Напоминание

" Значение школьного спортивного клуба в процессе формирования и развития современного школьника (из опыта работы)"


Автор: Голованов Владимир Олегович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ гимназия № 10
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: " Значение школьного спортивного клуба в процессе формирования и развития современного школьника (из опыта работы)"
Раздел: дополнительное образование





Назад





МБОУ г. Мурманска гимназия № 10

Значение школьного спортивного клуба

в процессе формирования и развития современного школьника

(из опыта работы)

Голованов Владимир Олегович,

учитель физической культуры

Мурманск, 2016

Физическая культура и спорт – это не только здоровье и физическое развитие человека. Необходимо, чтобы она стала образом жизни. Специфической целью школьного физического воспитания является формирование всесторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Миссия школы и показатели эффективности ее деятельности в этом направлении должны складываться из таких показателей как: - многопрофильный спортивный сектор блока дополнительного образования, -формирование школьных спортивных команд по выбранным ребятами видам спорта и подготовка спортсменов, выступающих в личном зачете, - их активное участие в спортивных мероприятиях округа, города. - организация и проведение школьных спортивных мероприятий и праздников, с привлечением родителей. Важным условием эффективной работы образовательного учреждения в деле физического воспитания обучающихся и воспитанников является общая атмосфера отношения к проблемам физического воспитания. Все, кто понимает это, большое внимание уделяют созданию школьных спортивных клубов. В других государствах давно ведется работа по вовлечению населения, детей и молодежи в клубную спортивную деятельность. Так в Финляндии, Швеции, Бельгии более 30% населения являются членами различных спортивных клубов. Спортклуб для детей и молодежи – прекрасная школа общения друг с другом, жизни в обществе с соблюдением принципов демократии и личной ответственности. Наиболее эффективной показала себя модель такого клуба, в котором членом клуба может стать каждый независимо от способностей, пола, возраста, социальной обеспеченности. Помимо занятий спортом там
организуются разнообразные формы социально- культурной деятельности, имеется штат квалифицированных кадров. Так в Великобритании клуб « Тысяча миль» стал формой осуществления внешкольной спортивной программы и объединил школьников – любителей бега. Неординарной формой работы с трудными подростками, стали клубы « Лиги баскетбола», возникшие в США. Это привело к снижению преступности в городах. Деятельность некоторых спортивных клубов связана с новыми видами спорта. Также в США возник новый вид спорта: прыжки через две веревочки с выполнением сложных технических действий, с проведением школьных и городских соревнований. Любители этого вида объединились в клубы «Дабл - дач». В Финляндии одно из направлений « спорт для всех» объединил в клубы любителей аэробики. Клубы Финляндии, объединенные движением «Новые течения», предоставляют молодежи более широкие возможности в реализации своих способностей. Клубы организуют различные спортивные соревнования; оздоровительные и развлекательные мероприятия; выставки, отражающие деятельность клуба; спортивные лагеря; группы здоровья в школах. В некоторых школах США проводятся Игры бывших учеников школы как платные мероприятия для участников. Такая деятельность клубов позволяет решать сразу несколько задач: привлекает детей и подростков к участию как в спортивной так и в социальной активности, способствует приобретению опыта коллективной работы, регулирует отношения родителей и подростков. Основными направлениями совершенствования работы спортивных клубов для детей и молодежи зарубежные специалисты считают увеличение разнообразия форм спортивной активности, ориентацию на свободное самовыражение занимающихся, культурно – просветительскую работу, усиление внимания к процессам социализации детей и подростков. Как же обстоит дело в нашей стране? Опытные учителя помнят, что в каждой школе был коллектив физической культуры, которым руководил педагог энтузиаст, возглавляя совет коллектива физкультуры. В совет избирались учителя, учащиеся, члены родительского коллектива,
представители шефствующей организации. Совет осуществлял всю организационную, спортивно-массовую, финансово-хозяйственную работу, опираясь на физоргов классов и классных руководителей. В городах, в каждом микрорайоне, существовали клубы, объединяющие детей и подростков по месту жительства. Они культивировали различные виды спорта, готовили команды воспитанников на городские, областные и всесоюзные соревнования. Особенно популярны были состязания на призы Всесоюзных клубов «Кожаный мяч », «Золотая шайба», «Нептун». В условиях политической и экономической перестройки в нашей стране, сложившиеся ранее формы клубной работы, перестали выполнять свои функции. Идут поиски новых форм спортивных клубов для детей и молодежи. Клубы « Добрыня Никитич», Спартанские клубы, организованные в нашей стране с 90-х годов, дают свои результаты, но не отвечают всем потребностям молодого поколения. Поиск новых форм клубной работы продолжается. Организационные принципы просты, демократичны, с вариантами работы в зависимости от местных условий. Образование клубов на базе образовательных учреждений – это современная перспектива для реального улучшения спортивно-массовой работы с детьми, подростками и родителями. Алгоритм действий по созданию ШСК следующий: 1.Ознакомление с материалами по созданию школьного спортивного клуба - администрации -педагогического коллектива - родителей и учащихся. 2. Формирование рабочей группы по созданию ШСК 3. Разработка Положения о ШСК (руководствуясь примерным положением по созданию ШСК) 4. Оформление стенда по созданию « Школьного спортивного клуба». 5. Назначение руководителя ШСК на основании Положения о ШСК
6.Издание приказа об открытии ШСК 7.Разработка и принятие Положения о Совете ШСК 1). Предварительно выбираются члены Совета ШСК из числа учащихся, сотрудников, родителей и заинтересованной общественности. Председателем Совета ШСК является руководитель ШСК согласно положению. 2). Утверждение состава Совета школьного спортивного клуба на общем собрании членов ШСК 8. Организация работы школьного спортивного клуба, разработка и создание рабочих локальных нормативных документов: годовой план, программа, расписание занятий, протоколы собраний, соревнований и других мероприятий, инструкции по охране труда и технике безопасности и другие необходимые для работы клуба документы. Школьный спортивный клуб может развиваться, используя один из двух вариантов: 1). Вариант, когда ШСК приобретает статус юридического лица с момента его государственной регистрации. Он имеет в собственности обособленное имущество, самостоятельный баланс, счета и т.п. 2). Вариант, когда ШСК является общественной организацией и не является юридическим лицом, наиболее приемлем в наших школьных условиях. Правильная организация работы, распределение обязанностей между членами совета клуба и не равнодушное отношение к ним, наполнят жизнь в школе яркими спортивными мероприятиями и праздниками, настроят молодое поколение на здоровый образ жизни. Решение создать спортивный клуб в нашей гимназии возникло в связи с желанием активизировать спортивно-массовую работу, создать механизмы ученического самоуправления, улучшить агитационно-пропагандистскую работу по формированию интереса к спорту и здоровому образу жизни,
помочь детям с ограниченными возможностями здоровья приобщиться к спорту, осуществляя программу «Доступная среда». Спортивный клуб гимназии №10 г. Мурманска , утвержден приказом в сентябре 2015 года, получил название «Олимпиец» и девиз «От знака ГТО к олимпийской медали».Путь до идеала не близкий, требующий огромного желания, организаторских усилий, энтузиазма, творчества. За период этого учебного года мы разработали и утвердили основные документы ШСК , создана структура Совета клуба, в котом работают учителя физкультуры и ОБЖ, учащиеся-члены Совета и физорги классов, старосты спортивных секций клуба, активисты среди родителей. К сожалению, не найдены еще единомышленники среди спонсоров, но мы работаем в этом направлении. Помимо обычной спортивной работы, у нас предусмотрено волонтерское движение, налаживается контакт со школой для слабослышащих детей №3 и филиалом школы №27, где учатся дети с ОВЗ. Развиваются средства массовой информации с ведением радио и телепередач на школьной телестудии «Звездный кот». Организована спартакиада гимназии на звание «Самый спортивный класс», в которой учитывается участие классных коллективов и команд в спортивных соревнованиях, днях здоровья и отношение к уроку физкультуры. Организация спортивных секций в гимназии в значительной мере отвечает потребностям воспитанников. Учителя физкультуры и ОБЖ как педагоги дополнительного образования ведут секции по футболу, баскетболу, волейболу, по легкой атлетике, по туризму. Имеется возможность заниматься атлетической гимнастикой и настольным теннисом в тренажерном зале гимназии. Продолжаем сотрудничать с ДЮСШ-10 и ДЮСШ-19, предоставляя свою спортивную базу для занятий футболом и рукопашным боем детям нашего округа. С этого учебного года ведем работу по подготовке и выполнению учащимися гимназии нормативов комплекса ГТО. Тестирование детей выпускных 9 и 11х классов проводилось в специализированном центре. У гимназии есть свой стадион и спортивные залы для того, чтобы стать базовой
площадкой для приема нормативов ГТО в своем микрорайоне. Для этого нужно зарегистрировать спортивный комплекс и пройти курсы по судейству. Все это планируется на следующий учебный год. Наш клуб находится в начале пути, есть много мыслей, которые будем претворять в жизнь. От качества нашей работы зависит качество жизни подрастающего поколения.









В раздел образования