"Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства"
Автор: Артемкина Ольга Александровна Должность: учитель изобразительного искусства Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 9 Населённый пункт: город Сызрань, Самарская область Наименование материала: статья Тема: "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства" Раздел: среднее образование
Автор: учитель изобразительного
искусства
Артемкина Ольга Александровна
Г.СЫЗРАНЬ, 2016
«Духовно-нравственное воспитание учащихся
на уроках изобразительного искусства»
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного
возрождения нации.
Первоосновой
могущества
любого
государства
является
не
экономическое
благосостояние, не военная мощь, не обилие техники и технологий, а его граждане. При
этом
важно
не
только
качество
населения,
то
есть,
здоровье,
уровень
образования,
профессионализм и так же, с какой целью, с какими установками люди реализуют
имеющийся у них потенциал. Иначе говоря, важно народное мировоззрение, народное
сознание, определяющее цели деятельности каждого отдельного человека и народа в
целом:
будет
ли
их
труд
служить
интересам
других
людей,
общества,
мирового
сообщества, или только личным потребностям, собственным меркантильным интересам,
то в конечном итоге может привести к разрушению государства, общества и нанести вред
каждому отдельному человеку.
К сожалению, события последнего времени в политике, экономике и культуре
России
подтверждают
очевидность
все
более
заметной
утраты
нашим
обществом
традиционного российского патриотического сознания и духовной нравственности.
Просчеты нравственного воспитания в наше время обусловлены обострившимися
жизненными противоречиями. Часть школьников поражена социальным инфантилизмом,
скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными
и ж д и в е н ч е с к и м и
н а с т р о е н и я м и .
Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен
уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому школа, а
в
частности
учитель,
решая
задачи
воспитания,
должен
опереться
на
разумное
и
нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы
2
Воспитать человека интеллектуально, не
воспитав его нравственно, - значит
вырастить угрозу для общества.
Теодор Рузвельт
собственной жизнедеятельности. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к
эмоционально-ценностному,
духовно-нравственному
развитию,
гражданскому
воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни
трудно восполнить в последующие годы.
Согласно данной Концепции социальный заказ общества заключается в воспитании
высоконравственного,
ответственного,
творческого,
инициативного,
компетентного
гражданина и патриота России, готового к жизни в высокотехнологичном конкурентном
мире,
готового
к
разрешению
проблем,
к
самооборазованию,
к
использованию
информационных ресурсов, к социальному взаимодействию.
Программа
по
изобразительному
искусству
Б.М.
Неменского
включает
в
себя
множество уроков, на которых можно реализовать данный социальный заказ, но есть
некоторые недостатки, заключающиеся в особенностях традиционной системы обучения.
Среди
существенных
недостатков
этого
типа
обучения
можно
назвать
его
ориентированность в большей степени на память, а не на мышление. Это обучение также
мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности.
Учебно-познавательный
процесс
в
большей
степени
носит
репродуктивный
(воспроизводящий) характер, вследствие чего у учащихся формируется репродуктивный
стиль
познавательной
деятельности.
Как
показывает
практика,
объем
сообщаемой
информации превышает возможности ее усвоения (противоречие между содержательным
и
процессуальным
компонентами
процесса
обучения).
Кроме
того,
отсутствует
возможность
приспособить
темп
обучения
к
различным
индивидуально-
психологическим
особенностям
учащихся
(противоречие
между
фронтальным
обучением и индивидуальным характером усвоения знаний). Необходимо отметить и
некоторые особенности формирования и развития мотивации учения при таком типе
обучения.
Уникальность
и
значимость
образовательной
области
«Изобразительное
искусство», заключается в том, что сам предмет направлен непосредственно на духовно-
нравственное развитие ученика. И вся деятельность учителя изобразительного искусства
подчинена, прежде всего воспитанию нравственной, культурной и толерантной личности.
На уроках изобразительного искусства дети учатся рисовать, лепить, писать красками,
3
конструировать. Но не только. Еще есть умение видеть в окружающей жизни то, что не
замечают, не видят другие. Умение вглядываться в жизнь - самое главное умение!
Ц е л ь учебного
предмета
«Изобразительное
искусство»
в
общеобразовательной
школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части
культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти
ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством,
должны
быть
средством
очеловечения,
формирования
нравственно-эстетической
отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души
ребенка.
Содержание программы изобразительного искусства Б.М.Неменского включает очень
много тем, название которых само за себя говорит о чем пойдет речь на уроке, например
«Город, в котором ты живешь», «Наследие предков: памятники архитектуры», «Пейзаж
родной земли. Гармония жилья и природы», «Образ красоты человека», «Древнерусский
город-крепость», «Древние соборы», «Древнерусские воины-защитники», «Все народы
воспевают материнство», «Все народы воспевают мудрость старости», «Сопереживание –
великая тема искусства», «Герои, борцы и защитники», «Юность и надежды», «Разные
люди-разные культуры», «Мудрость народа», «Идеал в жизни и в искусстве. Человек»,
«Идеал в жизни и в искусстве. Жилище человека», «Мой идеал», «Библейские темы в
изобразительном искусстве», «Личность художника и мир его времени», «Крупнейшие
музеи
изобразительного
искусства
и
их
роль
в
культуре»
и
т.п.
Но,
несмотря
на
формулировку тем, на каждом уроке изобразительного искусства с учащимися идет
работа с такими понятиями национальных ценностей, как:
– Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение
Отечеству;
– гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания,
правовое государство;
– социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям,
институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь,
достоинство;
4
– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс
человечества, международное сотрудничество,
– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о
старших и младших, забота о продолжении рода;
–
труд
и
творчество
–
уважение
к
труду,
творчество
и
созидание,
целеустремленность и настойчивость;
–
традиционные
российские
религии
–
представление
о
вере,
духовности,
религиозной
жизни
человека,
толерантно сти,
формируемые
на
о с н о в е
межконфессионального диалога;
–
искусство
и
литература
–
красота,
гармония,
духовный
мир
человека,
нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
–
природа
–
эволюция,
родная
земля,
заповедная
природа,
планета
Земля,
экологическое сознание.
Наполнение
уклада
школьной
жизни
нравственными
примерами
активно
противодействует
образцам
циничного,
аморального,
откровенно
разрушительного
поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на
детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники информации.
Принять
ту
или
иную
ценность
ребёнок
должен
сам,
через
собственную
деятельность. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в
человеке – совесть, его нравственное самосознание.
На уроках я применяю следующие виды деятельности и формы занятий:
- виды деятельности: рисование, лепка, моделирование, плетение и т.п.;
-
формы
занятий:
беседы,
экскурсии,
просмотры
кинофильмов,
виртуальные
путешествия по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевые игры гражданского
и историко-патриотического содержания, творческие конкурсы, фестивали, встречи с
ветеранами
и
военнослужащими,
народные
игры,
театральные
постановки,
художественные выставки, экскурсии в места богослужения, наблюдение и обсуждение в
педагогически
организованной
ситуации
поступков,
поведения
разных
людей,
интеграция уроков изобразительного искусства и уроков истории, литературы, биологии,
географии, математики и т.д.
5
Для реализации духовно-нравственного воспитания и развития личности на уроках
изобразительного искусства я использую следующие методы обучения:
- метод проектов (Примеры: «Творчество В.П. Перова», «Идеалы красоты в творчестве
В.С. Рокотова», «Древнерусское зодчество», «Государственная Третьяковская галерея»,
«Батальный жанр в картинах русских художников», «Богатство и бедность в картинах
В.П. Перова» и т.п.);
-
информационно-коммуникативные
технологии
(мультимедиа
для
наглядности:
«Шедевры русской живописи», «Сокровища Эрмитажа», «Художественная энциклопедия
зарубежного
классического
искусства»,
которые
помогают
совершать
виртуальную
экскурсию;
использование
электронных
учебников,
например
такого
как «Азбука
искусств»;
создание
презентаций
учащимися
с
помощью
программ
«Power
Point»,
«Windows Live»; изобразительная деятельность учащихся в мультимедийных изостудиях:
«Магия
рисования»,
«Весёлый
художник»,
«TuxPaint» ,
«CorelDraw» ,
«GIMP»,
«PhotoShop», «Paint», «KidPix», работа в программе Photo Impression);
- игровые технологии (игры-головоломки, ролевые игры, игры-соревнования и т.п.);
- компетентностно-ориентированное обучение (технология проблемного обучения;
технологию развития критического мышления и т.д.);
-
здоровьесберегающие
технологии
(беседы
о
здоровом
образе
жизни,
результатом
которых могут быть рисунки и плакаты на темы «Я выбираю жизнь», «Здоровые дети –
надежда России», «Спорт в моей жизни» и т. д. );
- обучение в сотрудничестве;
- кейс-технологии.
В
результате
внедрения
в
свою
педагогическую
деятельность
данных
видов
деятельности и форм, принципов и особенностей организации содержания духовно-
нравственного развития и воспитания учащихся на уроках изобразительного искусства, я
планирую достигнуть следующих результатов:
-
воспитание
у
учащихся
гражданственности,
патриотизма,
уважение
к
правам,
свободам и обязанностям человека;
- видение учащимися своего будущего, которое они недостаточно осознают, потому,
что мало действуют, нередко «застревают» в пространстве собственных переживаний,
6
компьютерных игр, индустрии развлечений, проживают чужую жизнь, умаляя при этом
собственную.-
воспитание
у
учащихся
трудолюбия,
творческого
отношения
к
образованию, труду, жизни;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое
воспитание);
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, сформировать представления у
учащихся об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
7
Список литературы:
1.
Ахмедьянова,
А.
Г.
Опыт,
проблемы
и
перспективы
духовно
–
нравственного
воспитания школьников / А. Г. Ахмедьянова // Стандарты и мониторинг в образовании. -
2010. - № 3. - С. 38 - 42.
2.
Бросова, К. Нравственно - эстетические идеалы человечества в содержании курса
"Мировая художественная культура" [Текст] / К. Бросова // Искусство в школе. - 2008. -
№ 1. - С. 78 - 80.
3.
Власова, Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников как
процесс овладения смыслом жизни [Текст] / Т. И. Власова // Педагогика. - 2008. - № 9. -
С. 108 - 113.
4.
Данилюк,
А.
Я.
Концепция
духовно
-
нравственного
развития
и
воспитания
личности гражданина России / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М. :
Просвещение, 2009. – 23 с. - (Стандарты второго поколения).
5.
Данилюк,
А.
Я.
Программа
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
обучающихся
на
ступени
начального
общего
образования
/
А.
Я.Данилюк,
А.
А.
Логинова.ов.- М. : Просвещение, 2012. – 32 с. - (Работаем по новым стандартам).
6.
Каршинова, Л. В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в
образовательном пространстве / Л. В. Каршинова // Эксперимент и инновации в школе. -
2010. - № 6. - С.48 - 52.
7.
Жарковская, Т. Г. Организация духовно - нравственного образования
средствами различных учебных дисциплин / Т. Г. Жарковская // Педагогика. -2008. - №
10. - С. 49 - 53.
8