Напоминание

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой родного края


Автор: Дубова Ольга Леонидовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №89 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Орёл
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой родного края
Раздел: дошкольное образование





Назад





Методические рекомендации

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе

ознакомления с культурой родного края
Идея патриотизма во все времена занимала особое место, но особенно актуальной проблема патриотического воспитания стала сегодня. Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. В настоящее время,
патриотическое

воспитание

дошкольников

по

ФГОС
актуально и приоритетно для подрастающего поколения. Одной из основных задач ФГОС ДО, является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО. Эта работа начинается с воспитания у ребенка любви к своей семье, дому, детскому саду, улице, району, области. Мы выделяем несколько направлений для работы с детьми: история родного края; природа родного края; декоративно-прикладное искусство; фольклор и традиции; народная и современная архитектура; литературный Орёл. Новизной является активное использование в работе с детьми краеведческого материала при ознакомлении с природой, художественной культурой, произведениями поэтов, писателей, художников Орловского края. Решая задачи патриотического воспитания, педагоги осуществляют работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие
принципы:
— отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста; — непрерывность и преемственность педагогического процесса; — дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов; — рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; — развивающий характер обучения, основанный на детской активности. Исходя из этого данная работа включает целый
комплекс задач:
-формировать у ребёнка представление о себе, своей семье и социальном окружении; -формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, его жителям; -формировать начала экологической культуры на основе ознакомления с флорой и фауной Орловского края; -знакомить с историческим и культурным наследием родного края; -развивать творческие способности в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, познакомить с народными промыслами.

Формы и методы организации работы в ДОУ
Программа патриотического воспитания в дошкольных учреждениях подразумевает прежде всего организацию внутренней методологической работы в этом направлении. Так как если педагог сам не испытывает чувства любви к отечеству, то он не сможет передать его детям, также воспитателю нужно знать, как наиболее эффективно донести идеи патриотизма дошкольникам. Методологическая работа по патриотическому воспитанию в ДОУ направлена на повышение квалификационного уровня воспитателей, их педагогической грамотности. Для этого проводятся тематические педсоветы, консультации, взаимопосещения занятий. Вторая часть методологической работы – это взаимодействие с родителями, семьей ребенка, так как они имеют существенное влияние на формирование личности дошкольника, и важно подсказать им основные направления для успешного развития у детей нравственно-духовных ценностей. С родителями проводятся тематические собрания, беседы, их привлекают к организации и участию в мероприятиях ДОУ.
Работа с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников
Важным условием патриотического воспитания является тесная взаимосвязь с родителями. Все культурные эталоны, духовные ценности, которых придерживается семья, как правило, усваиваются и ребёнком. Поэтому, в работе с родителями используются следующие формы взаимодействия:  создание альбомов совместно с родителями «Природа родного края»; «Гордое имя – Орёл!» и др.  консультации с родителями на тему: «Копилка семейных ценностей», «За что мы любим свой город»;  участие в конкурсах, выставках «Эти годы военные»;  акция «Чистый город»;  посильная помощь родителей в создании мини-музея в группе;  помощь родителей в поисках материала по краеведению, истории Орловского края;  создание семейных проектов «Мое генеологическое древо», «Герб моей семьи» и др.  круглый стол для родителей «Воспитать патриота и гражданина»;  совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций).
Формы и методы работы с детьми
Основными методами патриотического воспитания в
младшей группе
выступают:  организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность осваивать опыт доброжелательного отношения к близким, взрослым;
 инсценировок с игрушками, демонстрирующими образцы взаимоотношений в детском саду и в семье;  наблюдение за отношением взрослых в детском саду;  хороводные игры, игры-имитации;  чтение стихов, потешек, сказок на тему доброты, любви к родителям;  рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок с изображением семьи, предлагает назвать членов семьи, их действия, выделить общее радостное настроение;  рассматривание семейных фотографий и др.
В

средней

группе
вовлекаем детей в разговор о семье, семейных событиях. Рассматривая семейные фотографии, обращаем внимание на черты их сходства с родителями, в семье все заботятся друг о друге. Увлекают детей игры на семейные темы, где разыгрываются различные сюжеты из жизни. Знакомим воспитанников со стихами, песенками, в которых отражаются события из жизни семьи, труд родителей. Организуем ситуации «добрых дел»: в подарок родителям сделать коллективную аппликацию, подарить рисунки.
В старшем дошкольном
возрасте у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально-чувственном уровне. В старшей группе используем такие методические приёмы патриотического воспитания:  этические беседы о городе, родной стране, мире;  экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными событиями;  рассматривание иллюстраций об особенностях природы России, разных стран;  знакомство с элементами национальной культуры;  обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей и горожан. В работе с детьми
подготовительной к школе группы
применяем следующие методы:  знакомство с российской символикой;  игра-путешествие по городу, где вместе создают карту города, отражая на ней достопримечательности;  рассматривание иллюстраций к сказкам народов России;  стимулировать к собиранию коллекций и мини-музеев;  придумывание сказок и историй о достопримечательностях родного города;  совместная деятельность с детьми с картами и схемами;  рассказ воспитателя об истории города, об архитектурных сооружениях, легенд, мифов. Широко используем все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии. Метод проектов один из перспективных методов, способствующих решению проблемы патриотического воспитания, развивающий познавательный интерес, формирующий навыки сотрудничества. Основная его цель – развитие свободной
творческой личности ребенка, возможность почувствовать себя исследователем, объединить детей, родителей. Использование информационно-коммуникационных технологий – актуальное и эффективное средство для патриотического воспитания дошкольников. Информационно- коммуникационные технологии используем при рассматривании наглядного материала, просмотре мультимедийных презентаций, мультфильмов, прослушивании песен и стихов и др. Процесс воспитания патриотизма следует начинать с раннего возраста, именно в тот момент, когда у ребенка закладываются основы личностных ориентиров. В таком случае, все яркие воспоминания и впечатления, связанные с патриотическим воспитанием, сделают его истинным защитником своей страны. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.
Список использованной литературы:
1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2007. 2. Алешина, Н.В. Знакомство с родным городом и страной (патриотическое воспитание) [Текст]: конспекты занятий / Н.В. Алешина – М.: УЦ «Перспектива», 2011. – 296с. 3. Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина? Методические рекомендации. [Текст]: Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Л.А. Кондрыкинская – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192с. 4. Рыбалкова, И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания[Текст] // Дошкольное воспитание 2003, № 6. 45 – 55с.


В раздел образования