Театрализованная деятельность - одна из основ развития творческих способностей детей
Автор: Буйновская Ольга Вячеславовна Должность: преподаватель Учебное заведение: ГБПОУ НГК Населённый пункт: город Нижний Новгород Наименование материала: статья Тема: Театрализованная деятельность - одна из основ развития творческих способностей детей Раздел: среднее профессиональное
О.В. Буйновская
Театрализованная деятельность - одна из основ развития
творческих способностей.
Огромную, ни с чем несравнимую радость и праздничное настроение детям доставляет
театр. Маленькие дети очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному
воздействию, поэтому театрализация художественных произведений помогает им ярче и
правильнее воспринимать их содержание.
Театр воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и
художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка, и это первое
приобщение детей к настоящему большому театру, поэтому все это производит сильное
впечатление на ребенка
Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к
действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным
героям и быть непохожими на отрицательных.
Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остаётся у них в памяти: они
делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям
И все это способствует развитию речи ребенка, развитию эмоциональной памяти,
помогает развивать у ребенка чувство переживания и сострадания за сказочного героя,
умению передавать свои впечатления, выражать свои чувства ,развивать координацию
движений, выстраивание причинно-следственных связей, слуховое восприятие, и т.д.
Однако детям интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и
самостоятельное участие в представлениях: подготовка декораций, кукол, создание и
обсуждение сценариев, а для этого студент должен уметь не только сам управлять
куклами, голосом, музыкальным и шумовым оформлением спектакля, но и учить этому
детей.
Поэтому в колледже на уроках индивидуальной музыки студентам предлагается освоить
несколько видов театра. Каждый семестр имеет свою тематику и содержание, и,
отталкиваясь от этого, различные виды театра и используются в разных семестрах.
Самый простой— это
театр мягких игрушек.
Уже в начале первого семестра, на самых первых занятиях студентам предлагается
попробовать обыграть на уроке детскую игрушку для детей раннего и младшего возраста.
В основном предлагается выбрать игрушку, которая представляет собой животное, уже
знакомое детям - это кошечка, собачка, зайчик, белочка, медвежонок.
Вообще любая игрушка без участия взрослых в игре теряет значительную долю своей
привлекательности, поэтому очень важно, чтобы взрослые показали и научили ребенка
играть игрушкой.
Иначе все игрушки пылятся в углах и ящиках в детской комнате.
И еще: мягких игрушек не должно быть много.
Можно и даже нужно периодически от ребенка прятать игрушки, чтобы он о них забыл. И
когда их снова достать, он воспримет их как новые, игрушки снова будут «работать».
Одно из основных требований, чтобы внешний вид и окраска игрушки были приближены
к оригинальному.
Игрушка для ребенка — определенный идеал, образ, который закладывается в
подсознание. Хорошо, чтобы образы эти были соответствующими.
Это значит, что собачка не может быть синего или зеленого цвета , а медвежонок,
например, красного.
1
Студент по плану составляет конспект обыгрывания, в котором подробно раскрывает
образ своей выбранной игрушки.
Очень сложно бывает на первоначальном этапе научить студента свободно излагать свою
речь, подбирая нужные слова для общения с ребенком. Косноязычие, маленький
словарный запас, плохая память и зажатость в свободе общения- все это мешает
учащемуся свободно, интересно, выразительно и легко выражать свое отношение к
игрушке. Но постепенно , общаясь с педагогом и друг с другом, студенты раскрепощаются
, и к контрольному уроку довольно выразительно и свободно проводят обыгрывание.
Все это очень способствует развитию и подготовке их к активной практике.
Важный момент обыгрывания состоит в том, что при рассматривании и обыгрывании
игрушки у ребенка активизируются различные органы чувств:
-зрение (при рассматривании игрушки)
-слух (при озвучивании голосом)
-осязание (при прикосновении и поглаживании)
-даются элементарные знания по анатомии (голова, лапы, уши, туловище, и т.д.)
-эмоциональный отклик ( при создании доброго отношения к игрушке)
и это очень конкретно обговаривается и разрабатывается на уроке и учитывается в
составлении конспекта.
Кроме описания игрушки и воспитания определенного эмоционального отношения к ней,
в обыгрывании обязательно присутствует музыкальный фрагмент, где игрушка двигается,
поет и выполняет самые простейшие движения, и ребенок может тоже участвовать в этих
движениях, сначала просто их копируя
Этот театр мягких игрушек не требует никаких дополнительных поделок, так как речь
идет об уже готовых игрушках и дети в основном выступают в роли зрителей, но после
первого знакомства, на следующих занятиях ребенок уже сам участвует в обыгрывании, и
можно постепенно усложнять обыгрывание, превращая его в игру ролевую или
имитационную.
Цель таких игр: научить ребенка игровым способам отображения с помощью игрушек
знакомых ему бытовых действий. Для этих игр готовит заранее связанные по смыслу
игрушки (собачка и миска, кошечка и бантик, кроватка и кукла и т. п.). Сопровождая свои
действия словесными пояснениями, студент-воспитатель показывает ребенку, как катают
куклу в коляске, как ест из миски собачка, как укладывают куклу в кроватку, как
завязывают бантик котенку.
Эти игровые действия он совершает в тесном контакте с малышом, фактически вместе с
ним. Совместное с взрослым участие ребенка в этой простейшей сюжетно-
отобразительной игре служит дидактической основой для перехода к самостоятельной
игре.
Интерес к такому театру у детей огромен, потому что мягкая игрушка-это друг,
с которым можно играть, спать, его можно кормить, и здесь закладываются основы
воспитания будущих родителей, поэтому к социальным особенностям игрушки относится,
прежде всего, этический аспект, который наиболее связан с воспитательной функцией
Если ребенок с детства не приучается к общению и уходу за своим другом или
«ребенком» (кукла), то у него, уже и взрослеющего, не пробудится материнский или
отцовский инстинкт.
Поэтому еще в дореволюционной России мальчиков учили играть в куклы, приучая еще с
детства к воспитанию и ответственности за своих будущих детей.
И в первом семестре на первом курсе, уже через 2 месяца обучения студенты сдают на
контрольном уроке обыгрывание игрушки.
2
В семестре « Природа и музыка» тоже присутствуют элементы театра, но здесь
предлагается уже другой театр
Театр на фланелеграфе
— распространенный вид инсценировок сказок и
сюжетных стихотворений.
Показ сопровождается чтением рассказа, сказки, но предлагается показать сценку, сказку,
связанную с темой природы.
Замечательно то, что здесь практически всегда студентам предстоит показать свое
собственное творчество, так как нужно нарисовать или срисовать нужных героев,
прикрепить их на кусочки фланели, и уже потом использовать на фланелеграфе.
Кроме того, тематика ограничена темой природы, и им предстоит самостоятельно
составить или сочинить то, что они будут показывать на фланелеграфе.
Многолетний опыт показывает, что иногда с выбором темы или сюжета у учащихся
бывают сложности, поэтому педагогу нужно помочь студенту с выбором и составлением
конспекта сказки или сюжета.
«Осенняя сказка».
« Как верба с подснежником поспорили»
« На дворе у бабушки»(знакомство с домашними животными и птицами).
«Волшебница зима»
«Разноцветное лето»
Все эти сказки и сюжеты были проведены студентами на уроках Индивидуальной музыки
и студенты самостоятельно составляли сценарий развлечения, рисовали все элементы
театра на фланелеграфе, готовили шумовое и музыкальное оформление развлечения,
подбирали песенный материал о временах года и явлениях.
Все это развивает образное мышление, память, фантазию, и координацию.
Кроме того, в сценарии обязательно используются литературная подборка-стихи, загадки,
пословицы о природных явлениях, о временах года, животных и т.д.
Все это студенты находят в детских книгах, сборниках, что является их самостоятельной
работой.
И кроме того, в сценарии обязательно присутствует вокальное исполнение студентов, и, по
возможности, фортепианное исполнение пьесы о временах года.
Очень часто в этом используются фортепианные произведения моего собственного
творчества-, например, пьесы о временах года:
«Весенняя капель»
« Солнышко»
« Разноцветная радуга»
«На лесной полянке»
« Веселые птички»
« Грустная осень»
« Непослушный ветер»
« Ручеек»
«Дождик»
«Ежик»
«Белочка»
« Кот Мурлыка»
-все эти пьесы являются технически несложными для исполнения студентами без
музыкальной подготовки.
Кроме того, студентам предлагаются для вокального исполнения песенки героев сказок,
написанные мною для кукольных спектаклей, они короткие, в одно четверостишие, и
имеют простейшую мелодию.
3
Поскольку фланелеграфный театр имеет свои особенности: неподвижность силуэтов,
отсутствие перспективы, глубины, невозможность располагать один силуэт за другим, —
это во многом определяет и выбор репертуара, но иногда для расширения возможности
театра делают несколько силуэтов одного и того же персонажа в различных позах и
положениях.
Цель этого театра- не только научить детей сочувствовать героям, сопереживать им, но и
дать некоторые элементарные знания о природе
Кроме того, в подготовке этого развлечения проводится взаимосвязь с такими предметами
учебного курса Педколледжа, как:
Методика природы,
Изобразительная деятельность,
Хор,
Выразительное чтение,
Экология,
Детская литература
Конусный театр
Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах. Но они получат значительно
большее удовольствие, если им показать двигающиеся, действующие картинки-
персонажи, и один из видов настольного театра- театр настольный конусный
.
Небольшая сцена, чаще всего это стол, на который ставятся декорации, что позволяет
малышам охватывать взглядом всю игровую площадку.
Конусные театры создают эффект действия: при показе спектакля студенты стараются
перемещать фигурки
Но действующие куклы- не мягкие игрушки, а бумажные, представляющие собой конус-
тело, и плоскую «голову», этот театр можно подготовить с детьми заранее, и процесс
подготовки кукол для театра может увлечь малышей, и они до «премьеры» будут
охвачены созидательной деятельностью.
Поэтому студентам предлагается список кукол, из которых они выбирают нужные, каждый
для своего спектакля, их срисовывают, раскрашивают, и создают каждый
-свой небольшой театр.
Конусный театр уже очень приближен к театру рукавичек, потому что настольные
декорации показывают перспективу развития сюжета, куклы могут поворачиваться,
двигаться в пространстве, менять положение.
Кроме того также, как и в театре фланелеграфа, куклы меняют голоса, интонации, что
очень важно для создания различных образов, и развития эмоционального отклика у детей
на спектакль и конкретных героев, и кроме того,чтобы дети могли по голосу различать
персонажей.
Куклы в этом театре производят на детей сильное и глубокое впечатление, малыши
сопереживают все события вместе с героями спектакля: они разговаривают с куклами,
дают советы, предостерегают одних и обличают других.
Даже малообщительные дети не останутся равнодушными.
Это приобщение к настоящему искусству детского кукольного театра.
Подготовить декорации и кукол –это самостоятельная деятельность студентов, их
творчество, и педагог может только подсказать, посоветовать и проконтролировать
создаваемые образы настольного театра
Картинки, изображающие дома, деревья, кусты или обстановку комнаты, расставляют на
столе, как на сцене, и между ними под чтение текста передвигают действующих лиц.
Персонажи могут ходить по сцене, встречаться друг с «другом, останавливаться,
разговаривать, расходиться в разные стороны и уходить со сцены.
4
Такое представление не лишено театральности.
Вместе с тем оно несомненно помогает более яркому восприятию художественного
произведения.
Репертуар театра конусов-картинок очень разнообразен: можно инсценировать многие
сказки и сюжетные стихотворения, тем более, что тема семестра, когда и разрабатывается
конусный театр- « Сказка и музыка», поэтому диапазон литературного материала очень
широк. Уже в группе раннего возраста при рассказывании маленьких стишков для
усиления эмоционального воздействия художественного слова можно практиковать
постановку коротеньких сценок в настольном театре
Театр конусов— иллюстративный театр, и его можно показывать очень маленьким детям.
И последний вид театров, используемых мною на уроках индивидуальной музыки-
театр
кукол-рукавичек.
Если в предыдущих видах театра студенты могли самостоятельно проводить свои
развлечения, то в этом виде театра почти всегда, за редким исключением, приходится
проводить спектакли, объединяясь по 2-3 человека.
Это театр рукавичек, когда специально шьются (иногда приобретаются) куклы силами
студентов, и по ходу проведения спектакля меняются действующие герои.
Оформляются декорации, которые прикрепляются к ширме.
Репертуар театра очень разнообразен: можно инсценировать многие сказки и сюжетные
стихотворения.
Тематика этих спектаклей разнообразна и ничем не ограничивается, кроме соответствия
развлечений детскому возрасту, потому что с расширением кругозора детей сценические
представления усложняются: увеличивается число действующих лиц, более сложными
становятся сюжеты спектаклей.
И как в предыдущих видах театров, обязательно музыкальное и шумовое оформление,
вокальное исполнение (песни героев сказок) и, по возможности, фортепианное
исполнение соответствующей пьесы.
Также , как и в театре фланелеграфа и конусном, различным героям соответствует
подходящее голосовое озвучивание.
Практически большинство художественных произведений, составляющих обязательный
литературный минимум, могут быть инсценированы одним из указанных способов.
Поэтому театральную деятельность нужно рассматривать в качестве эффективного метода
развития индивидуальности ребенка в целом, и творческой одарённости, в частности.
Использование в работе разнообразных элементов театральной деятельности,
убежденность в эффективности использования средств театра в раскрытии творческого
потенциала детей, способствовали возникновению потребности в систематизации и
обобщении имеющегося опыта.
Если человек миновал возраст игры, то выпадает этот богатый возраст фантазера,
миротворца, сказочника.
Игра театральная требует грамотного педагогического вмешательства и воздействия,
выводящих ребенка на качественно высокий уровень через процесс создания театрального
спектакля, направляя стихию детской игры , используя природу детства, развивая его
одаренность, углубляя знания о жизни.
Практика показала, что работа над созданием того или иного образа, «выводит» ребенка на
новый, более высокий уровень ощущений, мышления и осмысления действительности
Кукольный театр создает хорошее настроение и обогащает детей впечатлениями,
вызывает у них разнообразные эмоции, способствует их общему развитию и
эстетическому воспитанию, поэтому задача предмета «Индивидуальная музыка» имеет
очень широкий многогранный спектр развития творчества студентов не только в
театральной, но и во всех остальных видах деятельности.
5