Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой родного края
Автор: Дубова Ольга Леонидовна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №89 комбинированного вида" Населённый пункт: город Орёл Наименование материала: методическая разработка Тема: Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой родного края Раздел: дошкольное образование
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе
ознакомления с культурой родного края
Идея патриотизма во все времена занимала особое место, но особенно актуальной
проблема патриотического воспитания стала сегодня.
Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые
проблемы,
связанные
с
воспитанием
детей,
обусловили
переосмысление
сущности
патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни.
В
настоящее
время, патриотическое
воспитание
дошкольников
по
ФГОС
актуально и приоритетно для подрастающего поколения. Одной из основных задач ФГОС
ДО,
является:
«объединение
обучения
и
воспитания
в
целостный
образовательный
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому
патриотическое
воспитание
–
одно
из
важнейших
звеньев
системы
воспитательной
работы в ДОО.
Эта работа начинается с воспитания у ребенка любви к своей семье, дому, детскому
саду, улице, району, области.
Мы
выделяем
несколько
направлений
для
работы
с
детьми:
история
родного
края;
природа
родного
края;
декоративно-прикладное
искусство;
фольклор
и
традиции;
народная и современная архитектура; литературный Орёл.
Новизной
является
активное
использование
в
работе
с
детьми
краеведческого
материала при ознакомлении с природой, художественной культурой, произведениями
поэтов, писателей, художников Орловского края.
Решая
задачи
патриотического
воспитания,
педагоги
осуществляют работу
в
соответствии
с
местными
условиями
и
особенностями
детей,
учитывая
следующие
принципы:
— отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста;
— непрерывность и преемственность педагогического процесса;
—
дифференцированный
подход
к
каждому
ребенку,
максимальный
учет
его
психологических особенностей, возможностей и интересов;
— рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс
интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
— развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Исходя из этого данная работа включает целый комплекс задач:
-формировать у ребёнка представление о себе, своей семье и социальном окружении;
-формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, его жителям;
-формировать начала экологической культуры на основе ознакомления с флорой и фауной
Орловского края;
-знакомить с историческим и культурным наследием родного края;
-развивать творческие способности в продуктивной и музыкальной деятельности на
местном материале, познакомить с народными промыслами.
Формы и методы организации работы в ДОУ
Программа патриотического воспитания в дошкольных учреждениях подразумевает
прежде всего организацию внутренней методологической работы в этом направлении. Так
как если педагог сам не испытывает чувства любви к отечеству, то он не сможет передать
его детям, также воспитателю нужно знать, как наиболее эффективно донести идеи
патриотизма дошкольникам. Методологическая работа по патриотическому воспитанию в
ДОУ
направлена
на
повышение
квалификационного
уровня
воспитателей,
их
педагогической
грамотности.
Для
этого
проводятся
тематические
педсоветы,
консультации, взаимопосещения занятий.
Вторая часть методологической работы – это взаимодействие с родителями, семьей
ребенка,
так
как
они
имеют
существенное
влияние
на
формирование
личности
дошкольника, и важно подсказать им основные направления для успешного развития у
детей
нравственно-духовных
ценностей.
С
родителями
проводятся
тематические
собрания, беседы, их привлекают к организации и участию в мероприятиях ДОУ.
Работа с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников
Важным
условием
патриотического
воспитания
является
тесная
взаимосвязь
с
родителями.
Все
культурные
эталоны,
духовные
ценности,
которых
придерживается
семья, как правило, усваиваются и ребёнком.
Поэтому, в работе с родителями используются следующие формы взаимодействия:
создание альбомов совместно с родителями «Природа родного края»; «Гордое имя
– Орёл!» и др.
консультации с родителями на тему: «Копилка семейных ценностей», «За что мы
любим свой город»;
участие в конкурсах, выставках «Эти годы военные»;
акция «Чистый город»;
посильная помощь родителей в создании мини-музея в группе;
помощь родителей в поисках материала по краеведению, истории Орловского края;
создание семейных проектов «Мое генеологическое древо», «Герб моей семьи» и
др.
круглый стол для родителей «Воспитать патриота и гражданина»;
совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание
рисунков, аппликаций).
Формы и методы работы с детьми
Основными методами патриотического воспитания в младшей группе выступают:
организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность осваивать опыт
доброжелательного отношения к близким, взрослым;
инсценировок
с
игрушками,
демонстрирующими
образцы
взаимоотношений
в
детском саду и в семье;
наблюдение за отношением взрослых в детском саду;
хороводные игры, игры-имитации;
чтение стихов, потешек, сказок на тему доброты, любви к родителям;
рассматривание
иллюстраций,
сюжетных
картинок
с
изображением
семьи,
предлагает
назвать
членов
семьи,
их
действия,
выделить
общее
радостное
настроение;
рассматривание семейных фотографий и др.
В
средней
группе
вовлекаем
детей
в
разговор
о
семье,
семейных
событиях.
Рассматривая
семейные
фотографии,
обращаем
внимание
на
черты
их
сходства
с
родителями, в семье все заботятся друг о друге. Увлекают детей игры на семейные темы,
где разыгрываются различные сюжеты из жизни. Знакомим воспитанников со стихами,
песенками, в которых отражаются события из жизни семьи, труд родителей. Организуем
ситуации
«добрых
дел»:
в
подарок
родителям
сделать
коллективную
аппликацию,
подарить рисунки.
В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности,
развивается интерес к Родине на эмоционально-чувственном уровне. В старшей группе
используем такие методические приёмы патриотического воспитания:
этические беседы о городе, родной стране, мире;
экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными событиями;
рассматривание иллюстраций об особенностях природы России, разных стран;
знакомство с элементами национальной культуры;
обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей и горожан.
В работе с детьми подготовительной к школе группы применяем следующие методы:
знакомство с российской символикой;
игра-путешествие по городу, где вместе создают карту города, отражая на ней
достопримечательности;
рассматривание иллюстраций к сказкам народов России;
стимулировать к собиранию коллекций и мини-музеев;
придумывание сказок и историй о достопримечательностях родного города;
совместная деятельность с детьми с картами и схемами;
рассказ воспитателя об истории города, об архитектурных сооружениях, легенд,
мифов.
Широко используем все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и
т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского
характера,
присущие
ему
нравственные
ценности,
представления
о
добре,
красоте,
правде, храбрости, трудолюбии.
Метод
проектов
один
из
перспективных
методов,
способствующих
решению
проблемы
патриотического
воспитания,
развивающий
познавательный
интерес,
формирующий
навыки
сотрудничества.
Основная
его
цель
–
развитие
свободной
творческой
личности
ребенка,
возможность
почувствовать
себя
исследователем,
объединить детей, родителей.
Использование
информационно-коммуникационных
технологий
–
актуальное
и
эффективное средство для патриотического воспитания дошкольников. Информационно-
коммуникационные технологии используем при рассматривании наглядного материала,
просмотре мультимедийных презентаций, мультфильмов, прослушивании песен и стихов
и др.
Процесс воспитания патриотизма следует начинать с раннего возраста, именно в тот
момент, когда у ребенка закладываются основы личностных ориентиров. В таком случае,
все
яркие
воспоминания
и
впечатления,
связанные
с
патриотическим
воспитанием,
сделают его истинным защитником своей страны.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных
задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является
тесная
взаимосвязь
с
родителями,
семьей,
как
ячейкой
общества
и
хранительницей
национальных традиций.
Список использованной литературы:
1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в
ДОУ,
планирование,
педагогические
проекты,
разработки
тематических
занятий
и
сценарии
мероприятий. М.: Учитель, 2007.
2. Алешина, Н.В. Знакомство с родным городом и страной (патриотическое воспитание) [Текст]:
конспекты занятий / Н.В. Алешина – М.: УЦ «Перспектива», 2011. – 296с.
3. Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина? Методические рекомендации. [Текст]: Опыт
работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Л.А. Кондрыкинская – М.: ТЦ Сфера, 2005. –
192с.
4.
Рыбалкова,
И.
Ознакомление
с
родным
городом
как
средство
патриотического
воспитания[Текст] // Дошкольное воспитание 2003, № 6. 45 – 55с.