Индивидуальный образовательный маршрут для старшего дошкольника в условиях креативной образовательной среды МДОУ
Автор: Халиченко Валентина Эдуардовна Должность: заведующий мдоу Учебное заведение: МДОУ " Детский сад №81" Населённый пункт: г. Ярославль Наименование материала: Статья Тема: Индивидуальный образовательный маршрут для старшего дошкольника в условиях креативной образовательной среды МДОУ Раздел: дошкольное образование
Создание индивидуального образовательного маршрута для старшего дошкольника
в условиях креативной образовательной среды МДОУ.
Сегодня Российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это
обусловлено происходящими в нашей стране социально – экономического развития. Это
обусловлено происходящими в нашей стране социально – экономическими изменениями, которые
в свою очередь, определяют основные направления государственной образовательной политики и
внедрением новых образовательных стандартов (ФГОС).
Успешная реализация новой образовательной программы начального общего образования
невозможна без организации развивающей креативной образовательной среды, личностной
включённости в неё всех субъектов образовательного процесса (« Образовательная программа –
маршрут ученика» - под редакцией А.П. Тряпициной. - СПБ.,2000). В связи с этим в рамках
реализации комплексного подхода к инновационным процессам, связанным с внедрением ФГОС
как наиболее актуальные для деятельности нашего образовательного учреждения нами
рассматриваются:
Признание личности дошкольника в качестве субъекта своей жизнедеятельности.
Новые подходы к организации дошкольной инфраструктуры в детском саду (организация
РППС для детей, создание комфортных условий для организации организованной и
неорганизованной образовательной деятельности детей).
Новые подходы к организации образовательной среды детского сада.
Новые подходы к измерениям образовательных результатов дошкольников.
Новые активные и интерактивные технологии организации НОД.
Поиск возможностей обеспечения индивидуальных образовательных запросов всех
субъектов образовательного процесса.
Признание личности ребёнка в качестве субъекта своей жизнедеятельности приводит к
мысли о том, что воспитателю, особенно в ясельной группе, чрезвычайно трудно предугадать,
установить точно маршрут его индивидуального развития. Индивидуальный образовательный
маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала дошкольника в
образовании: Интеллектуального, эмоционально – волевого, деятельностного, нравственно –
духовного.
В педагогических исследованиях последнего десятилетия часто используется понятие
образовательная (педагогическая) среда. В отличие от представителей естественных наук, педагоги
используют это понятие не для противопоставления « организм – среда», а для утверждения
единства, « сращенности» между её компонентами. Так, В.В. Слободчиков, говоря об
образовательной среде, утверждает необходимость выстраивать следующий ряд представлений: «
среда есть средина», « сердцевина», «связь», «средство», « посредничество» об образовательной
среде.(Слободчиков В.В. « Образовательная среда в саду и школе» - М.,2009)Т.С. Дюкова
рассматривает образовательную среду как часть социокультурной среды с её
институтами(учреждениями), а также включает в её структуру феномены социальной и личной
жизни человека: « опыт прошлой жизни», « опыт случайного и ситуационного общения», влияние
средств массовой информации, референтной и контрреферентной групп (Дюкова Т.С. «
Индивидуальная траектория развития: учебно – методический комплект материалов для
подготовки участников регионального комплексного проекта модернизации образования» Тамбов:
ТОИПКРО,2008)
Образовательная среда чаще всего характеризуется двумя показателями: насыщенностью
(ресурсным потенциалом) и структурированностью (способами организации). Любая ли
образовательная среда становится педагогической, то есть способствующей личностному и
культурному росту ребёнка? Безусловно, нет. Педагогической будет та среда, в которой « Наличное
социокультурное содержание» превращается в средство и содержание образования, « собственно
образовательную среду» ( по В,В, Слободчикову). Это то « место», где происходит встреча, «
Сретенье» социокультурного, творческого и личностного опыта ребёнка – креативная
образовательная среда. На наш взгляд, наличие этого « места встречи» и определяет возможность
реализации индивидуальных образовательных маршрутов. Насыщенность такой креативной
образовательной среды подчиняется принципу гармонизации разнообразного содержания,
походов, методов взаимодействия с ребёнком.
С точки зрения структуры, эта среда должна быть вариативной, то есть такой, где «
происходит связь и кооперация разного рода ресурсов в рамках образовательной программы,
обеспечивающей свои траектории развития разным субъектам: отдельным людям, общностям».
Уже сегодня можно сделать выводы о том, что накоплен определённый опыт в формировании
креативной образовательной среды на основе диалоговых, эвристических, проектных и
информационно – коммуникационных технологий, выявлены условия, определяющие
саморазвитие личности, определено содержание, отвечающее поставленным целям. Чётко
определена позиция воспитателя и ребёнка. Кроме того актуальность проблемы организации
креативной образовательной среды в детском саду и школе обусловлена ещё и этническими
факторами, связанными с изменением этносостава воспитанников.
Анализируя многогранное понятие образовательной среды, хочется акцентировать
внимание на том, что его менее, целесообразно рассматривать, как « систему влияний и условий
формирования личности по заданному образцу». Креативную образовательную среду можно
рассматривать индивидуально для каждого воспитанника с целью построения собственного « Я»
(обогащения духовного мира дошкольника, его личностного роста, самореализации, становления
его самосознания).
Индивидуальные образовательные маршруты учащихся в креативной образовательной среде
должны строиться с учётом следующих факторов:
Стиль взаимодействия с дошкольником.
Различные типологии индивидуальности.
Доминанты в сфере деятельности и интересов.
Отношения к самому себе, к собственной « Я – концепции».
Творческий потенциал дошкольника
Уровень обучаемости и обученности дошкольника.
Уровень воспитанности старших дошкольников.
Отношение к ценностям.
Создание креативной образовательной среды в детском саду позволит обеспечить
качество образования в соответствии с требованиями новых Федеральных государственных
образовательных стандартов. Проектируемая креативная образовательная среда должна выступать
в качестве того генерального фактора, который бы способствовал устойчивому становлению и
развитию способностей обучающихся, саморазвитию личности в целом. Образовательная среда
должна не только предоставлять возможность каждому воспитаннику на каждом образовательном
уровне развить исходный творческий потенциал, но и пробудить потребность в дальнейшем
самопознании, творческом саморазвитии, сформировать у ребёнка объективную самооценку.
Проектирование креативной образовательной среды опирается на следующие идеи: развитие
личности представляет собой глубинный процесс внутренних количественных и других сил,
происходящий на основе активности личности и обеспечивающий её творческую самореализацию
и индивидуальный образовательный маршрут.
Реализация индивидуальных образовательных маршрутов в креативном
образовательной среде требует особо подготовленного воспитателя. Это, безусловно, педагог,
характеризующий гуманистической направленностью, имеющий интегративные психолого –
педагогические знания. Наиболее успешны в организации индивидуальных маршрутов
дошкольников будут те педагоги, которые знают и владеют набором разных смыслов, форм и
технологий образования. От такого педагога требуется непрерывное переопределение своих
действий и позиций, он подчас не знает о своих дальнейших действиях, для него становится
привычной ситуация образовательной и профессиональной неопределённости.
Уже сегодня можно сделать выводы о том, что накоплен определённый опыт создания
креативной образовательной среды в дошкольной среде. Выявлены условия, определяющие
саморазвитие личности, определено содержание, отвечающее поставленным целям. Чётко
определена позиция ребёнка и воспитателя. Выявлены трудности и риски. Диагностика
результатов влияния креативной образовательной среды на выбор старшим дошкольникам
индивидуального образовательного маршрута в виде психологических тестов, анкетирования на
определение изменения мотивации, познавательных интересов, потребностей и эмоционального
настроя, информационной культуры воспитанников, показала устойчивые положительные
результаты. Креативная образовательная среда формирует творческие способности детей, что
является одним из критериев достижения высокого уровня саморазвития и самореализации
личности.