"Развитие речи детей раннего возраста методом театрализации"
Автор: Крупник Наталья Леонидовна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ Школа №629 Дошкольное отделение №1 Населённый пункт: г. Москва Наименование материала: Статья Тема: "Развитие речи детей раннего возраста методом театрализации" Раздел: дошкольное образование
.
Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда,когда он живёт в мире
игры,сказки,музыки,фантазии,творчества.Без этого он-засушенный цветок.
В.А.Сухомлинский.
Речь-одна из самых важных линий развития ребёнка.Благодаря родному языку малыш входит в
наш мир и получает широкие возможности общения с другими людьми.
Дошкольное детство-это особый и очень важный период развития ребёнка,период дошкольного
детства считается фундаментом для дальнейшего развития всех сторон речи.
Речь-чудесный дар природы,которая не даётся ребёнку от рождения,должно пройти время,чтобы
малыш начал говорить…И мы, взрослые должны приложить максимальные усилия,чтобы речь у
малыша развивалась правильно!Поэтому в развитии речи детей раннего возраста я особое место
отвожу театрализованным играм.Дошкольное детство-это очень важный период развития
детей,он считается фундаментом для дальнейшего развития всех сторон речи.А игра –ведущий в
этом возрасте вид деятельности,она является источником развития многих качеств личности.
Театрализованные игры решают многие задачи программы детского сада(развитие
речи,коммуникацию и т.д).Разнообразие тем,средств изображения,эмоциональность в
театрализации воспитывают всестороннюю личность.Театрализованная игра благотворно влияет
на речевое развитие детей,совершенствует артикуляционный аппарат,стимулирует активную
речь.Поэтому наряду с основными методами и приёмами речевого развития детей я использую
богатейший материал словесного творчества народа.Увлечённые привлекательным замыслом
театрализации малыши учатся многому(в процессе работы над выразительностью реплик
персонажей,собственных звукоподражаний и высказываний незаметно развивается речь
малыша).
В раннем возрасте ребёнок проходит путь от копирования действий взрослого к моделированию и
далее к изобразительному действию(«как зайчонок….,»»как мишутка…»)при этом называя себя
именами тех персонажей,действия которых он «копирует».Дети не только подражают,а
изображают увиденное,услышанное.Поэтому важно наполнять жизнь детей светом добра и
ласки,духовно обогащать среду,в которой они находится.
Цель моей работы с детьми раннего возраста-повысить уровень развития речи,обогатить и
активизировать словарь детей через театрализованную игру.Использование русских народных
потешек и игр способствуют развитию интеллекта и речи.Малышам полезно напевать песенки,
делая массаж каждому пальчику,загибать их повторяя снова и снова.Любое детское
стихотворение или потешка может стать основой для пальчиковой игры.В ходе пальчиковых
игр,дети,повторяя движения взрослых,активизируют моторику рук.
Театрализованные игры с пальчиками помогают развить в детях
сообразительность,воображение,фантазию,усидчивость,память,внимание и конечно же речь.Уже
годовалому крохе полезно играть со взрослыми в забавные и весёлые игры.
Детки от года до двух хорошо воспринимают пальчиковые игры,выполняемые одной
рукой.Трёхлетние малыши осваивают уже игры,которые прводятся двумя руками.
В своей группе раннего возраста я использую несколько видов театра:
-театр народной игрушки
-театр картинок
-театр резиновых игрушек
-пальчиковый театр
-кукольный театр
Работая с детьми раннего возраста,я обратила внимание на то,что необходимо решить основную
проблему развития речи детей.
У детей раннего возраста не богатый запас слов,они не умеют правильно произносить слова,в
силу возрастных особенностей скованно их творческое воображение,слабо развита
моторика,отсутствуют коммуникативные навыки.
В ходе практики работы с детьми раннего возраста,я поняла,что надо развивать речь детей
посредством театральной деятельности,поэтому в своей работе я создала цикл
мероприятий,направленных на развитие речи детей раннего возраста (1-3 лет).Занятия
начинаются с цикла»Музыка с мамой»Е.Железновой,где проводятся пальчиковые,жестовые
игры,игровой массаж,логоритмика.Следующий цикл- театрализованная деятельность,где
незаметно развивается речь речь ребёнка,активизируется словарь ,развивается внимание,память
и коммуникативные навыки.Последний цикл- творческая изодеятельность,где закрепляется
материал,развивается моторика,воображение,формируется уверенность в себе,в своих
способностях.
Мною был составлен план:
Сентябрь
-«Весёлый оркестр»(потешка)
-«Сорока-сорока»(прибаутка)
-«Наши уточки с утра»(потешка)
-«Курочка моя»(песенка)
-«Упрямые козы»(кукольный театр)
Октябрь
-«Медведь топучий»(потешка)
-«Мыши водят хоровод»(прибаутка)
-«Маша обедает»(кукольный театр)
-«Идёт петушок»(потешка)
-«Колосок»(наст.театр)
-«Ах,баюшки,баюшки»(потешка)
Ноябрь
-«Поиграем с мишей»(колыбельная)
-«Холодно заиньке»(кукольный театр)
-«Водичка,водичка»(потешка)
-«Репка»(резиновый театр)
«Про кошку»(песенка)
Декабрь
-«Зимовье зверей»(кукольный театр)
-«Наша Маша»(потешка)
«Пальчик-мальчик»(потешка)
-«Зайчик в ямке»(кукольный театр)
-«Ой.ду-ду-ду-ду»(потешка)
-«Котик серенький»(потешка)
Январь
-«Заинька»(русская народная песенка)
-«Заяц-хваста»(кукольный театр)
-«Шла собака»(потешка)
-«Ты поди,моя коровушка домой»(русская народная песенка)
-«Колобок»(театр на ладошке)
Февраль
-«Серенький мышонок»(кукольный театр)
-«Катя,Катя маленька»(потешка)
-«Солдат-наш защитник»(резиновый театр)
-«Сказка о глупом мышонке»(кукольный театр)
-«Коровушка»(русская народная песня)
Март
-«Девочки и мальчики»(потешка)
-«Теремок»(резиновый театр)
-«Вот лягушка по дорожке»(песенка)
-«Медведь»(потешка)
-«Зайчик»(хороводная игра)
Апрель
-«Бежала лесочком»(потешка)
-«Маша и медведь»(резиновый театр)
-«Серый кот»(прибаутка)
-«Как на птичьем дворе»(кукольный театр)
-«Как у нашего Данилы»(потешка)
-«Я умница-разумница»(потешка)
Май
-«Петух»(считалка)
-«На скотном дворе»(кукольный театр)
-«За деревьями-кустами»(загадка)
-«Балалайка»(прибаутка)
-«Лиса,заяц и петух»(кукольный театр)
-«Солнышко-колоколнышко»(потешка)
ГБОУ Школа №629 г.Москвы
Дошкольное отделение№1
Воспитатель группы №6 »Белочка»
Крупник Наталья Леонидовна.