Формирование основ эколого-валеологического образования у детей дошкольного возраста
Автор: Лавренко Наталья Викторовна Должность: воспитатель 1 квалификационной категории Учебное заведение: МБОУ СОШ № 129 (дошкольное отделение) Населённый пункт: г. Челябинск Наименование материала: Консультация для воспитаттелей Тема: Формирование основ эколого-валеологического образования у детей дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Формирование основ эколого-валеологического образования у детей
дошкольного возраста.
В современных условиях здоровье человека нельзя рассматривать отдельно
от
окружающей
среды.
Сохранение
и
укрепление
здоровья
детей
одна
из
важнейших задач образования.
Актуальность проблемы - формирования основ эколого-валеологического
образования
у
дошколят
определяется
в
воспитании
здорового,
физически
развитого малыша. Деятельность ребенка изменяется от возраста к возрасту по
форме и содержанию. Ведущая деятельность игра.
В игре ребенок учится строить отношения, усваивает общепринятые нормы
поведения. В работе с детьми нужно использовать разные формы и методы работы
и средства.
В ходе работы с детьми решаются такие задачи:
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
-развитие физических качеств;
- формирование представлений детей о здоровом образе жизни;
С
учетом
возрастных
особенностей
дошкольника
нужно
использовать
методы: наглядные, познавательные, игровые.
В
качестве
средство
обучения
использовать:
дидактический
материал,
произведения искусства, здоровьесберегающую предметно-развивающую среду.
Детям необходимо показать положение человека в природе, подчеркнуть
зависимость
здоровья
от
экологической
обстановки.
Использовать
в
работе
чтение
художественной
литературы,
обсуждение
прочитанного,
рассказы
воспитателя.
Примерные темы НОД: «Природа - наш дом», «Чудо из чудес - вода»,
«Человек-друг природы», «Природа родного края, что
она даст человеку». В
работе
надо
предусмотреть
ознакомление
детей
с
организмом
человека,
формировать представление о влиянии природных факторов на работу организма,
здоровья.
Примерные темы: «Режим дня», «Я и мое настроение», «Почему я
слышу и вижу», «Как мы дышим и зачем?» «Как работает сердце?», «Времена
года».
Ознакомление
детей
со
значением
органов
чувств
в
жизни
человека
сопровождается
экспериментированием.
Исследовательская
деятельность
вызывает интерес у ребенка: задание – найди у себя и другого ребенка сердце,
послушай, как оно стучит, сожми кулак, чтобы измерить величину сердца.
В вечернее время можно организовать чтение литературы и практическое
задание. Для закрепления представлений об организации человека, о здоровом
образе
жизни
рекомендуются
дидактические
игры:
«Четвертый
лишний»,
«Полезно-вредно»,
«Чем
я
с
другом
поделюсь»,
«Что
полезно
детям?»,
«Ухаживаем за ушами» и т.д.
В уголок валеологии можно внести дидактические игры экологического
содержания: «Что сажают в огороде?» «Чудесный мешочек», «Лекарственные
травы», «Какие бывают грибы?»
Эффективность
в
эколого-валеологическом
образовании
обеспечивается
опорой воспитателя на активность детей, их самостоятельность, предоставления
свободы выбора. Решение задач данной проблемы требует организации работы с
родителями. Для работы с родителями можно использовать следующие формы
взаимодействия: родительские собрания (темы «Здоровье и экология», «Здоровый
образ жизни в семье», «Здоровое питание») оформление стенда – «Здоровый Я».
Для формирования гармонично развитого, здорового ребенка имеет большое
значение здоровьесберегающая образовательная среда.
Работа
осуществляется
в
процессе
активной,
осознанной
деятельности
самих детей по сохранению и укреплению здоровья. Формировать привычку к
здоровому образу жизни необходимо с раннего возраста.
Список литературы.
1.
Забоева,
М.А.
Система
педагогической
поддержки
проце сса
формирования
основ
здоровьесберегающей
компетенции
у
детей
старшего возраста – Шадринск-2013г.
2.
Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей
5-8 лет.- Ярославль Академия Развития – 2002г.
3.
Тюмасева, З.И. Аменд А.Ф. Экологическое строительство детской души.
Челябинск 1995г.
4.
Давыдова
М.В.
Педагогическое
сопровождение
формирование
основ
здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Челябинск 2013г.
5.
Кушнина Е.Г. Эколого-валеологическое образование дошкольников.
Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2009г.
6.
Худякова, Н.Л. Воспитание ценностных основ здорового образа жизни:
философское обоснование.
Челябинск 2009г.