Напоминание

Формирование сюжетной игры у детей шестого года жизни


Автор: Шамрай Юлия Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Радуга"
Населённый пункт: поселок Тазовский, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование сюжетной игры у детей шестого года жизни
Раздел: дошкольное образование





Назад




Шамрай Юлия Петровна, воспитатель, МБДОУ детский сад «Радуга» Формирование сюжетной игры у детей шестого года жизни К пяти годам у детей сформированы условно-предметный и ролевой способы построения сюжетной игры. Что нужно для ее дальнейшего развития? Как показывает практика, воспитатели старших групп озабочены главным образом обогащением тематического содержания игры и внедрением ее «коллективной» формы. На деле это часто сводится к разучиванию с детьми готовых сюжетов, предусмотренных Программой («почта», «стройка», «ферма», «магазин»). По сравнению с предыдущим возрастным этапом изменяются лишь темы и увеличивается количество участников, за которыми на все время игры закрепляются определенные роли. Воспитатель стремится охватить игрой по заданному сюжету всю группу. Дети не хотят играть самостоятельно в «разученные» игры, но по предложению педагога (особенно в ситуациях проверок, «показов») они их воспроизводят. По существу, в результате такой работы самостоятельная игра детей не развивается. Для того чтобы помочь им подняться на новую. Более высокую ступень сюжетной игры, надо хорошо представлять эволюцию. Одна из линий развития сюжетной игры дошкольника – игра-фантазирование. В младшем дошкольном возрасте она может протекать уже преимущественно в речевом плане, с крайне свернутыми предметными действиями. Вспомним «Фатазеров» Н. Носова, где описываются такие совместные игры детей. Смысл их – построение новых цепей событий воображаемого мира, интересного и привлекательного. Совместная игра-фантазирование развивает воображение, творчество, обогащает эмоциональную жизнь детей. Для такой игры необходимо уметь комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы. Разумеется, дошкольники еще не могут самостоятельно развертывать игру- фантазирование в чисто речевом плане без опоры на предметные действия, роль), но возможность перехода на эту новую ступень закладывается уже в старшем дошкольном возрасте. Дети готовы к освоению указанных умений, так как увеличивается объем знаний об окружающем, конкретизируется интерес к тем или иным сторонам жизни, к событиям, о которых они узнают из книг, фильмов и участниками которых хотели бы быть. Каждый ребенок стремиться воплотить в игре свой замысел. При этом все сильнее становится стремление играть вместе со сверстниками. Конечно, дети и раньше могли развернуть игру со сверстниками, но согласование в ней осуществлялось за счет предметно-игровой среды, направляющей действия участников в общее
смысловое русло, за счет принятия близких по смыслу ролей, вызывающих взаимодополнительные действия партнеров. Цепь событий развертывалась в игре как бы автоматически, как общее «воспоминание» о той или иной смысловой сфере. Усложнение и разнообразие детских замыслов влечет за собой трудности построения совместной игры. Сюжетной игре не свойственно жесткое следование плану. В этом проявляются ее специфические черты – необязательность, свобода выбора действий. В начале игры дети, как правило, определяют лишь ее тему в общем виде, а дальнейшие события нарастают как «снежный ком». Общий сюжет складывается из предложений участников уже в процессе игры. Согласовывать при этом замыслы в группе, включающей более четырех человек, - непосильная задача даже для старших дошкольников. Но и в небольшой группе игра часто распадается, едва начавшись, из-за непонимания и невозможности соотнести разнонаправленные предложения участников либо переходит на накатанные рельсы более простого сюжета: стремление развернуть интересную новую игру отступает перед удовольствием действовать вместе и слаженно со сверстниками.


В раздел образования