Автор: Блинкова Анна Анатольевна Должность: музыкальный руководитель. Учебное заведение: ГБОУ СОШ №5 о.ц."Лидер" с.п. детский сад "Сказка" Населённый пункт: город Кинель Самарская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Развитие певческих навыков у дошкольников. Раздел: дошкольное образование
Дети заходят в зал, их встречает музыкальный руководитель, здоровается с ними.
Музыкальный руководитель (м. р.) Сегодня мы разучим новую песню, которая так и
называется – «Родная песенка» (
см.:
Музыкальный руководитель. –2004 – №3 – С. 79
).
Написали её композитор Юрий Чичков и поэт Пётр Синявский. Но сначала я предлагаю вам
совершить небольшое путешествие.
(
Звучит в записи музыка с пением птиц.
)
Мы с вами оказались в красивом солнечном лесу!
Педагог
просит
детей
разомкнуть
зубы,
чуть
приоткрыть
губы,
положить
одну
руку
на
диафрагму (если нажать на брюшную стенку – она «сопротивляется»), плечи не поднимать,
произносить звуки активно
.
М. р. Ой, кажется, мы накололи ножки! Давайте жалостно «поойкаем». (
Дети выполняют
задание.
)
Смотрите,
из-за
кустов
выглядывает
кто-то
с
тёмными
глазами
(
дети
произносят
«ой»
испуганно
).
Скорее
убегаем!
(
Восклицание
«ой»
учащается
восьмыми
длительностями
).
А
теперь
поднимаемся
в
гору…
(
Теперь
используются
шестнадцатые
длительности с интонационным движением мелодии вверх
–
так
у детей вырабатывается
умение находить высокую позицию звука.
) А теперь побежали вниз! (
«Ой» с нисходящим
движением на глиссандо
).
Мы попали в чудесный сад – посмотрите, какие красивые розы! Вот они раскрываются и
становятся большими и пышными. (
Дети удивляются вместе со взмахом руки педагога и
вместе с ним тихо произносят: «Ах!»
)
А теперь подставим личики под солнышко, раскроем глазки и ласково погладим вместе с
солнышком наши лица под глазками и вокруг, от носика к ушкам. Теперь похлопаем там же.
Медленно погладим шею попеременно правой, затем левой рукой, потом обеими руками
(
кончики
пальцев
обеих
рук
касаются
друг
друга
).
Погладим
указательными
пальцами
верхнюю губу, средними – нижнюю. (
Таким образом дети делают массаж.
)
Засиделся наш язычок. Поколем им щёчки сначала медленно, затем быстро. Губки тоже хотят
подвигаться. Побежали наши губки влево, затем вправо.
Ой, как много комариков появилось! (
Дети отмахиваются от комариков.
) Ну-ка, подразним их:
«З» – «зиси-зэсэ-заса-зяся-зёсё-зюсю». А вот и пчёлки: «ж» – «жиши-жэшэ-жаша». (
При
выполнении этих упражнений дети могут «полетать» по залу.
)
Посмотрите, ребята, там на горе, вдали, пасутся коровы, а впереди бык- тупогуб. Мы ведь
скороговорку про него знаем:
Бык тупогуб, тупогубенький бычок,
У быка бела губа была тупа.
(
Дети активными губами произносят скороговорку несколько раз: то ласково, то сердито.
)
А что там на опушке происходит? А, кажется, заяц появился... Но кто это за ним гонится?
Давайте споём про это!
С детьми проводится распевка (можно заменить её на другую):
Раз, два, три, четыре, пять –
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет:
Пиф, паф! Не попал!
Быстрый зайчик убежал!
М. р. Вот и готовы наши голоса - колокольчики к пению. Послушайте новую песню, о которой я
вам говорила в начале занятия. (
Исполняет песню под фортепианное сопровождение, затем
читает стихотворный текст песни.
)
Очень добрым, очень светлым,
Золотистым ярким днём,
Мы поедем в гости к лету,
В гости к солнышку пойдём.
Земляникой и цветами
Встретит нас и лес, и луг.
Наши песни вместе с нами
Будут птицы петь вокруг.
Какие замечательные стихи написал к песне поэт Пётр Синявский! Как будто мы и вправду
оказались в лесу, на земляничной поляне. Даже зажмуриться захотелось от яркого света
летнего солнышка!
Педагог объясняет выражения «земляничные веснушки», «грибные дождики», «тополиные
порошицы». Разучивает с детьми песню. При работе над произведением закрепляет у детей
умение петь в умеренном темпе, напевно, добиваясь чистого интонирования минорного
трезвучия, малой терции, чистой квинты. Учит детей чувствовать и передавать голосом
скачки мелодии на малую терцию, чистую квинту. Добивается чёткого произношения слов.
Когда песня будет выучена, её исполнение можно украсить танцевальными движениями и
пением солистки
.
М. р. А сейчас попробуйте сами сочинить песенку. Предлагаю взять для неё знакомые вам
стихи Романа Сефа. (
Дети импровизируют в вопросно-ответной форме на стихи Р. Сефа.
)
Если спросишь ручеёк:
«Ты куда бежишь, дружок?»
То ответит ручеёк:
«В речку, мой малыш».
Если спросишь речку:
«Ты куда бежишь?»
То ответит речка:
«К морю, мой малыш».
Наша прогулка подходит к концу. В подарок лесу мы станцуем польку лесных зверей. (
Дети
исполняют польку
по выбору музыкального руководителя
).
Вот и закончилось наше музыкальное занятие по вокалу. Именно песня, а вместе с ней и
музыка делают всё вокруг прекрасным и добрым!
Развитие певческих навыков у дошкольников.
Советы начинающим педагогам
Общие
проблемы
в
пении
дошкольников
–
это
неточное
интонирование,
крикливое пение, открытый звук и невнятная дикция. Вся дошкольная педагогика
опирается
на
игровую
методику,
которая
вызывает
положительный
эмоциональный
отклик
у
детей
и
позволяет
быстро
достигнуть
хороших
результатов.
Чтобы вызвать у детей активное желание петь, применяются разнообразные
методические приёмы, вводятся игровые и зрелищные моменты. У малышей
непроизвольное внимание, и весь процесс обучения должен воздействовать на их
чувства, соответствовать их интересам. Если использовать игровые приёмы и
доступный материал, дети проявляют эмоциональную отзывчивость.
Музыкальному руководителю следует помнить о том, что у детей дошкольного
возраста голосовой аппарат только начинает формироваться. Голос ребёнка-
дошкольника
очень
несильный,
дыхание
слабое,
поверхностное,
голосовые
складки смыкаются неплотно. Педагог
при
работе
с
детьми
обязательно
должен руководствоваться принципом «Не навреди!» и относиться к
детскому голосу осторожно и бережно.
Прежде
всего,
необходим
продуманный песенный
репертуар. Основными
требованиями к нему являются:
– художественная ценность;
– доступность текста и мелодии;
– соответствие мелодии возрастному диапазону:
ре
первой октавы –
ля
первой
октавы (3–4 года),
до
первой октавы –
до
второй октавы (6 –7 лет);
– соответствие интересам ребёнка.
Развивать певческие навыки у дошкольников нужно
постоянно и планомерно, от
простого
к
более
сложному.
Работа
по
развитию
вокально-хоровых
навыков
проводится с помощью упражнений, которые используются на каждом занятии.
Большое
внимание
необходимо
уделять
распеванию.
Песенки-попевки
–
прекрасный материал для развития певческих навыков детей, способствующий
развитию слуха и голоса, выработке чистого интонирования и лёгкого звучания
голоса, расширению его диапазона.
Певческая установка – это положение корпуса перед началом пения. Чтобы
голос звучал свободно, необходимо сесть или встать прямо, ноги поставить ровно.
Дети часто забывают о правильной осанке – можно напомнить им о правильном
положении корпуса с помощью следующих упражнений:
Сидит дед,
Ему сто лет,
А мы детки маленькие,
У нас спинки пряменькие.
Сидит баба Яга,
Очень страшная она.
Быть такими не хотим,
Очень ровно мы сидим.
Овладеть певческим дыханием детям помогают дыхательные упражнения без
звука и со звуком. Следует помнить о том, что на одном занятии можно давать не
более двух упражнений на развитие дыхания.
Работа над правильным звукообразованием строится на развитии слуховых
ощущений
и
умении
использовать
резонаторы.
В
этом
педагогу
помогут
следующие игры:
– пение с приставленной к уху ладонью;
– пропевание гласных А-Э-И-О-У;
– пение с закрытым ртом и др.
Для правильного формирования гласных хорошо использовать песенки-попевки на
двух–трёх примарных звуках – акцент в них делается на правильное положение
рта при пропевании гласных звуков.
Г л а в н а я
з а д а ч а
п е д а г о г а
п р и
р а б о т е
н а д звуковедением –
добиваться
кантиленного пения.
Эффективным методом в этой кропотливой работе
является разучивание попевок а capella. Кроме того, нужно пресекать громкое
крикливое пение, приучать детей слышать себя и других.
Начиная
работу
над точностью
интонирования, необходимо
дать
детям
понятие о высоте звука. Лучшим пособием для этого является «Музыкальный
букварь» Н.А.Ветлугиной (М., 1989). Неоценимую помощь педагогу может оказать
следующий материал:
– дидактические пособия с движущимися деталями, которые показывают высоту
звука, например, «Музыкальная лесенка с матрёшкой»;
– картинки, основанные на ассоциациях;
– различные наглядные пособия.
Эффективным методом в работе над интонированием является показ направления
движения мелодии рукой, указкой на рисунке или на схеме.
Чистота интонирования во многом зависит от
ощущения детьми лада
и умения
опираться на устойчивые звуки. Первоначально надо научить ребёнка ощущать
тонику и находить её самостоятельно. В этом помогают упражнения на развитие
ладового чувства:
– распевки, построенные на тоническом трезвучии;
– попевки, в которых каждая фраза заканчивается на тонике.
Очень эффективный метод развития ладового чувства и музыкально-слуховых
представлений у дошкольников –
певческая импровизация
.
Для
красивого
пения
необходимо
владение артикуляцией
и
дикцией. Г.А.
Струве отмечал: «Артикуляционный аппарат детей, особенно младшего возраста,
нуждается
в
развитии.
Необходимо
проводить
специальную
работу
по
его
активизации.
Здесь
важно:
умение
открывать
рот
при
пении,
правильное
положение губ, освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти,
свободное расположение языка во рту – всё это влияет на качество исполнения».
Можно использовать в работе:
– утрированный показ;
– артикуляционную гимнастику;
– озвученную артикуляционную гимнастику;
– проговаривание и пропевание скороговорок в разном темпе.
Фонопедический
метод
развития
голоса
направлен
на
укрепление
гортани
и
расширение звукового диапазона голоса.
Необходимо постоянно и планомерно развивать
чувство
ритма
у детей. Эта
работа осуществляется во всех видах музыкальной деятельности и, конечно же, в
работе над песней. В этом помогают упражнения «Прохлопай ритм», «Узнай
попевку
по
графическому
изображению
ритма»,
«Пение
по
ритмическим
картинкам», «Узнай песню по ритму» и др.
В работе над развитием вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста
очень важно определить тип певческого голоса ребёнка (высокий голос, средний
голос, низкий голос) и диапазон голоса. Примарная зона (два–три звука, наиболее
удобные для речи и пения, где голос звучит наиболее естественно) и рабочий
диапазон (ещё два –три звука вокруг примарной зоны) определяются педагогом
на первых занятиях. В процессе вокально-хоровой работы дети могут переходить
из одной группы голосов в другую. Необходимо учитывать границы рабочего
диапазона голоса. Важно, чтобы песня соответствовала возможностям тесситуры
голоса ребёнка. Для детей с низкими голосами подбираются попевки с небольшим
диапазоном (терция или кварта). Эти же песенки-попевки с удовольствием поют
дети со средним и высоким диапазоном голоса, но
транспонированные
в более
высокие тональности, соответствующие типу голоса ребёнка. При разучивании
«Прибаутки» (р. н. м. «Наша горка высока») первую фразу начинают петь дети с
высокими и средними голосами, вторую фразу продолжают петь дети со средними
и низкими голосами.
Большого внимания заслуживает приём поочерёдного пения, когда солист или
солисты исполняют запев, а вся группа – припев. Слушая друг друга, дети учатся
оценивать
качество
пения,
а
соревновательный
элемент
побуждает
их
петь
точнее.
Особое внимание нужно уделить нечисто поющим детям, размещать их следует
ближе к музыкальному руководителю. Сидя впереди, такие дети будут слышать
правильно поющего взрослого и хорошо поющих детей, сидящих сзади.