано проводить в учебное время и во второй половине дня, включать их в коррекционные занятия; перемены, в организации детей, для создания мотивации. Длительность игр и упражнений – до 20 минут. 7

Раздел I. Игры, направленные на развитие у младших школьни-

ков умения классифицировать объекты и предметы.

Цель

раздела:
формирование у учащихся умений классифицировать объекты и предметы.
«Найди свою пар».

Предназначена для детей с
: легкой степенью отсталости; средней степенью отсталости.
Цель:
формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Организация:
игра проводится фронтально; заранее подбираются парные флажки разного цвета (например: 2 красных, 2 оранжевых, 2 желтых) и бубен.
Ход игры
: педагог раздает флажки, по одному для каждого ребенка. По сигналу бубна дети разбегаются по классу (комнате), затем по другому сиг- налу останавливаются и каждый ищет свою пару – того, у кого флажок такого же цвета. При продолжении игры дети вновь разбегаются, а педагог дает им флажки другого цвета. Ориентируясь на новый цвет флажка, они опять ищут свою пару. Ошибки разбираются коллективно.
«Разложи игрушки».

Предназначена для детей с
: легкой степенью отсталости; средней степенью отсталости.
Цель:
формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Организация:
если игра проводится индивидуально, перед ребенком раскладываются игрушки: собака, волк, лягушка, пирамидка, игрушечная посу- да, кукла и т. д. если она проводится по группам, это вносит в игру определен - ный соревновательный элемент, азарт. В этом случае у каждой группы свой на - бор игрушек. Решения оцениваются по правильности и быстроте действий. Ошибки разбираются.
Ход игры:
педагог предлагает разложить игрушки в каком то порядке по выбранному детьми основанию («сейчас они лежат в вперемешку»). Пра- вильные решения одобряются, неправильные разбираются. 8

«Положи куда надо».

Предназначена для детей с
: легкой степенью отсталости; средней степенью отсталости.
Цель:
формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Организация:
проводится индивидуально, заранее подготавливаются карточки с наклеенными или нарисованными геометрическими фигурами – кругами, квадратами, треугольниками трех цветов (красный, синий, желтый). Каждая фигура определенного цвета повторяется в трех экземплярах, всего 27 карточек.
Ход игры:
ребенок сидит за столом напротив педагога, который вы- кладывает перед ним карточки с одинаковыми по форме и разными по цвету фигурами. Сбоку на столе лежат остальные карточки. Педагог берет одну из них и просит ребенка положить « куда надо». Когда все карточки будут разло- жены, педагог спрашивает ребенка: «Какие карточки ты положил сюда?». Пра- вильный ответ одобряется, не правильный предлагается обдумать и исправить.
«Ежики».

Предназначена для детей с
: легкой степенью отсталости; средней степенью отсталости.
Цель:
формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Организация:
игра проводится фронтально. Все дети получают кар- тинки с изображение ёжиков и зонтиков разных величин: 2 больших и 2 ма- леньких.
Ход игры:
педагог рассказывает сказку о ежах: « В лесу жила семья ежей – папа, мама и 2 ежат. Вот один раз ежи пошли гулять и вышли в поле. Там не было ни дома, ни деревьев. (Детям предлагается положить перед собой фигурки ежей.). Вдруг папа – ёж сказал: « Посмотрите, какая большая туча. Сейчас пойдет дождь». « Побежали в лес, - предложила мама – ежиха. –спря - чемся под ёлкой». Но тут пошел дождь, ежи не успели спрятаться. У вас, ребя - та, есть зонтики. Помогите ежам, дайте им зонтики». После игры разбирается, ориентируются ли дети в классификации изображений по величине. 9

«Скажи слово с нужным звуком».

Предназначена для детей с
: легкой степенью отсталости; средней степенью отсталости.
Цель:
формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Организация:
игра проводится фронтально; заранее нужно подгото- вить слова, которые будут использованы в игре, и мяч.
Ход игры:
дети становятся в круг, педагог предлагает им придумать слова со звуком «а». после небольшой паузы бросает мяч одному из играющих. Ребёнок должен назвать слово с звуком «а». ( «Шапка»), и бросить мяч другому. И т.д. затем выбирается другой звук, и дети называют соответствующие слова. Ошибающийся выбывает из игры. Ошибки разбираются отдельно с каждым «штрафником» и коллективно.
«Одинаковое и разное».

Предназначена для детей с
: легкой степенью отсталости;
Цель:
помочь детям в овладении умениями слушания классифика- ции объектов (по самостоятельно найденному основанию – дополнению слов, относящихся к одной группе), самоконтроля
Организация:
игра проводится фронтально. Заранее подготавливают- ся цепочки слов, входящих в общую группу, например, лошадь, собака, корова; ложка, вилка, тарелка; платье, пальто, юбка …
Ход игры:
игру можно проводить по - разному: сначала учитель предлагает детям продолжить цепочку теми словами, которые подходят к дан- ной группе; затем можно предложить продолжить цепочки теми, которые со- всем не подходят. Ошибки разбираются совместно.
«Одинаковое и разное».

Предназначена для детей с
: средней степенью отсталости;
Цель:
помочь детям в овладении умениями слушания классифика- ции объектов (по самостоятельно найденному основанию – дополнению слов, относящихся к одной группе), самоконтроля
Организация:
игра проводится индивидуально. Заранее подготавлива- ются цепочки картинок, входящих в общую группу, например, лошадь, собака, корова; ложка, вилка, тарелка; платье, пальто, юбка …
Ход

игры:
игру можно проводить по - разному: сначала учитель предлагает ребенку продолжить цепочку теми карточками, которые подходят к данной группе; затем можно предложить продолжить цепочки теми карточка- ми, которые совсем не подходят. Ошибки разбираются совместно. 10

«Четвѐртый лишний»

Предназначена для детей с
: легкой степенью отсталости; средней степенью отсталости.
Цель:
формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Ход игры:
I. Первоначально детям предлагают сильно отличающиеся друг от друга по назначению предметы, например: 1. стол, стул, шкаф, шапка; 2. шапка, шуба, костюм, чайник; 3. огурец, репа, морковь, заяц; 4. лошадь, кошка, собака, щука; Если ребѐнок выполняет задание правильно, но затрудняется его сло- весно обосновать, это делает взрослый. Постепенно ребѐнок сам научится де - лать такие выводы. II. Затем задания усложняются, предлагаются следующие группы предметов: 1. платье, сарафан, юбка, шуба; 2. сапоги, ботинки, валенки, босоножки; 3. люстра, торшер, настольная лампа, солнце; 4. ландыш, мак, ромашка, гриб; 5. ель, сосна, лиственница, берѐза; 6. тарелка с супом, кастрюля, чайник, ваза; III. Третье задание предполагает наличие конфликтной ситуации, например: 1. жѐлтый шар, жѐлтое яблоко, жѐлтая груша, оранжевый апельсин; 2. большая груша, большая репа, большой лимон, маленькое яблочко; 3. помидор, свѐкла, редиска, красное яблоко; 4. помидор, красное яблоко, свѐкла, морковь;
« Что происходит».

Предназначена для детей с
: легкой степенью отсталости; средней степенью отсталости.
Цель:
формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Ход игры:
Перед ребѐнком лежат три-четыре однородных предмета, например: тарелка, чашка, ложка. Поодаль лежат предметы (сначала их только два), один из которых от- носится по назначению уже к названной группе, а другой нет, например: блюд- це и ботинок. Ребѐнок должен отобрать подходящий предмет. В этой игре ребѐнок самостоятельно обобщает предметы по назначению и находит лишний предмет. 11

«Фонарики»

Предназначена для детей с
: легкой степенью отсталости; средней степенью отсталости.
Цель:
формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Ход игры:
Детям раздаются фонарики разного цвета и размера. Дети их рассматривают. После этого дети под звук бубна или музыку шагают с фона- риками по группе. По сигналу дети с фонариками такого цвета, как у воспита - теля, подходят к нему. Меняя фонарики, педагог собирает вокруг себя разные группы детей.
«Разноцветные мячи»

Предназначена для детей с
: легкой степенью отсталости; средней степенью отсталости.
Цель:
формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Ход игры:
На каждом столе или в разных местах группы расставляют- ся куклы или зверюшки в одежде основных цветов. Детям раздаются разно - цветные мячи. Детям предлагается подобрать для кукол мячи такого же цвета, как их одежда.
«Цвет и форма»

Предназначена для детей с
: легкой степенью отсталости; средней степенью отсталости.
Цель:
формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Ход игры:
1. Ребѐнку предлагаются различные по цвету геометрические фигуры. Даѐтся задание – сюда положишь две такие (показывают ему карточку опре- делѐнного цвета), сюда две такие (карточка другого цвета). Ребѐнок подбирает к карточке различные фигуры одинакового цвета, т.е. группирует предметы по цвету. 2. Можно предложить ребѐнку сгруппировать геометрические фигуры по форме. Задание ребѐнку: сюда положишь все треугольники, сюда все круги, сюда все квадраты. Можно предложить ребѐнку разделить эти фигуры на две группы или разложить на две кучки. 12

«Кому что подойдѐт»

Предназначена для детей с
: легкой степенью отсталости; средней степенью отсталости.
Цель
: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Ход игры:
Детям показывают большие карточки с изображением ку- кол в разных ситуациях (за столом, в кабинете врача, в песочнице, возле крова- ти) и т. д. и говорят, что куклы загрустили, они не знают где им взять всѐ необ- ходимое для обеда, для прогулки и т. д.
«Где что найдѐшь»

Предназначена для детей с
: легкой степенью отсталости; средней степенью отсталости.
Цель:
формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Ход игры:
В групповой комнате расставляется «шкаф для посуды», «шкаф для одежды», «шкаф для игрушек», «медицинский кабинет» и т.д. Де- тям раздаются картинки, изображающие посуду, одежду, игрушки и т.д. Детям предлагается разложить все предметы по местам. Затем обсуждается для всех ли предметов найдены правильные места.
«Кто быстрее найдѐт свою игрушку»

Предназначена для детей с
: легкой степенью отсталости; средней степенью отсталости.
Цель:
формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Ход игры
: Детям раздаются предметные картинки из разных групп. По сигналу дети самостоятельно объединяются в группы по содержанию. Вы - игрывают те дети, которые первыми организуют группу. 13

Раздел II.Игры, направленные на развитие у младших школьни-

ков умения обобщать объекты и предметы.

Цель раздела:
формирование умений наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля.


«Дай название».

Предназначен для детей с
: легкой степенью отсталости; средней степенью отсталости.
Цель:
формирование умений наблюдения предметов или их изображе- ний, обобщения, самоконтроля.
Организация:
игра может проводиться как индивидуально, так и фронтально; перед школьниками на столе лежат либо предметы, относящиеся к одной группе, либо их изображение ( например, игрушки – мячик, матрёшка, кукла, машинка).
Ход игры:
педагог предлагает рассмотреть предметы (или их изобра- жение) и дать им общее название. Неправильные ответы разбираются.
«Отгадай загадку».

Предназначен для детей с
: легкой степенью отсталости;
Цель:
формирование умений наблюдения предметов или их изображе- ний, обобщения, самоконтроля.
Организация:
игра проводится фронтально; заранее нужно подобрать загадки, раскрывающие признаки предметов, (например, «Смотрит, разговари- вает, спит, а не живая»; « Два брюшка, четыре ушка» и т.д).
Ход игры:
педагог загадывает загадку, а дети должны отгадать, о чём или о ком идёт речь. Неправильные ответы разбираются. 14

«Чудесный мешочек»

Предназначен для детей с
: легкой степенью отсталости; средней степенью отсталости.
Цель:
формирование умений наблюдения предметов или их изображе- ний, обобщения, самоконтроля.
Ход игры:
В мешочек опускаются кружочки разного цвета. Дети до- стают по одному кружочку, называют его цвет: «У меня красный кружок, у меня жѐлтый кружок, у меня зелѐный кружок». Все кружочки выставляются на доске. Дети отвечают на вопрос: «Что у меня выставлено на доске?» (Круги). Аналогичные игры проводятся с другими геометрическими фигурами. Для обобщения по признаку цвета проводится аналогичная игра с разными геомет- рическими фигурами одного цвета. Дети называют цвет фигур. Затем дети от - вечают на вопрос: «Чем похожи все фигуры?» (Они красного цвета; или они все зелѐные).
«Подарки детям»

Предназначен для детей с
: легкой степенью отсталости; средней степенью отсталости.
Цель:
формирование умений наблюдения предметов или их изображе- ний, обобщения, самоконтроля.
Ход игры:
Детям приходит посылка с игрушками одинакового цвета. Игрушки раздаются детям, дети их рассматривают, затем отвечают на вопрос: «Чем похожи ваши подарки?» Аналогичную игру можно провести с игрушками, похожими по ве - личине (например, детям раздаются маленькие игрушки). Формирование обоб- щающих понятий «одежда», «посуда», «игрушки, «мебель» происходит в по- вседневной жизни и в специально организованных играх. Приведѐм некоторые из них.
«Поможем Незнайке»

Предназначен для детей с
: легкой степенью отсталости; средней степенью отсталости.
Цель:
формирование умений наблюдения предметов или их изображе- ний, обобщения, самоконтроля.
Ход игры:
К детям приходит Незнайка и приносит из дома свои иг - рушки. Он говорит, что они ему надоели, потому что он не знает, что с ними де - лать. Игрушки раздаются детям, и им предлагается рассказать о каждой игруш- ке и ответить на вопрос, что с ней можно делать? Все дети говорят, что с ними можно играть. Педагог говорит: «Ребята, вы сказали, что со всеми этими пред- 15
метами можно играть, значит, это всѐ… (игрушки). Что же принѐс нам Не - знайка? (игрушки).
«Угостим куклу Катю чаем»

Предназначен для детей с
: легкой степенью отсталости; средней степенью отсталости.
Цель:
формирование умений наблюдения предметов или их изобра- жений, обобщения, самоконтроля.
Ход игры:
к детям в гости приходит кукла Катя. Дети предлагают ей сесть за стол, попить чаю. Для этого накрывается стол. Дети называют предме - ты чайной посуды. В конце игры дети отвечают на вопрос: «Что мы с вами кра- сиво расставляли на столе?» (посуду).
«Оденем куклу на прогулку»

Предназначен для детей с
: легкой степенью отсталости; средней степенью отсталости.
Цель:
формирование умений наблюдения предметов или их изображе- ний, обобщения, самоконтроля.
Ход игры:
В этой игре закрепляется порядок одевания, названия пред- метов одежды и соответствующее слово. Для закрепления обобщающего слова «мебель» детям предлагается игра «Поможем кукле Кате устроить себе комна- ту». В данной игре дети помогают выбрать кукле мебель в соответствии с еѐ назначением, отвечая на вопросы: что нужно купить кукле Кате, чтобы спать, чтобы сидеть, чтобы обедать, пить чай. Затем мебель расставляется в куколь - ной комнате. Подводится итог: «Ребята, что же мы сегодня помогли купить ку - кле Кате?» (кровать, стул, стол, диван, шкаф). «Как это всѐ назвать одним сло - вом?» Когда дети научатся обобщать конкретные предметы и их изображения на картинке, переходит к обобщению без использования наглядных средств.
«Назови предметы одним словом».

Предназначен для детей с
: легкой степенью отсталости;
Цель:
формирование умений наблюдения предметов или их изображе- ний, обобщения, самоконтроля
Ход игры:
Задание для ребѐнка: «Я тебе назову много предметов, а ты мне ответишь, как их можно назвать одним словом». Перечисляются следую- щие группы предметов: - Лошадь, корова, овца, свинья; - Волк, лиса, медведь, заяц; - Капуста, картофель, свѐкла, помидор; - Пальто, шарф, куртка, свитер; - Туфли, сапоги, кроссовки, тапочки; - Суп, гуляш, каша, кисель; - Липа, берѐза, ель, сосна; 16
- Автомобиль, трактор, трамвай, метро
«Назови предметы одним словом».

Предназначен для детей с
: средней степенью отсталости;
Цель:
формирование умений наблюдения предметов или их изображе- ний, обобщения, самоконтроля
Ход игры:
Задание для ребѐнка: «Я тебе покажу картинки с предмета- ми, а ты мне ответишь, как их можно назвать одним словом». Показываются следующие группы картинок с предметами: - Лошадь, корова, овца, свинья; - Волк, лиса, медведь, заяц; - Капуста, картофель, свѐкла, помидор; - Пальто, шарф, куртка, свитер; - Туфли, сапоги, кроссовки, тапочки; - Суп, гуляш, каша, кисель; - Липа, берѐза, ель, сосна; - Автомобиль, трактор, трамвай, метро
«Найди лишнюю картинку»

Предназначен для детей с
: легкой степенью отсталости; средней степенью отсталости.
Цель:
развитие мыслительных процессов обобщения, отвлече- ния, выделения существенных признаков.
Ход игры:
Подберите серию картинок, среди которых три кар- тинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.
«Найди лишнее слово»

Предназначен для детей с
: легкой степенью отсталости; средней степенью отсталости.
Цель:
развитие мыслительных процессов обобщения, отвлече- ния, выделения существенных признаков.
Ход игры:
Прочитайте ребенку серию слов. Предложите опре- делить, какое слово является "лишним".
Примеры:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий; Храбрый, злой, смелый, отважный; Яблоко, слива, огурец, груша; Молоко, творог, сметана, хлеб; Час, минута, лето, секунда; Ложка, тарелка, кастрюля, сумка; Платье, свитер, шапка, рубашка; Мыло, метла, зубная паста, шампунь; 17
Береза, дуб, сосна, земляника; Книга, телевизор, радио, магнитофон.
Раздел III . Игры, направленные на развитие у младших школь-

ников умения сравнивать объекты и предметы

Цель раздела:
формирование у учащихся умений сравнивать объек- ты и предметы.
«Сравни и объясни»

Предназначен для детей с
: легкой степенью отсталости; средней степенью отсталости.
Цель:
формирование у учащихся умений сравнивать объекты и пред- меты.
Ход игры:
Чего больше в руках у детей - флажков или шариков? Рассмотри картинки. Каких предметов по одному, по два? Сравни, чего больше, меньше, поровну. Проверь: мячей сколько же, сколько флажков, или нет? 18
Рассмотри внимательно картинку. Чего больше - огурцов или помидоров? На сколько? Сколько ведер? А лопат? Чего больше? На сколько? Сколько бабочек? Сколько цветов? Чего меньше? На сколько? Сколько божьих коровок нарисовано? Найди две одинаковые. 19
Почему этот замок называется замком Семи Чисел? Сосчитай, сколько людей, сколько зверей и сколько птиц плывут на этом корабле? Сколько цветов нарисовано? Сколько всего лепестков на цветках? На каком цветке лепестков меньше? На сколько? Сколько яблок нарисовано? Сколько яблок справа от квадрата? Сколько слева? С какой стороны от квадрата яблок больше? На сколько? 20
Сколько фруктов? Чего меньше? Чего поровну? Сколько кусочков сыра висит на елке? Найди два одинаковых кусочка. Сколько в них дыр?
«Ищем клад»

Предназначен для детей с
: легкой степенью отсталости; средней степенью отсталости.
Цель:
формирование у учащихся умений сравнивать объекты и пред- меты.
Ход игры:
Данное задание обучает ребенка ориентированию в про- странстве и на местности с помощью плана. 21
В начале игры вместе с ребенком следует нарисовать план помеще - ния, изобразив на нем все предметы мебели, а также окна, двери и т.д. При этом следует объяснить и напомнить, что план – это вид сверху. После этого нужно попросить школьника выйти на некоторое время из комнаты и спрятать в ней что-то. На плане место нахождения «клада» следу- ет отметить ярким крестиком. Со временем можно усложнить задачу для ре- бенка, нарисовав план всего учреждения или участка.
«Ключ к неизвестному»

Предназначен для детей с
: легкой степенью отсталости; средней степенью отсталости.
Цель:
формирование у учащихся умений сравнивать объекты и пред- меты.
Ход игры:
Детям младшего школьного возраста с нарушением интел- лекта предлагается отгадать, что спрятал в руке учитель. Для этого они могут задавать вопросы, а учитель будет отвечать. Учитель объясняет, что вопросы – как бы ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. Этих ключей много. На каждом та - ком занятии (можно его использовать как пятиминутную разминку на уроке) предлагается по два-три «ключа», на которых записаны ключевые слова для во - просов (например: «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т.п.). Дети должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду отно- сится? Какие у него свойства?
«Дерево, лист, плод»

Предназначен для детей с
: легкой степенью отсталости; средней степенью отсталости.
Цель
: формирование у учащихся умений сравнивать объекты и пред- меты.
Материал:
Коробка с двумя отделениями; Карточки с изображением и названием различных деревьев (ель, сосна, дуб, клен, липа, яблоня, вишня, груша, кокосовая пальма); Карточки с изображением листьев этих деревьев; Мелкие игрушки или естественные плоды этих деревьев.
Ход игры:
Ребенок выбирает карточку с деревом и подбирает к ней карточку с листом и плод. 22

«Собрать фигуру»

Предназначен для детей с
: легкой степенью отсталости; средней степенью отсталости.
Цели:
формирование у учащихся умений сравнивать объекты и пред- меты.
Материалы:
комплекты разрезных геометрических фигур по числу участников. Необходимое время: 20-25 минут.
Ход игры:
Каждому участнику выдается комплект разрезных геометрических фигур, необходимых для того, чтобы собрать все эталонные фигуры. После этого ведущий демонстрирует первую фигуру собранной, разрушает ее на гла - зах учащихся и просит детей собрать такую же из тех деталей, которые у них есть. Последовательно демонстрируются все эталонные фигуры, которые дети должны собрать самостоятельно, без опоры на образец. Важно каждый раз уби- рать эталонную фигуру после ее демонстрации, не оставляя ее для соотнесения и копирования в то время, когда дети решают мыслительную задачу. Так как дети с нарушением интеллекта выполняют это задание с разной скоростью, це - лесообразно перейти к индивидуальному показу эталонов, что позволит сохра- нить интерес участников к данному упражнению.
«Исключи лишнее
»
Предназначен для детей с
: легкой степенью отсталости; средней степенью отсталости.
Цель:
формирование у учащихся умений сравнивать объекты и пред- меты. Инструкция: выберите из 3 слов одно лишнее. Цвет: апельсин, киви, хурма цыплёнок, лимон, василёк огурец, морковь, трава Форма: 23
телевизор, книга, колесо косынка, арбуз, палатка. Величина: бегемот, муравей, слон дом, карандаш, ложка. и т.д.
«Веселый счет»

Предназначена для детей с
: легкой степенью отсталости
Цель:
формирование у учащихся умений сравнивать объекты и пред- меты.
Ход игры:
Для проведения этого упражнения заранее заготавливается комплект карточек с цифрами от 0 до 9 на каждую команду. Группа делится на 2 команды. Команды выстраиваются в шеренгу напротив ведущего, перед кото - рым стоят по два стула. Каждый игрок получает карточку с одной из цифр. После того, как ве- дущий для команд зачитает пример, игроки с цифрами, составляющими ре- зультат» выбегают к ведущему и садятся на стулья так, чтобы можно было про - читать ответ. Допустим, это был пример: 16+5. На стулья рядом с ведущим должны сесть участники, у которых в руках карточки с цифрами 2 и 1, так как сумма 16 и 5 равна 21. Команда, у которой получилось сделать это быстро и правильно, зарабатывает очко. Счет идет до пяти очков.
«Говори наоборот»

Предназначена для детей с
: легкой степенью отсталости; средней степенью отсталости.
Цель
: формирование у учащихся умений сравнивать объекты и пред- меты.
Ход игры:
Большой – маленький, толстый – тонкий, черный – белый, горячий – холодный, пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, больной – здоровый, ребенок – взрослый, огонь – вода, сильный – слабый, ве- селый – грустный, красивый – безобразный, трус – храбрец.
«Топ-хлоп».

Предназначен для детей с
: легкой степенью отсталости; средней степенью отсталости. 24

Цель:
формирование у учащихся умений сравнивать объекты и пред- меты. Педагог произносит фразы-понятия - правильные и неправильные. Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное - топают. Примеры: "Летом всегда идет снег". "Картошку едят сырую". "Воро - на - перелетная птица". Понятно, что чем сохраннее и старше дети, тем слож - нее должны быть понятия.
«Что общего?»

Предназначен для детей с
: легкой степенью отсталости; средней степенью отсталости.
Цель:
формирование у учащихся умений сравнивать объекты и пред- меты.
Количество игроков:
любое
Дополнительно:
набор карточек с рисунками (их должно при- ходится по 5 на каждого игрока + хотя бы еще по 1 для игрока для коло- ды)
Ход игры:
Каждому ребенку раздается по 5 карточек, осталь- ные складываются в колоду. Первый ребенок вытягивает из колоды лю- бую карточку и кладет ее рисунком вверх. Затем он сравнивает свои карточки с той, которая лежит на колоде. Если ему удается найти сходство, он кладет свою карточку на стол и вслух поясняет, чем похожи рисунки. Тогда этот ребенок имеет право сделать следующий ход. Но теперь рисунки на оставшихся 4 карточках он сравнивает с рисунком на той, которая лежит на столе. Если нужную карточку среди своих найти не удается, ребенок берет дополнительную из колоды, а право хода переходит к следующе - му ребенку. Выигрывает тот ребенок, который сможет первым выложить на стол все свои карточки.
«Общие слова»

Предназначен для детей с
: легкой степенью отсталости; средней степенью отсталости.
Цель:
формирование у учащихся умений сравнивать объекты и предметы. Количество игроков: любое 25

Ход игры:
Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие. - Назови слова, обозначающие деревья; кустарники; цветы; овощи; фрукты. - Назови слова, относящиеся к спорту. - Назови слова, обозначающие зверей; домашних животных; наземный транспорт; воздушный транспорт.
«Сравни предметы»

Предназначен для детей с
: легкой степенью умственной отсталости;
Цель:
формирование у учащихся умений сравнивать объекты и пред- меты.
Ход игры:
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?" После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем от- личаются друг от друга?" Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по существенным признакам. Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.
«Сравни предметы»

Предназначен для детей с
:средней степенью умственной отсталости.
Цель:
формирование у учащихся умений сравнивать объекты и пред- меты.
Ход игры:
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?" После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте 26
вопросы: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем от- личаются друг от друга?" Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок смотрит на картинки с изображением и произносит сравнения: выделя - ет черты сходства, и различия, причем по существенным признакам. Пары картинок для сравнения: муха и бабочка; дом и избуш- ка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пиани- но и скрипка; шалость и драка; город и деревня.
«Спрятанное слово»

Предназначен для детей с
: легкой степенью отсталости;
Цель:
формирование у учащихся умений сравнивать объекты и пред- меты.
Ход игры:
В начале игры следует выбрать водящего, которому придется искать спрятанные слова. Он должен выйти из комнаты на не- которое время, за которое участники задумают известную фразу. После этого водящий возвращается в комнату и пытается уга- дать фразу путем наводящих вопросов. Например, если была загадана фраза "Язык до Киева доведет", следует разбить ее на несколько слов (язык, Киев и доведет) и использовать их в ответах на вопросы водяще- го.
«Сложи картинку»

Предназначен для детей с
: легкой степенью отсталости; средней степенью отсталости.
Цель:
формирование у учащихся умений сравнивать объекты и пред- меты.
Дополнительно
: картинки со схематическими изображениями предметов: вагончик, грибок, кораблик, снеговик, цыпленок, домик; вы- резанные из плотной бумаги геометрические фигуры - круги, квадраты, треугольники, трапеции
Ход игры:
Покажите ребенку одну картинку, рассмотрите из скольких частей состоит предмет, какие они по форме. Затем предложи- те найти такие же среди геометрических фигур и попросите ребенка по - пробовать сложить картинку из геометрических фигур по образцу.
«Угадай по описанию»

Предназначен для детей с
: легкой степенью отсталости; 27
средней степенью отсталости.
Цель:
формирование у учащихся умений сравнивать объекты и пред- меты.
Ход игры:
Педагог предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Напри - мер: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различны - ми овощами, и он находит нужный. 28


В раздел образования