"Дифференцированный подход в обучении русскому языку студентов в системе СПО"
Автор: Гарькавая Оксана Юрьевна Должность: преподаватель русского языка и литературы Учебное заведение: ГАПОУ РС(Я) "Южно-Якутский технологический колледж" Населённый пункт: город Нерюнгри, Республика Саха (Якутия) Наименование материала: Статья Тема: "Дифференцированный подход в обучении русскому языку студентов в системе СПО" Раздел: среднее профессиональное
Дифференцированный подход в обучении русскому языку студентов
в системе СПО
К каждому ребёнку следует применять его собственное мерило,
побуждать каждого к его собственной обязанности
и награждать его собственной заслуженной похвалой.
В. Рескин
Современное
состояние
гуманитарного
образования
в
Российской
Федерации,
перспективы его обновления ставят задачу повышения и развития языковой культуры нашего
общества,
в
решении
которой
особая
роль
принадлежит
русскому
языку
как
учебному
предмету.
Сегодняшний этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к
совершенствованию процесса образования и воспитания. Перед преподавателем стоит ряд
вопросов о том, как сделать урок эффективным и интересным; как не только передать
определённые
знания,
но
и
воспитать
у
студента
потребность
в
самообразовании;
как
научить
любить
художественную
литературу,
понимать
слово,
средствами
языка
облагородить личность, одухотворить её; как научить налаживать межличностные контакты в
семье, колледже, среде друзей, оппонентов.
Решить
эти
вопросы
призвано
дифференцированное
обучение,
поскольку
оно
направлено на индивидуализацию процесса обучения, развитие интересов и способностей
каждого студента с психолого-педагогической точки зрения, на обучение обучающегося
принимать
решения,
развитие
навыков
общения
и
сотрудничества,
укрепление
умения
учиться, самостоятельно добывать необходимые знания – с практической точки зрения.
Объект
исследования
-
процесс
обучения
русскому
языку
студентов
в
системе
среднего профессионального образования.
Предмет исследования - дифференцированный подход к студентам на основе их
индивидуальных и типологических особенностей и возможностей обучения русскому языку.
Цель
настоящей
работы
в
теоретическом
плане
состоит
в
изучении
системы
дифференцированного
обучения
русскому
языку,
направленной
на
повышение
эффективности преподавания предмета, в практическом плане - в подборе материала для
проведения уроков русского языка в системе СПО с применением дифференцированного
подхода.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
- выявление
степени
теоретической
разработанности
проблемы
организации
дифференцированного обучения в целом, и русскому языку в частности;
- определение
степени
разработанности
в
практической
методике
преподавания
русского языка и анализ существующих вариантов дифференцированного обучения;
- определение содержания базового уровня языковых навыков в различных подгруппах
студентов;
- разработка
системы
контрольных
тестовых
проверок,
рекомендованных
к
использованию при дифференциации группы;
- экспериментальная
проверка
и
апробация
разработанной
системы
упражнений
в
практике преподавания русского языка.
Гипотеза
исследования
состоит
в
предположении,
что
эффективность
процесса
обучения русскому языку студентов СПО с применением дифференцированного подхода
приведет к повышению качества обучения.
Методологической
и
теоретической
основой
исследования
являются
важнейшие
положения теории речевой деятельности о взаимосвязи языка и мышления (Л.С. Выготский,
А.Р. Лурия, А.А. Потебня), психологические основы общения (Б.Ф. Ломов), положения
1
теории речевой деятельности и языковой личности (А.А. Леонтьев), теории поэтапного
формирования умственных действий (П.Л. Гальперин, В.Ф. Шаталова).
Для
решения
поставленных
задач
с
учетом
их
необходимости
и
достаточности
выбраны следующиеметоды педагогического исследования:
теоретический: анализ литературы по теме исследования;
социолого-педагогический: наблюдение за процессом обучения русскому языку;
экспериментальный: организация и проведение обучающего эксперимента.
На начальном этапе эксперимента участвовало 30 человек учебной группы «СДЖ-
10(9)к»
отделения
«Железнодорожного
транспорта»
Нерюнгринского
политехнического
колледжа 1 курса обучения. В начале учебного года был проведен входной контроль знаний
по
русскому
языку
(система
тестовых
заданий)
с
целью
-
определить
уровень
знаний
студентов
по
предмету.
Далее
был
проведен
комплекс
занятий
по
русскому
языку
с
применением дифференцированного подхода с целью – выявить эффективность применения
данной методики.
Результаты
исследования
позволили
уточнить
уровень
умственного
развития,
т. е.
сформированные
предпосылки
к учению
(обучаемость),
приобретенные
знания
(обученность);
общие
умственные
способности —
способность
запоминать,
выполнять
логические
операции,
творчески
мыслить,
т. е.
интеллигентность,
которая
трактуется
в психологии
как
способность
абстрактного
мышления;
специальные
способности
и одаренность студентов — способность языкам, литературе и др., их диагностика ведется
так же, как и диагностика общих способностей (тесты, обучающий эксперимент).
Научная
новизна
данного
исследования
заключается
в
теоретическом
обосновании
дифференцированного обучения, в дальнейшей разработке дифференцированных программ
изучения
лингвистических
тем
для
разных
подгрупп
студентов
(программа
«Базовый
стандарт», «Аналитико-синтентическая программа», «Творчески-продуктивная программа»),
в
объединении
студентов
в
типологические
группы
на
основе
схожести
определенных
грамматических
навыков,
в
дальнейшем
представлении
п о с л ед о ват е л ь н о й
дифференцированной системы не только с точки зрения содержания обучения, но и с точки
зрения условий обучения.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
- разработана система упражнений и заданий, используемых при индивидуально-
дифференцированном обучении;
- подготавливаются дифференцированные комплексы по грамматике русского языка;
-
разрабатываются
и
экспериментально
проверяются
ряд
оригинальных
педагогических
приемов,
формирующих
языковую
компетенцию
(конструирование
предложений, моделирование, вычерчивание графических схем при слуховом восприятии
предложения, восстановление языковых единиц по памяти и др.);
-
обеспечивается формирование языковой компетенции.
Данные,
полученные
в
результате
исследования,
могут
быть
использованы
при
составлении дифференцированных учебных пособий для конкретной аудитории. Система
упражнений может быть использована в подготовке студентов сходных профессиональных
дисциплин.
Обобщение
результатов
работы
по
данной
теме,
свидетельствуют
о
том,
что
у
студентов появился интерес к таким формам учебной деятельности как индивидуальная,
парная, групповая. Применяя элементы разноуровневой технологии в учебной деятельности,
студенты стараются преодолевать трудности, видеть проблемные ситуации и устанавливать
пути их разрешения. Работая в парах, группах, студенты ставят цель к выполняемой работе,
делают
выводы,
учатся
быть
коммуникабельными,
учатся
помогать
друг
другу,
поддерживать,
разъяснять,
производить
самопроверку,
взаимопроверку,
самостоятельно
работать в любой ситуации.
2
Эффективность
дифференцированного
обучения
русскому
языку
студентов
учебной группы «СП 15(9)» за 1 семестр 2015-2016 учебного года представлена на рис. 1.
Рисунок 1 Диаграмма динамики успеваемости и качества знаний по русскому
языку студентов учебной группы «СП 15(9)» за 1 семестр 2015-2016 учебного года –
Таким образом, качество обучения по дисциплине за 1 семестр учебного года по
итогам
промежуточного
контроля
в
результате
внедрения
дифференцированного
подхода к обучению повысилось на 2%.
Проблема
дифференцированного
подхода
на уроках
русского
языка
имеет
много
интересных
аспектов
и перспективных
направлений.
Но уже
в начальной
стадии
работы
по ней наблюдается повышение интереса учащихся к занятиям русским языком, стремление
овладеть нормами литературного языка.
В
ходе
работы
выстроилось
дальнейшее
видение
продолжения
исследования
дифференцированного
подхода
в
обучении
русскому
языку
студентов
в
системе
СПО:
дифференцированный
подход
в
формировании
языковой
компетенции
у
студентов
-
не
носителей русского языка, или
разработка дифференцированных учебных комплексов по
русскому языку для разных этапов обучения. Создание перечисленных дифференцированных
комплексов
и
разновариантных
учебных
пособий
откроет
широкие
перспективы
дифференцированной методике, поднимет процесс обучения на качественно новую ступень.
Список литературы:
1.
Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М: Педагогика Пресс,
1999
2.
Ингенкамп К.В. Педагогическая диагностика. – М.: Педагогика, 1991.
3.
Каратаева Б.И. Учение – процесс творческий / Б.И. Каратаева. – М, 1980.
3