Напоминание

Индивидуальная рабочая программа работы с одарёнными детьми "Путь к успеху"


Автор: Костенко Ирина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №18
Населённый пункт: станица Новомалороссийская Выселковского района Краснодарского края
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Индивидуальная рабочая программа работы с одарёнными детьми "Путь к успеху"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 18 станицы Новомалороссийской муниципального образования Выселковский район

Программа принята на Методическом совете МБОУ СОШ №18 Протокол № ___от _________2012г.
УТВЕРЖДАЮ:
директор МБОУ СОШ №18 ____________________И.Г.Гребенюк «____»_____________ 2012 г.
Программа
работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе
«Путь к успеху»
на 2012-2017 годы

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование

программы
Работа с одаренными детьми по русскому языку и литературе на 2012- 2017 годы
Основной разра-

ботчик програм-

мы
Костенко И.А.– учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория
Цель програм-

мы
Создание системы условий, направленных на поддержку и развитие одарённых детей.
Задачи програм-

мы
1. Стимулировать интеллектуальное развитие обучающихся. 2. Создать условия, обеспечивающие развитие системы иссле- довательской деятельности учащихся в целях повышения эф- фективности образовательной деятельности в области фило- логической направленности. 3. Обеспечить участие одаренных детей в предметных олимпиа- дах всех уровней. 4. Оказать педагогическую поддержку талантливым детям 5-9 классов.
Основные

направления

программы
1) подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе; 2) исследовательская деятельность учащихся; 3) интеллектуальные и творческие конкурсы; 4) клубная деятельность
Основные ис-

полнители про-

граммы
- учитель русского языка и литературы Костенко И.А.
Принятие про-

граммы
31.05.2012 г.
Ожидаемые ре-

зультаты про-

граммы
- положительное изменение качественных характеристик участия обучающихся в предметных олимпиадах и НПК, интеллектуальных конкурсах; рост численности обучающихся и, принимающих участие в олимпи- адном движении, исследовательской деятельности.
Сроки и этапы

реализации про-

граммы
I. Организационный этап (май 2012-сентябрь 2012г.) II. Практический этап (сентябрь 2012 -март 2017 г.) III. Обобщающий этап (апрель 2017 – май 2017г) Приоритетный национальный проект «Образование», национально-образовательная ини- циатива «Наша новая школа» предусматривают мероприятия по государственной поддержке способной и талантливой молодёжи, что актуализирует проблему методического сопровожде- ния деятельности педагогов, работающих со способными и одарёнными детьми в условиях школьного образования. Анализ результатов предметных олимпиад на муниципальном, регио- нальном уровнях показал необходимость в разработке программы по работе с одаренными детьми в области филологии.
Целью программы является:
создание системы условий, направленных на поддержку и развитие одарённых детей.
Задачи:

1. Стимулировать интеллектуальное развитие обучающихся. 2. Создать условия, обеспечивающие развитие системы исследовательской деятельности учащихся в целях повышения эффективности образовательной деятельности в области филологической направленности. 3. Обеспечить участие одаренных детей в предметных олимпиадах всех уровней. 4. Оказать педагогическую поддержку талантливым детям 5-11 классов..
Основные направления программы
Реализация настоящей программы предполагает комплекс мероприятий: 1) подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе; 2) исследовательская деятельность учащихся; 3) интеллектуальные и творческие конкурсы; 4) клубная деятельность
Этапы реализации:

I. Организационный этап
(май 2012-сентябрь 2017г.) Данный этап включает в себя программное обоснование работы с одаренными детьми, анализ банка «Участники олимпиадного движения», повышение компетенции педагога в работе с одарёнными детьми через самообразование.
II.
Практический этап (сентябрь 2012 -март 2017 г.) Данный этап предполагает: реализацию индивидуальной программы педагога по работе с одаренными детьми; прохождение курсов повышения квалификации педагога по вопросам под- готовки обучающихся к олимпиадам, участие педагога в работе экспериментальной площадки по теме «Разработка модели воспитательно-образовательного процесса в гимназии, направлен- ного на выявление и развитие одарённых детей», расширение форм работы с одарёнными детьми.
III. Обобщающий этап
(апрель 2017 – май 2017г) На данном этапе предполагается: соотнесение результатов реализации программы с по- ставленными целями, распространение опыта работы педагога, проектирование перспектив, путей и способов дальнейшей работы по поддержке и развитию одаренных детей.
Результатом реализации программы
должно стать:  положительное изменение качественных характеристик участия обучающихся в предмет - ных олимпиадах и НПК, интеллектуальных конкурсах;  рост численности обучающихся и, принимающих участие в олимпиадном движении, иссле - довательской деятельности, интеллектуальных конкурсах.
Исходные теоретические положения
В ходе работы по развитию программы и ее психолого-педагогического аспекта авторским коллективом проанализированы различные
теоретические подходы к психологическому пони-

манию одаренности
. В рамках
деятельностного подхода
в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.) одаренность понимается как совокупность особенностей личности, позволяющая достичь высоких результатов в какой-либо деятельности. По этим результатам она и оценивает- ся, подразделяясь на
общую
(проявляющуюся в широком спектре разнообразной деятельности) и
специальную
(проявляющуюся в конкретных видах деятельности). Одаренность проявляется не только в высоком уровне конечного результата, но и в
твор-

ческом характере самого процесса деятельности
по его достижению. Эта деятельность ода- ренной личности нестандартна, включает новые способы, непохожие на уже известные. И.Я. Лернер выделяет
интеллектуальную
и
творческую
одаренность. Похожих взглядов придерживался автор концепции
творческого мышления
П. Торренс, утверждавший на осно- вании экспериментальных данных, что способности к созданию творческих продуктов (креатив- ность) довольно слабо коррелируют с общими интеллектуальными способностями. Наличие указанных двух видов одаренности подтверждается исследованиями Д. Гилфорда, Д. Б. Богояв- ленской и др. Для создания готового творческого продукта требуются оба типа способностей.
По А.М. Матюшкину, основа одаренности личности –
творческий потенциал
, заложен- ный в каждом ребенке и развивающийся по мере взросления при создании соответствующих условий.
Признаки одаренности
по Матюшкину: доминирующая роль познавательной мотива- ции, исследовательская творческая активность, способности к достижению нестандартных ре - шений и прогнозированию. Н.С. Лейтес подчеркивает, что формирование и рост способностей
всегда
происходит в
со-

циальной среде
, где исключительные задатки могут как развиться, так и деградировать. В.Т. Кудрявцев отмечал, что развитие способностей происходит в процессе
разрешения

проблемных ситуаций
, причем у ребенка развивается
особый стиль умственной деятельно-

сти
, исследовательская
активность и самостоятельность
. По В.С. Мерлину, общие способности могут развиваться на основе разных задатков и
до-

стигать высокого уровня развития разными путями
за счет
компенсаторных механизмов
в рамках индивидуального стиля деятельности. Дж. Рензулли включает в понятие одаренности
три характеристики личности
: высоко- развитые интеллектуальные способности, творческий подход, а также высокий уровень мотива- ции и настойчивости в решении поставленных задач. А. Шведел рассматривает одаренность как постепенно развивающееся
свойство человека

в контексте системы «человек-среда»
, в становлении которого играет значительную роль ран- ний детский опыт. Особенности одаренных детей и проблемы их обучения и воспитания вытекают из
дисба-

ланса их развития
. Интеллектуальные и творческие способности таких детей часто опережают по темпам роста нравственное, физическое и эмоциональное развитие. Поэтому многие требо - вания к детям со стороны взрослых, опирающихся на их выдающиеся способности, завышены, что приводит к необходимости
коррекционной
работы. Обобщая приведенные выше положения можно сказать, что одаренность понимается как совокупность задатков общих и специальных способностей, развитие и проявление которых за - висит от
факторов социальной среды, воспитания, мотивации и собственной активности

личности
. Одаренность, с одной стороны, можно рассматривать как уникальное свойство, что фикси - руется понятиями «высокая одаренность», «одаренный ребенок», а с другой –
как общее свой-

ство всех детей, выявленное и проявленное у каждого ребенка в разной степени и в разных

областях под влиянием среды и воспитания.
Нас интересует, прежде всего, одаренность во втором из указанных пониманий. Это понимание, очевидно, шире и включает высокую одарен- ность как один из крайних вариантов. Специфический компонент профессиональной квалификации педагога, работающего с одаренными детьми, предполагает наличие психолого-педагогических знаний, умений и навы - ков, соответствующих требованиям педагогики и психологии одаренности; профессионально- личностную позицию педагога, позволяющую предоставлять учащимся свободу учиться; такие личностные качества педагога, как высокие уровни развития познавательной и профессиональ- ной мотивации, эмпатии, высокая и адекватная самооценка, стремление к личностному росту и т. д.
Направление

1
-
«Научно-методическое сопровождение одаренных де-

тей»

Задачи:
1. Повысить компетенцию педагога в работе с одарёнными детьми. № п/ п Мероприятия Сроки Исполнители Планируемый ре- зультат 1. Создание банка электронных мате- риалов заданий предметных олим- пиад 2012-2013 г. Костенко И.А. Банк элект рон- ных материалов
(приложение 1)

2. Создание банка нестандартных зада- ний по русскому языку и литературе 2012-2013г. Костенко И.А. Банк нестандарт- н ы х з а д а н и й (
приложение 2)
3. Разработка индивидуальных планов сопровождения победителей и при- зеров предметных олимпиад Апрель-май 2012 года Костенко И.А. Индивидуальные планы
(приложе-

ние 3)
4. Разработка мониторинга результа- тивности работы с одаренными детьми 2012-2017г. Костенко И.А. Мониторинг 5. Разработка методических материа- лов, рекомендаций по подготовке де- тей к предметным олимпиадам 2012-2017 г. Костенко И.А. Сборник методи- ческих материа- лов, рекоменда- ций 6. Участие педагога в работе экспери- ментальной площадки по теме «Раз- работка модели воспитательно- образовательного процесса в гимна- зии, направленного на выявление и развитие одаренных детей» 2012-2017 г. Костенко И.А. Программа рабо- ты с одаренными детьми 7. Проведение заседаний методиче- ского объединения по работе с ода- ренными детьми ежегодно Костенко И.А. Решение МО 8. Изучение, анализ школьных про- грамм по работе с одаренными детьми ежегодно Костенко И.А.
Направление 2 - «Организационно-методическое сопровождение

одаренных детей»

Задачи:
1.Разработать систему мероприятий, направленных на развитие одарённости. № п/ п Мероприятия Сроки Исполнители Планируемый результат 1. Участие обучающихся в школьных пред- метных олимпиад Октябрь Руководитель МО Направление учащихся на районные, региональные олимпиады 2. Организация участия обучающихся в:  Эвристических школьных олимпиа- дах,  Дистанционных всероссийских олим- пиадах,  Всероссийских молодежных чемпио- натах,  Интеллектуальных конкурсах («Рус- ский медвежонок») 2012-2017 гг. Костенко И.А., Каневцова Л.А. 3. Индивидуальные занятия с обучающими- ся по индивидуальной образовательной траектории 2012-2017 Костенко И.А. 4. Внедрение проблемно- исследователь- ских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у уча- щихся творческое и исследовательское == Костенко И.А.
мышление
Направление 3 - «Аналитическое сопровождение одаренных детей»

Задачи:
1.Создание условий, обеспечивающих открытость информационного пространства по работе с одаренными детьми № п/п Мероприятия Сроки Исполнители Планируемый результат 1. Анализ результатов работы с одарен- ными детьми на предметных МО. 2012-2017 гг Руководитель МО Аналитиче- ские материа- лы
Направление 4 - «Стимулирование одаренных детей к участию

в предметных олимпиадах»

Задачи:
1. Совершенствовать систему поощрения одарённых детей. № п/п Мероприятия Сроки Исполнители Планируемый результат 1. Создание портфолио одаренных де- тей 2012-2017 г. Классные руково- дители, Костенко И.А. Портфолио 2. Награждение родителей благодар- ственными письмами, благодарно- стями Декабрь, май Классные руково- дители, Костенко И.А
Направление 5 - «Сотрудничество со школами интеллектуального разви-

тия»

Задачи:
1. Расширить сотрудничество со школой интеллектуального развития «Пифагор». № п/ п Мероприятия Сроки Исполнители Планируемый результат 1. Сотрудничество со школой развития «Пифагор»:  Выездные сессии,  Зимний лагерь «Пифагор»,  Летний лагерь «Пифагор» 2 раза в год Январь Июль Костенко И.А. Развитие одарённых де- тей При реализации направлений программы применяются различные формы и методики об - разовательной деятельности, к которым относятся такие, как: разработка индивидуальных пла- нов и составление индивидуальных программ обучения; использование современных информа- ционных технологий; занятия по свободному выбору; дифференциация образовательного про- цесса на основе специализации обучения одаренных школьников; использование различных
форм проектной и исследовательской деятельности; сочетание различных форм школьного и внешкольного обучения
Содержание работы по индивидуальным образовательным планам.

1. Подготовка к участию в предметных олимпиадах

по русскому языку и литературе
Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одарен - ным ребенком –
индивидуальные занятия-консультации
с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Поэтому, прежде всего, необходимо:  составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонно - сти, психические особенности;  определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам;  выбрать форму отчета обучающегося по предмету (тесты, вопросы, задания и т.д.) за определенные промежутки времени;  предоставить ученику:  название темы;  план изучения темы;  основные вопросы;  понятия и термины, которые он должен усвоить;  практические работы;  список необходимой литературы;  формы контроля;  задания для самопроверки.  Для
анализа результатов
работы оформить таблицу:  Предмет;  Дата и время консультаций;  Главные рассматриваемые вопросы;  Время работы с темой по программе;  Дополнительные вопросы, не предусмотренные программой;  Невыясненные вопросы. Подобная работа может выполняться и с группой учеников, но при этом должна быть ори- ентирована все же на каждого индивидуально. В качестве
практических заданий
рекомендуется использовать задания предметных олим- пиад по русскому языку и литературе разных уровней. В работе с учащимися основной школы учитель может пользоваться доступными
сборниками олимпиадных задач
, среди которых: 1. Тестовые и олимпиадные задания для старшеклассников и абитуриентов /ред. Т. В. Гу- бернская, И. И. Коган. – СПб.: Азбука, 2004 2. Орг, А.О. Олимпиады по русскому языку. – М.: Просвещение, 1994. 3. Сборники «Русский медвежонок». 4. Умникам и умницам. – ТОИПКРО, 2005 5. Книги из серии «Занимательно о русском языке» и т.п., рекомендуемые ребятам для самостоятельного чтения. 6. Одинцов, В. В. Лингвистические парадоксы/ В. В. Одинцов. – М.: Просвещение, 1988. Большую роль играет в самоподготовке к олимпиадам возможность пользоваться Интерне- том. Здесь существует более 3000 адресов, где публикуются олимпиадные задания. И, конечно же, ребята выполняют задания олимпиад прошлых лет (как муниципального, так и регионального уровня). Программа работы с одаренными детьми предусматривает и так называемый
«олимпиад-

ный тренинг»
, цели и задачи которого следующие:  формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся;  развитие логического мышления в олимпиадных тренингах;
 формирование общеучебных умений – работы с научно-популярной книгой, со справоч - ной литературой;  расширение кругозора, развитие творческих способностей. Тренинг включает работу с понятиями из области  фонетики, орфоэпии(представлены все акцентологически трудные слова);  лексики (калькирование, типы диалектизмов, говоры, вопросы о контекстуальных синонимах и антонимах);  фразеологии (стилистическая окраска, синтаксическая роль устойчивых сочетаний);  морфемики и словообразования (этимология морфем);  морфологии (различие частей речи, отглагольные образования, предикативы, грамма- тическая категория рода, категория вида, категория состояния, категория залога, не - согласованное глагольное сказуемое и т.д.);  синтаксиса (номинативное предложение, обращение, пауза, период, приложения и т.д.). Усвоение теоретических понятий осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении разных видов языко- вого разбора. В 8-9 классах тренинг включает блок вопросов из истории языка: «Теория происхождения языков», «Языковое древо», «Реформы русского языка», «История развития русского литератур- ного языка», «История возникновения письменности», «Языковая картина мира» и др.
2. Исследовательская деятельность учащихся.
Работа педагога по организации исследовательской деятельности направлена на:  развитие рефлексивной деятельности учащихся по осмыслению основных проблем ис- следования;  координацию направлений научно-исследовательской деятельности;  подготовку к участию в научно-исследовательских конференциях. Приобщение к школьной исследовательской практике начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные свои ре - зультаты. Но для того, чтоб иметь эти результаты, следует обладать определенной интеллекту- альной культурой. Исходя из этого, учитель планирует работу по подготовке учащихся к иссле - довательской деятельности. На первом этапе работы педагог должен научить: а) проведя анализ данных, находить взаи - мосвязи и взаимозависимости между ними; б) исходя из имеющихся суждений, делать логиче - ские правильные умозаключения, облекать догадки и предположения в форму гипотез. На вто- ром этапе формируется умение исследовать проблемные ситуации, используя универсальный метод – метод моделирования. На третьем этапе происходит знакомство с методикой обработки информационных данных. Такая деятельность, в особенности на своих начальных порах, долж- на быть направлена на достижение понятных школьнику целей, он сам должен почувствовать «вкус» к такой работе, занимаясь конкретными исследованиями, решая понятные для него твор - ческие задачи. Желательно чтобы ребята, приобщаясь к научно-исследовательской работе, двигались по своеобразной лестнице. На первой ее ступеньке, изучая конкретную проблему, фиксируется, ис- ходя из литературного обзора, достигнутый уровень знаний по ней. Здесь же учащиеся, исполь - зуя метод сравнения, могут аргументировано высказать свое собственное мнение об изучаемой проблеме. Итогом такой исследовательской деятельности является соответствующая рефератив- ная работа. На следующей ступеньке этой лестницы находятся исследовательские работы, т.е. творче - ские работы, выполненные с помощью корректной, с научной точки зрения, методики, имею - щие свои собственные исходные данные, на основании которых и делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.
В процессе исследовательской деятельности обучающихся используются следующие
учеб-

ные приемы:
 выделение основной проблемы в предложенной ситуации;  определение темы и цели исследования;  формулирование и отбор полезных гипотез;  определение пригодности выбранной для проверки гипотезы;  разграничение допущений и доказанных положений;  планирование проверки гипотезы;  планирование результата;  составление схем, таблиц для выявления закономерностей, обобщений, систематиза- ции полученных результатов исследования;  установление связи полученных данных с поставленной проблемой;  систематизация фактов, явлений;  интерпретация данных;  использование обобщений и абстрагирования, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции;  установление аналогий;  формулирование определений и выводов на основе теоретических и фактических ис- следований;  решение задачи в новой ситуации;  написание творческого сочинения, реферата.
Учебно-тематическое планирование
исследовательской деятельности школьников можно представить следующим образом:
Название

раздела, тема

Практическая

часть

Форма

контроля

1

3

4

Основные виды творческо-исследовательских ра-

бот и особенности их выполнения.
1. Особенности научного стиля. 2. Подготовка доклада. 3. Правила составления аннотации, тезисов, науч- ной статьи, эссе. 4. Реферат. 5. Оформление стенда. Составление аннота- ции, тезисов. Написа- ние эссе. Проверка работ.
Исследовательские умения.

1.
Исследовательские умения: анализ, обобщение, выявление закономерностей, сравнение, причин- но – следственные связи.
2.
Исследовательские умения: выдвижение и обос- нование гипотезы.
3.
Исследовательские умения: оценка собствен- ной деятельности, рецензирование работ. Выполнение упражне- ний, заданий. Решение исследова- тельских задач. Написание рецензии Проверка упраж- нений, заданий. Проверка реше- ний задач. Проверка рецен- зии.
Работа с литературными источниками.

1.
Работа с каталогом.
2.
Работа со справочной литературой.
3.
Компьютерные энциклопедии по лингвистике и литературе.
4.
Интернет как источник информации.
5.
Этапы работы с литературными источниками. Практическая работа в школьной библиотеке. Практическая работа в компьютерном классе.
Этапы выполнения научно – исследователь-

ской работы.

1.
Выбор темы исследования, определение ее акту-
альности. Постановка цели и задач исследова- ния.
2.
Определение объекта и предмета исследова- ния. Выдвижение гипотезы
3.
Изучение научной литературы по теме исследова- ния.
4.
Выполнение практической части исследова- тельской работы.
5.
Анализ результатов. Выводы. Проверка выпол- нения работы. Проверка выпол- нения работы.
Основные требования к структуре и оформлению

научно-исследовательских работ
1. Правила оформления исследовательской работы. 2. Оформление титульного листа и «Содержания» 3. Разделы «Введение» и «Заключение». 4. Оформление списка литературы. 5. Оформление ссылок. 6. Оформление приложения. Оформление «Содер- жания» Написание разделов. Оформление списка литературы. Оформление приложе- ния Проверка выпол- нения работы
Научный доклад – итог исследовательской рабо-

ты школьника.
1. Требования к докладу. Критерии оценки доклада. 2. Оформление к докладу. Защита реферата на НПК
Подведение итогов.
1. Обсуждения. Рефлексия. 2. Планирование на будущий год. Рефлексия
3. Интеллектуальные и творческие конкурсы
На развитие одаренности направлена и работа по подготовке обучающихся к интеллекту - альным и творческим конкурсам:  игра-конкурс «Русский медвежонок»;  филологический чемпионат;  конкурс «Проба пера»;  интернет-конкурс «Карусель»;  интеллектуальный марафон. Подготовка предполагает анализ заданий предыдущих конкурсов, систематизацию ЗУН обучающихся по всем разделам школьного курса русского языка и литературы, а также за рам- ками школьной программы по предметам.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ

НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

Вид деятельности

Участники

сентябрь
Открытие литературного клуба «Свеча» Учащиеся 5-10 классов
октябрь
Школьные олимпиады по русскому язы- ку и литературе Ильясевич А. , Головешкин Д.,Фоминова В.., -6б., Кальчевская Е., Понарина П., - 7 кл. Школьный интеллектуальный марафон знаний Учащиеся 6б, 7-го, 9-го кл.
ноябрь
Игра-конкурс «Русский медвежонок» Учащиеся 6 а,б,в; 7а,б
декабрь
Молодежный филологический чемпионат Ильясевич А., Фоминова В., Королева Д., Кальчевская Е., Понарина П.
январь
Дистанционная эвристическая олимпиа- да по русскому языку Кальчевская Е.
февраль
Школьная научно-практическая конфе- ренция Королева Д., Ильясевич А., Кальчевская Е. Дистанционная эвристическая олимпиа- да по русскому языку Фоминова В., Понарина П., Кальчевская Е.
март
Подготовка и проведение предметной не- дели Учащиеся 6б класса
апрель
Муниципальная научно-практическая конференция Королева Д., Ильясевич А., Кальчевская Е. Дистанционная эвристическая олимпиа- да по русскому языку Головешкин Д., Фомнова В., Королева Д.
май
Конкурс «Подвижники земли русской» Выпуск альманаха литературного клуба «Свеча» Члены литературного клуба
Индивидуальные планы работы с одаренными детьми

Тематический план для обучающихся 6 класса
. Разделы. Количе- ство ча- сов. 1 Словообразование. 12 2 Лексика. 9
3 Фразеологизмы. 7 4 Всеобщий язык - эсперанто. 2 5 Практическая работа. 4 Итого. 34
Календарно-тематический план.
№ Разделы, темы занятий. Количе- ство ча- сов Дата. Словообразование. 1-2 Аффиксация – основной способ обогащения лексики. 2 3-4 Словосложение. Буквенные сокращения. 2 5 Этимологический анализ слова. 1 6 Происхождение собственных и нарицательных слов. 1 7 Образные нарицательные слова. 1 8 Создатели слов – истории, факты. 1 9 Авторские слова. 1 10 Иноязычные слова и выражения в языке. 1 11-12 Роль иноязычных элементов в образовании слов в языке. 2 Лексика. 13-14 Многоликие слова языка. 2 15-16 Омонимы, омоформы, омофоны, омографы. 2 17-18 Синонимические ряды. 2 19-20 Антонимы. 2 21 Паронимы языка. 1 Фразеологизмы. 22-23 Фразеологические сочетания, единства, сращения, идиомы, выражения. 2 24-25 Фразеологизмы – термины. 2 26 Многозначность фразеологизмов. 1 27 Фразеологизмы омонимы. 1 28 Фразеологизмы синонимы, антонимы. 29-30 Всеобщий язык эсперанто. 2 30-34 Практические занятия. Решение занимательных задач. 4 34ч
Литература.
1. Большой справочник. Русский язык для школьников и поступающих в вузы. Москва. Из - дательский дом «Дрофа». 2000. 2. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. Москва «Просвещение» 1995. 3. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. Москва «Просвещение» 1982. 4. Корсаков В.А. Занимательные задачи и упражнения по лексике и фразеологии. Йошкар – Ола «Стезя» 1992. 5. Малюгина В.А. Олимпиады по русскому языку 7-8 классы. Москва «Вако» 2016. 6. Интернет – ресурсы.

Тематический план для обучающихся 7 класса.
Разделы Количество часов 1 Культура речи. 1 2 Текст, его строение. Типы речи. 2 3 Изобразительно-выразительные средства языка. 10 4 Стили языка и речи. 17 5 Развитие речи. 4 Итого 34
Календарно-тематический план.
№ Разделы, темы занятий Количе- ство ча- сов. Дата. 1 Культура речи. 1 2-3 Текст, его строение. Типы речи. 2 Изобразительно-выразительные средства языка. 4 Звуковые средства языка: аллитерация, ассонанс. 1 5 Лексические выразительные средства языка, тропы: аллегория, гипербола, ирония, лексический повтор, литота, метафора, метонимия. 1 6 Тропы: окказионализмы, олицетворение, перифраз, сарказм, синекдоха, сравнение, эпитет. 1 7 Практическая самостоятельная работа 1 8 Синтаксические выразительные средства языка, фигу- ры речи: антитеза, инверсия, градация, оксюморон, парцелляция, анафора, эпифора. 1 9 Фигуры речи: риторический вопрос, риторическое об- ращение, эллипс, лексический повтор, вопросно- ответная форма изложения, синтаксический паралле- лизм, однородные члены предложения. 1 10-11 Практическая работа по определению фигур речи в тексте. 2 12 Средства выразительности речи: синонимы, контекст- ные синонимы, антонимы, контекстные антонимы, диалектизмы, фразеологизмы. 1 13 Практическая работа по теме. 1 Стили языка и речи. 14 Научный стиль. Основные признаки научного стиля. 1 15 Лексические особенности научного стиля. 1 16 Морфологические особенности научного стиля. 1 17 Синтаксические особенности научного стиля. 1 18 Публицистический стиль, основные признаки стиля, лексические особенности стиля. 1 19. Средства эмоциональной выразительности в публици- стическом стиле речи. 1 20. Синтаксические особенности публицистического сти- 1
ля. 21-24. Жанры публицистического стиля речи: путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк, устное выступление, доклад, дискуссия. 4 25 Официально-деловой стиль. 2 26 Разговорный стиль речи. 1 27 Лексические и синтаксические особенности разговор- ного стиля. 1 28 Художественный стиль речи. 1 29-30 Лексические и синтаксические особенности художе- ственного стиля. 2 31-34 Развитие речи. Создание творческих работ. 4 34ч
Литература.
1. Власенков А.И. Русская словесность 5-11 классы. Москва 1995. 2. Русский язык. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. Москва. 3. Издательский дом «Дрофа» 1999. 4. Лосева С.П. Сборник упражнений по стилистике русского языка. Йошкар - Ола. Марий- ский институт образования, 1998. 5. Интернет - ресурсы.
Тематический план для учащихся 8 класса.
Разделы. Количество часов 1 Язык как системно – организованное многоуровневое образование. 2 2 Славяне, их языки и письменность. 5 3 Морфемика и словообразование русско- го языка. 5 4 Морфология и орфография русского языка. 6 5 Синтаксис и пунктуация русского языка. 7 6 Речеведение и стилистика русского язы- ка 4 7 Лексиграфия. Словари русского языка. 5
Календарно-тематический план.
Разделы, темы занятий. Количество часов. Дата. Язык как системно – организованное многоуровне- вое образование. 1-2 Теория происхождения языка. Классификация язы- ков. 2 3 Формы национального языка. 1
Славяне, их языки и письменность. Фонетико – гра- фическая система. 4 Из истории славянской письменности. Развитие ки- риллицы. 1 5 Задания связанные с историей русской графики. 1 6 Исторические чередования в составе русского языка. 1 7 Исторические процессы, отражённые в слове. 1 8 Периоды интенсивного вхождения в русский язык заимствованных единиц. 1 Морфемика и словообразование. 9-10 Сложные вопросы теории морфемики и словооб- разования. 2 11- 13 Решение лингвистических заданий данной тематики. 3 Морфология и орфография русского языка. 14- 15 Из истории русской орфографии, её принципы. Связь правописания с морфологией. 2 16- 17 Основы классификации частей речи. Проблемы раз- граничения частей речи. 2 18- 19 Решение задач морфологического, орфографическо- го характера. 2 Синтаксис и пунктуация русского языка. 20- 21 Единицы синтаксиса, виды синтаксической связи. Сложные положения грамматики. 2 22- 23 Связь синтаксиса с пунктуацией. Сложные случаи расстановки знаков препинания. 2 24- 26 Решение задач на знание грамматической теории, синтаксических и пунктуационных норм. 3 Речеведение и стилистика русского языка. 27- 28 Методика анализа и создание текстов разных типов. Отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. 2 29- 30 Практическая работа по написанию творческих ра- бот. 2 Лексиграфия. Словари русского языка. 31 Выдающиеся словари русского языка. 1 32 Классификация словарей. Их источниковедческие возможности. 1 33- 34 Решение лингвистических задач по данной тематике. 2 34ч
Литература.
1. Иванов В.В. Потих З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. Пособие для учителей. Москва «Просвещение» 1985. 2. Вялкова Г.М. Чернова Т.А Олимпиады по русскому языку и литературе 9-11 классы. Москва «Вако» 2014. 3. Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой. Москва «Просвещение» 1988. 4. Власенков А.И. Русская словесность 5-11 классы. Москва 1995. 5. Интернет – ресурсы.


В раздел образования