Автор: Ковалева Анастасия Аркадьевна Должность: педагог - психолог Учебное заведение: МДОУ центр развития ребенка - детский сад № 6 Населённый пункт: город Комсомольск- на - Амуре Наименование материала: Статья Тема: "Готовимся к школе играя" Раздел: дошкольное образование
Готовимся к школе играя.
"...Ребенок
до
десятилетнего
возраста
требует
забав,
и
требование
его
биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его
мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой" - эти строки написаны М. Горьким в
прошлом столетии и по-прежнему актуальны.
Уже
многие
годы
воспитатели
и
учителя
занимаются
вопросом
преемственности детского сада и школы. Преемственность эта предполагает, что
воспитанники
приходят
в
школу
с
уровнем
развития
отвечающим
требованиям
школьного обучения. Уровень развития этот подразумевает не только определенный
уровень знаний, но и определенные умения, сформированные качества, которые не
только
необходимы
для
успешного
и
самостоятельного
овладения
учебной
программой, но и служат фундаментом для дальнейшего всестороннего развития
детей.
Таким образом, возникает необходимость конкретизации требований, которые
предъявляются детям в I классе, и подготовки старших дошкольников в условиях
дошкольных учреждений к систематическому учению в соответствии с ними.
В этой работе нельзя недооценивать основной, ведущий вид деятельности
дошкольников - игру.
Еще в прошлом веке педагоги и психологи говорили
о том, что ребенок,
который не доиграл в детстве, не будет успешен в школе, не сможет развивать свой
творческий потенциал, будет испытывать трудности в общении со сверстниками и
взрослыми. Поэтому родителям следует понять, что такое школьная зрелость и роль
игры в ее формировании.
Степень готовности к школе определяется по трем составляющим:
1. Психофизиологический компонент, это - общее физическое развитие; характер
и произвольность движений; моторика рук; работоспособность и утомляемость.
2.
Интеллектуальный
компонент
включает
- знания
и
представления
об
основных предметах и явлениях окружающей действительности; сформированность
мыслительных операций; развитие познавательных психических процессов.
3. Личностная готовность выражается - в наличие нравственных категорий; в
применение волевых усилий; сформированности навыков совместной деятельности,
навыков общения; в умение слушать; в уровне самооценки дошкольника.
Работа
детского
сада
по
подготовке
детей
к
школе
начинается
задолго
до
перехода их в подготовительную группу.
Итогом воспитательно-образовательной деятельности дошкольных учреждений
должна
стать
готовность
воспитанников-выпускников
к
успешному
школьному
обучению.
Подготовительная группа – это отражение степени реализации задач
“Образовательной программы” конкретного детского сада.
Задачи
эти
реализуются
через
непрерывную
непо средственную
образовательную
деятельность,
в
том
числе
и
различные
игры,
которые
усложняются с каждой возрастной группой. По мере взросления детей тематика игр
расширяется,
усложняется
структура
игровой
деятельности,
совершенствуется
руководство
развитием
контактов,
взаимоотношений
в
игре.
Уровень
овладения
играми может свидетельствоваать о наличии необходимых знаний, умений, навыков
и качеств, о степени готовности к “учению”.
Через игры совершенствуются движения, воспитываются черты характера,
тренируется
самостоятельность.
Коллективные
игры
требуют
слаженности,
выполнения
нескольких
правил,
причем
часто
дети
самостоятельно
приходят
к
выводу о том, что без выполнения правил игра неинтересна. Волнение, которое
ребенок
переживает
в
игре,
мобилизует
его
силы
и
способствует
достижению
хороших
результатов
в
выполнении
заданий.
Подобных
результатов
в
иных
условиях (вне игр) он, возможно, и не добился бы.
Постепенно у детей возникает осознанное отношение к заданиям, умение
сосредотачиваться, стремление добиваться хороших результатов. У дошкольников
формируется
умение
работать
в
определенном
темпе,
пов ыша е т с я
работоспособность.
Чередование
игр
с
различными
видами
упражнений
—
важное
условие
всестороннего,
гармоничного
развития,
успешного
формирования
готовности
к
школьному обучению.
С
уверенностью
можно
сказать,
что
систематическое
использование
игр
воспитывает и обучает дошкольников, развивает у них познавательные процессы,
возбуждает
интерес
к
знаниям.
У
дошкольников
начинают
формироваться
универсальные
учебные
действия,
необходимые
для
обучения
в
школе.
Игры
позволяют
педагогам дошкольных учреждений формировать у детей понимание
задачи,
готовность
выполнить
ее,
умение
действовать
по
плану,
использовать
приобретенные знания, умения и навыки в новой деятельности, способности к
самоконтролю.
Одним
из
важнейших
результатов
использования
игр
является
овладение
детьми
оценкой
и
самооценкой
деятельности.
Это
способствует
формированию рефлексии, важному новообразованию психического развития детей
6-7летнего возраста.
Готовя
ребенка
к
учебе,
хороший
родитель
должен
учитывать
психолого-
педагогическую
ценность
игр
и
игрушек,
прислушиваясь
к
рекомендациям
воспитателей о том, какую литературу необходимо прочесть детям, на что обратить
внимание в детских играх, какие настольно-печатные игры стоит приобрести. Он
понимает, что игры способствуют развитию внимания, памяти, мышления, речи,
ориентировки
во
времени
и
пространстве,
развитию
органов
чувств
и
т.д.
Специально организованное место для игры дома и место для хранения игр приучит
ребенка к бережливости и аккуратности.
В
процессе
игры,
прежде
всего,
формируется
личностная
готовность
дошкольника
к
обучению.
Интеллектуальный
компонент
готовности
ребенка
к
школьному
обучению
позволяет
формировать
-
разнообразие
развивающих
игр
(сюжетно-ролевых
или
дидактических).
Поэтому
родителям
очень
легко
контролировать этот процесс в домашних условиях.
Дошкольное воспитание — это первая ступенька на лестнице единой системы
современного образования.
Подвести итог хочется словами Н.К. Крупской: - “Если мы поставим правильно
дошкольное воспитание ребят, мы тем самым поднимем школу на более высокую
ступень”.