Территориальный вопрос в российско-японских отношениях
Автор: Березина Татьяна Вячеславовна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1 Населённый пункт: г. Александровск-Сахалинский Наименование материала: статья Тема: Территориальный вопрос в российско-японских отношениях Раздел: среднее образование
Территориальный вопрос в российско-японских отношениях
Выполнил: Кандаев Сергей, 9 класс
Руководитель: Березина Т.В. –
учитель истории и обществознания
2016
2
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………….3
1.
Территориальный вопрос в Российско-японских отношениях………………….……5
1.1.
История «Курильского вопроса»………………………………………………………5
1.2.
Попытки урегулирования территориального вопроса……………………………….12
1.3.
Позиции
Японии
и
России
по
урегулированию
территориального
вопроса
и
возможные последствия………………………………………………………………………..16
Заключение…………………………………………………………………….………….…….19
Список литературы……………………………………………………………………….…….21
Приложения……………………………………………………………………………………..22
Введение
3
70 лет прошло со дня победы над Японией и освобождения Южного Сахалина и
Курильских островов от японских милитаристов. Для нас этот исторический факт стал
далеко не будничным событием, чего не скажешь о японской стороне с ее ностальгией по
северным землям. Кому, как не нам – сахалинцам, людям, неравнодушным к судьбе своей
страны, еще раз поднять эту проблему и постараться разобраться в территориальных
спорах,
ведь
войну
проиграла
Япония
и
решением
Потсдамской
конференции
была
наказана за свою алчность.
Стало привычным утверждать, что нормализации отношений между Россией и
Японией препятствует наличие территориальной проблемы. Суть ее в том, что японская
сторона настаивает на возвращении так называемых «северных территорий». И поскольку
разрешения
проблемы
в
ближайшем
будущем
не
видится
возможным,
она
остается
актуальной . Действительно, именно наличие территориальной проблемы не позволяет до
сих пор заключить мирный договор, который бы окончательно закрепил послевоенные
границы между Россией и Японией.
Объект работы: российско-японские отношения.
Предмет: территориальный вопрос.
Цель
работы:
рассмотреть
историю
и
возможные
пути
решения
российско-
японских споров относительно «северных территорий».
Задачи:
изучить литературу по теме;
проанализировать историю возникновения проблемы;
выяснить позиции России и Японии в решении территориального спора и последствия
предложений сторон;
предложить возможные пути решения данного вопроса.
Термин «северные территории» широко используются Японией для обозначения
ряда территорий нашего государства, на которые она претендует в течение десятилетий. В
узком смысле в это понятие японской стороной включаются: южная часть Большой
Курильской гряды: остров Кунашир, остров Итуруп с прилегающими островами Лебедь,
Камень Лев, остров Пико, а также все острова малой Курильской гряды, состоящей из
острова
Шикотан
или
Шпанберга
и
группы
островов
Плоские
(более
известны
под
японским названием Хабомаи). К ним относятся остров Сигнальный, Танфильева, Юрий,
Анучина, Зеленый и Полонского. Их общая площадь составляет пять тысяч квадратных
километров,
т.е.
около
половины
площади
всех
Курильских
островов.
Следует
подчеркнуть, что в широком смысле, в «северные территории» включаются также все
остальные Курильские острова и южная часть острова Сахалин. Некоторые представители
4
ультраправых
кругов
Японии
в
ряде
случаев
распространяют
этот
термин
также
на
северную часть Сахалина.
Один лишь остров Итуруп по площади больше Люксембурга, Монако, Таити,
Сингапура, Гонконга вместе взятых, а численность населения превышает
25 тысяч
человек.
А
вся
наша
островная
Сахалинская
область
по
площади
превышает
ряд
отдельных государств: она почти в три раза больше Бельгии, в два – Швейцарии и больше
Австрии и Ирландии вместе взятых.
Когда говорят о северных территориях, гражданам России есть над чем подумать.
Здесь никоим образом нельзя забывать о военно-стратегическом значении островов. Ведь
именно через пролив Екатерины Российский флот может выйти из Охотского моря в
Тихий
океан.
Эти
острова
располагают
подготовленными
участками
территории
для
размещения систем противоракетной обороны. Глубоководная бухта Касатка - уникальное
место
для
размещения
большого
флота.
Незамерзающие
проливы
между
Южными
Курильскими
островами
позволяют
поддерживать
круглогодичную
навигацию
между
портами Дальнего Востока и странами Тихого океана. По подсчетам администрации
Сахалинской области, общие запасы минеральных ресурсов, геологических, рыбных и
морских
ресурсов
оцениваются
в
87
миллиардов
долларов
США.
Здесь
в
достатке
имеются ценные минеральные воды и лечебные грязи, богатейшие возможности для
организации туризма, в том числе и зарубежного.
2.
Территориальный вопрос в Российско-японских отношениях
2.1.
История «Курильского вопроса»
5
Многие политологи считают, что выдвигаемый Японией тезис об «исторической
принадлежности
Южных
Курил
только
Японии»
не
соответствует
исторической
действительности
и
прямо
ей
противоречит.
Исторический
приоритет
в
освоении
и
владении Южными Курилами, как и всем архипелагом в целом, принадлежит России. До
прихода русских и японцев острова были населены айнами. На их языке «куру» означало
«человек», откуда и пошло их второе название «курильцы», а затем и наименование
архипелага.
Первая информация об островах была получена японцами в ходе экспедиции на
Хоккайдо и Сахалин в 1635 году. В 1644 году по итогам экспедиций 1635—1637 гг. на
Хоккайдо
была
составлена
первая
японская
карта
Сахалина
и
Курильских
островов
(Приложение 1).
В России первое официальное упоминание о Курильских островах относится к
1646 году, и связано с отчётами о походах Ивана Юрьевича Москвитина. В августе 1711
года
отряд
камчатских
казаков
под
руководством
Данилы
Анциферова
и
Ивана
Козыревского впервые высадился на самом северном острове Шумшу, разбив здесь отряд
местных айнов, а затем и на втором острове гряды – Парамушире.
В
1738-1739
годах
состоялась
научная
экспедиция
под
руководством
капитана
русского флота Мартына Петровича Шпанберга. Эта экспедиция впервые нанесла на карту
Малую Курильскую гряду (острова Шикотан и Хабомаи). По итогам экспедиции был
составлен атлас «Генеральная карта России» с изображением 40 островов Курильского
архипелага. На островах были установлены государственные знаки-кресты и медные
доски с надписью: «Земля российского владения». После публикаций в Европе в 1740-х
годах
известий
об
открытии
русскими
мореплавателями
Курильских
островов,
для
посещения
своими
кораблями
островов
этого
района
правительства
других
держав
запрашивали
разрешение
у
российских
властей.
Все
нанесённые
на
карту
острова
императрица
Екатерина
II
в
1786
году
объявила
как
«земли,
Российскими
мореплавателями
приобретённые»,
и
велела
передать
их
под
управление
Камчатки.
Данный
указ
был
опубликован
на
иностранных
языках.
После
публикации
ни
одно
государство не оспорило права России на Курильские острова.
Рядом императорских
указов
подтверждается
подданство
России
южнокурильских
айнов
(так
называемых
«мохнатых
курильцев»),
а
сами
острова
объявлялись
владением
России.
Это
подтверждают и русские географические карты, и атласы. Даже японский автор XIX века
Мацунага Текен пишет в своем труде «Сахалин и Курилы»: «в 1643 году русские пришли в
Камчатку и открыли Курильские острова …, заняв ближайшие двадцать один остров».
6
Позднее проникновение японцев на Сахалин и Курилы, несмотря на то, что они довольно
близко находились от Японии, объясняется целым рядом причин (как внешних, так и
внутренних) останавливаться на них подробно в этом докладе нет необходимости.
7 февраля 1855 года Япония и Россия подписали первый русско-японский договор –
Симодский трактат о торговле и границах. Документ устанавливал границу стран между
островами Итуруп и Уруп. К Японии отходили острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и
группа островов Хабомаи, а остальные признавались российскими владениями. Именно
поэтому 7 февраля в Японии ежегодно отмечается как День северных территорий с 1981
года. При этом остались неурегулированными вопросы о статусе Сахалина, что приводило
к конфликтам между русскими и японскими купцами и моряками[11].
7 мая 1875 года подписан Петербургский договор, по которому Россия передала
Японии права на все 18 Курильских островов в обмен на японскую часть Сахалина. Таким
образом границы были урегулированы [11] (Приложение 2).
В 1905 году, по результатам Русско-японской войны был подписан Портсмутский
мирный договор, согласно которому Россия уступила Японии южную часть Сахалина.
20 января 1925 года, после переговоров в Пекине, Япония и СССР установили
дипломатические
отношения,
подписав
Пекинский
договор.
СССР
был
вынужден
признать
положение,
сложившееся
в
1905
году
в
результате
русско-японской
войны,
однако отказался признать «политическую ответственность» за Портсмутский договор[11].
В
июне
1941
года
страны
гитлеровской
коалиции,
кроме
Японии,
которая
соблюдала заключённый в апреле Пакт о нейтралитете, объявили войну СССР (Великая
Отечественная война), а в том же году Япония напала на США, начав войну на Тихом
океане.
В Каирской декларации от 27 ноября 1943 года указывалось, что цель союзных
держав (США, Великобритании и Китая) заключается в том, чтобы лишить Японию всех
островов в Тихом океане, которые она захватила или оккупировала с начала Первой
мировой войны. В этом заявлении также говорилось, что Япония должна быть лишена
территорий, захваченных ею посредством насилия (в частности, её колоний — Кореи и
Тайваня).
11 февраля 1945 года на Ялтинской конференции СССР, США и Великобритания
достигли письменной договорённости о вступлении Советского Союза в войну с Японией
при условии возвращения ему после окончания войны Южного Сахалина и Курильских
островов (Ялтинское соглашение глав правительств США, СССР и Великобритании по
вопросам Дальнего Востока). По условиям договорённости, Советский Союз должен
вступить в войну не позднее трёх месяцев после победы над Германией[9].
7
5 апреля 1945 года В. М. Молотов принял посла Японии в СССР Наотакэ Сато и от
имени Советского правительства сделал заявление о денонсации (в международном праве
отказ одной из сторон международного договора от его выполнения) советско-японского
пакта о нейтралитете.
В Потсдамской декларации от 26 июля 1945 года говорится, что условия Каирской
декларации будут выполнены и японский суверенитет будет ограничен островами Хонсю,
Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми более мелкими островами, которые укажут союзники —
без упоминания островов Курильской гряды. В Каирской декларации сказано, что Япония
должна быть лишена тех территорий, которые она захватила силой в результате своей
агрессии.
8 августа 1945 года, ровно через три месяца после капитуляции Германии СССР
официально объявил войну Японии и на следующий день начал боевые действия против
неё.
Южные
Курилы
были
заняты
советскими
войсками
в
августе-сентябре
в
ходе
Курильской
десантной
операции.
После
подписания
Акта
о
капитуляции
Японии
2
сентября
были
высажены
гарнизоны
на
острова
Малой
Курильской
гряды
(остров
Шикотан был занят 1 сентября). Последняя высадка гарнизона в ходе десантной операции
была проведена 4 сентября 1945 года на Лисьи острова. Операция на Южных Курилах в
целом представляла собой принятие капитуляции японских войск.
После капитуляции Япония была оккупирована союзными войсками.
29 января 1946 года Меморандумом № 677 Главнокомандующего Союзных Держав
генералом Дугласом Макартуром из территории Японии были исключены Курильские
острова (острова Тисима), группа островов Хабомаи (Хабомадзе) и остров Сикотан.
2 февраля 1946 года в соответствии с Указом Президиума ВС СССР на этих
территориях была образована Южно-Сахалинская область в составе Хабаровского края
РСФСР,
которая
2
января
1947
года
вошла
в
состав
новообразованной
Сахалинской
области в составе РСФСР (Приложение 3).
8 сентября 1951 года в Сан-Франциско заключён мирный договор между Японией и
союзниками, согласно которому Япония отказалась от прав на территории, суверенитет
над которыми приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 года. При этом,
согласно официальной позиции Японии, Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи в состав
Курильских островов (островов Тисима) не входили, и от них Япония не отказывалась[16].
Представители СССР предложили внести в договор поправку о признании суверенитета
СССР
над
Южным
Сахалином
и
Курильскими
островами,
однако
это
и
ещё
ряд
предложений
учтены
не
были,
поэтому
СССР,
Польша
и
Чехословакия
договор
не
подписали.
8
19 октября 1956 года СССР и Япония приняли московскую декларацию, которая
прекращала
состояние
войны
и
восстанавливала
дипломатические
отношения
между
двумя странами, а также фиксировала согласие СССР на передачу Японии островов
Хабомаи
и
Шикотан,
но
только
после
заключения
мирного
договора.
Однако
позже
японская
сторона
отказалась
от
подписания
мирного
договора
под
давлением
США,
которые пригрозили[14], что в случае снятия Японией претензий на острова Кунашир и
Итуруп, в состав Японии не будет возвращён архипелаг Рюкю с островом Окинава,
который на основании Статьи 3 Сан-Францисского мирного договора тогда находился под
управлением США.
Союз
Советских
Социалистических
Республик
и
Япония
согласились
на
продолжение
после
восстановления
нормальных
дипломатических
отношений
между
Союзом Советских Социалистических Республик и Японией переговоров о заключении
Мирного Договора.
При
этом
Союз
Советских
Социалистических
Республик,
идя
навстречу
пожеланиям
Японии
и
учитывая
интересы
японского
государства,
соглашается
на
передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан с тем, однако, что фактическая
передача этих островов Японии будет произведена после заключения Мирного Договора
между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией.
19 января 1960 года Япония подписала Договор о взаимодействии и безопасности
между США и Японией с США, продлив тем самым «Пакт безопасности», подписанный 8
сентября 1951 года, который являлся юридической базой для пребывания американских
войск на японской территории. 27 января 1960 года СССР заявил, что поскольку данное
соглашение
направлено
против
СССР
и
КНР,
советское
правительство
отказывается
рассматривать вопрос о передаче островов Японии, поскольку это приведёт к расширению
территории, используемой американскими войсками.
Всю
вторую
половину
XX
века
вопрос
о
принадлежности
южной
группы
Курильских островов Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи (в японской интерпретации
—
вопрос
о
«северных
территориях»)
оставался
основным
камнем
преткновения
в
японско-советских (позже и японско-российских) отношениях. При этом до окончания
«холодной войны» СССР не признавал существования территориального спора с Японией
и
всегда
рассматривал
южные
Курильские
острова
как
неотъемлемую
часть
своей
территории[8].
В
1993
году
была
подписана
Токийская
декларация
о
российско-японских
отношениях, где говорится о том, что Россия — правопреемник СССР и все соглашения,
подписанные между СССР и Японией, будут признаны как Россией, так и Японией. Было
9
также
зафиксировано
стремление
сторон
решить
вопрос
о
территориальной
принадлежности
четырёх
южных
островов
Курильской
гряды,
что
в
Японии
было
расценено как успех и, в определённой степени, породило надежды на решение вопроса в
пользу Токио.
14 ноября 2004 года глава МИДа России Сергей Лавров в преддверии визита
президента России Владимира Путина в Японию заявил, что Россия как государство-
продолжатель СССР признаёт Декларацию 1956 года как существующую и готова вести
территориальные переговоры с Японией на её базе. Такая постановка вопроса вызвала
оживлённую
дискуссию
среди
российских
политиков.
Владимир
Путин
поддержал
позицию
МИДа,
оговорившись,
что
Россия
«будет
выполнять
все
взятые
на
себя
обязательства» только «в таких объёмах, в которых эти договорённости готовы выполнять
наши партнёры» [4]. Премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми в ответ заявил, что
Японию
не
устраивает
передача
лишь
двух
островов:
«Если
не
будет
определена
принадлежность
всех
островов,
мирный
договор
подписан
не
будет»[5].
При
этом
японский
премьер
пообещал
проявить
гибкость
при
определении
сроков
передачи
островов.
14
декабря
2004
года
министр
обороны
США
Дональд
Рамсфельд
выразил
готовность посодействовать Японии в разрешении спора с Россией по поводу южных
Курил.
В 2005 году президент России Владимир Путин выразил готовность разрешить
территориальный спор в соответствии с положениями советско-японской декларации 1956
года, то есть с передачей Японии Хабомаи и Шикотана, однако японская сторона не пошла
на компромисс.
13 декабря 2006 года. Глава Министерства иностранных дел Японии Таро Асо на
заседании внешнеполитического комитета нижней палаты представителей парламента
высказался за то, чтобы разделить с Россией пополам южную часть спорных Курильских
островов. Существует точка зрения, что таким образом японская сторона надеется решить
давнюю проблему в российско-японских отношениях. Однако сразу после высказывания
Таро Асо японский МИД дезавуировал его слова, подчеркнув, что они были неверно
истолкованы.
2 июля 2007 года. Для снижения напряжённости между двумя странами секретарь
кабинета министров Японии Ясухиса Сиодзаки предложил, а российский вице-премьер
Сергей Нарышкин принял предложения Японии о помощи в развитии дальневосточного
региона.
Предполагается
развивать
атомную
энергетику,
прокладывать
оптические
интернет-кабели
через
территорию
России
для
связи
Европы
и
Азии,
развивать
10
инфраструктуру, а также сотрудничество в области туризма, экологии и безопасности.
Ранее это предложение было рассмотрено в июне 2007 года на встрече в рамках большой
восьмёрки
между
премьер-министром
Японии
Синдзо
Абэ
и
президентом
России
Владимиром Путиным.
1 июля 2008 года. «… тема, по которой мы пока не смогли договориться, — это
пограничный
вопрос…»
«Мы
должны
двигаться
вперёд,
обсуждать
эту
тему
в
соответствии с теми декларациями, которые были ранее сделаны, мы не должны пытаться
достигнуть максимальных результатов за короткий период, потому что, скорее всего, они
невозможны, но мы должны открыто обсуждать и те идеи, которые уже существуют, и те
идеи, которые формируются» – заявил Президент РФ Д. А. Медведев в преддверии
заседания «Большой восьмёрки»[12].
21 мая 2009 года. Премьер-министр Японии Таро Асо в ходе заседания верхней
палаты парламента назвал южные Курилы «незаконно оккупированными территориями» и
заявил,
что
ждёт
от
России
предложений
подходов
к
решению
этой
проблемы.
Официальный представитель МИДа России Андрей Нестеренко прокомментировал это
высказывание как «незаконное» и «политически некорректное» [12].
11 июня 2009 года. Нижняя палата японского парламента одобрила поправки к
закону «О специальных мерах по содействию решения вопроса Северных территорий и
подобных ему» [13], в которых содержится положение о принадлежности Японии четырёх
островов Южнокурильской гряды. МИД России выступил с заявлением, в котором назвал
подобные действия японской стороны неуместными и неприемлемыми. 24 июня 2009 года
было
опубликовано
заявление
Государственной
думы,
в
котором,
в
частности,
было
изложено мнение Государственной думы о том, что в сложившихся условиях усилия по
решению
проблемы
мирного
договора,
по
сути,
утратили
как
политическую,
так
и
практическую перспективу и будут иметь смысл только в случае дезавуирования принятых
японскими парламентариями поправок[13]. 3 июля 2009 года поправки были одобрены
Верхней палатой японского парламента.
14
сентября
2009
года
Премьер-министр
Японии
Юкио
Хатояма
заявил,
что
надеется добиться прогресса на переговорах с Россией о южных Курилах «за предстоящие
полгода-год» и на встрече с президентом РФ Дмитрием Медведевым Хатояма сказал о
желании решить территориальный спор и заключить мирный договор с Россией.
В день 7 февраля, начиная с 1982 года, в Японии проводится День северных
территорий
(так
называют
южные
Курилы).
По
Токио
курсируют
машины
с
громкоговорителями, из которых раздаются требования вернуть Японии четыре острова и
музыка военных маршей. Также событием этого дня является выступление премьер-
11
министра
Юкио
Хатояма
перед
участниками
движения
за
возвращение
северных
территорий. В этом году Хатояма сообщил, что Японию не устраивает возвращение только
двух островов и что он приложит максимум усилий, чтобы вернуть все четыре острова
при жизни нынешних поколений. Также он отметил, что России очень важно дружить с
такой экономически и технологически развитой страной, как Япония. Слов о том, что это
«незаконно оккупированные территории» не прозвучало.
В 2010, 2012 и 2015 годах Дмитрий Медведев неоднократно посещал спорные
острова. Японское правительство каждый раз выражало своё отрицательное отношению к
таким визитам. Российский МИД, в свою очередь, подчёркивал, что Москва не будет
учитывать позицию Токио по этому вопросу.
В
сентябре
2011
года
секретарь
совета
безопасности
РФ
Николай
Патрушев
посетил южные Курильские острова, где провёл совещание с руководством Сахалинской
области, и побывал на погранзаставе на ближайшем к Японии острове Танфильева. На
встрече
в
посёлке
Южно-Курильске
на
острове
Кунашир
обсуждались
вопросы
обеспечения
безопасности
региона,
ход
строительства
объектов
гражданской
и
пограничной инфраструктуры, рассматривались вопросы безопасности при возведении и
эксплуатации
портового
причального
комплекса
в
Южно-Курильске
и
реконструкции
аэропорта Менделеево. Генеральный секретарь правительства Японии Осаму Фудзимура
заявил, что визит Николая Патрушева на южные Курильские острова вызывает глубокое
сожаление у Японии.
2 марта 2012 года правительство Японии на своём заседании приняло решение не
использовать
термин
«незаконно
оккупированные
территории»
в
отношении
четырёх
островов южных Курил и заменить на более мягкий термин по отношению к России
–«заняты без юридических оснований»[10].
15-17 июня 2015 года в г.Саппоро (преф.Хоккайдо) состоялась ежегодная выставка
плакатов и фотографий, посвящённая «проблеме северных территорий». Выставка прошла
под патронажем Лиги жителей Курильских и Хабомайских островов и администрации г.
Саппоро. В июне 2015 года в префектуре Нагано состоялось заседание исполнительного
комитета Совета жителей префектуры Нагано за возвращение северных территорий.
12
1.2. Попытки урегулирования территориального вопроса
Итак,
территориальное
урегулирование
началось
с
подписания
Симодского
договора в 1855 году. Потом были Санкт-Петербургский договор, подписанный в 1875
году,
Портсмудский
мирный
договор
1905
года
и,
наконец,
решение
Потсдамской
конференции 1945 года. Она, казалось бы, поставила точку в притязаниях Японии на
острова. Передел мира после второй мировой войны считался невозможным.
Из Заявления глав правительств США, Великобритании и Китая от 26 июля 1945
года
(Потсдамская
декларация):
«Японский
суверенитет
будет
ограничен
островами
Хонсю,
Хоккайдо,
Кюсю,
Сикоку
и
теми
менее
крупными
островами,
которые
мы
укажем».
Указом Президиума Верховного Совета СССР о Южном Сахалине и Курильских
островах от 2 февраля 1946 года – эти территории с 20 сентября 1945 «с ее недрами,
лесами и водами… являются государственной собственностью СССР, то есть всенародным
достоянием» и включаются в состав Хабаровского края РСФСР.
Однако, «Курильский вопрос» висел в воздухе, хотя все понимали, что Сталин не
собирается
отдавать
Курилы.
В
Японии
мало-помалу
проходил
шок,
связанный
с
поражением в войне, и японцы упрямо рассматривали советское присутствие на островах
всего лишь как временную оккупацию. К чувству извечного японского генетического
страха перед русскими добавилось чувство обиды, досады и унижения от «потери лица».
В 1948 году Япония впервые робко заявила о своих правах на Курилы.
4 – 8 сентября 1951 года состоялась Сан – Францисская мирная конференция,
завершившаяся
подписанием
сепаратного
мирного
договора
с
Японией
на
основе
американо-английского проекта, который был подготовлен без участия СССР, внесшего
огромный вклад в разгром милитаристской Японии. Во главе советской делегации был
А.А. Громыко. По статье 2 Сан-Францисского договора Япония отказалась «от всех прав,
правооснований и претензий» на Курильские острова и южную часть Сахалина, которые в
соответствии с Ялтинским соглашением по вопросам Дальнего Востока 1945 года должны
быть переданы СССР. Но в мирном договоре ни слова не говорилось о том, какой стране
эти территории должны принадлежать. Кроме того, Япония заявила, что мирный договор,
якобы, не определяет точно географические границы Курильских островов и настаивает
сегодня на том, что Южные Курилы являются частью Хоккайдо. В дальнейшем США
отошли от союзнических решений и заявили в ноте 23 марта 1957 года, что термин
Курильские острова в Сан–Франциском мирном договоре и Ялтинском соглашении, якобы,
13
не включает и не может включать острова Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп. Таким
образом, четко просматривалось, что за кулисами проблемы так называемых «северных
территорий» действует американская дипломатия.
Отказ
СССР
от
подписания
Сан-Францисского
мирного
договора
советскими
специалистами сегодня характеризуется как «грубая ошибка сталинской политики». До
1956 года СССР не имел дипломатических отношений с Японией. Летом 1955 года в
Лондоне
открылись
советско-японские
переговоры
о
мирном
договоре,
оказавшиеся
бесплодными из-за территориальных претензий Японии. Несмотря на согласие СССР
передать Японии острова Хабомаи и Шикотан, переговоры прерваны в марте 1956 года по
инициативе
Японской
стороны.
За
этим
решением
стояла
американская
дипломатия.
Госсекретарь США Даллес заявил, что
в случае, если по мирному договору с СССР
Япония
согласится
признать
Южный
Сахалин
и
Курильские
острова
владениями
Советского Союза, США навечно сохранят за собой остров Окинава.
В
августе
1956
года
в
Москве
возобновились
советско-японские
переговоры,
закончившиеся 19 октября 1956 года подписанием «Совместной декларации СССР и
Японии», в которой было выработано согласие передать Японии острова Хабомаи и
Шикотан
после
заключения
мирного
договора
между
двумя
странами,
который
не
подписан и по сей день. Одновременно был подписан протокол о развитии торговли и
конвенция
о
рыболовстве
в
северо-западной
части
Тихого
океана.
В
совместной
декларации была зафиксирована договоренность продолжать переговоры о подписании
мирного договора. Однако, в связи с заключением в январе 1960 года японо-американского
договора «О взаимосотрудничестве и гарантии безопасности» советское правительство в
памятной записке от 27 января 1960 года заявило, что в создавшихся новых условиях эти
острова могут быть переданы Японии только при условии вывода с ее территории всех
американских войск и подписания мирного договора.
Сегодня
некоторые
ответственные
работники
МИД
России
заявляют
о
юридической
неправомерности
таких
действий
и
необходимости
передачи
островов
Японии
до
подписания
мирного
договора.
Другие
пишут
о
юридической
несостоятельности положения декларации 1956 года. Подписывая, а затем, ратифицируя в
суженном
составе
(Президиумом
Верховного
Совета
СССР)
Декларацию
1956
года,
содержавшую обещание передать Японии Малую Курильскую гряду, правители уже тогда
нарушили Конституцию СССР, предусматривающую предварительное согласие России на
изменение ее территории. Российские парламентарии заняли принципиальную позицию.
На парламентских слушаниях в Государственной Думе РФ (18 марта 2002 года) участники
пришли
к
выводу,
исходя
из
совокупности
юридических,
демографических,
14
геополитических
и
других
обстоятельств,
а
также
из
интересов
государственной
безопасности, пришли к выводу об утрате силы части 2 статьи 9 советско-японской
декларации 1956 года. Здесь есть над чем подумать. Сегодня создается впечатление, что в
Москве сложилось «прояпонское лобби», которое развивает активную деятельность по
подготовке российско-японского мирного договора и отторжения от России южной части
Курильских
островов.
Они
доказывают,
что
за
это
решение
Россия,
якобы,
получит
значительную финансово-экономическую помощь от Японии.
Переговоры
в
Москве
премьер
–
министра
Японии
К.Танаки
и
Брежнева,
состоявшиеся в октябре 1973 года, закончились безрезультатно. Переговоры о заключении
мирного договора решили продолжить в 1974 году. В последний день визита стороны
приняли Совместное заявление, в котором формулировалась перспектива «урегулирования
нерешенных вопросов, оставшихся со времен второй мировой войны». В Японии стали
утверждать, что в число этих нерешенных вопросов входит и территориальный. СССР
считал, что этого вопроса не существует.
В 1975 году в Москве вновь возобновились переговоры, в ходе которых японская
сторона
вновь
заявила,
что
заключение
мирного
договора
связано
с
решением
территориального вопроса. В январе 1976 года министр иностранных дел России Громыко
посетил Японию, где состоялось четвертая встреча по заключению мирного договора. И
опять безрезультатно. В начале 1978 года переговоры продолжились в Москве. Японскому
министру
иностранных
дел
Соноду
передали
советский
проект
«Договора
о
добрососедстве
и
сотрудничестве»,
который
подвергся
в
Японии
острой
критике
и
нападкам. В нем снова была обойдена территориальная проблема…
Это напоминало
бесконечное проигрывание одной и той же пластинки.
К началу 1990 года в обстановке появления различных заявлений и проектов
решения
территориальной
проблемы
появилась
программа
«пятиэтапного
решения
территориального спора с Японией» Б.Н. Ельцина как лидера оппозиции. Во время его
визита
в
Токио
в
январе
1990
года
она
была
рассмотрена.
Основными
пунктами
программы были:
1.
Признать, что территориальная проблема существует, и в этом направлении
формировать общественное мнение;
2.
Ч ере з
3-5
лет
объявить
о ст рова
территориями
с в о б од н о го
предпринимательства для Японии;
3.
Провести демилитаризацию островов в течение 5-7 лет;
4.
Подписать мирный договор до передачи островов;
15
5.
Решить вопрос новым поколением политиков и государственных деятелей
через 15-20 лет.
Но ведь это могло бы привести к сознательному разграблению островов. А подумал
ли
Б.Н.Ельцин
о
самих
курильчанах
-
ведь
психика
человека
не
может
оставаться
нормальной после стольких лет неопределенности. В Японии же этот план приняли
сдержанно и критично – здесь ожидали визита Горбачева и более ускоренного плана
решения проблем.
В Японии не раз формировалась кампания по сбору 50 миллионов подписей
к 7 февраля – очередному дню северных территорий под требованием передачи «четырех
Курильских островов». Это дало возможность премьер – министру Японии Т. Кайфу
заявить, что «движение за возвращение северных территорий утвердилось как народное
движение принявшее общенациональные масштабы» [3].
В апреле 1991 года состоялся визит президента СССР М.С. Горбачева в
Японию. 18 апреля было подписано совместное заявление, в котором было признано
существование территориальной проблемы, ее важность и необходимость решения для
подписания мирного договора с Японией [2]. Советской стороной была высказана надежда
получения экономической и технологической помощи Японии. Япония же подтвердила
свою приверженность курсу «неразделения экономики и политики» – сначала острова, а
потом деньги. В итоге визита никакого «прорыва» не произошло, проблема осталась.
Больше того, наша страна ослабила свои позиции по следующим направлениям:
1.
Было
официально
признано
наличие
в
отношениях
с
Японией
так
называемого «территориального вопроса»;
2.
Впервые за послевоенный период в «Совместном заявлении» было включено
упоминание о том, что не только Хабомаи и Шикотан, но и острова Кунашир и Итуруп
являются объектом спора двух сторон;
3.
Наше правительство дало ничем не оправданное согласие на так называемые
«безвизовые въезды» японских граждан на Южно- Курильские острова;
4.
Безосновательным было решение о сокращении в одностороннем порядке
дивизии на Курильских островах, хотя на Хоккайдо оставались четыре дивизии «сил
самообороны».
В
совокупности
все
эти
уступки
привели
к
серьезному
расшатыванию
и
ослаблению позиций СССР в территориальном споре с Японией.
Новый этап отношений начался с декабря 1991 года в связи с распадом СССР,
правопреемником которого стала Россия. Однако, в нашей стране средства массовой
информации в тесном сотрудничестве и с некоторыми учеными развернули кампанию по
16
обработке общественного мнения. Цель состояла в том, чтобы подорвать и очернить
патриотическое движение в защиту Курильских островов. В течение 1992 года дважды
откладывался визит Президента России Б.Н. Ельцина в Японию. Он состоялся только в
октябре 1993 года. Были подписаны экономические и политические декларации, но сама
территориальная проблема не решена. Ее не решил визит в апреле 2000 года в Японию
В.В. Путина.
Всех сахалинцев и курильчан привело в недоумение, если не сказать - морального
шока, заявление главы Министерства иностранных дел РФ Лаврова от 14 ноября 2004 года
о необходимости «урегулирования отношений с Японией в полной мере», «важности
подписания
мирного
договора,
в
рамках
которого
должна
быть
урегулирована
территориальная проблема», но самое главное - очередное признание им в полном объеме
советско-японской декларации 1956 года, включая статью 9 (в ней Россия обязуется
передать Японии два из четырех островов - Хабомаи и Шикотан). При живых участниках
войны
с
милитаристской
Японией
России
предлагается
«без
оглядки
на
прошлое
и
эмоции» согласиться с ревизией итогов этой войны.
1.3. Позиции Японии и России по урегулированию
территориального вопроса и возможные последствия
Итак,
в
течение
всего
развития
российско-японских
отношений
по
территориальному вопросу японская сторона стояла на жестких позициях:
не разделять острова на группы, решать вопрос о принадлежности всех
указанных в «Совместном заявлении» 1991 года четырех островов Японии;
не
заключать
мирный
договор
без
признания
Россией
принадлежности
островов Японии;
стремиться
сначала
получить
острова
или
письменное
обещание
об
их
передаче, а потом подписывать мирный договор;
постоянно вести пропагандистскую кампанию в России о благополучии
островов и их жителей в случае передачи;
северные
территории
являются
вековыми
территориями
Японии,
продолжающими
находиться
под
незаконной
оккупацией
России.
Правительство
Соединённых Штатов Америки также последовательно поддерживает позицию Японии;
чтобы
по
возможности
быстро
заключить
мирный
договор,
Япония
энергично продолжает переговоры с Россией на основании уже достигнутых соглашений,
17
таких, как Японско-советская совместная декларация 1956 года, Токийская декларация
1993 года, Иркутское заявление 2001 года и Японско-российский план действий 2003 года;
в случае подтверждения принадлежности Северных территорий к Японии,
Япония готова гибко подойти ко времени и порядку их возврата. Вдобавок, поскольку
японские граждане, жившие на Северных территориях, были насильственно выселены
И.Сталиным, Япония готова прийти к соглашению с российским правительством с тем,
чтобы проживающие там российские граждане не подверглись такой же трагедии. Иными
словами, после возврата островов Японии, Япония намерена уважать права, интересы и
желания ныне живущих на островах россиян;
правительство Японии призвало население Японии не посещать Северные
территории вне рамок безвизовой процедуры до разрешения территориального спора.
Аналогично, Япония не может допустить никакой деятельности, включая экономическую
деятельность
третьих
сторон,
которая
могла
бы
рассматриваться
как
подчинение
«юрисдикции»
России,
а
также
позволять
деятельность,
которая
предполагала
бы
«юрисдикцию» России над Северными территориями. Япония придерживается политики
принятия соответствующих мер, чтобы предотвратить такую деятельность.
Позиции же России таковы:
- поскольку Президент и МИД РФ признают за Совместной советско-японской
декларацией 1956 года ее действенность, значение и обязательность для выполнения,
можно предположить, что в сегодняшней позиции в какой-то степени присутствует взгляд
на Декларацию, по которой СССР обязался передать Японии по заключении мирного
договора Шикотан и Хабомаи, как на гипотетически возможную основу для заключения
мирного договора, причем считается предельно допустимой передача только этих двух
островов;
-
периодическое стремление к улучшению отношений;
-
акцентирование внимания на проблеме отсутствия мирного договора;
-
отказ идти в соглашении далее уступки двух островов;
-
надеясь подписать соглашение, русские политики ожидают, что на нас «хлынет
поток японских инвестиций».
Рассмотрим варианты решения территориального вопроса на современном этапе
развития российско-японских отношений?
-
отдать Шикотан и Хабомаи;
-
«ни пяди земли» по праву страны – победительницы;
-
создание особой экономической зоны на «спорных» островах;
18
-
создание особой экономической зоны – «проблемных территорий» совместно с
Хоккайдо;
-
признать суверенитет Японии на все четыре острова;
-
продать «спорные» острова.
Рассмотрим подробнее последний вариант. В 1991 году лидер ЛДП Японии Отзава
предлагал продать острова за 26 млрд. долларов. Но вспомним, что случилось более 135
лет назад, когда мы продали Аляску США за 7 млн. долларов, а куда делись эти деньги?
Гипотетическая утрата южных Курил в контексте исторических фактов и реалий
сегодняшнего дня неизбежно повлечет следующие негативные последствия:
1.Политические последствия:
-
передача Японии южных Курил, хотя бы за какие-то выгоды, может осложнить
положение нашего государства по периметру западных границ. Соседи, имея прецедент,
захотят
потребовать
возвращения:
Германия
-
Калининградской
области;
Польша
-
Западной Украины и Западной Белоруссии; Румыния захочет Бесарабию и Молдову;
Финляндия - Выборг.
-
падение престижа Российской Федерации на международной арене;
-
падение авторитета страны в самом государстве, обществе; национальному
самосознанию
и
достоинству
будет
нанесен
тяжелый
удар,
начнется
синдром
«национального позора»;
-
на Дальнем Востоке наметится рост сепаратистских тенденций;
-
мы
не
застрахованы
от
того,
что
Япония
не
захочет
другие
территории,
например, Южный Сахалин;
-
эта потеря островов ослабит безопасность и сузит военно-стратегическую
возможность ВМФ России в случае какого-либо военного конфликта;
-
как наш торговый, рыболовный, пассажирский флот выйдет в Тихий океан?
2. Социальные последствия:
- с утратой территорий возникнет проблема переселенцев с островов Курильской
гряды: куда деваться курильским жителям, кому и где они нужны?
- вероятно, упадет жизненный уровень всего населения РФ;
- возникнут межнациональные проблемы из-за трений между Москвой и Токио; -
курильчане будут испытывать влияние двух менталитетов.
3. Экономические последствия:
- Кто и как восполнит нам дефицит продовольствия, когда Курилы уплывут к
соседям вместе с континентальным шельфом площадью 200 тыс. кв. км. с миллионами
19
тонн лососевых и морепродуктов, с запасами железа, титано - ванадиевых руд, золота,
серебра и других полезных ископаемых.
Заключение
В российской общественности имеет место широкий спектр мнений: одни считают,
что Японии не следует передавать ни одного острова, а Декларация 1956 года или, по
крайней мере, ее положения о территориальном вопросе не имеют силы; другие видят
разрешение территориального вопроса в присоединении России к Сан-Францисскому
мирному договору с Японией 1951 года, не подписанному Советским Союзом; третьи
предлагают
обратиться
за
решением
в
Международный
суд;
четвертые
полагают
Декларацию 1956 года действующей в полном объеме, включая обязательные для России
положения о территориальном вопросе; пятые уверены, что мы, прожив с 1945 года без
мирного договора с Японией, можем спокойно сохранять и далее статус-кво; шестые
ничего об этой проблеме не знают и знать не хотят.Широкий набор суждений в обществе в
сочетании со слабой информированностью общества о существе вопроса и с закрытостью
официальной российской позиции на переговорах о мирном договоре означает прежде
всего, что по территориальной проблеме нет не только единения между государственным
руководством и широкими массами населения, но даже и диалога по проблеме. Здесь
можно только позавидовать тому, что имеет место на японской стороне.
В
Японии
есть
пословица
«Ближний
сосед
дороже
дальнего
родственника».
Возникает вопрос – а почему? Давайте рассмотрим, что же нас, сахалинцев, объединяет с
Японией.
Во-первых,
это
морские
просторы;
во-вторых,
необходимость
развития
взаимной торговли; в-третьих, память предков, а также потребность Японии в ресурсах,
которыми богата Сахалинская область, а Сахалинской области – в передовых технологиях
Японии.
Нам необходимо совместно прилагать силы для решения ряда проблем: борьба с
хищническим выловом морепродуктов, браконьерством; защитой окружающей среды в
связи
с
возможными
разливами
нефтепродуктов
при
разработке
шельфа
Сахалина;
перспективы взаимоотношений могут касаться вопросов совместного сотрудничества в
развитии энергетики, транспорта, экологии и туризма.
Можно
ли
сегодня,
сейчас
решить
проблемы
российско-японских
отношений?
Ответ есть: сегодня, сейчас - нет. Но, шаг за шагом, развивая экономические и культурные
связи,
взаимоотношения
в
области
науки,
техники,
военной
сфере,
ведя
частные
и
20
спокойные политические диалоги, не будоражащие национальное самосознание населения
обеих стран, проблемы во взаимоотношениях будут решены и уйдут в историю.
В России необходимо серьезное обсуждение всех подходов к территориальной
проблеме. Очевидно, ее решение должно быть компромиссным и в то же время отвечать
государственным интересам обеих стран. Для того, чтобы работа над мирным договором
дала практические результаты, необходимо создать нормальную, культурную, деловую
атмосферу вокруг проблемы. Независимо от согласия или несогласия с позицией японской
стороны,
следует
проявлять
к
ней
уважение,
тем
более,
что
она
находит
широкую
поддержку в народе Японии.
В российском обществе нужно нормально относиться к сторонникам всех взглядов,
поскольку все они, каждый по-своему, стремятся ко благу России. Подмена глубокого,
взвешенного анализа нервозностью и обвинениями, доходящими порой до оскорблений,
не дает требуемых результатов и производит впечатление неуверенности тех, кто ведет
себя таким образом, в своей правоте. Подрывается и авторитет нашего государства и
общества на международной арене. Может получиться так, что такое якобы боевое и
азартное отстаивание отечественных интересов на деле обернется ущербом для них.
Состояние российского общества таково, что надо искать способы его объединения, а не
новые поводы для новых расколов.
21
Список литературы
1.
Аллисон
Г.,
Кимура
Х.,
Саркисов
Г.
От
холодной
войны
к
трехстороннему
сотрудничеству в Азиатско-Тихоокеанском регионе. М.: Восточная литература. 1993.
С. 310-312.
2.
Визит М.С.Горбачева в Японию. М.: Изд-во полит. лит-ры, 1991. С.94.
3.
Кимура Хироси. Курильская проблема. Киев: Юринком, 1996. С.124.
4.
Латышев И. А. Россия и Япония: в тупике территориального спора. Алгоритм, 2004.
301 с.
5.
Информационно-аналитический
бюллетень
Депутатской
группы
Государственной
Думы III созыва по связям с парламентом Японии, №11, июль 2002. С.19-32.
6.
История Японии. Том 2. М., ИВ РАН, 1999, с.183.
7.
Российский Комитет XXI века. Информационный бюллетень №3. М. 2001. 22-23.
8.
Славинский Б.Н. Советская оккупация Курильских островов. М., Лотос. 1993.
9.
Славинский Б.Н. СССР и Япония – на пути к войне. М. 1999.
10.
Тренин
Д.,
Вебер
Ю.
Тихоокеанское
будущее
России.
М.:
Московский
центр
Карнеги, 2013. С. 11.
11.
Шишов А.В. Россия и Япония. История военных конфликтов. М.: Вече, 2000. С.46.
12.
tassmezhdunarodnaya-panorama/2617244.
[Электронный ресурс] (дата
обращения: 10.04.2016).
13.
infoxauthority/foreign/2016/04/15/YAponiya_nye_zaklyuc.phtml.
[Электронный ресурс] (дата обращения: 10.04.2016).
14.
Жуковский В. М., Жуковская Л. М. Россия и Япония: территориальный вопрос //
Юриспруденция. 2010. №2 С.44-51.
22
Приложения