Напоминание

Театрализованная деятельность - одна из основ развития творческих способностей детей


Автор: Буйновская Ольга Вячеславовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ НГК
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Театрализованная деятельность - одна из основ развития творческих способностей детей
Раздел: среднее профессиональное





Назад





О.В. Буйновская
Театрализованная деятельность - одна из основ развития творческих способностей. Огромную, ни с чем несравнимую радость и праздничное настроение детям доставляет театр. Маленькие дети очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию, поэтому театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать их содержание. Театр воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка, и это первое приобщение детей к настоящему большому театру, поэтому все это производит сильное впечатление на ребенка Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остаётся у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям И все это способствует развитию речи ребенка, развитию эмоциональной памяти, помогает развивать у ребенка чувство переживания и сострадания за сказочного героя, умению передавать свои впечатления, выражать свои чувства ,развивать координацию движений, выстраивание причинно-следственных связей, слуховое восприятие, и т.д. Однако детям интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и самостоятельное участие в представлениях: подготовка декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев, а для этого студент должен уметь не только сам управлять куклами, голосом, музыкальным и шумовым оформлением спектакля, но и учить этому детей. Поэтому в колледже на уроках индивидуальной музыки студентам предлагается освоить несколько видов театра. Каждый семестр имеет свою тематику и содержание, и, отталкиваясь от этого, различные виды театра и используются в разных семестрах. Самый простой— это театр мягких игрушек. Уже в начале первого семестра, на самых первых занятиях студентам предлагается попробовать обыграть на уроке детскую игрушку для детей раннего и младшего возраста. В основном предлагается выбрать игрушку, которая представляет собой животное, уже знакомое детям - это кошечка, собачка, зайчик, белочка, медвежонок. Вообще любая игрушка без участия взрослых в игре теряет значительную долю своей привлекательности, поэтому очень важно, чтобы взрослые показали и научили ребенка играть игрушкой. Иначе все игрушки пылятся в углах и ящиках в детской комнате. И еще: мягких игрушек не должно быть много. Можно и даже нужно периодически от ребенка прятать игрушки, чтобы он о них забыл. И когда их снова достать, он воспримет их как новые, игрушки снова будут «работать». Одно из основных требований, чтобы внешний вид и окраска игрушки были приближены к оригинальному. Игрушка для ребенка — определенный идеал, образ, который закладывается в подсознание. Хорошо, чтобы образы эти были соответствующими. Это значит, что собачка не может быть синего или зеленого цвета , а медвежонок, например, красного. 1
Студент по плану составляет конспект обыгрывания, в котором подробно раскрывает образ своей выбранной игрушки. Очень сложно бывает на первоначальном этапе научить студента свободно излагать свою речь, подбирая нужные слова для общения с ребенком. Косноязычие, маленький словарный запас, плохая память и зажатость в свободе общения- все это мешает учащемуся свободно, интересно, выразительно и легко выражать свое отношение к игрушке. Но постепенно , общаясь с педагогом и друг с другом, студенты раскрепощаются , и к контрольному уроку довольно выразительно и свободно проводят обыгрывание. Все это очень способствует развитию и подготовке их к активной практике. Важный момент обыгрывания состоит в том, что при рассматривании и обыгрывании игрушки у ребенка активизируются различные органы чувств: -зрение (при рассматривании игрушки) -слух (при озвучивании голосом) -осязание (при прикосновении и поглаживании) -даются элементарные знания по анатомии (голова, лапы, уши, туловище, и т.д.) -эмоциональный отклик ( при создании доброго отношения к игрушке) и это очень конкретно обговаривается и разрабатывается на уроке и учитывается в составлении конспекта. Кроме описания игрушки и воспитания определенного эмоционального отношения к ней, в обыгрывании обязательно присутствует музыкальный фрагмент, где игрушка двигается, поет и выполняет самые простейшие движения, и ребенок может тоже участвовать в этих движениях, сначала просто их копируя Этот театр мягких игрушек не требует никаких дополнительных поделок, так как речь идет об уже готовых игрушках и дети в основном выступают в роли зрителей, но после первого знакомства, на следующих занятиях ребенок уже сам участвует в обыгрывании, и можно постепенно усложнять обыгрывание, превращая его в игру ролевую или имитационную. Цель таких игр: научить ребенка игровым способам отображения с помощью игрушек знакомых ему бытовых действий. Для этих игр готовит заранее связанные по смыслу игрушки (собачка и миска, кошечка и бантик, кроватка и кукла и т. п.). Сопровождая свои действия словесными пояснениями, студент-воспитатель показывает ребенку, как катают куклу в коляске, как ест из миски собачка, как укладывают куклу в кроватку, как завязывают бантик котенку. Эти игровые действия он совершает в тесном контакте с малышом, фактически вместе с ним. Совместное с взрослым участие ребенка в этой простейшей сюжетно- отобразительной игре служит дидактической основой для перехода к самостоятельной игре. Интерес к такому театру у детей огромен, потому что мягкая игрушка-это друг, с которым можно играть, спать, его можно кормить, и здесь закладываются основы воспитания будущих родителей, поэтому к социальным особенностям игрушки относится, прежде всего, этический аспект, который наиболее связан с воспитательной функцией Если ребенок с детства не приучается к общению и уходу за своим другом или «ребенком» (кукла), то у него, уже и взрослеющего, не пробудится материнский или отцовский инстинкт. Поэтому еще в дореволюционной России мальчиков учили играть в куклы, приучая еще с детства к воспитанию и ответственности за своих будущих детей. И в первом семестре на первом курсе, уже через 2 месяца обучения студенты сдают на контрольном уроке обыгрывание игрушки. 2
В семестре « Природа и музыка» тоже присутствуют элементы театра, но здесь предлагается уже другой театр Театр на фланелеграфе — распространенный вид инсценировок сказок и сюжетных стихотворений. Показ сопровождается чтением рассказа, сказки, но предлагается показать сценку, сказку, связанную с темой природы. Замечательно то, что здесь практически всегда студентам предстоит показать свое собственное творчество, так как нужно нарисовать или срисовать нужных героев, прикрепить их на кусочки фланели, и уже потом использовать на фланелеграфе. Кроме того, тематика ограничена темой природы, и им предстоит самостоятельно составить или сочинить то, что они будут показывать на фланелеграфе. Многолетний опыт показывает, что иногда с выбором темы или сюжета у учащихся бывают сложности, поэтому педагогу нужно помочь студенту с выбором и составлением конспекта сказки или сюжета. «Осенняя сказка». « Как верба с подснежником поспорили» « На дворе у бабушки»(знакомство с домашними животными и птицами). «Волшебница зима» «Разноцветное лето» Все эти сказки и сюжеты были проведены студентами на уроках Индивидуальной музыки и студенты самостоятельно составляли сценарий развлечения, рисовали все элементы театра на фланелеграфе, готовили шумовое и музыкальное оформление развлечения, подбирали песенный материал о временах года и явлениях. Все это развивает образное мышление, память, фантазию, и координацию. Кроме того, в сценарии обязательно используются литературная подборка-стихи, загадки, пословицы о природных явлениях, о временах года, животных и т.д. Все это студенты находят в детских книгах, сборниках, что является их самостоятельной работой. И кроме того, в сценарии обязательно присутствует вокальное исполнение студентов, и, по возможности, фортепианное исполнение пьесы о временах года. Очень часто в этом используются фортепианные произведения моего собственного творчества-, например, пьесы о временах года: «Весенняя капель» « Солнышко» « Разноцветная радуга» «На лесной полянке» « Веселые птички» « Грустная осень» « Непослушный ветер» « Ручеек» «Дождик» «Ежик» «Белочка» « Кот Мурлыка» -все эти пьесы являются технически несложными для исполнения студентами без музыкальной подготовки. Кроме того, студентам предлагаются для вокального исполнения песенки героев сказок, написанные мною для кукольных спектаклей, они короткие, в одно четверостишие, и имеют простейшую мелодию. 3
Поскольку фланелеграфный театр имеет свои особенности: неподвижность силуэтов, отсутствие перспективы, глубины, невозможность располагать один силуэт за другим, — это во многом определяет и выбор репертуара, но иногда для расширения возможности театра делают несколько силуэтов одного и того же персонажа в различных позах и положениях. Цель этого театра- не только научить детей сочувствовать героям, сопереживать им, но и дать некоторые элементарные знания о природе Кроме того, в подготовке этого развлечения проводится взаимосвязь с такими предметами учебного курса Педколледжа, как: Методика природы, Изобразительная деятельность, Хор, Выразительное чтение, Экология, Детская литература Конусный театр Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах. Но они получат значительно большее удовольствие, если им показать двигающиеся, действующие картинки- персонажи, и один из видов настольного театра- театр настольный конусный . Небольшая сцена, чаще всего это стол, на который ставятся декорации, что позволяет малышам охватывать взглядом всю игровую площадку. Конусные театры создают эффект действия: при показе спектакля студенты стараются перемещать фигурки Но действующие куклы- не мягкие игрушки, а бумажные, представляющие собой конус- тело, и плоскую «голову», этот театр можно подготовить с детьми заранее, и процесс подготовки кукол для театра может увлечь малышей, и они до «премьеры» будут охвачены созидательной деятельностью. Поэтому студентам предлагается список кукол, из которых они выбирают нужные, каждый для своего спектакля, их срисовывают, раскрашивают, и создают каждый -свой небольшой театр. Конусный театр уже очень приближен к театру рукавичек, потому что настольные декорации показывают перспективу развития сюжета, куклы могут поворачиваться, двигаться в пространстве, менять положение. Кроме того также, как и в театре фланелеграфа, куклы меняют голоса, интонации, что очень важно для создания различных образов, и развития эмоционального отклика у детей на спектакль и конкретных героев, и кроме того,чтобы дети могли по голосу различать персонажей. Куклы в этом театре производят на детей сильное и глубокое впечатление, малыши сопереживают все события вместе с героями спектакля: они разговаривают с куклами, дают советы, предостерегают одних и обличают других. Даже малообщительные дети не останутся равнодушными. Это приобщение к настоящему искусству детского кукольного театра. Подготовить декорации и кукол –это самостоятельная деятельность студентов, их творчество, и педагог может только подсказать, посоветовать и проконтролировать создаваемые образы настольного театра Картинки, изображающие дома, деревья, кусты или обстановку комнаты, расставляют на столе, как на сцене, и между ними под чтение текста передвигают действующих лиц. Персонажи могут ходить по сцене, встречаться друг с «другом, останавливаться, разговаривать, расходиться в разные стороны и уходить со сцены. 4
Такое представление не лишено театральности. Вместе с тем оно несомненно помогает более яркому восприятию художественного произведения. Репертуар театра конусов-картинок очень разнообразен: можно инсценировать многие сказки и сюжетные стихотворения, тем более, что тема семестра, когда и разрабатывается конусный театр- « Сказка и музыка», поэтому диапазон литературного материала очень широк. Уже в группе раннего возраста при рассказывании маленьких стишков для усиления эмоционального воздействия художественного слова можно практиковать постановку коротеньких сценок в настольном театре Театр конусов— иллюстративный театр, и его можно показывать очень маленьким детям. И последний вид театров, используемых мною на уроках индивидуальной музыки- театр кукол-рукавичек. Если в предыдущих видах театра студенты могли самостоятельно проводить свои развлечения, то в этом виде театра почти всегда, за редким исключением, приходится проводить спектакли, объединяясь по 2-3 человека. Это театр рукавичек, когда специально шьются (иногда приобретаются) куклы силами студентов, и по ходу проведения спектакля меняются действующие герои. Оформляются декорации, которые прикрепляются к ширме. Репертуар театра очень разнообразен: можно инсценировать многие сказки и сюжетные стихотворения. Тематика этих спектаклей разнообразна и ничем не ограничивается, кроме соответствия развлечений детскому возрасту, потому что с расширением кругозора детей сценические представления усложняются: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей. И как в предыдущих видах театров, обязательно музыкальное и шумовое оформление, вокальное исполнение (песни героев сказок) и, по возможности, фортепианное исполнение соответствующей пьесы. Также , как и в театре фланелеграфа и конусном, различным героям соответствует подходящее голосовое озвучивание. Практически большинство художественных произведений, составляющих обязательный литературный минимум, могут быть инсценированы одним из указанных способов. Поэтому театральную деятельность нужно рассматривать в качестве эффективного метода развития индивидуальности ребенка в целом, и творческой одарённости, в частности. Использование в работе разнообразных элементов театральной деятельности, убежденность в эффективности использования средств театра в раскрытии творческого потенциала детей, способствовали возникновению потребности в систематизации и обобщении имеющегося опыта. Если человек миновал возраст игры, то выпадает этот богатый возраст фантазера, миротворца, сказочника. Игра театральная требует грамотного педагогического вмешательства и воздействия, выводящих ребенка на качественно высокий уровень через процесс создания театрального спектакля, направляя стихию детской игры , используя природу детства, развивая его одаренность, углубляя знания о жизни. Практика показала, что работа над созданием того или иного образа, «выводит» ребенка на новый, более высокий уровень ощущений, мышления и осмысления действительности Кукольный театр создает хорошее настроение и обогащает детей впечатлениями, вызывает у них разнообразные эмоции, способствует их общему развитию и эстетическому воспитанию, поэтому задача предмета «Индивидуальная музыка» имеет очень широкий многогранный спектр развития творчества студентов не только в театральной, но и во всех остальных видах деятельности. 5


В раздел образования