Автор: Полозова Елена Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: БДОУ "Детский сад №214 комбинированного вида" Населённый пункт: город Омск Наименование материала: Конспект занятия Тема: "Узнай все о себе, ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК" Раздел: дошкольное образование
бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска
«Детский сад № 214 комбинированного вида»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста
«Узнай все о себе, ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК»
Педагог I квалификационной
категории: Е.И. Полозова
Омск 2015
Тема: "Узнай о себе все, воздушный шарик"
Интеграция видов деятельности: познавательно-исследовательская,
продуктивная.
Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-
коммуникативное развитие.
Формы работы: беседа, экспериментирование.
Цель:
Развивать
познавательную
активность
детей
в
процессе
экспериментирования
с
резиной.
Задачи:
Образовательные :
1.Формироватьумение детей вычленять общие признаки резины на основе
структуры поверхности, прочности, эластичности, проводимости воды;
2. Закрепить знания о свойствах материалов: бумаги, ткани, резины.
3.Совершенствовать умения в конструировании на плоскости по схеме.
Развивающие:
1.Развивать умение анализировать и делать выводы, приобщать к познавательному
общению.
2. Развивать исследовательские способности, любознательность, наблюдательность,
внимание;
Воспитательные :
Воспитывать желание, интерес работать в команде, подчиняясь общепринятым
нормам и правилам поведения.
Предварительная работа : Знакомство со свойствами резины.
Материалы и оборудования: резиновые шары по количеству детей (один сдутый,
один надутый); полоски бумаги, ткани на каждого ребенка; ёмкости с водой,
резиновые перчатки.
Ход занятия
Мотивация
Ритуал приветствия:
Давайте порадуемся солнцу и птицам, (Дети поднимают руки),
А также порадуемся улыбчивым лицам (Улыбаются друг другу),
И всем, кто живет на этой планете (разводят руки в стороны),
«Доброе утро», - скажем мы вместе (берутся за руки).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам к нам в гости прилетел?
Дети: Воздушный шарик.
Воспитатель: Ой, а вы ничего не замечаете, какой он?
Дети: Грустный.
Шарик: мойдруг Лошарик улетел в волшебную страну "Шароград". Лошарик был
резиновый, умел летать по воздуху, не тонул в воде.Я не знаю, могу ли я полететь в
эту страну? Я про себя ничего не знаю. Вы мне поможете?
Постановка детьми цели
Воспитатель: Ребята, что же делать…
Дети: Нужно помочь ШАРИКУ!
Воспитатель: Отправиться в сказочную страну Шароград.
Совместная работа по нахождению способов деятельности
Шарик: А как вы мне поможете?
Дети: Мы расскажем, какой ты.
Воспитатель: Лошарик попал в сказочную страну потому, что он резиновый, умеет
летать по воздуху и не боится воды. О чем мы расскажем ШАРИКУ?
Дети: О том, что он резиновый и сможет попасть в сказочную страну.
Воспитатель: Что вы можете сказать о шарике? Какой он?
Дети: Резиновый, круглый, красный, воздушный.
Воспитатель: Ребята, вы сказали, что шарик резиновый, значит он сделан из …
Дети: Резины.
Воспитатель: А какая резина, вы хотите узнать?
Воспитатель: Мы сейчас попытаемся узнать, что за материал – резина, Шарик
смотри внимательно и запоминай.
Опыт №1
(шарики по количеству детей лежат на подносе)
Определить шарик на ощупь, погладить шарик, помять в кулачке.
Воспитатель: Возьмите в руки шарик, сожмите его в руке, потрогайте. Какая
резина на ощупь?
Дети: Мягкая, гладкая.
Опыт №2
Воспитатель: Теперь давайте попробуем шарик растянуть.
Воспитатель: Попробуйте его разорвать. Получилось?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: Он прочный.
Воспитатель: Шарик тянется, значит материал из которого сделан шарик - резина
прочная, эластичная. У шарика есть шанс попасть в сказочную страну.
Опыт№3
Определить, что шарик может быть маленьким и большим, что он воздушный.
Шарик сдулся и стал маленьким.
Шарик: Не хочу быть маленьким, сделайте меня большим, верните меня в прежнее
состояние.
Воспитатель: Как опять сделать ШАРИК большим?
Дети: Надуть.
Воспитатель: Я надуваю насосом шарик... Что с ним происходит?
Дети: Он становится большим.
Воспитатель: А почему так происходит?
Дети:
Потому
что,
когда
мы
его
надуваем,
то
в
шарик
попадает
воздух,
он
растягивается, становится большим.
Воспитатель: Молодцы! Если внутри шарика воздух, то каким мы называем
шарик?
Дети: Воздушный.
Воспитатель: А давайте и мы с вами попробуем надуть свой пузырь
(дети убирают кубики)
Дыхательная гимнастика:
Щёчки, словно шар, надули,
А потом тихонько сдули.
И надули посильней,
Чтобы было веселей.
Укололи шар иголкой…Бах!
И шарик лопнул громко!
Воспитатель : Ребята, наш Шарик уже может отправиться в сказочную страну?
Дети: Да, нет,…
Воспитатель: Давайте вспомним, о чем мы рассказали ШАРИКУ?
Дети: Шарик резиновый, воздушный.
Воспитатель: Этого достаточно, чтобы попасть в сказочную страну?
Дети: Нет.
Воспитатель: О чем мы еще не рассказали Шарику?
Дети: О том, что он не тонет, не боится воды.
Опыт № 4
Воспитатель: Как мы это сможем узнать, ребята?
А давайте Шарик помоем в воде,
польем его водой и посмотрим, что произойдет?
(Дети моют шарик, льют на шарик воду ладошкой, выясняют, что резина стала
сверху мокрой. Вытирают шарик, и он опять становится сухим. Смотрят внутрь
шарика, выясняют, попала ли туда вода. (Оказывается, не попала).
Воспитатель: Что мы видим?
Дети: Вода стекает.
Воспитатель: Правильно, почему?
Дети: Он гладкий, круглый.
Воспитатель: Шарик гладкий, водонепроницаемый, как и все предметы из резины.
Какие вы знаете предметы из резины?
Дети: резиновые сапоги, резиновые перчатки...
Воспитатель: Резиновые перчатки и ШАРИК водонепроницаемые.
( Дети вместе с воспитателем проводят эксперимент с резиновыми перчатками:
надевают на руки и опускают руки в воду, затем снимают перчатки, руки остались
сухими.)
Воспитатель: А может ли быть ШАРИК из бумаги. Возьмите бумагу и потяните за
края в разные стороны. Бумага рвётся?
Дети: Да. Она не прочная.
Воспитатель: А теперь опустите бумагу в воду. И понаблюдайте. Что с ней
происходит?
Дети: Она намокает.
Воспитатель: Бумага рвётся, намокает.
Воспитатель: А может ли быть ШАРИК из ткани? Возьмите кусок ткани и
потяните за два противоположных края.
Дети: Тянется, не рвётся.
Воспитатель: А теперь опустите ткань в воду. И понаблюдайте. Что с ней
происходит?
Дети: Она намокает.
Воспитатель: Какой материал не боится воды, не намокает?
Дети: Резина.
Шарик: А сейчас я могу отправиться в сказочную страну?
Воспитатель: Ребята, как вы думаете?
Дети: Да. Мы шарику рассказали о том, что он резиновый, воздушный и не боится
воды.
Воспитатель: Кто ждет ШАРИКА в сказочной стране?
Дети: Лошарик.
Воспитатель: А хотите узнать какой он?
(Воспитатель предлагает детям выложить Лошарика из геометрических фигур по
образцу на листе бумаги )
(Воспитатель показывает "ожившего "Лошарика из воздушных шаров и дети вместе
с ШАРИКОМ и ЛОШАРИКОМ дети отправляются в сказочную страну
ШАРОГРАД)
Воспитатель: Ребята, наш ШАРИК попал в сказочную страну, а кто помог
ШАРИКУ все о себе узнать?
Дети: я,я,я…
Воспитатель: Шарик, хочет всем вам сказать огромное спасибо! Все, кто помог
нашему другу возьмите по шарику и приставьте его к уху и послушайте, что вам
скажет ШАРИК.
Минутка ШАЛОСТИ.