Автор: Смирнова Татьяна Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ№8 Населённый пункт: город Кострома Костромская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Сад - искусственное сообщество" Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Костромы
«Средняя общеобразовательная школа №8»
Учитель: Смирнова Татьяна Николаевна
Место работы: МБОУ города Костромы «СОШ №8»
Должность: учитель начальных классов
Педагогический стаж: 25 лет
Квалификационная категория: высшая
Контактный e-mail: tatjana-a17@mail
Тема урока: «Сад – искусственное сообщество»
Предмет: окружающий мир
Класс: 4 «В»
УМК: «Планета знаний»
Цель урока: получить целостное представление о своеобразии искусственного
сообщества сад и его роли в жизни человека.
Задачи урока:
- расширить знания учащихся о культурных растениях сада;
- научить различать наиболее распространённые в данной местности;
- познакомить с животными, обитающими в садах;
- развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
- развивать творческие способности;
- тренировать коммуникативные способности учащихся.
Оборудование:
- ноутбук
- видеопроектор
- интерактивная доска
- интерактивное учебное пособие «Наглядная школа» Окружающий мир 4 класс
- индивидуальный раздаточный материал
-учебник Г.Г.Ивченкова «Окружающий мир» 4 класс
Тип урока: урок изучения нового материала
Конспект хода урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Оргмомент
Добрый день!
Наш урок - результат целенаправленной самостоятельной
вашей исследовательской работы. И сегодня мы являемся
участниками проекта по теме: ( Слайд 1 )
Каждый из вас решал свою проектную задачу и сегодня на суд
зрителей вы представляете результат своего труда.
Тему озвучивают учащиеся:
Актуализация
знаний
Я рада, что у каждого из вас есть островок, где вы можете
отдохнуть, подышать свежим воздухом, полюбоваться
яблоневым цветом, ощутить запах цветущей вишни, улыбнуться
глазастой ромашке. Этот островок - наши сады, которые
украшают землю.
Итак, внимание, сады земли Костромской, наши с вами
сады ( видео – ролик «Мой сад» о садах учащихся )
Вот и прикоснулись мы с вами к красоте родной земли,
созданной вашими руками, руками ваших родителей, бабушек и
дедушек.
- Объясните, пожалуйста, чем привлекла вас выбранная
фотография?
Просматривают (видео - ролик), составленный на
основе фотографий садов учащихся и выбирают
самую яркую фотографию сада и объясняют свой
выбор.
Ответы детей на поставленные вопросы.
- Назовите деревья, которые растут в ваших садах?
Кустарники?
Внимание! Работаем на интерактивной доске.
(Интерактивное учебное пособие «Наглядная школа»
Окружающий мир, 4 класс, Задание 2)
Перед вами деревья, кустарники и травянистые растения.
Укажите соответствие.
Наши сады радуют нас и клубникой, и земляникой, и
вкусной смородиной и наливными яблочками.
- Какое самое распространённое дерево растет в наших садах?
- А чем же отличаются яблоки в наших садах?
Вам всем было дано задание, познакомиться с разными
сортами яблок. Вот сейчас вы и поможете мне выбрать самое
вкусное и ароматное. (Ваза с яблоками)
Молодцы! Вы знаете сорта яблок, растущих в наших садах.
- А знаете ли вы, что растет в саду, а что не растет?
Учащиеся в рамках интерактивной программы
устанавливают соответствие.
Учащиеся рассматривают яблоки, лежащие в вазе и
определяют их сорт.
Работаем на интерактивной доске.
(Интерактивное учебное пособие «Наглядная школа»
Окружающий мир, 4 класс, Задание 3)
Молодцы!
Учащиеся рассматривают, классифицируют и
систематизируют фотографии по таблицам в
соответствии с заданием программы.
Озвучивание
проблемного
вопроса проекта и
постановка
учебной задачи
Вспомните проблемный вопрос нашего проекта.
Обратите внимание на творческое название проекта,
которое мы подбирали все вместе:
Это и есть основная идея нашего проекта.
Каждый из вас решал свою проектную задачу для того,
чтобы мы все вместе….(учащиеся озвучивают цель проекта)
(Слайд 2)
(Слайд 3 )
Открытие детьми
нового знания
(афиширование
результатов
решения
учащимися
проектных задач)
А сейчас перед вами темы наших проектных задач:
Одна из наших проектных задач – «Кладовая солнца».
- Как вы думаете, почему сады называют кладовой солнца?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, познакомимся с
результатом решения проектной задачи Пашковой Анастасии
(Приложение 1)
- Почему же сад - кладовая солнца?
О том, что растет в наших садах, мы уже знаем.
Посмотрите, какой богатый урожай дарят нам сады.
- А знаете ли вы, кто является помощниками человека в борьбе
за урожай?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, выполним задание на
интерактивной доске.
Учащиеся озвучивают темы проектных задач:
( Слайд 4)
Презентация «Кладовая солнца»
Учащиеся знакомятся с презентацией и ищут ответ
на вопрос : почему же сад - кладовая солнца?
Учащиеся устанавливают соответствие фотографии
с названием животных.
(Интерактивное учебное пособие «Наглядная школа»
Окружающий мир, 4 класс, Задание 4)
Все вы хорошо знаете божью коровку.
- А что интересного вы можете про нее рассказать? Давайте
обратимся к электронному справочнику. Внимание!
(Интерактивное учебное пособие «Наглядная школа»
Окружающий мир, 4 класс, Справочник)
- Какой же вывод можно сделать из этой информации?
А теперь, внимание!
- Кто из вас может назвать редкие деревья, названия
которых еще сегодня не звучали? Затрудняетесь!
- А куда мы можем обратиться за помощью?
Учащиеся внимательно слушают информацию и
выбирают главное, необходимое для ответа на
поставленный вопрос.
Ответы учащихся.
Учащиеся становятся участниками ролевой игры,
во время которой узнают новое о Ботаническом саде
Москвы. И ищут ответ на поставленный вопрос.
В интернет, в книги, в энциклопедии
А сейчас Власова Екатерина приглашает нас на экскурсию, на
которой и познакомит всех с энциклопедией живой природы.
(Ролевая игра). А по окончании экскурсии вы ответьте на
вопрос:
- Почему ботанический сад называют энциклопедией живой
природы? (Приложение 2)
Спасибо за интересную экскурсию.
А теперь давайте вспомним творческое название нашего
проекта:
С необычным садом нас познакомит будущий ландшафтный
дизайнер Воронина Ирина
- А кто из вас знает, кто такой ландшафтный дизайнер?
Это профессия творческая интересная, это люди создающие
красоту. Итак, мы в гостях у Ирины. (Приложение 3)
«Я знаю город будет, я знаю саду цвесть…»
Учащиеся оказываются в «саду», хозяйка которого
знакомит их с его дизайном и тайнами.
Рассматривают необычные деревья, мысленно
проходят по дорожкам сада, останавливаются около
пруда и делятся впечатлениями.
А сейчас, внимание, сюрприз из садовой корзинки, от ребят,
которые решали самую вкусную проектную задачу.
Мы приглашаем будущего шеф-повара Смирнову Юлю ,
который познакомит нас с рецептами из садовой корзинки.
(Приложение 4)
Дети знакомятся с рецептами из садовой корзинки и
выбирают один для мамы.
Знакомство с выставкой «Рецепты из садовой
корзинки»
Самостоятельная
работа
Согласитесь, что новые знания мы открыли сегодня интересно и
необычно. Проверим результат нашей работы. Перед вами тест,
выполните задания теста. (Приложение 5)
Проверка на интерактивной доске
(Интерактивное учебное пособие «Наглядная школа»
Окружающий мир, 4 класс, Тестовое задание)
Выполнение теста
Проверка теста с помощью интерактивного
учебного пособия
Рефлексия
Продолжите фразу:
«Сегодня на уроке я …»
Ответы учащихся