Напоминание

"Комментарий как аналитическая работа с текстом"


Автор: Мшенская Виктория Викторовна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №1
Населённый пункт: город Новомосковск,Тульская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Комментарий как аналитическая работа с текстом"
Раздел: полное образование





Назад




Комментарий как аналитическая работа с текстом Я хочу рассказать об одной из самых главных тем среди тех, что включаются в подготовку к ЕГЭ по русскому языку. Структурная единица задания 25 ЕГЭ по русскому языку, создание которой вызывает наибольшие трудности называется комментарий. Комментарий – это размышление, рассуждение пишущего по поводу выделенной проблемы. Мне ближе всего создание текстуального комментария :от текста к проблеме. Объяснение смысла текста , т.е. следование за мыслью автора. Написать комментарий можно, ответив на следующие вопросы: 1)Как, на каком материале автор раскрывает проблему? 2)На чём заостряет внимание? Почему? 3)Какие имена собственные упоминает? Зачем? 4)Как выражает автор своё отношение к описываемым событиям? В чём это проявляется? Работа с предложенным текстом. (этапы работы). 1.Прочиатйте текст. Разбейте его на 3 микротемы и озаглавьте каждую большим развёрнутым предложением, которое передаёт главное содержание микротемы. На основе этих заголовков плана потом будем составлять комментарий. Пункты плана будем вставлять в вводные предложения. Это видно на схеме. В этом году появляется новое требование к комментарию: 2 опоры на текст, поэтому в первом предложении комментария необходимо пересказать эпизод, опираясь на который автор раскрывает проблему. Читая текст, необходимо найти такое предложение, которое является самым главным, может быть, именно ради этого предложения автор и написал текст. Это предложение станет цитатой и второй опорой на текст . Её мы можем записать после того пункта плана, из части которого она была взята.Таким образом, составляя к каждому тексту развёрнутый план, каждый ученик сможет получить 3 балла за комментарии. Успехов!!!
Поработаем с текстом Д.Шеварова
В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся: откуда взялись эти благоразумные молодые люди, «которым плюют в глаза, а они утираются» вместо того, чтобы защитить свою честь? (2) Иногда кажется, что мы вышли из шинелей именно этих людей. (3) Звон упругой стали более не слышится нам в слове ЧЕСТЬ. (4) Откроем словарь Даля, чтобы вспомнить, во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд и гениальных замыслов. (5) Итак, «честь — внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». (6) И тут же примеры: «Человек незапятнанной чести. По
чести… Уверяю вас честью. Поступок, несовместимый с честью… Знал бы ты честь… После чести… Честь моя требует крови…». (7) Дуэль! (8) Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. (9) Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. (10) Самое позднее — завтра утром. (11) Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия. (12) Сплетник вынужден был осторожничать. (13) В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец. (14) А как же Пушкин? (15) Какая непоправимая и бессмысленная гибель… (16) Да, непоправимая, но не бессмысленная. (17) Да, «невольник чести», но ведь чести! (18) За год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя, которое оставлю моим детям». (19) Вот и всё, что остаётся детям: честь и имя. (20) Всё остальное им не нужно, всё остальное — неважно. (21) Очевидно, нам ещё многое предстоит пережить и передумать, чтобы вернуться к пониманию этой истины. (По Д. Шеварову) ПЛАН Работа над комментарием 1. Утрата первоначаль- Автор раскрывает проблему на ного значения слово примере письма Пушкина к «Честь» своей жене, в котором он 2. Во времена Пушкина выражает свое негативное к слову относились отношение к тем молодым бережнее,чем сегодня. людям, которые терпят Автор пишет: оскорбления. Д.Шеваров «В грозном свете обращает внимание на то, что правил слово быстро произошла утрата первоначаль- отливалось в свинец.» ного значения слово «Честь». 3. Честь и имя - это Автор текста отмечает, что единственное, что во времена Пушкина к слову мог оставить относились бережнее, чем сегодня. порядочный человек Д.Шеваров пишет: «В грозном свете своим потомкам. Правил слово быстро отливалось в свинец.» Публицист подчеркивает: Честь и имя - это единственное, что мог оставить порядочный человек своим потомкам. Таким образом, мы убеждаемся, что слово «честь» не утрачивает свое значение и в наше время.
Поработает с текстом А.Гениса и П.Вайля
(1) Для России классическая литература — это точка отсчета, идеологический и нравственный фундамент, который объединяет общество и крепче цементирует связь поколений, нежели правовые нормы и исторические традиции. (2) Можно как угодно интерпретировать историю, политику, религию, но стоит произнести «Пушкин», как радостно и согласно закивают головами ярые антагонисты. (3) Нет никакого сомнения, что для подобного взаимопонимания годится только та литература, которую признают классической. (4) Именно классика — тот универсальный язык, который понятен для людей разных взглядов, поскольку основан он на абсолютных ценностях, не подверженных духовной инфляции. (5) В этом смысле
русская литература обладает совершенно уникальным потенциалом. (6) Впрочем, с таким же — если не большим — успехом можно говорить не об уникальности русской литературы, а об уникальности русского читателя, склонного видеть в любимых книгах самую священную национальную собственность. (7) Задеть классика для него все равно что оскорбить Родину. (8) Подобное читательское отношение к классике является неслучайным. (9) Оно складывается и закрепляется с малых лет. (10) Главный инструмент освящения классиков у нас школа. (11) Уроки литературы играли и играют грандиозную роль в формировании российского общественного сознания. (12) Классические книги противостоят воспитательным претензиям государства, раскрывают глаза на неоднозначность и противоречивость мира, рождают в читателе стремление к свободному выбору (Пьер Безухов и Павел Корчагин, являясь положительными героями, тем не менее, герои абсолютно разных романов). (13) Поэтому образцы классики, знакомые с детства, становятся для нас эталонами литературы вообще. (14) Но, к сожалению, во взрослой жизни мы, читатели, так же редко достаем их с полки, как достают из музея парижский эталон метра. (15) Твердо усвоенное в школе преклонение перед классикой иногда мешает увидеть в ней жизнь, почувствовать ее душу, а недостаток времени и будничная суета мешают попыткам еще раз прочитать знакомые книги. (16) Тот же, кто решается перечитать классику без предубеждения, с чистого 'листа, сталкивается не только со старыми авторами, но и со своими школьными, так и не повзрослевшими стереотипами. (17) Перечитывая главные книги русской литературы, он понимает, что необходимо изменить, пересмотреть прежнее отношение к ним. (18) Такая переоценка трудна, но вполне возможна и, видимо, закономерна. (19) Мы растем вместе с книгами, книги растут и меняются вместе с нами. ПЛАН 1.Классическая литература-это Книга… Что такое книга? Какова ее роль для основа, объединяющая русского читателя?Такие проблемные вопросы общество. поднимает в своем тексте П.Вайль и А.Генис. 2.Велика роль литературы для Авторы текста обращают внимание на то , формирования уникального что классическая литература – это основа, читателя, способного увидеть в объединяющая общество. «Для России книгах национальное достояние. классическая литература-это точка отсчета, Автор пишет: «…образцы идеологический отсчет и нравственный классики ,знакомые с фундамент, который объединяет общество детства , становятся для нас и крепче его цементирует.» Публицисты эталонами литературы подчеркивают: велика роль литературы для вообще…» формирования уникального читателя, 3.Добросовестный читатель, способного увидеть в книгах национально обращаясь через достояние. П.Вайль и А.Генис пишут: определенный период к «…образцы классики,знакомые с детства, книгам, открывает для себя Становятся для нас эталонами литературы что-то новое. вообще…» Авторы отмечают: добросовестный читатель, обращаясь через определенный период к книгам, открывает для себя что-то новое.

Минаков Евгений на текст М.А. Осоргина
Природа... Удивительной красоты окружающий нас мир, который играет важную роль в жизни человека, в его становлении как личности, в воспитании его характера. Чем является природа в жизни людей? Как она воздействует на человека? Такие проблемные вопросы затрагивает в предложенном мне для анализа тексте М.А. Осоргин. Автор рассказывает о событии, произошедшем с двумя мальчиками, когда они во время поздней весны любили после школы гулять по густому лесу недалеко от широкой реки и открывать для себя что-то новое в этой волшебной книге природы. М.А. Осоргин обращает внимание читателей на то, что кладовая знаний в виде окружающего мира доступна каждому, кто хочет научиться новому. Автор пишет: Всё, что нам не договаривали и не умели объяснить, мы читали на страницах этой книги". Русский писатель и журналист подчеркивает, что природа зарождает в людях чувство любви и бережное отношение к тому, что находится вокруг нас. Таким образом, окружающий мир воздействует на человека, формируя в нем одни из самых ценных качеств в нашей жизни. Автор считает: природа тем важна, что она дает нам возможность познавать новое, открывать тайны, которые были раньше загадкой для нас. Нельзя не согласиться с мнением писателя, ведь именно желание мыслить, знакомиться с жизнью закладывает в нас полный загадок окружающий мир. Проблему воздействия природы на человека затрагивали многие писатели в своих произведениях. Обратимся к рассказу В.А. Солоухина "Кувшинка", в котором Валерия, жительница столицы, оказавшись в деревне, наедине с бескрайними полями, необъятными реками и зелеными лугами открыла для себя мир с другой стороны. Бесконечные просторы заставили юную красавицу задуматься над величием и важностью природы. Так пребывание вне города изменило внутренний мир девушки. Данная проблема находит свое отражение и в жизни. Мой дядя, Васильев Алексей Евгеньевич, будучи подростком, решил остаться на природе с друзьями, живя в палатках, на несколько дней. Единение с окружающим миром позволило им осознать, что их городская жизнь вела к истреблению густых лесов, загрязнению речек. Тем самым, они пересмотрели всю свою прежнюю жизнь и стали гуманнее относиться к тому, что существует вокруг. В заключение хочется заметить: вопрос воздействия природы на человеческое сознание в наши дни является действительно актуальным, потому что все реже и реже мы выбираемся ближе к окружающему миру сегодня. Но эти редкие встречи мы обязаны ценить, ведь они могут стать переломными в нашей жизни.


В раздел образования