Напоминание

Организация сюжетно – ролевой игры детей старшего дошкольного возраста


Автор: Титова Снежанна Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ Детский сад №107
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Организация сюжетно – ролевой игры детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





Организация сюжетно – ролевой игры детей старшего дошкольного

возраста
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности дошкольника. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств. На протяжении всего дошкольного возраста, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно – ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности. Особенности сюжетно – ролевой игры раскрыты в работах психологов (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.) и педагогов (Р. И. Жуковская, Д. В, Менджерицкая, Н. Я. Михайленко, А. П. Усова и др.). Возможности сюжетно – ролевой игры расширяют мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. В данном виде игры развивается способность к воображению, образное мышление. Принимая на себя роли в сюжетно – ролевой игре, воссоздавая поступки взрослых, ребенок проникается их чувствами, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, т. е. развивается его эмоциональная сфера. А это обеспечивает возможность формирования этических норм, что поможет снижению агрессивности межличностных отношений в будущей жизни детей. Но в тоже время, педагоги – практики отмечают, что жизнь современного ребенка заполнена телевидением, компьютерными играми, кружками и секциями. На игру у ребенка остается крайне мало времени и дома, и в детском саду. Многие исследователи, такие как (Р. А. Иванкова, Н.А. Короткова, Н. Я. Михайленко) отмечают, что в детском саду наблюдается «вытеснение» игры учебными занятиями, студийной и кружковой работой, подготовкой к школе. Все это свидетельствует о нарушении права ребенка на игру. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка. Статья 31 Конвенции гласит: «Каждый ребенок имеет право на игру, отдых и участие в культурной и 3
творческой жизни». Данное право нарушается значительно чаще, чем другие права ребенка. Главная причина игнорирования ст. 31 конвенции заключается в том, что право на игру не признается, не осознается и не понимается ни родителями, ни властями, ни специалистами. И как результат игры детей, особенно сюжетно-ролевые, бедны по содержанию, тематике, в них отмечается многократная повторяемость сюжетов. На современном этапе, вновь говорится о важности, значимости и необходимости развития игровой деятельности детей, учитывая ее самодеятельный, эмоциональный, творческий характер. На это указывают современные исследователи (Арсентьева В. П., Солнцева О. В., и др.), педагоги – практики и нормативные документы дошкольного образования. Руководство и организация сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением. Игра – это неотъемлемое право дошкольного возраста и счастливое содержание жизни. Игра – самоценная форма активности ребенка дошкольного возраста. Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника, препятствуя развитию воображения дошкольника, которое призвано важнейшим возрастным новообразованием, тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми, обедняет эмоциональный мир ребенка. Следовательно, своевременное развитие игровой деятельности, достижение ребенком творческих результатов в ней является особенно важным. Ребенок играет в разные виды игр: подвижные, дидактические и другие, в частности сюжетно – ролевые. Сюжетно – ролевая игра – это основной вид игры ребёнка старшего дошкольного возраста. Характеризуя её, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребёнка со взрослым. 4
На значение сюжетно – ролевой игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста обращали внимание Логинова В. И., П. Г. Саморукова: 1. Сущность воспитательного воздействия сюжетно – ролевой игры в приобретении и накоплении ребенком социального опыта. Содержание игр вводит ребенка в широкую сферу моральных отношений: заботы, взаимопомощи, ответственности и т.д. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные правила, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе. В силу этого сюжетно – ролевая игра выступает и как средство формирования культуры общения. 2. В сюжетно – ролевой игре происходит развитие важных особенностей мотивационной сферы личности ребенка: во-первых, формируется соподчинение мотивов более общим и высоким; во-вторых, формируются сами общественно – значимые мотивы (например, ребенок принимает на себя малоинтересную для него роль для того, чтобы игра состоялось, не распалась); в третьих, в игре возникает новая психологическая форма мотивов – обобщенных и в известной степени осознанных мотивов – обобщенных и в известной степени осознанных мотивов. Наличие в игре внутренних правил, которые ребенок выполняет добровольно, воспитывает умение сдерживать себя, формирует волевые черты характера. 3. Сюжетно – ролевая игра – одно из средств умственного воспитания. Ребенок, отражая в игре явления и события окружающей жизни, воспроизводит их. При этом он оперирует образами и представлениями. Знания об изображаемых явлениях ребенок выражает в суждениях, что свидетельствует о переходе от конкретного предмета к мысли о нем. Воображаемая ситуация игры оказывает постоянное влияние на развитие 5
умственной деятельности дошкольника. Так, в тот момент , когда ребенок дает предмету название в соответствии с игровым замыслом и действует с этим предметом, он совершает переход из плана реального действия с материальными предметами в план умственных д е й с т в и й . Первоначально это возможно только при опоре на предмет (игрушку). Постепенно в игре возникает особый план умственных действий, непосредственно не совпадающий с планом практических действий. Н. В. Краснощекова выделяла некоторые виды сюжетно – ролевых игр, исходя из сюжета: 1) Игры на бытовые сюжеты: «в дом, семью, праздники и др.»; 2) Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей: «школа, магазин, библиотека и др.»; 3) Игры на темы литературных произведений, кино ,теле и радиопередач: «в моряков, в зайца и волка и др.»; 4) Игры на героико – патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа: «герои войны и др.»; 5) «Режиссерские» игры, в которых ребёнок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Часто воспитатели основное внимание уделяют проведению занятий, а не игре. В результате значительная часть детей приходит в школу неподготовленной. Многие первоклассники испытывают трудности с самого начала обучения, они порой мешают учителю и другим детям и довольно скоро попадают в разряд «трудных», неуспевающих. Причина в том, что дети не умеют играть, это приводит к низкому уровню их подготовки к школе. Умение ставить инициативные игровые задачи придает игре подлинно творческий характер, а каждый ребенок имеет возможность воплотить в игре свои познавательные интересы. В старшем дошкольном возрасте интересы детей существенно расширяются, обнаруживаются индивидуальные предпочтения. Например, одного ребенка интересуют звезды, другого – морские глубины и др. Все, что ребенку особенно интересно, он стремится отображать в своих играх. Так, появляются необычные, интересные замыслы, 6
для реализации которых дети как раз и ставят инициативные игровые задачи, тем самым в играх отображаются такие события, которые ранее не имели места.[19] В чем ценность игр, в которых ставятся инициативные игровые задачи? Такие игры своей оригинальностью, необычностью привлекают к участию других детей. Играющие вступают во взаимодействие, предполагающее общение по поводу решения поставленных игровых задач. Участвуя в играх, одни дети передают другим имеющиеся у них знания, опыт и непроизвольно зарождают желание узнать о чем – то новом, что впоследствии может обогатить игру. В результате игра становится интересной, подлинно творческой, самостоятельной, длительной, именно в такой игре происходит развитие ребенка и подготовка его к следующей ведущей деятельности – учебной. О развитии сюжетно – ролевой игры можно говорить, ориентируясь на показатели сюжетно – ролевой игры. Н. Ф. Комарова выделяет следующие показатели развития сюжетно - ролевой игры: 1. Содержание игры: - замысел игры; - разнообразие замыслов; - количество игровых задач; - разнообразие игровых задач; - самостоятельность при постановке задач. 2. Способы решения игровых задач; - разнообразие игровых действий с игрушками; - степень обобщенности игровых действий с игрушками; - игровые действия с предметами – заместителями; - игровые действия с воображаемыми предметами; - принятие роли; - разнообразие игровых действий; 7
- выразительность ролевых высказываний; - наличие ролевых высказываний, ролевой беседы; - содержательность ролевой беседы. 3. Взаимодействие детей в игре: - вступает во взаимодействие; - ставит игровые задачи; - принимает игровые задачи; - длительность взаимодействия. [11] На основе глубокого изучения сюжетно – ролевой игры детей 3 – 7 лет, Д. Б. Эльконин выделил и охарактеризовал четыре уровня развития игры, которые, по его мнению, являются и стадиями ее развития. [19; 85] Первый уровень. Содержание игры – действия с предметами, направленные на соучастника игры. Роли есть, но они определяются характером действий. Как правило, роли не называются. Действия разнообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. Игра со стороны действий ограничена только актами кормления, которые логически не перерастают в другие, следующие за ними действия, так же как и не предваряются другими действиями. Второй уровень. Содержание игры – действия с предметами, но на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному. Роли называются детьми. Начинается разделение функций. Выполнение роли сводится к реализации действий, связанных с данной ролью. Качество действий расширяется и выходит за пределы какого – либо одного типа действий. Логика действий определяется жизненной последовательностью, т.е. их последовательностью в реальной действительности. Третий уровень. Основным содержанием роли становится выполнение роли и вытекающих из нее действий, среди которых начинают выделяться 8
специальные действия, передающие характер отношений к другим участникам игры. Роли ясно очерчены и выделены. Дети называют свои роли до начала игры. Роли определяют и направляют поведение ребенка. Логика и характер действий определяются взятой на себя ролью. Действия становятся разнообразными. Появляется специфическая ролевая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью, выполняемой товарищем, но иногда прорываются и обычные внеигровые отношения. Четвертый уровень. Основным содержанием игры становится выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети. Роли ясно очерчены и выделены. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит ролевой характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью того. Кому она обращена. Действия развертываются в четкой последовательности, строго воссоздающей реальную логику. Таким образом, рассматривая особенности развития сюжетно – ролевой игры старших дошкольников, можно сказать о том, что: - сюжетно – ролевая игра старших дошкольников коллективна; - как правило, они заранее планируют игру – договариваются между собой о теме игры, распределяют роли, подбирают нужный игровой материал; - у детей в этом возрасте должно быть развито умение объединяться в игру; - ребенок старшего дошкольного возраста должен обдуманно выбирать сюжет игры, намечать ее план, примерную последовательность действий; - на данном возрастном этапе появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения: по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов родителей и др.; - все большее внимание дети уделяют точному соблюдению правил, которые налагает на каждого участника игры выполняемая им роль; 9
- организаторы игр обычно пользуются авторитетом среди сверстников; - в старшем дошкольном возрасте продолжается обобщение игровых ситуаций; помимо условных и символических действий дети активно используют речевые комментарии. Для развития сюжетно – ролевой игры детей, необходимо организовывать качественное педагогическое руководство сюжетно – ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста. Поэтому, считаем необходимым рассмотреть педагогическое руководство сюжетно – ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста в следующем параграфе. А. П. Усовой были сформулированы ведущие педагогические принципы руководства игрой: 1. Воспитатель должен эмоционально входить в игру детей – «разделять» их восторги и опасения в игре, войти в детское «как будто». 2. Воспитатель не должен уничтожать детскую самостоятельность, навязывать ход развития игры. 3. Воспитатель должен руководить накоплением детских представлений как вне игры, так и в игре. Делая вывод, можно сказать о том, в организации сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста большую роль играет педагогическое руководство. В старших группах роль воспитателя при руководстве игрой не менее активна и ответственна. Детям предоставляется самостоятельность в выборе игры и ее организации, но за этой самостоятельностью скрывается напряженная работа педагога. Педагог продолжает внимательно следить за развитием сюжета, за характером детских взаимоотношений, помогает решать спорные вопросы, советами, предложениями дает игре нужное направление. Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением. Благодаря правильному взаимодействию педагога с детьми, 10
умению видеть ход игры со стороны, игра детей становится более интересной и насыщенной. Педагогическое руководство игрой – система педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития ребенка. 11


В раздел образования