Автор: Попов Алексей Анатольевич Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ Логовская СОШ Населённый пункт: село Лог, Волгоградская область Наименование материала: методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе Тема: "А у детства нет прошлого" Раздел: среднее образование
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Логовская средняя общеобразовательная школа
Иловлинского муниципального района
Волгоградской области
Внеклассное мероприятие по литературе в 7 классе.
Литературный вечер «А у детства нет прошлого»,
посвященный 110-летию со дня рождения А.Л.Барто
Разработчик: учитель русского языка и литературы
Попов Алексей Анатольевич
с.Лог-2016
Характеристика мероприятия
Уровень образования: основное общее образование
Целевая аудитория : учителя русского языка и литературы, классные руководители
Класс: 7
Предмет: литература, внеклассная работа
Цель: способствовать воспитанию интереса к художественному слову средствами текстов
произведений Агнии Львовны Барто.
Задачи:
развивать коммуникативные навыки учащихся;
расширить кругозор знаний учащихся о жизни и творчестве поэтессы;
формировать умения и навыки работы с художественным словом
Используемое оборудование : ноутбук, колонки, проектор, экран, игрушки
Технологическая карта внеклассного мероприятия
согласно требованиям ФГОС
Тема: «А у детства нет прошлого».
Класс: 7 класс
Цель: способствовать воспитанию интереса к художественному слову средствами текстов
произведений Агнии Львовны Барто.
Задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
-
формирование
коммуникативной
компетентности
в
общении
и
сотрудничестве
со
сверстниками в разных видах деятельности;
–
воспитание
морально
–
нравственных
качеств
личности:
любовь
к
близким,
к
родителям.
– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
–развитие самостоятельности и личной ответственности
за свой выбор,
принятые
решения;
– формирование эстетических потребностей;
–развитие
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоционально
–
нравственной
отзывчивости;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях.
Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
-
развитие
умения
работать
с
информацией
(сбор,
систематизация,
хранение,
использование);
- формирование умения целеполагания;
-
формирование
умения
строить
логическое
рассуждение,
включая
установление
причинно-следственных
связей,
делать
умозаключения
и
выводы
на
основе
аргументации;
-
формирование
умения
организовывать
и
планировать
учебное
сотрудничество
и
совместную
деятельность
со
сверстниками,
умения
самостоятельно
и
аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников;
- развитие умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами
коммуникации;
- развитие умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку
зрения и аргументировать ее;
Ключевые понятия: детство, творчество, А.Л.Барто.
Оборудование
занятия:
игрушки,
презентация,
песня
«А
у
детства
нет
прошлого»,
видеоролик «Стихи Барто из серии «Игрушки»
Предварительная подготовка:
Выбор любимой детской игрушки
Устный рассказ о любимой игрушке
Заучивание текстов наизусть (отдельные учащиеся)
Содержание взаимодействия педагога и учащихся
№ Этап занятия
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые УУД
1
Самоопределение
к деятельности
Вступительное
слово учителя и
просмотр
видеоролика на
песню «А у
детства нет
прошлого».
Учащиеся
вступают в
диалог с
учителем,
одноклассниками
.
Отвечают на
вопросы,
высказывают
свое мнение.
Коммуникативные
Регулятивные
2
Актуализация
вопроса,
рассматриваемого
на занятии
Организует
дискуссию
учащихся и
просмотр
видеоролика
М.Чебакова
«Игрушки».
Учащиеся
обмениваются
мнениями с
учителем,
одноклассниками
, смотрят
видеоролик.
Личностные,
Коммуникативные
(формулировка
собственного
мнения),
регулятивные
(воспринимать
критику)
3
Постановка
учебных задач
Слово учителя.
Учитель в
позиции
консультанта-
фасилитатора
побуждает
учащихся к
принятию задач
Формулируют
тему занятия,
учебные задачи
Личностные
(самоопределение
к познавательной
деятельности),
регулятивные
(целеполагание),
коммуникативные
4
О
рг
а
н
из
а
ц
и
я
вз
а
и
м
о
де
й
ст
в
Учитель
организует
работу устного
журнала
«Перелистаем
страницы
прошлого».
Учащиеся
слушают
рассказы друг
друга,
обмениваются
мнениями.
Личностные
(личностное
самоопределение,
нравственно-
этическое
оценивание),
коммуникативные
( умение слушать
и слышать,
выражение своих
мыслей с
достаточной
точностью и
и
я
у
ч
и
те
л
я
с
у
ча
щ
и
м
и
ся
п
о
о
в
ла
де
н
и
ю
те
м
ы.
полнотой),
регулятивные
(оценка своей
деятельности),
познавательные
(осознанное
построение
речевого
высказывания)
5
Организация
взаимодействия
учителя с
учащимися по
овладению темы.
Учитель
организует
работу
творческой
группы (чтецов,
ведущих).
Учащиеся
творческой
группы делятся
информацией о
жизни и
творчестве
поэтессы,
читают
стихотворения и
прозаические
отрывки из ее
произведений.
Коммуникативные
(умение
эмоционально
донести до
слушателя
стихотворный и
прозаический
текст),
познавательные
(работа с новой
информацией,
моделирование,),
8
Рефлексия
деятельности
Дает
инструктаж по
выполнению
творческой
работы.
Учащиеся
выполняют
творческую
работу «Моя
А.Л.Барто»
Личностные
(умение передать
свои чувства и
эмоции,
поделиться ими с
другими.
Планируемый результат: расширение кругозора учащихся о жизни и творчестве А.Барто,
эмоциональный отклик воспитанников
Внеклассное мероприятие «А у детства нет прошлого»
Вступительное слово учителя:
- Добрый день, дорогие любители художественного слова! Сегодня мы вновь
собрались все вместе, у нас праздник, литературный праздник, посвященный 110-
летию со дня рождения Агнии Львовны Барто. А название вечера мне подсказала
певица Ирина Понаровская, исполнившая песню «А у детства нет прошлого».
Давайте ее прослушаем, посмотрим на фотографии ребят и вспомним свои детские
годы».
Показ видеоролика «А у детства нет прошлого»
После просмотра ролика задаю учащимся вопросы:
- Какие мысли и чувства навеяла эта мелодия и просмотренные кадры?
- Как вы понимаете название песни и нашего праздника «А у детства нет
прошлого»?
- Как связать воедино два слова: Барто и детство?
Учащиеся отвечают на вопросы
- Как вы думаете, ребята , а чем мы наполним сегодня наш праздник? (чтением любимых
стихотворений А.Барто; новыми знаниями об этом удивительном человеке…)
- Так давайте еще раз взглянем на экран и вспомним знакомые строки Агнии Львовны.
Видеоролик Максима Чебакова (стихотворения из цикла «Игрушки»)
- «Игрушки», - самый известный цикл стихотворений поэтессы, и потому неслучайно
попросил вас сегодня принести свои любые игрушки детства.
Снова память возьмет за живое –
Я на цыпочках в детство войду.
Где кивает слон головою
И вздыхает бычок на ходу.
– И сейчас я передаю слово вам, мои дорогие! Открываем устный журнал «Перелистаем
страницы прошлого». Расскажите о любимых игрушках своего детства и прочтите
запомнившиеся вам строки Агнии Львовны.
Вопросы к учащимся после чтения произведений и рассказа об игрушках:
- А что вы знаете об Агнии Барто как о человеке?
- Какие факты ее биографии знакомы?
- Имеет ли какое-нибудь отношение поэтесса к сегодняшней программе «Жди меня»?»
- Давайте постараемся посмотреть на знакомого нам человека с разных сторон,
познакомиться со страницами ее жизни и творчества, услышать новые для нас
произведения поэтессы , попробуем пропустить все услышанное и увиденное через свое
сердце. Слово вам, ребята.
Звучит музыка вьюги
1 учащийся: Февраль 1906 года. В Москве прошли масленичные балы и начался Великий
пост. Российская империя находилась в преддверии перемен. В семье ветеринарного врача
Льва Николаевича Волова тоже ожидались перемены: рождение дочери.
2 учащийся: Вспоминать свое детство Агния Барто не любила. Домашнее начальное
образование, французский язык, парадные обеды с ананасом на десерт — все эти приметы
буржуазного быта не украшали биографию советского писателя. Поэтому о тех годах Агния
Львовна оставила самые скупые воспоминания: няня из деревни, страх грозы, звуки
шарманки под окном. Судя по отрывочным воспоминаниям, Агния всегда больше любила
отца. О матери она писала: "Помню, моя мать, если ей предстояло заняться чем-то для нее
неинтересным, часто повторяла: "Ну, это я сделаю послезавтра". Ей казалось, что
послезавтра — это все-таки еще далеко. У меня всегда есть список дел на послезавтра".
3 учащийся: Лев Николаевич, поклонник искусства, видел будущее дочери в балете. Агния
прилежно занималась танцами, но большого таланта в этом занятии не обнаруживала. Рано
проявившуюся творческую энергию направляла в другое русло — стихотворное. Стихами
она увлеклась вслед за гимназическими подругами. Десятилетние девочки тогда все как
одна были поклонницами молодой Ахматовой, и первые поэтические опыты Агнии были
полны "сероглазых королей", "смуглых отроков" и "сжатыми под вуалью руками".
Учитель: Юность Агнии Воловой пришлась на годы революции и гражданской войны. Но
каким-то образом ей удавалось жить в собственном мире, где мирно сосуществовали балет
и сочинение стихов. Перед выпускными зачетами в училище она волновалась: ведь после
них надо было начинать карьеру в балете. На экзаменах присутствовал нарком просвещения
Луначарский. После экзаменационных выступлений ученицы показывали концертную
программу. Когда юная черноглазая красавица с пафосом читала стихи собственного
сочинения под названием "Похоронный марш", Луначарский с трудом сдерживал смех. А
через несколько дней он пригласил ученицу в Наркомпрос и сказал, что она рождена писать
веселые стихи. Много лет спустя Агния Барто с иронией говорила, что начало ее
писательской карьеры было довольно оскорбительным. Конечно, в юности очень обидно,
когда вместo трагического таланта в тебе замечают лишь способности комика.
Как Луначарскому удалось за довольно посредственным стихотворным подражанием
разглядеть в Агнии Барто задатки детского поэта? Или все дело в том, что тема создания
советской литературы для детей неоднократно обсуждалась в правительстве? В этом случае
приглашение в наркомат просвещения было не данью способностям молодой поэтессы, а
скорее
"правительственным
заказом".
Но
как
бы
там
ни
было,
в
1925
году
девятнадцатилетняя Агния Барто выпустила свою первую книжку — "Китайчонок Ван Ли".
4 учащийся: А потом сборники стихов: "Братишки" (1928), "Мальчик наоборот"(1934),
"Игрушки", (1936), "Снегирь" (1939).В середине тридцатых Агния Львовна получила
любовь читателей и стала объектом критики коллег. В 1937 Барто была делегатом
Международного конгресса в защиту культуры, который проходил в Испании. Там она
воочию увидела, что такое фашизм (заседания конгресса шли в осажденном пылающем
Мадриде).
Звучат взрывы снарядов.
Во время Отечественной войны Барто часто выступала по радио в Москве и Свердловске,
писала военные стихи, статьи, очерки, была на Западном фронте, как корреспондент газеты.
Учитель: Тема войны волновала Барто, она сожалела, что мало стихов для детей, которые
уже работали , как старшие, но еще не были взрослыми. Она считала, что у подростков
иное восприятие мира, и для них нужна особая поэзия: мужественная, романтичная и
лиричная.
В исполнении учащихся звучат стихотворения «Сашко» и «Аленка»
1 учащийся: В послевоенные годы А.Барто написала небольшую поэму «Звенигород» о
воспитанниках детского дома и людях, которые заботятся о них.
Глаза девчонки семилетней,
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чеи не спросишь,
Пошутишь с ней – молчит в ответ,
Как будто ей не семь, не восемь,
А много-много горьких лет.
Далее текст идет на фоне музыки из программы «Жди меня»
У этой книги оказалась удивительная судьба. Поэма попала в руки женщины, которая во
время войны потеряла восьмилетнюю дочь Нину. Мать написала письмо Агнии Барто:
«Читала «Звенигород» и думала: а может и моя Ниночка все-таки жива и выросла в
хорошем детском доме, и первую ночь я не плакала о ней».
2 учащийся: К тому времени поэтесса сама пережила огромное личное горе. Ее старший
сын Гарик на велосипеде поехал в магазин за хлебом и попал под машину. Травма оказалась
смертельной. Сын Барто скончался 5 мая 1945 года, накануне Дня Победы. Поэтому Агния
близко к сердцу приняла горе матери и передала ее письмо в специальную организацию,
занимавшуюся поисками пропавших людей. Через 8 месяцев Нина нашлась.
Звучат позывные радио «Маяк»
3 учащийся: Агния Львовна долгое время работала на радио «Маяк», вела передачу «Найти
человека». Писем приходило много: 70-150 ежедневно. В них открывались светлые черты
характера людей: доброта, душевное благородство, великодушие.
4 учащийся : Впечатления от этих писем были так сильны, что в 1969 году Барто написала и
издала книгу прозы «Найти человека». Для взрослых. За девять лет поиска по письмам и
воспоминаниям детства Агнии Львовне удалось соединить около тысячи семей,
разлученных страшной войной. Конечно, это был ее человеческий подвиг.
В исполнении ученицы звучит отрывок из книги «Найти человека»
Учитель: Целый год Барто вообще не могла писать стихи, слишком велико было горе и
страдание, которые она узнала через письма людей. Но потом полились такие строки,
которые ни детей, ни взрослых не оставляли равнодушными. И этот литературный труд
был оценен по достоинству: Государственная и Ленинская премии.
Звучит стихотворение «За цветами в зимний лес»
1 учащийся: Стихи Агнии Барто переводились и переводятся на многие языки мира и
издаются в зарубежных странах. 1,5 миллионов экземпляров на 86 языках мира осталось от
нее в наследство.
2 учащийся : Агния Барто – автор сценариев к кинофильмам «Подкидыш», «Слон и
веревочка», «Алеша Птицын вырабатывает характер»», «10000 мальчиков».
3 учащийся : Юрий Гагарин , первый космонавт Земли, подарил поэтессе свою фотографию
с надписью «Уронили Мишку на пол…» Тем самым он подтвердил, что Барто уже при
жизни стала классиком литературы, потому что дети, не умеющие читать, уже знают и
рассказывают наизусть е «Игрушки».
4 учащийся : Агния Львовна ушла из жизни 1 апреля 1981 года, немного не дожив до своего
75-летия. Больное сердце не выдержало и остановилось. После вскрытия врачи были
потрясены: сосуды оказались настолько слабыми, что было непонятно, как кровь поступала
в сердце последние десять лет.
Учитель : Однажды Агния Барто сказала: "Почти у каждого человека бывают в жизни
минуты, когда он делает больше, чем может". В случае с ней самой это была не минута —
так она прожила всю жизнь. Именем Барто называется одна из малых планет. Планету
открыла и назвала в честь любимой поэтессы сотрудница Крымской обсерватории.
Международный центр зарегистрировал ее под номером 2279.
К тому, что вы сегодня увидели и услышали, мне уже нечего добавить. Мне
хочется верить, что сегодняшняя встреча с Агнией Львовной Барто, сделала вас еще мудрее,
богаче, заставила о многом задуматься. И сейчас я попрошу вас выплеснуть свои чувства и
эмоции на бумагу. Может кому-то захочется написать, кому-то нарисовать… выбор за вами.
Звучит музыка из передачи «От всей души»
Учащиеся выполняют творческую работу
Приложение
Фотографии с литературного вечера «А у детства нет прошлого», посвященного 110-летию
со дня рождения А.Л.Барто
Учащиеся 7 класса «А»
Ученица 7 класса «А» читает отрывок из повести А.Л.Барто «Найти человека»
Ученик 7 класса «А» Квачев Сергей читает стихотворение А.Л.Барто «Сашко»
Рассказ педагога о мероприятии,
посвященного 110-летию со дня рождения А.Л.Барто
« А у детства нет прошлого» - литературный праздник с таким названием
состоялся16 февраля 2016 года в 7 классе «А» МБОУ Логовская СОШ Иловлинского
муниципального района Волгоградской области. Посвящен он был110-летнему юбилею
русской советской поэтессы Агнии Львовны Барто. Название праздника было продиктовано
строчкой из одноименной песни, которую исполняет Ирина Понаровская в кинофильме
«Питер Пэн».
Именно с этой песни и начался юбилейный праздник Барто. Ребята очень
внимательно вслушивались в текст песни, а на их лицах иногда вспыхивали улыбки, когда
они смотрели на экран. На экране, сменяя друг друга, появлялись их детские фотографии:
вот Алинка сидит на горшке, Сережка пускает кораблики в луже, Полина с удовольствием
руками ест варенье из вазочки, Никитка со своей сестренкой дерется…
Но вот экран тухнет, и я задаю детям непростые вопросы:
- Какие мысли и чувства навеяла эта мелодия и просмотренные кадры?
- Как вы понимаете название песни и нашего праздника «А у детства нет прошлого»?
- Как связать воедино два слова: Барто и детство?
Смотрю на своих уже повзрослевших ребят и понимаю, что никому не хочется
начинать разговор первым. А сказать-то есть что. Полинка робко тянет руку… «Так
захотелось хотя бы на время попасть в детство. Пока слушала песню, столько счастливых и
радостных моментов вспомнила, но почему-то на душе немного тоскливо и грустно», -
начинает она. «А я еще раз убедился, что детство – это самая беззаботная пора, и оно уже
вернется. Поэтому и грустно», - поддерживает свою одноклассницу Влад. И тут класс
заговорил. Как известно, сколько людей – столько и мнений. Но в ответе на последний
вопрос ребята были единодушны: «Агния Барто – любимый детский поэт».
«А давайте еще раз взглянем на экран и вспомним знакомые строки Агнии
Львовны», - предложил я и включил ролик своего внука, который декламирует
стихотворения поэтессы из цикла «Игрушки». «Игрушки», - самый известный цикл
стихотворений, - продолжал я, - и потому неслучайно попросил вас сегодня принести свои
любые игрушки детства.
Снова память возьмет за живое –
Я на цыпочках в детство войду.
Где кивает слон головою
И вздыхает бычок на ходу.
Вам слово». Каждый учащийся рассказывал о своей игрушке и читал любимое
стихотворение Агнии Львовны. Мишки и зайчики, мячики и пирамидки, слоны и
бегемоты… - чего только не было на партах у ребят, а из их уст звучали знакомые строки:
Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс…
Приехали! Приехали!
Родители приехали!
С конфетами, с орехами
Родители приехали…
Мне теперь не до игрушек -
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И Сереже подарю…
А после того, как прозвучало последнее стихотворение, я обратился к ребятам с
вопросами: «А что вы знаете об Агнии Барто как о человеке?», «Какие факты ее биографии
знакомы?», «Имеет ли какое-нибудь отношение поэтесса к сегодняшней программе «Жди
меня»?»
Полная тишина… Взгляды учащихся устремлены в пол… Я удивлен? Ни капельки.
Если бы два дня назад мне задали эти вопросы, я сгорел бы со стыда. Да, все мы знаем
детские стихи Барто, но ничего не знаем о ней самой. Готовясь к этому вечеру, я открыл
для себя замечательного ЧЕЛОВЕКА – Агнию Львовну Волову. Прочел стихи поэтессы о
войне и стихи, адресованные детям разных народов; не отрываясь следил за судьбами
героев поэмы «Звенигород»; но потрясением для меня стала повесть «Найти человека» и
художественный фильм, снятый по тому произведению, работа Барто на радио «Маяк».
Мне так захотелось поделиться своим открытием, и я не ошибся. Рассказ о жизни и
творчестве Агнии Львовны увлек ребят. Они сопереживали Сашко и Аленке – героям
военного цикла стихов, со слезами на глазах слушали истории человеческих судеб из книги
«Найти человека», узнали о том, что Барто – автор сценария четырех кинофильмов, и в ее
честь названа одна из планет.
Я очень благодарен организаторам регионального конкурса «Потому что он
хороший» за возможность открытия и для себя, и для своих учеников знакомой незнакомки
А.Л.Барто.
С уважением учитель русского языка и литературы, классный руководитель
7 класса «А» МБОУ Логовская СОШ Попов Алексей Анатольевич.
Вместо заключения
Сценарий литературного вечера «А у детства нет прошлого» был разработан мною
специально для участия в региональном конкурсе «Потому что он хороший»,
посвященном 110-летию со дня рождения А.Барто. К мероприятию учащиеся снимали
видеоролики на стихи поэтессы, но не все из них, к сожалению, мы смогли увидеть на
этом вечере. Но труд ребят не пропал даром. Все работы были отправлены на конкурс,
результаты которого мы получили на прошлой неделе. Не могу не поделиться с вами
этой радостью.
Фамилия, имя участника
Номинация
Место
Гордеева Полина
Чтение стихотворений
Гран-При
Алимова Александра
Чтение стихотворений
1
Чебаков Максим
Чтение стихотворений
1
Ершов Артем
Поделки
1
Попов А.А.
Рассказ педагога о
проведенном мероприятии
1
Николавева Виктория
Чтение стихотворений
2
Павлюкевич Алина
Чтение стихотворений
2
Пахтеев Андрей
Чтение стихотворений
2
Пономарев Александр
Чтение стихотворений
2
Цыганова Виктория
Чтение стихотворений
2
Родионов Илья
Чтение стихотворений
3
Кислова Екатерина
Поделки
3
Иванова Вероника
Чтение стихотворений
участник
Измайлова Виктория
Чтение стихотворений
участник
Квачев Сергей
Чтение стихотворений
участник
Стуков Денис
Чтение стихотворений
участник
Незметдинова Алиса
Чтение стихотворений
участник