Напоминание

"СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"


Автор: Казьмина Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Умка"
Населённый пункт: город Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: "СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Раздел: дошкольное образование





Назад




« СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Мои воспитанники перешли в старшую группу. В старшем дошкольном возрасте, на ряду, с определёнными достижениями очевидными становятся упущения и недостатки в речевом развитии ребёнка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, на формирование личности в целом. Всё это меня заставляет обратить серьёзное внимание на развитие речи детей. В своей работе я использую методику развития речи детей дошкольного возраста по программе «Детство» Свою работу я веду по следующим направлениям:  диагностика речевого развития;  создание предметно-развивающей среды в группе;  использование инновационных методов и технологий;  интеграция занятий по развитию речи с занятиями познавательной, художественно-эстетической направленности; Взаимодействие с родителями. В свое практике я использую игровые упражнения и мероприятия по разным направлениям развития детей в соответствии с возрастом, новые интересные методические приёмы, дидактические игры, речевые мероприятия. Работа по развитию речи проводится в системе охватывающей все её стороны. В рамках программы речевые задачи решаются в процессе интеграции с другими видами деятельности Так как большое влияние на речевое развитие ребёнка оказывает социальное окружение, я стараюсь своим примером показывать образец правильной речи. В своей речи я придерживаюсь определенных требований:
-смысловое содержание обращенной к ребенку речи должно быть близким и понятным детям; -обязательна грамматически правильная речь воспитателя; -при речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка, ведь монотонная невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций; -речевой образец воспитателя, как в повседневном общении, так и на занятиях должен применяться, при осуществлении всех задач: расширения словаря, воспитания грамматической и звуковой правильности речи. -умение выражать свои мысли точно и убедительно важнейшее точно и убедительно- важнейшее качество воспитателя. Наряду с требованиями к образцу своей речи, я выдвигаю требования к к речи детей: -- воспитателю надо не только давать речевой образец, но и проверять, как овладели им дети ( для этого использую упражнения, повторения); -необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить ( применяю для этого поощрения, пример хорошо говорящих детей); - нужно систематически контролировать речь детей, прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки. Я постоянно слежу за речью детей не только на занятиях, но и в повседневной жизни.
Много внимания в своей работе я уделяю звуковой культуре речи. Работаю над уровнем развития речевого слуха, учу произвольно менять громкость голоса, воспроизводить различные интонации, формированием правильного дыхания, работаю над звукопроизношением и слово произношением. В старшей группе я продолжала развивать связную речь детей, совершенствовала диалогическую речь. Для этого особое внимание я уделяла диалогическому взаимодействию детей друг с другом во всех видах деятельности. Немаловажную роль отвожу таким средствам как мимика, жесты, движения. Старший дошкольный возраст-это возраст серьёзной подготовки детей к обучению чтению и письму. Поэтому в своей работе много внимания я уделяю артикуляции звуков (артикуляционная гимнастика), знанию зрительных образов звуков (букв) и умению соотносить звук с буквой, выработке гибкости и точности движения руки (пальчиковые игры и упражнения), глазомера, чувства ритма. Я считаю, что задача взрослых состоит в том, чтобы во взаимодействии детского сада и семьи подготовить ребёнка к серьёзному последующему обучению чтению и письму. Последовательная и систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляции и мелкой моторики детей, уточнению артикуляции и произношения звука, создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей моей группы. В работе мне помогает тесная связь с логопедом. Логопед помогает проводить обследование речи детей на начало и конец года, дает рекомендации родителям по улучшению звукопроизношения. Я считаю, что качество и результативность проводимой мной работы зависит от многих условий. В первую очередь к ним относится создание развивающей среды в группе. В нашей группе есть речевой уголок, где хранится все необходимое для индивидуальной и
подгрупповой работы: зеркала, сюжетные и предметные картинки, пособия по развитию речи, дидактические игры, материалы для развития мелкой моторики рук и подготовки обучению к письму. В уголке находится образ чудо-дерева. Каждый день на нем расцветают волшебные цветы, от добрых и вежливых слов, сказанных детьми. Продолжается работа с копилкой слов. В своей работе я использую различные формы: занятия, ежедневная артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие речевого дыхания, мероприятия по развитию связной речи (праздники, развлечения, выставки), систематические беседы, упражнения на развитие чувства ритма, индивидуальную работу с детьми, самостоятельную речевую деятельность, пальчиковые и речевые игры . В программе "Из детства - в отрочество" речевое развитие осуществляется не только на мероприятиях речевого цикла, но и в других видах деятельности: в познавательном развитии, на мероприятиях математического цикла, процессе художественно- эстетического развития (литература, музыка, театрализованная и изобразительная деятельность). Внутренняя интеграция разделов программы помогает мне осуществить нормальное функционирование речи в жизни детей и значительно повысить эффективность и результативность моей работы по развитию речи. Так работа по познавательному развитию, развитию элементарных математических представлений тесно связана с развитием всех сторон речи. В течение года дети заучивают много стихотворений, считалок, загадывают и разгадывают загадки. Многие задания подразумевают работу детей в парах, где отрабатываются умения диалогического взаимодействия. В процессе знакомства с числами в пределах 10 дети упражняются в умении согласовывать числительные с существительными. Мы с детьми много наблюдаем, экспериментируем, рассматриваем, создаём своими руками (коллекции, познавательные альбомы и т.д.)Я всегда предоставляю
детям возможность высказывать свои соображения, сомнения, предположения, пожелания. Художественная литература является одним из основных средств речевого развития ребенка. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой я знакомлю детей с различными жанрами детского фольклора, со стихами и рассказами. Значительно чаще рассказываю им о писателях, знакомлю с историей произведения, расширяю и усложняю круг чтения детей. В старшей группе я ввела новый вид работы - чтение с продолжением. Много внимания уделяю пересказу, составлению детьми собственных рассказов. В течение года с детьми разучиваем стихи, инсценируем произведения. Процесс общения ребенка дошкольного возраста с книгой - это процесс становления в нем личности. Я считаю, что книга должна войти в мир ребенка, как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным. В своей работе я стараюсь прививать детям любовь к книге: правильно держать её в руках, правильно перелистывать, знать её место на книжной полке. Для этого в группе есть уголок чтения. Знакомство с детской литературой в нашей группе происходит ежедневно в свободной форме. Дети берут в уголке книг понравившееся произведение, листают ее, рассматривают иллюстрации, просят почитать. Я считаю, что очень важным в деле приобщения ребёнка к книге является сотрудничество педагога и родителей. Реализация программы-хрестоматии предполагает тесный контакт обеих сторон, ясное понимание, что чтение способствует духовной связи ребёнка со взрослым, преодолению дефицита общения детей и родителей, потому что процесс чтения не может быть механическим: это совместная работа ума и души. В группе с детьми мы читаем не только произведения, предлагаемые программой, но и книги, которые живут в книжном уголке, книги, которые дети приносят из домашней библиотеки. С начала года мы
посещаем детскую библиотеку, где берём книги для чтения в группе. При выборе книг я стараюсь учитывать особенности возраста детей. Сотрудники библиотеки проводят с детьми занятия, литературные викторины, конкурсы. Дети вместе с родителями участвуют в выставках рисунков по произведениям известных детских писателей, книжных фестивалях. Работая с родителями, я рекомендую только свободную форму домашнего чтения, советую, чтобы чтение было ежедневным, тогда у детей появится потребность в чтении, интересе к книгам. Организуя работу с родителями по проблеме семейного чтения, я использую различные формы работы: 1. Создание уголка для родителей, куда входят памятки, рекомендации о том, что и как читать детям, информация о книгах, с которыми дети знакомятся в детском саду. 2. Встречи , консультации с родителями по соответствующей тематике. 3. Проведение литературных праздников и книжных выставок. 4. Домашнее задание. Например, к занятию по ознакомлению с художественной литературой на тему «Знакомство с биографией писателя Мамина - Сибиряка» детям было дано задание: прочитать дома любую сказку этого писателя и нарисовать рисунки к ней. Родители и дети отнеслись очень ответственно к заданию, все его выполнили. Из рисунков была оформлена выставка. Дети на занятии с удовольствием рассказывали, что изображено на рисунке, какая сказка, кто его рисовал. В заключение занятия я подарила детям самодельную книгу «Алёнушкины сказки» в рисунках детей . В ходе занятия была создана первая страница этой книги, вставлен рисунок к «Сказочке про Козявочку». Данная работа была продолжена в совместной
деятельности. Теперь эта книга, составленная из рисунков детей и взрослых, живёт у нас в группе. Очень важно, чтобы занятия по ознакомлению с художественной литературой в детском саду всегда были открытыми для родителей. Поэтому в своей работе я практикую свободное посещение занятий родителями. Это помогает им понять методику работы по чтению, увидеть способности и возможности своего ребёнка. Я считаю, что работа с родителями по проблеме семейного чтения очень важна. Организуя различные формы работы, я помогаю взрослым понять, что чтение, участие в работе по его организации, помогает им самим понять проблемы детства, решить очень важную проблему привлечения ребёнка к чтению. Большое внимание на речевое развитие ребенка оказывает изобразительная деятельность и эстетическое развитие. В программе эстетическое развитие осуществляется по трем направлениям: «Прекрасное в жизни и искусстве», «Мы рисуем» и "Художественный труд". Особое внимание на речевое развитие детей оказывает первое направление. В течение года я учу детей воспринимать красоту и особенности природы в разные сезоны, стараюсь привить любовь и бережное отношение к живой природе. Процесс восприятия всегда сопровождаю высказываниями детей. Организуя процесс восприятия предметов искусства, продолжаю знакомить детей с народно- прикладным творчеством. Учу выделять и называть главные элементы узоров, различать чередующиеся элементы. Это развивает у детей чувство ритма, наличие которого является важной предпосылкой при подготовке к обучению письму. На занятиях по рисованию создаю условия для обогащения словаря за счет введения новых понятий (колорит), новых слов (например, при знакомстве с новыми изобразительными материалами). В процессе бесед отрабатываем с детьми различные грамматические навыки, упражняемся в объяснительной речи, в составлении высказываний по рисункам. На занятиях по труду и лепке я развиваю мелкую моторику руки ребенка.
Театрализованная деятельность является мощным средством речевого развития дошкольников. Здесь решается ряд речевых задач: расширяется словарь признаков, согласование слов с движениями и действиями, отрабатывается высота, сила, громкость, интонационная выразительность речи. Дети во время постановки спектакля активно упражняются в диалогическом взаимодействии. Игра – одно из важнейших средств развития речи ребенка. В игре у детей развивается диалогическое общение. Речевые праздники и развлечения- один из актуальных видов работы дошкольных групп. Игровые задания помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности. Игра снимает напряжение, обычно возникающее у детей после занятий. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Добиться положительных результатов в работе мне помогает диагностика. В начале и в конце учебного года я провожу обследование состояния речи детей с целью определения уровня речевого развития каждого ребенка и группы в целом. Эта работа в нашей группе проводится совместно с логопедом. Активное сотрудничество с семьей позволило получить определенные результаты в развитии речи детей. Дети стали чувствительнее к многообразию слов, стараются подбирать наиболее точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей. Научились употреблять в речи разные типы предложений в соответствии с содержанием своего высказывания, меньше делают логических ошибок, улучшилось звукопроизношение. Научились произвольно менять громкость голоса, воспроизводить различные интонации, стали более эмоциональны В процессе работы по развитию речи решались и воспитательные задачи: дети стали внимательнее слушать рассказы воспитателя и
сверстников, помогать друг другу в случае затруднения, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно их исправлять. Связь занятий по развитию речи с другими формами работы дала положительный результат: дети на занятиях математического и познавательного цикла активно используют в речи новые слова и понятия, на занятиях по конструированию , изобразительной деятельности дети стали использовать в речи средства выразительности, используемых для художественного воплощения замысла. Занятия по развитию речи позволили развить у детей слух. Использование игр-драматизаций на занятиях по развитию речи, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры находит свое отражение в театрализованной деятельности. Дети стали более раскрепощенно держаться при выступлениях перед взрослыми и сверстниками. ЛИТЕРАТУРА Доронова Т.Н. Программа «Из детства – в отрочество», М., Просвещение.,2005. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 5-6 лет. Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений., М., Просвещение.,2007. Гриценко З.А.Пришли мне чтения доброго. Пособие для чтения и рассказывания детям 4-6 лет., М.. просвещении.,2004. Гриценко З.А.Положи твое сердце у чтения. Методические рекомендации для родителей по организации чтения дошкольникам в рамках программы «Из детства в отрочество», М.,2000. Гризик Т.И.на пути к сказке. Пособие по развитию связной речи детей 5-6 лет. М., просвящение.,2006 . Гризик Т.И.В мире слов. Пособие по изучению и развитию словаря детей 5-6 лет. М., Просвещение..2006.
Гризик Т.И. Занимательная грамматика., М.,Просвещение.,2006 Развитие связной речи дошкольников в детском саду. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Эти две формы речи отличаются друг от друга мотивами. Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника). Качество диалогической речи в её зрелой развёрнутой форме во многом зависит от владения монологической речью. В зависимости от функции выделяют четыре типа монологов: описание, повествование, рассуждение и контаминацию (смешанные тексты). В дошкольном возрасте наблюдаются преимущественно контаминированные высказывания, в которых могут использоваться элементы всех типов с преобладанием одного из них. Воспитатель должен хорошо знать особенности каждого типа текстов. Описание – это характеристика предмета. В описании выделяется общий тезис, называющий объект, затем идет характеристика существенных и второстепенных признаков, качеств, действий. Завершает описание итоговая фраза, выражающая оценочное отношение к предмету. Повествование – это связный рассказ о каких-нибудь событиях. Его основой является сюжет, развертывающийся во времени. Повествование служит для рассказа о развивающихся действиях и
состояниях (повествование о фактах, событиях, о состоянии и настроении, о переживаниях). Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства. В рассуждении содержится объяснение какого-либо факта, аргументируется определенная точка зрения, раскрываются причинно-следственные связи и отношения. Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведение, понять его основное содержание, запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст. Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания. Развитие связной речи происходит: - во всех видах организованной образовательной деятельности с учетом принципа интеграции и тематического построения образовательного процесса; - в совместно-партнерской деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов; (хотелось бы отметить, что по режиму дня в программе отводится время для чтения и обсуждения художественной литературы) - в самостоятельной деятельности детей (успешность зависит от создания условий, предметно-развивающей речевой среды, соответствующей данной теме планирования); - в семье (взаимодействие детей и их родителей)
Задачи развития связной речи во всех возрастных группах. В младшем дошкольном возрасте важно развивать инициативную речь, желание ребенка делиться впечатлениями, и диалогическую форму речи. В среднем дошкольном возрасте продолжаем совершенствовать диалогическую речь, развивать умение детей рассказывать: описывать предмет, картину (развивать монологическую речь) В старшем дошкольном возрасте также совершенствуется диалогическая и монологическая формы речи: задача педагога поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища, формировать умение по плану и образцу рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам, развивать умение составлять рассказы из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. В подготовительной группе дети должны помогать составлять план рассказа и придерживаться его. Развитие творческо-речевых способностей (сочинение коротких сказок на заданную тему). С целью развития монологической и диалогической речи в практике применяю разнообразные педагогические технологии: o- игровые o- личностно-ориентированные o- развивающие o- технологии проектирования и мультимедийных презентаций o- технологию ТРИЗ o- социально-адаптирующие o- здоровьесберегающие o- технологию наглядного моделирования В заключении хотелось бы сказать, что взаимосвязь фонетической, лексической и грамматической сторон речи является важнейшим условием формирования связной речи.


В раздел образования