Автор: Клюшина Ирина Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ СОШ № 25 Населённый пункт: город Балаково, Саратовская область Наименование материала: статья Тема: Из оыта работы по здоровьесбережению Раздел: начальное образование
“Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…”
В.А.Сухомлинский
На
школу
возложены
конкретные
обязательства
как
учебные,
воспитательные, так и по охране здоровья детей. Именно школа способствует
воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу
ж и з н и .
Р а б о т а я с о в м е с т н о
с
А Н О
« Д Р О ЗД
–
Б а л а к о в о » по
здоровьесбережению личности ребенка перед педагогическим коллективом
стоят определённые цели и задачи.
Основной
целью
является
укрепление,
профилактика
здоровья
учащихся.
Задачи:
- воспитание и пропаганда культуры здоровья;
-
совершенствование
форм
и
методов
в
работе
по
сохранению,
дальнейшему укреплению здоровья учащихся;
- формирование у учащихся качеств, потребностей, способствующих
развитию здоровья.
Для начальной школы в школе выделен отдельный блок, и за каждым
классом закреплено определённое помещение. Классные кабинеты оснащены
техническими
средствами
обучения.
Одним
из
условий
правильной
организации
учебного
процесса
является
обеспечение
гигиенических
условий.
В
1-м
классе
перед
началом
учебного
года
совместно
с
администрацией школы и родителями продуман и создан интерьер класса.
Комнатные
растения,
цветовая
гамма
класса
вызывают
положительные
эмоции, позитивно влияют на психику учащихся. В первый день каждой
четверти рассаживаю детей, принимая во внимание их состояние здоровья, а
именно:
зрение,
слух
и
склонность
к
простудным
заболеваниям.
Пересаживание исключает и одностороннюю ориентацию головы и туловища
относительно
доски.
В
классах
соблюдается
воздушно-тепловой
режим.
Школа работает в 1 смену. Занятия начинаются в 8 час. 30 мин.
Расписание уроков составлено с учётом нормативных требований. В
соответствии
с
планом
учебно-воспитательной
работы
в
сентябре
утверждается расписание учебных занятий, в которое входят занятия АНО
«ДРОЗД – Балаково», это - шахматы.
В школе функционируют следующие кабинеты:
- медицинский;
- стоматологический.
Профилактика и предупреждение заболеваний, контроль за состоянием
здоровья учащихся, своевременная информация о предстоящих прививках,
оформление информационных стендов, рекомендации, советы, выступления
на родительских собраниях - вот некоторые формы работы с родителями и
учащимися
начальных
классов,
проводимые
школьным
медицинским
персоналом.
В
сентябре
совместно
с
медиком
школы
изучаются
медицинские
показатели здоровья учеников класса. Учащихся распределяю по группам
здоровья
и
медицинским
группам. Совместно
со
школьным
врачом
проводится беседа «Режим дня первоклассника»
С целью предупреждения травматизма и охраны безопасности
жизнедеятельности организуются и проводятся следующие мероприятия:
1.
Инструктаж по технике безопасности в школе, на водоемах.
2.
Инструктаж по технике безопасности на уроках физической культуры и
технологии.
3.
Родительское собрание в сентябре.
4.
Индивидуальные беседы с детьми.
5.
Учения
по
эвакуации
из
здания
школы
в
случае
чрезвычайной
ситуации.
6.
Встречи с инспектором ГИБДД и пожарным.
Организовано горячее питание в школе после 2 урока – охвачено 100%
учащихся класса. Все ученики класса ежедневно получают бесплатно молоко.
В связи с этим проводится кл. час: «Пейте, дети, молоко - будете здоровы».
В целях профилактики утомления учащихся на уроках регулярно
проводятся физминутки, а после 3 урока динамическая пауза.
Динамическая
пауза на
уроке
позволяет
снимать
состояние
усталости,
ослабить
психологическую
напряженность,
вызванную
интенсивностью
занятия
и
просто
дать
ребенку
возможность
подвигаться. Динамические
паузы
в
течение учебного дня и физкультурные минутки обязательно включают в себя
упражнения для снятия напряжения глаз и профилактики ухудшения зрения.
При
благоприятных
погодных
условиях
уроки
физкультуры
и
некоторых
других
предметов
проводятся
на
улице.
На
переменах организуются
подвижные
игры
с
обручами,
скакалками,
мячами. Использование
подвижных
игр
способствует
развитию
у
учащихся
коммуникативных
навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения,
воображения, а также познавательных и языковых способностей.
Для
учеников
школы
предоставлена
возможность
поддерживать
и
укреплять своё здоровье в спортивном и тренажёрном залах.
Для формирования дополнительных знаний значимости физической
культуры,
спорта
и
ЗОЖ
в
кабинете
оформлен
спортивный
уголок,
где
фиксируются
спортивные
достижения
учеников.
Проводятся
конкурсы
рисунков на тему: «Здоровый образ жизни», спортивные праздники «Папа,
мама, я – спортивная семья», беседы «Осторожно, тонкий лед!», кл. часы
«Что мы едим, пьём и чем лакомимся?».
Все ученики класса посещают занятия по шахматам. Многие хорошо
научились играть в шахматы. Родители подарили детям шахматы и шашки.
Дети с удовольствием в них играют в свободное время. В секции «Дзюдо»
занимаются 6 учеников, посещают бассейн «Альбатрос» - 3 ученика, секцию
по шахматам – 3 ученика, школу искусств – 9 учеников. Занятия в секциях и
кружках повышают интеллектуальный уровень, развивают индивидуальные
способности, укрепляют физическое состояние учащихся.
Активное участие принимают ученики (весь класс) в Дне здоровья, на
котором
выступают
с театрализованными
номерами
о
здоровом
образе
жизни, соревнуются в эстафетах, викторинах
Эффективность работы по здоровьесбережению невозможна без участия
родителей.
Родительское
собрание
–
это
основная
форма
работы
с
родителями, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее
важным вопросам жизнедеятельности класса, воспитания учащихся в школе
и дома. Собрания проводятся в виде деловых игр, практикумов, конкурсов,
мастерских, соревнований, лекций и бесед. Огромная работа по сохранению
здоровья
ребёнка
и
семьи
проводится
с
родителями
класса.
Проведены
родительские собрания совместно с детским врачом на тему «Организация
правильного питания детей» и «Режим дня младшего школьника».
В школе и классе организована диагностика (социометрия, мотивация,
интерес к предмету, мониторинг здоровья).
В
ноябре, проведен
мониторинг
здоровья
учащихся
по
программе
«Народный
Спорт
–
Парк».
Цели
мониторинга
–
показать
каждому
школьнику и его родителям возможности и резервы организма, заставить
задуматься о своем здоровье и отследить изменения в результате занятий
спортом. По его результатам каждый ребенок получил паспорт физического
здоровья,
где
произведена
оценка
показателей
здоровья
и
дана
целевая
программа
средств
и
методов
повышения
функциональных
резервов
организма.
Имея
эти
результаты
и
рекомендованные
программы
оздоровления, ведутся занятия по
укреплению физического здоровья у
учащихся. Проведено анкетирование родителей и учеников класса в целях
изучения мотивации, отношения к ЗОЖ, интереса к спортивным секциям.
В
с в о е й
п р о ф е с с и о н а л ь н о й
д е я т е л ь н о с т и
и с п о л ь з у ю
здоровьесберегающие технологии, методики и приемы оздоровления детей,
рекомендованные
на
федеральном
и
региональном
уровне.
Применяю
в
своей
работе
методическое
пособие
«Технологии
здоровьесбережения
в
образовательном
учреждении»
(Мо сква:Чистые
пруды,
2 0 0 7
г.),«Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и
школы» (автор Смирнов Н.К.), организую образовательный и воспитательный
процесс в соответствии со следующими документами:
- Постановлением Министерства здравоохранения РФ от 28 ноября 2002 г. N
44, зарегистрированным в Министерстве РФ 5 декабря 2002 г. N 3997 «О
введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов
СанПиН 2.4.2 11-78-02»;
- Постановлением о введении в санитарно-эпидемиологические правила и
нормативы
«Гигиенических
требований
к
условиям
обучения
в
образовательных
учреждениях.
СанПин
2.4.1178-02»,
утверждённым
Главным государственным санитарным врачом РФ 25 ноября 2002 г.
В
практике
учебной
деятельности
использую
элементы
технологии
раскрепощенного развития детей, разработанной физиологом В.Б.Базарным
(упражнения
на
зрительную
координацию
и
зрительно-координаторные
тренажи).
Цель:
снижение
заболеваемости
у
детей;
улучшение
психологического климата; активное приобщение родителей и учеников к
работе по укреплению здоровья.
Здоровьесберегающую
технологию
по
профилактике
нарушений
опорно-двигательной
системы,
рекомендованную
Министерством
здравоохранения
Саратовской
области.
Цель:
снятие
утомления
мышц,
профилактика сколиозов, пропедевтика правильной осанки.
В практику учебной деятельности включена тематика, направленная на
формирование навыков здорового образа жизни (из региональной программы
«ОЗОЖ»,
рекомендованной
Министерством
образования
Саратовской
области).
Во
внеучебной
деятельности
-
здоровьесберегающую
технологию,
рекомендованную Министерством здравоохранения Саратовской области, по
профилактике нарушений пищеварительной системы. Цель: профилактика
нарушений
ЖКТ
через
использование
рационального
режима
питания
школьников.
В
воспитательную
работу
включила
мероприятия,
направленные
на
формирование навыков здорового образа жизни (из региональной программы
«ОЗОЖ»,
рекомендованной
Министерством
образования
Саратовской
области).
Здоровьесберегающие технологии реализую на уроках и во внеурочной
деятельности со всеми учащимися класса (100%).
Ориентируясь на план школы по здоровьесбережению личности ребенка,
спланирован двигательный режим учащихся:
1. Гимнастика до уроков.
2. Подвижные оздоровительные минутки во время уроков.
3. Гимнастика для глаз, зрительные тренажеры.
4. Комплекс упражнений на мышечное расслабление.
5. Минутки релаксации с использованием специальной музыки.
6. Упражнения для формирования правильной осанки.
7. Подвижные игры на переменах.
8. Игры во время динамической паузы.
Во
внеурочное
время
проводится
кружок
«Пока
не
поздно»
-
это
программа формирования культуры безопасного и здорового образа жизни
обучающихся.
Комплексная
программа
формирования
знаний,
установок,
личностных
ориентиров
и
норм
поведения
в
обществе,
способствующих
познавательному
и
эмоциональному
развитию
ребенка,
достижению
планируемых результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования.