Напоминание

"План- конспект НОД в старшей группе "Красна изба углами, а обед- пирогами"


Автор: Меньшикова Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Учебное заведение: ГБОУ СОШ пос.Просвет СП "Детский сад "Росинка"
Населённый пункт: пгт Рощинский, Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "План- конспект НОД в старшей группе "Красна изба углами, а обед- пирогами"
Раздел: дошкольное образование





Назад





План- конспект НОД в старшей группе.

Тема: «Красна изба углами, а обед- пирогами».

(Познавательное развитие)

Цель:
Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
Познакомить с предметами быта старины, с историей русского народа. Развивать интерес к устному народному творчеству. Развивать диалогическую речь и коммуникативные умения. Воспитывать чувство любви и гордости к своей Родине.
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, физическое развитие, социально- коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие, речевое развитие.
Методы и формы организации:
Словесные (рассказ, беседа, чтение стихов , загадки); Наглядные (рассматривание иллюстраций, старинных вещей); Практические (дидактическая «Что было, что стало», хороводная игра «Золотые ворота», коллективная работа «Оберег своими руками»).
Материалы и оборудование:
«Русская изба» с предметами быта (печь, сундук, стол, старинная посуда, веретено, самовар и т.д.); дидактическая игра «Что было, что стало»; русский народный костюм для хозяйки; атласная лента и бусины из соленого теста; русские народные музыкальные инструменты; аудиозапись «Кадриль»; магнитофон.
Ход занятия.

1.

Вводная часть (3 мин).

Хозяйка:
Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим, И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим. В группу входят дети и воспитатель.
Хозяйка:
Здравствуйте детишки, Девчонки и мальчишки! Спасибо, что мимо не прошли, Ко мне в гости зашли. Проходите, не стесняйтесь, Поудобнее располагайтесь!
Воспитатель и дети:
Здравствуй, добрая хозяюшка! Мир вашему дому!
2.

Основная часть (18 мин).

Хозяйка:
Спасибо, милые! Присаживайтесь, как говорится : «Сядем рядком, да «поговорим ладком». Вот что значит «Сядем рядком»-это вы все понимаете, а вот что обозначает «поговорим ладком»?
Дети:
Это означает: не перебивать друг друга, выслушивать товарища, не выкрикивать, ладить друг с другом.
Хозяйка:
Вот оказывается, какая мудрая народная поговорка.
Воспитатель:
Хозяюшка, расскажи, пожалуйста, нам с ребятами о русском житье- бытье, о том как русские люди жили раньше, еще когда наши ребята не родились.
Хозяйка:
Слава нашей стороне, Слава русской старине! И про эту старину, Я рассказ свой поведу. Чтобы дети знать могли
О делах родной земли! Давным- давно на Руси люди начали строить себе жилища из дерева. Вы знаете, как называется такой дом из бревен? (показ картины с изображением избы) И сейчас тоже есть такие дома, где их можно встретить?(в деревне) Многое в таком доме было сделано из дерева: и пол, и стены, и потолок ,и мебель, и даже посуда. Ребята, а как вы думаете, что в избе было главным? Без чего в избе прожить было невозможно? Я вам загадку загадаю, а в загадке вы ответ найдете. Стоит в избе, из кирпича, То холодна, то горяча.
Дети:
Печка.
Хозяйка:
Конечно же, это печь. О ней говорили «Печь всему голова». Голова- значит самая главная. Подумайте, почему самая главная?
Дети:
Греет, сушит, лечит, кормит.
Воспитатель:
Наши дети знают стихотворение про русскую печь.
Ребёнок:
Русской печки нет добрее, Всех накормит, обогреет, Варежки сушить поможет, Деток спать она уложит.
Хозяйка:
С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, и часто мы встречаем образ печи в русских народных сказках. Вспомните, в каких сказках встречается печка? («Гуси- лебеди», «По щучьему велению», «Волк и семеро козлят», «Жихарка»)
Хозяйка:

Печь- матушка была главной кормилицей в русской избе. В ней очень вкусно готовили. Главной пищей на Руси были щи да каша. Так раньше и говорили: «Щи да каша- пища наша». И конечно, главным гостем из печки на стол был хлеб. Но не только печка на Руси была труженицей. Весь русский народ славился трудолюбием- женщины пряли, вышивали. Мужчины плели лапти, работали в поле. А потом все дружно любили и отдыхать. Хотите поиграть в игру, в которую играли ваши прабабушки? Называется она «Золотые ворота».
Игра «Золотые ворота».

Хозяйка:
Ну вот я вам рассказываю, показываю. А вы то сами что знаете про старину?
Воспитатель:
Ребята, а давайте покажем хозяюшке, что мы тоже много знаем о том, как жили раньше люди. Поиграем в игру «Что было, что стало» (Воспитатель задаёт вопросы и показывает картинки , дети отвечают) Раньше носили лапти, а сейчас…(сапоги). Раньше готовили в печи, а теперь… (на плите). Раньше спали на лавках, а теперь… (на кровати). Раньше одежду хранили в сундуках, а сейчас… (в шкафу). Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода). Раньше чай кипятили в самоваре, а теперь …(в чайнике).
Хозяйка:
Ну вы и сами не меньше моего знаете. А мне бы еще хотелось увидеть, что вы умеете. Вот вы ,например, плясать умеете? Я вам сейчас русские народные музыкальные инструменты принесу, вместе с вами и спляшем.
Хозяйка уходит.

Воспитатель:
Ребята, раньше в старину на Руси любили делать и дарить друг другу обереги.Оберег- это предмет , который защищает хозяина и его дом от бед, приносит в дом счастье и достаток. Давайте мы принесем в уютный дом доброй хозяйки кусочек счастья. Пока хозяйки нет, сделаем оберег своими руками. Нужно, чтобы каждый из вас подумал о чем- то светлом, радостном и повесил на яркую
ленточку наши бусины, которые мы сделали сами. И наш оберег будет приносить хозяйке только счастье, защищать и охранять ее дом. (дети собирают оберег)
3.

Заключительная часть (4 мин).
Возвращается хозяйка с русскими музыкальными инструментами. Хозяйка раздает инструменты детям, включает музыку, дети подыгрывают и танцуют вместе с хозяйкой.
Дети
(дарят оберег со словами): Желаем дому вашему пребывать в достатке и радости. Спасибо за гостеприимство.
Хозяйка:
Спасибо и вам. Поделитесь, что нового вы сегодня узнали, побывав у меня в гостях? Что из предметов быта вам показалось самым интересным? Что вам понравилось в русской избе больше всего? Дети отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.


В раздел образования