Напоминание

"Фантазеры"


Автор: Подрешетникова Светлана Михайловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУ ДО Дом детского творчества
Населённый пункт: п.г.т.Тисуль, Кемеровская область, Тисульский район
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Фантазеры"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества Принята педагогическим советом Протокол №1 от 29.08.2014г. Утверждаю: Директор МБОУ ДОД Дома детского творчества ______________Е.Ю.Панина Приказ №116 от 29.08.2014г. Программа дополнительного образования детей
«Фантазеры»
для детей 7 - 11 лет 1 год обучения Составитель: Подрешетникова С.М., педагог дополнительного образования Тисуль 2015

Пояснительная записка
Данная программа является программой социально- педагогической направленности. Она создана на основе пособия В.В. Кузнецова «Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских». Ребенок в подростковом возрасте еще не знает, кем он станет в недалеком будущем. В его сознании нет еще четкого понятия о том, что такое профессия. Программа «Фантазеры» поможет детям сделать правильный выбор будущей профессиональной деятельности и развить навыки работы с материалами и инструментами. В настоящее время интерес детей к техническому творчеству неуклонно падает. Причина этого явления кроется, прежде всего, в том, что развитие технологий привело к снижению цен на технические устройства, поэтому принято считать, что легче купить что-то, чем сделать это же своими руками.
Актуальность
определяется тем, что данная программа направлена главным образом не на создание конечных продуктов, а на развитие, во-первых, мелкой моторики, во-вторых, способности анализировать и принимать решения и, в-третьих, развитие творческих способностей учащихся, а применение разнообразного поделочного материала (спичечные коробки, пластмассовые трубочки и баночки, пластиковые стаканчики, и др.) способствует развитию воображения и созидательного творчества. Воспитывает у детей чувство прекрасного, учит любить и понимать красоту вещей, развивает инициативу детей, при решении самых разнообразных программных задач, совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению содержать в порядке своё рабочее место, расширяет коммуникативные способности детей. Все это с течением времени даст положительные результаты: осознанный ребенком выбор направления в учебе (профилизация в школах), а затем получение им специализированных знаний в средне-специальных и высших учебных заведениях. Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным и техническим творчеством является обогащение ми- ровосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка: развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего-то нового. Являясь наиболее доступными для детей младшего и подросткового школьного возраста, начальное техниче ское моделирование обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих спо- собностей.
Новизна
данной программы заключается в том, что в ней рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги, картона и другого разнообразного поделочного материала (проволока, баночки,
коробочки) с использованием самых разнообразных техник (оригами, конструирование, аппликация). Она предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстети- ческий вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью . Программа состоит из нескольких разделов: исторические сведения, вертушка-игрушка с ветром, игрушки из бросового материала, игрушки- Неваляшки, игрушки-Дергунчики, конструирование и моделирование, игрушки на колесах.
Цель программы:
обучение учащихся способам работы с инструментами и материалами, создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации, и, помимо этого, создание простейших механических игрушек.
Задачи программы:

Образовательные :
 формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;  отрабатывать практические навыки работы с инструментами;  формировать знания и умения работы с разными материалами и инструментами;  учить ориентироваться в технике чтения элементарных схем и чертежей;  научить распознавать и использовать основные виды отделки, применяемые при окончательном изготовлении изделия;  осваивать навыки организации и планирования работы.
Развивающие :
 развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;  формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;  развивать аналитическое мышление и самоанализ;  развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;  развивать конструкторские способности, техническое мышление, творческий подход к работе;  предоставлять возможность выражать свои творческие замыслы в практической деятельности;  развивать навык нахождения применения выполненного изделия в игровой деятельности;  предоставить дополнительную возможность каждому ребёнку проявить способности организатора, лидера, руководителя.
Воспитательные:
 развивать терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой
и другими материалами;  заложить основы культуры труда;  привить бережное отношение к инструментам, материалу и оборудованию;  прививать навыки проведения самостоятельного контроля качества во время работы.  формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;  создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками.
Педагогическая целесообразность программы
Работа с бумагой, картоном и другими поделочными материалами даёт большой простор творчеству учащихся, при усвоении предлагаемого содержания программы у ребят произойдёт развитие конструкторского мышления, художественно-эстетич е с к о г о в к у с а , о б р а з н о г о и пространственного мышления, усовершенствуются трудовые навыки.


Отличительные особенности программы
состоят в том, что она адоптирована к детям младшего и среднего школьного возраста и предусматривает дифференцированный подход к каждому ребенку. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа предусматривает обучение грамотной работе с разными материалами: бумагой, картоном, проволокой и другими материалами. Учит, моделируя и конструируя, создавать различные поделки, тем самым, развивая творческие способности детей, мелкую моторику, координацию движений пальцев, зрительно- пространственную ориентировку, концентрацию внимания, оперативную и долговременную память, цветоощущение, воссоздающее воображение, логическое мышление. Формирует навыки анализа плоских и объёмных фигур, навыки проектирования, планирования и анализа своей деятельности, гибкости и самостоятельности мышления.
Возрастные особенности.
Программа предназначена для детей 7- 11лет. Именно в этом возрасте у детей нужно развивать творческие способности и художественно-эстетический вкус. В группу принимаются все желающие учащиеся без специального отбора.
Сроки реализации программы
Программа «Фантазеры» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 1год обучения (180 годовых часов) по 5 часов в неделю. Количество детей в группах от 12 человек.
Формы и режим занятий

В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: традиционные, комбинированные, беседа, практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием учащихся, игра, конкурс, выставка и др.
В

основе

программы

заложен

принцип

последовательности

и
индивидуальности. Соответственно возрасту и степени подготовленности учащихся подбираются индивидуальные и коллективные задания. Содержание занятий основано на ручной манипулятивной деятельности. Это оказывает благоприятное влияние на развитие мелкой моторики рук и интеллекта ребёнка. П р и о п р е д е л е н и и
режима

занятий
у ч т е н ы с а н и т а р н о - эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (СанПин 2.4.4.1251-03 от 20.06.2003). Занятия проводятся 3 раз в неделю, по 2 и 1 учебному часу (продолжительность учебного часа 45 мин). Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых в ней задач.
Содержание, формы и методы работы
Содержание программы «Фантазеры» рассчитано на постепенное вхождение ребенка в образовательный процесс и ориентировано на усвоение знаний, умений и навыков, на накопление детьми опыта познавательной, продуктивной деятельности и общения. Б а з о в ы м о с н о в а н и е м д л я от б о р а и структурирования содержания стали следующие принципы: - учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; - занимательность; - практическая и прикладная направленность; - последовательность в усложнении учебного материала. Обучение в творческом объединении строится на основе саморазвития ребенка, связанного с появлением у него стимула к работе над собой. Источником такого развития выступает заинтересованность детей к познанию. Механизм саморазвития базируется на выявлении природных задатков и способностей детей и на активизации таких личностных характеристик, как самолюбие, самооценка, стремление к состязательности.

Педагог выступает как деловой партнер, помогающий ребенку выработать навыки саморегулирования. Основная роль в развитии личности принадлежит самому ребенку. При этом педагог не навязывает детям технологию развития и не определяет ее границы, а помогает выбрать каждому индивидуальные формы. Процесс обучения в творческом объединении состоит из трех этапов: • Обучение на репродуктивном уровне; • Обучение на репродуктивном уровне, но с элементами творчества; • Творческая деятельность под руководством педагога. Этому способствует комплексное использование следующих методов: • Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности: создание ситуации успеха; поощрение и порицание в обучении; использование игр и игровых форм.
• Метод создание творческого поиска. • Метод организации взаимодействия учащихся друг с другом (диалоговый). • Методы развития психологических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся: создание проблемной ситуации; создание креативного поля; перевод игровой деятельности на творческий уровень. • Метод гуманно-личностной педагогики. • Метод формирования обязательности и ответственности. Коллективные работы позволяют создать ситуацию успеха у любого ребенка. Каждый ребёнок смотрит на коллективное творение, как на свое собственное. Дети удовлетворены морально, у них появляется желание творить и создавать новые работы. Коллективные творческие работы дают возможность ребенку воспринимать готовую работу целостно и получить конечный результат гораздо быстрее, чем при изготовлении изделия индивидуально. Коллективные творческие работы решают проблему фор- мирования нравственных качеств личности. На их основе детям дается возможность получить жизненный опыт позитивного взаимодействия. Активная совместная деятельность способствует формированию у детей положительных взаимоотношений co сверстниками, умению договариваться о coдержании деятельности, о ее этапах, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, подбодрить товарища, корректно указать на его ошибки..
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате обучения по данной программе учащиеся:
Знают:
 различные приёмы работы с природными и искусственными материалами;  инструменты, материалы и приспособления, необходимые в работе;  правила безопасности труда и личной гигиены;  различные виды техник, используемых в работе;
Умеют:
 следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы и чертежи изделий;  правильно пользоваться необходимыми инструментами и материалами;  соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;  владеть различными техниками изготовления поделок;  изготавливать различные поделки;  развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук, художественный вкус, творческие способности и фантазию;

Диагностика результативности и качества освоения программы.
Для отслеживания эффективности деятельности творческого объединения осуществляется мониторинг по направлениям: развитие, воспитание, обучение. Система отслеживания результатов включает в себя:
1.
Вводный контроль - это предварительное выявление уровня подготовленности и доминирующих мотивов детей к выбранному виду деятельности; уровень воспитанности учащихся (ценностные ориентации). Вводный контроль проводится в начале учебного года при наборе детей в творческие объединения.
2.
Промежуточный контроль – осуществляется в процессе усвоения учебного материала по теме. В рамках этого контроля проводится повторная проверка (параллельно с изучением нового материала идет повторение пройденного), периодическая проверка (для наблюдения за усвоением взаимосвязей между структурными элементами образовательных программ, для ликвидации пробелов в знаниях и умениях). Этот вид контроля проводится в конце первого полугодия и в течение всего учебного года по мере необходимости.
3.
Итоговый контроль - осуществляется в конце учебного года для проверки знаний, умений и навыков по образовательной программе. В соответствии с результатами итогового контроля определяется, насколько достигнуты результаты программы каждым ребенком, полнота выполнения образовательной программе. Основные показатели результатов обучения по образовательной программе включают в себя:  Практическую подготовку учащихся (что за определенный промежуток времени ребенок должен научиться делать);  Теоретическую подготовку учащихся (какой объем знаний в результате обучения он должен усвоить за определенный промежуток времени);  Предметные достижения за данный промежуток времени (призовые места в выставках, конкурсах);  Личностное развитие учащихся.
Условия реализации программы
Материально-техническая база:  кабинеты для занятий оборудованы необходимыми инструментами и
приспособлениями (учебной доской, специально оборудованными столами, шкафами для хранения материалов и пр.).  индивидуальные комплексы дидактического материала для каждого учащегося: лекала, трафареты, шаблоны и пр.;  технологические карты;  альбомы с образцами, фотографиями и схемами, собрана обширная библиотека по прикладному творчеству, методической литературы по предмету;  материалы, инструменты, приспособления;  рабочий материал. Внешние условия:  посещение выставок и участие в выставках.


Учебно-тематический план

№ Наименование раздела Количество часов всего теория практ. экскурс I Вводное занятие 2 2 II Исторические сведения 3 3 III Вертушка-игрушка с ветром 9 2 7 IV Игрушки из бросового материала 30 4 26 V Игрушки-Неваляшки 26 4 22 VI Игрушки-Дергунчики 34 6 28 VII Конструирование и моделирование 60 8 52 VIII Игрушки на колесах 13 2 11 IX Оформление выставочных работ 2 2 X Творческий вечер с приглашением родителей. 1 1
Итого:

180

31

149

Содержания программы

Раздел 1. Вводное занятие.
Теоретическая часть: Ознакомление учащихся с содержанием изучаемого предмета. Изучение и повторение ПТБ.
Раздел 2. Исторические сведения.
Теоретическая часть: История появления игрушек. История технической игрушки
Раздел 3.

Вертушка-игрушка с ветром
Теоретическая часть: Необходимые материалы для изготовление игрушки. Практическая часть:
Работа с шаблонами. Изготовление большого цветка по шаблону. Изготовление маленького цветка по шаблону. Изготовление движущегося механизма. Соединение деталей. Окончательная отделка работы.
Раздел 4. Игрушки из бросового материала.
Теоретическая часть: Значение игрушки Зайка-каталка. Значение игрушки кота-гимнаста. Значение игрушки комод из спичек. Необходимые материалы. Практическая часть: Работа с шаблонами. Заготовка основы. Изготовление колес и ручки для подвижного механизма. Изготовление головы. Изготовление ушек, ножек, ручек. Соединение деталей. Изготовление мордочки. Изготовление колес и ручки для подвижного механизма. Оформление дополнительными материалами и окончательная отделка работы. Изготовление основы. Изготовление движущегося механизма. Подготовка материала к работе. Сборка основания комода. Декорирование комода дополнительными материалами.
Раздел 5. Игрушки-Неваляшки
Теоретическая часть: Значение игрушки Гнедой конь, мышки в сыре, кувыркающийся медвежонок Необходимые материалы. Практическая часть: Изготовление заготовок. Соединение заготовок. Изготовление головы . Сборка заготовок и декорирование дополнительными материалами.. Изготовление туловища.
Раздел 6. Игрушки-Дергунчики
Теоретическая часть: Значение игрушки Сова, Клоун, Цветочек. Необходимые материалы. Практическая часть: Работа с шаблонами. Заготовка деталей. Изготовление туловища. Изготовление крыльев. Изготовление глаз, крепления для крыла. Изготовление движущегося механизма. Сборка заготовок и декорирование дополнительными материалами. Изготовление головы. Изготовление одежды для клоуна .Соединение клоуна с основой. Окончательная отделка и декорирование дополнительными материалами. Изготовление листьев. Изготовление лепестков. Соединение лепестков с движущимся механизмом.
Раздел 7. Конструирование и моделирование.
Теоретическая часть: Значение игрушки Колодец из спичек, мельница, кинетическая скульптура «Осенний листопад», механическая игрушка «Червячок», самоходный дракончик, механическая игрушка «Кот-рыболов». Необходимые материалы. Практическая часть:
Изготовление основы. Изготовление крыши. Изготовление движущегося механизма и ведерка. Соединение деталей и декорирование дополнительными материалами. Изготовление основы. Изготовление движущегося механизма и лопастей. Соединение деталей. Изготовление листьев. Соединение листьев с проволокой. Соединение деталей. Окончательная отделка. Изготовление червячка. Соединение деталей. Изготовление туловища. Изготовление головы. Изготовление самоходного механизма. Изготовления котика. Изготовления рыбок. Изготовления озера и мостика. Сборка деталей озера и мостика. Сборка композиции. Окончательная отделка.
Раздел 8. Игрушки на колесах
Теоретическая часть: Значение игрушки Паровозик. Необходимые материалы. Практическая часть: Подготовка деталей. Работа по шаблонам. Изготовление деталей паровозика. Изготовление деталей вагончика. Изготовление движущегося механизма. Изготовление грузового вагончика. Сборка деталей. Окончательная отделка. Декорирование дополнительными материалами. Оформление выставочных работ. Творческий вечер с приглашением родителей.
Тематический план и методическое обеспечение дополнительной

образовательной программы


«Фантазеры»
1 год обучения № п/п Тематический план Методическое обеспечение Тема занятий Кол- во часов, дата Форма занятий Форма Подведения итогов по разделу Технич. оснащение рздела Дидактич. материал раздела 1 2 3 4 5 6 7
І
1
Вводное занятие

составление

плана работы.

Гигиена труда.

Правила Т.Б.на

занятиях

2
Беседа, инструктаж Краткий опрос Инструктаж по охране труда
ІІ

Исторические

сведения

3
2 История появления игрушек. 2 Беседа, лекция Краткий опрос Литература с историческим и сведениями 3 История технической игрушки 1
ІІІ

Вертушка-

игрушка с

ветром

9
4 Необходимые материалы. Работа с шаблонами 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Образец готового изделия Инструкционн ые карты 5 Изготовление большого цветка по шаблону 2 Рассказ, практическ ая работа Краткий опрос Образец готового изделия Готовые шаблоны 6 Изготовление маленького цветка по шаблону 1 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Образец готового изделия Готовые шаблоны 7 Изготовление движущегося механизма 2 Образец готового изделия Готовые шаблоны 8 Соединение деталей. Окончательная отделка работы. 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда и личной гигиены

IV Игрушки из

бросового

материала

30
9 Зайка-каталка. Необходимые материалы. Работа с шаблонами 1 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Материалы для работы 10 Заготовка основы 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда и личной гигиены 11 Изготовление колес и ручки для подвижного механизма 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда и личной гигиены 12 Изготовление головы 1 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда и личной гигиены 13 Изготовление ушек, ножек, ручек 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда и личной гигиены 14 Соединение деталей 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда и личной гигиены 15 Изготовление мордочки 1 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда и личной гигиены 16 Изготовление колес и ручки для подвижного механизма 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда и личной гигиены 17 Оформление дополнительными материалами и окончательная отделка работы. 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 18 Кот-гимнаст. Необходимые материалы. Работа с шаблонами 1 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Образец готового изделия Инструктаж по охране труда и личной
гигиены 19 Изготовление основы 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда и личной гигиены 20 Изготовление движущегося механизма 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 21 Соединение деталей 1 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 22 Оформление дополнительными материалами и окончательная отделка работы. 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 23 Комод из спичечных коробков. Необходимые материалы. 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Образец готового изделия Инструктаж по охране труда 24 Подготовка материала к работе. 1 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 25 Сборка основания комода 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 26 Декорирование комода дополнительными материалами 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда
V

Игрушки-

Неваляшки
27 Гнедой конь. Необходимые материалы. 1 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Образец готового изделия Инструктаж по охране труда 28 Изготовление заготовок. 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 29 Соединение заготовок 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 30 Изготовление головы 1 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 31 Сборка заготовок и декорирование дополнительными материалами 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда
32 Мышки в сыре. Необходимые материалы. 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Образец готового изделия Инструктаж по охране труда 33 Изготовление заготовок. 1 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 34 Соединение заготовок 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 35 Изготовление головы 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 36 Сборка заготовок и декорирование дополнительными материалами 1 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 37 Кувыркающийся медвежонок. Необходимые материалы. 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Образец готового изделия Инструктаж по охране труда 38 Изготовление движущегося механизма 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 39 Изготовление туловища 1 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 40 Изготовление головы 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 41 Соединение деталей. 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 42 Сборка заготовок и декорирование дополнительными материалами 1 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда
VI

Игрушки-

Дергунчики
43 Сова Необходимые материалы. Работа с шаблонами 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Образец готового изделия Инструктаж по охране труда 44 Заготовка деталей 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 45 Изготовление туловища 1 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 46 Изготовление крыльев 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда
47 Изготовление глаз, крепления для крыла 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 48 Изготовление движущегося механизма 1 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 49 Сборка заготовок и декорирование дополнительными материалами 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 50 Клоун. Необходимые материалы. Работа с шаблонами 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Образец готового изделия Инструктаж по охране труда 51 Изготовление движущегося механизма 1 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 52 Изготовление головы 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 53 Изготовление одежды для клоуна 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 54 Сборка заготовок 1 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 55 Соединение клоуна с основой 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 56 Окончательная отделка и декорирование дополнительными материалами 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 57 Цветочек. Необходимые материалы. Работа с шаблонами 1 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Образец готового изделия Инструктаж по охране труда 58 Изготовление движущегося механизма 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 59 Изготовление листьев 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 60 Изготовление лепестков 1 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 61 Соединение лепестков с движущимся механизмом 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда
62 Окончательная отделка и декорирование дополнительными материалами 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда
VII

Конструирование

и моделирование
63 Колодец из спичек. Необходимые материалы. 1 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Образец готового изделия Инструктаж по охране труда 64 Изготовление основы 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 65 Изготовление крыши 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 66 Изготовление движущегося механизма и ведерка 1 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 67 Соединение деталей и декорирование дополнительными материалами 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 68 Мельница Необходимые материалы. 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Образец готового изделия Инструктаж по охране труда 69 Изготовление крыши 1 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 70 Изготовление основы 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 71 Изготовление движущегося механизма и лопастей 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 72 Соединение деталей 1 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 73 Декорирование дополнительными материалами 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 74 Кинетическая скульптура «Осенний листопад» Необходимые материалы. 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Образец готового изделия Инструктаж по охране труда
75 Изготовление движущегося механизма 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 76 Изготовление листьев 1 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 77 Соединение листьев с проволокой 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 78 Соединение деталей. Окончательная отделка 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 79 Механическая игрушка «Червячок». Необходимые материалы. 1 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Образец готового изделия Инструктаж по охране труда 80 Изготовление основы для игрушки. 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 81 Изготовление движущегося механизма 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 82 Изготовление червячка 1 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 83 Соединение деталей. 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 84 Окончательная отделка. Декорирование дополнительными материалами 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 85 Самоходный дракончик. Необходимые материалы. 1 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Образец готового изделия Инструктаж по охране труда 86 Изготовление туловища 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 87 Изготовление головы 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 88 Изготовление самоходного механизма 1 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 89 Соединение деталей. 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда
90 Окончательная отделка. Декорирование дополнительными материалами 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 91 Механическая игрушка «Кот- рыболов». Необходимые материалы. 1 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Образец готового изделия Инструктаж по охране труда 92 Изготовление движущегося механизма 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 93 Изготовления котика 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 94 Соединение котика с движущимся механизмом. 1 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 95 Изготовления рыбок 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 96 Изготовления озера и мостика 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 97 Сборка деталей озера и мостика 1 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 98 Сборка композиции. Окончательная отделка. 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда
VIII Игрушки на

колесах

13
99 Паровозик. Необходимые материалы. 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Образец готового изделия Инструктаж по охране труда 100 Подготовка деталей. Работа по шаблонам 1 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы Инструктаж по охране труда 101 Изготовление деталей паровозика 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 102 Изготовление деталей вагончика 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 103 Изготовление движущегося механизма 1 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда
104 Изготовление грузового вагончика 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 105 Сборка деталей. 2 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда 106 Окончательная отделка. Декорирование дополнительными материалами 1 Беседа, игровой сюжет. Краткий опрос Инструмент ы для работы. Инструктаж по охране труда
IX
107
Оформление

выставочных

работ

2

X
108
Творческий

вечер с

приглашением

родителей.

1




Календарно-тематическое планирование

«Фантазеры»
1 год обучения. № п/п Тема занятий Кол-во часов Дата по плану. Факт. 1 2 3
І
1
Вводное занятие составление плана

работы.

Гигиена труда.

Правила Т.Б.на занятиях

2

ІІ

Исторические сведения

3
2 История появления игрушек. 2 3 История технической игрушки 1
ІІІ

Вертушка-игрушка с ветром

9
4 Необходимые материалы. Работа с шаблонами 2 5 Изготовление большого цветка по шаблону 2 6 Изготовление маленького цветка по шаблону 1 7 Изготовление движущегося механизма 2 8 Соединение деталей. Окончательная отделка работы. 2
IV

Игрушки из бросового материала

30
9 Зайка-каталка. Необходимые материалы. Работа с шаблонами 1 10 Заготовка основы 2 11 Изготовление колес и ручки для подвижного механизма 2 12 Изготовление головы 1 13 Изготовление ушек, ножек, ручек 2 14 Соединение деталей 2 15 Изготовление мордочки 1 16 Изготовление колес и ручки для подвижного механизма 2 17 Оформление дополнительными материалами и окончательная отделка работы. 2 18 Кот-гимнаст. Необходимые материалы. Работа с шаблонами 1 19 Изготовление основы 2
20 Изготовление движущегося механизма 2 21 Соединение деталей 1 22 Оформление дополнительными материалами и окончательная отделка работы. 2 23 Комод из спичечных коробков. Необходимые материалы. 2 24 Подготовка материала к работе. 1 25 Сборка основания комода 2 26 Декорирование комода дополнительными материалами 2
V

Игрушки-Неваляшки
27 Гнедой конь. Необходимые материалы. 1 28 Изготовление заготовок. 2 29 Соединение заготовок 2 30 Изготовление головы 1 31 Сборка заготовок и декорирование дополнительными материалами 2 32 Мышки в сыре. Необходимые материалы. 2 33 Изготовление заготовок. 1 34 Соединение заготовок 2 35 Изготовление головы 2 36 Сборка заготовок и декорирование дополнительными материалами 1 37 Кувыркающийся медвежонок. Необходимые материалы. 2 38 Изготовление движущегося механизма 2 39 Изготовление туловища 1 40 Изготовление головы 2 41 Соединение деталей. 2 42 Сборка заготовок и декорирование дополнительными материалами 1
VI

Игрушки-Дергунчики
43 Сова Необходимые материалы. Работа с шаблонами 2 44 Заготовка деталей 2 45 Изготовление туловища 1 46 Изготовление крыльев 2 47 Изготовление глаз, крепления для крыла 2 48 Изготовление движущегося механизма 1 49 Сборка заготовок и декорирование дополнительными материалами 2 50 Клоун. Необходимые материалы. Работа с шаблонами 2 51 Изготовление движущегося механизма 1
52 Изготовление головы 2 53 Изготовление одежды для клоуна 2 54 Сборка заготовок 1 55 Соединение клоуна с основой 2 56 Окончательная отделка и декорирование дополнительными материалами 2 57 Цветочек. Необходимые материалы. Работа с шаблонами 1 58 Изготовление движущегося механизма 2 59 Изготовление листьев 2 60 Изготовление лепестков 1 61 Соединение лепестков с движущимся механизмом 2 62 Окончательная отделка и декорирование дополнительными материалами 2
VII

Конструирование и моделирование
63 Колодец из спичек. Необходимые материалы. 1 64 Изготовление основы 2 65 Изготовление крыши 2 66 Изготовление движущегося механизма и ведерка 1 67 Соединение деталей и декорирование дополнительными материалами 2 68 Мельница Необходимые материалы. 2 69 Изготовление крыши 1 70 Изготовление основы 2 71 Изготовление движущегося механизма и лопастей 2 72 Соединение деталей 1 73 Декорирование дополнительными материалами 2 74 Кинетическая скульптура «Осенний листопад» Необходимые материалы. 2 75 Изготовление движущегося механизма 2 76 Изготовление листьев 1 77 Соединение листьев с проволокой 2 78 Соединение деталей. Окончательная отделка 2 79 Механическая игрушка «Червячок». Необходимые материалы. 1 80 Изготовление основы для игрушки. 2 81 Изготовление движущегося механизма 2 82 Изготовление червячка 1 83 Соединение деталей. 2
84 Окончательная отделка. Декорирование дополнительными материалами 2 85 Самоходный дракончик. Необходимые материалы. 1 86 Изготовление туловища 2 87 Изготовление головы 2 88 Изготовление самоходного механизма 1 89 Соединение деталей. 2 90 Окончательная отделка. Декорирование дополнительными материалами 2 91 Механическая игрушка «Кот-рыболов». Необходимые материалы. 1 92 Изготовление движущегося механизма 2 93 Изготовления котика 2 94 Соединение котика с движущимся механизмом. 1 95 Изготовления рыбок 2 96 Изготовления озера и мостика 2 97 Сборка деталей озера и мостика 1 98 Сборка композиции. Окончательная отделка. 2
VIII

Игрушки на колесах

13
99 Паровозик. Необходимые материалы. 2 100 Подготовка деталей. Работа по шаблонам 1 101 Изготовление деталей паровозика 2 102 Изготовление деталей вагончика 2 103 Изготовление движущегося механизма 1 104 Изготовление грузового вагончика 2 105 Сборка деталей. 2 106 Окончательная отделка. Декорирование дополнительными материалами 1
IX
107
Оформление выставочных работ

2

X
108
Творческий вечер с приглашением

родителей.

1

Литература для педагога

 Агапова И., М. Давыдова. Поделки из бумаги. Издательство: Лада М:- 2008  Выгодский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст ] СПб.:СОЮЗ,1997.-96 с.  Гарматин, А. Оригами для начинающих. Ростов-на-Дону, «ИД ВЛАДИС ИД РИПОЛ КЛАССИК», 2006. – 320 с.  Калмыкова, Н. В., Максимова И. А. Макетирование. Учебное пособие. Издательство: Архитектура-С, 2004 г.  Коноплева, Н. П. Вторая жизнь вещей. М. Просвещение, 1993. – 176 с.  Кузнецов, В.П. Методика трудового обучения с практикумом в учебных», 1981. – 223 с.  Лубковска К., Згрыхова И., Делаем это сами. Москва, «Просвещение», 1983 г.  Парамонова, Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду [ Текст ] / учеб. пособ. для студентов вузов/. — М.: Издат. Центр«Академия»,2002.-187с.  Перевертень, Г. И. Волшебная флористика. М. АСТ, 2006. – 14 с.  Чиотти Д., Оригинальные поделки из бумаги, Издательство «Мир книги», 2009  Щеблыкин, И.К. Аппликационные работы в начальных классах. М. «Просвещение», 1990. – 191 с.
Литература для детей
 Афонькин, С.Ю. , Афонькина, Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт- Петербург, «Литера», 1997-160 с.  Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992- 115 с.  Гарматин, А. Оригами для начинающих. Ростов-на-Дону, «ИД ВЛАДИС ИД РИПОЛ КЛАССИК», 2006. – 320 с.  Каченаускайте, Л. Аппликация. М. АСТ, 2006. – 76 с.  Репьев, С. А. Чудики- юдики. Азбука самоделок. И.Д. «Карапуз», 2005. – 16 с.  Романовская,А.Л. Забавные поделки. М. АСТ, 2007. – 96 с.



Словарь терминов
1. Аппликация - художественное произведение, выполненное путём наклеивания, пришивания бумаги, ткани, соломки, листьев, перьев и других материалов к основанию. 2. Инструмент - орудие для производства, каких- либо работ. 3. Конструирование - процесс создания технических объектов. 4. Композиция - построение художественного произведения, т.е. взаимное расположение, величина фигур на выбранном формате. 5. Макет – объёмное воспроизведение внешнего вида объекта с точным соблюдением пропорций. 6. Орнамент – ритмически построенный узор, составленный из геометрических фигур. 7. Шаблон – образец из картона, по которому выполняется разметка и вырезка одинаковых фигур.
Контрольно-измерительный материал к программе «Фантазеры».

Год обучения 1, 5 часов.
1 полугодие.

Теоретическая часть:
Расскажите правила безопасной работы на занятиях. Расскажите историю появления игрушек. Расскажите историю технической игрушки. Какие материалы и приспособления необходимы для изготовления игрушек. Какие виды игрушек вы знаете?
Практическая часть:
Изготовление игрушки с использованием технологических карт (по выбору).
2 полугодие.

Теоретическая часть:
Расскажите правила безопасной работы на занятиях. Какие материалы и приспособления необходимы для изготовления движущегося механизма? Расскажите основные правила сборки заготовок. Расскажите основные правила работы с готовыми шаблонами. Какие материалы и приспособления необходимы для конструирования и моделирования?
Практическая часть:
Изготовление игрушки с использованием технологических карт (по выбору). Отбор лучших работ (коллективная работа). Оформление выставки итоговых работ (коллективная работа). (0-5 высокий, 3-5 средний, 0-3 низкий).


В раздел образования