Автор: Хасбатова Гульназ Рафисовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №393" Населённый пункт: город Пермь, Пермский край Наименование материала: программа по театрализации Тема: Театрализация сказок в детском саду. Раздел: дошкольное образование
«КУРОЧКА РЯБА»
(средняя группа)
Руководители:
Гульназ Рафисовна Хасбатова
Вера Михайловна Гайдук
..........................................................................................................................................................................
Театрализация сказок в детском саду.
Ведущая деятельность дошкольников – игровая, мы решили уделить особое
внимание театризации сказок.
В сказках персонажи делятся на отрицательных и положительных героев.
Поступки
и
взаимоотношения
построены
таким
образом,
что
ребенок
легко
определяет их характер, эмоциональное состояние: Лиса - хитрая, Волк – злой и.т.д.
Сказки служат для детей первым уроком нравственности и морали, по которым
живут
люди.
В
них
добро
всегда
побеждает
зло.
Это
настраивает
ребенка
на
оптимистическое восприятие жизни, формирует положительные черты характера
общественного поведения.
Работа над театрализацией сказки способствует развитию памяти, расширению
словарного
запаса,
автоматизации
звукопроизношения,
развитию
памяти,
ее
выразительности.
Правильное
определение
местоположения
на
сцене,
танцы
развивают
ориентирование,
моторику,
двигательную
активность.
Работа
над
смысловым
содержанием пословиц и поговорок развивает логику, учит правильно оценивать
ситуацию.
При наличии доброжелательных зрителей ребенок учится концентрироваться,
преодолевать
комплексы,
ложный
страх.
У
него
вырабатывается
положительная
самооценка, уверенность в себе. Эти качества очень пригодятся в школе, особенно
во время ответов у доски.
Театрализация сказки предполагает большой объем предварительной работы.
Она
проводится
со
всеми
специалистами
детского
сада.
Музыкальная,
изобразительная,
конструктивная
деятельности
являются
составляющими
компонентами театрализованных игр.
Родители не должны находиться в роли сторонних наблюдений или обычных
зрителей, напротив, они также привлекаются к работе над театрализацией. Ими
оказывается
помощь
в
изготовлении
костюмов
и
атрибутов.
Целенаправленно
совместно
с
детьми
они
посещают
театры,
музеи,
читают
произведения
и
просматривают
видеофильмы,
рекомендованный
по
теме.
Это
способствует
расширению кругозора , обогащает внутренний мир, а главное – учит членов семьи
взаимопониманию, сближает их.
Таким образом, работа над театрализацией сказок способствует не только
пополнение знаний и умений, но является средством формирования общих игровых
навыков, речи, личностных качеств ребенка, его адекватного поведения в различных
ситуациях.
2
Организация театрализованной деятельности для детей.
Прежде чем приступить к театрализованной деятельности, мы изучили
различные
методические
рекомендации
по
организации
и
проведению
театрализованных игр, в том числе и во время обучающих занятий, в развивающих и
подвижных играх, во время формирования культурно-гигиенических навыков.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, составлен
перспективный план работы по всем разделам программы, в соответствии с которым
на
начальном
этапе
параллельно
с
развитием
познавательной
и
предметно
–
практической деятельности дети обучаются распознавать эмоциональное состояние,
настроение окружающих по мимике, жестам, голосу, поведению, а также учатся
отображать свое эмоциональное состояние речью, мимикой, жестами.
Детей необходимо учить правильно своим эмоциональным состоянием,
формировать
у
них
адекватное
поведение,
Для
этого
мы
отобрали
различные
упражнения,
дидактические
игры
и
литературный
материал,
способствующие
формированию эмоционально – волевой сферы.
Для развития двигательной активности и координированной моторики создан
физкультурный уголок, а также картотека гимнастических упражнений и подвижных
игр, подобраны упражнения для пальчиковой гимнастики.
Для
речевого
развития
подобраны
упражнения,
игры
на
развитие
фонематического
слуха,
артикуляционная
гимнастика,
способствующие
формированию правильного произношения.
Для развития творческого воображения и активации речевой деятельности нами
используются рассказы, и сказки без начала, с отсутствующим действующим лицом.
Одновременно необходимо уделить большое внимание созданию условий в
группе: отвести место для расположения самостоятельной художественно- речевой
деятельности, плоскостные, пальчиковые, приобрести и изготовить маски, шапочки,
костюмы и другие атрибуты.
По мере достижения положительных результатов в речевом и эмоциональном
развитии через театрализованные игры можно переходить к театрализации сказки.
Для
этого
сначала
следует
отобрать
из
программного
материала
произведение,
доступное восприятию детей.
В предварительной работе для улучшения содержания и понимания смысла
рекомендуется использовать поговорки, потешки, загадки, а также иллюстрации,
книжки с разными вариантами сказок, игрушки, различные виды театров, видео – и
аудиоматериалы.
Дети знакомятся со сценарием на занятиях по развитию речи, сравнивают его с
содержанием
сказки,
обсуждают
сюжет
и
дают
нравственную
характеристику
3
персонажам.
Одновременно
работаем
над
смысловым
содержанием
пословиц
и
поговорок,
которые
органично
вошли
в
текст
сценария.
В
речевой
зоне
выставляются
игрушки,
театры
для
самостоятельного
обыгрывания
сказки.
В
вечернее
время
и
в
дневные
часы
с
помощью
ТСО
знакомим
приступить
к
поэтапному
обыгрыванию
сценок,
заучивать
текст
в
группе
и
дома.
Для
самоконтроля над мимикой и жестами желательно использовать зеркала.
Инсценирование сказки очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова
всех персонажей, часто импровизирует самостоятельно, наряжаясь и обыгрывая ту
или
иную
сценку.
Речь
их
становится
более
выразительной,
грамотной.
Они
начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем в
бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.
Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля,
приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них
справляются
со
своими
комплексами,
учатся
размышлять,
анализировать
свое
поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к
другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер,
эмоциональную насыщенность.
4
Перспективный план над театризацией сказки «Курочка ряба».
Воспитатель
Труд
Рисование
Музыка
Родители
Рассматривание
попугайчика
(выделение
характерных
особенностей)
Лепка
птички
(пластилин)
Раскрашивани
е
з а г о т о в о к
(цветные
карандаши)
Разучивание
р.н.п.
«Курочка
Рябушечка»
Закрепление
знания
особенностей
птиц.
Чтение,
разучивание
стихотворения
«курица».
Игра
«Кто
т а к
кричит?»
«Рваная»
аппликация
«Курочка»
(цветная
бумага)
Рисование
цыплят
рядом
с
з а р а н е е
нарисованной
курицей
(цветные
карандаши)
Обыгрывание
р.н.п.
«
Курочка
Рябушечка»
Заучивание
названий
домашних
п т и ц
и
и х
детенышей.
1.Чтение
сказки
«Гуси-лебеди».
2.д/и
« с о с т а в ь
семью».
3.Подвижная игра
«Гуси-лебеди».
Лепка
«Курица
с
цыпленком»
(пластилин)
Рисование
я и ч н и ц ы
с
луком в форме
сковородки
(восковые
мелки)
Разучивание
танцевальной
песенки
«Вы
мои
цыплятки»
Пересказ
сказки
«Курочка
Ряба»
Пересказ
сказки-
сценария.
Разучивание
слов
сказки-сценария
по ролям.
Оригами
«Курочка»
(Бумага)
Рисование
петушка
(гуашь)
Разучивание
музыкальных
н о м е р о в
к
инсценировке
сказки.
Заучивание
слов
сказки-
сценария.
Пересказ
сказки
с ц е н а р и я
п о
ролям.
«Птичий
двор»
с
использованием
природного
материала.
Рисование
курочки
Рябы
(цветные
карандаши
и
гуашь)
Музыкальное
сопровождени
е
театрализации
Изготовление
костюмов
и
атрибутов.
5
Инсценировка сказки «КУРОЧКА РЯБА»
Предварительная работа.
1.
Рассматривание попугайчика.
2.
Знакомство с темами «Дикие животные», «Домашнее животные».
3.
Игры на развитие внимания, памяти с игрушечными птичками, картинками
«Кто как кричит?», «Что изменилось?», «Кто спрятался?», «Найди маму, папу»
и.т.д.
4.
Чтение и пересказ сказок, разучивание стихов, загадок о птицах.
5.
Составление описательных загадок о птицах.
6.
Рассказывание
и
пересказ
сказки
«
Курочка
Ряба»
с
использованием
различных видов театров.
7.
Практическое
занятие
«Строение
Яйца»:
рассматривание
сырого
яйца,
приготовление яичницы, вареного яйца.
8.
Чтение сценария сказки, сравнение содержания с оригиналом.
9.
Работа по разъяснению идейного содержания сказки и пословицы «Слезами
горю не поможешь».
10.
Игры
на
развитие
двигательной
функций,
эмоционально-волевой
сферы,
просодической стороны речи.
11.Работа
над
лексико-грамматическим
строем
и
выразительностью
речи,
выполнение упражнений для артикуляторной моторики, звукопостановка.
12.Пересказ сценарного варианта сказки по ролям.
13.Театрализация
сказки
«Курочка
Ряба»
с
использованием
декораций
и
атрибутов.
14.
Закрепление
тем
на
занятиях
рисованием,
лепкой,
ручным
трудом,
музыкальных, во время прогулок в форме наблюдений.
Цели:
Образовательные : формировать элементарные представления
о птицах, их
пользе. Знакомить с произведениями русского народного творчества, в которых
упоминаются
персонажи
–
птицы.
Учить
понимать
идейное
содержание
произведений, пословиц и поговорок. Учить
правильно, оценивать поступки
персонажей
и
события
произведения,
соотносить
их
с
поступками
людей.
6
Обучать детей переносить сюжет сказки в игре с использованием различных
видов театра.
Коррекционные:
развивать
память,
внимание,
мышление;
координацию
и
двигательную активность; выразительность и темп речи, фонематический слух,
правильное произношение.
Воспитательные: формировать познавательный инрересс, желание учиться,
интерес
к
литературным
произведением
и
произведениям
устного
народного
творчества, эстетический вкус. Воспитывать чувство справедливости, чувство
локтя и взаимовыручки, бережное отношение к земле, ее обитателям.
Сценарий.
Действующие лица:
Ведущий
Курочка Ряба
Дед
Бабка
Мышка
Цыплята ( все остальные ребята)
На сцене справа стоит избушка, слева – небольшая ширма. Посередине у стола
сидят дед и баба.
Вед.
Жили-были старик да баба.
И была у них курочка Ряба.
(из-за ширмы выходит курочка)
Ряба.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко. Жить не свете не легко.
Я подарок дорогой вам принесла.
Золотое яичко, а не простое снесла.
( отдает яйцо старикам)
Баба (стучит яйцом по столу). Ой, какое крепкое яйцо.
Дед (стучит яйцом по столу). Да, разбить его будет не легко!
Баба. Нет с яйца золотого толку. (кладет яйцо на полочку)
Звучит
быстрая
музыка.
Выбегает
мышка,
танцуя.
Вертит
хвостом.
Смахивает яйцо на пол. Дед берет две половинки яйца.
Дед (плачущим голосом) Ой, разбилось яйцо золотое.
Баба. (рассматривая).
Оказалось
оно
пустое. ( оба плачут, причитают) Ни
съесть его, ни продать.
Дед. Видно, ужина нам не видать.
(Входит курочка. Жалеет стариков, гладит.)
Ряба.
Слезами горю не поможешь!
Не горюй , дед,
7
Не плачь, баба.
Услужить вам буду рада.
Я яичко простое снесу.
Прямо к ужину его принесу!
(Курочка идет за ширму. Дед и баба занимаются хозяйством. Звучит спокойная
музыка)
Ведущий.
Вот и вечер уже настает.
Кура Рябушечка к дому идет.
(танец курочки)
Баба (гладит). Наша добрая Ряба пришла.
Ряба. Посмотрите, что я вам принесла. (Показывает яички в корзине. Подает
одно бабе, другое деду)
Яички не золотые. А простые.
Дед. Вот это нам и нужно.
Баба. Будет у нас вкусный ужин.
Дед Может , мы их в кастрюльке сварим?
Баба. Лучше на сковороде пожарим.
Ряба.
А эти яички я в гнездо положу
Да на них посижу.
Я своим их согрею теплом,
А что будет, увидите потом.
(уходит за ширму)
Ведущий
Много дней курочка в гнездышке сидела
И яички теплом своим согрела.
Дед и баба о ней не забыли –
Каждый день ее кормили и поили.
Час пробил, и случилось чудо,
Но об этом рассказывать не буду.
Вы сейчас убедитесь сами,
Увидите все своими глазами.
(из – за ширмы выходит курочка, а за ней идут цыплятки)
Ряба.
Квох – квох, за мной , пушистые комочки.
(зрителям) Это мои сыночки и дочки.
Скоро они подрастут.
(старикам) Много вам яичек принесут.
(танец цыплят)
Ведущий.
Ну, а вы поняли, ребята,
Откуда берутся эти цыплята?
8
Описание дидактических игр, используемых в предварительной
работе над театрализацией сказки.
Д/И «Как у дяди Трифона»
Цели: знакомить детей с домашними животными и их детенышами, с тем, как они
кричат;
развивать
воображение,
логическое
мышление,
тактильные
ощущения,
моторику, двигательную активность; вырабатывать силу голоса и эмоциональную
выразительность.
Ход игры:
Как у дяди Трифона,
Было семеро (Телят, поросят ,козлят, цыплят и.т.д.)
Ай-люли, ай-люли,
Было семеро ( телят, поросят, козлят, цыплят и.т.д.)
Они не ели и не пили,
Друг на друга все смотрели,
Разом
делали
вот
так…………..(
воспитатель
мимикой,
голосом,
жестами
показывает того или иного домашнего животного, которого выберут по началу
игры).
Д/И «Кто как кричит?»
Ход игры:
1-й
вариант.
Детям
показывается
изображение
домашнего
животного,
они
изображают, как это животное кричит и двигается.
2-й вариант. Детям предлагается загадка о домашнем животном, они отгадку не
проговаривают, а изображают движением и голосом.
3-й вариант. За ширмой находятся игрушки, изображающие домашних животных;
ребенок не называя животное, описывает его характерные особенности ( внешность,
чем питается, чем полезно, как кричит) Остальные дети угадывают.
4-й
вариант.
Изобразить
голосом,
мимикой,
жестами,
движением
настроение
животного в определенной ситуации : котенку наступили на хвост; щенок просит
кушать, козленок потерялся и.т.д.
9
Р.Н.П. «КУРОЧКА РЯБУШЕЧКА»
Дети: Курочка Рябушечка, куда же ты пошла?
Курочка: На речку.
Дети: Курочка Рябушечка, зачем же ты пошла?
Курочка: За водой.
Дети: Курочка Рябушечка, зачем тебе вода?
Курочка: Цыплят поить.
Дети: Курочка Рябушечка, цыплятки чьи?
Курочка: Мои, они пить хотят на всю улицу кричат (пи-пи-пи)
10
11