Напоминание

Диагностический инструментарий по оценке игровой деятельности


Автор: Казарцева Светлана Анатольевна
Должность: старщий воспитатель
Учебное заведение: МКОУ Прогимназия №1
Населённый пункт: город Лиски. Воронежская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Диагностический инструментарий по оценке игровой деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад





Рекомендации по организации деятельности
Педагоги совместно с психологом, изучая индивидуальные особенности воспитанника, могут моделировать ситуации развития для каждого ребенка с целью реализации индивидуального подхода к детям в едином образовательном пространстве.
Карта наблюдений детского развития в игровой деятельности


Игра - основной вид деятельности ребенка вплоть до младшего школьного возраста и в режиме дня игровая деятельность занимает большую часть времени. Материал предназначен для старших воспитателей и творчески работающих педагогов, внедряющих в практику материалы исследований по проблеме руководства играми детей. Для изучения уровня сформированных игровых навыков можно организовать наблюдение в течение некоторого времени или экспериментально организованную ролевую игру в группе из 4-5 дошкольников одного возраста. Тема игры любая, дается взрослым (воспитатель, психолог, старший воспитатель, специалист), который и осуществляет диагностическое наблюдение. Наиболее оптимальными могут быть игры, не имеющие четко заданной ситуации и позволяющие включать в сюжет разные роли. Взрослый не вмешивается в процесс игры и только при необходимости оказывает минимальную помощь в организации игрового процесса. Анализ игровой деятельности осуществляется по 7 критериям: распределение ролей, основное содержание игры, ролевое поведение, игровые действия, использование атрибутики и предметов- заместителей, использование ролевой речи, выполнение правил. Карта наблюдений наглядно представляет общую картину сформированных игровых навыков, на каком возрастном этапе по критериям находится каждый ребенок. Это позволяет оценить работу педагогов и определить эффективность индивидуального педагогического воздействия. Диагностика игровой деятельности дает возможность контролировать своевременность ее формирования у каждого ребенка. Список литературы Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. - СПб.: Речь, 2003. Игра в жизни дошкольника / Е.И. Касаткина. –Дрофа, 2010. Диагностика игры детей. Методические рекомендации / Н.Ф. Комарова. –Н-Новгород: НГПИ им. Горького, 1992. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду / Н. Ф. Комарова. –М.: Скрипторий, 2010.
От 1

,5 до 3 лет
В повседневной жизни ребенок приобретает практический опыт оперирования предметами и переносит этот опыт в самостоятельную игру. Игра в раннем возрасте носит ознакомительный характер и представляет собой предметно-игровую деятельность. К концу раннего возраста игра приобретает статус отобразительной игры, в которой операции с предметами переходят в ранг действий, направленных на достижение определённого эффекта с помощью данного предмета.
От 3 до 4 лет
Развивать интерес к различным видам игр. Помогать, детям объединяться в маленькие группы на основе личных симпатий, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. В процессе игр с разными игрушками, строительным материалом развивать у детей интерес к окружающему, стремиться узнавать свойства предмета. Стимулировать и поощрять стремление детей отражать своё отношение к действительности в игре. Развивать активность детей в двигательной деятельности. Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, развивать ловкость движений.
От 4

до 5 лет
Игра претерпевает изменения от образно-ролевой игры до сюжетно-ролевой. На основе углубленных знаний об окружающем мире обогащать содержание игр детей, развивать самостоятельность в выборе игры, творчески реализовывать интересные замыслы. Оказывать постоянное внимание и проявлять уважение к играм. Помогать детям: - овладевать способами ролевого поведения: устанавливать множественные связи ролей, легко
переходить от одной роли к другой; -готовить обстановку для игры: подбирать предметы и атрибуты, выбирать удобное место. Развивать двигательную активность детей с помощью игр с мячами, обручами, скакалками. Учить детей дидактическим играм, направленным на закрепление представлений о свойствах предметов, умение сравнивать их по внешним признакам, группировать.
От 5

до 6 лет
К 5 годам дети хорошо осваивают способы предметно-игровых действий, свободно играют с игрушками, с предметами-заместителями, с воображаемыми предметами, легко дают словесные обозначения, способны передать характерные особенности роли с помощью средств выразительности. Умеют самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру – выбрать тему, создать условия, выполнять соответствующие игровые действия и правила поведения, вступают в ролевое взаимодействие на более длительное время. Педагог использует в основном косвенные приемы руководства игрой, совершенствуя речевое общение детей в игровой деятельности. Активизировать у детей воображение и стимулировать творчество путём включения в один сюжет реальных и вымышленных персонажей. Формировать умение самостоятельно организовывать: подвижные игры, доводить их до конца; коллективно возводить постройки, нужные для игры; совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное; дидактические игры, объединяясь небольшими подгруппами, точно выполнять правила, сравнивать предметы, объединять их по общим признакам, составлять из части целое.
От 6 до 7 лет
Побуждать детей к играм-фантазиям, в процессе которых они могут «действовать» только в речевом плане. Способствовать возникновению в игре дружеских партнёрских отношений в играх объединений по интересам. Приучать детей самостоятельно договариваться друг с другом, справедливо распределять роли и самим в этически приемлемой форме разрешать конфликты, в самостоятельной деятельности использовать разнообразные по содержанию подвижные игры, игры с элементами соревнования. Формировать умение совмещать, соединять реальное и вымышленное, комбинировать по-новому элементы реального опыта, включать в один игровой сюжет самые разные знания и впечатления. возраст Критерии оценки игровой деятельности Дети, нуждающиеся в корректировке игровых навыков Приёмы руководства Рекомендации по педагогическому взаимодействию, способствующие от1,5 до 3лет
1. Распределение

ролей
Отсутствие распределения ролей; роль Приемы косвенного руководства. - разнообразные небольшие поручения ребенку (принеси стул, от 3 до 4 лет Распределение ролей под руководством взрослого, который задает наводящие Приемы прямого руководства. Обучение способам игрового отражения действительности: включение воспитателя в игру, принятие на себя главной или второстепенных ролей от 4 до 5 лет Самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций. При наличии конфликта игровая группа распадается, либо Организация воспитателем игр обучающего характера:в театрализованных играх обучающие игры с использованием взаимодополняющих ролей, определяющих целостную игровую ситуацию (мама-дочка, шофер-пассажир) Регулировать взаимоотношения
дети обращаются за помощью к воспитателю детей, воспитывать умение разрешать конфликты, возникающие в процессе самостоятельной игры старше 5 лет Самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций. Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры: создание предметно- игровой среды (тематические игровые уголки, характерные для младшего и среднего возраста) обозначать (пояснять) очередное сюжетное событие, согласовывать свои действия с действиями партнеров, самостоятельно распределять между собой обязанности и роли от 2 до 3лет
2. Основное

содержание игры
Действие с определенным предметом, Приемы косвенного руководства - изменение знакомой игровой ситуации (замена игрушек, добавление Побуждать детей к развертыванию игры («Посмотрите, у зайчика болит ножка, давайте его полечим») от 3до 4лет Действие с предметом в соответствии с реальностью Активизирующее общение взрослого с детьми в игре: - помощь педагога для объединения в игре Побуждать детей объединять разные игры между собой, организовывать вокруг себя коллектив для от 4до 5лет Выполнение действий, определяемых ролью (если ребенок играет роль Включение взрослого в игру, принятие на себя главной или второстепенных ролей (не часто). Приемы Расширять представления детей (путем рассказов, чтения книги и т.д.); своевременное
старше 5 лет Выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Здесь важно, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» или «строгая» Приемы прямого руководства. Включение педагога в игру, принятие на себя роли, но не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры). Помощь взрослого: - вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность - спланировать ход игры, последовательность действий - создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета) - наблюдение за игрой детей, - помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре, беседы с обращать внимание детей на содержание деятельности окружающих и их взаимоотношений, на явления и взаимосвязь событий в живой и неживой природе и т.д.; формировать умение творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры; поддерживать интерес к свободной игре-импровизации по мотивам сказок, литературных произведений, предлагая разные формы: драматизация по ролям, кукольный театр. Игры разнообразны и усложняемы в течение года. Помимо бытовых и социальных сюжетов, разрабатывайте игры на героико-патриотические темы, темы от 2 до 3лет
3. Ролевое

поведение
Роль определяется игровыми Приемы косвенного руководства. - наблюдение за действиями взрослых, от 3 до 4 лет Роль, называется, выполнение роли сводится к реализации действий Активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры: - вопросы (Ты кто? Или Ты шофёр? Я опаздываю на работу, подвезите меня пожалуйста) - поощрение направлять на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Направлять детей на отображение в игре разнообразных, новых для них явлений окружающей действительности, с другой стороны, усложнять способы и средства воспроизведения этой действительности.вовле кать робких, застенчивых детей в
игру (путем прямого предложения «Возьми поиграть», путем введения новой роли) от 4 до 5 лет Роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка. Приемы косвенного руководства. Обогащение реального опыта детей в активной деятельности: - внесение в занятия по ознакомлению с окружающим ярких образов и впечатлений Обогащение социального опыта детей в повседневной жизни: - ознакомление с окружающим в активной деятельности (наблюдения, экскурсии, беседы, использование ТСО, чтение литературы, рассматривание иллюстраций и картин) Организация воспитателем игр обучающего характера: - игры типа «Угадай, кто пришел? » «Угадай, кого я изображаю? » Обогащение социального опыта детей в повседневной жизни:- создание педагогом специальных ситуаций с целью налаживания контактов ребенка с окружающими. Обращают особое внимание на «изолированных» детей (организуют для них привлекательные игры, оказывают поддержку, выдвигают на центральные роли). Использовать игру с целью коррекции психологических трудностей, связанных с развитием личностных качеств детей (застенчивость, неуверенность, агрессивность, малопопулярность в группе) Педагогу следует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей. стар ше 5 лет Ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры. Помощь взрослого: распределить роли, согласовать замысел Устанавливать связь между прошлым опытом детей и новыми знаниями, приобретенными сведения и впечатления детей; побуждать детей принять роль и наделить ею партнера. Организовывать игры с учетом личных особенностей и специальных потребностей детей (игры, стимулирующие
активность застенчивых детей и детей с физическими недостатками, с задержками развития; повышающие самоконтроль у излишке расторможенных и агрессивных детей). от 2 до 3 лет
4 Игровые

действия
Игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия Приемы прямого руководства: - показ разнообразных способов действий с предметами, сопровождающиеся речью взрослого- давать прямые указания к действию: «Покорми куклу», «Крути руль»и т.д. Если ребенок затрудняется в воспроизведении от 3до 4лет Расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление, укладывание спать), Приемы прямого руководства. Обучение способам игрового отражения действительности:- -брать на себя главную (второстепенную) роль и таким образом направлять игру -обучение алгоритму от 4до 5лет Игровые действия многообразны, логичны. Создание игровой проблемной ситуации: 4 - привлечение в игру малоактивных детей; поощрение Приемы Через чтение книг, экскурсии, просмотр видео, изготовление тематических альбомов закреплять и углублять старше 5 лет Игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в Помощь взрослого: индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать Поощрять детей к импровизации в игре. Использовать метод моделирования для развития творческих от 2 до 3лет
5. Использование

атрибутики и

предметов-

заместителей
Использование Приемы прямого руководства: - демонстрация, обучение использованию в игре предметов- Развивать умение использовать строительный материал в качестве предметов- заместителей и для от 3до 4лет Самостоятельное прямое использование атрибутики (игрушечная посуда, Создание игровой проблемной ситуации с помощью игрового оборудования (атрибутов, декораций, предметов Способствуют полоролевой социализации мальчиков и девочек в игре (организуют игры от 4до 5 лет Широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве Организация предметно- игровой среды - сочетание игрушек, предметов заместителей, ролевых атрибутов, Важно, чтобы в игре дети пользовались предметами- заместителями, не всегда использовали старше 5 лет Использование многофункциональн ых предметов (лоскутки, бумага, палочки) при Привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей. Создание условий для развития творческой сюжетно- вносить дополнительное оборудование или предлагать его изготовить вместе с от 2 до 3лет
6 Использование

ролевой речи
Отсутствие ролевой речи, обращение к Приемы прямого руководства- применение активизирующего диалога воспитателя с Проводить игры совместно с детьми для обучения их ролевому диалогу от 3до 4лет Наличие ролевого обращения: к играющим по названию роли (дочка- т.д.). Если Активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры: -побуждения к высказываниям (Ты - вступление воспитателя в ролевую беседу (с целью активизации ролевого диалога) от 4 до Наличие ролевой речи, периодический Вступление воспитателя в ролевую беседу (с целью активизации Развивать способы игрового общения, наделяя детей ролями
5 лет переход на прямое обращение. ролевого диалога). Приемы косвенного руководства. Обогащение реального опыта детей в активной деятельности: чтение художественных произведений, драматизация сказок. Создание игровой проблемной ситуации: с помощью активизирующего общения педагога с детьми (диалоги между персонажами, ролевые действия с учетом роли партнера). старше 5 лет Развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свою роль. Приемы косвенного руководства. - обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы) побуждать детей самостоятельно договариваться (о распределении ролей, об игрушках), делиться игрушками, соблюдать очередность, тактично улаживать конфликты и пр. от 2 до 3лет
7. Выполнение

правил
Отсутствие правил от 3до 4лет Правила явно не выделены, но в конфликтных Приемы косвенного руководства - создание готовой обязательное корректное обсуждение конфликтных ситуаций от 4до 5лет Правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации. Приемы косвенного руководства. Обогащение реального опыта детей в активной деятельности: - создание ситуаций, побуждающих ребенка Использовать косвенные методы руководства для объединения детей в игровые группы с воспитательными целями (формирование старше 5 лет Соблюдение оговоренных правил на протяжении всей игры. Помощь взрослого: - направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды) -чередование в играх выбора детей на главные и второстепенные роли; Совершенствовать умение детей регулировать поведение на основе игровых правил


В раздел образования