Напоминание

"Некоторые вопросы организации самостоятельной работы студентов"


Автор: Трофимова Елена Николаевна
Должность: профессор МаГК
Учебное заведение: ГБОУ ВО ЧО "Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки"
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Некоторые вопросы организации самостоятельной работы студентов"
Раздел: высшее образование





Назад







НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


Трофимова Елена Николаевна, ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академии) имени М.И. Глинки» заведующая кафедрой, профессор МаГК, лауреат международных конкурсов «Настоящий мыслитель, художник, творец работает не только – и даже, может быть, не столько – ради окончательного достижения, сколько ради страстной любви к самому процессу работы, творчества, поисков истины». ( Г. Коган Избранные статьи) Творческий подход к занятиям, выработка навыков рациональной самостоятельной работы, умение организовать свой труд во многом определяют результаты подготовки специалиста в вузе. Это особенно актуально для студентов исполнительских отделений консерваторий, в частности, для студентов-пианистов. Качество занятий студента в классе специального фортепиано, уровень профессиональной грамотности и исполнительских умений отражаются на его занятиях по методике, педагогической подготовке, музыкальной психологии, и конечно, в классах камерно-ансамблевого исполнительства и концертмейстерского мастерства. Как показывает практика, многие пробелы в профессиональном обучении студентов вызваны недостатками и упущениями в их самостоятельных занятиях. За время учебы в музыкальной школе и затем в колледже каждый ученик накапливает некоторые приемы и методы работы, но, по большей части, спонтанно и бессистемно. Даже поступая в вуз, студенты часто занимаются недостаточно осознанно, целенаправленно и планомерно. Поэтому многие часы, проведенные за инструментом, не всегда приносят ощутимые результаты. В основной образовательной программе федерального государственного стандарта самостоятельной работе студента отводится очень большая роль (это – обязательная ее часть), поэтому организация этой работы по названным специальным дисциплинам целиком лежит на преподавателе, ведь она
призвана расширить общекультурный кругозор по теоретическим и практическим вопросам, а также способствовать выработке у студентов профессиональных компетенций: масштабности пианистического мышления, навыков владения художественно-выразительными возможностями рояля, поиска творческих решений при исполнении музыкальных произведений, двигательно-координационного обеспечения исполнительского процесса, артистизма, совершенствования навыков чтения с листа и других. А если учесть, что сегодня перед студентом поставлены еще и просветительские задачи по пропаганде музыкального искусства, то самостоятельная работа является необходимым условием для выступлений на концертах, конкурсах на различных сценических площадках, а также, для участия в различных творческих проектах в качестве исполнителя. Самостоятельная работа предусматривает использование аудио-видео материалов (знакомство с шедеврами инструментальной, вокальной, оперной, хоровой отечественной и зарубежной музыки), Интернет-ресурсов, работу с нотной и методической литературой по фортепианному искусству, приобщение к творческому наследию крупных музыкантов-педагогов и исполнителей, посещение мастер-классов. Основополагающие принципы организации повседневной самостоятельной работы пианиста – систематичность и регулярность, т. е., планирование работы и ее определенная периодичность. Стремление к самостоятельности – важная составляющая на исполнительском пути. Нет ничего прочнее, чем добытое собственными силами и самостоятельно пройденное. В частности, самостоятельно приобретать опыт репетиционной работы, разный в новых акустических условиях; быстро приспосабливаться к разным инструментам, слышать себя «из зала», изучать свой инструмент. Самостоятельная работа будет результативнее, если использовать технические средства записи, позволяющие анализировать себя со стороны. Максимальная нагрузка по выучиванию произведений приходится именно на самостоятельные занятия, когда не самостоятельная работа является продолжением урока по специальности (что имеет место в колледже и, отчасти, в вузе), а, скорее, урок по специальности является продолжением и результатом этой работы. Собственно, в форме самостоятельных занятий и проходит основная работа музыканта. Успешность сотворчества с педагогом зависит, насколько точно будут восприняты данные преподавателем советы, насколько понят, пережит, продуман и проработан музыкальный материал, и насколько «пошел дальше», домыслил сам. Только работая с
творческой волей, желанием, целеустремленностью и интересом, можно ожидать новых мыслей, музыкальных идей, испытать радость творчества. В работе над произведением соблюдать последовательность трех этапов – ознакомление, освоение и концертное исполнение произведения. Деление это, конечно, условно, поскольку они находятся в неразрывной взаимосвязи, но нельзя какой-либо из них игнорировать. В самом начале важно просмотреть музыку глазами, пережить эмоционально. Эмоциональная структура музыкального сочинения сложнее и более высоко организована, чем его структурное строение – предложения, части, разделы. Поэтому эмоциональный отклик будет зависеть от жизненного и художественного опыта музыканта, уровня мастерства, богатства ассоциаций, ясности понимания различных моментов музыки и др.
Представление о произведении
позволяет начать путь
его освоения
, более длительный и трудоемкий, требующий большого внимания, слухового контроля, аналитических способностей. Это выявление в тексте сочинения музыкальной логики, закономерностей мелодического, тембрового развития, интенсивности звучания, фразировки, тщательная работа над звуком, артикуляцией, темпо-ритмической и агогической сторонами исполнения, педалью, аппликатурой (правильный выбор которой во многом успешно решает художественные и технические задачи, к тому же необходимо помнить о ролевой функции каждого пальца) с постепенным двигательным прилаживанием, отбором, автоматизацией движений. Всегда в центре внимания пианистов-исполнителей мучительный процесс поиска верных (правдивых) интонаций, выбор темпа, расстановка кульминаций, проблема образной трансформации главных тем – всё помогает создавать продуманную концепцию исполнения. Следующий уровень обобщения –
исполнительский процесс
, процесс воссоздания музыкального произведения, требующий от исполнителя всей его артистической личности – его одухотворённости, темперамента, воли, характера. Представить произведение как целое поможет мысленное проигрывание по нотам и без них (как известно, практика многих поколений музыкантов-пианистов подтвердила жизненность четырёх способов работы над произведением, предложенных И. Гофманом: за фортепиано с нотами; без фортепиано с нотами; за фортепиано без нот; без фортепиано и без нот. Г.Г. Нейгауз считает, что существует ещё пятый способ работы – учить пьесу во время сна). Постоянное обращение исполнителей к произведениям-шедеврам фортепианной литературы дает
возможность интерпретировать
текст
каждый раз по-новому, поскольку они отличаются покоряющей силой эмоционального воздействия, высоким композиторским мастерством и неисчерпаемой глубиной содержания. Такие масштабные концертные сочинения по своей драматургии, манере изложения, динамике и форме выражения нередко представляют собой сонатно-симфонический цикл. Здесь и яркость, контрастность музыкальных образов, сквозное напряженное развертывание тематического материала, «оркестральность» изложения фортепианной фактуры. С точки зрения музыкального целого и его частей исполнительское решение таких грандиозных опусов, по нашему мнению, часто лежит в области симфонической музыки. Симфоническое мышление должно организовать передачу интонационного смысла музыки, во избежание «безликости» интонационных представлений. Проникновение вглубь, в
интонационный анализ формы,
голосов с позиции симфонической партитуры значительно обогащает мышление исполнителя и придаёт каждому тону определенный образный, тембральный и формообразующий смысл. Истинно художественная фразировка, отражая живое дыхание музыкальной речи, проникнутой глубоким чувством, даёт исполнителю возможность органично и естественно сочетать ритмическую строгость с едва уловимыми агогическими отклонениями. К сфере исполнительского творчества принадлежат и внутрифразировочные нюансы громкости. Некоторую исполнительскую трудность у пианиста может вызвать выразительное произнесение коротких отрезков мелодической речи, которые должны мыслиться в непрерывном интонировании музыки, выявлении развития музыкальной мысли, построении музыкальной фразы в перспективе. Таким образом, суть работы исполнителя составляет осознание формы, в которой динамика, агогика и артикуляция как наиболее потенциальные выразительные средства, имеющиеся в арсенале пианиста- музыканта, выступают в роли «проводников» исполнительского интонирования и первым (важнейшим) условием при исполнении музыки является понимание и сопереживание её интонационного смысла. И важно не только то, что вкладывается, но и то, как передается этот смысл. Искусство художественного музыкального исполнения – это и артистичность передачи. Так, исполняя произведение и тем самым
воссоздавая
его
заново,
музыкант-художник приближается к
созданию

собственной интерпретации
этого сочинения. Приведём здесь цитату из книги К. Станиславского «Работа актера над собой», так как по сути находим много общего с актерской профессией: «Поверить чужому
вымыслу и искренне зажить им – такое творчество на чужую тему нередко труднее, чем создание собственного вымысла. Мы вкладываем в чужой текст свой подтекст, устанавливаем свое отношение к людям и к условиям их жизни; мы пропускаем через себя весь материал, полученный от автора и режиссера; мы вновь перерабатываем его в себе, оживляем и дополняем своим воображением. Мы сродняемся с ним, вживаемся в него психически и физически; мы зарождаем в себе «истину страстей»; мы создаем в конечном результате нашего творчества подлинно продуктивное действие, тесно связанное с сокровенным замыслом пьесы; мы творим живые, типические образы в страстях и чувствах изображаемого лица. Это большое творчество и подлинное искусство!» На исполнителей, сейчас находящихся в роли обучающихся, выпадает ответственная миссия: способность создавать высокую музыкальную культуру, продолжая дело своего учителя и традиции русской исполнительской школы.


В раздел образования