Автор: Кияметдинова Юлия Владимировна Должность: воспитатель высшей категории Учебное заведение: МАДОУ детский сад комбинированного вида №61 Населённый пункт: д.Таширово, Наро-Фоминский район, Московская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "В гостях у водных обитателей" Раздел: дошкольное образование
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей
группе «В гостях у водных обитателей»
Организационный компонент
Цель:
Формирование первичных представлений о многообразии рыб и водных
обитателей.
Задачи:
-вызвать интерес к многообразию обитателей водной среды посредством
физкультурных и образно-игровых упражнений;
-создание условий для приобретения опыта совершенствования основных
движений, двигательных умений и навыков;
-сохранения правильной осанки в процессе осуществления двигательной
деятельности;
-обеспечение развития первичных представлений о некоторых видах опасных для
окружающего мира природных ситуаций (загрязнение воды) ;
-создание условий для развития познавательно-исследовательской деятельности
и экспериментирования;
-создание условий для приобретения опыта составления коллективной работы
«Аквариум и диковинными рыбками» разными изобразительно-выразительными
средствами;
-поощрять речевую активность детей.
Предварительная работа.
Просмотр иллюстраций, открыток, журналов, видео-презентаций на морскую тему.
Беседа о жизни морских и речных обитателей. Знакомство с внешним видом и
поведением отдельных животных-дельфина, морского конька, краба, акулы,
морской звезды, улиток, черепах. Декоративное рисование в круге (заготовки для
диковинных рыбок) .
Чтение стихотворения Г. Лагздынь «Море голос подает», стихов о морских
обитателях.
Материалы и оборудование.
Композиционная основа — лист в виде аквариума (формат А3, расписанные
декоративные круги на каждого ребенка, ножницы, клей-карандаш, клеенки для
намазывания, фломастеры, прозрачные банки с воронками (по 5 штук). «Фильтры»
из марли и салфеток, стаканы для воды, грунт, деревянные палочки для
размешивания. Подборка CD-фонограмм «Музыка моря». Большая ракушка.
Цветные ленточки для хвостиков по количеству детей.
Проектировочный компонент
Дети одеты в спортивную форму, проходят в музыкальный зал.
-Ребята, сегодня я для вас приготовила сюрприз (Показать непрозрачный мешок с
ракушкой внутри).
-Как вы думаете, что может быть в мешочке? (Дети высказываются)
-А давайте угадаем на ощупь этот предмет! (Дети обследуют ракушку руками,
высказываются в своих ответах)
-Вы угадали! Это - большая ракушка. А где можно встретить такую раковину?
(Выслушиваю ответы детей)
-Скажите, а кто из вас хотел бы прямо сейчас побывать на море? Тогда
отправляемся в гости к водным обитателям!
Проводится комплекс общеразвивающих, ритмических упражнений и образно-
игровых упражнений под CD-фонограмму «Музыка моря».
-Вижу, вам нравится наше путешествие, и, чтобы отдохнуть, предлагаю немного
поиграть в игру «Передай ракушку».
Она поможет нам вспомнить разных обитателей водоемов. Для этого надо сесть
вкруг по-турецки, выпрямить спину, проверить свою осанку. Затем мы будем
передавать ракушку друг другу из рук в руки и называть водных обитателей.
Главное правило-слушайте внимательно друг друга. Не спешите! Ваши ответы не
должны повторяться.
-Вот мы и отдохнули! Очень много водных жителей мы назвали и даже показали. А
кто из вас когда-нибудь наблюдал за рыбками? А кто ходил на рыбалку? (Ответы
детей) .
Скажите, пожалуйста, а легко ли поймать рыбку на удочку? (Дети дают ответы) .
-Давайте сейчас проверим, есть ли среди нас ловкие рыбаки. Поиграем в игру
«Рыбки плавают в водице».
Для начала выбираем рыбака с помощью считалки:
Жил в реке один налим.
Два ерша дружили с ним,
Приходили к ним две утки
По четыре раза в сутки
И учили их считать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Остальные дети получают ленточку и заправляют под одежду. Дети образуют круг,
в центре которого стоит рыбак.
Дети двигаются по кругу шагом, выполняют движения руками как будто плывут и
произносят слова:
-Рыбки плавают в водице, рыбкам весело играть. Золотые озорницы, ну, попробуй
нас догнать!
После слов все разбегаются врассыпную, рыбак догоняет рыбок и забирает у них
хвостик-цветную ленточку, не задерживая их движения. Дети, оставшиеся без
ленты, выбывают из игры. Игру можно провести 2-3 раза.
-Ребята, вам понравилась игра? Вижу, что некоторые немного устали. Думаю, что
нам пора снова отдохнуть и послушать звуки моря и его жителей.
(Дети ложатся на спину на пол, закрывают глаза и слушают звуки моря для
релаксации.)
-Ребята, сейчас я предлагаю продолжить наше путешествие в нашей группе. (Дети
вместе с воспитателем переходят в свою группу, где готовы столы с
оборудованием для опытов с водой и художественной деятельности. Все
располагаются возле столов с банками и стаканами) .
Опыт с водой (на прозрачность)
Показать 2 банки (в одной чистая вода, в другой мутная, грязная) : -Посмотрите,
ребята, у меня в банках вода. Чем она отличается?
Опускаем мелкие предметы вначале в банку с чистой водой, затем предметы в
банку с грязной водой.
-В какой банке видны предметы? (ответы детей). Подвести детей к обобщению:
чистая вода прозрачная, а грязная вода непрозрачная мутная.
-Прозрачная (чистая) ли вода в кране? (ответы детей) -Что было бы, если из крана
текла грязная (мутная) вода? (ответы детей). -А в аквариуме, реке, море какая
вода? Почему необходимо, чтобы там вода была чистая? (ответы детей) -Как вы
думаете, почему рыбы не могут жить в грязной воде? (Выслушиваю ответы детей).
-Как можно очистить воду от грязи? (Дети высказывают предположения) .
-Вода станет чистой, если ее пропустить через специальный фильтр. В фильтре
есть несколько слоев материала, через который не проходят крупные частицы
грязи. (Дети берут стаканы с водой, добавляют туда грунт и размешивают. Затем
выливают грязную воду в воронку с фильтром на банке. Делают заключение по
итогам опыта).
Так люди научились беречь природу и очищать воду от вредных примесей. Люди
изобрели многослойные сложные фильтры, которые не позволяют плохой воде
загрязнять реки и моря.
-Ребята, мы с вами вспомнили сегодня разных рыб и морских обитателей,
побывали в роли жителей морских глубин, даже воду научились фильтровать.
Теперь осталось нам в группе завести свои аквариумы с диковинными рыбками.
(Показать на готовые композиционные основы аквариумов из бумаги).
-Давайте все сядем за столы и вместе сделаем красивых рыбок и поселим их в
наши аквариумы. (Дети проходят к столам для художественного творчества)
-Рыбок мы сделаем из декоративных кругов, которые вы нарисовали. Нам
понадобятся ножницы и клей. Ножницами вырезаем небольшой сектор у круга-это
будет хвост. Большая оставшаяся часть круга-туловище рыбки с открытым ртом.
Намазываем острый край вырезанного сектора и приклеиваем к оставшейся
большой детали напротив выреза (рта). Получилась рыбка с хвостиком и
открытым ртом. Теперь можно подрисовать рыбке глаз фломастером. Затем
намазываем всю рыбку клеем с обратной стороны и приклеиваем на аквариум.
(Дети самостоятельно выполняют коллективную аппликацию. Добавляют в
аквариум камушки, дорисовывают водоросли).
Рефлексивный компонент
[/i]
-Сегодня мы с вами побывали в гостях у водных обитателей. Что вам больше
всего запомнилось? Чем вам понравилось больше всего заниматься?
-Посмотрите какие красивые получились у вас рыбки в аквариумах! Теперь вы
сами можете рассказывать своим друзьям и родителям о водных обитателях.
Большое всем спасибо.