Индивидуальная рабочая программа работы с одарёнными детьми "Путь к успеху"
Автор: Костенко Ирина Александровна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СОШ №18 Населённый пункт: станица Новомалороссийская Выселковского района Краснодарского края Наименование материала: Рабочая программа Тема: Индивидуальная рабочая программа работы с одарёнными детьми "Путь к успеху" Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 18
станицы Новомалороссийской
муниципального образования Выселковский район
Программа принята на
Методическом совете
МБОУ СОШ №18
Протокол № ___от _________2012г.
УТВЕРЖДАЮ:
директор МБОУ СОШ №18
____________________И.Г.Гребенюк
«____»_____________ 2012 г.
Программа
работы с одаренными детьми
по русскому языку и литературе
«Путь к успеху»
на 2012-2017 годы
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование
программы
Работа с одаренными детьми по русскому языку и литературе на 2012-
2017 годы
Основной разра-
ботчик програм-
мы
Костенко И.А.– учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория
Цель програм-
мы
Создание системы условий, направленных на поддержку и развитие
одарённых детей.
Задачи програм-
мы
1.
Стимулировать интеллектуальное развитие обучающихся.
2.
Создать условия, обеспечивающие развитие системы иссле-
довательской деятельности учащихся в целях повышения эф-
фективности образовательной деятельности в области фило-
логической направленности.
3.
Обеспечить участие одаренных детей в предметных олимпиа-
дах всех уровней.
4.
Оказать педагогическую поддержку талантливым детям 5-9
классов.
Основные
направления
программы
1) подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку
и литературе;
2) исследовательская деятельность учащихся;
3) интеллектуальные и творческие конкурсы;
4) клубная деятельность
Основные ис-
полнители про-
граммы
- учитель русского языка и литературы Костенко И.А.
Принятие про-
граммы
31.05.2012 г.
Ожидаемые ре-
зультаты про-
граммы
- положительное изменение качественных характеристик участия
обучающихся в предметных олимпиадах и НПК, интеллектуальных
конкурсах;
рост численности обучающихся и, принимающих участие в олимпи-
адном движении, исследовательской деятельности.
Сроки и этапы
реализации про-
граммы
I.
Организационный этап (май 2012-сентябрь 2012г.)
II.
Практический этап (сентябрь 2012 -март 2017 г.)
III.
Обобщающий этап (апрель 2017 – май 2017г)
Приоритетный национальный проект «Образование», национально-образовательная ини-
циатива «Наша новая школа» предусматривают мероприятия по государственной поддержке
способной и талантливой молодёжи, что актуализирует проблему методического сопровожде-
ния деятельности педагогов, работающих со способными и одарёнными детьми в условиях
школьного образования. Анализ результатов предметных олимпиад на муниципальном, регио-
нальном уровнях
показал необходимость в разработке программы по работе с одаренными
детьми в области филологии.
Целью программы является: создание системы условий, направленных на поддержку
и развитие одарённых детей.
Задачи:
1.
Стимулировать интеллектуальное развитие обучающихся.
2.
Создать условия, обеспечивающие развитие системы исследовательской деятельности
учащихся в целях повышения эффективности образовательной деятельности в области
филологической направленности.
3.
Обеспечить участие одаренных детей в предметных олимпиадах всех уровней.
4.
Оказать педагогическую поддержку талантливым детям 5-11 классов..
Основные направления программы
Реализация настоящей программы предполагает комплекс мероприятий:
1) подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе;
2) исследовательская деятельность учащихся;
3) интеллектуальные и творческие конкурсы;
4) клубная деятельность
Этапы реализации:
I. Организационный этап (май 2012-сентябрь 2017г.)
Данный этап включает в себя программное обоснование работы с одаренными детьми,
анализ банка «Участники олимпиадного движения», повышение компетенции педагога в работе
с одарёнными детьми через самообразование.
II. Практический этап (сентябрь 2012 -март 2017 г.)
Данный этап предполагает: реализацию индивидуальной программы педагога по работе с
одаренными детьми; прохождение курсов повышения квалификации педагога по вопросам под-
готовки обучающихся к олимпиадам, участие педагога в работе экспериментальной площадки
по теме «Разработка модели воспитательно-образовательного процесса в гимназии, направлен-
ного на выявление и развитие одарённых детей», расширение
форм работы с одарёнными
детьми.
III. Обобщающий этап (апрель 2017 – май 2017г)
На данном этапе предполагается: соотнесение результатов реализации программы с по-
ставленными целями, распространение опыта работы
педагога, проектирование перспектив,
путей и способов дальнейшей работы по поддержке и развитию одаренных детей.
Результатом реализации программы должно стать:
положительное изменение качественных характеристик участия обучающихся в предмет -
ных олимпиадах и НПК, интеллектуальных конкурсах;
рост численности обучающихся и, принимающих участие в олимпиадном движении, иссле -
довательской деятельности, интеллектуальных конкурсах.
Исходные теоретические положения
В ходе работы по развитию программы и ее психолого-педагогического аспекта авторским
коллективом проанализированы различные теоретические подходы к психологическому пони-
манию одаренности .
В рамках деятельностного подхода в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, Б.М.
Теплов и др.) одаренность понимается как совокупность особенностей личности, позволяющая
достичь высоких результатов в какой-либо деятельности. По этим результатам она и оценивает-
ся, подразделяясь на общую (проявляющуюся в широком спектре разнообразной деятельности)
и специальную (проявляющуюся в конкретных видах деятельности).
Одаренность проявляется не только в высоком уровне конечного результата, но и в твор-
ческом характере самого процесса деятельности по его достижению. Эта деятельность ода-
ренной личности нестандартна, включает новые способы, непохожие на уже известные.
И.Я. Лернер выделяет интеллектуальную и творческую одаренность. Похожих взглядов
придерживался автор концепции творческого мышления П. Торренс, утверждавший на осно-
вании экспериментальных данных, что способности к созданию творческих продуктов (креатив-
ность) довольно слабо коррелируют с общими интеллектуальными способностями. Наличие
указанных двух видов одаренности подтверждается исследованиями Д. Гилфорда, Д. Б. Богояв-
ленской и др. Для создания готового творческого продукта требуются оба типа способностей.
По А.М. Матюшкину, основа одаренности личности – творческий потенциал , заложен-
ный в каждом ребенке и развивающийся по мере взросления при создании соответствующих
условий. Признаки одаренности по Матюшкину: доминирующая роль познавательной мотива-
ции, исследовательская творческая активность, способности к достижению нестандартных ре -
шений и прогнозированию.
Н.С. Лейтес подчеркивает, что формирование и рост способностей всегда происходит в со-
циальной среде , где исключительные задатки могут как развиться, так и деградировать.
В.Т. Кудрявцев отмечал, что развитие способностей происходит в процессе разрешения
проблемных ситуаций , причем у ребенка развивается особый стиль умственной деятельно-
сти , исследовательская активность и самостоятельность .
По В.С. Мерлину, общие способности могут развиваться на основе разных задатков и до-
стигать высокого уровня развития разными путями за счет компенсаторных механизмов в
рамках индивидуального стиля деятельности.
Дж. Рензулли включает в понятие одаренности три характеристики личности : высоко-
развитые интеллектуальные способности, творческий подход, а также высокий уровень мотива-
ции и настойчивости в решении поставленных задач.
А. Шведел рассматривает одаренность как постепенно развивающееся свойство человека
в контексте системы «человек-среда» , в становлении которого играет значительную роль ран-
ний детский опыт.
Особенности одаренных детей и проблемы их обучения и воспитания вытекают из дисба-
ланса их развития . Интеллектуальные и творческие способности таких детей часто опережают
по темпам роста нравственное, физическое и эмоциональное развитие. Поэтому многие требо -
вания к детям со стороны взрослых, опирающихся на их выдающиеся способности, завышены,
что приводит к необходимости коррекционной работы.
Обобщая приведенные выше положения можно сказать, что одаренность понимается как
совокупность задатков общих и специальных способностей, развитие и проявление которых за -
висит от факторов социальной среды, воспитания, мотивации и собственной активности
личности .
Одаренность, с одной стороны, можно рассматривать как уникальное свойство, что фикси -
руется понятиями «высокая одаренность», «одаренный ребенок», а с другой – как общее свой-
ство всех детей, выявленное и проявленное у каждого ребенка в разной степени и в разных
областях под влиянием среды и воспитания. Нас интересует, прежде всего, одаренность во
втором из указанных пониманий. Это понимание, очевидно, шире и включает высокую одарен-
ность как один из крайних вариантов.
Специфический компонент профессиональной квалификации педагога, работающего с
одаренными детьми, предполагает наличие психолого-педагогических знаний, умений и навы -
ков, соответствующих требованиям педагогики и психологии одаренности; профессионально-
личностную позицию педагога, позволяющую предоставлять учащимся свободу учиться; такие
личностные качества педагога, как высокие уровни развития познавательной и профессиональ-
ной мотивации, эмпатии, высокая и адекватная самооценка, стремление к личностному росту и
т. д.
Направление
Задачи:
1.
Повысить компетенцию педагога в работе с одарёнными детьми.
№
п/
п
Мероприятия
Сроки
Исполнители
Планируемый ре-
зультат
1.
Создание банка электронных мате-
риалов заданий предметных олим-
пиад
2012-2013 г.
Костенко И.А.
Банк
элект рон-
ных материалов
(приложение 1)
2.
Создание банка нестандартных зада-
ний по русскому языку и литературе
2012-2013г.
Костенко И.А.
Банк
нестандарт-
н ы х
з а д а н и й
( приложение 2)
3.
Разработка индивидуальных планов
сопровождения победителей и при-
зеров предметных олимпиад
Апрель-май
2012 года
Костенко И.А.
Индивидуальные
планы (приложе-
ние 3)
4.
Разработка
мониторинга
результа-
тивности
работы
с
одаренными
детьми
2012-2017г.
Костенко И.А.
Мониторинг
5.
Разработка
методических
материа-
лов, рекомендаций по подготовке де-
тей к предметным олимпиадам
2012-2017 г.
Костенко И.А.
Сборник
методи-
ческих
материа-
лов,
рекоменда-
ций
6.
Участие педагога в работе экспери-
ментальной площадки по теме «Раз-
работка
модели
воспитательно-
образовательного процесса в гимна-
зии, направленного на выявление и
развитие одаренных детей»
2012-2017 г.
Костенко И.А.
Программа
рабо-
ты с одаренными
детьми
7.
Проведение
заседаний
методиче-
ского объединения по работе с ода-
ренными детьми
ежегодно
Костенко И.А.
Решение МО
8.
Изучение,
анализ
школьных
про-
грамм
по
работе
с
одаренными
детьми
ежегодно
Костенко И.А.
Направление 2 - «Организационно-методическое сопровождение
одаренных детей»
Задачи:
1.Разработать систему мероприятий, направленных на развитие одарённости.
№
п/
п
Мероприятия
Сроки
Исполнители
Планируемый
результат
1.
Участие обучающихся в школьных пред-
метных олимпиад
Октябрь
Руководитель МО
Направление
учащихся
на
районные,
региональные
олимпиады
2.
Организация участия обучающихся в:
Эвристических
школьных
олимпиа-
дах,
Дистанционных всероссийских олим-
пиадах,
Всероссийских молодежных чемпио-
натах,
Интеллектуальных
конкурсах
(«Рус-
ский медвежонок»)
2012-2017
гг.
Костенко И.А.,
Каневцова Л.А.
3.
Индивидуальные занятия с обучающими-
ся
по
индивидуальной
образовательной
траектории
2012-2017
Костенко И.А.
4.
Внедрение
проблемно-
исследователь-
ских,
проектных
и
модульных
методов
обучения,
развивая
непрерывно
у
уча-
щихся
творческое
и
исследовательское
==
Костенко И.А.
мышление
Направление 3 - «Аналитическое сопровождение одаренных детей»
Задачи: 1.Создание условий, обеспечивающих открытость информационного пространства по
работе с одаренными детьми
№
п/п
Мероприятия
Сроки
Исполнители
Планируемый
результат
1.
Анализ результатов работы с одарен-
ными детьми на предметных МО.
2012-2017 гг
Руководитель МО
Аналитиче-
ские
материа-
лы
Направление 4 - «Стимулирование одаренных детей к участию
в предметных олимпиадах»
Задачи:
1. Совершенствовать систему поощрения одарённых детей.
№
п/п
Мероприятия
Сроки
Исполнители
Планируемый
результат
1.
Создание портфолио одаренных де-
тей
2012-2017 г.
Классные руково-
дители,
Костенко И.А.
Портфолио
2.
Награждение
родителей
благодар-
ственными
письмами,
благодарно-
стями
Декабрь, май
Классные руково-
дители,
Костенко И.А
Направление 5 - «Сотрудничество со школами интеллектуального разви-
тия»
Задачи:
1. Расширить сотрудничество со школой интеллектуального развития «Пифагор».
№
п/
п
Мероприятия
Сроки
Исполнители
Планируемый
результат
1.
Сотрудничество
со
школой
развития
«Пифагор»:
Выездные сессии,
Зимний лагерь «Пифагор»,
Летний лагерь «Пифагор»
2 раза в год
Январь
Июль
Костенко И.А.
Развитие
одарённых де-
тей
При реализации направлений программы применяются различные формы и методики об -
разовательной деятельности, к которым относятся такие, как: разработка индивидуальных пла-
нов и составление индивидуальных программ обучения; использование современных информа-
ционных технологий; занятия по свободному выбору; дифференциация образовательного про-
цесса на основе специализации обучения одаренных школьников; использование различных
форм проектной и исследовательской деятельности; сочетание различных форм школьного и
внешкольного обучения
Содержание работы по индивидуальным образовательным планам.
1. Подготовка к участию в предметных олимпиадах
по русскому языку и литературе
Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одарен -
ным ребенком – индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную
работу с материалом. Поэтому, прежде всего, необходимо:
составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонно -
сти, психические особенности;
определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам;
выбрать форму отчета обучающегося по предмету (тесты, вопросы, задания и т.д.) за
определенные промежутки времени;
предоставить ученику:
название темы;
план изучения темы;
основные вопросы;
понятия и термины, которые он должен усвоить;
практические работы;
список необходимой литературы;
формы контроля;
задания для самопроверки.
Для анализа результатов работы оформить таблицу:
Предмет;
Дата и время консультаций;
Главные рассматриваемые вопросы;
Время работы с темой по программе;
Дополнительные вопросы, не предусмотренные программой;
Невыясненные вопросы.
Подобная работа может выполняться и с группой учеников, но при этом должна быть ори-
ентирована все же на каждого индивидуально.
В качестве практических заданий рекомендуется использовать задания предметных олим-
пиад по русскому языку и литературе разных уровней. В работе с учащимися основной школы
учитель может пользоваться доступными сборниками олимпиадных задач , среди которых:
1.
Тестовые и олимпиадные задания для старшеклассников и абитуриентов /ред. Т. В. Гу-
бернская, И. И. Коган. – СПб.: Азбука, 2004
2.
Орг, А.О. Олимпиады по русскому языку. – М.: Просвещение, 1994.
3.
Сборники «Русский медвежонок».
4.
Умникам и умницам. – ТОИПКРО, 2005
5.
Книги из серии «Занимательно о русском языке» и т.п., рекомендуемые ребятам для
самостоятельного чтения.
6.
Одинцов, В. В. Лингвистические парадоксы/ В. В. Одинцов. – М.: Просвещение, 1988.
Большую роль играет в самоподготовке к олимпиадам возможность пользоваться Интерне-
том. Здесь существует более 3000 адресов, где публикуются олимпиадные задания.
И, конечно же, ребята выполняют задания олимпиад прошлых лет (как муниципального, так
и регионального уровня).
Программа работы с одаренными детьми предусматривает и так называемый «олимпиад-
ный тренинг» , цели и задачи которого следующие:
формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся;
развитие логического мышления в олимпиадных тренингах;
формирование общеучебных умений – работы с научно-популярной книгой, со справоч -
ной литературой;
расширение кругозора, развитие творческих способностей.
Тренинг включает работу с понятиями из области
фонетики, орфоэпии(представлены все акцентологически трудные слова);
лексики (калькирование, типы диалектизмов, говоры, вопросы о контекстуальных
синонимах и антонимах);
фразеологии (стилистическая окраска, синтаксическая роль устойчивых сочетаний);
морфемики и словообразования (этимология морфем);
морфологии (различие частей речи, отглагольные образования, предикативы, грамма-
тическая категория рода, категория вида, категория состояния, категория залога, не -
согласованное глагольное сказуемое и т.д.);
синтаксиса (номинативное предложение, обращение, пауза, период, приложения и
т.д.).
Усвоение теоретических понятий осуществляется в практической деятельности учащихся
при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении разных видов языко-
вого разбора.
В 8-9 классах тренинг включает блок вопросов из истории языка: «Теория происхождения
языков», «Языковое древо», «Реформы русского языка», «История развития русского литератур-
ного языка», «История возникновения письменности», «Языковая картина мира» и др.
2. Исследовательская деятельность учащихся.
Работа педагога по организации исследовательской деятельности направлена на:
развитие рефлексивной деятельности учащихся по осмыслению основных проблем ис-
следования;
координацию направлений научно-исследовательской деятельности;
подготовку к участию в научно-исследовательских конференциях.
Приобщение к школьной исследовательской практике начинается с мотивации. Именно на
этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные свои ре -
зультаты. Но для того, чтоб иметь эти результаты, следует обладать определенной интеллекту-
альной культурой. Исходя из этого, учитель планирует работу по подготовке учащихся к иссле -
довательской деятельности.
На первом этапе работы педагог должен научить: а) проведя анализ данных, находить взаи -
мосвязи и взаимозависимости между ними; б) исходя из имеющихся суждений, делать логиче -
ские правильные умозаключения, облекать догадки и предположения в форму гипотез. На вто-
ром этапе формируется умение исследовать проблемные ситуации, используя универсальный
метод – метод моделирования. На третьем этапе происходит знакомство с методикой обработки
информационных данных. Такая деятельность, в особенности на своих начальных порах, долж-
на быть направлена на достижение понятных школьнику целей, он сам должен почувствовать
«вкус» к такой работе, занимаясь конкретными исследованиями, решая понятные для него твор -
ческие задачи.
Желательно чтобы ребята, приобщаясь к научно-исследовательской работе, двигались по
своеобразной лестнице. На первой ее ступеньке, изучая конкретную проблему, фиксируется, ис-
ходя из литературного обзора, достигнутый уровень знаний по ней. Здесь же учащиеся, исполь -
зуя метод сравнения, могут аргументировано высказать свое собственное мнение об изучаемой
проблеме. Итогом такой исследовательской деятельности является соответствующая рефератив-
ная работа.
На следующей ступеньке этой лестницы находятся исследовательские работы, т.е. творче -
ские работы, выполненные с помощью корректной, с научной точки зрения, методики, имею -
щие свои собственные исходные данные, на основании которых и делается анализ и выводы о
характере исследуемого явления.
В процессе исследовательской деятельности обучающихся используются следующие учеб-
ные приемы:
выделение основной проблемы в предложенной ситуации;
определение темы и цели исследования;
формулирование и отбор полезных гипотез;
определение пригодности выбранной для проверки гипотезы;
разграничение допущений и доказанных положений;
планирование проверки гипотезы;
планирование результата;
составление схем, таблиц для выявления закономерностей, обобщений, систематиза-
ции полученных результатов исследования;
установление связи полученных данных с поставленной проблемой;
систематизация фактов, явлений;
интерпретация данных;
использование обобщений и абстрагирования, методов анализа и синтеза, индукции и
дедукции;
установление аналогий;
формулирование определений и выводов на основе теоретических и фактических ис-
следований;
решение задачи в новой ситуации;
написание творческого сочинения, реферата.
Учебно-тематическое планирование исследовательской деятельности школьников можно
представить следующим образом:
Название
раздела, тема
Практическая
часть
Форма
контроля
1
3
4
Основные виды творческо-исследовательских ра-
бот и особенности их выполнения.
1.
Особенности научного стиля.
2.
Подготовка доклада.
3.
Правила составления аннотации, тезисов, науч-
ной статьи, эссе.
4.
Реферат.
5.
Оформление стенда.
Составление
аннота-
ции, тезисов. Написа-
ние эссе.
Проверка работ.
Исследовательские умения.
1.
Исследовательские умения: анализ, обобщение,
выявление закономерностей, сравнение, причин-
но – следственные связи.
2.
Исследовательские умения: выдвижение и обос-
нование гипотезы.
3.
Исследовательские умения: оценка собствен-
ной деятельности, рецензирование работ.
Выполнение
упражне-
ний, заданий.
Решение
исследова-
тельских задач.
Написание рецензии
Проверка
упраж-
нений, заданий.
Проверка
реше-
ний задач.
Проверка
рецен-
зии.
Работа с литературными источниками.
1.
Работа с каталогом.
2.
Работа со справочной литературой.
3.
Компьютерные энциклопедии по лингвистике и
литературе.
4.
Интернет как источник информации.
5.
Этапы работы с литературными источниками.
Практическая работа в
школьной библиотеке.
Практическая работа в
компьютерном классе.
Этапы выполнения научно – исследователь-
ской работы.
1.
Выбор темы исследования, определение ее акту-
альности. Постановка цели и задач исследова-
ния.
2.
Определение объекта и предмета исследова-
ния. Выдвижение гипотезы
3.
Изучение научной литературы по теме исследова-
ния.
4.
Выполнение практической части исследова-
тельской работы.
5.
Анализ результатов. Выводы.
Проверка
выпол-
нения работы.
Проверка
выпол-
нения работы.
Основные требования к структуре и оформлению
научно-исследовательских работ
1.
Правила оформления исследовательской работы.
2.
Оформление титульного листа и «Содержания»
3.
Разделы «Введение» и «Заключение».
4.
Оформление списка литературы.
5.
Оформление ссылок.
6.
Оформление приложения.
Оформление
«Содер-
жания»
Написание разделов.
Оформление
списка
литературы.
Оформление приложе-
ния
Проверка
выпол-
нения работы
Научный доклад – итог исследовательской рабо-
ты школьника.
1. Требования к докладу. Критерии оценки доклада.
2. Оформление к докладу.
Защита
реферата
на НПК
Подведение итогов.
1. Обсуждения. Рефлексия.
2. Планирование на будущий год.
Рефлексия
3. Интеллектуальные и творческие конкурсы
На развитие одаренности направлена и работа по подготовке обучающихся к интеллекту -
альным и творческим конкурсам:
игра-конкурс «Русский медвежонок»;
филологический чемпионат;
конкурс «Проба пера»;
интернет-конкурс «Карусель»;
интеллектуальный марафон.
Подготовка предполагает анализ заданий предыдущих конкурсов, систематизацию ЗУН
обучающихся по всем разделам школьного курса русского языка и литературы, а также за рам-
ками школьной программы по предметам.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ
НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД
Вид деятельности
Участники
сентябрь
Открытие литературного клуба «Свеча»
Учащиеся 5-10 классов
октябрь
Школьные олимпиады по русскому язы-
ку и литературе
Ильясевич А. , Головешкин Д.,Фоминова В..,
-6б., Кальчевская Е., Понарина П., - 7 кл.
Школьный
интеллектуальный
марафон
знаний
Учащиеся 6б, 7-го, 9-го кл.
ноябрь
Игра-конкурс «Русский медвежонок»
Учащиеся 6 а,б,в; 7а,б
декабрь
Молодежный филологический чемпионат
Ильясевич А., Фоминова В., Королева Д.,
Кальчевская Е., Понарина П.
январь
Дистанционная эвристическая олимпиа-
да по русскому языку
Кальчевская Е.
февраль
Школьная
научно-практическая
конфе-
ренция
Королева Д., Ильясевич А., Кальчевская Е.
Дистанционная эвристическая олимпиа-
да по русскому языку
Фоминова В., Понарина П., Кальчевская Е.
март
Подготовка и проведение предметной не-
дели
Учащиеся 6б класса
апрель
Муниципальная
научно-практическая
конференция
Королева Д., Ильясевич А., Кальчевская Е.
Дистанционная эвристическая олимпиа-
да по русскому языку
Головешкин Д., Фомнова В., Королева Д.
май
Конкурс «Подвижники земли русской»
Выпуск альманаха литературного клуба
«Свеча»
Члены литературного клуба
Индивидуальные планы работы с одаренными детьми
Тематический план для обучающихся 6 класса .
Разделы.
Количе-
ство ча-
сов.
1
Словообразование.
12
2
Лексика.
9
3
Фразеологизмы.
7
4
Всеобщий язык - эсперанто.
2
5
Практическая работа.
4
Итого.
34
Календарно-тематический план.
№
Разделы, темы занятий.
Количе-
ство ча-
сов
Дата.
Словообразование.
1-2
Аффиксация – основной способ обогащения лексики.
2
3-4
Словосложение. Буквенные сокращения.
2
5
Этимологический анализ слова.
1
6
Происхождение собственных и нарицательных слов.
1
7
Образные нарицательные слова.
1
8
Создатели слов – истории, факты.
1
9
Авторские слова.
1
10
Иноязычные слова и выражения в языке.
1
11-12
Роль иноязычных элементов в образовании слов в
языке.
2
Лексика.
13-14
Многоликие слова языка.
2
15-16
Омонимы, омоформы, омофоны, омографы.
2
17-18
Синонимические ряды.
2
19-20
Антонимы.
2
21
Паронимы языка.
1
Фразеологизмы.
22-23
Фразеологические сочетания, единства, сращения,
идиомы, выражения.
2
24-25
Фразеологизмы – термины.
2
26
Многозначность фразеологизмов.
1
27
Фразеологизмы омонимы.
1
28
Фразеологизмы синонимы, антонимы.
29-30
Всеобщий язык эсперанто.
2
30-34
Практические занятия. Решение занимательных задач.
4
34ч
Литература.
1.
Большой справочник. Русский язык для школьников и поступающих в вузы. Москва. Из -
дательский дом «Дрофа». 2000.
2.
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. Москва «Просвещение»
1995.
3.
Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. Москва «Просвещение» 1982.
4.
Корсаков В.А. Занимательные задачи и упражнения по лексике и фразеологии. Йошкар –
Ола «Стезя» 1992.
5.
Малюгина В.А. Олимпиады по русскому языку 7-8 классы. Москва «Вако» 2016.
6.
Интернет – ресурсы.
Тематический план для обучающихся 7 класса.
Разделы
Количество
часов
1
Культура речи.
1
2
Текст, его строение. Типы речи.
2
3
Изобразительно-выразительные
средства языка.
10
4
Стили языка и речи.
17
5
Развитие речи.
4
Итого
34
Календарно-тематический план.
№
Разделы, темы занятий
Количе-
ство ча-
сов.
Дата.
1
Культура речи.
1
2-3
Текст, его строение. Типы речи.
2
Изобразительно-выразительные средства языка.
4
Звуковые средства языка: аллитерация, ассонанс.
1
5
Лексические выразительные средства языка, тропы:
аллегория, гипербола, ирония, лексический повтор,
литота, метафора, метонимия.
1
6
Тропы: окказионализмы, олицетворение, перифраз,
сарказм, синекдоха, сравнение, эпитет.
1
7
Практическая самостоятельная работа
1
8
Синтаксические выразительные средства языка, фигу-
ры речи: антитеза, инверсия, градация, оксюморон,
парцелляция, анафора, эпифора.
1
9
Фигуры речи: риторический вопрос, риторическое об-
ращение, эллипс, лексический повтор, вопросно-
ответная форма изложения, синтаксический паралле-
лизм, однородные члены предложения.
1
10-11
Практическая работа по определению фигур речи в
тексте.
2
12
Средства выразительности речи: синонимы, контекст-
ные синонимы, антонимы, контекстные антонимы,
диалектизмы, фразеологизмы.
1
13
Практическая работа по теме.
1
Стили языка и речи.
14
Научный стиль. Основные признаки научного стиля.
1
15
Лексические особенности научного стиля.
1
16
Морфологические особенности научного стиля.
1
17
Синтаксические особенности научного стиля.
1
18
Публицистический стиль, основные признаки стиля,
лексические особенности стиля.
1
19.
Средства эмоциональной выразительности в публици-
стическом стиле речи.
1
20.
Синтаксические особенности публицистического сти-
1
ля.
21-24.
Жанры публицистического стиля речи: путевой
очерк, портретный очерк, проблемный очерк, устное
выступление, доклад, дискуссия.
4
25
Официально-деловой стиль.
2
26
Разговорный стиль речи.
1
27
Лексические и синтаксические особенности разговор-
ного стиля.
1
28
Художественный стиль речи.
1
29-30
Лексические и синтаксические особенности художе-
ственного стиля.
2
31-34
Развитие речи. Создание творческих работ.
4
34ч
Литература.
1.
Власенков А.И. Русская словесность 5-11 классы. Москва 1995.
2.
Русский язык. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. Москва.
3.
Издательский дом «Дрофа» 1999.
4.
Лосева С.П. Сборник упражнений по стилистике русского языка. Йошкар - Ола. Марий-
ский институт образования, 1998.
5.
Интернет - ресурсы.
Тематический план для учащихся 8 класса.
Разделы.
Количество
часов
1
Язык как системно – организованное
многоуровневое образование.
2
2
Славяне, их языки и письменность.
5
3
Морфемика и словообразование русско-
го языка.
5
4
Морфология и орфография русского
языка.
6
5
Синтаксис и пунктуация русского языка.
7
6
Речеведение и стилистика русского язы-
ка
4
7
Лексиграфия. Словари русского языка.
5
Календарно-тематический план.
Разделы, темы занятий.
Количество
часов.
Дата.
Язык как системно – организованное многоуровне-
вое образование.
1-2
Теория происхождения языка. Классификация язы-
ков.
2
3
Формы национального языка.
1
Славяне, их языки и письменность. Фонетико – гра-
фическая система.
4
Из истории славянской письменности. Развитие ки-
риллицы.
1
5
Задания связанные с историей русской графики.
1
6
Исторические чередования в составе русского языка.
1
7
Исторические процессы, отражённые в слове.
1
8
Периоды интенсивного вхождения в русский язык
заимствованных единиц.
1
Морфемика и словообразование.
9-10
Сложные вопросы теории морфемики и словооб-
разования.
2
11-
13
Решение лингвистических заданий данной тематики.
3
Морфология и орфография русского языка.
14-
15
Из истории русской орфографии, её принципы.
Связь правописания с морфологией.
2
16-
17
Основы классификации частей речи. Проблемы раз-
граничения частей речи.
2
18-
19
Решение задач морфологического, орфографическо-
го характера.
2
Синтаксис и пунктуация русского языка.
20-
21
Единицы синтаксиса, виды синтаксической связи.
Сложные положения грамматики.
2
22-
23
Связь синтаксиса с пунктуацией. Сложные случаи
расстановки знаков препинания.
2
24-
26
Решение задач на знание грамматической теории,
синтаксических и пунктуационных норм.
3
Речеведение и стилистика русского языка.
27-
28
Методика анализа и создание текстов разных типов.
Отбор языковых средств в зависимости от темы,
цели, адресата и ситуации общения.
2
29-
30
Практическая работа по написанию творческих ра-
бот.
2
Лексиграфия. Словари русского языка.
31
Выдающиеся словари русского языка.
1
32
Классификация словарей. Их источниковедческие
возможности.
1
33-
34
Решение лингвистических задач по данной тематике.
2
34ч
Литература.
1.
Иванов В.В. Потих З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в
средней школе. Пособие для учителей. Москва «Просвещение» 1985.
2.
Вялкова Г.М. Чернова Т.А Олимпиады по русскому языку и литературе 9-11 классы.
Москва «Вако» 2014.
3.
Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой. Москва «Просвещение» 1988.
4.
Власенков А.И. Русская словесность 5-11 классы. Москва 1995.
5.
Интернет – ресурсы.