Автор: Табунова Анна Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ Рождественская СОШ Казачинского района Красноярского края Населённый пункт: Красноярский край Наименование материала: педагогическое эссе Тема: "Чему и как мы учим?" Раздел: начальное образование
«Чему и как мы учим?»
автор:
Табунова Анна Александровна,
учитель начальных классов
(I квалификационная категория)
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Рождественской средней общеобразовательной школы
Казачинского района Красноярского края
Рождественское, 2016
Учителем начальных классов я работаю совсем недавно, пятый год. В
школу пошла сразу после института. Пять институтских лет я познавала
мудрости педагогики, сдавала экзамены, защищала выпускные работы и,
наконец,
получила
диплом
специалиста.
И
вот,
полная
сил
и
знаний,
готовлюсь
к
первому
учебному
году.
Накануне
первого
сентября,
когда,
казалось бы, всё уже обдумано, распланировано и решено, я поняла, к своему
удивлению и ужасу, что я не знаю, как мне учить детей? чему? что мне с
ними
завтра
делать?
Все
знания
по
педагогике
вдруг
показались
мне
никчёмными,
далёкими
от
реальной
жизни.
Проведя
бессонную
ночь,
я
отправилась в школу. Первый
праздничный рабочий день прошёл как в
тумане:
встреча
детей
и
родителей,
торжественная
линейка,
моё
поздравительное слово к первоклассникам, классный час – я от страха и
переживания не помнила себя. От полного нервного срыва меня спас отец
одной из учениц, который сказал: «Вы не переживайте, дети у нас хорошие.
Если что, мы поможем. А классный час получился интересным, ребята в
восторге». Как ни странно, но эти простые слова подействовали на меня
лучше
всякого
успокоительного.
Я
поняла,
что
будущее
сегодняшних
первоклассников зависит от меня, их родители мне доверяют самое ценное, и
я не имею права бояться, сомневаться. Так началась моя педагогическая
действительность.
Первый учебный месяц был очень трудным как для ребят, так и для
меня. Мы знакомились, «притирались», привыкали. И всё чаще я задавала
себе вопрос: а чему же нужно учить детей и как это следует делать? В
поисках ответов я решила обратиться не к своим более опытным коллегам: я
наблюдала за их работой, за их общением с учениками, просматривала в
социальных сетях сайты разных школ, на которых меня интересовали статьи-
рассуждения педагогов. В итоге я сделала для себя следующие выводы.
Ничему детей учить не надо, они научатся сами, причём только тому, что им
действительно
нужно.
Учитель
должен
лишь
предоставить
ребёнку
все
возможности
для
его
самостоятельного
обучения,
создать
условия
для
самообразования.
Дети, учащиеся в одном классе, по-разному воспринимают
даваемый
учителем
материал.
Один
понимает
всё
с
полуслова,
другой
слушает вроде бы внимательно, но к концу урока так ничего и не понимает, а
третий усваивает большую или меньшую часть. Но в итоге, через некоторого
времени, изучаемая тема оказывается усвоенной (в разной степени) у всех
троих учеников. А происходит это оттого, что человек усваивает знания лить
тогда, когда у него есть желание, необходимость этого. Если у ученика нет
потребности
выучить
таблицу
умножения,
его
бесполезно
заставлять.
Следовательно, человек должен получать знания тогда, когда это нужно ему, а
не тогда, когда это нужно родителям, учителям или написано в расписании.
Поэтому, когда одна моя первоклассница к концу учебного года читала всего
7-10 слов в минуту, я не стала паниковать и приглашать её в школу для
индивидуальных занятий на каникулах, а решила просто подождать пока
девочка
психологически
«созреет»
для
чтения.
И
действительно,
моя
ученица, придя во второй класс, читала замечательно, в пятёрке лучших
чтецов. По-видимому, за время летних каникул она подсознательно поняла
необходимость чтения и приняла это уже сознанием.
В своей работе с детьми я стараюсь не давить на них, не требовать
всего и сразу. Даю программный материал и просто выжидаю, когда дети его
усвоят. Это, по моему мнению, намного разумнее, чем нещадно ставить
ребёнку
плохие
отметки.
Но
и
здесь
есть
свои
«подводные
камни»:
необходимо различать «не учил» и «не смог выучить». Учитель, постоянно
работающий с детьми, знает какие у него ученики и на что они способны.
Поэтому осуществить данное различение совсем не трудно.
На днях, просматривая педагогические труды разных учёных, я
нашла удивительно точное образное подтверждение занятой мною позиции в
отношении обучения детей. Слуцкий В.И. в своей книге «Элементарная
педагогика, или Как управлять поведением человека» говорит следующее:
«Представим себе такую ситуацию. Есть два человека. У одного человека -
бутыль с водой, у другого - пустая, но закрытая крышкой. Первый человек
стремится наполнить бутыль второго, перелить воду. Как это сделать? Ему
остается только ждать, пока второй человек снимет крышку. А снимет он
крышку, когда захочет пить. Мы же часто не ждем этого, а льем воду прямо
на крышку, а потом удивляемся: почему наши дети не усваивают? Потому что
крышка закрыта и вода пролилась на пол. Они пока не ощущают потребности
в знании».
Я очень благодарна своим маленьким первоклассникам за то, что
они дали мне бесценные педагогические знания: показали чему их нужно
учить и как. Опыт, полученный мною за первый год работы в школе, просто
несоизмерим со знаниями за все пять лет обучения в институте. Теперь я в
полной мере понимаю смысл слов, которые так давно сказал мудрый Сократ:
«Суха теория мой друг, а древо жизни пышно зеленеет».