Напоминание

Индивидуальный образовательный маршрут для старшего дошкольника в условиях креативной образовательной среды МДОУ


Автор: Халиченко Валентина Эдуардовна
Должность: заведующий мдоу
Учебное заведение: МДОУ " Детский сад №81"
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: Статья
Тема: Индивидуальный образовательный маршрут для старшего дошкольника в условиях креативной образовательной среды МДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Создание индивидуального образовательного маршрута для старшего дошкольника в условиях креативной образовательной среды МДОУ. Сегодня Российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально – экономического развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально – экономическими изменениями, которые в свою очередь, определяют основные направления государственной образовательной политики и внедрением новых образовательных стандартов (ФГОС). Успешная реализация новой образовательной программы начального общего образования невозможна без организации развивающей креативной образовательной среды, личностной включённости в неё всех субъектов образовательного процесса (« Образовательная программа – маршрут ученика» - под редакцией А.П. Тряпициной. - СПБ.,2000). В связи с этим в рамках реализации комплексного подхода к инновационным процессам, связанным с внедрением ФГОС как наиболее актуальные для деятельности нашего образовательного учреждения нами рассматриваются:  Признание личности дошкольника в качестве субъекта своей жизнедеятельности.  Новые подходы к организации дошкольной инфраструктуры в детском саду (организация РППС для детей, создание комфортных условий для организации организованной и неорганизованной образовательной деятельности детей).  Новые подходы к организации образовательной среды детского сада.  Новые подходы к измерениям образовательных результатов дошкольников.  Новые активные и интерактивные технологии организации НОД.  Поиск возможностей обеспечения индивидуальных образовательных запросов всех субъектов образовательного процесса. Признание личности ребёнка в качестве субъекта своей жизнедеятельности приводит к мысли о том, что воспитателю, особенно в ясельной группе, чрезвычайно трудно предугадать, установить точно маршрут его индивидуального развития. Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала дошкольника в образовании: Интеллектуального, эмоционально – волевого, деятельностного, нравственно – духовного. В педагогических исследованиях последнего десятилетия часто используется понятие образовательная (педагогическая) среда. В отличие от представителей естественных наук, педагоги используют это понятие не для противопоставления « организм – среда», а для утверждения единства, « сращенности» между её компонентами. Так, В.В. Слободчиков, говоря об образовательной среде, утверждает необходимость выстраивать следующий ряд представлений: « среда есть средина», « сердцевина», «связь», «средство», « посредничество» об образовательной среде.(Слободчиков В.В. « Образовательная среда в саду и школе» - М.,2009)Т.С. Дюкова рассматривает образовательную среду как часть социокультурной среды с её институтами(учреждениями), а также включает в её структуру феномены социальной и личной жизни человека: « опыт прошлой жизни», « опыт случайного и ситуационного общения», влияние средств массовой информации, референтной и контрреферентной групп (Дюкова Т.С. « Индивидуальная траектория развития: учебно – методический комплект материалов для подготовки участников регионального комплексного проекта модернизации образования» Тамбов: ТОИПКРО,2008) Образовательная среда чаще всего характеризуется двумя показателями: насыщенностью (ресурсным потенциалом) и структурированностью (способами организации). Любая ли
образовательная среда становится педагогической, то есть способствующей личностному и культурному росту ребёнка? Безусловно, нет. Педагогической будет та среда, в которой « Наличное социокультурное содержание» превращается в средство и содержание образования, « собственно образовательную среду» ( по В,В, Слободчикову). Это то « место», где происходит встреча, « Сретенье» социокультурного, творческого и личностного опыта ребёнка – креативная образовательная среда. На наш взгляд, наличие этого « места встречи» и определяет возможность реализации индивидуальных образовательных маршрутов. Насыщенность такой креативной образовательной среды подчиняется принципу гармонизации разнообразного содержания, походов, методов взаимодействия с ребёнком. С точки зрения структуры, эта среда должна быть вариативной, то есть такой, где « происходит связь и кооперация разного рода ресурсов в рамках образовательной программы, обеспечивающей свои траектории развития разным субъектам: отдельным людям, общностям». Уже сегодня можно сделать выводы о том, что накоплен определённый опыт в формировании креативной образовательной среды на основе диалоговых, эвристических, проектных и информационно – коммуникационных технологий, выявлены условия, определяющие саморазвитие личности, определено содержание, отвечающее поставленным целям. Чётко определена позиция воспитателя и ребёнка. Кроме того актуальность проблемы организации креативной образовательной среды в детском саду и школе обусловлена ещё и этническими факторами, связанными с изменением этносостава воспитанников. Анализируя многогранное понятие образовательной среды, хочется акцентировать внимание на том, что его менее, целесообразно рассматривать, как « систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу». Креативную образовательную среду можно рассматривать индивидуально для каждого воспитанника с целью построения собственного « Я» (обогащения духовного мира дошкольника, его личностного роста, самореализации, становления его самосознания). Индивидуальные образовательные маршруты учащихся в креативной образовательной среде должны строиться с учётом следующих факторов:  Стиль взаимодействия с дошкольником.  Различные типологии индивидуальности.  Доминанты в сфере деятельности и интересов.  Отношения к самому себе, к собственной « Я – концепции».  Творческий потенциал дошкольника  Уровень обучаемости и обученности дошкольника.  Уровень воспитанности старших дошкольников.  Отношение к ценностям. Создание креативной образовательной среды в детском саду позволит обеспечить качество образования в соответствии с требованиями новых Федеральных государственных образовательных стандартов. Проектируемая креативная образовательная среда должна выступать в качестве того генерального фактора, который бы способствовал устойчивому становлению и развитию способностей обучающихся, саморазвитию личности в целом. Образовательная среда должна не только предоставлять возможность каждому воспитаннику на каждом образовательном уровне развить исходный творческий потенциал, но и пробудить потребность в дальнейшем самопознании, творческом саморазвитии, сформировать у ребёнка объективную самооценку. Проектирование креативной образовательной среды опирается на следующие идеи: развитие личности представляет собой глубинный процесс внутренних количественных и других сил,
происходящий на основе активности личности и обеспечивающий её творческую самореализацию и индивидуальный образовательный маршрут. Реализация индивидуальных образовательных маршрутов в креативном образовательной среде требует особо подготовленного воспитателя. Это, безусловно, педагог, характеризующий гуманистической направленностью, имеющий интегративные психолого – педагогические знания. Наиболее успешны в организации индивидуальных маршрутов дошкольников будут те педагоги, которые знают и владеют набором разных смыслов, форм и технологий образования. От такого педагога требуется непрерывное переопределение своих действий и позиций, он подчас не знает о своих дальнейших действиях, для него становится привычной ситуация образовательной и профессиональной неопределённости. Уже сегодня можно сделать выводы о том, что накоплен определённый опыт создания креативной образовательной среды в дошкольной среде. Выявлены условия, определяющие саморазвитие личности, определено содержание, отвечающее поставленным целям. Чётко определена позиция ребёнка и воспитателя. Выявлены трудности и риски. Диагностика результатов влияния креативной образовательной среды на выбор старшим дошкольникам индивидуального образовательного маршрута в виде психологических тестов, анкетирования на определение изменения мотивации, познавательных интересов, потребностей и эмоционального настроя, информационной культуры воспитанников, показала устойчивые положительные результаты. Креативная образовательная среда формирует творческие способности детей, что является одним из критериев достижения высокого уровня саморазвития и самореализации личности.


В раздел образования