"Портфолио педагога ДОУ:на опыте музыкального руководителя ДОУ №51 "Родничок" с. Кагальник"
Автор: Чернявская Оксана Михайловна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с №51 "Родничок" Населённый пункт: село Кагальник, Азовский район, Ростовская область Наименование материала: статья Тема: "Портфолио педагога ДОУ:на опыте музыкального руководителя ДОУ №51 "Родничок" с. Кагальник" Раздел: дошкольное образование
Я – Чернявская Оксана Михайловна, музыкальный руководитель МБДОУ ЦРР детский сад
№51 «Родничок» первой категории с. Кагальник, Азовского района Ростовской области. С детьми
работаю 25 лет, а в данной должности 14 лет. Главной целью моей работы является: непрерывное
накопление
ребенком
культурного
опыта
деятельности
и
общения
в
процессе
активного
взаимодействия с окружающей средой, общения с другими детьми и взрослыми при решении
задач и проблем в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Результатом
своей работы с детьми считаю – приоритет воспитания в детях общечеловеческих ценностей:
добра, красоты, истины, самоценности.
Основной общеобразовательной программой, реализуемой в ДОУ, является Программа Н.М.
Крыловой «Детский сад – дом радости», а с 2013 года наше ДОУ вошло в состав Областных
пилотных площадок, которые работают над апробацией Примерной основной образовательной
программы
дошкольного
образования
«Мир
открытий»
под
общей
редакцией
Л.Г.
Петерсон,
И.А.Лыковой, которая дополнена парциальными программами.
Благодаря созданию в ДОУ благоприятных условий для полноценного проживания ребенком
дошкольного детства и реализации образовательной программы достигнута позитивная динамика
достижений воспитанников в художественно-эстетическом развитии детей (95%). Воспитанники
ДОУ имеют представления о средствах музыкальной выразительности, о жанрах и музыкальных
направлениях как отечественной, так и зарубежной музыкальной, изобразительной и театральной
культуры. Владеют вокальной, ритмической, инструментальной, театральной и изобразительной
деятельностью.
Положительная
динамика
достижений
воспитанников
подтверждается
дальнейшими
результатами успеваемости детей в общеобразовательной школе и в образовательных учреждениях
дополнительного
образования.
Многие
выпускники
являются
победителями
областных,
региональных
и
международных
конкурсов
по
вокалу,
хореографии,
инструментального
и
танцевального искусства. Бывшие воспитанники частые гости в детском саду. Они приходят с
мини – концертами, принимают активное участие в праздниках и утренниках, проводимых в ДОУ,
а также являются активными участниками в различных мероприятиях образовательной школы,
села и города. Показателем положительной динамики в музыкально-эстетическом развитии детей
является достижения воспитанников, посещающих ДОУ в настоящее время (они также являются
участниками и призерами выставок, конкурсов, фестивалей муниципального, регионального и
международного уровня в своей возрастной категории).
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направлено
на введение ребенка в мир музыки, эмоционального отклика на нее, развитию интереса к музыке,
развитие
музыкальных
и
творческих
способностей,
созданию
предпосылки
для
развития
музыкально-эстетического сознания. Реализация направления «Музыка» в ДОУ осуществляется
через: непосредственно-образовательную деятельность, хореографические кружки с детьми 5-7
лет, логоритмические занятия, индивидуальные занятия с коррекционными и одаренными детьми,
через
реализацию
регионального
компонента,
праздники,
досуги
и
развлечения,
проекты
различной направленности, работу с родителями, взаимодействие с педагогическим коллективом
ДОУ и социумом.
Опираясь на данные мониторинга, учитывая заказ родителей на образовательную услугу, при
построении
воспитательно-образовательного
процесса
включаю
в
работу
современные
образовательные
программы
и
технологии. Обучение
и
воспитание
детей
организую
в
соответствии
с реализацией
программы
"Тутти".
Главная
цель
этой
программы
–
игровое,
творческое развитие личностного потенциала ребенка, его природной музыкальности, развитие
способности к творческому самовыражению как условие его радостного бытия и дальнейшей
успешной
самореализации
в
жизни.
В
своей
работе
применяю
также
прогрессивные
педагогические
технологии,
использую
авторские
программы:
«Ритмическая
мозаика»
А.
И.
Бурениной, «Топ, хлоп, малыши» Т. Н. Сауко и А. И. Бурениной ,
«Музыкальные шедевры» О.П.
Рыдановой. Для развития сценического творчества детей использую программу С.И. Мерзляковой
«Волшебный мир театра».
На основе методических рекомендаций, разработанных сотрудниками факультета ДиНО РО
ИПК
и
ПРО,
программы
«Родники
Дона»
Р.М.
Чумичевой,
О.Л.
Ведмедь
и
основной
общеобразовательной программы ДОУ, мною создан долгосрочный проект «Край родной – земля
донская»
на
основе
патриотических
ценностей
и
культурно-исторических
традиций,
с целью
развития у дошкольников целостного отношения к культуре и истории родного края. Проект был
высоко оценен на международном конкурсе. Я стала победителем 17 конкурса в номинации «Мой
край - моя Родина» (дошкольный возраст) в международной педагогической творческой олимпиаде
2013году. Стала победителем (1 место) Всероссийского конкурса «Мои таланты» с работой по
нравственно-патриотическому воспитанию «Фестиваль национальных культур Ростовской области
«Содружество»»
В
работе
с
одаренными
детьми
использую
современную
образовательную
технологию
Сычевой М.А. «Первые уроки музыки: учебно-методическое пособие с элементами ТРИЗ», так же
в работе с одаренными детьми использую технологию Емельянова В.В. по развитию вокально-
певческих способностей.
В
коррекционно-развивающем
процесс
использую
технологии:
А.
Стрельниковой
«Кинезиологическая
гимнастика»,
Чистяковой
М.А.
«Психогимнастика
в
работе
с
детьми
дошкольного возраста», М.А. Поваляевой «Нетрадиционные методы в коррекционной работе».
Применение этих технологий в работе помогает мне оптимально организовывать собственную
профессиональную деятельность.
В соответствии с годовым планом организую и провожу совместно с педагогами ДОУ
запоминающиеся праздники, досуги и особые дни радостных встреч, что способствует развитию
позитивной эмоционально-комфортной среды пребывания ребенка в ДОУ.
Для решения задач закрепления в самостоятельной деятельности навыков, полученных в
совместной
со
специалистом
деятельности,
мной
даны
рекомендации
воспитателям
ДОУ
по
организации музыкального развивающего центра в групповых комнатах, в котором дети имеют
возможность
самостоятельно
заниматься
развитием
музыкальных
способностей.
Предметная
среда в нашем ДОУ отвечает всем критериям. Разработаны авторские пособия по музыкальной
грамоте, записаны и красочно оформлены придуманные истории детей о музыке. Музыкальную
библиотеку
заполняют
художественная
литература
о
музыке
и
музыкальных
инструментах,
собраны папки иллюстраций и фото с изображением музыкальных инструментов, «Паспорта
музыкальных инструментов», «Загадки и истории знаменитостей». Мной собран видеоряд на
каждый музыкальный инструмент, который помогает при восприятии музыки.
Семья и дошкольное образование – два важных института социализации детей. Главная цель
взаимодействия ДОУ и семьи заключается в создании единого пространства «Семья–детский сад»,
в котором всем участникам педагогического процесса будет комфортно, интересно, безопасно и
полезно. С этой целью мною ежегодно разрабатывается перспективное планирование, в котором
раскрываются
такие
формы
работы
как:
анкетирование,
просветительская
деятельность,
консультации, «День открытых дверей», наглядно-текстовая информация, обучение практическим
умениям, вовлечение в образовательный процесс.
Мной разработана рабочая учебная программа «Музыка и дети» по реализации основной
образовательной программы ДОУ, цель которой заключается в создании условий для развития
музыкально-творческих
способностей
детей
дошкольного
возраста
средствами
музыки,
ритмопластики.
Углубленно
занимаюсь
проблемой
преодоления
речевых
нарушений
у
детей
через
музыкально-логоритмические
занятия,
и
поэтому
мной
совместно
с
учителем-логопедом
разработана программа «Логоритмика – шаг к красивой речи».
Цель – преодоление речевого
нарушения
у
детей
путём
развития,
воспитания
и
коррекции
двигательной
сферы
через
музыкально-логоритмические занятия.
В направлении работы с одаренными детьми в системе музыкального воспитания я создала
индивидуальные программы развития ребенка «Музыка и детская одаренность». Главная идея
заключается в том, что каждый ребенок, наделенный от рождения огромным потенциалом, при
благоприятных
условиях,
созданных
в
условиях
ДОУ,
эффективно
развивается
и
достигает
больших высот в своем развитии.
В
своей
работе
я
использую
разные
виды
портфолио:
«Дневник
группы»,
«Дневник
дошкольника». Портфолио выглядит в виде папки с документами, в бумажном, электронном
варианте, с применением средств мультимедиа при создании его электронной версии. Наглядная и
доказательная
демонстрация
приобретенных
детьми
знаний
в
области
музыки,
развития
их
эстетических
чувств
и
музыкально-творческих
способностей,
отраженная
в
портфолио,
способствует
оказанию
помощи
обучающимся
в
развитии
их
способностей
анализировать
собственную
деятельность.
Результативность
работы
по
освоению
детьми
образовательной
программы «Музыка и дети» рассматривается с помощьюмониторинга по результатам, которого
разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты ребенка.
Система
планирования
образовательной
работы
с
детьми
мной
строится
с
учетом
показателей здоровья и физического развития воспитанников. При этом учитывается максимально
допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному
образованию. Для сохранения, охраны и профилактики заболеваемости выполняю требования
СанПиН: слежу за санитарно-гигиеническими условиями, за соответствующей одеждой и обувью,
чередую
разные
по
двигательной
нагрузке
виды
деятельности.
В
непосредственной
образовательной деятельности использую приемы здоровьесберегательных технологий, создаю
благоприятный
психологический
климат,
провожу
коррекционную
работу,
осуществляя
дифференцированный подход, имею календарное и перспективное планирование. В середине года
(январь
месяц)
для
воспитанников
организую
праздничные
гуляния
(«Донские
Святки»,
«Щедровочки», зимние сказки, организованные взрослыми). В летнее время с детьми проводится
оздоровительный цикл на природе (составляется план летних профилактически-оздоровительных
мероприятий и проводятся праздники «День мяча», «День мыльных пузырей», «День березки»,
«День песка», «День Нептуна» и т.д.).
Музыкальное развитие детей складывается из таких видов деятельности как: восприятие,
пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах. Все эти
виды
деятельности
планируются
с
учетом
психофизических
возможностей
возраста
ребенка.
Отбор музыкального материала происходит с учетом программных установок, длительность и
нагрузка которых не превышает установленные СанПиНом требований.
Музыка – это звучащее лекарство, способное изменить душевное и физическое состояние
человека, поэтому даю рекомендации воспитателям и подбираю музыкальные произведения для
разных видов деятельности и режимных моментов («Минутки шалости», «Минутки тишины»,
«Время пробуждения», «Время сна»).
Совместно с педагогом психологом и учителем-логопедом разрабатываем рекомендации для
родителей по работе с детьми, имеющих отклонения в развитии. Мной подобран и составлен банк
игр и упражнений и картотека к ним: комплексы пальчиковой гимнастики, комплексы для снятия
зрительного
и
мышечного
напряжения,
музыкальные
этюды
на
расслабление,
комплексы
дыхательных
гимнастик,
коммуникативные
игры;
картотека
музыкальных
произведений:
для
снятия психического напряжения, для возбуждения нервных процессов, для успокоения и сна, для
торможения двигательных процессов.
Организация в ДОУ музыкальной деятельности с использованием здоровьесберегающих
технологий помогает обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью
воспитанников, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого
ребенка. Валеологические знания, полученные детьми на занятиях, способствуют формированию
привычки жить в гармонии с самим собой, со своей семьей и окружающим миром.
Главное
достижение по внедрению здоровьесберегающих технологий в ДОУ является компетенции наших
выпускников,
которые
заключаются
в
умении
общаться,
осуществлять
выбор,
проявлять
толерантность к окружающим людям и среде, быстрой адаптации и успешной обучаемости в
школе, а также сформированности устойчивого стремления и умения учиться самостоятельно.
Физическое
развитие
детей — важный
показатель
состояния
здоровья,
который
характеризуется совокупностью морфологических и функциональных параметров, обусловленных
наследственными
факторами
и
условиями
окружающей
среды. В
процессе
мониторинга
исследуются состояние здоровья, физическое состояние ребенка, а также уровень музыкального и
психического развития детей. Уровень заболеваемости в нашем ДОУ в последние годы имел
тенденцию к снижению в связи с осуществляемой оздоровительной комплексной работе всего
коллектива ДОУ. Однако многие хронические заболевания у детей остались, хотя и проявлялись за
год намного реже, чем в первые периоды посещения детского сада.
В
нашем
ДОУ
грамотное
взаимодействие
специалистов
и
организация
единого
коррекционного режима позволяет ребенку максимально эффективно и без ущерба для здоровья
прожить
во
времени,
отведённом
на
нормализацию
его
речевых,
моторных
и
психических
функций. Успех
коррекционной
работы
дошкольного
образовательного
учреждения
мы
определили строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего
учебно-воспитательного
процесса,
всей
жизни
и
деятельности
детей.
А
именно
создание
творческого
союза
педагогов,
объединенных
общими
целями,
разработку
интегрированного
коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе
комплексной диагностики, организацию коррекционно-образовательной среды, стимулирующей
развитие ребенка. Взаимодействие музыкального руководителя со всеми специалистами ДОУ
имеет структурно-функциональную модель.
Предметно-развивающая
среда,
как,
известно,
является
эффективным
средством
формирования личности ребёнка. В музыкальном зале она имеет свои особенности, связанные со
специфической
направленностью
образовательной
области
«Музыка».
Пространство
музыкального зала, можно условно разделить на три зоны: рабочую, спокойную и активную.
Каждая из зон имеет свое функциональное назначение. Авторскими наработками в оформлении
зала в разное время года я делюсь с коллегами на образовательном портале Maaam (с 2012 года)
и получаю множество положительных отзывов. Так же мной было опубликовано на этом же
портале методическая разработка пособия в разделе предметно-развивающая среда на тему «Вот
так грибочки!» (Ноябрь 2012 г). «Оформление музыкального зала в зимнее время» (2015г). Для
обогащения музыкального слухового опыта детей мной (в соответствии с Программой) собран
банк детского игрового фольклора, а также богатейший раздел древних календарных песен для
разного
времени
года.
Имею
большую
коллекцию
музыкальных
произведений
мировой
музыкальной
культуры,
записанных
на
видео
и CDдисках.
Эти
произведения
используют
в
образовательной деятельности все педагоги ДОУ, а я использую на утренниках, праздниках,
досугах,
на
родительских
собраниях
и
т.д. Мной
были
разработаны
авторские
музыкально-
дидактические игры и пособия, направленные на разностороннее музыкальное развитие детей
разного
возраста. По моим эскизам были сшиты сценические костюмы для детей и взрослых.
Были также разработаны рассказы о музыкальных инструментах, а совместно с детьми были
сочинены сказки о музыке, на которые я подобрала видео приложение.
Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении
прочных связей с социумом. Нашими социальными партнерами в воспитании и развитии детей
стали: учреждения культуры, образования и здравоохранения. В 2010 – 2013 уч.г. в рамках
осуществления взаимодействия с социумом мной были реализованы различные инновационные
проекты: «Край родной – земля донская», «Казачка Дона», «Православие на Дону», «День семьи,
любви и верности» и т.д. Участвую ежегодно (с 2012 года) в международной акции «Читаем детям
о
войне». Особый контакт происходит с центром детского творчества, результатом которого
является совместный проект «Дети – наше будущее». Традиционно в «День Знаний» выступаем с
детьми подготовительной группы на школьной линейке МОУ СОШ с. Кагальник, а 9 мая дети
отдают дань уважения ныне живущим ветеранам Великой Отечественной войны, радуют их своим
выступлением. Являюсь членом творческого коллектива «Казачка» Центрального Дворца культуры
нашего
села.
Имею
многочисленные
благодарности
от
руководителя
сельского
поселения
за
активное участие в жизни села Кагальник.
На протяжении 5 лет я являюсь руководителем районного методического объединения
музыкальных руководителей Азовского района, в которое входит 37 дошкольных учреждений.
Ежегодно выступаю с творческими отчетами на секции музыкальных руководителей района во
время августовских педсоветов, на методических объединениях района, педагогических советах
ДОУ.
Делюсь
опытом
с
коллегами
ДОУ
и
района:
участвую
в
конференциях,
семинарах,
педсоветах, методических объединениях. С 2015 года являюсь председателем комиссии ДОУ по
результативности труда педагогов.
Имею свидетельства о публикации в социальной сети работников образования nsportal, в
социальном
проекте Maaam,
публикации
на
страницах
СМИ
«Педагогическая
газета»,
использую
информационные
технологии
в
распространении
педагогического
опыта.
Своевременно прохожу курсы повышения квалификации в ИПК и ПРО г. Ростов-на-Дону, имею
авторские
курсы
К.В.
Тарасовой,
А.И.
Бурениной.
Являюсь
призером
муниципальных,
региональных и международных конкурсов. Имею благодарности и отраслевые награды.