Напоминание

Развитие певческих навыков у дошкольников.


Автор: Блинкова Анна Анатольевна
Должность: музыкальный руководитель.
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №5 о.ц."Лидер" с.п. детский сад "Сказка"
Населённый пункт: город Кинель Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие певческих навыков у дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дети заходят в зал, их встречает музыкальный руководитель, здоровается с ними.
Музыкальный руководитель (м. р.)
Сегодня мы разучим новую песню, которая так и называется – «Родная песенка» ( см.: Музыкальный руководитель. –2004 – №3 – С. 79 ). Написали её композитор Юрий Чичков и поэт Пётр Синявский. Но сначала я предлагаю вам совершить небольшое путешествие. ( Звучит в записи музыка с пением птиц. ) Мы с вами оказались в красивом солнечном лесу! Педагог просит детей разомкнуть зубы, чуть приоткрыть губы, положить одну руку на диафрагму (если нажать на брюшную стенку – она «сопротивляется»), плечи не поднимать, произносить звуки активно .
М. р.
Ой, кажется, мы накололи ножки! Давайте жалостно «поойкаем». ( Дети выполняют задание. ) Смотрите, из-за кустов выглядывает кто-то с тёмными глазами ( дети произносят «ой» испуганно ). Скорее убегаем! ( Восклицание «ой» учащается восьмыми длительностями ). А теперь поднимаемся в гору… ( Теперь используются шестнадцатые длительности с интонационным движением мелодии вверх – так у детей вырабатывается умение находить высокую позицию звука. ) А теперь побежали вниз! ( «Ой» с нисходящим движением на глиссандо ). Мы попали в чудесный сад – посмотрите, какие красивые розы! Вот они раскрываются и становятся большими и пышными. ( Дети удивляются вместе со взмахом руки педагога и вместе с ним тихо произносят: «Ах!» ) А теперь подставим личики под солнышко, раскроем глазки и ласково погладим вместе с солнышком наши лица под глазками и вокруг, от носика к ушкам. Теперь похлопаем там же. Медленно погладим шею попеременно правой, затем левой рукой, потом обеими руками ( кончики пальцев обеих рук касаются друг друга ). Погладим указательными пальцами верхнюю губу, средними – нижнюю. ( Таким образом дети делают массаж. ) Засиделся наш язычок. Поколем им щёчки сначала медленно, затем быстро. Губки тоже хотят подвигаться. Побежали наши губки влево, затем вправо. Ой, как много комариков появилось! ( Дети отмахиваются от комариков. ) Ну-ка, подразним их: «З» – «зиси-зэсэ-заса-зяся-зёсё-зюсю». А вот и пчёлки: «ж» – «жиши-жэшэ-жаша». ( При выполнении этих упражнений дети могут «полетать» по залу. ) Посмотрите, ребята, там на горе, вдали, пасутся коровы, а впереди бык- тупогуб. Мы ведь скороговорку про него знаем: Бык тупогуб, тупогубенький бычок, У быка бела губа была тупа. ( Дети активными губами произносят скороговорку несколько раз: то ласково, то сердито. ) А что там на опушке происходит? А, кажется, заяц появился... Но кто это за ним гонится? Давайте споём про это! С детьми проводится распевка (можно заменить её на другую): Раз, два, три, четыре, пять – Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет: Пиф, паф! Не попал! Быстрый зайчик убежал!

М. р.
Вот и готовы наши голоса
-
колокольчики к пению. Послушайте новую песню, о которой я вам говорила в начале занятия. ( Исполняет песню под фортепианное сопровождение, затем читает стихотворный текст песни. ) Очень добрым, очень светлым, Золотистым ярким днём, Мы поедем в гости к лету, В гости к солнышку пойдём. Земляникой и цветами Встретит нас и лес, и луг. Наши песни вместе с нами Будут птицы петь вокруг. Какие замечательные стихи написал к песне поэт Пётр Синявский! Как будто мы и вправду оказались в лесу, на земляничной поляне. Даже зажмуриться захотелось от яркого света летнего солнышка! Педагог объясняет выражения «земляничные веснушки», «грибные дождики», «тополиные порошицы». Разучивает с детьми песню. При работе над произведением закрепляет у детей умение петь в умеренном темпе, напевно, добиваясь чистого интонирования минорного трезвучия, малой терции, чистой квинты. Учит детей чувствовать и передавать голосом скачки мелодии на малую терцию, чистую квинту. Добивается чёткого произношения слов. Когда песня будет выучена, её исполнение можно украсить танцевальными движениями и пением солистки .
М. р.
А сейчас попробуйте сами сочинить песенку. Предлагаю взять для неё знакомые вам стихи Романа Сефа. ( Дети импровизируют в вопросно-ответной форме на стихи Р. Сефа. ) Если спросишь ручеёк: «Ты куда бежишь, дружок?» То ответит ручеёк: «В речку, мой малыш». Если спросишь речку: «Ты куда бежишь?» То ответит речка: «К морю, мой малыш». Наша прогулка подходит к концу. В подарок лесу мы станцуем польку лесных зверей. ( Дети исполняют польку по выбору музыкального руководителя ). Вот и закончилось наше музыкальное занятие по вокалу. Именно песня, а вместе с ней и музыка делают всё вокруг прекрасным и добрым!
Развитие певческих навыков у дошкольников.

Советы начинающим педагогам

Общие

проблемы
в пении дошкольников – это неточное интонирование, крикливое пение, открытый звук и невнятная дикция. Вся дошкольная педагогика опирается на игровую методику, которая вызывает положительный
эмоциональный отклик у детей и позволяет быстро достигнуть хороших результатов. Чтобы вызвать у детей активное желание петь, применяются разнообразные методические приёмы, вводятся игровые и зрелищные моменты. У малышей непроизвольное внимание, и весь процесс обучения должен воздействовать на их чувства, соответствовать их интересам. Если использовать игровые приёмы и доступный материал, дети проявляют эмоциональную отзывчивость. Музыкальному руководителю следует помнить о том, что у детей дошкольного возраста голосовой аппарат только начинает формироваться. Голос ребёнка- дошкольника очень несильный, дыхание слабое, поверхностное, голосовые складки смыкаются неплотно.
Педагог

при

работе

с

детьми

обязательно

должен руководствоваться принципом «Не навреди!» и относиться к

детскому голосу осторожно и бережно.
Прежде всего, необходим продуманный
песенный

репертуар.
Основными требованиями к нему являются: – художественная ценность; – доступность текста и мелодии; – соответствие мелодии возрастному диапазону:
ре
первой октавы –
ля
первой октавы (3–4 года),
до
первой октавы –
до
второй октавы (6 –7 лет); – соответствие интересам ребёнка. Развивать певческие навыки у дошкольников нужно постоянно и планомерно, от простого к более сложному. Работа по развитию вокально-хоровых навыков проводится с помощью упражнений, которые используются на каждом занятии. Большое внимание необходимо уделять распеванию. Песенки-попевки – прекрасный материал для развития певческих навыков детей, способствующий развитию слуха и голоса, выработке чистого интонирования и лёгкого звучания голоса, расширению его диапазона.
Певческая установка
– это положение корпуса перед началом пения. Чтобы голос звучал свободно, необходимо сесть или встать прямо, ноги поставить ровно. Дети часто забывают о правильной осанке – можно напомнить им о правильном положении корпуса с помощью следующих упражнений: Сидит дед, Ему сто лет, А мы детки маленькие, У нас спинки пряменькие. Сидит баба Яга, Очень страшная она. Быть такими не хотим, Очень ровно мы сидим.
Овладеть
певческим дыханием
детям помогают дыхательные упражнения без звука и со звуком. Следует помнить о том, что на одном занятии можно давать не более двух упражнений на развитие дыхания. Работа над
правильным звукообразованием
строится на развитии слуховых ощущений и умении использовать резонаторы. В этом педагогу помогут следующие игры: – пение с приставленной к уху ладонью; – пропевание гласных А-Э-И-О-У; – пение с закрытым ртом и др. Для правильного формирования гласных хорошо использовать песенки-попевки на двух–трёх примарных звуках – акцент в них делается на правильное положение рта при пропевании гласных звуков. Г л а в н а я з а д а ч а п е д а г о г а п р и р а б о т е н а д
звуковедением
– добиваться кантиленного пения. Эффективным методом в этой кропотливой работе является разучивание попевок а capella. Кроме того, нужно пресекать громкое крикливое пение, приучать детей слышать себя и других. Начиная работу над
точностью

интонирования,
необходимо дать детям понятие о высоте звука. Лучшим пособием для этого является «Музыкальный букварь» Н.А.Ветлугиной (М., 1989). Неоценимую помощь педагогу может оказать следующий материал: – дидактические пособия с движущимися деталями, которые показывают высоту звука, например, «Музыкальная лесенка с матрёшкой»; – картинки, основанные на ассоциациях; – различные наглядные пособия. Эффективным методом в работе над интонированием является показ направления движения мелодии рукой, указкой на рисунке или на схеме. Чистота интонирования во многом зависит от
ощущения детьми лада
и умения опираться на устойчивые звуки. Первоначально надо научить ребёнка ощущать тонику и находить её самостоятельно. В этом помогают упражнения на развитие ладового чувства: – распевки, построенные на тоническом трезвучии; – попевки, в которых каждая фраза заканчивается на тонике. Очень эффективный метод развития ладового чувства и музыкально-слуховых представлений у дошкольников –
певческая импровизация
. Для красивого пения необходимо владение
артикуляцией

и

дикцией.
Г.А. Струве отмечал: «Артикуляционный аппарат детей, особенно младшего возраста, нуждается в развитии. Необходимо проводить специальную работу по его активизации. Здесь важно: умение открывать рот при пении, правильное положение губ, освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти, свободное расположение языка во рту – всё это влияет на качество исполнения». Можно использовать в работе:
– утрированный показ; – артикуляционную гимнастику; – озвученную артикуляционную гимнастику; – проговаривание и пропевание скороговорок в разном темпе. Фонопедический метод развития голоса направлен на укрепление гортани и расширение звукового диапазона голоса. Необходимо постоянно и планомерно развивать
чувство

ритма
у детей. Эта работа осуществляется во всех видах музыкальной деятельности и, конечно же, в работе над песней. В этом помогают упражнения «Прохлопай ритм», «Узнай попевку по графическому изображению ритма», «Пение по ритмическим картинкам», «Узнай песню по ритму» и др. В работе над развитием вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста очень важно определить
тип
певческого голоса ребёнка (высокий голос, средний голос, низкий голос) и диапазон голоса. Примарная зона (два–три звука, наиболее удобные для речи и пения, где голос звучит наиболее естественно) и рабочий диапазон (ещё два –три звука вокруг примарной зоны) определяются педагогом на первых занятиях. В процессе вокально-хоровой работы дети могут переходить из одной группы голосов в другую. Необходимо учитывать границы рабочего диапазона голоса. Важно, чтобы песня соответствовала возможностям тесситуры голоса ребёнка. Для детей с низкими голосами подбираются попевки с небольшим диапазоном (терция или кварта). Эти же песенки-попевки с удовольствием поют дети со средним и высоким диапазоном голоса, но транспонированные в более высокие тональности, соответствующие типу голоса ребёнка. При разучивании «Прибаутки» (р. н. м. «Наша горка высока») первую фразу начинают петь дети с высокими и средними голосами, вторую фразу продолжают петь дети со средними и низкими голосами. Большого внимания заслуживает приём поочерёдного пения, когда солист или солисты исполняют запев, а вся группа – припев. Слушая друг друга, дети учатся оценивать качество пения, а соревновательный элемент побуждает их петь точнее. Особое внимание нужно уделить нечисто поющим детям, размещать их следует ближе к музыкальному руководителю. Сидя впереди, такие дети будут слышать правильно поющего взрослого и хорошо поющих детей, сидящих сзади.


В раздел образования