"Требования к современному уроку в условиях перехода на новые образовательные стандарты"
Автор: Демянчук Татьяна Петровна Должность: заместитель директора Учебное заведение: МБОУ гимназия Населённый пункт: село Боринское, Липецкий район, Липецкая область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Требования к современному уроку в условиях перехода на новые образовательные стандарты" Раздел: среднее образование
:
познакомиться с основными требованиями,
предъявляемыми к организации современного урока.
Основные вопросы:
•
Почему потребовалась вводить новый стандарт?
•
Чем «новый» стандарт отличается от «старого»?
•
Что из себя представляет школа «нового стандарта»?
•
Какие изменения произойдут в моей деятельности, как
учителя школы «нового стандарта»?
«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
Как Вы оцениваете отечественную систему школьного
образования в сравнении с зарубежными?
а) Она одна из лучших в мире.
б) Она лучше большинства
других, но хуже некоторых.
в) Она не лучше и не хуже
большинства других.
г) Она хуже большинства
других.
д) Затрудняюсь ответить
.
Исследования PISA
«
Обладают ли учащиеся 15-летнего
возраста, получившие общее
обязательное образование, знаниями
и умениями, необходимыми им
для полноценного
функционирования в обществе?».
Оцениваются:
1.уровень читательской
грамотности;
2.уровень математической
грамотности;
3.уровень естественнонаучной
грамотности.
Пример задани
я
«На международной выставке «Туризм без границ»
посетители были поражены стендом фирмы Preved-Tour. Это
надо видеть! Прямо в павильоне установлен надувной глобус
высотой с четырехэтажный дом. А вокруг него летают пчелы,
символизирующие самолеты, которые перевозят туристов.
Похоже, насекомые самые настоящие. К счастью, никто из
посетителей не пожаловался на укусы, и защитники животных
тоже не выражали протестов…»
Вопрос:
можно ли считать математически корректным
использование пчел в качестве моделей самолетов ?
Почему надо менять образование?
1. Советская школа была одной из лучших в мире.
Зачем портить то, что хорошо работало?!
2.
Российские
школьники
и
так
занимают
первые
места
на
мировых
олимпиадах
по
математике
и
естественным
наукам.
А
наших
ученых
зовут
в
ведущие
мировые
лаборатории.
3. Фундаментальное образование нужно любому культурному человеку.
4. Если ориентироваться на PISA, то можно получить грамотного обывателя — продавца,
сборщика
автомобилей,
младшего
менеджера
и
т.
д.,
а
вот
ученого
таким
образом
воспитать нельзя.
5. PISA ориентирована на западные стандарты, заведомо неприменимые к нашей стране .
6. Есть риск увлечься реформами и впасть в другую крайность. Тогда наше образование будет
совсем «практическим», а наука из него уйдет.
Результаты исследований
Область знаний
2003
(40)
2006
(57)
2009
(65)
2012
(65)
Математическая
грамотность
29 – 31
32 - 36
38 – 40
31 -39
Естественно-
научная
грамотность
20 – 30
33 - 38
37 – 40
38 - 42
Читательская
грамотность
32 – 34
37 – 40
41 – 43
34 - 38
Заблуждения
•
Заблуждение № 1
Ничего нового во ФГОС нет… Только
слова – компетенции, УУД …
•
Заблуждение № 2
Мы это всегда делали… Только не знали,
что это так называется…
Что такое ФГОС
Федеральный государственный
образовательный стандарт - это
совокупность трех систем требований:
•
требование к результатам освоения
основной образовательной программы,
•
требование к структуре основной
образовательной программы ,
•
требование к условиям реализации
основной образовательной программы.
Группы результатов
•
1)личностнные, включающие готовность и
Функции УУД
1
.
Обеспечивать возможность обучающегося самостоятельно
осуществлять деятельность учения.
2. Ставить учебные цели.
3. Искать и использовать необходимые средства и способы достижения
целей.
4. Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
5. Создавать условия для гармоничного развития личности и её
самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.
6. Обеспечивать успешное усвоения знаний, формирования умений,
навыков и компетентностей в любой предметной области.
Виды УУД
Виды УУД
Личностный
Регулятивный
Познавательный
Коммуникативный
Основная педагогическая задача:
организация условий, инициирующих детское
действие
Основная педагогическая задача:
организация условий, инициирующих детское
действие
Системно-деятельностный подход
Чему учить?
обновление
содержания
образования
Как учить?
Обновление
технологий
образования
Ради чего учить?
Ценности
образования
развитие личности учащегося на основе освоения
универсальных способов деятельности.
Портрет выпускника
•
На ступени основного общего
образования (5-9 кл.) у
обучающихся должно быть
сформировано умение учиться и
способность к организации своей
деятельности - умение
принимать, сохранять цели и
следовать им в учебной
деятельности, планировать свою
деятельность, осуществлять ее
контроль и оценку,
взаимодействовать с педагогом и
сверстниками в учебном процессе.
Чем
вызвана необходимость внедрения системно-д
Спустя две недели у нас в
памяти остаётся
Конус обучения
Степень включённости в
учёбный процесс
90% того, что говорим и
делаем
Реальная работа
Активная
Имитация реального
опыта
Ролевая игра
70% того, что говорим
Проведение бесед
Участие дискуссиях
50% того, что видим и
слышим
Наблюдение за реальным
процессом
Пассивная
Просмотр презентаций
Наблюдение за
демонстрационным
процессом
Просмотр кинофильмов
30% того, что видим
Просмотр иллюстраций
20% того, что слышим
Прослушивание
выступлений
10% того, что читаем
Чтение
Джон
Кийосаки
Основные этапы современного урока
•
мобилизация (предполагает включение учащихся в активную
интеллектуальную деятельность);
•
целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели
урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
•
осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель
способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в
ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний
для ее решения недостаточно);
•
коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
•
взаимопроверка, взаимоконтроль;
•
рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того,
что нового он узнал и чему научился на уроке).
Урок в рамках ФГОС это
:
•
хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее
начало и хорошее окончание;
•
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко
сформулировать тему, цель, задачи урока;
•
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на
сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с
учителем и одноклассниками;
•
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность
учащихся;
•
вывод делают сами учащиеся;
•
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
•
время сбережение и здоровье сбережение;
•
в центре внимания урока — дети;
•
учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль
класса, стремление учащихся, настроение детей;
•
умение демонстрировать методическое искусство учителя;
•
планирование обратной связи;
•
урок должен быть добрым.
Этапы поготовки к уроку
•
1 шаг . Определение нового.
•
2 шаг . Конструирование проблемной
Это особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя
обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, определяют цели своей
деятельности и планируют ее.
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
•
• возраста ребенка;
•
• специфики учебного предмета;
•
• меры сформированности УУД учащихся.
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
•
• предъявить противоречивые факты, теории;
•
• обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
•
• использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по
содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или
выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста или практическая
работа и т.д.
Типы урока
Традиционный
•
изучения (объяснения) нового
материала
•
закрепления знаний и
формирования умений и навыков
•
повторительно-обобщающего
характера,
•
коррекции знаний, умений и
навыков
•
комбинированный,
•
контроля знаний, умений и
навыков
По ФГОС
•
открытия» нового знания;
•
рефлексии
•
общеметодологической
направленности
•
развивающего контроля
Структура уро
ка
Структура урока изучения нового материала
•
1) Организационный этап.
•
2) Сообщение темы, постановка цели и
задач урока.
•
3) Проверка домашнего задания,
воспроизведение и коррекция опорных
знаний учащихся (по необходимости).
•
4) Актуализация знаний.
•
5) Введение новых знаний.
•
6) Воспроизведение знаний и овладение
учащимися способами деятельности.
•
7) Оперирование знаниями в новых
ситуациях.
•
8) Обобщение и систематизация знаний.
•
9) Контроль усвоения, обсуждение
допущенных ошибок и их корр
екция
.
Структура урока «открытия» нового знания
•
1) этап мотивации (самоопределения) к учебной
деятельности;
•
2) этап актуализации и пробного учебного
действия;
•
3) этап выявления места и причины
затруднения;
•
4) этап построения проекта выхода из
затруднения;
•
5) этап реализации построенного проекта;
•
6) этап первичного закрепления с
проговариванием во внешней речи;
•
7) этап самостоятельной работы с
самопроверкой по эталону;
•
8) этап включения в систему знаний и
повторения;
•
9) этап рефлексии учебной д
еятельности на
уроке.
Технологическая карта учебного занят
ия
Основные этапы
организации
учебной
деятельности
Цель этапа
Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность
учителя
Деятельность обучающихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
1. Постановка
учебных задач
Создание проблемной
ситуации. Фиксация
новой учебной задачи
Организовывает
погружение в проблему,
создает ситуацию
разрыва.
Пытаются решить
задачу известным
способом.
Фиксируют
проблему.
Слушают
учителя.
Строят понятные для
собеседника
высказывания
П р и н и м а ю т
и
сохраняют
учебную
цель и задачу.
2. Совместное
исследование
проблемы.
Поиск решения
учебной задачи.
Организовывает устный
коллективный анализ
учебной задачи.
Фиксирует выдвинутые
учениками гипотезы,
организует их
обсуждение.
Анализируют,
доказывают,
аргументируют
свою точку зрения
Осознанно
с т р о я т
речевые
высказывания,
р е ф л е к с и я
с в о и х
действий
Исследуют
условия
у ч е б н о й
з а д а ч и ,
обсуждают
предметные
способы
решения
3. Моделирование
Фиксация в модели
существенных
отношений
изучаемого объекта.
Организует учебное
взаимодействие
учеников (группы) и
следующее обсуждение
составленных моделей.
Фиксируют в
графические
модели и
буквенной форме
выделенные связи и
отношения.
Воспринимают
ответы обучающихся
Осуществляют
самоконтроль
П р и н и м а ю т
и
сохраняют
учебную
цель и задачу.
Рабочая программа педагога
Программы отдельных учебных
предметов, курсов должны содержать:
1) личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения конкретного учебного предмета,
курса;
2) содержание учебного предмета, курса;
6) тематическое планирование с определением основных
видов учебной деятельности.
Билет на вых
од
1.К чему ближе ваши ощущения перед началом работы по ФГОС ООО - скорее это:
а) «Стихийное бедствие»
б) «Осуществление мечты»
в) Пока не могу определиться.
2.Назовите три понятия, рассмотренных на педагогическом совете.
Проект решения педагогического совета
•
1.Принять к сведению информацию о ФГОС второго поколения.
•
2.Изучить материалы ФГОС второго поколения для основной школы.
•
3.Одобрить работу передовых учителей гимназии по внедрению системно-
деятельностного подхода в обучении.
•
4.Предметным кафедрам учителей-предметников способствовать изучению и
накоплению опыта по данной проблеме, выносить трудные вопросы на
обсуждение заседаний кафедр, семинары, педагогические советы.
•
5. Обеспечить условия для перехода на новый Федеральный государственный
образовательный стандарт (ФГОС): своевременно направлять учителей на курсы
повышения квалификации по вопросам перехода на новый ФГОС; обеспечивать
материально-техническую поддержку и создавать информационно- развивающую
среду при переходе на новый ФГОС (оснащение кабинетов, наличие
соответствующих учебно-методических комплектов, программ).
•
6. Организовывать методическую поддержку учителям: провести заседания
предметных кафедр по вопросам перехода на новый ФГОС ООО.
•
7. Разработать систему мониторинга формирования универсальных учебных