Автор: Подрешетникова Светлана Михайловна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МУ ДО Дом детского творчества Населённый пункт: п.г.т.Тисуль, Кемеровская область, Тисульский район Наименование материала: учебная программа Тема: "Фантазеры" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества
Принята педагогическим советом
Протокол №1 от 29.08.2014г.
Утверждаю:
Директор
МБОУ
ДОД
Дома
детского
творчества ______________Е.Ю.Панина
Приказ №116 от 29.08.2014г.
Программа дополнительного образования детей
«Фантазеры»
для детей 7 - 11 лет
1 год обучения
Составитель: Подрешетникова С.М.,
педагог дополнительного образования
Тисуль
2015
Пояснительная записка
Данная программа является программой социально- педагогической
направленности. Она создана на основе пособия В.В. Кузнецова «Методика
трудового обучения с практикумом в учебных мастерских».
Ребенок в подростковом возрасте еще не знает, кем он станет в недалеком
будущем. В его сознании нет еще четкого понятия о том, что такое
профессия. Программа «Фантазеры» поможет детям сделать правильный
выбор будущей профессиональной деятельности и развить навыки работы с
материалами и инструментами.
В настоящее время интерес детей к техническому творчеству неуклонно
падает. Причина этого явления кроется, прежде всего, в том, что развитие
технологий привело к снижению цен на технические устройства, поэтому
принято считать, что легче купить что-то, чем сделать это же своими руками.
Актуальность определяется тем, что данная программа направлена главным
образом не на создание конечных продуктов, а на развитие, во-первых,
мелкой моторики, во-вторых, способности анализировать и принимать
решения и, в-третьих, развитие творческих способностей учащихся, а
применение разнообразного поделочного материала (спичечные коробки,
пластмассовые трубочки и баночки, пластиковые стаканчики, и др.)
способствует развитию воображения и созидательного творчества.
Воспитывает у детей чувство прекрасного, учит любить и понимать красоту
вещей, развивает инициативу детей, при решении самых разнообразных
программных задач, совершенствует трудовые навыки, формирует культуру
труда, учит аккуратности, умению содержать в порядке своё рабочее место,
расширяет коммуникативные способности детей.
Все
это
с
течением
времени
даст
положительные
результаты:
осознанный ребенком выбор направления в учебе (профилизация в школах), а
затем получение им специализированных знаний в средне-специальных и
высших учебных заведениях.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях
прикладным
и
техническим
творчеством
является
обогащение
ми-
ровосприятия
воспитанника,
т.е.
развитие
творческой
культуры
ребенка:
развитие
творческого
нестандартного
подхода
к
реализации
задания,
воспитание
трудолюбия,
интереса
к
практической
деятельности,
радости
созидания
и
открытия для
себя
чего-то
нового.
Являясь
наиболее
доступными для детей младшего и подросткового школьного возраста,
начальное
техниче ское
моделирование
обладает
необходимой
эмоциональностью,
привлекательностью,
эффективностью.
Программа
предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих спо-
собностей.
Новизна
данной
программы
заключается
в
том,
что
в
ней
рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги, картона
и
другого разнообразного
поделочного
материала
(проволока,
баночки,
коробочки) с
использованием
самых
разнообразных
техник
(оригами,
конструирование, аппликация). Она предлагает развитие ребенка в самых
различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстети-
ческий вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо
современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью
.
Программа состоит из нескольких разделов: исторические сведения,
вертушка-игрушка
с
ветром,
игрушки
из
бросового
материала,
игрушки-
Неваляшки,
игрушки-Дергунчики,
конструирование
и
моделирование,
игрушки на колесах.
Цель программы: обучение учащихся способам работы с инструментами и
материалами, создание комфортной среды общения, развитие способностей,
творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации, и, помимо
этого, создание простейших механических игрушек.
Задачи программы:
Образовательные :
формировать умение использовать различные технические приемы при
работе с бумагой;
отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
формировать
знания
и
умения
работы
с
разными
материалами
и
инструментами;
учить ориентироваться в технике чтения элементарных схем и чертежей;
научить
распознавать
и
использовать
основные
виды
отделки,
применяемые при окончательном изготовлении изделия;
осваивать навыки организации и планирования работы.
Развивающие :
развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
формировать
художественный
вкус
и гармонию
между
формой
и
содержанием художественного образа;
развивать аналитическое мышление и самоанализ;
развивать
творческий
потенциал
ребенка,
его
познавательную
активность;
развивать
конструкторские
способности,
техническое
мышление,
творческий подход к работе;
предоставлять
возможность
выражать
свои
творческие
замыслы
в
практической деятельности;
развивать
навык
нахождения
применения
выполненного
изделия
в
игровой деятельности;
предоставить дополнительную возможность каждому ребёнку проявить
способности организатора, лидера, руководителя.
Воспитательные:
развивать терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой
и другими материалами;
заложить основы культуры труда;
привить
бережное
отношение
к
инструментам,
материалу
и
оборудованию;
прививать
навыки
проведения
самостоятельного
контроля
качества во время работы.
формировать
коммуникативную культуру, внимание и уважение
к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
создать
комфортную
среду
педагогического
общения
между
педагогом и воспитанниками.
Педагогическая целесообразность программы
Работа с бумагой, картоном и другими поделочными материалами даёт
большой
простор
творчеству
учащихся,
при
усвоении
предлагаемого
содержания
программы
у
ребят
произойдёт
развитие конструкторского
мышления,
художественно-эстетич е с к о г о
в к у с а ,
о б р а з н о г о
и
пространственного мышления, усовершенствуются трудовые навыки.
Отличительные особенности программы состоят в том, что
она
адоптирована
к
детям
младшего
и
среднего
школьного
возраста
и
предусматривает
дифференцированный
подход
к
каждому
ребенку.
В
процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий
и
внесение
изменений
в
программу,
исходя
из
опыта
детей
и
степени
усвоения ими учебного материала.
Программа предусматривает обучение
грамотной работе с разными материалами: бумагой, картоном, проволокой и
другими материалами. Учит, моделируя и конструируя, создавать различные
поделки,
тем
самым,
развивая
творческие
способности
детей,
мелкую
моторику,
координацию
движений
пальцев,
зрительно-
пространственную
ориентировку,
концентрацию
внимания,
оперативную
и
долговременную
память, цветоощущение, воссоздающее воображение, логическое мышление.
Формирует
навыки
анализа
плоских
и
объёмных
фигур,
навыки
проектирования, планирования и анализа своей деятельности, гибкости и
самостоятельности мышления.
Возрастные особенности. Программа предназначена для детей 7-
11лет.
Именно
в
этом
возрасте
у
детей
нужно
развивать
творческие
способности и художественно-эстетический вкус. В группу принимаются все
желающие учащиеся без специального отбора.
Сроки реализации программы
Программа «Фантазеры» адресована учащимся начальной школы и
рассчитана на 1год обучения (180 годовых часов) по 5 часов в неделю.
Количество детей в группах от 12 человек.
Формы и режим занятий
В процессе реализации программы используются разнообразные формы
занятий: традиционные, комбинированные, беседа, практическая работа с
постоянным индивидуальным консультированием учащихся, игра, конкурс,
выставка и др.
В
основе
программы
заложен
принцип
последовательности
и
индивидуальности.
Соответственно
возрасту
и
степени
подготовленности
учащихся подбираются индивидуальные и коллективные задания.
Содержание занятий основано на ручной манипулятивной деятельности.
Это оказывает благоприятное влияние на развитие мелкой моторики рук и
интеллекта ребёнка.
П р и
о п р е д е л е н и и режима
занятий
у ч т е н ы
с а н и т а р н о -
эпидемиологические
требования
к
учреждениям
дополнительного
образования детей (СанПин 2.4.4.1251-03 от 20.06.2003). Занятия проводятся
3 раз в неделю, по 2 и 1 учебному часу (продолжительность учебного часа 45
мин). Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых в
ней задач.
Содержание, формы и методы работы
Содержание программы «Фантазеры» рассчитано на постепенное вхождение
ребенка в образовательный процесс и ориентировано на усвоение знаний,
умений и навыков, на накопление детьми опыта познавательной, продуктивной
деятельности
и
общения. Б а з о в ы м
о с н о в а н и е м
д л я
от б о р а
и
структурирования содержания стали следующие принципы:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- занимательность;
- практическая и прикладная направленность;
- последовательность в усложнении учебного материала.
Обучение в творческом объединении строится на основе саморазвития
ребенка, связанного с появлением у него стимула к работе над собой.
Источником такого развития выступает заинтересованность детей к
познанию. Механизм саморазвития базируется на выявлении природных
задатков и способностей детей и на активизации таких личностных
характеристик, как самолюбие, самооценка, стремление к состязательности.
Педагог выступает как деловой партнер, помогающий ребенку
выработать навыки саморегулирования. Основная роль в развитии личности
принадлежит самому ребенку. При этом педагог не навязывает детям
технологию развития и не определяет ее границы, а помогает выбрать
каждому индивидуальные формы. Процесс обучения в творческом
объединении состоит из трех этапов:
•
Обучение на репродуктивном уровне;
•
Обучение на репродуктивном уровне, но с элементами творчества;
•
Творческая деятельность под руководством педагога.
Этому способствует комплексное использование следующих методов:
•
Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности: создание
ситуации успеха; поощрение и порицание в обучении; использование
игр и игровых форм.
•
Метод создание творческого поиска.
•
Метод организации взаимодействия учащихся друг с другом
(диалоговый).
•
Методы развития психологических функций, творческих способностей
и личностных качеств учащихся: создание проблемной ситуации;
создание креативного поля; перевод игровой деятельности на
творческий уровень.
•
Метод гуманно-личностной педагогики.
•
Метод формирования обязательности и ответственности.
Коллективные работы позволяют создать ситуацию успеха у любого
ребенка.
Каждый ребёнок смотрит на коллективное творение, как на свое
собственное.
Дети
удовлетворены
морально,
у
них
появляется
желание
творить и создавать новые работы. Коллективные творческие работы дают
возможность ребенку воспринимать готовую работу
целостно
и
получить
конечный
результат
гораздо
быстрее,
чем
при
изготовлении изделия
индивидуально.
Коллективные творческие работы решают проблему фор-
мирования
нравственных
качеств
личности.
На
их
основе
детям
дается
возможность получить
жизненный
опыт
позитивного взаимодействия.
Активная совместная деятельность
способствует
формированию
у детей
положительных взаимоотношений co сверстниками, умению договариваться
о coдержании деятельности, о ее этапах, оказывать помощь тем, кто в ней
нуждается, подбодрить товарища, корректно указать на его ошибки..
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате обучения по данной программе учащиеся:
Знают:
различные приёмы работы с природными и искусственными
материалами;
инструменты, материалы и приспособления, необходимые в работе;
правила безопасности труда и личной гигиены;
различные виды техник, используемых в работе;
Умеют:
следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы и
чертежи изделий;
правильно пользоваться необходимыми инструментами и
материалами;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
владеть различными техниками изготовления поделок;
изготавливать различные поделки;
развивать внимание, память, мышление, пространственное
воображение, мелкую моторику рук, художественный вкус, творческие
способности и фантазию;
Диагностика результативности и качества освоения программы.
Для отслеживания эффективности деятельности творческого объединения
осуществляется мониторинг по направлениям: развитие, воспитание,
обучение. Система отслеживания результатов включает в себя:
1. Вводный контроль - это предварительное выявление уровня
подготовленности и доминирующих мотивов детей к выбранному виду
деятельности; уровень воспитанности учащихся (ценностные ориентации).
Вводный контроль проводится в начале учебного года при наборе детей в
творческие объединения.
2. Промежуточный контроль – осуществляется в процессе усвоения
учебного материала по теме. В рамках этого контроля проводится повторная
проверка (параллельно с изучением нового материала идет повторение
пройденного), периодическая проверка (для наблюдения за усвоением
взаимосвязей между структурными элементами образовательных программ,
для ликвидации пробелов в знаниях и умениях). Этот вид контроля
проводится в конце первого полугодия и в течение всего учебного года по
мере необходимости.
3. Итоговый контроль - осуществляется в конце учебного года для
проверки знаний, умений и навыков по образовательной программе. В
соответствии с результатами итогового контроля определяется, насколько
достигнуты результаты программы каждым ребенком, полнота выполнения
образовательной программе.
Основные показатели результатов обучения по образовательной
программе включают в себя:
Практическую подготовку учащихся (что за определенный промежуток
времени ребенок должен научиться делать);
Теоретическую подготовку учащихся (какой объем знаний в результате
обучения он должен усвоить за определенный промежуток времени);
Предметные достижения за данный промежуток времени (призовые
места в выставках, конкурсах);
Личностное развитие учащихся.
Условия реализации программы
Материально-техническая база:
кабинеты для занятий оборудованы необходимыми инструментами и
приспособлениями (учебной доской, специально оборудованными столами,
шкафами для хранения материалов и пр.).
индивидуальные комплексы дидактического материала для каждого
учащегося: лекала, трафареты, шаблоны и пр.;
технологические карты;
альбомы с образцами, фотографиями и схемами, собрана обширная
библиотека
по
прикладному
творчеству,
методической
литературы
по
предмету;
материалы, инструменты, приспособления;
рабочий материал.
Внешние условия:
посещение выставок и участие в выставках.
Учебно-тематический план
№
Наименование раздела
Количество часов
всего
теория
практ.
экскурс
I
Вводное занятие
2
2
II
Исторические сведения
3
3
III
Вертушка-игрушка с ветром
9
2
7
IV
Игрушки из бросового материала
30
4
26
V
Игрушки-Неваляшки
26
4
22
VI
Игрушки-Дергунчики
34
6
28
VII
Конструирование и моделирование
60
8
52
VIII
Игрушки на колесах
13
2
11
IX
Оформление выставочных работ
2
2
X
Творческий вечер с приглашением
родителей.
1
1
Итого:
180
31
149
Содержания программы
Раздел 1. Вводное занятие.
Теоретическая часть:
Ознакомление учащихся с содержанием изучаемого предмета. Изучение и
повторение ПТБ.
Раздел 2. Исторические сведения.
Теоретическая часть:
История появления игрушек. История технической игрушки
Раздел 3.
Вертушка-игрушка с ветром
Теоретическая часть:
Необходимые материалы для изготовление игрушки.
Практическая часть:
Работа
с
шаблонами.
Изготовление
большого
цветка
по
шаблону.
Изготовление
маленького
цветка
по
шаблону.
Изготовление
движущегося
механизма. Соединение деталей. Окончательная отделка работы.
Раздел 4. Игрушки из бросового материала.
Теоретическая часть:
Значение игрушки Зайка-каталка. Значение игрушки кота-гимнаста. Значение
игрушки комод из спичек. Необходимые материалы.
Практическая часть:
Работа с шаблонами. Заготовка основы. Изготовление колес и ручки для
подвижного механизма. Изготовление головы. Изготовление ушек, ножек,
ручек. Соединение деталей.
Изготовление мордочки. Изготовление колес и ручки для подвижного
механизма. Оформление дополнительными материалами и окончательная
отделка работы. Изготовление основы. Изготовление движущегося
механизма. Подготовка материала к работе. Сборка основания комода.
Декорирование комода дополнительными материалами.
Раздел 5. Игрушки-Неваляшки
Теоретическая часть:
Значение игрушки Гнедой конь, мышки в сыре, кувыркающийся медвежонок
Необходимые материалы.
Практическая часть:
Изготовление заготовок. Соединение заготовок. Изготовление головы .
Сборка заготовок и декорирование дополнительными материалами..
Изготовление туловища.
Раздел 6. Игрушки-Дергунчики
Теоретическая часть:
Значение игрушки Сова, Клоун, Цветочек. Необходимые материалы.
Практическая часть:
Работа с шаблонами. Заготовка деталей. Изготовление туловища.
Изготовление крыльев. Изготовление глаз, крепления для крыла.
Изготовление движущегося механизма. Сборка заготовок и декорирование
дополнительными материалами. Изготовление головы. Изготовление одежды
для клоуна .Соединение клоуна с основой. Окончательная отделка и
декорирование дополнительными материалами. Изготовление листьев.
Изготовление лепестков. Соединение лепестков с движущимся механизмом.
Раздел 7. Конструирование и моделирование.
Теоретическая часть:
Значение игрушки Колодец из спичек, мельница, кинетическая скульптура
«Осенний листопад», механическая игрушка «Червячок», самоходный
дракончик, механическая игрушка «Кот-рыболов». Необходимые материалы.
Практическая часть:
Изготовление основы. Изготовление крыши. Изготовление движущегося
механизма и ведерка. Соединение деталей и декорирование
дополнительными материалами. Изготовление основы. Изготовление
движущегося механизма и лопастей. Соединение деталей. Изготовление
листьев. Соединение листьев с проволокой. Соединение деталей.
Окончательная отделка. Изготовление червячка. Соединение деталей.
Изготовление туловища. Изготовление головы. Изготовление самоходного
механизма. Изготовления котика. Изготовления рыбок. Изготовления озера и
мостика. Сборка деталей озера и мостика. Сборка композиции.
Окончательная отделка.
Раздел 8. Игрушки на колесах
Теоретическая часть:
Значение игрушки Паровозик. Необходимые материалы.
Практическая часть:
Подготовка деталей. Работа по шаблонам. Изготовление деталей паровозика.
Изготовление деталей вагончика. Изготовление движущегося механизма.
Изготовление грузового вагончика. Сборка деталей. Окончательная отделка.
Декорирование дополнительными материалами. Оформление выставочных
работ.
Творческий вечер с приглашением родителей.
Тематический план и методическое обеспечение дополнительной
образовательной программы
«Фантазеры»
1 год обучения
№
п/п
Тематический план
Методическое обеспечение
Тема занятий
Кол-
во
часов,
дата
Форма
занятий
Форма
Подведения
итогов по
разделу
Технич.
оснащение
рздела
Дидактич.
материал
раздела
1
2
3
4
5
6
7
І
1
Вводное занятие
составление
плана работы.
Гигиена труда.
Правила Т.Б.на
занятиях
2
Беседа,
инструктаж
Краткий
опрос
Инструктаж
по охране
труда
ІІ
Исторические
сведения
3
2
История
появления
игрушек.
2
Беседа,
лекция
Краткий
опрос
Литература с
историческим
и сведениями
3
История
технической
игрушки
1
ІІІ
Вертушка-
игрушка с
ветром
9
4
Необходимые
материалы. Работа
с шаблонами
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Образец
готового
изделия
Инструкционн
ые карты
5
Изготовление
большого цветка
по шаблону
2
Рассказ,
практическ
ая работа
Краткий
опрос
Образец
готового
изделия
Готовые
шаблоны
6
Изготовление
маленького цветка
по шаблону
1
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Образец
готового
изделия
Готовые
шаблоны
7
Изготовление
движущегося
механизма
2
Образец
готового
изделия
Готовые
шаблоны
8
Соединение
деталей.
Окончательная
отделка работы.
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда и
личной
гигиены
IV Игрушки из
бросового
материала
30
9
Зайка-каталка.
Необходимые
материалы. Работа
с шаблонами
1
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Материалы
для работы
10
Заготовка основы
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда и
личной
гигиены
11
Изготовление
колес и ручки для
подвижного
механизма
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда и
личной
гигиены
12
Изготовление
головы
1
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда и
личной
гигиены
13
Изготовление
ушек, ножек,
ручек
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда и
личной
гигиены
14
Соединение
деталей
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда и
личной
гигиены
15
Изготовление
мордочки
1
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда и
личной
гигиены
16
Изготовление
колес и ручки для
подвижного
механизма
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда и
личной
гигиены
17
Оформление
дополнительными
материалами и
окончательная
отделка работы.
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
18
Кот-гимнаст.
Необходимые
материалы. Работа
с шаблонами
1
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Образец
готового
изделия
Инструктаж
по охране
труда и
личной
гигиены
19
Изготовление
основы
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда и
личной
гигиены
20
Изготовление
движущегося
механизма
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
21
Соединение
деталей
1
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
22
Оформление
дополнительными
материалами и
окончательная
отделка работы.
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
23
Комод из
спичечных
коробков.
Необходимые
материалы.
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Образец
готового
изделия
Инструктаж
по охране
труда
24
Подготовка
материала к
работе.
1
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
25
Сборка основания
комода
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
26
Декорирование
комода
дополнительными
материалами
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
V
Игрушки-
Неваляшки
27
Гнедой конь.
Необходимые
материалы.
1
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Образец
готового
изделия
Инструктаж
по охране
труда
28
Изготовление
заготовок.
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
29
Соединение
заготовок
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
30
Изготовление
головы
1
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
31
Сборка заготовок
и декорирование
дополнительными
материалами
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
32
Мышки в сыре.
Необходимые
материалы.
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Образец
готового
изделия
Инструктаж
по охране
труда
33
Изготовление
заготовок.
1
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
34
Соединение
заготовок
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
35
Изготовление
головы
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
36
Сборка заготовок
и декорирование
дополнительными
материалами
1
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
37
Кувыркающийся
медвежонок.
Необходимые
материалы.
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Образец
готового
изделия
Инструктаж
по охране
труда
38
Изготовление
движущегося
механизма
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
39
Изготовление
туловища
1
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
40
Изготовление
головы
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
41
Соединение
деталей.
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
42
Сборка заготовок
и декорирование
дополнительными
материалами
1
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
VI
Игрушки-
Дергунчики
43
Сова
Необходимые
материалы. Работа
с шаблонами
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Образец
готового
изделия
Инструктаж
по охране
труда
44
Заготовка деталей
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
45
Изготовление
туловища
1
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
46
Изготовление
крыльев
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
47
Изготовление глаз,
крепления для
крыла
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
48
Изготовление
движущегося
механизма
1
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
49
Сборка заготовок
и декорирование
дополнительными
материалами
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
50
Клоун.
Необходимые
материалы. Работа
с шаблонами
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Образец
готового
изделия
Инструктаж
по охране
труда
51
Изготовление
движущегося
механизма
1
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
52
Изготовление
головы
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
53
Изготовление
одежды для
клоуна
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
54
Сборка заготовок
1
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
55
Соединение
клоуна с основой
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
56
Окончательная
отделка и
декорирование
дополнительными
материалами
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
57
Цветочек.
Необходимые
материалы. Работа
с шаблонами
1
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Образец
готового
изделия
Инструктаж
по охране
труда
58
Изготовление
движущегося
механизма
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
59
Изготовление
листьев
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
60
Изготовление
лепестков
1
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
61
Соединение
лепестков с
движущимся
механизмом
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
62
Окончательная
отделка и
декорирование
дополнительными
материалами
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
VII
Конструирование
и моделирование
63
Колодец из
спичек.
Необходимые
материалы.
1
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Образец
готового
изделия
Инструктаж
по охране
труда
64
Изготовление
основы
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
65
Изготовление
крыши
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
66
Изготовление
движущегося
механизма и
ведерка
1
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
67
Соединение
деталей и
декорирование
дополнительными
материалами
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
68
Мельница
Необходимые
материалы.
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Образец
готового
изделия
Инструктаж
по охране
труда
69
Изготовление
крыши
1
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
70
Изготовление
основы
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
71
Изготовление
движущегося
механизма и
лопастей
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
72
Соединение
деталей
1
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
73
Декорирование
дополнительными
материалами
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
74
Кинетическая
скульптура
«Осенний
листопад»
Необходимые
материалы.
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Образец
готового
изделия
Инструктаж
по охране
труда
75
Изготовление
движущегося
механизма
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
76
Изготовление
листьев
1
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
77
Соединение
листьев с
проволокой
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
78
Соединение
деталей.
Окончательная
отделка
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
79
Механическая
игрушка
«Червячок».
Необходимые
материалы.
1
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Образец
готового
изделия
Инструктаж
по охране
труда
80
Изготовление
основы для
игрушки.
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
81
Изготовление
движущегося
механизма
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
82
Изготовление
червячка
1
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
83
Соединение
деталей.
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
84
Окончательная
отделка.
Декорирование
дополнительными
материалами
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
85
Самоходный
дракончик.
Необходимые
материалы.
1
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Образец
готового
изделия
Инструктаж
по охране
труда
86
Изготовление
туловища
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
87
Изготовление
головы
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
88
Изготовление
самоходного
механизма
1
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
89
Соединение
деталей.
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
90
Окончательная
отделка.
Декорирование
дополнительными
материалами
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
91
Механическая
игрушка «Кот-
рыболов».
Необходимые
материалы.
1
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Образец
готового
изделия
Инструктаж
по охране
труда
92
Изготовление
движущегося
механизма
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
93
Изготовления
котика
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
94
Соединение
котика с
движущимся
механизмом.
1
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
95
Изготовления
рыбок
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
96
Изготовления
озера и мостика
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
97
Сборка деталей
озера и мостика
1
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
98
Сборка
композиции.
Окончательная
отделка.
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
VIII Игрушки на
колесах
13
99
Паровозик.
Необходимые
материалы.
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Образец
готового
изделия
Инструктаж
по охране
труда
100
Подготовка
деталей. Работа по
шаблонам
1
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы
Инструктаж
по охране
труда
101
Изготовление
деталей
паровозика
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
102
Изготовление
деталей вагончика
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
103
Изготовление
движущегося
механизма
1
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
104
Изготовление
грузового
вагончика
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
105
Сборка деталей.
2
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
106
Окончательная
отделка.
Декорирование
дополнительными
материалами
1
Беседа,
игровой
сюжет.
Краткий
опрос
Инструмент
ы для
работы.
Инструктаж
по охране
труда
IX
107
Оформление
выставочных
работ
2
X
108
Творческий
вечер с
приглашением
родителей.
1
Календарно-тематическое планирование
«Фантазеры»
1 год обучения.
№
п/п
Тема занятий
Кол-во
часов
Дата по плану.
Факт.
1
2
3
І
1
Вводное занятие составление плана
работы.
Гигиена труда.
Правила Т.Б.на занятиях
2
ІІ
Исторические сведения
3
2
История появления игрушек.
2
3
История технической игрушки
1
ІІІ
Вертушка-игрушка с ветром
9
4
Необходимые материалы. Работа с
шаблонами
2
5
Изготовление большого цветка по
шаблону
2
6
Изготовление маленького цветка по
шаблону
1
7
Изготовление движущегося механизма
2
8
Соединение деталей. Окончательная
отделка работы.
2
IV
Игрушки из бросового материала
30
9
Зайка-каталка. Необходимые материалы.
Работа с шаблонами
1
10
Заготовка основы
2
11
Изготовление колес и ручки для
подвижного механизма
2
12
Изготовление головы
1
13
Изготовление ушек, ножек, ручек
2
14
Соединение деталей
2
15
Изготовление мордочки
1
16
Изготовление колес и ручки для
подвижного механизма
2
17
Оформление дополнительными
материалами и окончательная отделка
работы.
2
18
Кот-гимнаст. Необходимые материалы.
Работа с шаблонами
1
19
Изготовление основы
2
20
Изготовление движущегося механизма
2
21
Соединение деталей
1
22
Оформление дополнительными
материалами и окончательная отделка
работы.
2
23
Комод из спичечных коробков.
Необходимые материалы.
2
24
Подготовка материала к работе.
1
25
Сборка основания комода
2
26
Декорирование комода дополнительными
материалами
2
V
Игрушки-Неваляшки
27
Гнедой конь. Необходимые материалы.
1
28
Изготовление заготовок.
2
29
Соединение заготовок
2
30
Изготовление головы
1
31
Сборка заготовок и декорирование
дополнительными материалами
2
32
Мышки в сыре. Необходимые материалы.
2
33
Изготовление заготовок.
1
34
Соединение заготовок
2
35
Изготовление головы
2
36
Сборка заготовок и декорирование
дополнительными материалами
1
37
Кувыркающийся медвежонок.
Необходимые материалы.
2
38
Изготовление движущегося механизма
2
39
Изготовление туловища
1
40
Изготовление головы
2
41
Соединение деталей.
2
42
Сборка заготовок и декорирование
дополнительными материалами
1
VI
Игрушки-Дергунчики
43
Сова Необходимые материалы. Работа с
шаблонами
2
44
Заготовка деталей
2
45
Изготовление туловища
1
46
Изготовление крыльев
2
47
Изготовление глаз, крепления для крыла
2
48
Изготовление движущегося механизма
1
49
Сборка заготовок и декорирование
дополнительными материалами
2
50
Клоун. Необходимые материалы. Работа с
шаблонами
2
51
Изготовление движущегося механизма
1
52
Изготовление головы
2
53
Изготовление одежды для клоуна
2
54
Сборка заготовок
1
55
Соединение клоуна с основой
2
56
Окончательная отделка и декорирование
дополнительными материалами
2
57
Цветочек. Необходимые материалы.
Работа с шаблонами
1
58
Изготовление движущегося механизма
2
59
Изготовление листьев
2
60
Изготовление лепестков
1
61
Соединение лепестков с движущимся
механизмом
2
62
Окончательная отделка и декорирование
дополнительными материалами
2
VII
Конструирование и моделирование
63
Колодец из спичек. Необходимые
материалы.
1
64
Изготовление основы
2
65
Изготовление крыши
2
66
Изготовление движущегося механизма и
ведерка
1
67
Соединение деталей и декорирование
дополнительными материалами
2
68
Мельница Необходимые материалы.
2
69
Изготовление крыши
1
70
Изготовление основы
2
71
Изготовление движущегося механизма и
лопастей
2
72
Соединение деталей
1
73
Декорирование дополнительными
материалами
2
74
Кинетическая скульптура «Осенний
листопад» Необходимые материалы.
2
75
Изготовление движущегося механизма
2
76
Изготовление листьев
1
77
Соединение листьев с проволокой
2
78
Соединение деталей. Окончательная
отделка
2
79
Механическая игрушка «Червячок».
Необходимые материалы.
1
80
Изготовление основы для игрушки.
2
81
Изготовление движущегося механизма
2
82
Изготовление червячка
1
83
Соединение деталей.
2
84
Окончательная отделка. Декорирование
дополнительными материалами
2
85
Самоходный дракончик. Необходимые
материалы.
1
86
Изготовление туловища
2
87
Изготовление головы
2
88
Изготовление самоходного механизма
1
89
Соединение деталей.
2
90
Окончательная отделка. Декорирование
дополнительными материалами
2
91
Механическая игрушка «Кот-рыболов».
Необходимые материалы.
1
92
Изготовление движущегося механизма
2
93
Изготовления котика
2
94
Соединение котика с движущимся
механизмом.
1
95
Изготовления рыбок
2
96
Изготовления озера и мостика
2
97
Сборка деталей озера и мостика
1
98
Сборка композиции. Окончательная
отделка.
2
VIII
Игрушки на колесах
13
99
Паровозик. Необходимые материалы.
2
100
Подготовка деталей. Работа по шаблонам
1
101
Изготовление деталей паровозика
2
102
Изготовление деталей вагончика
2
103
Изготовление движущегося механизма
1
104
Изготовление грузового вагончика
2
105
Сборка деталей.
2
106
Окончательная отделка. Декорирование
дополнительными материалами
1
IX
107
Оформление выставочных работ
2
X
108
Творческий вечер с приглашением
родителей.
1
Литература для педагога
Агапова И., М. Давыдова. Поделки из бумаги. Издательство: Лада М:-
2008
Выгодский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст ]
СПб.:СОЮЗ,1997.-96 с.
Гарматин, А. Оригами для начинающих. Ростов-на-Дону, «ИД
ВЛАДИС ИД РИПОЛ КЛАССИК», 2006. – 320 с.
Калмыкова, Н. В., Максимова И. А. Макетирование. Учебное пособие.
Издательство: Архитектура-С, 2004 г.
Коноплева, Н. П. Вторая жизнь вещей. М. Просвещение, 1993. – 176 с.
Кузнецов, В.П. Методика трудового обучения с практикумом в
учебных», 1981. – 223 с.
Лубковска К., Згрыхова И., Делаем это сами. Москва, «Просвещение»,
1983 г.
Парамонова, Л.А. Теория и методика творческого конструирования в
детском саду [ Текст ] / учеб. пособ. для студентов вузов/. — М.:
Издат. Центр«Академия»,2002.-187с.
Перевертень, Г. И. Волшебная флористика. М. АСТ, 2006. – 14 с.
Чиотти Д., Оригинальные поделки из бумаги, Издательство «Мир
книги», 2009
Щеблыкин, И.К. Аппликационные работы в начальных классах. М.
«Просвещение», 1990. – 191 с.
Литература для детей
Афонькин, С.Ю. , Афонькина, Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-
Петербург, «Литера», 1997-160 с.
Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992-
115 с.
Гарматин, А. Оригами для начинающих. Ростов-на-Дону, «ИД
ВЛАДИС ИД РИПОЛ КЛАССИК», 2006. – 320 с.
Каченаускайте, Л. Аппликация. М. АСТ, 2006. – 76 с.
Репьев, С. А. Чудики- юдики. Азбука самоделок. И.Д. «Карапуз», 2005.
– 16 с.
Романовская,А.Л. Забавные поделки. М. АСТ, 2007. – 96 с.
Словарь терминов
1.
Аппликация - художественное произведение, выполненное путём
наклеивания, пришивания бумаги, ткани, соломки, листьев, перьев и
других материалов к основанию.
2.
Инструмент - орудие для производства, каких- либо работ.
3.
Конструирование - процесс создания технических объектов.
4.
Композиция - построение художественного произведения, т.е. взаимное
расположение, величина фигур на выбранном формате.
5.
Макет – объёмное воспроизведение внешнего вида объекта с точным
соблюдением пропорций.
6.
Орнамент – ритмически построенный узор, составленный из
геометрических фигур.
7.
Шаблон – образец из картона, по которому выполняется разметка и
вырезка одинаковых фигур.
Контрольно-измерительный материал к программе «Фантазеры».
Год обучения 1, 5 часов.
1 полугодие.
Теоретическая часть:
Расскажите правила безопасной работы на занятиях.
Расскажите историю появления игрушек.
Расскажите историю
технической игрушки.
Какие материалы и приспособления необходимы для изготовления игрушек.
Какие виды игрушек вы знаете?
Практическая часть:
Изготовление игрушки с использованием технологических карт (по выбору).
2 полугодие.
Теоретическая часть:
Расскажите правила безопасной работы на занятиях.
Какие материалы и приспособления необходимы для изготовления
движущегося механизма?
Расскажите основные правила сборки заготовок.
Расскажите основные правила работы с готовыми шаблонами.
Какие материалы и приспособления необходимы
для
конструирования и
моделирования?
Практическая часть:
Изготовление игрушки с использованием технологических карт (по выбору).
Отбор лучших работ (коллективная работа).
Оформление выставки итоговых работ (коллективная работа).
(0-5 высокий, 3-5 средний, 0-3 низкий).