Организация сюжетно – ролевой игры детей старшего дошкольного возраста
Автор: Титова Снежанна Вячеславовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБ ДОУ Детский сад №107 Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область Наименование материала: статья Тема: Организация сюжетно – ролевой игры детей старшего дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Организация сюжетно – ролевой игры детей старшего дошкольного
возраста
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре -
важнейшему виду деятельности дошкольника. Она является эффективным
средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых
качеств. На протяжении всего дошкольного возраста, пока ребенок растет и
развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно – ролевая игра
остается
наиболее
характерным
видом
его
деятельности.
Особенности
сюжетно – ролевой игры раскрыты в работах психологов (Л. С. Выготский, А.
В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.) и педагогов (Р. И. Жуковская, Д. В,
Менджерицкая, Н. Я. Михайленко, А. П. Усова и др.). Возможности сюжетно
–
ролевой
игры
расширяют
мир
дошкольника
и
обеспечивают
ему
внутренний
эмоциональный
комфорт.
В
данном
виде
игры
развивается
способность к воображению, образное мышление. Принимая на себя роли в
сюжетно
–
ролевой
игре,
воссоздавая
поступки
взрослых,
ребенок
проникается их чувствами, сопереживает им, начинает ориентироваться в
отношениях между людьми, т. е. развивается его эмоциональная сфера. А это
обеспечивает
возможность
формирования
этических
норм,
что
поможет
снижению
агрессивности
межличностных
отношений
в
будущей
жизни
детей.
Но в тоже время, педагоги – практики отмечают, что жизнь современного
ребенка
заполнена
телевидением,
компьютерными
играми,
кружками
и
секциями. На игру у ребенка остается крайне мало времени и дома, и в
детском
саду.
Многие
исследователи,
такие
как
(Р.
А.
Иванкова,
Н.А.
Короткова, Н. Я. Михайленко) отмечают, что в детском саду наблюдается
«вытеснение» игры учебными занятиями, студийной и кружковой работой,
подготовкой к школе.
Все это свидетельствует о нарушении права ребенка на игру. Право на игру
зафиксировано в Конвенции о правах ребенка. Статья 31 Конвенции гласит:
«Каждый ребенок имеет право на игру, отдых и участие в культурной и
3
творческой жизни». Данное право нарушается значительно чаще, чем другие
права ребенка. Главная причина игнорирования ст. 31 конвенции заключается
в том, что право на игру не признается, не осознается и не понимается ни
родителями, ни властями, ни специалистами. И как результат игры детей,
особенно
сюжетно-ролевые,
бедны
по
содержанию,
тематике,
в
них
отмечается многократная повторяемость сюжетов.
На современном этапе, вновь говорится о важности, значимости и
необходимости
развития
игровой
деятельности
детей,
учитывая
ее
самодеятельный, эмоциональный, творческий характер. На это указывают
современные
исследователи
(Арсентьева
В.
П.,
Солнцева
О.
В.,
и
др.),
педагоги – практики и нормативные документы дошкольного образования.
Руководство и организация сюжетно-ролевых игр детей дошкольного
возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр,
обогащает
содержание,
способствует
овладению
детьми
ролевым
поведением.
Игра
–
это
неотъемлемое
право
дошкольного
возраста
и
счастливое
содержание
жизни.
Игра
–
самоценная
форма
активности
ребенка
дошкольного возраста. Замена игры другими видами деятельности обедняет
личность дошкольника, препятствуя развитию воображения дошкольника,
которое
призвано
важнейшим
возрастным
новообразованием,
тормозит
развитие
общения
как
со
сверстниками,
так
и
со
взрослыми,
обедняет
эмоциональный
мир
ребенка.
Следовательно,
своевременное
развитие
игровой деятельности, достижение ребенком творческих результатов в ней
является особенно важным.
Ребенок играет в разные виды игр: подвижные, дидактические и другие, в
частности сюжетно – ролевые. Сюжетно – ролевая игра – это основной вид
игры
ребёнка
старшего
дошкольного
возраста.
Характеризуя
её,
С.
Л.
Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление
ребёнка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребёнка со взрослым.
4
На
значение
сюжетно
–
ролевой
игры
в
развитии
личности
ребенка
дошкольного возраста обращали внимание Логинова В. И., П. Г. Саморукова:
1.
Сущность
воспитательного
воздействия
сюжетно
–
ролевой
игры
в
приобретении и накоплении ребенком социального опыта. Содержание
игр вводит ребенка в широкую сферу моральных отношений: заботы,
взаимопомощи, ответственности и т.д. Осваивая в игре правила ролевого
поведения, ребенок осваивает и моральные правила, заключенные в роли.
Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к
своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям,
вещам: в игре формируется положительное отношение к образу жизни
людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе. В силу
этого сюжетно – ролевая игра выступает и как средство формирования
культуры общения.
2.
В сюжетно – ролевой игре происходит развитие важных особенностей
мотивационной
сферы
личности
ребенка:
во-первых,
формируется
соподчинение
мотивов
более
общим
и
высоким;
во-вторых,
формируются сами общественно – значимые мотивы (например, ребенок
принимает на себя малоинтересную для него роль для того, чтобы игра
состоялось,
не
распалась);
в
третьих,
в
игре
возникает
новая
психологическая форма мотивов – обобщенных и в известной степени
осознанных мотивов – обобщенных и в известной степени осознанных
мотивов. Наличие в игре внутренних правил, которые ребенок выполняет
добровольно, воспитывает умение сдерживать себя, формирует волевые
черты характера.
3.
Сюжетно – ролевая игра – одно из средств умственного воспитания.
Ребенок,
отражая
в
игре
явления
и
события
окружающей
жизни,
воспроизводит их. При этом он оперирует образами и представлениями.
Знания об изображаемых явлениях ребенок выражает в суждениях, что
свидетельствует о переходе от конкретного предмета к мысли о нем.
Воображаемая ситуация игры оказывает постоянное влияние на развитие
5
умственной деятельности дошкольника. Так, в тот момент , когда ребенок
дает предмету название в соответствии с игровым замыслом и действует
с этим предметом, он совершает переход из плана реального действия с
материальными
предметами
в
план
умственных
д е й с т в и й .
Первоначально это возможно только при опоре на предмет (игрушку).
Постепенно
в
игре
возникает
особый
план
умственных
действий,
непосредственно не совпадающий с планом практических действий.
Н. В. Краснощекова выделяла некоторые виды сюжетно – ролевых игр,
исходя из сюжета:
1)
Игры на бытовые сюжеты: «в дом, семью, праздники и др.»;
2)
Игры
на
производственные
и
общественные
темы,
в
которых
отражается труд людей: «школа, магазин, библиотека и др.»;
3)
Игры на темы литературных произведений, кино ,теле и радиопередач:
«в моряков, в зайца и волка и др.»;
4)
Игры на героико – патриотические темы, отражающие героические
подвиги нашего народа: «герои войны и др.»;
5)
«Режиссерские»
игры,
в
которых
ребёнок
заставляет
говорить,
выполнять разнообразные действия кукол.
Часто воспитатели основное внимание уделяют проведению занятий, а не
игре.
В
результате
значительная
часть
детей
приходит
в
школу
неподготовленной. Многие первоклассники испытывают трудности с самого
начала обучения, они порой мешают учителю и другим детям и довольно
скоро попадают в разряд «трудных», неуспевающих. Причина в том, что дети
не умеют играть, это приводит к низкому уровню их подготовки к школе.
Умение ставить инициативные игровые задачи придает игре подлинно
творческий характер, а каждый ребенок имеет возможность воплотить в игре
свои познавательные интересы. В старшем дошкольном возрасте интересы
детей
существенно
расширяются,
обнаруживаются
индивидуальные
предпочтения.
Например,
одного
ребенка
интересуют
звезды,
другого
–
морские глубины и др. Все, что ребенку особенно интересно, он стремится
отображать в своих играх. Так, появляются необычные, интересные замыслы,
6
для реализации которых дети как раз и ставят инициативные игровые задачи,
тем самым в играх отображаются такие события, которые ранее не имели
места.[19]
В чем ценность игр, в которых ставятся инициативные игровые задачи?
Такие игры своей оригинальностью, необычностью привлекают к участию
других
детей.
Играющие
вступают
во
взаимодействие,
предполагающее
общение по поводу решения поставленных игровых задач. Участвуя в играх,
одни дети передают другим имеющиеся у них знания, опыт и непроизвольно
зарождают
желание
узнать
о
чем
–
то
новом,
что
впоследствии
может
обогатить
игру.
В
результате
игра
становится
интересной,
подлинно
творческой, самостоятельной, длительной, именно в такой игре происходит
развитие ребенка и подготовка его к следующей ведущей деятельности –
учебной.
О развитии сюжетно – ролевой игры можно говорить, ориентируясь на
показатели сюжетно – ролевой игры.
Н. Ф. Комарова выделяет следующие показатели развития сюжетно -
ролевой игры:
1. Содержание игры:
- замысел игры;
- разнообразие замыслов;
- количество игровых задач;
- разнообразие игровых задач;
- самостоятельность при постановке задач.
2. Способы решения игровых задач;
- разнообразие игровых действий с игрушками;
- степень обобщенности игровых действий с игрушками;
- игровые действия с предметами – заместителями;
- игровые действия с воображаемыми предметами;
- принятие роли;
- разнообразие игровых действий;
7
- выразительность ролевых высказываний;
- наличие ролевых высказываний, ролевой беседы;
- содержательность ролевой беседы.
3. Взаимодействие детей в игре:
- вступает во взаимодействие;
- ставит игровые задачи;
- принимает игровые задачи;
- длительность взаимодействия. [11]
На основе глубокого изучения сюжетно – ролевой игры детей 3 – 7 лет, Д.
Б.
Эльконин
выделил
и
охарактеризовал
четыре
уровня
развития
игры,
которые, по его мнению, являются и стадиями ее развития. [19; 85]
Первый
уровень.
Содержание
игры
–
действия
с
предметами,
направленные на соучастника игры.
Роли есть, но они определяются характером действий. Как правило, роли
не называются.
Действия разнообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. Игра
со
стороны
действий
ограничена
только
актами
кормления,
которые
логически не перерастают в другие, следующие за ними действия, так же как
и не предваряются другими действиями.
Второй уровень. Содержание игры – действия с предметами, но на первый
план выдвигается соответствие игрового действия реальному.
Роли называются детьми. Начинается разделение функций. Выполнение
роли сводится к реализации действий, связанных с данной ролью.
Качество действий расширяется и выходит за пределы какого – либо
одного
типа
действий.
Логика
действий
определяется
жизненной
последовательностью,
т.е.
их
последовательностью
в
реальной
действительности.
Третий уровень. Основным содержанием роли становится выполнение
роли и вытекающих из нее действий, среди которых начинают выделяться
8
специальные
действия,
передающие
характер
отношений
к
другим
участникам игры.
Роли ясно очерчены и выделены. Дети называют свои роли до начала игры.
Роли
определяют
и
направляют
поведение
ребенка.
Логика
и
характер
действий определяются взятой на себя ролью.
Действия становятся разнообразными. Появляется специфическая ролевая
речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и
ролью,
выполняемой
товарищем,
но
иногда
прорываются
и
обычные
внеигровые отношения.
Четвертый уровень. Основным содержанием игры становится выполнение
действий,
связанных
с
отношением
к
другим
людям,
роли
которых
выполняют другие дети.
Роли ясно очерчены и выделены. Ролевые функции детей взаимосвязаны.
Речь носит ролевой характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью
того. Кому она обращена.
Действия
развертываются
в
четкой
последовательности,
строго
воссоздающей реальную логику.
Таким образом, рассматривая особенности развития сюжетно – ролевой
игры старших дошкольников, можно сказать о том, что:
- сюжетно – ролевая игра старших дошкольников коллективна;
- как правило, они заранее планируют игру – договариваются между собой о
теме игры, распределяют роли, подбирают нужный игровой материал;
- у детей в этом возрасте должно быть развито умение объединяться в игру;
- ребенок старшего дошкольного возраста должен обдуманно выбирать сюжет
игры, намечать ее план, примерную последовательность действий;
- на данном возрастном этапе появляются новые сюжеты, которые навеяны
впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения: по
мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов родителей и др.;
- все большее внимание дети уделяют точному соблюдению правил, которые
налагает на каждого участника игры выполняемая им роль;
9
- организаторы игр обычно пользуются авторитетом среди сверстников;
-
в
старшем
дошкольном
возрасте
продолжается
обобщение
игровых
ситуаций;
помимо
условных
и
символических
действий
дети
активно
используют речевые комментарии.
Для развития сюжетно – ролевой игры детей, необходимо организовывать
качественное педагогическое руководство сюжетно – ролевыми играми детей
старшего дошкольного возраста. Поэтому, считаем необходимым рассмотреть
педагогическое руководство сюжетно – ролевыми играми детей старшего
дошкольного возраста в следующем параграфе.
А.
П.
Усовой
были
сформулированы
ведущие
педагогические
принципы
руководства игрой:
1. Воспитатель должен эмоционально входить в игру детей – «разделять» их
восторги и опасения в игре, войти в детское «как будто».
2.
Воспитатель
не
должен
уничтожать
детскую
самостоятельность,
навязывать ход развития игры.
3. Воспитатель должен руководить накоплением детских представлений как
вне игры, так и в игре.
Делая вывод, можно сказать о том, в организации сюжетно-ролевой
игры
детей
старшего
дошкольного
возраста
большую
роль
играет
педагогическое
руководство. В
старших
группах
роль
воспитателя
при
руководстве игрой не менее активна и ответственна. Детям предоставляется
самостоятельность
в
выборе
игры
и
ее
организации,
но
за
этой
самостоятельностью
скрывается
напряженная
работа
педагога.
Педагог
продолжает
внимательно
следить
за
развитием
сюжета,
за
характером
детских взаимоотношений, помогает решать спорные вопросы, советами,
предложениями дает игре нужное направление.
Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста
предполагает,
что
педагог
влияет
на
расширение
тематики
этих
игр,
обогащает
содержание,
способствует
овладению
детьми
ролевым
поведением.
Благодаря
правильному
взаимодействию
педагога
с
детьми,
10
умению видеть ход игры со стороны, игра детей становится более интересной
и насыщенной.
Педагогическое руководство игрой – система педагогических воздействий,
способствующих
развитию
самостоятельной
игры
детей,
исходя
из
ее
возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития ребенка.
11