"СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Автор: Казьмина Светлана Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Умка" Населённый пункт: город Тамбов Наименование материала: статья Тема: "СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА" Раздел: дошкольное образование
«
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Мои воспитанники перешли в старшую группу. В старшем
дошкольном возрасте, на ряду, с определёнными достижениями
очевидными становятся упущения и недостатки в речевом развитии
ребёнка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи
ребёнка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, на
формирование личности в целом.
Всё это меня заставляет обратить серьёзное внимание на развитие
речи детей. В своей работе я использую методику развития речи детей
дошкольного возраста по программе «Детство»
Свою работу я веду по следующим направлениям:
диагностика речевого развития;
создание предметно-развивающей среды в группе;
использование инновационных методов и технологий;
интеграция занятий по развитию речи с занятиями
познавательной, художественно-эстетической направленности;
Взаимодействие с родителями.
В свое практике я использую игровые упражнения и мероприятия по
разным направлениям развития детей в соответствии с возрастом,
новые интересные методические приёмы, дидактические игры,
речевые мероприятия.
Работа по развитию речи проводится в системе охватывающей все её
стороны. В рамках программы речевые задачи решаются в процессе
интеграции с другими видами деятельности
Так как большое влияние на речевое развитие ребёнка оказывает
социальное окружение, я стараюсь своим примером показывать
образец правильной речи. В своей речи я придерживаюсь
определенных требований:
-смысловое содержание обращенной к ребенку речи должно быть
близким и понятным детям;
-обязательна грамматически правильная речь воспитателя;
-при речевом общении с детьми нужно использовать средства
выразительности языка, ведь монотонная невыразительная речь
воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает
их эмоций;
-речевой образец воспитателя, как в повседневном общении, так и на
занятиях должен применяться, при осуществлении всех задач:
расширения словаря, воспитания грамматической и звуковой
правильности речи.
-умение выражать свои мысли точно и убедительно важнейшее точно
и убедительно- важнейшее качество воспитателя.
Наряду с требованиями к образцу своей речи, я выдвигаю требования
к к речи детей:
-- воспитателю надо не только давать речевой образец, но и
проверять, как овладели им дети ( для этого использую упражнения,
повторения);
-необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно
говорить
( применяю для этого поощрения, пример хорошо говорящих детей);
- нужно систематически контролировать речь детей, прислушиваться,
как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.
Я постоянно слежу за речью детей не только на занятиях, но и в
повседневной жизни.
Много внимания в своей работе я уделяю звуковой культуре речи.
Работаю над уровнем развития речевого слуха, учу произвольно
менять громкость голоса, воспроизводить различные интонации,
формированием правильного дыхания, работаю над
звукопроизношением и слово произношением.
В старшей группе я продолжала развивать связную речь детей,
совершенствовала диалогическую речь. Для этого особое внимание я
уделяла диалогическому взаимодействию детей друг с другом во всех
видах деятельности. Немаловажную роль отвожу таким средствам как
мимика, жесты, движения. Старший дошкольный возраст-это возраст
серьёзной подготовки детей к обучению чтению и письму. Поэтому в
своей работе много внимания я уделяю артикуляции звуков
(артикуляционная гимнастика), знанию зрительных образов звуков
(букв) и умению соотносить звук с буквой, выработке гибкости и
точности движения руки (пальчиковые игры и упражнения),
глазомера, чувства ритма.
Я считаю, что задача взрослых состоит в том, чтобы во
взаимодействии детского сада и семьи подготовить ребёнка к
серьёзному последующему обучению чтению и письму.
Последовательная и систематическая работа по развитию слухового
внимания, развитию артикуляции и мелкой моторики детей,
уточнению артикуляции и произношения звука, создает
благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны
речи детей моей группы. В работе мне помогает тесная связь с
логопедом. Логопед помогает проводить обследование речи детей на
начало и конец года, дает рекомендации родителям по улучшению
звукопроизношения.
Я считаю, что качество и результативность проводимой мной работы
зависит от многих условий. В первую очередь к ним относится
создание развивающей среды в группе. В нашей группе есть речевой
уголок, где хранится все необходимое для индивидуальной и
подгрупповой работы: зеркала, сюжетные и предметные картинки,
пособия по развитию речи, дидактические игры, материалы для
развития мелкой моторики рук и подготовки обучению к письму. В
уголке находится образ чудо-дерева. Каждый день на нем расцветают
волшебные цветы, от добрых и вежливых слов, сказанных детьми.
Продолжается работа с копилкой слов.
В своей работе я использую различные формы: занятия, ежедневная
артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие речевого
дыхания, мероприятия по развитию связной речи (праздники,
развлечения, выставки), систематические беседы, упражнения на
развитие чувства ритма, индивидуальную работу с детьми,
самостоятельную речевую деятельность, пальчиковые и речевые
игры .
В программе "Из детства - в отрочество" речевое развитие
осуществляется не только на мероприятиях речевого цикла, но и в
других видах деятельности: в познавательном развитии, на
мероприятиях математического цикла, процессе художественно-
эстетического развития (литература, музыка, театрализованная и
изобразительная деятельность). Внутренняя интеграция разделов
программы помогает мне осуществить нормальное
функционирование речи в жизни детей и значительно повысить
эффективность и результативность моей работы по развитию речи.
Так работа по познавательному развитию, развитию элементарных
математических представлений тесно связана с развитием всех сторон
речи. В течение года дети заучивают много стихотворений, считалок,
загадывают и разгадывают загадки. Многие задания подразумевают
работу детей в парах, где отрабатываются умения диалогического
взаимодействия. В процессе знакомства с числами в пределах 10 дети
упражняются в умении согласовывать числительные с
существительными. Мы с детьми много наблюдаем,
экспериментируем, рассматриваем, создаём своими руками
(коллекции, познавательные альбомы и т.д.)Я всегда предоставляю
детям возможность высказывать свои соображения, сомнения,
предположения, пожелания.
Художественная литература является одним из основных средств
речевого развития ребенка. На занятиях по ознакомлению с
художественной литературой я знакомлю детей с различными
жанрами детского фольклора, со стихами и рассказами. Значительно
чаще рассказываю им о писателях, знакомлю с историей
произведения, расширяю и усложняю круг чтения детей. В старшей
группе я ввела новый вид работы - чтение с продолжением. Много
внимания уделяю пересказу, составлению детьми собственных
рассказов. В течение года с детьми разучиваем стихи, инсценируем
произведения.
Процесс общения ребенка дошкольного возраста с книгой - это
процесс становления в нем личности. Я считаю, что книга должна
войти в мир ребенка, как можно раньше, обогатить этот мир, сделать
его интересным. В своей работе я стараюсь прививать детям любовь к
книге: правильно держать её в руках, правильно перелистывать, знать
её место на книжной полке. Для этого в группе есть уголок чтения.
Знакомство с детской литературой в нашей группе происходит
ежедневно в свободной форме. Дети берут в уголке книг
понравившееся произведение, листают ее, рассматривают
иллюстрации, просят почитать.
Я считаю, что очень важным в деле приобщения ребёнка к книге
является сотрудничество педагога и родителей. Реализация
программы-хрестоматии предполагает тесный контакт обеих сторон,
ясное понимание, что чтение способствует духовной связи ребёнка со
взрослым, преодолению дефицита общения детей и родителей,
потому что процесс чтения не может быть механическим: это
совместная работа ума и души.
В группе с детьми мы читаем не только произведения, предлагаемые
программой, но и книги, которые живут в книжном уголке, книги,
которые дети приносят из домашней библиотеки. С начала года мы
посещаем детскую библиотеку, где берём книги для чтения в группе.
При выборе книг я стараюсь учитывать особенности возраста детей.
Сотрудники библиотеки проводят с детьми занятия, литературные
викторины, конкурсы. Дети вместе с родителями участвуют в
выставках рисунков по произведениям известных детских писателей,
книжных фестивалях.
Работая с родителями, я рекомендую только свободную форму
домашнего чтения, советую, чтобы чтение было ежедневным, тогда у
детей появится потребность в чтении, интересе к книгам.
Организуя работу с родителями по проблеме семейного чтения, я
использую различные формы работы:
1. Создание уголка для родителей, куда входят памятки,
рекомендации о том, что и как читать детям, информация о книгах, с
которыми дети знакомятся в детском саду.
2. Встречи , консультации с родителями по соответствующей
тематике.
3. Проведение литературных праздников и книжных выставок.
4. Домашнее задание.
Например, к занятию по ознакомлению с художественной
литературой на тему «Знакомство с биографией писателя Мамина -
Сибиряка» детям было дано задание: прочитать дома любую сказку
этого писателя и нарисовать рисунки к ней. Родители и дети
отнеслись очень ответственно к заданию, все его выполнили. Из
рисунков была оформлена выставка. Дети на занятии с удовольствием
рассказывали, что изображено на рисунке, какая сказка, кто его
рисовал. В заключение занятия я подарила детям самодельную книгу
«Алёнушкины сказки» в рисунках детей . В ходе занятия была создана
первая страница этой книги, вставлен рисунок к «Сказочке про
Козявочку». Данная работа была продолжена в совместной
деятельности. Теперь эта книга, составленная из рисунков детей и
взрослых, живёт у нас в группе.
Очень важно, чтобы занятия по ознакомлению с художественной
литературой в детском саду всегда были открытыми для родителей.
Поэтому в своей работе я практикую свободное посещение занятий
родителями. Это помогает им понять методику работы по чтению,
увидеть способности и возможности своего ребёнка.
Я считаю, что работа с родителями по проблеме семейного чтения
очень важна. Организуя различные формы работы, я помогаю
взрослым понять, что чтение, участие в работе по его организации,
помогает им самим понять проблемы детства, решить очень важную
проблему привлечения ребёнка к чтению.
Большое внимание на речевое развитие ребенка оказывает
изобразительная деятельность и эстетическое развитие. В программе
эстетическое развитие осуществляется по трем направлениям:
«Прекрасное в жизни и искусстве», «Мы рисуем» и "Художественный
труд". Особое внимание на речевое развитие детей оказывает первое
направление. В течение года я учу детей воспринимать красоту и
особенности природы в разные сезоны, стараюсь привить любовь и
бережное отношение к живой природе. Процесс восприятия всегда
сопровождаю высказываниями детей. Организуя процесс восприятия
предметов искусства, продолжаю знакомить детей с народно-
прикладным творчеством. Учу выделять и называть главные элементы
узоров, различать чередующиеся элементы. Это развивает у детей
чувство ритма, наличие которого является важной предпосылкой при
подготовке к обучению письму. На занятиях по рисованию создаю
условия для обогащения словаря за счет введения новых понятий
(колорит), новых слов (например, при знакомстве с новыми
изобразительными материалами). В процессе бесед отрабатываем с
детьми различные грамматические навыки, упражняемся в
объяснительной речи, в составлении высказываний по рисункам. На
занятиях по труду и лепке я развиваю мелкую моторику руки ребенка.
Театрализованная деятельность является мощным средством речевого
развития дошкольников. Здесь решается ряд речевых задач:
расширяется словарь признаков, согласование слов с движениями и
действиями, отрабатывается высота, сила, громкость, интонационная
выразительность речи. Дети во время постановки спектакля активно
упражняются в диалогическом взаимодействии.
Игра – одно из важнейших средств развития речи ребенка. В игре у
детей развивается диалогическое общение. Речевые праздники и
развлечения- один из актуальных видов работы дошкольных групп.
Игровые задания помогают воспитывать интерес к окружающему,
стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя
развитию мыслительной и речевой деятельности. Игра снимает
напряжение, обычно возникающее у детей после занятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Добиться положительных результатов в работе мне помогает
диагностика. В начале и в конце учебного года я провожу
обследование состояния речи детей с целью определения уровня
речевого развития каждого ребенка и группы в целом. Эта работа в
нашей группе проводится совместно с логопедом.
Активное сотрудничество с семьей позволило получить определенные
результаты в развитии речи детей.
Дети стали чувствительнее к многообразию слов, стараются
подбирать наиболее точные слова или словосочетания для выражения
своих мыслей.
Научились употреблять в речи разные типы предложений в
соответствии с содержанием своего высказывания, меньше делают
логических ошибок, улучшилось звукопроизношение.
Научились произвольно менять громкость голоса, воспроизводить
различные интонации, стали более эмоциональны
В процессе работы по развитию речи решались и воспитательные
задачи: дети стали внимательнее слушать рассказы воспитателя и
сверстников, помогать друг другу в случае затруднения, замечать
речевые и логические ошибки и доброжелательно их исправлять.
Связь занятий по развитию речи с другими формами работы дала
положительный результат: дети на занятиях математического и
познавательного цикла активно используют в речи новые слова и
понятия, на занятиях по конструированию , изобразительной
деятельности дети стали использовать в речи средства
выразительности, используемых для художественного воплощения
замысла. Занятия по развитию речи позволили развить у детей слух.
Использование игр-драматизаций на занятиях по развитию речи, при
чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой
игры находит свое отражение в театрализованной деятельности. Дети
стали более раскрепощенно держаться при выступлениях перед
взрослыми и сверстниками.
ЛИТЕРАТУРА
Доронова Т.Н. Программа «Из детства – в отрочество», М.,
Просвещение.,2005.
Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 5-6 лет.
Методическое пособие для воспитателей дошкольных
образовательных учреждений., М., Просвещение.,2007.
Гриценко З.А.Пришли мне чтения доброго. Пособие для чтения и
рассказывания детям 4-6 лет., М.. просвещении.,2004.
Гриценко З.А.Положи твое сердце у чтения. Методические
рекомендации для родителей по организации чтения дошкольникам в
рамках программы «Из детства в отрочество», М.,2000.
Гризик Т.И.на пути к сказке. Пособие по развитию связной речи детей
5-6 лет. М., просвящение.,2006 .
Гризик Т.И.В мире слов. Пособие по изучению и развитию словаря
детей 5-6 лет. М., Просвещение..2006.
Гризик Т.И. Занимательная грамматика., М.,Просвещение.,2006
Развитие связной речи дошкольников в детском саду.
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она
осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Эти
две формы речи отличаются друг от друга мотивами.
Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее
содержание и языковые средства выбирает сам говорящий.
Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и
внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики
собеседника).
Качество диалогической речи в её зрелой развёрнутой форме во
многом зависит от владения монологической речью.
В зависимости от функции выделяют четыре типа монологов:
описание, повествование, рассуждение и контаминацию (смешанные
тексты).
В дошкольном возрасте наблюдаются преимущественно
контаминированные высказывания, в которых могут использоваться
элементы всех типов с преобладанием одного из них. Воспитатель
должен хорошо знать особенности каждого типа текстов.
Описание – это характеристика предмета. В описании выделяется
общий тезис, называющий объект, затем идет характеристика
существенных и второстепенных признаков, качеств, действий.
Завершает описание итоговая фраза, выражающая оценочное
отношение к предмету.
Повествование – это связный рассказ о каких-нибудь событиях. Его
основой является сюжет, развертывающийся во времени.
Повествование служит для рассказа о развивающихся действиях и
состояниях (повествование о фактах, событиях, о состоянии и
настроении, о переживаниях).
Рассуждение – это логическое изложение материала в форме
доказательства. В рассуждении содержится объяснение какого-либо
факта, аргументируется определенная точка зрения, раскрываются
причинно-следственные связи и отношения.
Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в
устной речи. Это сложная деятельность, в которой активно участвуют
мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения
пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают
специально: прослушивать произведение, понять его основное
содержание, запоминать последовательность изложения, речевые
обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст.
Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком
определенного содержания.
Развитие связной речи происходит:
- во всех видах организованной образовательной деятельности с
учетом принципа интеграции и тематического построения
образовательного процесса;
- в совместно-партнерской деятельности, осуществляемой в ходе
режимных моментов; (хотелось бы отметить, что по режиму дня в
программе отводится время для чтения и обсуждения художественной
литературы)
- в самостоятельной деятельности детей (успешность зависит от
создания условий, предметно-развивающей речевой среды,
соответствующей данной теме планирования);
- в семье (взаимодействие детей и их родителей)
Задачи развития связной речи во всех возрастных группах.
В младшем дошкольном возрасте важно развивать инициативную
речь, желание ребенка делиться впечатлениями, и диалогическую
форму речи.
В среднем дошкольном возрасте продолжаем совершенствовать
диалогическую речь, развивать умение детей рассказывать: описывать
предмет, картину (развивать монологическую речь)
В старшем дошкольном возрасте также совершенствуется
диалогическая и монологическая формы речи: задача педагога
поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или
несогласие с ответом товарища, формировать умение по плану и
образцу рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины,
составлять рассказ по картинкам, развивать умение составлять
рассказы из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. В
подготовительной группе дети должны помогать составлять план
рассказа и придерживаться его. Развитие творческо-речевых
способностей (сочинение коротких сказок на заданную тему).
С целью развития монологической и диалогической речи в практике
применяю разнообразные педагогические технологии:
o- игровые
o- личностно-ориентированные
o- развивающие
o- технологии проектирования и мультимедийных презентаций
o- технологию ТРИЗ
o- социально-адаптирующие
o- здоровьесберегающие
o- технологию наглядного моделирования
В заключении хотелось бы сказать, что взаимосвязь фонетической,
лексической и грамматической сторон речи является важнейшим
условием формирования связной речи.