Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по формированию целостной картины мира Тема: "ЭТОТ ЗАГАДОЧНЫЙ КОСМОС"
Автор: Сёмочкина Эльвира Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "детский сад №131" Населённый пункт: город Самара, Самарская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по формированию целостной картины мира Тема: "ЭТОТ ЗАГАДОЧНЫЙ КОСМОС" Раздел: дошкольное образование
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе
по формированию целостной картины мира
Тема: «ЭТОТ ЗАГАДОЧНЫЙ КОСМОС»
ЦЕЛЬ: Формирование представлений детей о космосе.
ЗАДАЧИ:
Обобщить и систематизировать знания детей о космических полетах;
познакомить
с
российскими
учеными,
которые
стояли
у
истоков
развития
Российской
космонавтики—К.Э.Циолковским,
С.П.Королевым;
познакомить детей с новыми словами космической тематики;
расширить знания детей о галактике;
воспитание чувства гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов;
воспитание бережного отношения к тому, что есть на нашей планете;
воспитание коммуникативных навыков, дружеских взаимоотношений.
Логика непосредственной образовательной деятельности:
На стенде развешаны плакаты с изображением солнечной системы, космической ракеты, первого космонавта-Юрия Гагарина,
женщины-космонавта - Валентины Терешковой, конструктора космических ракет - Сергея Королева.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь у нас с вами?
Ответы детей: о космосе, о космонавтах, о солнечной системе.
Воспитатель: Совершенно верно. Посмотрите на эти плакаты, кто хочет рассказать про этот плакат (с изображением солнечной
системы)?
Ответы детей: Это солнечная система. В центре этой системы находится Солнце и вокруг него вращаются планеты: Меркурий,
Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. У каждой планеты своя дорожка, по которой она вращается вокруг
Солнца.
Воспитатель: Расскажите стихотворение Аркадия Хайта, которое поможет нам запомнить последовательность планет.
Дети:
По порядку все планеты
Назовет любой из нас.
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун
(он восьмой идет по счету).
А за ним уже потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Воспитатель: Что такое планета?
Ответы
детей: Планета—это громадный холодный шар, сам светиться не может и виден лишь потому, что его освещает и
обогревает Солнце. У каждой планеты разная сила притяжения. Самое сильное притяжение у Солнца — оно своим магнитным
притяжением удерживает все планеты вокруг себя.
Дайте определение Солнцу.
Ответы детей: Солнце—это звезда или раскаленный газовый шар с очень высокой температурой (+ 6000*С).
Воспитатель: Как по-другому называют Солнечную систему?
Ответы детей: Солнечную систему по- другому называют Галактикой, или звездным «городом», в котором живут Солнце и
планеты.
Воспитатель: Есть ли жизнь на планетах Солнечной системы?
Ответы детей: Ни на одной планете нет жизни, кроме нашей планеты Земля, где самые благоприятные условия для жизни: вода,
воздух, не сильное, но достаточное солнечное освещение и тепло, благоприятное земное притяжение, помогающее зарождению жизни.
А на других планетах таких условий нет.
Воспитатель: Почему Землю называют голубой планетой?
Ответы детей: Землю еще называют голубой планетой. Благодаря наличию океанов, морей, атмосфере (воздушной массе,
окружающей нашу планету) Земля из космоса кажется голубой.
Воспитатель: Какие слова воскликнул первый космонавт Юрий Гагарин, увидев Землю из космоса?
Ответы детей: Первый космонавт Юрий Гагарин был потрясен видом Земли из космоса и воскликнул: «Красота-то какая! Как
прекрасна наша планета!».
Воспитатель: Кто хочет рассказать стихотворение про планету Земля?
Ребенок:
Р.П.Алдонина.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету-
Ведь другой похожей нету!
Воспитатель: Что такое космос и когда же люди стали осваивать космическое пространство?
Космос или космическое пространство—это звездная «страна», где находится бесчисленное количество звездных «городов»--
галактик. По-другому еще называют его Вселенной. Космос холодный, в нем нет кислорода, нет магнитного притяжения (есть
невесомость), нет света - он темный, он бескрайний.
Воспитатель: Можно отличить невооруженным глазом звезду от планеты?
Ответы детей: Можно. Звезды мерцают, а планеты светят ровно.
Воспитатель: Почему это происходит?
Ответы детей: Потому, что звезда- это раскаленный шар, очень горячий, где происходят разные газовые реакции.
Воспитатель: Что такое звезды?
РЕБЕНОК.
ЧТО такое звезды?
Если спросят вас-
Отвечайте смело:
- Раскаленный газ.
И еще добавьте,
Что притом всегда
Ядерный реактор
Каждая звезда.
Воспитатель: Какой представляли Землю древние люди?
Ответы детей: Раньше, давным-давно, люди представляли Землю плоской. стоящей на трех гигантских слонах, стоящих на
панцире огромной черепахи. Эта черепаха плавает в море- океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба с множеством
сверкающих звезд.
Воспитатель: С тех пор прошло много тысяч лет, на нашей Земле выросло много поколений добрых и умных людей. Они
построили корабли и, совершив кругосветное путешествие, узнали, что Земля—шар. А астрономы доказали, что Земля летит в космосе,
вращаясь вокруг Солнца, делая один оборот вокруг своей оси за год.
Потом люди построили самолеты. И стали летать в воздушной оболочке Земли. Но люди не остановились на достигнутом, их
манил космос.
Воспитатель: Чьи портреты здесь вы видите? Расскажите о них.
Ответы детей:
К.Э.Циолковский придумал ракету, произвел чертежи, но у него не было возможности построить такой
летательный аппарат.
С.П.Королев по чертежам Циолковского построил ракету и выбрал первого космонавта.
Воспитатель: Кто первым должен был лететь в космос: врач, моряк, инженер или летчик?
Ответы детей: Ближе всех к этой мечте оказались летчики- испытатели. Они летают на большой высоте, в скафандрах, знают
что такое перегрузка, невесомость, умеют прыгать с парашютом.
Воспитатель: Назовите имя первого космонавта. Назовите имя первой женщины-космонавта.
Ответы детей: Юрий Гагарин и Валентина Терешкова.
Воспитатель: В космос сразу люди полетели или послали сначала ракеты-спутники?
Ответы детей: Сначала люди запускали только искусственные ракеты-спутники Земли. Потом люди захотели узнать, сможет ли
живое выжить в космосе и стали посылать в космос растения, насекомых и животных.
Воспитатель: Какие животные и насекомые побывали в космосе?
Первыми побывали в космосе мыши, крысы, тараканы, собаки, обезьяны, лягушки, пчелы и все они вернулись целыми и
невредимыми. Этим ученые доказали, что в космосе жить можно. Но ответить на вопрос, как они там себя чувствуют, мог только
человек.
Воспитатель: Каких космонавтов вы еще знаете?
Ответы детей: Алексей Леонов- первый космонавт, вышедший в открытый космос. Он пробыл в открытом космосе 10 минут.
Герман Титов- он облетел Землю 7 раз, его полет длился 25 часов.
Многократные полеты в космос совершила Светлана Савицкая — вторая женщина-космонавт. Она в 1982 и1984 году на
космическом корабле «Союз» не только совершила космический полет, но и много дней работала на орбитальной станции.
Воспитатель: Каких самарских космонавтов вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Когда человек поднялся в космос, появились новые слова: комета, астероид, метеор. Что это такое?
Ответы детей: Это кусок, который откололся от какой-либо звезды. Он летит с большой скоростью и за ним тянется длинный
светящийся хвост.
Воспитатель: Кто хочет рассказать стихотворение про комету?
Ребенок:
Р.П.Алдонина.
Какое роскошное диво!
Почти занимая полсвета,
Загадочна, очень красива
Парит над Землею комета.
И хочется думать: Откуда
Явилось к нам светлое чудо?
И хочется плакать. Когда оно
Улетит без следа.
А нам говорят: это лед!
А хвост ее--пыль и вода!
Неважно! К нам чудо идет,
А чудо прекрасно всегда!
Воспитатель: Так Галактика стала потихоньку открывать свои тайны.
Воспитатель: А как человек использует космические знания и сам космос?
Ответы детей.
Космические аппараты и искусственные спутники решают очень много задач. 1.До запуска спутников не было точных карт
многих областей. Спутник, двигаясь по орбите, фотографирует быстро и аккуратно земную поверхность. Очень важно было получить
снимки тех мест, куда трудно добраться. Это пустыни, высокие горы, районы Северного и Южного полюсов (можно найти в интернете
местоположение домов, улиц, городов и сел в любой стране мира).
2.
Мы
узнаем,
какая
погода
нас
ожидает,
какие
стихии
могут
принести
беду.
Спутники
ведут
наблюдения
за
лесами,
сельскохозяйственными посевами, они осуществляют теле и радиосвязь,
3.Благодаря спутникам мы смотрим телевизор, разговариваем по мобильным телефонам.
4.Спутники помогают кораблям, терпящим бедствия.
5.На спутниках устанавливаются приборы, которые могут заглянуть в глубину океана и подсказать, где суда ожидает опасная
мель.
6. И еще очень важная задача возложена на спутники: они должны следить за тем, что делает человек на Земле. Спутники
наблюдают за состоянием воды, воздуха и почвы, за экологией нашей планеты.
(рассматривание иллюстраций: «Космос в нашей жизни»).
Физкультминутка:
Один, два, три, четыре, пять, (ходьба на месте)
В космос мы летим опять! (соединить руки над головой)
Отрываюсь от Земли, (подпрыгнуть)
Долетаю до Луны. (руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим, (покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим. (ходьба на месте)
Воспитатель: А теперь мы с вами разгадаем КОСМИЧЕСКИЙ КРОССВОРД.
По горизонтали:
1.Фамилия первого космонавта (Гагарин).
3.Ракета, летающая на околоземной орбите (спутник).
4.Космическое тело, летающее по траектории солнца, испаряющее пыль и газ (астероид).
6.На что похож спутниковый летательный аппарат (тарелка).
7.На каком летательном аппарате человек летит в космос (ракета).
10.Человек, изучающий звезды (астроном).
11. Сочетание множества звезд на небе (созвездие).
По вертикали:
2.Название шестой планеты от Солнца (Сатурн).
5.Инструмент, позволяющий рассматривать звездное небо (телескоп).
8.Хвостатая звезда (комета).
9.Профессия человека, летающего в космос (космонавт).
12.Планета в Солнечной системе, на которой есть жизнь (Земля).
(воспитатель вносит куклу в костюме космонавта, обращаясь к детям, подходит
к темно-синему листу А1).
Воспитатель: Ребята, это Митя. Как вы думаете, кто он по профессии?
Ответы детей: Его профессия называется космонавт.
Воспитатель: Как называется костюм космонавта? Головной убор космонавта?
Ответы детей: Костюм космонавта называется скафандр, а головной убор—шлем.
Воспитатель: Митя—космонавт решил отправиться в космос. Ему было немного грустно, потому что он думал, что космос—это
пустое, безжизненное, безвоздушное пространство, состоящее из разреженного газа, и не имеющее магнитного притяжения.
Ребята, поможем Мите увидеть космос?
Ответы детей: Поможем!
Воспитатель: Какие космические тела и явления мы можем наблюдать в космосе?
Ответы детей: Планеты, звезды, кометы, астероиды, ракеты, инопланетян.
Воспитатель: Подойдите к столу, возьмите ножницы и цветную бумагу, вырезайте любые космические предметы и разместите
их во «Вселенной».
(дети произвольно вырезают по желанию любой космический предмет и приклеивают на темно-синюю бумагу А1—коллективная
аппликация).
Воспитатель от имени Мити любуется Вселенной, благодарит детей, подводит итоги.