Занятие по речевому развитию "Путешествие со Смешариками"
Автор: Авдеева Ирина Юрьевна Должность: воспитатель доу Учебное заведение: МАДОУ детский сад КВ № 61 Населённый пункт: д. Таширово, Наро-Фоминский район, Московской область Наименование материала: методическая разработка Тема: Занятие по речевому развитию "Путешествие со Смешариками" Раздел: дошкольное образование
Подготовила и провела:
Авдеева Ирина Юрьевна,
воспитатель МАДОУ детский сад
комбинированного вида № 61,
д. Таширово Наро-Фоминского р-на
Цель: обеспечить развитие первичных представлений о ведении монолога,
диалога, полилога.
Задачи: Создание условий для приобретения опыта:
контроля
правильности
собственной
речи
и
речи
окружающих;
осуществления звукового анализа простых слов с определением места
звука в слове.
составления словесного
портрета знакомых людей или персонажей
мультфильма,
отражая
особенности
внешнего
вида,
половую
принадлежность, личностные качества.
составления
творческих
рассказов
(с
использованием
описаний
и
повествований);
понимания и использования в речи антонимов («Вещь хороша новая, а
друг — старый»); слов, передающих эмоции, настроение и состояние
людей, животных и др., а также оценку своего поведения, поведения
других людей с позиций нравственных норм; названий нравственных
качеств человека; слов, обозначающих названия объектов природы и
социальных явлений;
понимания и употребления в собственной речи лексики, позволяющей
осуществлять
детские
виды
деятельности
(высказываться
о
своих
желаниях и интересах, о целях-результатах деятельности, планировать
деятельность, комментировать действия и др.).
выбора стратегии поведения и действия в соответствии с ней с позиции
сохранения здоровья и человеческой жизни.
Обеспечение развития первичных представлений:
о поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье; о безопасном
поведении в быту, на улице, на природе, в обществе; о полезных и
вредных привычках; о здоровом взаимодействии со сверстниками и
взрослыми.
Материал:
Карточки
с
изображением
персонажей
мультипликационного
фильма о Смешариках. Изображение поезда с тремя вагонами, на каждом
вагоне
написана
цифра
1,
2,
3.
Картинки
с
изображением
учебных
принадлежностей.
Ход занятия.
Дети свободно располагаются в группе.
Воспитатель:
Сегодня
у
нас
гости,
воспитатели
из
других
групп.
Поздоровайтесь с ними. А я предлагаю всем отправиться в путешествие.
Нашими спутниками будут любимые вами герои мультфильма «Смешарики».
Воспитатель: Прошу детей и взрослых, в имени которых есть звук […],
занять места за столами или гостевые места. (Все должны разместиться за
столами или на гостевых местах, находя звуки из своего имени).
Воспитатель: А вот наконец-то появились Смешарики (показываю картинки
с
изображением
персонажей
мультипликационного
фильма).
Они
спешат
отправиться
в
путешествие.
Я
предлагаю
отправиться
в
путешествие
на
поезде. Давайте поможем им правильно занять места:
- в первом вагоне поедут Смешарики, чьи имена состоят из одного слога;
- во втором вагоне поедут Смешарики, чьи имена состоят из двух слогов;
- в третьем вагоне Смешарики, чьи имена состоят из трёх слогов.
1. Дидактическое упражнение «Посади пассажиров в поезд»
Дети вставляют карточки с изображением Смешариков в кармашки вагонов
поезда в соответствии с цифрой, написанной на вагоне:
Один слог – Пин, Крош;
Два слога – Ло-сяш, Ню-ша, Ба-раш, Ё-жик;
Три слога – Ко-па-тыч, Кар-ка-рыч, Со-вунь-я.
Воспитатель: Итак, Смешарики к путешествию готовы. А вы, ребята?
Дети: Да, готовы.
Воспитатель: Тогда в путь. Но вначале мы должны вспомнить, как правильно
вести себя на железной дороге.
Ответы детей.
Воспитатель:
-Ту
-
ду!
Ту
–
ду!
Поехали!
Чух-чух-чух!
(Дети
хором
произносят
слова
с
чередующимися
парными
согласными
и
имитируют
движения колёс поезда) .
Едут друзья в вагоне, песни распевают да в окошечки поглядывают.
- Расскажите, что Смешарики увидели за окном.
2. Дидактическое упражнение: «Закончи предложение»
(Воспитатель
начинает
предложение,
дети
заканчивают,
правильно
согласовывая существительные и прилагательные в роде, числе и падеже.
- Наступила (снежная зима).
- Люди надели (тёплую одежду).
- Сыплется (пушистый снег).
- Мороз на окнах рисует (красивые узоры).
- На новогоднем утреннике дети поют (весёлые песни).
- Дети катаются на коньках по (скользкому льду).
- В воздухе порхают (лёгкие снежинки).
Воспитатель:
Ехали-ехали
Смешарики
и
к
станции
подъехали.
Остановились, вышли из вагонов. Свежим воздухом наслаждаются.
- И мы с вами подышим.
3. Элементы дыхательной гимнастики:
( После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание.
Воспитатель читает стихотворный текст, ребята только выполняют задание.)
- Носиком дышу,
Дышу свободно,
Глубоко и тихо –
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание.
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим:
Глубже, шире.
Воздух мягко набираем, (вдох)
Шарик красный надуваем, (выдох)
Шарик тужился, пыхтел (вдох),
Лопнул он и засвистел! (выдох со звуком)
Т-с-с-с-с!
Носом вдох,
А выдох – ртом!
Дышим глубже,
А потом –
Марш на месте, не спеша,
Коль погода хороша!
Воспитатель:
На
остановке
мы
поиграем.
(Вынимаю
карточки
с
изображением
Смешариков
из
кармашков
вагонов
и
вместе
с
детьми
перехожу на ковёр).
Совунья. (за неё говорит воспитатель)
Предлагаю поиграть:
Я скажу вам: «Высоко»,
А вы ответьте: «Низко».
Я скажу вам: «Далеко»,
А вы ответьте: «Близко».
Итак, начинаем.
4. Дидактическая игра «Наоборот».
Дети подбирают антонимы к словам, которые произносит воспитатель:
Белый - чёрный, светлый - тёмный, умный - глупый, грустный - весёлый,
длинный
-
короткий,
толстый
-
тонкий,
широкий
-
узкий,
горячий
-
холодный, хороший - плохой.
Воспитатель: Смешарики хотели бы поиграть ещё, но вдруг раздался гудок:
Ду-ду-ду-у-у! – и все поспешили в вагоны. А мы с вами тоже займём свои
места,
но
девочки
пойдут
за
стол,
когда
услышат
гудок
Бу-бу-бу-бу!
А
мальчики – когда услышат гудок Пу-пу-пу!
Воспитатель снова вставляет в кармашки вагонов карточки с изображением
Смешариков, кроме Копатыча.
Воспитатель: Ребята, Смешарики заняли свои места и вдруг заметили, что
одного пассажира не хватает. Кролик Крош дал объявление по радио о
пропавшем друге.
Крош (за него говорит воспитатель):
-Внимание, внимание! Потерялся Смешарик! Помогите его разыскать!
Воспитатель: Но никто не понял, о ком идёт речь. Как вы думаете почему?
(Крош не дал точного описания пропавшего друга).
- Верно. Давайте научим его правильно составлять объявление. Нужно
вспомнить, как выглядит Копатыч, его форму, цвет, размер, особенности
внешнего вида, цвет глаз, одежды и составить правильное объявление.
5. Дидактическое упражнение «Расскажи о Копатыче».
Дети описывают внешний вид Копатыча, если затрудняются, то им даются
наводящие вопросы или используется схема (?)
Воспитатель: Крош внимательно слушал вас и составил новое объявление.
Воспитатель за Кроша говорит: «Внимание, внимание! Потерялся Смешарик.
Он большой, круглый, толстый. У него коричневая мягкая шерсть. Глаза
карие, нос чёрный. На голове он носит шляпу с цветком. Помогите его
разыскать!
Воспитатель: Бросились на поиски Копатыча и обнаружили его в соседнем
дворе, где дети лепили снеговика. Копатыч мирно наблюдал за ними.
Воспитатель: Предлагаю выполнить разминку.
6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Раз, два, три, четыре, пять! ( Загибают пальчики по одному.)
Мы во двор пришли гулять! ( Маршируют на месте.)
Бабу снежную лепили, (Имитируют лепку комка снега руками.)
Птичек крошками кормили. (Крошащие движения всеми пальцами.)
С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем правой руки
по ладони левой.)
А ещё в снегу валялись! (Поворачивают ладони то вверх, то вниз.)
Все в снегу домой пришли (Маршируют на месте, отряхиваются.)
Съели суп и спать легли! (Движения воображаемой ложкой; руки под
щёку, глаза закрыты).
Дети проговаривают слова и выполняют движения и проходят за столы.
Воспитатель:
Копатыч
занял
своё
место
в
поезде.
Путешествие
продолжается.
Воспитатель: Пока мы едем в поезде, можем узнать, что так заинтересовало
Копатыча, когда он отстал от поезда. Оказывается, Снеговик, которого дети
лепили, подарил Копатычу вот этот пенал со школьными принадлежностями,
в названиях которых спрятался звук [Р]: в начале, середине или конце слова.
А Копатыч не может сам определить место звука в слове. Поможем ему? (На
картинках
-
ручка,
карандаш,
тетрадь,
краски,
фломастер.)
(Ребята
произносят слова, и называют, где находится звук [Р].)
Воспитатель: А вот и следующая остановка, где наше путешествие подходит
к концу. Лосяш получил загадочное смс от Нюши, и просит нас помочь
разгадать, что же она ему сообщает.
7. Ребусы.
Воспитатель: Ребята, по первым буквам мы должны будем составить слово,
которое Нюша зашифровала в этих ребусах. Рассмотрим картинки, назовём
буквы, я их запишу, прочитаем слово!
Зонт; Игла; Мишка; Айболит.( Слово «ЗИМА»).
Снег; Ножницы; Ель; Гном. (Слово «СНЕГ»).
Шар; Улитка; Белка; Автобус. (Слово «ШУБА»)
Воспитатель:
Как
вы
думаете,
ребята,
что
хотела
Нюша
сказать
своим
ребусом?
Дети объясняют ребусы. Например, наступила ЗИМА, пошёл СНЕГ, пора
надевать ШУБУ.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вам понравилось наше путешествие?
Дети: Да, понравилось.
Воспитатель: А что понравилось больше всего?
Ответы детей.
Воспитатель: Попрощаемся с гостями, скажем, что ждём их к нам снова.
Список использованной литературы.
1.
Занятия по развитию речи в детском саду. Книга для
воспитателей детских садов. М. Совершенство, 1998 г.
2.
Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи
дошкольников на основе фонематической ритмики. М. ТЦ
СФЕРА, 2007 г.
3.
Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и
воображения у дошкольников. АРКТИ, 2008 г.