"ПасПешик" - обучение детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах
Автор: Амирова Мусфира Дамировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 15 Населённый пункт: город Зеленодольск, Республика Татарстан Наименование материала: учебная программа Тема: "ПасПешик" - обучение детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах Раздел: дошкольное образование
Авторская программа
Тема:
Программа обучения детей
дошкольного возраста
безопасному поведению на дорогах
«ПасПешик»
Разработала: Амирова Мусфира Дамировна
воспитатель высшей кв. категории
МБДОУ №15 г.Зеленодольска РТ
0
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
стр.2
Организационно – правовая база ____________________стр.3
Актуальность_________
стр.3
Цели программы
стр.4
Задачи
стр.4
Принципы
стр.5
Направления работы
стр.6
Организационные принципы
стр.7
Особенности и отличия программы
стр.7
Планируемые результаты
стр.9
Что должны знать дети к концу учебного года
стр.10
Организация предметно – развивающей среды:
Кабинет ПДД (автокласс)
стр.10
Развивающие игры
стр.10
Наглядные пособия
стр.13
Игрушки и модели транспорта
стр.14
Технические средства
стр.14
Перечень методической литературы
по обучению ПДД
стр.14
Детская художественная литература по
ознакомлению с ПДД
стр.16
Перспективный план организованной
образовательной деятельности
по возрастным группам
стр.17
Перспективный план работы с родителями
по профилактике ДДТТ
стр.23
Тематическое почасовое планирование
организованной образовательной деятельности
стр.25
Заключение _____________________________________ стр.26
Список использованной литературы _________________стр.27
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1
Чтобы уберечь ребёнка в этой жизни,
Научи его беречь себя!
Дошкольный возраст - это важнейший период, когда формируется
человеческая личность и именно на этом этапе детства одна из наиболее
важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире –
мире спешащих людей и машин. Помочь ребенку войти в этот мир с
максимальными
приобретениями
и
минимальным
риском
–
наша
обязанность.
Прежде
всего
–
через
восприятие
окружающего
мира,
в
процессе
которого
дети
активно
знакомятся
с
различными
дорожными
ситуациями,
транспортом,
окружающими
предметами,
явлениями,
действиями людей, анализируя эти действия и делая выводы.
В «Федеральном законе о правилах дорожного движения» говорится
о
необходимости
обучения
детей
правилам
дорожного
движения
с
дошкольного
возраста.
И
программа
ориентирована
именно
на
формирование у детей дошкольного возраста положительной мотивации к
изучению правил безопасного поведения на дорогах.
Ведь любой малыш, подрастая, однажды выходит на улицу один, без
сопровождения взрослых он будет ходить в школу и обратно. И оградить
его от многих неожиданностей, в том числе и опасных, может знание
правил дорожного движения, которым его обучили и научили использовать
в игре, а затем и на практике.
Программа
«ПасПешик»
направлена
на
то,
чтобы
заинтересовать
малыша, вызвать у него желание знать и выполнять правила дорожного
движения.
Она включает в себя изучение детьми дошкольного возраста
правил
дорожного
движения
при
помощи
разнообразных
методов
и
приёмов: подвижных и развивающих игр, рассказов и ситуативных бесед,
чтения
художественной
литературы,
рассматривания
иллюстраций
и
фотографий,
просмотров
телевизионных
передач,
видеофильмов
и
видеозаписей, сделанных на улицах родного города, а также, конечно,
личного примера взрослых.
Организационно – правовая база формирования безопасного
поведения детей в дорожно – транспортной среде:
2
Конституция Российской Федерации (1993 г., гл.2)
Конституция Республики Татарстан (1992г., р.1)
Закон РФ «Об образовании в РФ» (2012 г., №273)
Конвенция «О правах ребенка» (1989 г.)
Устав образовательного учреждения.
Концепция «Обеспечение безопасности жизнедеятельности в
дорожно – транспортной среде в РТ до 2020г.» (Пост. КМ РТ № 439
от 30.05.2011г.)
Закон РФ «О безопасности дорожного движения».(10.12.1995г.
№196, ред. 2013г.)
Федеральная целевая программа «Повышение безопасности
дорожного движения в 2013 – 2020-х годах» (2012г.)
Правила дорожного движения РФ, ред. 2015 год
Актуальность
Проблема детской дорожной безопасности в современном мире стоит
очень остро. Этот вопрос требует особого внимания в соответствии со
сложной и опасной ситуацией на дорогах.
В настоящее время в каждом
населённом
пункте
возросла
интенсивность
движения,
увеличилось
количество автомобилей, а отсюда - дорожно-транспортных происшествий,
часто
со
смертельным
исходом,
в
том
числе
и
среди
дошкольников.
Большинство происшествий с детьми на дорогах происходит в радиусе
одного километра от их дома, в тех местах, где дети должны, казалось бы,
хорошо знать заведомо опасные участки и места пешеходных переходов.
Объясняется это тем, что дети не умеют еще в должной степени
управлять
своим
поведением.
У
них
еще
не
выработалась
способность
предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся
дорожной обстановке.
От несчастных случаев не застрахован никто, а тем более ребенок,
который
в
силу
своих
психофизиологических
особенностей
не
придает
значения
сложной
дорожной
ситуации
и
часто
становится
виновником
аварийных ситуаций на дороге. Это такие особенности, как:
неустойчивость нервной системы;
3
преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
преобладание
потребности
в
движении
над
инстинктом
самосо-
хранения;
недостаток знаний об источниках опасности;
неумение оценить свои возможности.
Именно
поэтому
так
актуально
обучение
детей
правилам
безопасного
поведения на дорогах с младшего дошкольного возраста, что способствует
воспитанию у них дисциплинированности и ответственности.
Цели :
Получение дошкольниками знаний о правилах дорожного движения и
умение применять их в реальной жизни.
Воспитание грамотного пешехода и пассажира.
Снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей путём
повышения уровня знаний ими правил дорожного движения
Задачи:
1.
Формировать у дошкольников устойчивые навыки безопасного
поведения на дороге.
2.
Расширять знания детей о транспорте, дорожных знаках, сигналах
светофора и их значении.
3.
Учить находить правильные решения в определённой ситуации,
использовать полученные знания в транспорте и на улицах своего
города.
4.
Способствовать желанию детей изучать и соблюдать правила
дорожного движения.
5. Повышать уровень ответственности у родителей к безопасности
детей, как участников дорожного движения.
Программа основана на принципах:
системности – работа проводится в системе весь учебный год, материал
даётся последовательно, с усложнением в течении 4-х лет;
единства воспитывающих, развивающих, обучающих целей и задач –
на
занятиях
и
в
повседневной
жизни
решаются
все
задачи
по
4
ознакомлению детей с правилами дорожного движения в различных видах
деятельности в комплексе;
интеграции образовательных областей – содержание работы реализуется
во всех разделах воспитательной работы, кроме знаний, получаемых на
специальных
занятиях,
дети
овладевают
ими
в
режимных
моментах
и
через образовательные области «Социально – коммуникативное развитие»,
«Познавательное
развитие»,
«Речевое
развитие»,
«Художественно
–
эстетическое развитие», «Физическое развитие»;
обоснованности
и
практической
применимости
– материал
преподносится детям в доступной форме, с использованием практического
материала,
неразрывно
связан
с
реальным
окружением
детей
в
повседневной жизни - даётся на примере родного города, микрорайона.
совместной
деятельности
детей
и
взрослых
– работа
по
реализации
программы должна стать достоянием родителей, которые могут продолжать
работу по обучению ПДД в семье и выступать активными участниками
педагогического
процесса,
совместно
занимаясь
продуктивной
деятельностью с ребёнком.
Направления работы:
Работа с детьми:
Организованная образовательная деятельность (занятия);
Игровая деятельность;
Экскурсии и наблюдения;
Занятия на площадке д/сада
Индивидуальная работа;
Праздники и развлечения;
Викторины, конкурсы;
Организация выставок детских работ;
Детская агитбригада по пропаганде ПДД;
Дополнительные услуги – кружок «ПасПешик»
Работа с педагогами:
Интегрированная
образовательная
деятельность
совместно
с
воспитателями, другими специалистами;
Праздники и развлечения по ПДД с привлечением других педагогов;
Консультации для педагогов;
Игровые тренинги с воспитателями.
5
Включенность родителей в реализацию программы:
Участие в родительских собраниях;
Наглядная агитация, памятки для родителей;
Консультации;
Привлечение
специалистов
из
числа
родителей
для
проведения
мероприятий информационного характера.
Совместные праздники, развлечения;
Участие родителей в конкурсах и викторинах;
Оформление информационного стенда;
Анкетирование, тестирование;
Участие в конкурсах рисунков и поделок.
Газета для родителей «Малыш ПасПешик»
Партнерство с ГИБДД:
Приглашение на родительские собрания;
Беседы, консультации для детей и родителей;
Организация конкурсов для детей и родителей;
Совместные праздники, развлечения;
Обучение педагогов на курсах, организованных ГИБДД.
Организационные принципы:
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 3-7 лет.
(4 возрастные группы). Сроки реализации программы: 128 ч.
Организованная образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю,
время занятия - в соответствии с возрастом детей:
2-я младшая группа – 15 минут
средняя группа – 20 минут
старшая группа – 25 минут
подготовительная группа – 30 минут
Особенности и отличия программы «ПасПешик»:
Обучение детей безопасному поведению на дорогах неразрывно связано с
воспитанием
любви
к
своему
городу.
В
процессе
организованной
образовательной
деятельности
используются
фотографии,
слайды,
видеозаписи с видами родного города, изучение и закрепление многих тем
происходит на примере знакомых улиц, дорог и перекрёстков на них,
6
которые дети видят и узнают на мониторе, на планах – схемах, во время
экскурсий.
В
ходе
занятий
часто
используется макет
микрорайона,
изготовленный по реальному плану города. На нём закрепляются правила
безопасного
поведения
на
дорогах
родного
города,
дети
совершают
«прогулки» по хорошо знакомым местам.
Образовательная
деятельность
по
обучению
правилам
дорожного
движения проводятся в основном в специально оборудованном кабинете –
автоклассе, где имеется всё необходимое для изучения ПДД
:
наглядные
пособия, плакаты, литература, развивающие игры, раздаточный материал,
иллюстрации,
модели
разных
видов
транспорта,
макет
микрорайона,
технические
средства
обучения
и
многое
другое.
При
необходимости
отдельные
части
или
занятие
в
целом
может
выноситься
в
зал
для
проведения
подвижных
игр
или
для
закрепления
знания
на
большом
пособии «Перекрёсток» (мобильный городок)
В тёплое время года занятия и игры проводятся на площадке с дорожной
разметкой, где
дети
могут
получить,
уточнить
и
закрепить
знания
и
представления о безопасном поведении на дорогах, а также на экскурсиях
по
микрорайону.
Закрепление
всех
полученных
знаний
проводится
в
повседневной жизни воспитателями групп.
Работа
проводится во
взаимосвязи
с
родителями
воспитанников,
они
привлекаются к совместным мероприятиям – праздникам и развлечениям,
принимают активное участие в конкурсах и викторинах. Родители имеют
представление
о
знаниях,
получаемых
детьми
на
занятиях
через
информацию, расположенную в «Уголках ПДД» в раздевальных комнатах,
а также пополняют собственные знания о правилах дорожного движения
через Стенд безопасности дорожного движения. Для родителей проводится
анкетирование
и
тестирование
по
вопросам
профилактики
детского
дорожно транспортного травматизма.
В
организованной
образовательной
деятельности
применяются
дидактические и настольные игры, придуманные и созданные автором или
в соавторстве с другими педагогами ДОУ. Они способствуют закреплению
различных
разделов
программы:
«Транспорт»,
«Дорожные
знаки»,
«Светофор». Одни из них совершенствуют ориентировку в пространстве,
7
другие
способствуют
запоминанию
дорожных
знаков
или
закрепляют
знания
о
транспорте,
а
некоторые
призывают
к
поиску
решения
в
определённой ситуации.
Кроме того, все игры направлены на развитие психических процессов –
памяти, внимания, мышления, речи.
На
протяжении
всего
курса
обучения
детей
правилам
безопасного
поведения на дорогах с ними постоянно присутствует Малыш ПасПешик –
он в оформлении кабинета, на плакатах, на иллюстрациях и фотографиях,
как кукольный персонаж, как книжный герой. А также приходит на детские
праздники и развлечения как детский или взрослый персонаж.
Он «учит» детей своим примером правильному и безопасному поведению
на дорогах и в транспорте.
В ходе занятий используется чтение авторской художественно –
познавательной ниги «Приключения малыша ПасПешика», в которой
раскрываются азы правильного поведения ребёнка в окружающей среде
вместе с героем книги. Рассказы соответствуют некоторым темам в
данной программе. Ценность её ещё и в том, что в ней упоминается
родной детский сад, родной город, а также, слушая рассказы и отвечая
на поставленные в них вопросы, дети самостоятельно делают выводы
о правильных и неправильных поступках книжных персонажей.
Планируемые результаты:
У
детей
сформируется
сознание
грамотного
пешехода
и
пассажира,
появятся знания о правильном поведении на дорогах и в транспорте.
Развивается устойчивая потребность в собственной безопасности.
Дети
получат
знания
о
правилах
дорожного
движения,
транспорте,
дорожных знаках в рамках, необходимых будущему школьнику.
Дети
лучше
узна ю т
родной
город,
испытывают
чувство
гордости
и
любви к нему, учатся ориентироваться в нём.
Развивается внимание, наблюдательность и познавательный интерес к
изучению, соблюдению правил дорожного движения.
Возникает заинтересованность родителей в данной проблеме.
Что должны знать дети к концу учебного года
8
Мониторинг результативности обучения правилам дорожного движения
по возрастным группам
20.. – 20.. учебный год.
2-я младшая группа
№
Фамилия
имя
ребёнка
Поведе-
ние на
улице
Поведе-
ние в
транспор
те
Сигна-
лы
свето-
фора
Тран-
спорт
Пешеход
/
пассажи
р
Как
перейти
дорогу
Дор знаки
«Дети»,
«Пешех.
переход»
Итого
вый
показа-
тель
Средняя группа
№
Фами
лия,
имя
ребёнка
Поведе
-ние на
улице
Поведе-
ние в
транспо
рте
Сигналы
светофор
а
Виды
тран
спорта
Улица
/
дорога
Пешехо
д/
пассаж
ир
Как
перейти
дорогу
6
дорож-
ных
знаков
Итогов.
Показа
тель
Старшая группа
Пове
де
ние
пеше
хо
дов
Поведе
-
ние
пассаж
и-
ров
Сигналы
и виды
свето
фора
Виды
тран
спорт
а
Улица/
Дорога,
ориент.
на
макете
Сигна-
лы
регули
-
ровщи
ка
Пере
ход
дороги
и пере
крёстка
Дорожные знаки
Пред
у-
преж
дающ
ие
Запре
щаю
щие
Пред-
писы-
ваю-
щие
Осо-
бых
пред-
писа-
ний
Сер
виса
Инфор
маци-
онные
Подготовительная группа
Поведе
-
ние
пешехо
-
дов на
дорога
х
и
перекр
ёстках
Пове
де-
ние
пасса
жи-
ров
Сигн
алы и
виды
свето
фора
Виды
тран-
спорт
а
Дорога
,
Перекр
ё
стки
ориент.
на
макете
Сигна-
лы
регули
-
ровщи-
ка
Сигна-
лы
тран-
спорт-
ных
средств
Дорожные знаки
Пред
у-
преж
-даю
щие
Зап
реща
ющи
е
Пред
пи-
сываю-
щие
Осо-
бых
пред-
писа-
ний
Сер
вис
а
Ин-
форма-
цион
ные
При-
ори-
тета
Организация предметно – развивающей среды
Кабинет ПДД (автокласс):
Кабинет по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах
оборудован всем необходимым для проведения организованной
образовательной деятельности, в нем имеются: наглядные пособия, плакаты,
детская и методическая литература, развивающие игры, раздаточный материал,
9
иллюстрации, модели разных видов транспорта, макет микрорайона, музей
истории транспорта, технические средства обучения.
В ходе реализации программы рекомендуются следующие
развивающие игры:
Тема, проект
Название игры
Знакомство со
светофором
«Эмоциональный светофор»
«Составь светофор»
«Красный, жёлтый, зелёный»
«Найди правильный светофор»*
Знакомство с
транспортом
«Собери автомобиль»
«Собери транспорт»
«Кто на чём ездит?»
«На улицах большого города»
«Транспорт»
«Прокатись с ветерком!»
«Чья машина?»
«Перевези груз»*
«Припаркуй автомобиль»*
«Определи сигнал»*
Закрепление
правил
дорожного
движения для
пешеходов
«Отличник – пешеход»
«Час пик»
«Правила дорожного движения для маленьких»
«Законы улиц и дорог»
«Азбука пешехода»
«Азбука маленьких пешеходов»
«Большая безопасная прогулка»
«Опасно – безопасно»*
«Проверь себя»*
Закрепление
правил
дорожного
движения для
водителей
« Школа автомобилиста»
«Примерные водители»*
«Путешествуем по городу»*
Закрепление
правил
поведения для
пассажиров
«Кто кому уступит место?»
«В автобусе»
«ПДД для малышей»
Знакомство с
дорожными
«Дорожные знаки»
«Изучаем дорожные знаки»
10
знаками
«Запомни знак»
«Для чего нам эти знаки?»
«Дорожные знаки» - лото
«Дорожные знаки» - домино
«Умный шнурок»
«Учим дорожные знаки»
«Запомни знак»
«Собери дорожный знак»
«Какой знак в домике живет? »*
«Я назову – ты покажи»*
«Одень знак» *
шашки «Дорожные знаки»*
«Раскрась знаки»
«Знакомство с ПДД»
Игры на
закрепление
всех
изучаемых
тем
«Викторина по правилам дорожного движения»
«Экзамен по ПДД»
«Проверь себя»*
«Назови правильно»
«Найди опасность»
«Светофор»
* - игры, придуманные и изготовленные автором.
Для проведения занятий рекомендуется использовать следующие
наглядные пособия:
1.Стенды по обучению ПДД «Кажется безопасно? Нет – опасно!» - 2005г.
2. Стенды «Дети и правила дорожного движения» -2007г.
3.Комплект плакатов «Город, в котором я живу» ГАИ УВД г.Казань,1998г.
4.Комплект плакатов по правилам дорожного движения для ДОУ, изд.
«КАЛАН» - 1998г.
5.Комплект «О чем говорят дорожные знаки» Казань, 2001г.
6.Комплект дорожных знаков для дошкольных и средних образовательных
учреждений, «КАЛАН» - 1998г.
7.Пособие «Азбука маленьких пешеходов», «РОСМЭН» - 2004г.
8.Ширмы из цикла «Правила дорожного движения для детей и родителей»
9.Комплект плакатов из цикла «ПасПешик предупреждает»,
автор М. Амирова – 2005г.
10.Плакат «Внимание! Дорога!», «Идел – пресс» - 2008г.
10. Ширма «Мы – пассажиры» (правила поведения в пассажирском
транспорте)
11.Ширма «Как правильно переходить дороги и перекрёстки»
12.Комплект напольных дорожных знаков.
13.Комплект иллюстраций «Транспорт» - демонстрационный материал
14. Комплект иллюстраций «Специальные машины»
11
15. Объёмная модель светофора.
16.Напольный перекрёсток.
17. Комплект табличек с сигналами транспортного и пешеходного
светофора
18.Макет микрорайона города.
19. Мини – музей истории транспорта «Транспорт вчера и сегодня»
(экспозиция моделей транспорта, мини – макеты по видам транспорта,
наглядный материал, игры, литература)
Игрушки и модели транспорта
Крупные плоскостные модели автомобилей (легковые, грузовые,
пассажирские, специальные) для подвижных игр;
Большие игрушки: грузовики, мотоциклы, квадроцикл, велосипеды,
самокаты – для самостоятельной деятельности детей;
Мелкие автомобили и другие виды транспорта для работы на макете
микрорайона;
Небольшие игрушки и модели транспорта по темам:
воздушный транспорт;
водный транспорт;
специальный транспорт оперативного назначения;
строительный и дорожный транспорт;
легковой и грузовой транспорт.
Технические средства
Компьютер (ноутбук)
Мультимедийное устройство - проектор
Экран
Музыкальный центр
Фотоаппарат
Перечень методической литературы по обучению ПДД
1. Т.Саулина «Три сигнала светофора» Мозаика – синтез, Москва 2010
2. Л.Радзиевская «Ты и дорога» Оникс, Москва 2008
3. Н.Авдеева, О.Князева, Р.Стёркина, М.Маханева «Безопасность на улицах и
дорогах» АСТ-ЛТД Москва 1998
4. О.Старцева «Школа дорожных наук» ТЦ Сфера Москва 2008
5. Т.Шорыгина «Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет» ТЦ
Сфера, Москва 2011
6. Ред.Романова, Малюшкина «Занятия по правилам дорожного движения» ТЦ
Сфера, Москва 2010
7. Ред. Минниханов, И.Халиуллин «Азбука дорожной науки», Казань 1999
12
8. А.Усачёв «Программа развития и обучения дошкольника» Олма – пресс,
Москва 2002
9. Н. Извекова «Правила дорожного движения» Просвещение, Москва 1986
10. В.Рублях «Правила дорожного движения» Просвещение, Москва 1983
11. В.Клименко «Обучайте дошкольников правилам движения» Просвещение,
Москва 1998
12. В.Пляшечук И Красюк «Язык дорог» Весёлка, Киев 1996
13. З.Шакирова, З.Платонова «Использование психологических игр и
упражнений при изучении дорожной науки» Зеленодольск 1998
14. В. Дмитрук «Правила дорожного движения для школьников» Феникс,
Ростов - на -Дону 2005
15. Т.Саулина «Три сигнала светофора» Просвещение, Москва 1989
16. Ред. Р.Минниханов, И.Халиуллин, Л.Артемьева, Ю.Мисягина…Учебное
пособие «Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного
поведения на дорогах» Региональный стандарт. ГАИ МВД РТ, «Ният» 1995
17.Учебный план и программы обучения детей правилам безопасного
поведения на дорогах в дошкольных образовательных учреждениях.
Региональный стандарт. ГАИ МВД РТ, «Ният» 1995
19. Опыт учебных заведений Франции по обучению детей правилам
безопасного поведения на дорогах. Казань 2002
20. Правила дорожного движения. Эксмо, Москва 2009
21. Т.Кобзева, И Холодова, Г.Александрова «Правила дорожного движения.
Система обучения дошкольников» Учитель, Волгоград 2010
22. Л.Гончарова «Правила дорожного движения для начальной школы» Феникс,
Ростов -на –Дону 2008
23. Р.Минниханов, И.Халиуллин, А.Сахаров, К.Уразаев «Безопасность на
дорогах – забота общая» Нурлат 2005
24. . Р.Минниханов, И.Халиуллин, А.Сахаров, В.Шайхутдинова «Зелёный
огонёк» Зеленодольск 2006
25. Интегрированные занятия по обучению дошкольников правилам
безопасного поведения на дорогах. Методическое пособие. Казань 2009
26. «Правила дорожного движения в Российской Федерации» (на татарском
языке) Казань 2012
27. В. Попова «Практическое пособие для воспитателей по обучению детей
безопасному поведению на дорогах» Казань 1998
28. Л.Комлева «Дети и дорога» Калан, Екатеринбург 1998
29. К.Белая, В.Зимонина, Л.Кондрыкинская «Как обеспечить безопасность
дошкольников» Просвещение, Москва 1998
13
30. В.Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД» ВАКО, Москва 2006
31. Л.Поддубная «Правила дорожного движения» младшая и средняя группы.
Корифей, Волгоград 2009
32. Г. Галеева, С. Гаффарова, Р. Минниханов «Цикл занятий для детей
дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на
дорогах». Казань 2009.
33. О. Старцева «Школа дорожных наук» Творческий центр, Москва 2012.
34. Ахмадиева Р.Ш. и др. «Обучение детей дошкольного возраста правилам
безопасного поведения на дорогах» Казань 2008год.
35. Боряева Л.Б. «Азбука дорожного движения». Москва 2008год.
движения». Москва 2010 год.
36. Материалы газеты «Добрая дорога детства».
Детская литература по ознакомлению детей
с правилами дорожного движения:
1.
Л. Амирова «Приключения малыша ПасПешика» - г.Зеленодольск, 2005
2.
М. Дружинина «Наш друг – Светофор. Правила поведения на улице» -
Москва,2005
3.
М. Дружинина «Наш друг – Светофор. Правила езды на велосипеде»
4.
Н.Мигунова «Светофор» - Ростов-на-Дону, 2003
5.
Р. Рамазанов «Для чего нужны машины?» -Казань, 2006
6.
С. Михалков «Бездельник – светофор» - Москва, 1987
7.
В. Данилов «Уроки наших предков» - Дмитров, 1995
8.
А. Дорохов «Красный, жёлтый, зелёный» - Москва,1975
9.
М. Дружинина «Как дорогу перейти» - Ростов-на-Дону, 2002
10. Н. Пикулева «Стойте ждите проходите» - Москва, 2000
11. А. Петров «Я бегу (? Через дорогу» - Дмитров,2001
12. Л. Радзиевская «Ты и дорога» - С-Петербург, 2007
13. Р. Харисова «Осторожно, машина!» - Казань, 2003
14. В. Лиходед «Главные машины» - Ростов-на –Дону, 2005
15. В. Лиходед «Большие машины» - Ростов-на-Дону, 2007
16. В. Лиходед «Очень важные машины» - Ростов-на-Дону,2007
17. М. Дружинина «Кто летит на красный свет» - Москва,2002
18. Д. Денисова «Как перейти дорогу» - Дмитров, 2004
19. Е. Михайленко «Такие разные машины» - Москва, 2010
20. А. Кривицкая «Мчит по рельсам электричка» - Каменск-Уральский,1998
21.«Дорожная азбука» - Казань, 2009
22.Н. Мигунова «Учимся переходить дорогу» - Ростов-на-Дону,2007
23.Н. Маркин, М.Денисов «Пешеходы – вездеходы» - Москва,2006
24. Н. Маркин, М.Денисов «Что мы видим?» - Москва,2006
25. Н. Маркин, М.Денисов «Спасибо, Светофор!» - Москва, 2006
26. Н. Терентьева, Е.Позина «Правила дорожного движения для детей» -
Москва,2010
14
27. С. Тихонова «Разные машины» - Москва, 2007
28. Детская энциклопедия - Я познаю мир - «Автомобили» - Тула,2001
29. Детская энциклопедия - Всё обо всём - «Транспорт» - Москва,2001
Перспективный план
организованной образовательной деятельности
с детьми по возрастным группам.
2 младшая группа.
Сентябрь.
1. Обзорная экскурсия в кабинет ПДД. Знакомство с ПасПешиком.
2. Знакомство со светофором.
Октябрь.
1. «Светофор» - игровая деятельность.
2. Знакомство с транспортом.
3. Грузовой и легковой автомобиль.
4. Автобус. Пассажиры.
Ноябрь .
1. Правила поведения в автобусе.
2. «Для чего нужны автомобили?»
3. «Транспорт» - игровая деятельность.
4. Пешеходы.
Декабрь.
1. Знакомство с дорожным знаком «Пешеходный переход».
2. «Зебра на дороге».
3. «Пешеходы» - игровая деятельность.
4. «Опасно – безопасно» - где можно гулять детям?
Январь.
1. Знакомство с макетом микрорайона.
2. Игровая деятельность на макете микрорайона.
3. Дорожный знак «Дети»
Февраль.
1. Дорога. Правила поведения на дороге.
3. Перекрёсток. Правила поведения на перекрёстке.
4. «Дорога. Перекрёсток» - игровая деятельность.
Март.
1. Поезд. Железная дорога.
2. Правила поведения на железной дороге.
3. Пожарный автомобиль.
4. Автомобиль скорой медицинской помощи.
Апрель.
1. Строительный транспорт.
2. «Специальный танспорт» - игровая деятельность.
3. «Красный и зелёный человечек».
15
4. «Транспорт, зебру, светофор знают дети с ранних пор». – итоговое
Май.
1. Проезжая часть. Тротуар. Пешеходный переход. Закрепление на
мобильном городке
2. Игровая деятельность на площадке с дорожной разметкой.
3. Подвижные игры по ознакомлению с ПДД на свежем воздухе.
Средняя группа.
Сентябрь.
1. Обзорная экскурсия в кабинет ПДД.
2. Светофор.
Октябрь.
1. «Светофор» - игровая деятельность.
2. Виды транспорта.
3.Грузовой и легковой автомобиль.
4.Пассажирский транспорт.
Ноябрь .
1. Транспорт в нашем городе.
2. «Для чего нужны автомобили?»
3. «Транспорт» - игровая деятельность.
4. Пешеходы. Правила поведения пешеходов на улице.
Декабрь.
1. Дорожный знак «Пешеходный переход».
2. «Зебра на дороге».
3. «Пешеходы» - игровая деятельность.
4. «Опасно – безопасно» - где можно гулять детям?
Январь.
1. Изучение макета микрорайона.
2. Игровая деятельность на макете микрорайона.
3.Предупреждающие дорожные знаки «Дети», «Дорожные работы».
Февраль.
1.Запрещающие знаки «Въезд запрещён», «Движение пешеходов
запрещено».
2. Правила поведения в автобусе. Дорожный знак «Место остановки автобуса»
3. Перекрёсток. Правила поведения на перекрёстке. Дорожный знак
«Перекрёсток»
4. «Дорожные знаки» - игровая деятельность.
Март.
1. Железная дорога. Железнодорожный транспорт.
2. Правила поведения на железной дороге.
3. Специальный транспорт оперативных служб.
4. Транспорт для дорожных работ.
Апрель.
1. Строительный транспорт.
2. «Специальный транспорт» - игровая деятельность.
16
3. «Красный и зелёный человечек». Пешеходный светофор.
4. «Транспорт, зебру, светофор знают дети с ранних пор». – итоговое
занятие.
Май.
1. Проезжая часть. Тротуар. Пешеходный переход. – закрепление на
мобильном городке.
2. Игровая деятельность на площадке ПДД.
3. Экскурсия по улице Тургенева.
Старшая группа.
Сентябрь.
1. Обзорная экскурсия в кабинет ПДД.
2. Сигналы светофора.
Октябрь.
1. «Светофор» - игровая деятельность.
2. Транспорт. Виды транспорта.
3. Автомобильный транспорт.
4. Маршрутные транспортные средства. Правила поведения пассажиров.
Ноябрь .
1. Город. Дорога.
2. Участники дорожного движения.
3. Пешеходы. Правила поведения пешеходов на дороге. Пешеходный
переход.
4. Улица Тургенева. Дорога. Дорожные знаки и разметки на ней.
Декабрь.
1. Наш микрорайон.
2. Путешествуем по городу, микрорайону.
3. «Космический гость в нашем городе» - итоговое занятие.
4. Предупреждающие знаки.
Январь.
1. Запрещающие знаки.
2. Предписывающие знаки.
3. Знаки особых предписаний.
Февраль.
1. Знаки сервиса.
2. Информационные знаки.
3. «Дорожные знаки» - игровая деятельность.
4. Перекрёсток. Правила перехода перекрёстка.
Март.
1.
Дорожная разметка.
2.
Пешеходный светофор.
3. «Школа умелого пешехода» - итоговое занятие.
4. Регулировщик. Сигналы регулировщика.
Апрель.
1. Закрепление сигналов регулировщика на мобильном городке.
17
2. Велосипед. Правила пользования велосипедом.
3. «Мой друг – велосипед»
4. Закрепление правил для велосипедистов на мобильном городке.
Май.
1.
Игровая деятельность на площадке с дорожной разметкой.
Закрепление темы «Светофоры».
2. Сигналы регулировщика. Закрепление на площадке с дорожной разметкой.
3. Экскурсия по микрорайону.
Подготовительная группа.
Сентябрь.
1. Обзорная экскурсия в кабинет ПДД.
2. Сигналы светофора.
Октябрь.
1. «Светофор» - игровая деятельность.
2. Транспорт. Виды транспорта.
3. Автомобильный транспорт.
4. Маршрутные транспортные средства. Правила поведения пассажиров.
Ноябрь .
1. Город. Дорога.
2. Участники дорожного движения.
3. Пешеходы. Правила поведения пешеходов на дороге. Пешеходный
переход.
4. Дорожная разметка на дорогах.
Декабрь.
1. Микрорайон.
2. Путешествуем по городу, микрорайону.
3. «Космический гость в нашем городе» - итоговое занятие.
4. Предупреждающие знаки.
Январь.
1. Запрещающие знаки.
2.Предписывающие знаки.
3.Знаки особых предписаний.
Февраль.
1. Знаки сервиса.
2 Информационные знаки.
3.Знаки приоритета.
4.Опознавательные знаки транспортных средств.
Март.
1.
Пешеходный светофор.
2.
«Школа умелого пешехода» - итоговое занятие.
3. Регулировщик. Сигналы регулировщика.
4. Загородная дорога.
Апрель.
18
1.
Велосипед. Правила пользования велосипедом.
2.
Закрепление правил для велосипедистов на мобильном городке.
3. Сигналы транспортных средств.
4. «Определи сигнал» - закрепление сигналов транспортных средств.
Май.
1.
Игровая деятельность на площадке с дорожной разметкой
Закрепление темы «Светофоры», «Дорожная разметка».
2. Сигналы регулировщика. Закрепление на площадке с дорожной
разметкой
3. Экскурсия по микрорайону.
Перспективный план работы с родителями по
профилактике детского дорожно – транспортного
травматизма.
Сентябрь.
Во всех группах – оформление « Уголков ПДД» для родителей, беседы на
родительских собраниях.
Октябрь.
2 младшая : «Малыши и ПДД» - консультация;
Средняя : «Это должны знать ваши дети »- памятка;
Старшая : «Дорога в детский сад и домой» - ширма;
Подготовительная : « Занимательные задачи по ПДД» в «Уголке ПДД».
Ноябрь.
2 младшая : «Это должны знать ваши дети» - памятка;
Средняя : «Учимся переходить дороги и перекрёстки» - ширма;
Старшая : Анкетирование «О необходимости обучения дошкольников
ПДД»
Подготовительная : Конкурс «Моя мама – АВТОЛЕДИ» - ко Дню
Матери.
Декабрь.
2 младшая : «Маленький фликер спасает жизнь!» - консультация
Средняя : Презентация кабинета по обучению ПДД.
Старшая: «Улица. Дорога. Пешеход» - ширма;
Подготовительная : Анкетирование «О необходимости обучения
дошкольников ПДД»
Январь
.
2 младшая: «Детское кресло в автомобиле – это необходимость» -
памятка;
19
Средняя: «Для родителей – водителей» - тестирование;
Старшая: «Маленький фликер спасает жизнь!» - консультация
Подготовительная : « Как правильно вести себя на проезжей части» -
ширма.
Февраль.
2 младшая: « Улица. Дорога. Пешеход.» - ширма;
Средняя: «Родитель – водитель» - памятка;
Старшая : «Улица полна неожиданностей» - консультация;
Подготовительная : «Мой папа – лучший автомобилист» - ко Дню
Защитника Отечества.
Март.
2 младшая: «Безопасность ваших детей» - Ликбез для родителей;
Средняя: «Маленький фликер спасает жизнь!» - консультация
Старшая: «Правила эти знают взрослые и дети» - совместное
мероприятие родителей с детьми;
Подготовительная: «Для родителей – водителей» - тестирование.
Апрель.
2 младшая : «Улица полна неожиданностей» - консультация;
Средняя : «Безопасность ваших детей» - ликбез для родителей;
Старшая : «Детское кресло в автомобиле – это необходимость» - памятка;
Подготовительная : «Мы – пассажиры» - ширма.
Май.
2 младшая: «Дорога до детского сада и обратно» - ширма;
Средняя: Занимательные задачи по ПДД – в «Уголке ПДД»
Старшая : Открытое занятие по обучению ПДД для родителей.
Подготовительная : Занятие по обучению ПДД для родителей.
В течении года – конкурсы рисунков и поделок и другие
безопасному поведению на дорогах
№
п/п
Тема
Количество часов
Общее
По возрастным группам
2
младшая
Средняя
Старшая
Подгото-
вительна
я
1.
Светофор. Виды
светофоров
.
16
4
4
4
4
2.
Пешеходы. Правила
поведения пешеходов.
18
7
6
3
2
3.
Транспорт. Виды
транспорта.
33
11
10
6
6
4.
Пассажиры. Поведение в
транспорте
8
2
2
2
2
5.
Город. Микрорайон.
Улица.
16
2
3
5
6
6.
Дорога. Перекрёсток.
Площадь.
12
4
2
3
3
8.
Дорожные знаки.
25
2
6
8
9
Всего
128
32
32
32
32
26
Заключение.
Программа предназначена для обучения детей дошкольного возраста
от 3 до 7 лет правилам безопасного поведения на дорогах. Актуальность
данной работы не вызывает сомнения, так как она направлена на снижение
дорожно-транспортного
травматизма
среди
детей
дошкольного
возраста
путём
повышения
уровня
знаний
ими
правил
дорожного
движения,
вовлечение в процесс как педагогов, так и родителей.
В
учебном
пособии
систематизированы
действенные
методы
и
приёмы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе по
данной теме. Чётко сформулированы цели и задачи программы, раскрыты
принципы и направления работы с детьми и с социумом. Есть попытка
построения авторской модели педагогического процесса с использованием
дидактических игр.
Кроме того, в программе успешно используется авторская печатная
разработка - книга о Малыше ПасПешике.
Ценность программы заключается в постоянном использовании в
организованной
образовательной
деятельности
материалов
и
пособий
с
видами, ландшафтами, дорогами родного города, что вызывает большой
интерес
у
дошкольников.
Соответствующий
учебный
материал
преподносится в доступной форме.
Кроме того, программа «ПасПешик» апробирована в МБДОУ №15 г.
Зеленодольска Республики Татарстан, где работает автор программы. Работа
по ней ведётся на протяжении 5 лет, результаты мониторинга говорят о
высоком и устойчивом усвоении знаний правил безопасного поведения на
дорогах детьми данного дошкольного учреждения.
26
Список использованной литературы.
1.
«Три сигнала светофора» / Т.Саулина / Мозаика – синтез, Москва 2010
2.
«Школа дорожных наук»/ О.Старцева /ТЦ Сфера Москва 2008
3.
«Азбука дорожной науки» / Ред. Р.Н.Минниханов, И.Халиуллин /
Рут, Казань 1999
4.
Учебное
пособие
«Обучение
детей
дошкольного
возраста
правилам
безопасного поведения на дорогах» Региональный стандарт.
/ Ред. Р.Минниханов, И.Халиуллин, Л.Артемьева, Ю.Мисягина/
ГАИ МВД РТ, «Ният» 1995
5.
Сборник
«Безопасность
на
дорогах
–
забота
общая»/ Минниханов,
И.Халиуллин, А.Сахаров, К.Уразаев/ Нурлат 2005
6.
Сборник
«Зелёный
огонёк»
/ Р.Минниханов, И.Халиуллин, А.Сахаров,
В.Шайхутдинова /Зеленодольск 2006
7.
Интегрированные
занятия
по
обучению
дошкольников
правилам
безопасного
поведения
на
дорогах./ Методическое
пособие.
/Казань
2009
8.
«Правила дорожного движения» младшая и средняя группы. /
Л. Поддубная/ Корифей, Волгоград 2009
9.
«Школа дорожных наук» / О.Старцева /Творческий центр, Москва
2012.
10.
«Обучение
детей
дошкольного
возраста
правилам
безопасного
поведения на дорогах»/ Ахмадиева Р.Ш. и др. / Казань 2008год.
11. Правила дорожного движения со всеми изменениями и дополнениями./
Эксмо, Москва 2012г
27