Учебно-исследовательская деятельность в национальной воскресной школе
Автор: Ахоян Шамам Гамлетовна Должность: директор Учебное заведение: МБОУ ДО "Армянская воскресня школа" Населённый пункт: город Уфа Республики Башкортостан Наименование материала: статья Тема: Учебно-исследовательская деятельность в национальной воскресной школе Раздел: дополнительное образование
Учебно-исследовательская деятельность в национальной воскресной школе
В столице Республики Башкортостана городе Уфе уже 15 лет успешно
функционирует МБОУ ДО «Армянская воскресная школа». В городе Уфе
есть и другие национальные воскресные школы, которые входят в систему
дополнительного образования детей, но по сравнению с центрами детского
творчества и другими учреждениями дополнительного образования, у нас
свои различия, свои трудности в плане ограниченности возможностей.
Воскресные школы не имеют собственного здания, работают на основе
договора безвозмездной аренды, у нас мало часов для занятий, занятия
проходят в выходной день. Но мы стараемся делать все возможное и
невозможное, чтобы держать планку, держать своё дело на достойном уровне.
Чем мотивировать ребенка родителям, чтобы они ходили в школу по
воскресным дням? Конечно же, первый стимул - это чувство патриотизма,
чувство принадлежности не только огромной, сильной стране - России, но и
принадлежность той национальности, с которою ты связан по праву с
рождения. Эту принадлежность человек чувствует на тонком духовном
уровне – чувствует зов своих корней, ему не дает покоя трудности судьбы
своего народа, он гордится любыми победами своих соотечественников, и,
конечно же, чувствует проблему ассимиляции современного мира.
Естественно, в многонациональной среде дети должны общаться друг с
другом на понятном всем языке, на великом и могучем, богатом русском
языке, но сознательные родители не ленятся, приводят детей в национальную
школу, чтобы не потерять очень серьезную вещь: возможность общаться с
соотечественниками, приобрести знания о своей национальности.
Родители приводят детей в армянскую воскресную школу в ожидании
того, что дети начнут свободно говорить, читать, писать, петь на армянском
языке, танцевать армянские танцы. И тут очень важен профессиональный
подход администрации школы и, конечно же, профессионализм педагогов.
Произвести чудо мы не можем, но обязаны удержать этот настрой, доказать,
что мы можем дать детям многое. Нам нужно сделать свою деятельность
максимально прозрачным, чтобы в социальных сетях появились фотографии
занятий, своеобразные отчеты о деятельности.
В сентябре 2015 года мы провели День открытых дверей, куда
пригласили родителей, общественных деятелей, членов армянской общины
города Уфы. Рассказали о школе, о наших возможностях, представили
учителей, представили сайт школы, где можно найти всю необходимую
информацию о деятельности школы, дети представили художественную
программу, пели песни на армянском языке, танцевали. Объяснили
родителям, что чтобы добиться результатов, нужно систематично водить
детей в школу, не пропускать занятия, так как занятий очень мало (в АВШ
занятия ведутся только по воскресным дням). Для самых маленьких
пригласили аниматоров, с которыми сами придумали образовательно-
развлекательную программу с играми, интересными вопросами. Все
участники остались довольными, мы выслушали много благодарственных
слов. В конце 2015-2016 учебного года также планируем провести День
открытых дверей, с намерением показать результаты работы учебного года,
хотим пригласить родителей на открытые уроки и мастер-классы по всем
предметам.
В современном мире никого не удивишь обычными традиционными
уроками. Родителей нужно убедить, что ребенок в школе получает больше,
чем он может получить дома, сидя у компьютера. И это все зависит от
педагогов. Жизнь меняется с огромной скоростью, высокие технологии
развиваются стремительно, и педагог, который сам не развивается, не
занимается самообразованием, просто не сможет привлечь детей к своим
занятиям. Сегодня успешен лишь тот, кто может быстро реагировать на
происходящие изменения.
В нашей школе регулярно проводятся методические советы, где
учителя делятся своими знаниями и умениями с коллегами, вместе решают,
какие методы обучения и воспитания могут пригодиться в нашей работе.
Инновационная деятельность нашей школы выражается выбором учебно-
исследовательского метода как одного из форм проведения занятий. Каждому
ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию
окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно
совершенствовать эту склонность, способствовать развитию
соответствующих умений и навыков. Необходимо прививать школьникам
вкус к исследованию, вооружать их методами научно-исследовательской
деятельности. Исследовательская деятельность развивает способность
наблюдать, анализировать, делать выводы и обобщения, дарит радость
творчества, восторг открытия, и наконец, делает процесс обучения
интересным и желанным. Яркие положительные эмоции оставляют след в
душе ребенка на многие месяцы, а там уже и к коллективу привык, и педагог
полюбился, и интерес к школе развился.
Также мы исследуем биографии известных людей армянской
национальности, насколько они связаны с Россией, потому что многие поэты,
музыканты, полководцы Армении получали высшее образование в России и
преданно служили нашей общей родине - Советскому Союзу.
Учебно- исследовательский метод помогает нам и при организации
культурно-массовых мероприятий, которые посвящены традиционным
национальным праздникам. Обучающиеся совместно с педагогами ищут
информацию, сопоставляют свои находки, сами делают декорации и
вспомогательные материалы, и совместными силами получается яркий,
незабываемый праздник, такие, как традиционные «Трндез» в феврале,
«Пасха» по церковному календарю, «Вардавар» летом.
В нашей школе работают учителя со стажем более 10 лет, в педагогический
коллектив входят и молодые педагоги, которым есть что передать детям.
Атмосфера в коллективе доброжелательная, все поддерживают друг друга.
Иногда нас огорчает только одно, как много наших соотечественников не
считают важным обучение детей родному языку. Но наш педагогический
коллектив глубоко уверен, что нам надо сделать все возможное для
привлечения детей к истокам знаний по родному языку, истории и культуре.
Ведь, по словам Ушинского «Язык есть самая живая, самая обильная и
прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения
народа в одно великое, историческое живое целое…Когда исчезает народный
язык – народа нет более… Пока жив язык народный в устах народа, до тех
пор жив и народ»