Автор: Платонова Елена Михайловна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МАОУ СОШ №1 Населённый пункт: город Лабытнанги, ЯНАО Наименование материала: статья Тема: "Вопросы воспитания детей и молодёжи" Раздел: среднее образование
Вопросы воспитания детей и молодёжи
В настоящее время очень остро стоит вопрос воспитания детей и молодежи, в этом
направлении с каждым годом появляются все новые и новые подходы. Воспитание детей
является неотъемлемой частью жизни во все времена, а вот наука, которая занимается
проблемами
воспитания
и
образования
детей
называется
–
педагогика.
Воспитание
наделяет ребенка знаниями, необходимым жизненным опытом и оказывает существенное
влияние на социальное поведение ребенка.
Молодежь является особой группой населения, в которой одна сторона отражает
основную массу социальных проблем, а другая демонстрирует и показывает, насколько
эти проблемы являются значимыми, так как именно молодежь - это будущее нашего
общества, в котором именной ей предстоит жить
1
.
Плодотворная работа как с детьми, так и с молодежью, в условиях современной
жизни является не простым этапом, это очень интересный и многогранным процесс, в
котором находят свое отражение не только педагогика.
Важным
является
фактор
определенной
профессиональной
подготовки,
без
которого
не
возможно
осуществление
грамотной
воспитательной
работы
с
детьми
и
молодежью. Вопросы воспитания детей и молодежи были значимы во все времена, ведь
именно воспитание отражается на личности человека в целом. Воспитание неразрывно
связанно с обществом, а
состояние государства в определяющей степени зависит от
уровня сознания каждого члена этого общества, его стремления участвовать в становлении
своей родины.
Концепция
воспитания
детей
и
молодежи
представляет
собой
понимание
воспитания
как
одного
из
направлений
деятельности
государственных
институтов
в
условиях
реформирования
общества.
Данная
концепция
является
важным
звеном
в
цепочки
ценностей,
и
представляет
собой
систематизированное
и
последовательное
изложение теоретических основ. Именно эти основы включают в себя обоснование его
исходных установок, целей, содержания, задач, принципов, направлений, форм, методов, а
также условий обеспечения эффективности этой деятельности в процессе взаимодействия
ее субъектов - соответствующих министерств, ведомств, общественных объединений и
организаций, органов местного самоуправления.
Основным
назначением
воспитания
является
накопленные
поколениями
общественно – исторический опыт и бесценные знания. В этот не простой, но интересный
процесс воспитания новые поколения который начинаются с детей и продолжают свой
путь к молодежи, должны владеть определенными сложившимися знаниями, трудовыми
умениями, нормами поведения в обществе, а также выработать определенную систему
взглядов на жизнь.
В
современное
время
проблемы
воспитания
детей
и
молодежи
становятся
приоритетными по ряду причин:
- растет уровень информированности общества, одновременно возрастает и
уровень циничности, равнодушия, агрессивности людей;
-
на
молодых
людей
оказывают
влияние
различные
религиозные
и
политические течения, в том числе националистического толка;
1
Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник. - М.: Гардарики, 2013. – 541 с.
- отсутствуют четкие мировоззренческие позиции, наблюдается смещение
жизненных ценностей, что во многом объясняется изменениями общественной
идеологии
2
.
В основе содержания воспитания детей и молодежи можно провести параллель
между
двумя
тесно
взаимосвязанными
компонентами,
социально-педагогическим
и
специфическим компонентом.
Социально-педагогический
компонент
характеризуется
широкой
социально-
педагогической направленностью, и включает такие элементы как: позиции по основным
социальным, историческим, нравственным, а также мировоззренческим взглядам.
Специфический компонент воспитания детей и молодежи отражается большей
конкретной
и
деятельностной
направленностью.
Практическая
реализация
этого
содержания призвана обеспечить: глубочайшее понимание детей и молодежи своей роли и
места в обществе за счет воспитания, для каждого из них в своем кругу.
Ключевым
аспектом
в
воспитании
является
формирование
основных
качеств,
свойств,
навыков,
привычек,
необходимых
для
успешного выполнения
функций
воспитания на различных этапах жизненного цикла.
Воспитательная работа с детьми и молодежью немыслима без педагогики, этот
процесс
сочетает
в
себе
отражение своеобразных
закономерностей
в
воспитании,
развитии
личности
которые
протекают
в
различных
сферах,
на
протяжении
всего
жизненного пути.
На данном этапе развития воспитания значимые позиции занимают технологии
работы, а также постоянное обновление и внедрение нововведений. Стремительно быстро
развиваются
разнообразные
современные
направления,
которые
важно
применять
в
работе.
Педагогика как наука, изучает не только накопленный исторический опыт, она
должна
уделять
значимое
внимание
исследованию
и
обобщению
практики
работы
современного передового учительства, а также школы в целом, а также активно стремится
к разработке прогнозов развития образования детей и молодежи на фундаменте тенденций
развития общественных явлений и особенностей их изучения.
Список использованной литературы
1.
Григорьев С.И., Демина Л.Д. Психолого-социальные основы социальной педагогики. -
Барнаул, 2014. – 178 с.
2.
Запесоцкий А.С, Файн А.П. Эта непонятная молодежь...: Проблемы неформальных
молодежных объединений. - М.: Профиздат, 2011. - 224 с.
3.
Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник. - М.: Гардарики, 2013. – 541 с.
4.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. / Г.К. Селевко. – М.:
НИИ школьных технологий, 2012. – Т. 2.
5.
Теория воспитания. Лабораторно-практические занятия для студентов: Учебное
пособие / Под ред. И.А. Тютьковой. – М.: «РИО», 2011.
6.
Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 2011.
7.
Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 2013.
2
Теория воспитания. Лабораторно-практические занятия для студентов: Учебное пособие /
Под ред. И.А. Тютьковой. – М.: «РИО», 2011.