Автор: Петрова Любовь Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ №22" Населённый пункт: с.Казанка, Приморский край Наименование материала: статья Тема: ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ Раздел: начальное образование
Петрова Л.В.
Семья играет большую роль, как в общественном развитии, так и в жизни каждого
человека. Однако XXI век принес новые и не неутешительные тенденции развития семьи,
т.к. показывают снижение стабильности брачно-семейных отношений, возрастание доли
неполных семей в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей
одинокими
матерями.
От
уровня
развития
семьи,
нравственных
ценностей,
которые
развиваются ею в ребенке, от наличия или отсутствия в семье родителей или одного из
них во многом зависит начальный этап формирования личности ребенка. Неполная семья
не может обеспечить полноценных условий социализации ребенка, поэтому вхождение
ребенка из неполной семьи в социальную среду усложняется и деформируется.
Актуальность
вопроса
о
неполных
семьях
велика
еще
и
потому,
что
в
них
сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные,
заложенные в самой природе семейно-брачных отношений условия жизни. Это – дети,
воспитывающиеся без отца (или матери), это – взрослые люди, не имеющие собственной
семьи и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положение усложняет не только
материальную
сторону
жизни.
Оно
лишает
людей
так
необходимых
им
духовных,
эмоциональных контактов, которые могло бы дать счастливое супружество [9, c. 2].
Формированию
неполных
семей
в
значительной
мере
способствует
также
наблюдаемые в последние десятилетия непропорциональный рост смертности мужчин в
трудоспособном
возрасте
от
неестественных
причин
(отравления,
производственные
травмы, военные действия и др.). Овдовение из-за преждевременной смерти отца ребенка
(детей)
также
является
важнейшим
источником
формирования
неполных
семей.
Изменение
социально-экономического
положения
россиян
в
период
реформ
свидетельствует о том, что неполные семьи составляют существенную долю среди бедных
и самых бедных.
В связи с приоритетностью семьи как основной ячейки общества, правительством
создаются
нормы
для
ее
социальной
и
экономической
поддержки,
законодательно
определены
адресная
социальная
помощь
для
семей,
имеющих
детей
и
поддержка
молодых семей и др. Согласно этим законам проводится обеспечение семей с детьми
льготами, пособиями, жильем. Кроме того, социальные службы предлагают семьям с
детьми одежду и обувь, иную материальную и гуманитарную помощь.
Разрушительные
последствия
реформ
сказались
и
на
моральном
климате
в
обществе, что наряду с экономическими факторами активизировало процесс распада
семьи. Каждый третий ребенок сегодня воспитывается в неполноценной семье, растет
число
детей,
рожденных
вне
брака,
родители
уклоняются
от
воспитания
детей.
Современная семья отличается своей нестабильностью, развиваются процессы кризисных
явлений в семье, увеличивается число конфликтных семей, где нелады родителей между
собой отражаются на воспитании детей. Усилилась криминальная обстановка. Ножницы
прожиточного уровня богатых и бедных все больше расходится, часть населения на гране
нищенства. Чаще это многодетные семьи [1, c. 22].
В
самом
тяжелом
положении
сегодня
находятся
неполные
семьи,
где
есть
несовершеннолетние дети. В семье растет алкоголизм и наркомания. Страдают и семьи
интеллигенции: труд врача и учителя до сих пор низкооплачиваем. Падение нравственных
устоев,
стремление
отвечать
только
за
себя,
материальная
возможность
обеспечивать
только себя приводят к увеличению роста разводов.
Неполная
семья
-
семья
с
одним
родителем
в
последние
годы
стала
распространенным явлением. Родителем в такой семье чаще является мать, реже - отец.
Такая семья - результат развода, смерти или долгого отсутствия одного из родителей либо
когда ребенок вне брака. Сегодня таких семей 25% от общего числа. Они более всего
требуют внимания со стороны социального педагога. Эти семьи живут бедно, доход
женщин чаще ниже, чем у мужчин, алименты составляют всего 1/4 зарплаты мужчины.
Алименты
-
материальное
обеспечение
несовершеннолетних
детей
в
случае
развода
родителей, узаконенное государством.
Важнейшим
институтом
социализации
подрастающего
поколения
является
родительская семья. Семья была и остается важнейшей социальной средой формирования
личности и основой в психологической поддержке и воспитании. Серьезные социально-
экономические и духовно-нравственные трудности нашей жизни являются существенным
фактором, который дестабилизирует традиционные семейные отношения
[3, c. 56].
Семейная
жизнь
сложилась
с
давних
пор
так,
что
родительские
обязанности
делятся между отцом и матерью, и притом делятся неравномерно, но огромные проблемы
в
воспитании
ребенка
возникают
с
увеличением
числа
неполных
семей
и
ныне
не
являются редкостью одинокая мать, разведенные родители. Проблемы неполной семьи
особенно
актуальны,
так
как
воспитание
детей
в
неполной
семье
обладает
рядом
особенностей:
недостаточное
влияние
на
ребенка
внутри
семьи,
односторонность
воспитательного
воздействия,
проявление
неуравновешенности
родительских
чувств,
возможность возникновения в сознании ребенка мысли о собственной неполноценности.
От того, какая по структуре семья, зависит и воспитание, и успешная социализация
ребенка. В неполной семье нарушен психологический климат, для нее характерны большая
изолированность
и
оторванность
от
окружающего
мира.
Снижение
воспитательных
возможностей неполной семьи происходит в результате стечения ряда неблагоприятных
обстоятельств,
таких
как
длительное
влияние
конфликтных
ситуаций
на
детей,
напряженная психологическая обстановка, в связи с неправильным отношением членов
семьи
к
особенностям
жизнедеятельности
неполной
семьи,
неумение
выбирать
педагогически
целесообразный
стиль
воспитания,
возникновение
ситуаций
эмоционального «голода» или чрезмерной, жертвенной родительской любви, а также
нередко
и
аморальное
поведение
родителя,
его
низкий
культурно-образовательный
и
профессиональный уровни, материально-бытовые трудности, слабая связь со школой
Анализ психолого-педагогической литературы [1,5,6,8] по проблеме педагогической
поддержке
детей
позволил
уточнить
и
раскрыть
сущность
понятия
«педагогическая
поддержка». Под педагогической поддержкой понимается педагогическая помощь детям,
заключающаяся
в
выявлении,
определении
и
разрешении
проблем
ребенка
с
целью
реализации и защиты его прав на полноценное развитие и воспитание.
Проблемы неполной семьи серьёзно влияют на психическое и социальное развитие
детей, воспитывающихся в данных семьях. Отсутствие одного из родителей (в данном
случае отца) приводит к деформациям личности и нарушению процесса полоролевой
идентификации,
а
также
к
разного
рода
отклонениям
в
поведении
и
в
состоянии
психического здоровья ребёнка. Все это оказывает серьезное влияние на дальнейшую
личную и общественную жизнь, как мальчика, так и девочки [8, c. 66].
В качестве исследовательской площадки была выбрана
МБОУ «ООШ № 15»
Партизанского городского округа. Программа действий по повышению педагогической
культуры
родителя
в
неполной
семье
была
разработана
на
основе
результатов
диагностики уровней сформированности педагогической культуры родителя в неполной
семье. Диагностический этап работы включал следующие направления:
-изучение духовной и экономической жизни неполной семьи;
-анализ нравственного уровня, микроклимата жизни неполной семьи;
-изучение режимных моментов, досуга в неполной семье;
-диагностика микроклимата, атмосферы в неполной семье;
- выявление личностной и познавательной сферы ребенка.
Диагностический этап предполагал проведение 5 занятий с семьей.
1 занятие: «Уточнение целей коррекционной работы с неполной семьей».
Для этого выяснились жалобы родителей на определенные проблемы в воспитании,
развитии и обучении детей.
В рамках данного этапа была собрана информация о ребенке, проведена беседа с
родителями,
через составление «карты семьи»: состав семьи, характеристика семьи,
типовое состояние неполной семьи (эмоционально-психологический комфорт-дискомфорт,
нервно-психическое
напряжение),
особенности
семейного
воспитания,
проведен
рисуночный тест «Моя семья», беседа с ребенком по теме «Моя семья».
2 занятие было посвящено диагностике родительских отношений в неполной семье.
Изучение
проводилось
с
помощью
«Теста-опросника
родительских
отношений»,
составленного
А.Я.
Варгой
и
В.В.
Столиным,
в
котором
родительские
отношения
понимаются как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих
стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия в понимании
характера и личности ребенка, его поступков. Родителям было предложено написать
сочинение «Мой ребенок».
На 3 –м занятии был проведен анализ сочинений «Мой ребенок» и обсуждение в
родительской группе по желанию родителей, не называя имени автора. В ходе данной
работы осуществлялось выяснение проблем воспитания в неполной семье, отношение
родителей к этому, совместный поиск возможных путей выхода из сложившейся ситуации.
4-ое занятие проводилось по методике «Архитектор-строитель». Данная методика
направлена на выявление уровня делового и личностного общения ребенка с родителем:
кто
является
ведущим,
а
кто
ведомым
при
выполнении
задания,
насколько
это
распределение ролей устойчиво, каковы типичные педагогические приемы родителя, каков
уровень критичности каждого из партнеров при оценке качества выполненного задания.
На
5
занятии
был
предложен
тест-опросник
«Анализ
семейного
воспитания»,
разработанный Э.Г. Эйдемиллером для анализа особенностей семейного воспитания.
В
завершении
работы
была
проведена
обобщающая
беседа
по
полученным
диагностическим данным.
Наиболее часто встречающимися ошибками оказались следующие:
-«слепая» материнская любовь к ребенку;
- чрезмерная строгость;
- перекладывание забот о воспитании ребенка на других;
- недостаточное представление о целях, методах, задачах воспитания;
- авторитарный стиль общения с ребенком.
Перечисленные ошибки свидетельствовали о низкой в целом культуре родителей в
неполных семьях и необходимости проведения педагогической работы.
В
отличие
от
других
социальных
институтов
семья
воздействует
на
ребенка
каждодневно,
поэтому
располагает
почти
неограниченными
возможностями
в
формировании его личностных качеств. Для успешного взаимодействия семьи и школы
нужно, чтобы родители умели анализировать деятельность и поведение своих детей, их
воспитанность. А для этого необходимо:
- разработать содержание и методику педагогического просвещения родителей с
учетом подготовленности их к воспитанию;
- пробудить у родителей как воспитателей интерес к процессу самообразования в
области специальных педагогических и психологических знаний.
- совершенствовать взаимоотношения родителей с детьми и педагогами, расширять
сферу их совместной деятельности и общения.
Созданию приоритета родительского воспитания, укреплению связи семьи и школы
в интересах развития ребенка и получения профессиональной помощи родителям в деле
воспитания детей будет способствовать разработанная программа. Так как формирование
и развитие социально активной личности возможно при взаимодействии семьи и школы на
пути воспитания. Актуальны задачи, решаемые такой формой социально-педагогического
сопровождения - это укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка,
создание системы психолого-педагогической подготовки родителей, а также обеспечение
родителям возможности получения профессиональной помощи в деле воспитания детей.
Таких форм взаимодействия небольшое количество, но из них можно и необходимо
выбрать наиболее приемлемые и эффективные.
Конечно,
конкретные
советы,
четкие
рекомендации
(подобно
тому,
как
врач
выписывает лекарство) по организации жизни в неполной семье дать почти не возможно,
так как это дело, прежде всего, самой одинокой матери или одинокого отца. Однако
своевременное осознание всех трудностей и опасностей для воспитания ребенка, которые
могут возникнуть в случае изоляции от друзей, близких людей и родных, возможно, даст
дополнительные стимулы для самовоспитания, чтобы избежать одиночества.
Данная
программа
взаимодействия
с
неполной
семьей
позволила
выполнить
следующие задачи: информировать родителей об общих закономерностях развития детей,
индивидуально-возрастных особенностях развития ребенка, о недостатках и проблемах
воспитания, которые привели к определенному уровню развития; обсудить проблемы
родителей в отношениях с ребенком; определить пути решения педагогических проблем
неполных семей; разработать совместно с родителями меры педагогической работы по
формированию их педагогической культуры, нормализации семейной ситуации в целом.
Программа
взаимодействия
содержала
педагогическую
поддержку
родителей,
воспитывающих детей в неполных семьях и включала индивидуальные и групповые
формы работы с семьей, методы повседневного общения и воздействия на ребенка, а
также приёмы, через которые эти методы реализуются.
Индивидуальная
помощь
родителю
в
неполной
семье
в
решении
конкретных
текущих педагогических проблем с ребенком по запросу родителя очень важна, так как
позволяет выяснить все проблемы неполной семьи и наметить пути их решения.
Список использованных источников
1.
Беличева С.А. Служба социальной защиты семьи и детства // Педагогика. - 2012.-№4.-
С.22-25.
2.
Воробьев Н.И. Семья в Нерехте. (К вопросу об анализе семьи.) // Вестник статистики.
-2009. - №1. - №3.
3.
Елизаров В.В. Семья в условиях демографического кризиса. Сб.: Защита прав семьи и
детей в программе действий президента Российской Федерации на 2005-2010 годы. -
М.: Юридическая литература, 2011.- 382 с.
4.
Карабанова О.А. Психология
семейных
отношений
и
семейного
консультирования:
учеб. пособие- М.: Гардарики, 2010.- 322 с.
5.
Караковский В.А. Чтобы воспитание было успешным… - М.: Знание. 2009.- 255 с.
6.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: В 2 кн. Кн. 2:
Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения.- М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 411 с.
7.
Сорокин П.А. Кризис современной семьи. // Ежемесячный журнал для всех. - 2011. -
№2.- С. 15-18.
8.
Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. - М.: Спарк,
2011.- 209 с.
9.
Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы / А.Г. Харчев, М.С.
Мацковский.- М.: Гардарики, 2010.- 272 с.