Автор: Хоботнева Екатерина Николаевна Должность: воспитатель доу Учебное заведение: "Детский сад комбинированного вида №1" Населённый пункт: г. Камызяк Астраханской области Наименование материала: статья Тема: "Социальное партнёрство семьи и детского сада" Раздел: дошкольное образование
Хоботнева Е.Н.
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви
воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из
этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими
специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и
дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их
воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка
необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль
в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение
взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать
собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет
овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному
учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его
родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
Роль семьи в воспитании и развитии ребенка также нельзя недооценивать.
Главной особенностью семейного воспитания признается особый
эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется
отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная
роль семейного воспитания - влияние на ценностные ориентации,
мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах
общественной жизни. Известно также, что именно пример родителей, их
личные качества во многом определяют результативность воспитательной
функции семьи. Важность семейного воспитания в процессе развития детей
определяет важность социального партнёрства семьи и дошкольного
учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде
всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга
Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные
формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к
активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с
родителями ведется только по одному из направлений педагогической
пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия.
В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности
семейного воспитания не используются в полной мере. жизни. Известно
также, что именно пример родителей, их личные качества во многом
определяют результативность воспитательной функции семьи. Важность
семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность
социального партнёрства семьи и дошкольного учреждения. Однако на это
взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и
педагогический коллектив ожидают друг от друга
В то же время, поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения
играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности
дошкольного и школьного образования, необходимо детальное изучение
представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияния на
взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить
эффективность этого взаимодействия. В связи с этим, вопрос поиска и
осуществления нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного
учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых
актуальных.
Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как
показывают проведенные исследования О. Л. Зверевой, а позже эти данные
были подтверждены Е. П. Арнаутовой, В. П. Дубровой, В. М. Ивановой,
отношение родителей к мероприятиям зависит прежде всего от постановки
воспитательно-образовательной работы в детском саду, от инициативы
администрации, от ее причастности к решению вопросов педагогического
просвещения родителей. Часто поиск путей совершенствования работы с
родителями ограничивался нахождением новых форм, и гораздо меньше
внимания уделялось ее содержанию и методам.
В ряде работ педагогов (Е. П. Арнаутова, В. М. Иванова, В. П. Дуброва)
говорится о специфике педагогической позиции воспитателя по отношению к
родителям, где сочетаются две функции - формальная и неформальная.
Воспитатель выступает в двух лицах - официальным лицом и тактичным,
внимательным собеседником. Его задача - преодолеть позицию
назидательности, разговаривая с членами семьи, и выработать доверительный
тон. Авторы выявляют причины трудностей, которые испытывает
воспитатель в общении с родителями. К ним относятся низкий уровень
социально-психологической культуры участников воспитательного процесса;
непонимание родителями само ценности периода дошкольного детства и его
значения; несформированности у них "педагогической рефлексии",
игнорирование ими того факта, что в определении содержания, форм работы
детского сада с семьей не дошкольные учреждения, а именно они выступают
социальными заказчиками; недостаточная информированность родителей об
особенностях жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении, а
воспитателей - об условиях и особенностях семейного воспитания каждого
ребенка. Педагоги зачастую относятся к родителям не как к субъектам
взаимодействия, а как к объектам воспитания. По мнению авторов, детский
сад только тогда удовлетворяет в полной мере потребности семьи, когда он
является открытой системой. Родители должны иметь реальную возможность
свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с
деятельностью ребенка в детском саду. со стилем общения воспитателя с
детьми, включаться в жизнь группы. Если родители наблюдают детей в новой
обстановке, они и воспринимают их "другими глазами".
Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в
работах В. А. Сухомлинского, в частности, он писал: "В дошкольные годы
ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и
утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и
поступки родителей". Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут
быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с
семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения
доверия и сотрудничества (1, с. 125).
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного
учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут
ответственность родители, а все другие социальные институты призваны
помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную
деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей
стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений
семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется
понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".
Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит
привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной
деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и
с помощью общения. В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова "
взаимодействие " объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2)
взаимная поддержка.
Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное
взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей,
успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания
конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в
понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации
его развития (23, с. 64).
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в
рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой.
Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой,
родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия.
Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку.
Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя "добрый взгляд" на
ребенка: видеть в его развитии, личности прежде всего положительные
черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним
внимание родителей. Доверие же родителей к педагогу основывается на
уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания,
но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость,
внимание к людям, доброта, чуткость.
В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в
удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок,
поиграть с детьми и т.д. Педагоги не всегда приветствуют такие свободные,
незапланированные "визиты" родителей, ошибочно принимая их за контроль,
проверку своей деятельности. Но родители, наблюдая жизнь детского сада
"изнутри", начинают понимать объективность многих трудностей (мало
игрушек, тесная умывальная комната и др.), и тогда вместо претензий к
педагогу у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении
условий воспитания в группе. А это - первые ростки социального
партнёрства. Познакомившись с реальным педагогическим процессом в
группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, обогащают
содержание домашнего воспитания. Наиболее важным результатом
свободного посещения родителями дошкольного учреждения является то, что
они изучают своего ребенка в непривычной для них обстановке, подмечают,
как он общается, занимается, как к нему относятся сверстники. Идет
невольное сравнение: не отстает ли в развитии мой ребенок от других,
почему он в детском саду ведет себя иначе, чем дома? "Запускается"
рефлексивная деятельность: все ли я делаю, как надо, почему у меня
получаются иные результаты воспитания, чему надо поучиться.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей -
установление доверительных отношений между детьми, родителями и
педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности
делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста
осуществляется в основном через:
- приобщение родителей к педагогическому процессу;
- расширении сферы участия родителей в организации жизни
образовательного учреждения;
- пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей,
детей;
- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ,
которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со
спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей
средой;
- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по
воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует
рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на
основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы,
способности и предшествующий опыт ребенка;
- проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении
ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и
эмоции;
- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Итак, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны
на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада
внутрь и наружу.
В нашем детском саду есть дети с проблемами в развитии и нарушении речи,
им требуется помощь специалистов. Помочь родителям создать в семье
психологический климат, способствующий правильному развитию ребёнка,
могут дефектолог, логопед, воспитатель и другие специалисты. Работа
начинается с изучения психологического климата в семье при помощи тестов,
индивидуальных бесед с каждой семьёй, родительских собраний, таких как,
«Знаю ли я своего ребёнка», «Наша семья», «Семейный досуг». На основе
анализа полученной информации: - составляется социальный паспорт семьи,
отражающий возраст, уровень образования, профессиональные навыки
родителей, выявляются запросы, которые впоследствии позволяют
скорректировать перспективные планы специалистов детского сада и
воспитателей. На педагогических советах обсуждаются результаты
совместной деятельности и эффективность работы специалистов и
воспитателей, выбираются такие формы и методы, которые оказались бы
наиболее действенными при работе с родителями. Такие обсуждения
показывают, что в работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и
теми же методами. Их необходимо варьировать в зависимости от состава
родителей по культурному, образовательному уровню, стилю семейного
воспитания, типу взаимоотношений в семье, наличию заинтересованности и
понимания проблем своего ребёнка. В нашем детском саду мы внедряем
нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного образовательного
учреждения с семьёй. По этой теме был проведён конкурс на лучшее
родительское собрание в нетрадиционной форме. Так, например, в
логопедической группе, я провела собрание в виде интеллектуальной игры
«Счастливый случай», где родители знакомились не только с азами
дошкольной педагогики и психологии, но и могли посоревноваться с
педагогами нашего детского сада. Были проведены и другие мероприятия с
участием родителей: « День защитников отечества» с участием пап и
дедушек в виде соревнований, «Я и моя мама», где командой считалась мама
со своим ребёнком. Все мероприятия проходили весело и интересно,
родители были довольны, что снова окунулись в детство, а дети были горды
своими родителями, их глаза сияли от счастья. А когда для выступления в
праздновании « Дня города», были выбраны дети, нашей группы и появилась
проблема в нехватки денег на костюмы для детей, никто из родителей не
отказался от помощи, будь то обеспеченная или не обеспеченная семья за что
им большое спасибо. С самого начала в нашей группе с родителями
сложились доверительные отношения. Мы помогаем им в решении трудных
педагогических вопросах, даём советы в воспитании тех или иных качеств,
обращаем внимание на индивидуальные, положительные качества их
ребёнка. Родители же в свою очередь делятся своими методами в воспитании
их детей, дают советы, на что воспитателям обращать внимание (плохое
самочувствие, болезнь, смена настроения, неусидчивость, плохая память и
др.). Также в нашей группе есть своя традиция, после всех праздников,
развлечений, «День рожденья», устраиваются чаепития для детей иногда с
родителями, которые устраивают сами родители.
Успех воспитания детей в детском саду во многом зависит от того, как
организована работа с семьёй. Доволен родитель - довольны и мы, так как
продуктивное сотрудничество с родителями – это то, к чему мы стремимся.