Напоминание

"А у детства нет прошлого"


Автор: Попов Алексей Анатольевич
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Логовская СОШ
Населённый пункт: село Лог, Волгоградская область
Наименование материала: методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе
Тема: "А у детства нет прошлого"
Раздел: среднее образование





Назад




муниципальное бюджетное образовательное учреждение Логовская средняя общеобразовательная школа Иловлинского муниципального района Волгоградской области
Внеклассное мероприятие по литературе в 7 классе.

Литературный вечер «А у детства нет прошлого»,

посвященный 110-летию со дня рождения А.Л.Барто
Разработчик: учитель русского языка и литературы Попов Алексей Анатольевич
с.Лог-2016


Характеристика мероприятия

Уровень образования:
основное общее образование
Целевая аудитория
: учителя русского языка и литературы, классные руководители
Класс:
7
Предмет:
литература, внеклассная работа
Цель:
способствовать воспитанию интереса к художественному слову средствами текстов произведений Агнии Львовны Барто.
Задачи:
 развивать коммуникативные навыки учащихся;  расширить кругозор знаний учащихся о жизни и творчестве поэтессы;  формировать умения и навыки работы с художественным словом
Используемое оборудование
: ноутбук, колонки, проектор, экран, игрушки

Технологическая карта внеклассного мероприятия

согласно требованиям ФГОС

Тема:
«А у детства нет прошлого».
Класс:
7 класс
Цель:
способствовать воспитанию интереса к художественному слову средствами текстов произведений Агнии Львовны Барто.
Задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в разных видах деятельности; – воспитание морально – нравственных качеств личности: любовь к близким, к родителям. – развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; –развитие самостоятельности и личной ответственности за свой выбор, принятые решения; – формирование эстетических потребностей; –развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости; – развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование); - формирование умения целеполагания; - формирование умения строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения и выводы на основе аргументации; - формирование умения организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников; - развитие умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации; - развитие умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
Ключевые понятия:
детство, творчество, А.Л.Барто.
Оборудование

занятия:
игрушки, презентация, песня «А у детства нет прошлого», видеоролик «Стихи Барто из серии «Игрушки»
Предварительная подготовка:
 Выбор любимой детской игрушки  Устный рассказ о любимой игрушке  Заучивание текстов наизусть (отдельные учащиеся)
Содержание взаимодействия педагога и учащихся

№ Этап занятия Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД 1 Самоопределение к деятельности Вступительное слово учителя и просмотр видеоролика на песню «А у детства нет прошлого». Учащиеся вступают в диалог с учителем, одноклассниками . Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Коммуникативные Регулятивные 2 Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии Организует дискуссию учащихся и просмотр видеоролика М.Чебакова «Игрушки». Учащиеся обмениваются мнениями с учителем, одноклассниками , смотрят видеоролик. Личностные, Коммуникативные (формулировка собственного мнения), регулятивные (воспринимать критику) 3 Постановка учебных задач Слово учителя. Учитель в позиции консультанта- фасилитатора побуждает учащихся к принятию задач Формулируют тему занятия, учебные задачи Личностные (самоопределение к познавательной деятельности), регулятивные (целеполагание), коммуникативные 4 О рг а н из а ц и я вз а и м о де й ст в Учитель организует работу устного журнала «Перелистаем страницы прошлого». Учащиеся слушают рассказы друг друга, обмениваются мнениями. Личностные (личностное самоопределение, нравственно- этическое оценивание), коммуникативные ( умение слушать и слышать, выражение своих мыслей с достаточной точностью и
и я у ч и те л я с у ча щ и м и ся п о о в ла де н и ю те м ы. полнотой), регулятивные (оценка своей деятельности), познавательные (осознанное построение речевого высказывания) 5 Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению темы. Учитель организует работу творческой группы (чтецов, ведущих). Учащиеся творческой группы делятся информацией о жизни и творчестве поэтессы, читают стихотворения и прозаические отрывки из ее произведений. Коммуникативные (умение эмоционально донести до слушателя стихотворный и прозаический текст), познавательные (работа с новой информацией, моделирование,), 8 Рефлексия деятельности Дает инструктаж по выполнению творческой работы. Учащиеся выполняют творческую работу «Моя А.Л.Барто» Личностные (умение передать свои чувства и эмоции, поделиться ими с другими.

Планируемый результат:
расширение кругозора учащихся о жизни и творчестве А.Барто, эмоциональный отклик воспитанников
Внеклассное мероприятие «А у детства нет прошлого»

Вступительное слово учителя:

-
Добрый день, дорогие любители художественного слова! Сегодня мы вновь собрались все вместе, у нас праздник, литературный праздник, посвященный 110- летию со дня рождения Агнии Львовны Барто. А название вечера мне подсказала певица Ирина Понаровская, исполнившая песню «А у детства нет прошлого». Давайте ее прослушаем, посмотрим на фотографии ребят и вспомним свои детские годы».
Показ видеоролика «А у детства нет прошлого»
После просмотра ролика задаю учащимся вопросы: - Какие мысли и чувства навеяла эта мелодия и просмотренные кадры? - Как вы понимаете название песни и нашего праздника «А у детства нет прошлого»? - Как связать воедино два слова: Барто и детство?
Учащиеся отвечают на вопросы

- Как вы думаете, ребята , а чем мы наполним сегодня наш праздник? (чтением любимых стихотворений А.Барто; новыми знаниями об этом удивительном человеке…) - Так давайте еще раз взглянем на экран и вспомним знакомые строки Агнии Львовны.
Видеоролик Максима Чебакова (стихотворения из цикла «Игрушки»)
- «Игрушки», - самый известный цикл стихотворений поэтессы, и потому неслучайно попросил вас сегодня принести свои любые игрушки детства. Снова память возьмет за живое – Я на цыпочках в детство войду. Где кивает слон головою И вздыхает бычок на ходу. – И сейчас я передаю слово вам, мои дорогие! Открываем устный журнал «Перелистаем страницы прошлого». Расскажите о любимых игрушках своего детства и прочтите запомнившиеся вам строки Агнии Львовны. Вопросы к учащимся после чтения произведений и рассказа об игрушках: - А что вы знаете об Агнии Барто как о человеке? - Какие факты ее биографии знакомы? - Имеет ли какое-нибудь отношение поэтесса к сегодняшней программе «Жди меня»?» - Давайте постараемся посмотреть на знакомого нам человека с разных сторон, познакомиться со страницами ее жизни и творчества, услышать новые для нас произведения поэтессы , попробуем пропустить все услышанное и увиденное через свое сердце. Слово вам, ребята.
Звучит музыка вьюги

1 учащийся:
Февраль 1906 года. В Москве прошли масленичные балы и начался Великий пост. Российская империя находилась в преддверии перемен. В семье ветеринарного врача Льва Николаевича Волова тоже ожидались перемены: рождение дочери.
2 учащийся:
Вспоминать свое детство Агния Барто не любила. Домашнее начальное образование, французский язык, парадные обеды с ананасом на десерт — все эти приметы буржуазного быта не украшали биографию советского писателя. Поэтому о тех годах Агния Львовна оставила самые скупые воспоминания: няня из деревни, страх грозы, звуки шарманки под окном. Судя по отрывочным воспоминаниям, Агния всегда больше любила отца. О матери она писала: "Помню, моя мать, если ей предстояло заняться чем-то для нее неинтересным, часто повторяла: "Ну, это я сделаю послезавтра". Ей казалось, что послезавтра — это все-таки еще далеко. У меня всегда есть список дел на послезавтра".
3 учащийся:
Лев Николаевич, поклонник искусства, видел будущее дочери в балете. Агния прилежно занималась танцами, но большого таланта в этом занятии не обнаруживала. Рано проявившуюся творческую энергию направляла в другое русло — стихотворное. Стихами она увлеклась вслед за гимназическими подругами. Десятилетние девочки тогда все как
одна были поклонницами молодой Ахматовой, и первые поэтические опыты Агнии были полны "сероглазых королей", "смуглых отроков" и "сжатыми под вуалью руками".
Учитель:
Юность Агнии Воловой пришлась на годы революции и гражданской войны. Но каким-то образом ей удавалось жить в собственном мире, где мирно сосуществовали балет и сочинение стихов. Перед выпускными зачетами в училище она волновалась: ведь после них надо было начинать карьеру в балете. На экзаменах присутствовал нарком просвещения Луначарский. После экзаменационных выступлений ученицы показывали концертную программу. Когда юная черноглазая красавица с пафосом читала стихи собственного сочинения под названием "Похоронный марш", Луначарский с трудом сдерживал смех. А через несколько дней он пригласил ученицу в Наркомпрос и сказал, что она рождена писать веселые стихи. Много лет спустя Агния Барто с иронией говорила, что начало ее писательской карьеры было довольно оскорбительным. Конечно, в юности очень обидно, когда вместo трагического таланта в тебе замечают лишь способности комика. Как Луначарскому удалось за довольно посредственным стихотворным подражанием разглядеть в Агнии Барто задатки детского поэта? Или все дело в том, что тема создания советской литературы для детей неоднократно обсуждалась в правительстве? В этом случае приглашение в наркомат просвещения было не данью способностям молодой поэтессы, а скорее "правительственным заказом". Но как бы там ни было, в 1925 году девятнадцатилетняя Агния Барто выпустила свою первую книжку — "Китайчонок Ван Ли".
4 учащийся:
А потом сборники стихов: "Братишки" (1928), "Мальчик наоборот"(1934), "Игрушки", (1936), "Снегирь" (1939).В середине тридцатых Агния Львовна получила любовь читателей и стала объектом критики коллег. В 1937 Барто была делегатом Международного конгресса в защиту культуры, который проходил в Испании. Там она воочию увидела, что такое фашизм (заседания конгресса шли в осажденном пылающем Мадриде).
Звучат взрывы снарядов.
Во время Отечественной войны Барто часто выступала по радио в Москве и Свердловске, писала военные стихи, статьи, очерки, была на Западном фронте, как корреспондент газеты.
Учитель:
Тема войны волновала Барто, она сожалела, что мало стихов для детей, которые уже работали , как старшие, но еще не были взрослыми. Она считала, что у подростков иное восприятие мира, и для них нужна особая поэзия: мужественная, романтичная и лиричная.
В исполнении учащихся звучат стихотворения «Сашко» и «Аленка»

1 учащийся:
В послевоенные годы А.Барто написала небольшую поэму «Звенигород» о воспитанниках детского дома и людях, которые заботятся о них. Глаза девчонки семилетней, Как два померкших огонька. На детском личике заметней Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чеи не спросишь, Пошутишь с ней – молчит в ответ, Как будто ей не семь, не восемь, А много-много горьких лет.
Далее текст идет на фоне музыки из программы «Жди меня»
У этой книги оказалась удивительная судьба. Поэма попала в руки женщины, которая во время войны потеряла восьмилетнюю дочь Нину. Мать написала письмо Агнии Барто: «Читала «Звенигород» и думала: а может и моя Ниночка все-таки жива и выросла в хорошем детском доме, и первую ночь я не плакала о ней».
2 учащийся:
К тому времени поэтесса сама пережила огромное личное горе. Ее старший сын Гарик на велосипеде поехал в магазин за хлебом и попал под машину. Травма оказалась смертельной. Сын Барто скончался 5 мая 1945 года, накануне Дня Победы. Поэтому Агния близко к сердцу приняла горе матери и передала ее письмо в специальную организацию, занимавшуюся поисками пропавших людей. Через 8 месяцев Нина нашлась.
Звучат позывные радио «Маяк»

3 учащийся:
Агния Львовна долгое время работала на радио «Маяк», вела передачу «Найти человека». Писем приходило много: 70-150 ежедневно. В них открывались светлые черты характера людей: доброта, душевное благородство, великодушие.
4 учащийся
: Впечатления от этих писем были так сильны, что в 1969 году Барто написала и издала книгу прозы «Найти человека». Для взрослых. За девять лет поиска по письмам и воспоминаниям детства Агнии Львовне удалось соединить около тысячи семей, разлученных страшной войной. Конечно, это был ее человеческий подвиг.
В исполнении ученицы звучит отрывок из книги «Найти человека»
Учитель: Целый год Барто вообще не могла писать стихи, слишком велико было горе и страдание, которые она узнала через письма людей. Но потом полились такие строки, которые ни детей, ни взрослых не оставляли равнодушными. И этот литературный труд был оценен по достоинству: Государственная и Ленинская премии.
Звучит стихотворение «За цветами в зимний лес»

1 учащийся:
Стихи Агнии Барто переводились и переводятся на многие языки мира и издаются в зарубежных странах. 1,5 миллионов экземпляров на 86 языках мира осталось от нее в наследство.
2 учащийся
: Агния Барто – автор сценариев к кинофильмам «Подкидыш», «Слон и веревочка», «Алеша Птицын вырабатывает характер»», «10000 мальчиков».
3 учащийся
: Юрий Гагарин , первый космонавт Земли, подарил поэтессе свою фотографию с надписью «Уронили Мишку на пол…» Тем самым он подтвердил, что Барто уже при
жизни стала классиком литературы, потому что дети, не умеющие читать, уже знают и рассказывают наизусть е «Игрушки».
4 учащийся
: Агния Львовна ушла из жизни 1 апреля 1981 года, немного не дожив до своего 75-летия. Больное сердце не выдержало и остановилось. После вскрытия врачи были потрясены: сосуды оказались настолько слабыми, что было непонятно, как кровь поступала в сердце последние десять лет.
Учитель
: Однажды Агния Барто сказала: "Почти у каждого человека бывают в жизни минуты, когда он делает больше, чем может". В случае с ней самой это была не минута — так она прожила всю жизнь. Именем Барто называется одна из малых планет. Планету открыла и назвала в честь любимой поэтессы сотрудница Крымской обсерватории. Международный центр зарегистрировал ее под номером 2279. К тому, что вы сегодня увидели и услышали, мне уже нечего добавить. Мне хочется верить, что сегодняшняя встреча с Агнией Львовной Барто, сделала вас еще мудрее, богаче, заставила о многом задуматься. И сейчас я попрошу вас выплеснуть свои чувства и эмоции на бумагу. Может кому-то захочется написать, кому-то нарисовать… выбор за вами.
Звучит музыка из передачи «От всей души»

Учащиеся выполняют творческую работу

Приложение
Фотографии с литературного вечера «А у детства нет прошлого», посвященного 110-летию со дня рождения А.Л.Барто Учащиеся 7 класса «А»
Ученица 7 класса «А» читает отрывок из повести А.Л.Барто «Найти человека»
Ученик 7 класса «А» Квачев Сергей читает стихотворение А.Л.Барто «Сашко»
Рассказ педагога о мероприятии,

посвященного 110-летию со дня рождения А.Л.Барто

« А у детства нет прошлого» -
литературный праздник с таким названием состоялся16 февраля 2016 года в 7 классе «А» МБОУ Логовская СОШ Иловлинского муниципального района Волгоградской области. Посвящен он был110-летнему юбилею русской советской поэтессы Агнии Львовны Барто. Название праздника было продиктовано строчкой из одноименной песни, которую исполняет Ирина Понаровская в кинофильме «Питер Пэн». Именно с этой песни и начался юбилейный праздник Барто. Ребята очень внимательно вслушивались в текст песни, а на их лицах иногда вспыхивали улыбки, когда они смотрели на экран. На экране, сменяя друг друга, появлялись их детские фотографии: вот Алинка сидит на горшке, Сережка пускает кораблики в луже, Полина с удовольствием руками ест варенье из вазочки, Никитка со своей сестренкой дерется… Но вот экран тухнет, и я задаю детям непростые вопросы: - Какие мысли и чувства навеяла эта мелодия и просмотренные кадры? - Как вы понимаете название песни и нашего праздника «А у детства нет прошлого»?
- Как связать воедино два слова: Барто и детство? Смотрю на своих уже повзрослевших ребят и понимаю, что никому не хочется начинать разговор первым. А сказать-то есть что. Полинка робко тянет руку… «Так захотелось хотя бы на время попасть в детство. Пока слушала песню, столько счастливых и радостных моментов вспомнила, но почему-то на душе немного тоскливо и грустно», - начинает она. «А я еще раз убедился, что детство – это самая беззаботная пора, и оно уже вернется. Поэтому и грустно», - поддерживает свою одноклассницу Влад. И тут класс заговорил. Как известно, сколько людей – столько и мнений. Но в ответе на последний вопрос ребята были единодушны: «Агния Барто – любимый детский поэт». «А давайте еще раз взглянем на экран и вспомним знакомые строки Агнии Львовны», - предложил я и включил ролик своего внука, который декламирует стихотворения поэтессы из цикла «Игрушки». «Игрушки», - самый известный цикл стихотворений, - продолжал я, - и потому неслучайно попросил вас сегодня принести свои любые игрушки детства. Снова память возьмет за живое – Я на цыпочках в детство войду. Где кивает слон головою И вздыхает бычок на ходу. Вам слово». Каждый учащийся рассказывал о своей игрушке и читал любимое стихотворение Агнии Львовны. Мишки и зайчики, мячики и пирамидки, слоны и бегемоты… - чего только не было на партах у ребят, а из их уст звучали знакомые строки: Почему сегодня Петя Просыпался десять раз? Потому что он сегодня Поступает в первый класс… Приехали! Приехали! Родители приехали! С конфетами, с орехами Родители приехали… Мне теперь не до игрушек - Я учусь по букварю, Соберу свои игрушки И Сереже подарю… А после того, как прозвучало последнее стихотворение, я обратился к ребятам с вопросами: «А что вы знаете об Агнии Барто как о человеке?», «Какие факты ее биографии знакомы?», «Имеет ли какое-нибудь отношение поэтесса к сегодняшней программе «Жди меня»?»
Полная тишина… Взгляды учащихся устремлены в пол… Я удивлен? Ни капельки. Если бы два дня назад мне задали эти вопросы, я сгорел бы со стыда. Да, все мы знаем детские стихи Барто, но ничего не знаем о ней самой. Готовясь к этому вечеру, я открыл для себя замечательного ЧЕЛОВЕКА – Агнию Львовну Волову. Прочел стихи поэтессы о войне и стихи, адресованные детям разных народов; не отрываясь следил за судьбами героев поэмы «Звенигород»; но потрясением для меня стала повесть «Найти человека» и художественный фильм, снятый по тому произведению, работа Барто на радио «Маяк». Мне так захотелось поделиться своим открытием, и я не ошибся. Рассказ о жизни и творчестве Агнии Львовны увлек ребят. Они сопереживали Сашко и Аленке – героям военного цикла стихов, со слезами на глазах слушали истории человеческих судеб из книги «Найти человека», узнали о том, что Барто – автор сценария четырех кинофильмов, и в ее честь названа одна из планет. Я очень благодарен организаторам регионального конкурса «Потому что он хороший» за возможность открытия и для себя, и для своих учеников знакомой незнакомки А.Л.Барто. С уважением учитель русского языка и литературы, классный руководитель 7 класса «А» МБОУ Логовская СОШ Попов Алексей Анатольевич.
Вместо заключения
Сценарий литературного вечера «А у детства нет прошлого» был разработан мною специально для участия в региональном конкурсе «Потому что он хороший», посвященном 110-летию со дня рождения А.Барто. К мероприятию учащиеся снимали видеоролики на стихи поэтессы, но не все из них, к сожалению, мы смогли увидеть на этом вечере. Но труд ребят не пропал даром. Все работы были отправлены на конкурс, результаты которого мы получили на прошлой неделе. Не могу не поделиться с вами этой радостью. Фамилия, имя участника Номинация Место Гордеева Полина Чтение стихотворений Гран-При Алимова Александра Чтение стихотворений 1 Чебаков Максим Чтение стихотворений 1 Ершов Артем Поделки 1 Попов А.А. Рассказ педагога о проведенном мероприятии 1 Николавева Виктория Чтение стихотворений 2
Павлюкевич Алина Чтение стихотворений 2 Пахтеев Андрей Чтение стихотворений 2 Пономарев Александр Чтение стихотворений 2 Цыганова Виктория Чтение стихотворений 2 Родионов Илья Чтение стихотворений 3 Кислова Екатерина Поделки 3 Иванова Вероника Чтение стихотворений участник Измайлова Виктория Чтение стихотворений участник Квачев Сергей Чтение стихотворений участник Стуков Денис Чтение стихотворений участник Незметдинова Алиса Чтение стихотворений участник


В раздел образования