выступление на родительском собрании тема "Внедрение ФГОС в ДОУ"
Автор: Багдасарова Ирина Александровна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ"Детский сад №15 "Светлячок" Населённый пункт: станица Александрийская, Георгиевского района, Ставропольского края Наименование материала: статья Тема: выступление на родительском собрании тема "Внедрение ФГОС в ДОУ" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 «Светлячок» станицы
Александрийской» Георгиевского муниципального района Ставропольского края
Выступление на родительском собрании
Тема: «Внедрение ФГОС в ДОУ».
(Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт в Дошкольном
Общеобразовательном Учреждении).
Подготовила и провела
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Багдасарова Ирина Александровна
2015г
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 «Светлячок» станицы
Александрийской» Георгиевского муниципального района Ставропольского края
Цель: Знакомство родителей с особенностями построения образовательного
процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с
требованиями ФГОС ДОУ.
Задачи:
дать представление о том, что такое ФГОС;
в ходе презентационной работы проиллюстрировать родителям
преимущества деятельностного подхода в воспитании и обучении;
показать родителям презентацию преимущества.
Уважаемые родители!!!
Сегодня мы с вами поговорим о программе внедрение ФГОС в ДОУ
Что такое ФГОС? Что такое стандарт? Чем он отличается ФГТ от ФГОС? И
почему его называют « Стандарт второго поколения»?
В
отличие
от
других
стандартов,
ФГОС
дошкольного
образования
не
является
основой
оценки
соответствия
установленным
требованиям
образовательной
деятельности
и
подготовки
обучающихся.
Освоение
образовательных
программ
дошкольного
образования
не
сопровождается
проведением
промежуточных
аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Стандарт направлен на достижение следующих целей:
•
1) повышение социального статуса дошкольного образования;
•
2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в
получении качественного дошкольного образования;
•
3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного
образования
на
основе
единства
обязательных
требований
к
условиям
реализации
образовательных
программ
дошкольного
образования,
их
структуре и результатам их освоения;
•
4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации
относительно уровня дошкольного образования.
Зачем нужен ФГОС дошкольного образования?
Стандарт для ДОУ - это требование нового закона об образовании, в котором
дошкольное образование признано уровнем общего образования. До сегодняшнего
дня действовали Федеральные государственные требования (ФГТ) к дошкольному
образованию, которые состояли из двух частей: требований к структуре основной
образовательной программы дошкольного образования и требований к условиям её
реализации. В стандарте появятся требования к результатам, но это не означает, что
выпускникам
детских
садов
придётся
сдавать
экзамены!
Никакой
итоговой
аттестации
не
будет,
это
норма
закона.
При
этом
с
помощью
мониторинговых
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 «Светлячок» станицы
Александрийской» Георгиевского муниципального района Ставропольского края
исследований на разных этапах можно и нужно будет фиксировать уровень развития
ребёнка, чтобы педагоги дошкольных учреждений, родители понимали, над чем
работать дальше. Внимание к стандарту будет, более пристальным, потому что
дошкольное детство - это тот период жизни ребёнка, когда семья проявляет к нему
максимальный интерес.
ФГОС включает в себя требования к:
структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению
обязательной
части
основной
образовательной
программы
и
части,
формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
условиям
реализации
основных
образовательных
программ,
в
том
числе
кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
результатам освоения основных образовательных программ.
Программа
Образовательная деятельность- 60%.
Дополнительная деятельность -40%.
Что
нового
ожидает
дошкольное
образование
в
ближайшем
будущем?
Во-первых, дошкольное образовательное учреждение из "камеры хранения" ребенка
реально
превращается
в
образовательную
организацию,
в
которой
реализация
основной образовательной программы дошкольного образования сопровождается
осуществлением присмотра и ухода за воспитанниками, включая организацию их
питания и режима дня.
Во-вторых,
все
дети
предшкольного
возраста
должны
быть
обеспечены
возможностью получения дошкольного образования.
В-третьих , плата с родителей (законных представителей) взимается за присмотр и
уход за ребенком. Образовательная программа предоставляется бесплатно.
Отличие принципиально видно. В основе лежит деятельностный подход, ребёнок
узнаёт мир через деятельность.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ-
должна
стать
основой
обучения
ребёнка
т.е.
уйти
от
монологической
речи
воспитателя
и
прийти
к
тому,
что
ребёнок
станет
самостоятельным. Другими словами добывает знания себе сам.
Воспитатель лишь сопровождает ребёнка и на первом занятии (образовательная
деятельность). Дошкольник должен почувствовать себя хозяином в том, что может
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 «Светлячок» станицы
Александрийской» Георгиевского муниципального района Ставропольского края
ответить, когда ответь, как ответить. Иными
словами, нет скованности. Мы не
загоняем в определённые рамки, даём высказывать всем.
Это не означает, что мы не занимаемся. Мы воспитатели занимаемся развитием
ребёнка, знаем его все
физиологические особенности, но не требуйте, чтобы
ребёнок читал и писал. Всему этому их научат в школе.
Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где
происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама
природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности
дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен.
Необходимость
отказаться
от
учебно-дисциплинарной
модели
образовательного
процесса – отказ от специально организованной деятельности уже давно назрела.
Ведущими
видами
детской
деятельности
станут:
игровая,
коммуникативная,
двигательная,
познавательно-исследовательская,
продуктивная
и
др.
Необходимо
отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные
формы работы с детьми.
Содержание основной программы включает совокупность образовательных
областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста
1.
Социально-коммуникативное развитие
2.
Познавательно развитие
3.
Речевое развитие
4.
Художественно-эстетическое развитие
5.
Физическое развитие
Образовательные
области
введены
для
поддержания
баланса
между
всеми
направлениями работы детского сада – все они в равной степени должны быть
представлены в образовательной программе дошкольного образования.
Целевые ориентиры дошкольного образования:
Инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности;
Любознательность;
Способность
выбирать
себе
род
занятий,
участников
совместной
деятельности;
Уверенность
в
своих
силах,
открытость
внешнему
миру,
положительное
отношение к себе и к другим, чувство собственного достоинства;
Развитое воображение, способность к фантазии, творчеству;
Умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 «Светлячок» станицы
Александрийской» Георгиевского муниципального района Ставропольского края
Развитая крупная и мелкая моторика;
Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности.
Если
говорить
о
принципиально
новом
в
содержании
дошкольного
образования,
то
это
обязательность
его
соответствия
заявленным
в
ФГОС
принципам:
1.
поддержка
разнообразия
детства;
сохранение
уникальности
и
самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека,
самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода
жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что
происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период
подготовки к следующему периоду;
2.
личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия
взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных
работников Организации) и детей;
3.
уважение личности ребенка;
4.
реализация Программы в формах, специфических для детей данной
возрастной
группы,
прежде
всего
в
форме
игры,
познавательной
и
исследовательской
деятельности,
в
форме
творческой
активности,
обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Документ
ориентирует
на
взаимодействие
с
родителями :
родители
должны
участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и
своевременного
развития
ребенка
в
дошкольном
возрасте,
чтобы
не
упустить
важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными
участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от
того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
-
И
что
еще
очень
важно,
основная
программа
дошкольного
образования
обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального
образования, чего не было ранее.
В результате принимаемых мер должна измениться организационно-правовая форма
дошкольных учреждений, создан сектор автономных некоммерческих организаций.
Планируется, что будут развиваться частные дошкольные организации. Внедрение
нормативно
-
подушевого
механизма
оплаты
услуг
предоставит
родителям
возможность
выбора
между
муниципальными
и
частными
учреждениями
и
организациями, оказывающими услуги дошкольного образования. Стимулирование
конкуренции в дошкольном образовании и введение системы муниципального заказа
на
услуги
дошкольного
образования
выведет
на
первый
план
качество
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 «Светлячок» станицы
Александрийской» Георгиевского муниципального района Ставропольского края
образовательной услуги, которое напрямую будет зависеть от понимания каждым
детским садом своего места в системе непрерывного образования.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде:
- Содержательная насыщенность
- Трансформируемость
- Полифункциональность
- Вариативность
- Доступность
- Безопасность
Требования к финансовым условиям
Финансирование в объеме не ниже определяемых органами государственной власти
субъектов РФ нормативов:
- расходы на оплату труда
- расходы на средства обучения и воспитания(учебное издание, дидактические,
аудио и видео материалы, спец одежды, игр и игрушек, спортивное, оздоровительное
оборудование, услуги связи в т.ч. интернет)
- расходы связанные с дополнительным профессиональным образованием
руководящих и педагогических работников.
Перспектива реформирования дошкольного образования вселяет надежду на
качественные изменения в данной сфере. Делается попытка преобразовать некогда
единую систему «общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему
дошкольного
образования
как
полноправную
и
неотъемлемую
ступень
общего
образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного
возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, и в обучении, и в
развитии.
Таким
образом ,
новые
стратегические
ориентиры
в
развитии
системы
образования следует воспринимать позитивно. Во-первых, система дошкольного
образования
должна
развиваться
в
соответствии
с
запросами
общества
и
государства, которые обнародованы в этом приказе. Во-вторых, в приказе много
положительного:
1.
Желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной.
2.
Создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности
развития,
интересы
своей
группы,
специфику
национально-культурных
и
природных
географических
условий,
в
которых
о суще ствляется
образовательный процесс и многое другое.
3.
Попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для
детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для
каждой образовательной области.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 «Светлячок» станицы
Александрийской» Георгиевского муниципального района Ставропольского края
4.
Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного
ребенка.
5.
Отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения.
6.
Ориентация
на
содействие
развитию
ребенка
при
взаимодействии
с
родителями. Спасибо за внимание!!!