Напоминание

Из оыта работы по здоровьесбережению


Автор: Клюшина Ирина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 25
Населённый пункт: город Балаково, Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: Из оыта работы по здоровьесбережению
Раздел: начальное образование





Назад





Из опыта работы по

здоровьесбережению

Учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 25 г. Балаково

Саратовской области

Клюшина Ирина Николаевна


Из опыта работы по здоровьесбережению

“Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности, детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…”
В.А.Сухомлинский На школу возложены конкретные обязательства как учебные, воспитательные, так и по охране здоровья детей. Именно школа способствует воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу ж и з н и . Р а б о т а я с о в м е с т н о с А Н О « Д Р О ЗД – Б а л а к о в о » по здоровьесбережению личности ребенка перед педагогическим коллективом стоят определённые цели и задачи. Основной целью является укрепление, профилактика здоровья учащихся. Задачи: - воспитание и пропаганда культуры здоровья; - совершенствование форм и методов в работе по сохранению, дальнейшему укреплению здоровья учащихся; - формирование у учащихся качеств, потребностей, способствующих развитию здоровья. Для начальной школы в школе выделен отдельный блок, и за каждым классом закреплено определённое помещение. Классные кабинеты оснащены техническими средствами обучения. Одним из условий правильной организации учебного процесса является обеспечение гигиенических условий. В 1-м классе перед началом учебного года совместно с администрацией школы и родителями продуман и создан интерьер класса. Комнатные растения, цветовая гамма класса вызывают положительные эмоции, позитивно влияют на психику учащихся. В первый день каждой четверти рассаживаю детей, принимая во внимание их состояние здоровья, а именно: зрение, слух и склонность к простудным заболеваниям. Пересаживание исключает и одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски. В классах соблюдается воздушно-тепловой режим. Школа работает в 1 смену. Занятия начинаются в 8 час. 30 мин. Расписание уроков составлено с учётом нормативных требований. В соответствии с планом учебно-воспитательной работы в сентябре утверждается расписание учебных занятий, в которое входят занятия АНО «ДРОЗД – Балаково», это - шахматы. В школе функционируют следующие кабинеты: - медицинский; - стоматологический. Профилактика и предупреждение заболеваний, контроль за состоянием здоровья учащихся, своевременная информация о предстоящих прививках, оформление информационных стендов, рекомендации, советы, выступления
на родительских собраниях - вот некоторые формы работы с родителями и учащимися начальных классов, проводимые школьным медицинским персоналом. В сентябре совместно с медиком школы изучаются медицинские показатели здоровья учеников класса. Учащихся распределяю по группам здоровья и медицинским группам. Совместно со школьным врачом проводится беседа «Режим дня первоклассника» С целью предупреждения травматизма и охраны безопасности жизнедеятельности организуются и проводятся следующие мероприятия: 1. Инструктаж по технике безопасности в школе, на водоемах. 2. Инструктаж по технике безопасности на уроках физической культуры и технологии. 3. Родительское собрание в сентябре. 4. Индивидуальные беседы с детьми. 5. Учения по эвакуации из здания школы в случае чрезвычайной ситуации. 6. Встречи с инспектором ГИБДД и пожарным. Организовано горячее питание в школе после 2 урока – охвачено 100% учащихся класса. Все ученики класса ежедневно получают бесплатно молоко. В связи с этим проводится кл. час: «Пейте, дети, молоко - будете здоровы». В целях профилактики утомления учащихся на уроках регулярно проводятся физминутки, а после 3 урока динамическая пауза. Динамическая пауза на уроке позволяет снимать состояние усталости, ослабить психологическую напряженность, вызванную интенсивностью занятия и просто дать ребенку возможность подвигаться. Динамические паузы в течение учебного дня и физкультурные минутки обязательно включают в себя упражнения для снятия напряжения глаз и профилактики ухудшения зрения. При благоприятных погодных условиях уроки физкультуры и некоторых других предметов проводятся на улице. На переменах организуются подвижные игры с обручами, скакалками, мячами. Использование подвижных игр способствует развитию у учащихся коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, воображения, а также познавательных и языковых способностей. Для учеников школы предоставлена возможность поддерживать и укреплять своё здоровье в спортивном и тренажёрном залах. Для формирования дополнительных знаний значимости физической культуры, спорта и ЗОЖ в кабинете оформлен спортивный уголок, где фиксируются спортивные достижения учеников. Проводятся конкурсы рисунков на тему: «Здоровый образ жизни», спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», беседы «Осторожно, тонкий лед!», кл. часы «Что мы едим, пьём и чем лакомимся?». Все ученики класса посещают занятия по шахматам. Многие хорошо научились играть в шахматы. Родители подарили детям шахматы и шашки. Дети с удовольствием в них играют в свободное время. В секции «Дзюдо»
занимаются 6 учеников, посещают бассейн «Альбатрос» - 3 ученика, секцию по шахматам – 3 ученика, школу искусств – 9 учеников. Занятия в секциях и кружках повышают интеллектуальный уровень, развивают индивидуальные способности, укрепляют физическое состояние учащихся. Активное участие принимают ученики (весь класс) в Дне здоровья, на котором выступают с театрализованными номерами о здоровом образе жизни, соревнуются в эстафетах, викторинах Эффективность работы по здоровьесбережению невозможна без участия родителей. Родительское собрание – это основная форма работы с родителями, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности класса, воспитания учащихся в школе и дома. Собрания проводятся в виде деловых игр, практикумов, конкурсов, мастерских, соревнований, лекций и бесед. Огромная работа по сохранению здоровья ребёнка и семьи проводится с родителями класса. Проведены родительские собрания совместно с детским врачом на тему «Организация правильного питания детей» и «Режим дня младшего школьника». В школе и классе организована диагностика (социометрия, мотивация, интерес к предмету, мониторинг здоровья). В ноябре, проведен мониторинг здоровья учащихся по программе «Народный Спорт – Парк». Цели мониторинга – показать каждому школьнику и его родителям возможности и резервы организма, заставить задуматься о своем здоровье и отследить изменения в результате занятий спортом. По его результатам каждый ребенок получил паспорт физического здоровья, где произведена оценка показателей здоровья и дана целевая программа средств и методов повышения функциональных резервов организма. Имея эти результаты и рекомендованные программы оздоровления, ведутся занятия по укреплению физического здоровья у учащихся. Проведено анкетирование родителей и учеников класса в целях изучения мотивации, отношения к ЗОЖ, интереса к спортивным секциям. В с в о е й п р о ф е с с и о н а л ь н о й д е я т е л ь н о с т и и с п о л ь з у ю здоровьесберегающие технологии, методики и приемы оздоровления детей, рекомендованные на федеральном и региональном уровне. Применяю в своей работе методическое пособие «Технологии здоровьесбережения в образовательном учреждении» (Мо сква:Чистые пруды, 2 0 0 7 г.),«Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы» (автор Смирнов Н.К.), организую образовательный и воспитательный процесс в соответствии со следующими документами: - Постановлением Министерства здравоохранения РФ от 28 ноября 2002 г. N 44, зарегистрированным в Министерстве РФ 5 декабря 2002 г. N 3997 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2 11-78-02»; - Постановлением о введении в санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенических требований к условиям обучения в образовательных учреждениях. СанПин 2.4.1178-02», утверждённым Главным государственным санитарным врачом РФ 25 ноября 2002 г.
В практике учебной деятельности использую элементы технологии раскрепощенного развития детей, разработанной физиологом В.Б.Базарным (упражнения на зрительную координацию и зрительно-координаторные тренажи). Цель: снижение заболеваемости у детей; улучшение психологического климата; активное приобщение родителей и учеников к работе по укреплению здоровья. Здоровьесберегающую технологию по профилактике нарушений опорно-двигательной системы, рекомендованную Министерством здравоохранения Саратовской области. Цель: снятие утомления мышц, профилактика сколиозов, пропедевтика правильной осанки. В практику учебной деятельности включена тематика, направленная на формирование навыков здорового образа жизни (из региональной программы «ОЗОЖ», рекомендованной Министерством образования Саратовской области). Во внеучебной деятельности - здоровьесберегающую технологию, рекомендованную Министерством здравоохранения Саратовской области, по профилактике нарушений пищеварительной системы. Цель: профилактика нарушений ЖКТ через использование рационального режима питания школьников. В воспитательную работу включила мероприятия, направленные на формирование навыков здорового образа жизни (из региональной программы «ОЗОЖ», рекомендованной Министерством образования Саратовской области). Здоровьесберегающие технологии реализую на уроках и во внеурочной деятельности со всеми учащимися класса (100%). Ориентируясь на план школы по здоровьесбережению личности ребенка, спланирован двигательный режим учащихся: 1. Гимнастика до уроков. 2. Подвижные оздоровительные минутки во время уроков. 3. Гимнастика для глаз, зрительные тренажеры. 4. Комплекс упражнений на мышечное расслабление. 5. Минутки релаксации с использованием специальной музыки. 6. Упражнения для формирования правильной осанки. 7. Подвижные игры на переменах. 8. Игры во время динамической паузы. Во внеурочное время проводится кружок «Пока не поздно» - это программа формирования культуры безопасного и здорового образа жизни обучающихся. Комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения в обществе, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.


В раздел образования