"Воспитание патриотических чувств посредством изобразительной деятельности"
Автор: Золотовская Татьяна Владимировна Должность: воспитатель с правом преподавания изо Учебное заведение: МБДОУ "Снегурочка" Населённый пункт: г.Ноябрьск, ЯНАО Наименование материала: Статья Тема: "Воспитание патриотических чувств посредством изобразительной деятельности" Раздел: дошкольное образование
«Воспитание патриотических чувств посредством
изобразительной деятельности»
"Через красивое к человечному -
такова закономерность воспитания"
В.А.Сухомлинский
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к
близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в
становлении личности ребенка.
“Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни” говорил замечательный актер Е.Леонов.
То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и
окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.
Чувство
Родины
начинается
с
восхищения
тем,
что
видит
перед
собой
малыш,
чему
он
изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им
глубоко, но пропущенные через детское восприятие, в дальнейшем они играют огромную роль в
становлении личности патриота.
Одной
из
форм
проявления
патриотических
чувств
является
развитие
интереса
у
детей
дошкольного возраста к своей национальной культуре, искусству. О роли и значении народного
искусства в патриотическом воспитании детей писали многие учёные (А.В. Бакушинская, П.П.
Блонский,Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали,
что
искусство
пробуждает
первые
яркие,
образные
представления
о
Родине,
её
культуре,
способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной
деятельности
и
общении,
которое
направлено
на
раскрытие
и
формирование
в
ребенке
общечеловеческих
нравственных
качеств
личности,
приобщение
к
истокам
национальной
региональной
культуры,
природе
родного
края,
воспитание
эмоционально-действенного
отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении,
укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим
поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта,
накопленного предшествующими поколениями. Сила народной педагогики, народных традиций и
обрядов
заключается
в
человечном,
добром,
гуманном
подходе
к
личности
воспитуемого
и
требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Так
одной
из
самых
эффективных
форм
педагогического
воздействия
на
личность
считается
искусство.
Искусство
отображает
мировоззрение
народа,
его
нравственно-этические
и
эстетические принципы, многовековой опыт воспитания подрастающего поколения.
Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому
восприятию,
несет
в
себе
понятное
содержание,
которое
в
простых
лаконичных
формах
раскрывает
ребенку
красоту
и
прелесть
окружающего
мира.
Ценным
качеством
народного
творчества является чистота восприятия мира и общность эстетического отношения к жизни
народного умельца и ребёнка. Данный нам природой механизм восприятия "красиво - некрасиво"
является тем ключом, пользуясь которым взрослый
и ребенок
создают красивый предмет и
делают предметно-пространственную среду гармоничной.
Изобразительная деятельность как средство патриотического
воспитания – важнейший
компонент
приобщения
личности
ребенка
к
духовным
ценностям.
Она
вводит
детей
в
мир
красоты, мир природы, в мир людей, в историю общества, нравственности. Помогает развитию и
раскрытию
художественно-творческого
потенциала
детей.
Мир
изобразительного
искусства
должен стать для ребенка привычным пространством, настоящей питательной средой.
Многие поколения педагогов, исследователей, художников, отмечая социально-нравственные,
воспитательные, образовательные, эстетические функции искусства, настойчиво возвращались к
мысли
о
необходимости
художественного
просвещения
всего
многонационального
народа.
Действительно, одним из условий успешной человеческой деятельности издавна признается
художественное развитие личности, которое влияет, с одной стороны, на духовную культуру
человека, а с другой – на реализацию его творческих задатков. Следовательно, художественное
развитие личности ребенка и его самоиндетификации, как части духовной культуры является
способом передачи от поколения к поколению общечеловеческих ценностей, при восприятии и
воспроизведении которых происходит нравственное и творческое саморазвитие.
Художественная деятельность учит ребенка видеть мир во всем многообразии его форм, явлений,
красок. Бережное отношение к богатому художественному опыту прошлого, к культуре народов, к
их ценностям, народному фольклору, не позволяют разорвать тончайшую нить между прошлым и
будущим.
Культура
людей
и
народов
может
измеряться
тем,
насколько
она
противостоит
забвению народных традиций. Декоративное народно-прикладное искусство является важным
звеном социализации в воспитании дошкольного детства и базируется на художественных видах
деятельности.
Человек, впитавший в полной мере родной духовный мир толерантен к нравственным ценностям
другого народа.
Изобразительное
искусство
является
важнейшим
звеном
социализации
детей
в
многонациональной
среде.
Целью
художественного
образования
на
основе
поликультурного
воспитания
является
осознание
ведущих
ценностных
ориентаций
современного
многонационального
Российского
общества,
народов
мира.
Приобщение
новых
поколений
к
смыслам
родной
культуры,
развитие
внутреннего
мира
детей
ради
утверждения
ими
себя
деятельными субъектами сохранения и приумножения богатства отечественной традиции в сфере
духовно-нравственного и
социокультурного опыта.
Трудно
выделить
тематику
занятий
по
изобразительному
искусству,
приоритетной
задачей
которых, являлось бы, патриотическое воспитание, воспитание любви к Родине, так, как почти все
занятия имеют такие задачи. Так, например: темы направлены на знакомство дошкольников с
художественными материалами, на которых дети знакомятся с произведениями искусства русских
художников, учатся их анализировать, проводя аналогии с окружающим миром, знакомятся с
творчеством Русских мастеров, их ролью в мировом искусстве. Все темы занятий косвенно или
напрямую связаны не только с изучением творчества художников, но и с изучением традиции,
обычаев, культуры разных народов (в том числе и русского народа), что позволяет развивать
любовь к Родине, своему народу и культуре.
Помимо занятий по изобразительному искусству, ребята
посещают выставки, музеи, с ними
проводятся беседы о культуре, истории родного края, народов, населяющих Россию.
В целях воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма и сопричастности с судьбой
своего народа, своего города, уважения к истории Отчизны, в рамках предмета изобразительного
искусства,
проводятся
ежегодные
конкурсы
-
выставки
детских
рисунков,
а
также
конкурсы
творческих работ, посвященные различным юбилеям.
Выставка рисунков, посвящённых «Дню матери», «Дню народного единства», «Дню защитника
Отечества», а также конкурсы рисунков, фотографий, посвящённых «Дню победы», « Дню Семьи»,
«Дню Космонавтики» и т.д..
Таким образом, с чего начинается патриотизм? С любви к родному краю. Просто и понятно
любить свой дом, село или город, в котором родился; народ, частью которого является язык, на
котором говорят твои соплеменники и с помощью которого приобщаются к мировой культуре;
историю, которая позволяет проследить путь становления, развития своего Отечества, многое
другое, что составляет определение понятия «патриотизм».
ОБЩЕСТВО
(уважение
к общественному
строю, толерантность )
СЕБЕ
(гордость, скромность,
самокритичность)
ТРУД
(дисциплина, самостоятельность,
ответственность, умение
сотрудничать)
РОДИНА
(любовь к родному
краю, национальная
гордость)
ЛЮДЯМ
(уважение к людям
разного возраста, чувства
долга, милосердие)
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
общение
игра
природа
разные
виды
искусства
быт
«Искусство не только может, но и должно
влиять на человека и его душу»
Леонардо до Винчи
«Через красивое – к человечному –
такова закономерность воспитания»
В.А. Сухомлинский
ТРУД