Напоминание

"Готовимся к школе играя"


Автор: Ковалева Анастасия Аркадьевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МДОУ центр развития ребенка - детский сад № 6
Населённый пункт: город Комсомольск- на - Амуре
Наименование материала: Статья
Тема: "Готовимся к школе играя"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Готовимся к школе играя.
"...Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой" - эти строки написаны М. Горьким в прошлом столетии и по-прежнему актуальны. Уже многие годы воспитатели и учителя занимаются вопросом преемственности детского сада и школы. Преемственность эта предполагает, что воспитанники приходят в школу с уровнем развития отвечающим требованиям школьного обучения. Уровень развития этот подразумевает не только определенный уровень знаний, но и определенные умения, сформированные качества, которые не только необходимы для успешного и самостоятельного овладения учебной программой, но и служат фундаментом для дальнейшего всестороннего развития детей. Таким образом, возникает необходимость конкретизации требований, которые предъявляются детям в I классе, и подготовки старших дошкольников в условиях дошкольных учреждений к систематическому учению в соответствии с ними. В этой работе нельзя недооценивать основной, ведущий вид деятельности дошкольников - игру. Еще в прошлом веке педагоги и психологи говорили о том, что ребенок, который не доиграл в детстве, не будет успешен в школе, не сможет развивать свой творческий потенциал, будет испытывать трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Поэтому родителям следует понять, что такое школьная зрелость и роль игры в ее формировании. Степень готовности к школе определяется по трем составляющим:
1. Психофизиологический компонент, это -
общее физическое развитие; характер и произвольность движений; моторика рук; работоспособность и утомляемость.
2.

Интеллектуальный

компонент

включает

-
знания и представления об основных предметах и явлениях окружающей действительности; сформированность мыслительных операций; развитие познавательных психических процессов.
3. Личностная готовность выражается -
в наличие нравственных категорий; в применение волевых усилий; сформированности навыков совместной деятельности, навыков общения; в умение слушать; в уровне самооценки дошкольника. Работа детского сада по подготовке детей к школе начинается задолго до перехода их в подготовительную группу. Итогом воспитательно-образовательной деятельности дошкольных учреждений должна стать готовность воспитанников-выпускников к успешному школьному обучению. Подготовительная группа – это отражение степени реализации задач “Образовательной программы” конкретного детского сада.
Задачи эти реализуются через непрерывную непо средственную образовательную деятельность, в том числе и различные игры, которые усложняются с каждой возрастной группой. По мере взросления детей тематика игр расширяется, усложняется структура игровой деятельности, совершенствуется руководство развитием контактов, взаимоотношений в игре. Уровень овладения играми может свидетельствоваать о наличии необходимых знаний, умений, навыков и качеств, о степени готовности к “учению”. Через игры совершенствуются движения, воспитываются черты характера, тренируется самостоятельность. Коллективные игры требуют слаженности, выполнения нескольких правил, причем часто дети самостоятельно приходят к выводу о том, что без выполнения правил игра неинтересна. Волнение, которое ребенок переживает в игре, мобилизует его силы и способствует достижению хороших результатов в выполнении заданий. Подобных результатов в иных условиях (вне игр) он, возможно, и не добился бы. Постепенно у детей возникает осознанное отношение к заданиям, умение сосредотачиваться, стремление добиваться хороших результатов. У дошкольников формируется умение работать в определенном темпе, пов ыша е т с я работоспособность. Чередование игр с различными видами упражнений — важное условие всестороннего, гармоничного развития, успешного формирования готовности к школьному обучению. С уверенностью можно сказать, что систематическое использование игр воспитывает и обучает дошкольников, развивает у них познавательные процессы, возбуждает интерес к знаниям. У дошкольников начинают формироваться универсальные учебные действия, необходимые для обучения в школе. Игры позволяют педагогам дошкольных учреждений формировать у детей понимание задачи, готовность выполнить ее, умение действовать по плану, использовать приобретенные знания, умения и навыки в новой деятельности, способности к самоконтролю. Одним из важнейших результатов использования игр является овладение детьми оценкой и самооценкой деятельности. Это способствует формированию рефлексии, важному новообразованию психического развития детей 6-7летнего возраста. Готовя ребенка к учебе, хороший родитель должен учитывать психолого- педагогическую ценность игр и игрушек, прислушиваясь к рекомендациям воспитателей о том, какую литературу необходимо прочесть детям, на что обратить внимание в детских играх, какие настольно-печатные игры стоит приобрести. Он понимает, что игры способствуют развитию внимания, памяти, мышления, речи, ориентировки во времени и пространстве, развитию органов чувств и т.д. Специально организованное место для игры дома и место для хранения игр приучит ребенка к бережливости и аккуратности.
В процессе игры, прежде всего, формируется личностная готовность дошкольника к обучению. Интеллектуальный компонент готовности ребенка к школьному обучению позволяет формировать - разнообразие развивающих игр (сюжетно-ролевых или дидактических). Поэтому родителям очень легко контролировать этот процесс в домашних условиях. Дошкольное воспитание — это первая ступенька на лестнице единой системы современного образования. Подвести итог хочется словами Н.К. Крупской: - “Если мы поставим правильно дошкольное воспитание ребят, мы тем самым поднимем школу на более высокую ступень”.


В раздел образования