Экологическое воспитание школьников.
Серьёзный экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс
существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил
переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Поэтому стала
оформляться новая наука – экология и появилась экологическая культура. В
связи с глобальным экологическим кризисом, необходимо выяснить, какие
отношения человека и природы можно считать гармоничными, как
человеческая деятельность влияет на окружающую среду и отметить, почему
экологическая культура и экологическое воспитание так важны особенно
сейчас. Экологическая ответственность напрямую связана с экологическим
воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение
предвидеть ближайшие и отдалённые последствия своих действий в
природной среде, критическое отношение к себе к другим.
Экологическое
образование
выступает
как
сложный
педагогический
процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической
культуры,
развиваемый
у
школьников.
Сложившаяся
в
настоящее
время
система
школьного
и
внешкольного
образования
и
воспитания
включает
большой
объём
экологических
знаний,
умений
и
навыков,
реализующих
требования
в
направлении
роста
и
развития
экологической
культуры.
В
условиях
современной
экологической
ситуации
важна
экологизация
всей
системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из
важнейших
принципов
экологического
образования
считается
принцип
непрерывности
–
взаимосвязанный
процесс
обучения,
воспитания
и
развития человека на протяжении всей его жизни.
Слово
«экология»
и
его
производные
прочно
вошли
в
наш
каждодневный
словарь.
Обычно
под
«экологическим
воспитанием»
понимают воспитание любви к природе. Действительно – это составная часть
такого
воспитания,
но
нередко
приёмы,
которыми
воспитывают
такую
любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью в неволе содержат
диких животных или без должного ухода, которые страдают на глазах у
детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто в воспитательных
целях
во
время
летних
прогулок
детям
предлагают
собирать
цветы
или
ловить
бабочек,
стрекоз
и
других
насекомых.
Такие
занятия
становятся
постоянной летней забавой ребят. Таким образом, подобные воспитательные
мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причём довольно
жестоко.
В
формировании
мировоззрения
личности
важную
роль
играет
окружение ребёнка, социальная и культурная среда, а также его особенный
взгляд на всё с самого раннего возраста.
Педагогу следует помнить, что на ребёнка в процессе формирования
личности влияют:
- природа и родной язык;
- общение в семье, в школе, окружающая среда;
- его деятельность;
- средства массовой информации, искусство, литература;
- образ жизни самого ребёнка, его стремления, планы, роль, которые он
выполняет в микросреде.
Экологическая культура – это система знаний, умений, ценностей и
чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой.
Основными
компонентами
экологической
культуры
должны
стать:
экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное
поведение и чувство любви к природе.
Экологически культурная личность должна иметь экологические знания
по основным разделам экологии и экологии родного края - знать природу
своего родного края, а именно: местные природные условия; природные
особенности, реки и водоёмы, ландшафты, типичные растения и животных,
климат; местные, охраняемые природные объекты; местных птиц; видов рыб
местных
водоёмов;
лекарственные
растения
местной
флоры;
памятники
культуры и искусства местного и республиканского значения.
Особенностью экологического образования было то, что оно появилось
ввиду
жизненной
необходимости
всех
людей
на
планете.
Экологическое
образование
–
это
не
часть
образования,
а
новый
смысл
и
цель
современного образовательного процесса – уникальное средство сохранения
и развития человека
и продолжения человеческой цивилизации. Цель
экологического образования – формирование ответственного отношения к
природе, которое строится на базе нового мышления. Чтобы эти требования
превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских
лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность
природы,
вырабатывать
активную
жизненную
позицию
по
восприятию
проблемы сохранения природной среды. Отношение ребёнка к окружающей
природной
среде
в
существенной
степени
определяет
три
фактора:
непосредственное познание природы; школьное экологическое воспитание;
средства массовой информации.
Школьное
экологическое
воспитание
обладает
возможностью
целенаправленной, координированной и системной передачи знаний. Как
знакомить
детей
с
правилами
поведения
в
природе?
Определённые
экологические
запреты
абсолютно
необходимы.
Но
«обрушивать»
эти
запреты
«сверху»
нельзя,
нужна
целенаправленная,
кропотливая
работа,
ориентированная
на
то,
чтобы
правила
поведения
в
природе
были
прочувствованы, понятны.
Чтобы
обеспечить
наиболее
благоприятные
условия
для
формирования
отношений
учащихся
к
действительности,
следует
организовать трудовую, познавательную, конструкторскую, художественную,
игровую,
туристско-краеведческую
и
спортивно
–
оздоровительную
деятельность
детей
среди
природы.
В
условиях
влияния
различных
окружающих условий на сознание учащегося его формирование во многом
зависит
именно
от
целенаправленных
действий
педагога.
Здесь
находят
применение
разнообразные
приёмы
и
методы
педагогической
работы,
раскрытие смысла практической деятельности, беседы и лекции о труде и
природе, разъяснение долга и приёмы убеждения в необходимости личной
заботы
каждого
о
среде,
требования
к
поведению
и
вовлечение
в
художественное
творчество,
поощрения
и
наказания,
и
личный
пример
педагога.
Нравственная
сторона
природоохранительного
отношения
формируется в действиях направленных на защиту окружающей среды. Она
связана
с
осознанием
общенародной
принадлежности,
полезности
и
ценности природы. Организованные действия в защиту природы должны
приводить школьников к пониманию эстетической ценности естественных
явлений. Постижение красоты окружающей среды столь же закономерно
должно
порождать
стремление
охранять
среду,
готовность
к
соответствующим практическим действиям.
Задача учителя, который развивает эстетическое отношение к природе
у своих питомцев, заключается прежде всего в том, чтобы нацелить учащихся
на
встречу
с
красотой
и
организовать
соответствующую
познавательную
деятельность. Нужно разработать систему эстетико-познавательных задач и
упражнений,
организовать
ряд
эстетически-
воспитывающих
ситуаций,
которые
побуждают
учеников
воспринимать,
осмысливать,
оценивать
познаваемые объекты как красивые, выразительные и т.д. Одновременно
нужно глубже продумывать возможности педагогического воздействия на
эстетические
восприятия,
чувства
и
суждения
учащихся
через
те
виды
деятельности,
которые
связаны
более
всего
с
познанием,
выявлением
потребительских свойств среды, это например, различные промыслы(сбор
ягод,
грибов,
рыбная
ловля
и
др.),
сбор
материалов
для
школьных
коллекций,
экспедиции
по
поиску
местных
стройматериалов,
уход
за
птицами, водоёмами, лесом и т.д.
В разном возрасте ученики по-разному оценивают значение одних и
тех же дел для своих связей с природой. В зависимости от таких оценок
изменяются их увлечения, происходит переход от одних дел к другим,
возникает интерес к явлениям, которые раньше не привлекали особого
внимания.
В среднем возрасте ученики предпочитают заниматься такими делами как,
посадка деревьев и кустарников, участвуют в экскурсиях, туристических
походах. Престижны освоения местного рельефа, изучение животных,
растений, ловля рыбы. Формами педагогического руководства
индивидуальной деятельности могут стать систематические консультации по
домашнему труду( уход за садом, цветами, животными, рыбками, цветами),
выставки находок и поделок из природных материалов.
Достижение высокого уровня развития отношений к природе и друг к другу
помогает удовлетворению интересов школьников. Оно своеобразно
завершает процесс преобразования предметных и взаимных связей
учащихся в воспитательные отношения. Обретая воспитательные функции,
ответственное отношение к природе, забота школьников о сбережении её
красоты, внимание друг к другу поднимаются на высокую ступень. Это
создаёт наилучшие условия для решения задач всестороннего гармоничного
развития личности в процессе взаимодействия с природной средой.
Для
осуществления
стоящих
перед
страной
задач
по
превращению
каждого её уголка в цветущий край необходимо своевременно формировать
экологическую
культуру,
эстетические
отношения
к
природе,
развивать
любовь к природе и нести ответственность за её состояние