"Роль навыка интонирования при игре на фортепиано"
Автор: Трубченко Татьяна Леонидовна Должность: преподаватель Учебное заведение: МБУДО "Кромская детская школа искусств" Населённый пункт: п. Кромы, Орловская область Наименование материала: статья Тема: "Роль навыка интонирования при игре на фортепиано" Раздел: дополнительное образование
Трубченко Татьяна Леонидовна,
преподаватель высшей квалификационной категории,
МБУДО "Кромская детская школа искусств"
Роль навыка интонирования
при игре на фортепиано
Музыкальное
искусство
невозможно
отделить
от
интонации.
Следует
отметить, что интонирование - это очень важное начало любого исполнительского
искусства. Музыки не бывает вне процесса интонирования. Музыка - это прежде
всего интонационное искусство.
Музыкальный
словарь
определяет
интонацию
в
широком
смысле
как
содержательно-звуковое
единство,
непо средственно
выражающее
художественный смысл произведения. В узком значении понятие «интонация»
включает:
чистоту
воспроизведения
ноты
или
интервала
голосом
или
инструментом
с
нефиксированной
высотой
(например,
скрипка),
а
также
самостоятельный
мелодический
оборот
или
мотив,
имеющий
существенное
значение в содержании художественного образа.
Под
музыкальной
интонацией
понимают
также
манеру
"высказывания"
исполнителя
с
помощью
звуков,
который
вкладывает
определённые
чувства,
переживания, своё отношение к тому, что он исполняет. Таким образом, можно
сказать, что интонация - это источник музыкальной выразительности.
Многие
музыковеды
и
известные
пианисты
обращали
внимание
на
интонационную
основу
музыкального
искусства.
Среди
них:
Б.
В.
Асафьев,
Г. М. Цыпин, Л. А. Баренбойм, А. В. Малинковская.
Б. В. Асафьев писал, что
вне интонации и вне осознания процесса интонирования он не может исследовать
музыку, т.к. музыкальная интонация является "проводником в сложном лабиринте
музыкальных образов».
Существует мнение, что только инструменты, имеющие "зонную" природу
строя, такие как скрипка или
виолончель (сюда же относится и человеческий
голос),
способны
интонировать.
В
этом
случае
исполнитель
сам
должен
воспроизвести нужную высоту звука. А слушатель определяет интонацию этого
звука: чистая она или фальшивая, печальная она или радостная и взволнованная.
Фортепиано
же
-
это
инструмент
с
фиксированной
высотой
звука
(темперированный строй). Поэтому многие относят его к "неинтонирующим"
инструментам. Высотное интонирование здесь не имеет места. Высота звуков
всегда
точная,
фиксированная.
Отсутствие
высотного
интонирования
нередко
приводит к тому, что исполнитель просто "нажимает клавиши".
Представления о выразительном интонировании связаны у пианистов с
мастерством исполнения мелодии. В задачи педагога входит научить учащегося
прослеживать
логику мелодического развития, которое неотделимо от логики
музыкального развития всего произведения.
Навык
интонирования
закладывается
в
ребёнке
с
первых
уроков.
Необходимо научить ученика слушать и слышать. Нельзя позволять учащемуся на
начальном этапе обучения исполнять звуки, мотивы, мелодические обороты без
осмысления,
без
выполнения
образной
задачи.
Надо
учить
начинающего
пианиста творчески "высказываться" с помощью звуков. И со временем у ребёнка
складывается
целостное
представление
о
характере
исполняемой
музыки,
он
начинает творить: искать нужное "слово", "выражение", чтобы передать ту или
иную художественную мысль. В конечном итоге, юный исполнитель замечает все
малейшие детали музыкальной ткани - музыкальные обороты, отдельные мотивы,
не теряя при этом целостного восприятия произведения.
В задачу учителя входит научить ребёнка творчески работать. Именно через
интонирование ребёнок постигает сущность каждого музыкального произведения,
которое изучается в классе или самостоятельно. Он начинает слышать и видеть
содержание,
основную
мысль
произведения.
Интонирование
позволяет
исполнителю подняться над техническими задачами. В результате нотный текст
превращается
в
художественный
образ,
в
запоминающееся
проникновенное
творение.
Педагог ставит перед учеником творческие задачи, тем самым заставляет его
активизировать ум. Со временем ребёнок начинает понимать почему и
как
необходимо решить ту или иную художественную задачу. Находя самостоятельно
или с помощью учителя творческое решение, у юного пианиста растёт мотивация
к музыкальному обучению.
Интонирование позволяет увидеть глубину внутреннего мира музыканта.
Юный пианист имеет возможность продемонстрировать свою индивидуальность
и реализовать себя как исполнитель, творящий маленькое чудо на фортепиано.
Видя перед собой нотный текст, каждый исполнитель "прочитывает" его по-
своему. Задача педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка свободно и
естественно
выражать
свои
мысли
через
звукоизвлечение
из
музыкального
инструмента. Знакомясь с творчеством разных композиторов, ребёнок начинает
понимать, что у каждого композитора есть своя система характерных стилевых
особенностей, нормы музыкального языка и формы, определённые жанровые
стороны музыки. Всё это закладывается в сознании юного исполнителя - пианиста
с начального периода обучения.
Интонирование
всегда
базируется
на
предслышании,
т.е.
слуховых
представлениях перед звукоизвлечением.
Интонирование
берёт
начало
из
речи.
Поэтому
при
разучивании
произведения полезно ребёнку предлагать готовые подтекстовки к мелодиям или
же
давать
учащемуся
творческие
задания
создать
такие
подтекстовки
самостоятельно.
Этот
метод
К.
А.
Мартинсен
назвал
"звук
-
слово"
или
подстрочный текст. Он рекомендовал педагогам импровизировать на ходу, ища
необходимые
образные
поэтические
строки
или
же
отдельные
выражения.
Подтекстовки
позволяют
интонационно
осмысливать
мелодии,
формируют
осознанное отношение к ритму и формообразованию. Приведу пример такой
подтекстовки, которая возникла в классе в процессе работы с учащейся над
произведением. Д. Львов - Компанеец "Мамин вальс" - первый период: "Как
люблю, люблю тебя, мама милая моя! О, мамочка дорогая, как люблю я, как
люблю я! О, мамочка дорогая, как люблю, люблю тебя!"
Развитию
интонационного
слуха
способствует
также
пение
отдельных
мелодических оборотов на нейтральные слоги или же со словами.
В основе музыкального исполнения лежит культура звукоизвлечения при
игре на фортепиано. Понимая, что фортепиано имеет ударно-клавишную природу,
необходимо научить ребёнка преодолевать это представление, и воспринимать его
как
инструмент
с
протяжённым
звуком.
Результатом
приобретения
навыка
кантилены на фортепиано будет то, что инструмент начинает звучать подобно
оркестру.
Только
выразительная,
певучая
игра
способна
найти
настоящий
отклик в душе у слушателя. Чтобы достичь такого исполнения, от юного пианиста
требуется приобретение навыка владения искусством вокального интонирования.
Это такой принцип исполнения, когда
образуется единый звуковой поток, где
каждый последующий звук как бы выливается из предыдущего, а музыкальное
развитие продолжается до конца фразы. Принцип создания единого звукового
потока, не зависящего от интервалов и длительностей, идёт от вокала. При этом
звучание
лишается
угловатости,
движения
с а м и
собой
становятся
пластичными,
свободными
и
точными.
Для
вокального
интонирования
характерны
текучесть
и
широта
дыхания
во
фразировке.
Это
полностью
исключает автоматическое звукоизвлечение.
По
вопросу
вокального
интонирования
при
игре
на
фортепиано
выдающийся пианист и педагог Нейгауз Г. Г. однажды сказал: «Я буду стремиться
всеми силами и, несмотря на все препятствия, буду добиваться пения, пения и
пения!... что может сравниться с очарованием и выразительностью человеческого
голоса?!"
Овладев
поющей
фразой,
пианист
сможет
теперь,
подобно
художнику,
раскрашивающему
рисунок,
придать
ей
соответствующую
своей
фантазии
тембр и характер.
Многие
педагоги
современности
и
прошлого
в
своих
методических
разработках
обращали
внимание,
что
при
воспитании
пианиста-исполнителя
необходимо
чаще
слушать
искусных
певцов
для
правильного
и
тонкого
интонирования на фортепиано.
Юного исполнителя необходимо научить понимать эмоциональную природу
всех
штрихов,
предложенных
композитором
для
воплощения
его
творческого
замысла.
Каждая интонация, каждый мотив или фраза должны подчиняться
общему развитию музыкального произведения.
Таким
образом,
под
выразительным
интонированием
можно
понимать
процессы
звукоизвлечения
и
звуковедения
на
фортепиано.
Это
необходимые
составляющие единого творческого процесса воспроизведения музыки.
Подлинно
высокая
творческая
педагогика
предполагает
следующее:
научить
юного
пианиста
слышать,
воспитать
у
него
вокальное
«ухо»
и
выработать тонкий интонационно- тембральный слух.
Навык интонирования требует от исполнителя эмоционального отклика,
воплощённого в звуке. Интонирование отражает личность исполнителя. Вместе с
тем развивается общая музыкальная культура исполнителя.
Таким
образом,
воспитывая навык интонирования, педагог формирует не только музыканта, но и
личность в целом.
Литература:
Асафьев Б. "Музыкальная форма как процесс", Л., 1971, с.376.
Нейгауз Г. Г. "Об искусстве фортепианной игры", М., "Музыка", 1988, с. 121.
Савшинский С. "Пианист и его работа", М. Классика -XXI, 2002.
Щапов А. "Фортепианный урок в музыкальной школе и училище", М., "Классика
-XXI", 2002.