Напоминание

"Проблемы нравственного становления личности. Помощь ребёнку в подготовке к обучению в школе."


Автор: Гурьянова Марина Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ НАО "СШ п. Искателей"
Населённый пункт: п. Искателей, Ненецкий автономный округ, Архангельская область
Наименование материала: материалы к родительскому собранию
Тема: "Проблемы нравственного становления личности. Помощь ребёнку в подготовке к обучению в школе."
Раздел: начальное образование





Назад





Родительское собрание для родителей первоклассников

«Проблемы нравственного становления личности ребёнка».

1.

О детстве ребёнка.
В обыденном понимании слово «детство» сравнивают с беспечной жизнью маленького человека: если ребёнок ни о чём не думает, кроме удовлетворения своих потребностей. И если ему ничего другого не хочется, кроме игр, развлечений и удовольствий, значит, он находится в состоянии детства. Детство нельзя мыслить без возраста, и ребёнок, конечно, нуждается в заботе и защите взрослых. Одновременно следует уяснить, в чём должна проявляться наша забота по отношению к малышам, от чего нужно их защищать и оберегать. Будет ли хорошо, если исходя из мысли о том, что «детство» - это «райский» период беспечности и удовольствий, мы будем противостоять любым переменам, которые ведут ребёнка из этого состояния и заставят иначе взглянуть на действительность? Пойдёт ли на пользу ребёнку, если с помощью искусственно созданных условий мы, возможно, дольше задержим его в этом «райском» мире? Конечно же, этим мы только навредим ребёнку, и это будет уже не защита детства, а искажение его сути к сожалению, порой так и получается, и многие перешагнувшие возраст детства всё ещё довольно долго остаются в нём, то есть в своём вчерашнем дне. А это чревато опасностью, что они не будут своевременно подниматься с одной ступени жизни на другую. Однако, все эти рассуждения требуют конкретизации. Это нам, взрослым, с точки зрения наших жизненных проблем кажется, что дети только играют и веселятся, но это совсем не так. В жизни детей много проблем – сложных, трудноразрешимых, а порой и неразрешимых, и они заставляют детей страдать, переживать, преодолевать трудности, радоваться. Возникают сложные взаимоотношения между самими детьми, между детьми и взрослыми. То, что нам может показаться пустяком, - зачем дерётся, над чем плачет, чему радуется?! – для ребёнка вовсе не мелочь, а смысл жизни. Детство, таким образом, вовсе не времяпровождение и не радужная жизнь. Взрослый, не замечающий, как детям порой сложно жить, как многогранна и содержательна эта жизнь, может допустить ошибку в их воспитании. Настоящее детство – это движение вперёд, это непрекращающийся процесс взросления. Ребёнок хочет быть взрослым. Характер, направленность его повседневной жизни постоянно доказывают это стремление к взрослению, желание поскорее стать взрослым. Если детально проанализировать все его поступки, содержание игр, то будет нетрудно обнаружить, что в подавляющем большинстве случаев он стремится подражать старшим, воображает себя взрослым, исполняет их роли. Во многих играх мы наблюдаем, как дети берут на себя роль мамы или папы, врача, водителя, строителя, солдата, учителя, продавца и т.д. А вопросы детей? Разве трудно заметить, как часто они переходят грань детского понимания? Взрослые порой ограничиваются тем, что откладывают свои разъяснения на будущее: «Вырастешь – поймёшь!» Суть детской жизни, суть детства, не что иное, как стремление поскорее стать взрослым. Это стремление дети реализуют во всех формах своей повседневной жизни: в играх, в удовлетворении познавательных потребностей, в шалостях, в упорстве проявлять самостоятельность. Об этом же свидетельствует тяга современных детей к буквам, к чтению. Если подойти к детству с этой точки зрения, то следует иначе осмысливать нашу позицию по отношению к детям. В общении с ними нам следует идти навстречу их
потребности взрослеть. Вовсе не обязательно постоянно напоминать ребёнку, что он ещё маленький, выказывать снисходительность, жалость, чрезмерно опекать его. Наша забота о ребёнке будет иметь педагогический смысл в том случае, если он в общении с нами почувствует, что мы относимся к нему не как к маленькому: доверяем, поручаем важные дела, считаемся с ним, таким образом. Делаем процесс взросления ощутимым для него.
Задача воспитания заключается в том, чтобы помогать детям в их взрослении,

поддерживать даже малейшие продвижения на этом пути. Только так и можно дать

им настоящее детство.
Мы же нередко радеем о том, чтобы предоставить ребёнку как можно больше развлечений, удовольствий, игрушек и уберечь от всякого труда, даже по самообслуживанию. Такая забота не что иное, как замедление взросления ребёнка и потому обеднение самого детства. Немаловажное значение для развития малыша имеют и умный подбор игрушек, и прогулки с отцом, но самое важное заключается в том, как мы понимаем его, как общаемся с ним, что он переживает в этом общении. Радость и романтика детства вовсе не в игрушках и удовольствиях, а в открытии себя и жизни, в приближении к своему будущему. Эта неугомонная, полная приключений, трудностей и преодолений деятельность, устремлённая в будущее, и есть настоящее детство наших детей. Дети – особый народ. Дети живут ежеминутно, ежечасно, ежедневно, живут без передышки, и педагогическая формула, что мы готовим их к жизни, для них не имеет никакого смысла. И если мы хотим действительно вырастить наших детей настоящими людьми, то вовсе не обязательно приостанавливать их сегодняшнюю детскую жизнь и заставлять со всей серьёзностью думать о своём будущем. Понимать детей – значит стать на их позицию, ценить их чувства, понимать их заботы и дела как серьёзные (они и есть для детей такие) и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение, заинтересованное и деловое отношение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а опираясь на их сегодняшнюю жизнь. Взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движение души и переживание сердца ребёнка, его чувства и устремления и входя в жизнь детей как свой, близкий человек, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребёнок становится его соратником в своём же воспитании.
Ш.А. Амонашвили
, педагог.
2. О любознательности.
К одним призвание приходит ещё в школьном возрасте, к другим – с запозданием, а третьи не находят его никогда… И страдают люди на постылой работе, а вместе с ними страдаем и мы, потому что врач без призвания – плохой врач, инженер – никчёмный, педагог – плохой… В последнее время мы всё чаще говорим о социальных, экономических и нравственных причинах, которые помогают вызреть этому явлению. Но ведь зарождается- то оно в семье, в первые годы жизни человека. Проследим за такой цепочкой. Призвание рождается из интереса. Интерес не может возникнуть без любознательности. Любознательность присуща всем детям. Но если у ребёнка, познающего мир, нет в этом мире умного и внимательного спутника, любознательность может исчезнуть или принять искажённые формы.
Любознательность – любовь к знаниям. Современную школу обвиняют в том, что она не способна поддерживать и раздувать огонь этой любви. Возможно, но как мы, родители, помогаем окрепнуть детскому стремлению к знаниям? Не получается ли так, что святую свою обязанность, мы перекладываем на воспитателей детского сада, на учителей? Как здорово, когда родители на ночь читают нам сказки, и мы говорим: «Спокойной ночи, спасибо!», а на утро вспоминаем, что было в сказке, и обсуждаем прочитанное. Мы смеёмся и огорчаемся вместе с героями, а ещё мы начинаем любить слово, литературу. У каждого родителя свой опыт сотрудничества, сотворчества с ребёнком. Неприемлем, наверное, только принцип, по которому учат плавать: «Брось в воду – сам выплывет». Выплывут только единицы, другие, если не поможет Мудрый учитель в школе, счастливое окружение друзей – потеряются в волнах знаний. Свято место пусто не бывает – погасшую любознательность заменит что-то другое». Только вот что? Известный педагог
В.А.

Сухомлинский
утверждал: «Любознательность, любопытство – это извечные и неискоренимые свойства человека. Где нет любознательности – нет школы…» Обращённые к взрослым вопросы «Что это?», «Зачем?», «Почему?» - свидетельство углубляющегося интереса ребёнка к окружающему миру.
К.Д. Ушинский
отмечал: «В первые 7-8 лет нашей жизни наша память усваивает столько, сколько не усваивает во всю остальную жизнь. В это время мы приобретаем именно большую часть той огромной массы сведений, которая обща всем людям».
Наша задача – помочь детям приводить в определённую систему получаемые

сведения об окружающем мире.
Надо сделать восприятие того или иного предмета или явления наиболее полным, осмысленным, предоставить возможность логически мыслить, обобщать. Вот почему не всегда полезен готовый ответ: ваши объяснения должны заставлять детей вдумываться, напрягать мысль. Например, озадачить ребёнка вопросом на вопрос: а как ты думаешь, почему? Как ты узнал? Маленький «почемучка» должен сам добраться до истины. Однако, ставя ребёнка перед необходимостью самостоятельно мыслить, важно учитывать имеющийся у ребёнка опыт и знания.
3.

Наши дети воспитывают нас.
«Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребёнком много вдохновенных минут…»
Я. Корчак
Вы должны расти вместе со своими детьми. Воспитание. Если родители подходят к нему с полной серьёзностью, требует глубокого проникновения во внутренний мир ребёнка, в законы его развития. Это важно, прежде всего, для самого ребёнка – лишь в таком случае нет риска, что его потребности и интересы не будут учитываться, что ему будут навязаны не свойственные его возрасту черты поведения. Замечательный русский врач Н.И. Пирогов говорил: «Чтобы судить о ребёнке справедливо и верно, нам нужно не переносить его из сферы его жизни в нашу, а самим переселиться в его духовный мир». И так вы будете чётко наблюдать за приметами возраста, улавливать происходящие
изменения, всячески поддерживая движение малыша вперёд; вы будете способствовать тому, чтобы его внутренний мир становился всё более богатым… Но есть и второй смысл в пожелании расти вместе со своими детьми. Вы хотите лучше понять ребёнка – это невозможно, если вы не стремитесь при этом лучше узнать и самих себя. Воспитывая ребёнка. Мы как бы заново переживаем и собственное детство, на этот раз умудрённые и знанием законов его, и жизненным опытом. В самих себе мы открываем какие-то черты, взявшие начало в далёкие детские годы, - и если эти черты нас не очень устраивают, то вот причина задуматься не только над тем, как бы они не повторились в ребёнке, но и изжить их в себе… Иными словами, забота о максимальном развитии духовных сил наших детей должна сопровождаться совершенствованием нас самих. Давно замечено, что любящие родители стараются обернуться к детям лучшими своими сторонами. Уже одно это хорошо, а ещё лучше, если любовь к детям, забота о том, чтобы они имели все основания гордиться своими родителями, будут побуждать нас ломать дурное в своём характере, избавляться от слабостей, стараться сегодня стать лучше, чем мы были вчера. Не забудем ещё и о том, что наши дети – это следующее поколение. Оно в чём-то будет лучше нас, умнее, оно непросто будет повторять с уважением то, что говорим мы ему, но и скажет что-то своё, новое или скажет то, что и мы, но по-своему. Если мы будем отгораживаться от непривычного и в чём-то нового для нас мира детей, если не разрушим их доверия тем, что по всякому поводу будем лишь навязывать свои точки зрения, - это даст нам возможность с годами сохранить ощущение движущейся и развивающейся жизни. Разумеется, что эти проблемы во весь рост встают тогда, когда наши дети вступают в подростковый и юношеский возраст, но сам подход к ребёнку как к человеку завтрашнего дня лучше бы нам вырабатывать в себе по возможности раньше… Иными словами – не только мы воспитываем детей, но и они воспитывают нас. 4.
Готовность ребёнка к школе.

Л.Н. Толстой
в 80-летнем возрасте записал в своём дневнике: «От пятилетнего ребёнка до меня только один шаг, а от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние». Есть и мудрые изречения, гласящие: «Воспитывай дитя, когда оно поперёк лавки лежит, вдоль лавки ляжет – опоздаешь». В раннем возрасте закладываются все физиологические системы детского организма, общее психическое состояние ребёнка. Главной возрастной особенностью ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста является неиссякаемая энергия в открытии окружающего мира. Возраст почемучек. Возраст первооткрывателей. Но многие родители задают вопрос: «С чего начать?»
Ему

надо помочь освоиться в этом мире.

Очень важно научить ребёнка знаниям.

О самом себе:
 Я – ребёнок. Мальчик или девочка.  Я – уже большой, я должен. Родители должны с раннего возраста научить ребёнка ухаживать за собой. Следующая важная особенность младшего школьника – умение жить в коллективе. Дети, которые посещали детские дошкольные учреждения, приучены к этому, а вот «домашние» - испытывают затруднения в общении со сверстниками. С раннего детства надо приучать ребёнка к тому, чтобы он понимал, что не всё, чего ему хочется, может быть мгновенно исполнено. Нравственный облик ребёнка, его настроение в очень большой мере зависят от
того, насколько он легко отказывается от желаемого ради другого человека или спокойно ожидает того времени, когда можно будет желаемое осуществить.  Категорически неправильно поступают те родители, которые, жалея своего ребёнка, балуя его, делают для него всё так, что он уже в возрасте 3-х лет уверен, что всё должно делаться только для него. В случае невыполнения его требований он плачет, впадает в истерику, приходит в отчаяние.  Очень важно в младшем школьном возрасте добиться от ребёнка послушания, выполнения требований родителей. Если этого нет, то в школе такой ученик не станет выполнять требований педагога. Необходимо, чтобы у родителей слово с делом не расходились.  Важно в мл. школьном возрасте поощрять, закреплять выполнение определённых правил поведения: благодарить после еды, за полученные вещи; здороваться и прощаться, говорить «спокойной ночи».  Не забывайте напоминать школьнику об отношениях к взрослым. Оно должно быть уважительное, заботливое и приветливое. Некоторые дети, приходя в школу впервые, не признают рамок, границ, через которые нельзя переступать в общении со взрослыми. Огромное значение в подготовке ребёнка к школе имеет усидчивость. Это качество необходимо терпеливо в нём воспитывать. Сначала это может быть игра, потом – занятие чем-то интересным, увлекательным. Для воспитания в ребёнке умения сосредоточиться, слушать и слышать нужны разнообразные, соответствующие возрасту и развитию ребёнка игрушки. Вредно чрезмерное обилие игрушек, оно снижает интерес к ним. Пусть игрушек будет в доме мало, но они будут умные. Практика показывает, лучше всего иметь 2-3 набора конструкторов, кубиков с цифрами и буквами. Играя с конструктором, ребёнок развивает мелкие мышцы рук, пальцы становятся ловкими, гибкими, развивается мыслительная деятельность и т.д. В доме непременно должны быть книжки. Читая детям, вы тренируете их память, развиваете речь, воображение и т.д. Читая, всегда объясняйте непонятное. Исключите длительное сидение у телевизора, громкую музыку, агрессивные игрушки. Отслеживайте тематику и содержание компьютерных игр. Делайте различие между понятиями «играть» и «работать» на компьютере.  Постарайтесь воспитывать в ребёнке чувство стыда. Пусть ему будет стыдно за грубость, хулиганство.  Подготовка ребёнка к школе – не только покупка ранца и выбор одежды. Ребёнок должен психологически быть подготовлен к новым условиям жизни, которая резко отличается по своим требованиям от домашнего пребывания.  Дошкольный возраст – это возраст, открытый для впитывания знаний об окружающем мире. Но это и возраст, когда впитывается не только хорошее, нужное, но и опасное и дурное. Процесс усвоения полезных знаний идёт с трудом, требует усилий, напряжения, а ненужное усваивается без особых усилий и труда. Именно в этом возрасте подхватываются на лету не лучшие выражения, копируются глупые и опасные поступки взрослых или старших. Порой, не умея чётко выговаривать слова на уроке, ребёнок без труда чеканит скверные слова, обидные прозвища, оскорбительные и грязные жесты.
Постарайтесь, чтобы вашего ребёнка окружали интересные люди, доброжелательная атмосфера, чтобы в его присутствии звучала грамотная речь, и совершались хорошие поступки.
5.

В школу или подождать?
Многим родителям трудно определить, готовы ли их дети к обучению в школе. Известные психологи Венгеры (Л. и А.), написали книгу «Школа домашнего мышления» и разработали методику, помогающую соотнести родителям требования школы с возможностями ребёнка.
1.

Умеет

ли

ваш

ребёнок

слушать

и

выполнять

требования

(указания)

взрослого?
*Возьмите тетрадный лист в клетку и предложите ребёнку порисовать красивые узоры. - Ты помнишь, где у тебя правая рука? Ну-ка вытяни её в сторону. Куда она показывает? На дверь. Значит, когда я скажу провести линию направо, ты проведёшь её в сторону двери. А если налево, то в сторону окна. Длину линии определим по количеству клеток. Теперь покажите ребёнку, откуда нужно начать рисунок и диктуйте: -Одна клетку вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна – направо и т.д. При правильном выполнении диктанта должен получиться такой узор. Если ребёнок допускает ошибки, поправьте его, сказав, что этот узор тренировочный. Главное, чтобы он понял инструкцию. Пусть самостоятельно доведёт рисунок до конца строки. Затем диктуйте следующий: две клетки вверх, одна клетка направо. Одна клетка вверх. Две клеточки направо. Одна вниз и.т.д. Дальше рисуй сам. Вот такие три рисунка, не считая тренировочного: Ваша задача – дать ребёнку правило такой работы, а затем натренировать его (выработать навык таких действий без помощи взрослого). Теперь оценим результаты. Сначала работу по вашим указаниям:  Безошибочное воспроизведение с голоса – 4 балла.  Одна-две ошибки – 3 балла.  Свыше 3-х ошибок – 2 балла.  Если ошибок больше, чем правильных участков – 1 балл.  Нет правильных участков – 0 баллов. Теперь сложите все баллы. К концу 7-го года, за 2-3 месяца до школы, эта цифра должна составлять не менее 7 баллов. Оценки самостоятельного продолжения узоров несколько ниже: норма – 5 баллов.
2.

Развита ли у вашего ребёнка механическая память?
Вы зачитываете 10 слов, не связанных между собой по смыслу. Большинство должно быть односложными (состоящими из 1 слога), но 2-3 могут быть двусложными. Например: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын.
Теперь попросите ребёнка их повторить. Во время выполнения всех заданий ничто не должно отвлекать внимание проверяемого. Итак, малыш вспомнил несколько слов, и уже никакие ваши подбадривания не помогут ему вспомнить ещё что-то. Прочитайте все слова снова и попросите ребёнка вспомнить и названные, и новые. Как правило, но со второго чтения, ребёнку не удаётся запомнить все слова, тогда вы читаете их третий раз, а если нужно, то и четвёртый. На листке фиксируете результаты всех 4-х проверок. Пятую проверку проводите через час после заучивания. О хорошей памяти говорят следующие показатели:  С первого раза ребёнок запомнил не менее 5 слов.  В итоге (после 3-4 чтений) выучено 9-10 слов.  За час забыто не более 2-х слов из выученных.  По ходу выучивания не было провалов, когда ребёнок после одного из чтений вспоминал меньше слов, чем после предыдущего. В большинстве случаев наличие провалов – признак переутомления.  Чтобы получить объективную, а не случайную картину, проверку можно повторить через несколько дней с новым набором слов.
3.

Развита ли у вашего ребёнка логическая память?
Дайте ребёнку бумагу и карандаш и объясните, что вы хотите посмотреть, как он умеет помогать себе запоминать слова. - Я буду говорить слова, а ты к каждому из них быстро сделай рисунок. Не важно, будет ли он хорош, - главное, чтобы он помог напомнить тебе слова. Для запоминания предлагается 10-12 слов и словосочетаний: грузовик, умная кошка, тёмный лес, день, весёлая игра, мороз, капризный ребёнок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка. Каждое следующее слово говорите только тогда, когда рисунок будет выполнен. Если ребёнок говорит, что не знает, как нарисовать, объясните ему, что нужна картинка, напоминающая предмет, а не воспроизводящая сам предмет. После выполнения всех заданий рисунки забираются. Через час-полтора, показывая каждый из сделанных рисунков, вы спрашиваете, для какого он слова. Не поправляйте ребёнка, если он вспомнил неверно, а задайте дополнительные вопросы: - Нет, тут было не «дети играют», а как? - Игра! - Правильно, а какая игра? Главное: понял ли ребёнок, что рисунки должны стать средством запоминания слов. Непонимающий этого уже в самом процессе рисования забывает заданное слово. Обычно в таких случаях рисунки бывают крупными и подробными, с большим количеством деталей, не относящихся к заданным словам. Когда деятельность ребёнка выглядит так, нет смысла давать ему весь список слов, достаточно2-3 слов. Опосредованная память и способность к использованию психологических средств у таких детей развита недостаточно. В 6-летнем возрасте встречается частичное понимание задания, т.е. пока ребёнок рисует (схематично, некрупно), он помнит заданное слово, но позднее воспроизвести его не может. Такой уровень приемлем, если до поступления в школу осталось не менее полугода и больше. Используйте эти занятия для развития способностей будущего школьника. Если же остаётся всего 1-2 месяца, то можно опасаться трудностей с
запоминанием учебного материала. С первых же дней следите, насколько хорошо запоминает и понимает ребёнок учебный материал, сразу же повторите объяснение, если оно забыто. Трудности в выполнении этого задания могут быть обусловлены непониманием отличия слова от предмета, его обозначающего. Узнать это можно, предложив ребёнку ответить на вопрос: какое слово длиннее? Предложите такие пары слов:  Карандаш – карандашик  Червячок – змея  Усики – усы  Кот – котёнок  Хвост – хвостик Перед заданием непременно объясните ребёнку, что слово – это не вещь. Его можно написать, но не съесть, не передвинуть, не потрогать (приведите примеры). Если ребёнок не различает слово и предмет, то выбирать он будет по зрительным представлениям (змея длиннее червячка) Нормально развитый ребёнок даёт правильный ответ на вопрос: какое слово длиннее? Он может объяснить, что в нём «больше букв» или «к слову приклеен хвостик» (уменьшительный суффикс) и т.д.
4.

Владеет ли ваш ребёнок арифметическими операциями?
К концу дошкольных лет ребёнок должен свободно пересчитывать предметы в пределах 10, разбираться в понятиях «больше», «меньше», «столько же». Проверьте, может ли он складывать и вычитать. Возьмите коробок спичек и скажите: - Здесь лежат три спички. Затем покажите ему 2 спички и спросите: - Сколько их? Получив ответ, положите их в коробку и спросите: - Сколько теперь в коробке? Проделайте эту процедуру с разным количеством спичек, затем скажите: - В коробке 6 спичек. На глазах у ребёнка выньте 2 спички и спросите: - Сколько спичек осталось? Главное, чтобы он не видел содержимое коробки. Ребёнок должен уметь прибавить 1, 2, 3 к любому числу от 1 до 7, или вычесть столько же из любого числа от 4 до 10. Если счётные операции сформированы в пределах 5-6, то это тоже не страшно. Хуже, если ребёнок вообще не способен проводить такие операции, не видя одного из слагаемых, - если ему обязательно нужно самому пересчитать спички, лежащие в коробке.
5.

Готов ли ваш ребёнок к овладению письмом?
Предложите ребёнку нарисовать несколько узоров. Начальную их часть нарисуйте сами. Для этого задания используйте нелинованную бумагу. На этом рисунке показано, как выполняет работу ребёнок, готовый к обучению письма.
А вот так выглядят узоры, нарисованные ребёнком, плохо управляющим движением своей руки. Все предлагаемые задания должны выполняться не чаще раза в 3-4 месяца, чтобы оставаться для ребёнка малознакомыми.
Задания на проверку готовности к школе.

(Проверка памяти и мелкой моторики).



Критерии оценки
(задания ребёнку)
Готов

Не готов
1. Попросите ребёнка срисовать какую-нибудь простую картинку. уверенно и правильно держит карандаш, линии чёткие, соединения точные карандашом работает плохо, линии рисует «лохматые», соединения неточные 2 Поговорите с ребёнком. Что он знает о себе, о своей семье? Может рассказать о себе, знает, как зовут, чем занимаются его родители. Не может рассказать ничего, кроме своего имени, не знает, кем работают его родители. 3 Предложите запомнить 10 картинок с изображением предметов (можно из лото) Запоминает 4-6 картинок, посмотрев 1 раз. Запоминает 8-10 картинок, посмотрев 3-4 раза. Через час может вспомнить 5-10 картинок. Запоминает
меньше 3
картинок, посмотрев 1 раз. Запоминает
не более 5
картинок, посмотрев 3-4 раза. Через час вспоминает
не

более 3
картинок. 4 Прочитайте ребёнку короткий рассказ с интересным сюжетом и попросите пересказать. Пересказывает близко к тексту, выделяет основную мысль, правильно строит фразы. Не может пересказать. На наводящие вопросы отвечает «да», «нет». Фразы строит грамматически неправильно.


В раздел образования