" Значение школьного спортивного клуба в процессе формирования и развития современного школьника (из опыта работы)"
Автор: Голованов Владимир Олегович Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МБОУ гимназия № 10 Населённый пункт: город Мурманск Наименование материала: статья Тема: " Значение школьного спортивного клуба в процессе формирования и развития современного школьника (из опыта работы)" Раздел: дополнительное образование
в процессе формирования и развития современного школьника
(из опыта работы)
Голованов Владимир Олегович,
учитель физической культуры
Мурманск, 2016
Физическая культура и спорт – это не только здоровье и физическое
развитие
человека.
Необходимо,
чтобы
она
стала
образом
жизни.
Специфической
целью
школьного
физического
воспитания
является
формирование
всесторонне
физически
развитой
личности,
способной
активно
использовать
ценности
физической
культуры
для
укрепления
и
длительного
сохранения
собственного
здоровья,
оптимизации
трудовой
деятельности и организации активного отдыха.
Миссия школы и показатели эффективности ее деятельности в этом
направлении должны складываться из таких показателей как:
-
многопрофильный
спортивный
сектор
блока
дополнительного
образования,
-формирование школьных спортивных команд по выбранным ребятами
видам спорта и подготовка спортсменов, выступающих в личном зачете,
- их активное участие в спортивных мероприятиях округа, города.
-
организация
и
проведение
школьных
спортивных
мероприятий
и
праздников, с привлечением родителей.
Важным условием эффективной работы образовательного учреждения
в
деле
физического
воспитания
обучающихся
и
воспитанников
является
общая атмосфера отношения к проблемам физического воспитания. Все, кто
понимает это, большое внимание уделяют созданию школьных спортивных
клубов.
В других государствах давно ведется работа по вовлечению населения,
детей и молодежи в клубную спортивную деятельность. Так в Финляндии,
Швеции,
Бельгии
более
30%
населения
являются
членами
различных
спортивных клубов. Спортклуб для детей и молодежи – прекрасная школа
общения
друг
с
другом,
жизни
в
обществе
с
соблюдением
принципов
демократии и личной ответственности.
Наиболее эффективной показала себя модель такого клуба, в котором
членом
клуба
может
стать
каждый
независимо
от
способностей,
пола,
возраста,
социальной
обеспеченности.
Помимо
занятий
спортом
там
организуются разнообразные формы социально- культурной деятельности,
имеется штат квалифицированных кадров. Так в Великобритании клуб «
Тысяча
миль»
стал
формой
осуществления
внешкольной
спортивной
программы
и
объединил
школьников
–
любителей
бега.
Неординарной
формой работы с трудными подростками, стали клубы « Лиги баскетбола»,
возникшие
в
США.
Это
привело
к
снижению
преступности
в
городах.
Деятельность
некоторых
спортивных
клубов
связана
с
новыми
видами
спорта. Также в США возник новый вид спорта: прыжки через две веревочки
с выполнением сложных технических действий, с проведением школьных и
городских соревнований. Любители этого вида объединились в клубы «Дабл -
дач».
В Финляндии одно из направлений « спорт для всех» объединил в
клубы любителей аэробики. Клубы Финляндии, объединенные движением
«Новые течения», предоставляют молодежи более широкие возможности в
реализации своих способностей. Клубы организуют различные спортивные
соревнования; оздоровительные и развлекательные мероприятия; выставки,
отражающие
деятельность
клуба;
спортивные
лагеря;
группы
здоровья
в
школах.
В
некоторых
школах
США
проводятся
Игры
бывших
учеников
школы как платные мероприятия для участников. Такая деятельность клубов
позволяет решать сразу несколько задач: привлекает детей и подростков к
участию как в спортивной так и в социальной активности, способствует
приобретению опыта коллективной работы, регулирует отношения родителей
и
подростков.
Основными
направлениями
совершенствования
работы
спортивных клубов для детей и молодежи зарубежные специалисты считают
увеличение
разнообразия
форм
спортивной
активности,
ориентацию
на
свободное
самовыражение
занимающихся,
культурно
–
просветительскую
работу, усиление внимания к процессам социализации детей и подростков.
Как же обстоит дело в нашей стране? Опытные учителя помнят, что в
каждой
школе
был
коллектив
физической
культуры,
которым
руководил
педагог
энтузиаст,
возглавляя
совет
коллектива
физкультуры.
В
совет
избирались
учителя,
учащиеся,
члены
родительского
коллектива,
представители
шефствующей
организации.
Совет
осуществлял
всю
организационную,
спортивно-массовую,
финансово-хозяйственную
работу,
опираясь на физоргов классов и классных руководителей.
В городах, в каждом микрорайоне, существовали клубы, объединяющие
детей и подростков по месту жительства. Они культивировали различные
виды спорта, готовили команды воспитанников на городские, областные и
всесоюзные соревнования. Особенно популярны были состязания на призы
Всесоюзных
клубов
«Кожаный
мяч
»,
«Золотая
шайба»,
«Нептун».
В
условиях
политической
и
экономической
перестройки
в
нашей
стране,
сложившиеся
ранее
формы
клубной
работы,
перестали
выполнять
свои
функции.
Идут
поиски
новых
форм
спортивных
клубов
для
детей
и
молодежи. Клубы « Добрыня Никитич», Спартанские клубы, организованные
в нашей стране с 90-х годов, дают свои результаты, но не отвечают всем
потребностям молодого поколения.
Поиск новых форм клубной работы
продолжается.
Организационные
принципы
просты,
демократичны,
с
вариантами работы в зависимости от местных условий.
Образование
клубов
на
базе
образовательных
учреждений
–
это
современная
перспектива
для
реального
улучшения
спортивно-массовой
работы
с
детьми,
подростками
и
родителями.
Алгоритм
действий
по
созданию ШСК следующий:
1.Ознакомление с материалами по созданию школьного спортивного
клуба
- администрации
-педагогического коллектива
- родителей и учащихся.
2. Формирование рабочей группы по созданию ШСК
3.
Разработка
Положения
о
ШСК
(руководствуясь
примерным
положением по созданию ШСК)
4. Оформление стенда по созданию « Школьного спортивного клуба».
5. Назначение руководителя ШСК на основании Положения о ШСК
6.Издание приказа об открытии ШСК
7.Разработка и принятие Положения о Совете ШСК
1).
Предварительно
выбираются
члены
Совета
ШСК
из
числа
учащихся, сотрудников, родителей и заинтересованной общественности.
Председателем
Совета
ШСК
является
руководитель
ШСК
согласно
положению.
2).
Утверждение
состава
Совета
школьного
спортивного
клуба
на
общем собрании членов ШСК
8. Организация работы школьного спортивного клуба, разработка и
создание
рабочих
локальных
нормативных
документов:
годовой
план,
программа, расписание занятий, протоколы собраний, соревнований и других
мероприятий, инструкции по охране труда и технике безопасности и другие
необходимые для работы клуба документы.
Школьный спортивный клуб может развиваться, используя один из
двух вариантов:
1).
Вариант,
когда
ШСК
приобретает
статус
юридического
лица
с
момента
его
государственной
регистрации.
Он
имеет
в
собственности
обособленное имущество, самостоятельный баланс, счета и т.п.
2). Вариант, когда ШСК является общественной организацией и не
является
юридическим
лицом,
наиболее
приемлем
в
наших
школьных
условиях.
Правильная организация работы, распределение обязанностей между
членами совета клуба и не равнодушное отношение к ним, наполнят жизнь в
школе
яркими
спортивными
мероприятиями
и
праздниками,
настроят
молодое поколение на здоровый образ жизни.
Решение создать спортивный клуб в нашей гимназии возникло в связи
с желанием активизировать спортивно-массовую работу, создать механизмы
ученического
самоуправления,
улучшить
агитационно-пропагандистскую
работу по формированию интереса к спорту и здоровому образу жизни,
помочь детям с ограниченными возможностями здоровья приобщиться к
спорту, осуществляя программу «Доступная среда».
Спортивный клуб гимназии №10 г. Мурманска , утвержден приказом в
сентябре 2015 года, получил название «Олимпиец» и девиз «От знака ГТО к
олимпийской медали».Путь до идеала не близкий, требующий огромного
желания, организаторских усилий, энтузиазма, творчества. За период этого
учебного года мы разработали и утвердили основные документы ШСК ,
создана структура Совета клуба, в котом работают учителя физкультуры и
ОБЖ,
учащиеся-члены
Совета
и
физорги
классов,
старосты
спортивных
секций клуба, активисты среди родителей. К сожалению, не найдены еще
единомышленники среди спонсоров, но мы работаем в этом направлении.
Помимо
обычной
спортивной
работы,
у
нас
предусмотрено
волонтерское
движение,
налаживается
контакт
со
школой
для
слабослышащих детей №3 и филиалом школы №27, где учатся дети с ОВЗ.
Развиваются средства массовой информации с ведением радио и телепередач
на
школьной
телестудии
«Звездный
кот».
Организована
спартакиада
гимназии
на
звание
«Самый
спортивный
класс»,
в
которой
учитывается
участие классных коллективов и команд в спортивных соревнованиях, днях
здоровья и отношение к уроку физкультуры. Организация спортивных секций
в
гимназии
в
значительной
мере
отвечает
потребностям
воспитанников.
Учителя физкультуры и ОБЖ как педагоги дополнительного образования
ведут секции по футболу, баскетболу, волейболу, по легкой атлетике, по
туризму.
Имеется
возможность
заниматься
атлетической
гимнастикой
и
настольным
теннисом
в
тренажерном
зале
гимназии.
Продолжаем
сотрудничать с ДЮСШ-10 и ДЮСШ-19, предоставляя свою спортивную базу
для занятий футболом и рукопашным боем детям нашего округа.
С
этого
учебного
года
ведем
работу
по
подготовке
и
выполнению
учащимися
гимназии
нормативов
комплекса
ГТО.
Тестирование
детей
выпускных 9 и 11х классов проводилось в специализированном центре. У
гимназии есть свой стадион и спортивные залы для того, чтобы стать базовой
площадкой для приема нормативов
ГТО в своем микрорайоне. Для этого
нужно зарегистрировать спортивный комплекс и пройти курсы по судейству.
Все это планируется на следующий учебный год.
Наш клуб находится в начале пути, есть много мыслей, которые будем
претворять в жизнь. От качества нашей работы зависит качество жизни
подрастающего поколения.